Научная статья на тему 'Предание о Пышакской Раифской Богоявленской пустыни: мифы и факты'

Предание о Пышакской Раифской Богоявленской пустыни: мифы и факты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пышакская раифская пустынь / вятская и великопермская епархия / монашество / предание / источниковедение / епископ иона. / pyshakskaya raifa hermitage / Vyatka and perm diocese / monasticism / legend / source study / Bishop Jonah.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кустова Елена Витальевна

статья посвящена преданию о создании в Вятской и Великопермской епархии Пышакской Раифской пустыни. Предание используется в исторических исследованиях, начиная еще с конца XIX в. Историки с большим доверием относились к его сведениям, при этом комплексного источниковедческого анализа предания не проводилось. только в работах дореволюционных вятских историков — П. н. Луппова и В. И. Шабалина — выражалось сомнение относительно времени основания пустыни. В данной статье предание впервые комплексно рассматривается в контексте известных источников XVII–XVIII вв. несмотря на узкий круг документов, сохранившихся за 30-летнюю историю монастыря, удалось обнаружить упоминания пустыни в описях, переписных и хлебных книгах, актовых материалах Российского государственного архива древних актов и Центрального государственного архива Кировской области. Впервые публикуются наиболее ранние документальные упоминания о пустыни 1690-х гг., а также сведения о ее сложном экономическом положении в Петровское время. Документы позволили уточнить время появления обители, выдвинуть предположения относительно выбора места ее создания и инициаторов ее постройки. особо подчеркивается роль в создании пустыни архиепископа Вятского и Великопермского Ионы, который сознательно формировал духовный центр на северо-западе епархии из сел с почитаемыми иконами. также благодаря архивным документам пересматривается версия предания о закрытии монастыря, которое было связано с запретительными законами Петра I — в частности, с указом об объединении малобратственных монастырей. отдельно рассматривается история Раифской иконы божией матери. Делаются выводы о недостоверности приведенных в предании сведений о начальной истории пустыни и Раифского образа. В частности в статье доказывается ошибочность тезиса об основании пустыни в конце XVI в., которое произошло столетием позднее. также опровергается версия о том, что пустынь именовалась изначально в честь Раифской иконы божией матери, поскольку ее название на рубеже XVII–XVIII вв. было связано с Раифскими мучениками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LEGEND ON THE PYSHAKSKAYA RAIFA-EPIPHANY HERMITAGE: THE MYTHS AND THE FACTS

The article is devoted to the legend of creation of the raifa monastery in the village of Pyshak of the Vyatka and great Perm’ diocese. Since the late 19th century the legend was used for purposes of research work as the historians relied on its information. however, a comprehensive source analysis was not carried out. First doubts about the time of monastery foundation were expressed only in the pre-revolutionary works of the Vyatka historians Pavel luppov and Vasily Shabalin. In this article the legend for the first time is comprehensively considered in the context of the known sources of the 17th–18th centuries. For the 30-year history of the monastery it is just a narrow circle of documents that has been preserved. Nevertheless, the author has found references to the monastery in the inventories, census and bread books, and also in assembly materials of the russian State Archive of Ancient Acts and the Central State Archive of the kirov region. The earliest documented references to the monastery of the 1690’s, as well as the information on its difficult economic situation in the time of Peter the great, are also published for the first time. These documents allow the researcher to clarify the time of the monastery foundation and put forward an assumption about the initiators of its construction and the choice of monastery location. The author has emphasized the role of Jonah, the Vyatka and great Perm’ Archbishop, who intentionally formed a religious center in the north-west of the diocese choosing the villages with miraculous icons. Also, on the basis of archival documents, a version of the legend concerning closure of the monastery, which was previously associated with the restraining laws of Peter I, in particular with the decree on the unification of small-scale monasteries, is being revised. The history of the raifa icon of the holy mother is considered separately. The author concludes that the information given in the legend about the initial history of the monastery and the raifa icon is unreliable. The article proves the fallacy of the thesis about monastery foundation at the end of the 16th century, which actually occurred a century later. Also refuted is the version that the monastery was originally named in honor of the raifa icon of the mother of god, since the name given at the turn of the 17th–18th centuries was associated with the martyrs of raifa.

Текст научной работы на тему «Предание о Пышакской Раифской Богоявленской пустыни: мифы и факты»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1(29). 83-97

УДК 271-055.1

Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10104

Е. В. Кустов а

ПРЕДАНИЕ О ПЫШАКСКОй РАИФСКОй БОГОЯВЛЕНСКОЙ ПУСТЫНИ: мифы и ФАКТЫ

Аннотация. Статья посвящена преданию о создании в Вятской и Ве-ликопермской епархии Пышакской Раифской пустыни. Предание используется в исторических исследованиях, начиная еще с конца XIX в. Историки с большим доверием относились к его сведениям, при этом комплексного источниковедческого анализа предания не проводилось. Только в работах дореволюционных вятских историков — П. Н. Луппова и В. И. Шабалина — выражалось сомнение относительно времени основания пустыни. В данной статье предание впервые комплексно рассматривается в контексте известных источников ХУН-ХУШ вв. Несмотря на узкий круг документов, сохранившихся за 30-летнюю историю монастыря, удалось обнаружить упоминания пустыни в описях, переписных и хлебных книгах, актовых материалах Российского государственного архива древних актов и Центрального государственного архива Кировской области. Впервые публикуются наиболее ранние документальные упоминания о пустыни 1690-х гг., а также сведения о ее сложном экономическом положении в Петровское время. Документы позволили уточнить время появления обители, выдвинуть предположения относительно выбора места ее создания и инициаторов ее постройки. Особо подчеркивается роль в создании пустыни архиепископа Вятского и Великопермского Ионы, который сознательно формировал духовный центр на северо-западе епархии из сел с почитаемыми иконами. Также благодаря архивным документам пересматривается версия предания о закрытии монастыря, которое было связано с запретительными законами Петра I — в частности, с указом об объединении малобратствен-ных монастырей. отдельно рассматривается история Раифской иконы Божией Матери. Делаются выводы о недостоверности приведенных в предании сведений о начальной истории пустыни и Раифского образа. В частности в статье доказывается ошибочность тезиса об основании пустыни в конце XVI в., которое произошло столетием позднее. Также опровергается версия о том, что пустынь именовалась изначально

© Е. В. Кустова, 2020

83

в честь Раифской иконы Божией Матери, поскольку ее название на рубеже XVII-XVIII вв. было связано с Раифскими мучениками.

Ключевые слова: Пышакская раифская пустынь, вятская и велико-пермская епархия, монашество, предание, источниковедение, епископ иона.

цитирование. кустова е. в. Предание о Пышакской Раифской Богоявленской пустыни: мифы и факты // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 83-97. DOI: 10.24411/2224-5391-202010104

Сведения об авторе. Кустова Елена Витальевна — доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и политических наук Вятского государственного университета, заведующая кафедрой исторических дисциплин Вятского духовного училища (Россия, г. Киров). E-mail: kustovael@yandex.ru

Поступила в редакцию 18.07.2019 Принята к печати 20.12.2019

В истории Вятской земли были монастыри с очень короткой судьбой. К ним можно отнести пустынь в с. Пышак, основанную в конце XVII в. и закрытую в 1724 г. Она располагалась в Орловском уезде, в 50 верстах к северо-востоку от г. Орлова, при р. Пышак, впадающей в р. Великую1.

При изучении подобных обителей каждый документ приобретает особую значимость. Поэтому историки, описывая историю Пышакской обители и связанного с ней Раифского образа, традиционно опирались на местное предание. При этом предание не подвергалось комплексному источниковедческому анализу.

Отметим, что само предание не известно по источникам XVII-XVIII вв. Его записали священники со слов старожилов во второй половине XIX в., с отрывом от описываемых событий в 200 лет. Других исторических документов в то время не было известно. В статье 1881 г. священник П. Макаров отмечал, что после пожара 1818 г. пышакского храма его документы сгорели2.

1 Зверинский в. в. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. С. 145.

2 Макаров П., свящ. Икона Раифской Божией Матери в селе Пышакском // ВЕВ. 1881.

Первая часть предания говорит об основании пустыни. По его словам, еще в XVI в. в Пышакском раменье стали селиться монахи. «Когда число отшельников значительно увеличилось и была уже построена деревянная церковь, тогда настоятель этой пустыни с несколькими благочестивыми старцами, в царствование Феодора Иоанновича3, предприняли путешествие в царствующий град Москву...» для получения разрешения на создание обители и построение храма. Царь не только дал грамоту на основание монастыря, но и пожаловал вновь образованной пустыни земли, сенные покосы и рыбные ловли по р. Великой и Озернице, около 33 десятин. Причем на р. Озернице имелись покосы и три мельницы. Патриарх же выдал антиминс и посвятил монахов в священнический и диаконский сан. Также старцам была подарена икона Раифской Божией Матери: «В новоустроенный храм Царем Феодором Иоанновичем пожалован был образ Раифской Божией Матери, который был написан на кипарисной доске, на горе Афонской, и незадолго перед приходом в Москву старцев из пустыни был прислан с Афона Царю на благословение»4.

Указанные сведения неоднократно использовал в своих работах современный исследователь почитания вятских икон А. В. Маркелов. В частности, в одной из статей он писал: «В нескольких верстах к северу от с. Великорецкого собрались те, кто любил заниматься богомыслием, и основали мужскую пустынь. Примерно между 1586-1598 гг. вятчане отправились в Москву, получили от Патриарха Иова и антиминс, и рукоположение, а от царя Феодора Иоанновича — Раифский образ Божией Матери, который был написан на Афоне и прислан царю в благословение... Нами было высказано предположение, что это список с афонской иконы Божией Матери "Отрада и утешение". По возвращении на Вятку

№ 15. С. 394. По сообщению А. Маркелова, аналогичный текст см.: О пышакском приходе 2-го благочиния Орловского уезда // Вятские губернские ведомости. 1883. Ч. неоф. № 63. С. 3; Рукопись текста — «Сведения о пышакском приходе Верховского благочиния Орловского уезда» // Центральный государственный архив Кировской области (далее — ЦГАКО). Ф. 574. Оп. 1. Д. 950/7 оц. Л. 674-679.

3 В другом варианте предания называется имя царя Ивана Грозного (чудотворные и особо почитаемые иконы в Вятской губернии // Календарь Вятской губернии за 1880 год. Вятка, 1879. С. 32-33).

4 Макаров П., свящ. Икона Раифской Божией Матери в селе Пышакском // ВЕВ. 1881. № 15. С. 395.

храм освятили в честь афонского образа, и обитель стала называться "Раифско-Богоявленскою". Во время Смуты начала XVII в. Раифская пустынь подверглась нападению. Во время него братия, запершись в храме, молилась перед своей святыней. Неожиданно нападающих поразила слепота. Нападавшие начали каяться перед старцами и даже изъявили желание принять крещение, после чего прозрели»5.

Но чтобы использовать предание как исторический источник, необходимо оценить степень его достоверности, сравнив с имеющимися документами XVII-XVШ вв.

Сразу отметим, что в дозорных, писцовых и переписных книгах вятских земель XVII в. ни Пышак, ни Пышакский монастырь не упоминаются. Сам топоним Пышак появляется достаточно поздно. Наиболее раннее его упоминание относится к купчей крепости 1683 г.: «Октября в 17 день явлена купчая, а в ней ... Великорецкого стану Аника Ларионов сын Тупицын продал Хлынова города Григорью Иванову сыну Ердякову заимочку свою новоросчисную..., а та заимочка в Великорецком стану в починке Пышаке»6.

По сведениям П. Н. Луппова, пустынь была устроена на диком раменье Пышак, данном хлыновскому Богоявленскому собору в 1692 г.7 Указанный год (1691/92) присутствует и у вятского архивариуса В. И. Шабалина, который 20 лет работал с архивными делами Вятской духовной консистории8. К сожалению, конкретного документа в доказательство этого факта они не приводят.

Наиболее ранняя запись о пустыни в источниках относится к 1690/91 г.: «Во 199-м году сентября в 12 день... дано на льготу, а после лготы на оброк новозаводной пустыни Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, что словет Ираивская, старцу Александру з братиею в Великоретцком оброчном стану диково Пышачного раменья под монастырьское строение и братие на препитание... А в прошлом во

5 Маркелов А. В. Влияние местночтимых икон и святых Вятско-Камского региона на общественную жизнь (на примере Вятской епархии второй половины XVII в.) // Вестник ВятГГУ 2010. № 3 (1). С. 35.

6 РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 2140. Л. 33-34 (сообщено А. Л. Мусихиным).

7 Луппов П. Н. История вятских сел // Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. Киров, 1995. С. 163.

8 Шабалин В. И. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии // ЦГА-КО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 5. Л. 26, 367.

192-м году то ж вышеписанное раменье по тем же вышеписанным межам дано было на оброк под пашню Григорью Ердякову да Аничке Тупи-цыну с товарыщи, и против указу великих государей и оброчных денег им, Григорью и Аничке, иметьца сошного письма того раменья в даче на треть и на пол-пол-чети выти земли, а что сверх их Аничкина сошного письма и велено тем раменьем владеть и пашня роспахивать впредь на монастырское строение и братие на препитание новозаводной пустыни старцу Александру з братиею. А льготы им дано на 3 годы»9.

Следующий по времени источник, в котором упоминается пустынь, — это оброчная грамота 1696 г. в «Списке с приходных лготных книг 204-го году»: «Июня в 20 день дано на оброк до писцов Ираифской пустыни строителю иеромонаху Филарету з братею на препитание рыбная ловля в Великоретцком оброчном стану близ той Ираифской пустыни подле Великую реку 3 озерка, словут одно Зуево, а другое Лебяжье, третье Лываское, да четвертое Волоковое с ыстоки и с вешными заливы, буде спору ни с кем не будет, а оброку Великого государя в казну платить с той рыбной ловли ему, строителю з братьею, по 10 денег на год»10.

В Перечневой выписке книг Вятской епархии 1703 г. пустынь названа «новоселебной», т. е. построенной недавно11. Это же подтверждается и в описании монастыря 1724-1725 гг., где отмечено, что «та пустыня построена после означенных переписных 186 (1678. — Е. К.) году книг»12.

Почему обитель была устроена именно в этом месте? По мнению П. Н. Луппова, как упоминалось выше, пустынь была устроена на бывших землях Богоявленского собора. Косвенно об этой связи свидетельствует перепись 1710 г. В Великорецком оброчном стане, где в «Пышацкой волости» располагалась «Ираифская пустынь», упоминается 3 починка Пы-шацких, причем один из них принадлежал Богоявленскому собору г. Хлы-нова. Всего собор владел в указанной волости 13 деревнями и починками и 18 крестьянскими и бобыльскими дворами13. Возможно, что именно

9 РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Вятка. № 12. Л. 438 об.-440 об. (сообщено А. Л. Мусихиным).

10 Там же. Оп. 2. Д. 208. Л. 24-24 об. (сообщено А. Л. Мусихиным).

11 Там же. Ф. 237. Оп. 1. Д. 665. Л. 25 об.

12 Ведомость о Вятском архиерейском доме и о монастырях, составленная в первой четверти XVIII в. (сост. по указу Св. Синода от 22 июня 1725 г.) // ТВУАК. 1912. Вып. 1-2. Отд. 2. С. 169.

13 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098. Л. 918-918 об., 938 об., 954 об., 955 об.

причт Богоявленского собора стал инициатором построения пустыни. Это могло бы объяснить и именование пустыни Богоявленской.

По мнению В. И. Шабалина, она была основана архиепископом Вятским и Великопермским Ионой14. Здесь автор, вероятно, имел в виду, что владыка выдал грамоту на основание пустыни. Но, возможно, его роль была более значительной. Село Пышак располагается примерно на расстоянии 10 верст от с. Великорецкого, куда ежегодно из хлынова приносился почитаемый образ Николы Великорецкого15, и примерно на таком же расстоянии от с. Верховино, где находилась чтимая икона Преображения Господня16. Паломники, шедшие в одно из сел, старались посетить и соседние села, где находились почитаемые образа. Возможно, что Иона через основание обители стремился создать на северо-западной окраине Вятской земли духовный центр, который бы объединил все три села — Великорецкое, Верховино и Пышак, расположенные на р. Великой.

В целом сохранившиеся источники позволяют утверждать, что пустынь появилась не в конце XVI в., а около 1690 г., скорее всего на землях Богоявленского собора, получив от царя в оброк земельные угодья.

Первое описание пустыни появляется в переписи 1710 г.: в Велико-рецком оброчном стану «волость Пышацкая, а в той волости монастырь, что словет Ираифская пустыня, а в том монастыре строитель иеромонах Авраамий з братиею 13 человек, да келей 4, да хлебная, да за оградою двор скотцкой, а в том дворе работник Роман Родионов сын Кырчюнов 60 лет, да в том же монастыре церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тогож монастыря заоградные жители. Во дворе поп Кирило Юдин сын Спицын 40 лет, у него жена <...> Во дворе пономарь Яков Васильев сын Васенин 20 лет у него жена.»17. «Тогож мо-

14 Шабалин В. И. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии. Л. 26, 367.

15 Повести о Великорецкой иконе святителя Николая: памятники вятской письменности XVП-XVШ вв. / изд. А. С. Верещагин // ТВУАК. 1905. Вып. 4. Отд. 2. С. 28-102; Великорецкая икона святителя Николая. История и современность. Вятка, 2008; Ки-бардин Ф. О Великорецкой иконе св. Николая. Вятка, 1893 и др.

16 Макаров П., свящ. Икона Преображения Господня в селе Верховском Орловского уезда // ВЕВ. 1881. № 14. С. 374-380; Чернышев А., свящ. Крестные ходы в Вятской епархии // ВЕВ. 1903. № 14. С. 664-667; Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914. С. 3.

17 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098. Л. 918-918 об.

настыря деревень и починков 12 в них крестьянских дворов 14 во дворех людей.»18. По данным П. Н. Луппова, в 1722 г. пустынь владела 13 крестьянскими дворами со 142 душами19.

Ее 30-летняя судьба была исполнена лишений. Перечневая выписка из приходных и расходных денежных и хлебных книг Вятской епархии 1703 г. свидетельствует о достаточно бедной жизни монашествующих. В это время обитель возглавлял строитель иеромонах Иаков («Ияков»), которому помогал казначей старец Симеон. Единственным денежным доходом за год являлись помольные деньги с монастырской мельницы на р. Озерницы 2 рубля 5 алтына 4 деньги (2,17 руб.) Указанные средства уходили на уплату оброка за рыбные ловли (3 а. 2 д.), покупку для братии черного сермяжного сукна на свитки 35 аршин (1 р. 16 а. 4 д.), холста (10 а. 4 д.), 5 серпов (4 а. 4 д.), лаптей на братию (2 а. 4 д.), нитей на обшивку братии (2 д.).

С монастырских новорасчистных заимок монастырь в 1703 г. получил 15 четв. с осминой ржи20, 20 четв. овса, 3 четв. ячменя. Весь хлеб расходовался на 11 человек братии. «А сверх того питаемся мы, строитель с братиею, мирским подаянием милостынию, а на церковную утварь, на воск, на ладан, на вино церковное собираем от подаяния православных христиан», — сообщал настоятель21.

В 1711 г. ситуация по-прежнему была сложной, поэтому братия обители вместе с иными монастырями Вятской епархии подали новому сибирскому губернатору М. П. Гагарину челобитную о помощи. В частности, старцы сообщали, что в 1704 г. по царскому указу стольник Иван Данилов «положил денежного оброку Раифской новозаводной пустыни на меленки колесчатую и мутовку что на речках Озернице да Плоской рубль дватцать три алтына две денги», с того времени «платим мы, богомольцы твои, отскудали и обнищали, и платить ныне нам, богомольцом твоим, стало нечем, для того что та пустыня самая скудная и заводится вново, и питаемся мы, богомольцы твои, мирским подаянием мило-

18 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098. Л. 954 об.

19 Луппов П. Н. История вятских сел. С. 163.

20 К концу XVII столетия четверть = 8 пудов = 131,04 кг и фигурирует как «московская осьмипудовая четверть». 1 четверть = 2 осьминам. При том прожиточный минимум составлял 3 четв. на человека.

21 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 665. Л. 25 об.-26.

стынею». Ради великого государя «многолетного здравия» они просили мельничного оброка с них не брать. Подал прошение «Раифской пустыни посланной монах Тихон з братьею». Губернатор, с сочувствием относившийся к монастырским нуждам, написал небрежным почерком резолюцию: «.не спрашивать с них оброку»22.

После этого материальная ситуация стала постепенно исправляться. Но несмотря на это в 1724 г. монастырь был закрыт в соответствии с петровским указом о ликвидации малобратственных монастырей. Братия и основное имущество были переведены в Богословский Подгородный монастырь, расположенный в 2 верстах от г. Хлынова23. Предание, которое не дает даты закрытия монастыря, представляет эти события иначе: «Между тем, в то время большая часть из монашествующих Ра-ифско-Богоявленской пустыни, любящие безмолвие, разошлись по другим, более уединенным монастырям, так что в оной пустыни оставалась весьма малое число монашествующей братии, церковь и прочее строение совершенно обветшали, а затем пустынный Раифско-Богоявлен-ский храм со всеми строениями сгорел до основания, кроме самой иконы Раифской Богородицы. Тогда оставшиеся в пустыни в незначительном числе монашествующая братия были, по распоряжению начальства, переведены в Хлыновский Богословский монастырь»24. Отметим, что по переписи 1710 г. в пустыне проживало 13 монахов, а в 1724 г. — 15 человек25. Кроме того, в округе не было других, «более уединенных монастырей». Поэтому обстоятельства закрытия обители, представленные в предании, также представляются фантазией автора. Равно как и в документах обители начала XVIII в. упоминаний о пожаре не встречается, хотя и полностью отрицать подобный факт нельзя.

Однако на этом вопросы к преданию не заканчиваются. Центральное место в нем занимает история образа Раифской Божией Матери.

Вернемся к моменту, когда старцы получили от царя афонский образ Раифской Божией Матери. «Принесенный из Москвы св. образ

22 РГАДА. Ф. 1113. Оп. 1. Д. 28. Л. 122.

23 Ведомость о Вятском архиерейском доме и о монастырях, составленная в первой четверти XVIII в. (сост. по указу Св. Синода от 22 июня 1725 г.) // ТВУАК. 1912. Вып. 1-2. Отд. 2. С. 169.

24 Макаров П., свящ. Икона Раифской Божией Матери. С. 399.

25 ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 81. Д. 5. Л. 51, 52, 54-55 об.; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098. Л. 918-918 об.

Раифской Божией Матери отшельники пустыни с радостию приняли, как благословение святой Афонской горы26 и дар царя, и поставили его в новоустроенный деревянный храм, по освящении которого назвали пустынь Раифско-Богоявленскою.

Черемисы, делавшие в то время набеги на села Верховское и Ве-ликорецкое, не раз покушались разрушить и ограбить смежную с сими селами пустынь и храм Раифско-Богоявленский; но все их попытки, при благодатном покровительстве обители Царицы Небесной, оставались безуспешными. Раздраженные этими неудачами, черемисы в одно время во множестве с ожесточением нападали на безоружных старцев Раифско-Богоявленской пустыни, с целию всех их убить, церковное имущество похитить, а самый храм и кельи старцев предать пламени. В это время вся братия, запершись в церкви, в слезах перед иконою Раифской Богородицы принесли усердные молитвы. Царица небесная, вняв усердным их молитвам, поразила слепотою черемис, которые на другой день раскаялись перед братией и, по убеждению старцев-иноков, изъявили согласие принять св[ятое] крещение, после чего они прозрели. На месте, где черемисы поражены были слепотою, истекает в изобилии источник воды, из которого пользуются водою пышакские жители. В память сего события над сим источником тотчас же старцами Раифско-Богоявленской пустыни воздвигнута была деревянная часовня. На этом месте и в настоящее время находится, обитая тесом, деревянная часовня, не далее 400 шагов от теперешнего пышакскаго храма.»27.

Обратим внимание на несколько моментов. Во-первых, марийцы нападали на вятские земли преимущественно с XV до начала XVII в. Для рубежа XVII-XVШ вв. подобные нападения не были характерны. По-видимому, эта история во многом была заимствована из предания об образе Спаса Колотого из соседнего с. Верховино, чья история действительно связана со Смутным временем и нападением марийцев. Содержательно они во многом совпадают: там также сообщалось о нападении марийцев на монахов, внезапном их ослеплении при попытке причинить вред и прозрении после покаяния и крещения. История с Верховинским образом проис-

26 По другой версии, икона прибыла к царю Ивану Грозному не с Афона, а с Синая, из Раифской пустыни (Чудотворные и особо почитаемые иконы в Вятской губернии // Календарь Вятской губернии за 1880 год. Вятка, 1879. С. 32-33).

27 Макаров П., свящ. Икона Раифской Божией Матери в селе Пышакском // ВЕВ. 1881. № 15. С. 396-397.

ходила, судя по преданию, в 1609 г.28 Но в отличие от Пышакской пустыни эти события подтверждаются официальными документами. Митрополит Сарский и Подонский Иона 22 сентября 1618 г. выдал грамоту церковному старосте Стефану Словутину на возобновление разоренного марийцами верховского храма. В ней в частности сообщалось, что «луговая черемиса приходила на Верховскую волость войною, и храм Божий разорила, и тот храм стоит пуст без пения, а чудотворный образ благолепного Преображения Господня стоит у Николы Чудотворца Великорецкого, на погосте»29. нельзя исключать, что определенное влияние могло оказать и предание о Раифском образе в Казани, где также присутствовали марийцы.

Но, пожалуй, главным фактом является то, что Раифского образа Божией Матери на рубеже XVI-XVII вв. не существовало. В истории Русской Православной Церкви известна лишь Раифская икона Богородицы из одноименной пустыни Казанского уезда — список с Грузинской иконы Божией Матери. Она имеет следующую историю. В 1622 г. персидский шах Аббас разорил и завоевал Грузию. В числе святынь, захваченных персами, оказалась и Грузинская икона. Ее выкупил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Лыткина Стефан Лазарев. Вскоре новому владельцу иконы Георгию Лыткину было откровение: икону необходимо пожертвовать в Красногорскую обитель близ Холмогор. В 1629 г. купец передал образ монастырю.

В казанскую Раифу с Русского Севера он попал только в 1661 г. (по другой версии в 1662 г.), в связи с официальным созданием там монастыря, хотя пустынь существовала в этих местах и в предшествующее время30. В 1660-х гг. в обители были построены три деревянные церкви: во имя преподобных отец, в Раифе и Синае избиенных (по ней пустынь стала именоваться Раифской), в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Грузинской иконы Божией Матери, в честь образа, принесенного из Архангельской епархии. Раифской икона станет именоваться позднее, по названию монастыря.

28 Макаров П., свящ. Икона Преображения Господня в селе Верховском Орловского уезда // ВЕВ. 1881. № 14. Отд. неоф. С. 374-380.

29 Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914. С. 3.

30 Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии // Lib.ru: Журнал «Самиздат». URL: http://samlib.rU/r/roshektaew_a_w/putevoditel.shtml (дата обращения: 17.07.2019).

По мнению А. В. Маркелова, который ссылается на летопись Тихвинской церкви с. Вишкель, Раифской могла назваться икона Божией Матери «Отрада и Утешение»31. Однако в летописи икона именуется не Раифской, а Раинской: «3) икона Божией Матери «Отрада и Утешение», наз. иначе Раинскою <...>, написана и освящена в Пантелеймоновском Афонском монастыре, заведена 1863 г.»32

Таким образом, ни при Иване Грозном, ни при его сыне Федоре Иоанновиче, ни в Смутное время иконы еще не существовало, а сам образ не имел связей с Афоном. Все это еще раз доказывает ошибочность предания.

В то же время есть все основания утверждать, что первоначально монастырь был связан не с Богородичным образом, а с почитанием монахов-подвижников, убитых в пустыне Раифе и на горе Синай в IV-V вв. Об этом свидетельствует, в частности, надпись в служебнике, вложенном в 1714 г. купцом гостиной сотни Иваном Стефановым для поминовения родителей: «Во храм Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и преподобных отец наших, иже в Синае и Раифе избиенных»33.

Таким образом, нет оснований доверять преданию, созданному во второй половине XIX в., сведения которого не соответствуют сохранившимся документам XVII — начала XVIII в., когда существовала Пышак-ская обитель.

В связи с этим под сомнение попадают и более поздние события, описанные в предании уже после закрытия Раифской обители. В частности, история о том, что когда иноки взялись за икону, чтобы перенести ее в новую обитель, они не смогли сдвинуть ее с места. После чего духовные власти повелели оставить образ в приходской церкви с. Пы-

31 Маркелов А. В. Всемирная радость. Четыре образа Богородицы в судьбе Вятской земли. URL: http://www.rusvera.mrezha.ru/471/10.htm (дата обращения: 15.11.2017). Икона была прославлена в 1320 г. По преданию, она защитила Ватопедский монастырь во время нападения разбойников.

32 Мултановский Иак., свящ. Летопись села Вишкиля Котельничского уезда // ВЕВ. 1911. № 23. Отд. неоф. С. 503.

33 Макаров П., свящ. Икона Раифской Божией Матери. С. 400. По церковному преданию, преподобные отцы, избиенные в Раифе и на Синае, жили в монастырях и пещерах Синайской горы и расположенной недалеко от нее Раифской пустыни на берегу Красного моря и пострадали от кочевых арабских племен. Около 312 г. было убито 40 иноков на Синае и 39 отцов в Раифе. Вторичное избиение было совершено спустя 100 лет.

шак и освятить в ней придел в честь Раифской иконы34. В сохранившихся документах Вятской духовной консистории этого периода сведений о подобном инциденте не сохранилось. Да и время освящения престола в честь Раифского образа Богородицы и закрытие монастыря разделяют почти 100 лет.

Тем не менее, образ Раифской Божией Матери существовал в обители, и есть сведения о том, что он почитался во второй половине XVIII в., а возможно, и ранее. По данным Вятской духовной консистории, в 1775 г. совершался крестный ход из пышакского Богоявленского храма с иконой Божией Матери (точного именования образа при этом не дается)35. Лишь в 1819 г. был освящен придел новопостроенного Богоявленского храма в честь Раифской иконы Божией Матери (до этого придел именовался в честь Тихвинского образа). Но что это был за образ, когда и как он попал в обитель или в приходской храм с. Пышак — остается пока загадкой.

Мсточники

1. Ведомость о Вятском архиерейском доме и о монастырях, составленная в первой четверти XVIII в. (сост. по указу Св. Синода от 22 июня 1725 г.) // Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1912. Вып. 1-2. Отд. 2.

2. Центральный государственный архив Кировской области (ЦГАКО). Ф. 237. Оп. 2. Д. 31; Ф. 574. Оп. 1. Д. 950/7 оц.; Ф. 1404. Оп. 1. Д. 5.

3. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897.

4. Макаров П., свящ. Икона Преображения Господня в селе Верховском Орловского уезда // Вятские епархиальные ведомости. 1881. № 14. Отд. неоф. С. 374-380.

5. Макаров П., свящ. Икона Раифской Божией Матери в селе Пышакском // Вятские епархиальные ведомости. 1881. № 15. Отд. неоф. С. 393-400.

6. Мултановский Иак., свящ. Летопись села Вишкиля Котельничского уезда (окончание) // Вятские епархиальные ведомости. 1911. № 23. Отд. неоф. С. 501-516.

7. О пышакском приходе 2-го благочиния Орловского уезда // Вятские губернские ведомости. 1883. № 63. Ч. неоф. С. 3.

8. Повести о Великорецкой иконе святителя Николая: памятники вятской письменности XVП-XVШ вв. / изд. А. С. Верещагин // Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1905. Вып. 4. Отд. 2. С. 28-102.

34 Макаров П., свящ. Икона Раифской Божией Матери в селе Пышакском // ВЕВ. 1881. № 15. С. 399.

35 ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 2. Д. 31. Л. 280; Чудотворные и особо почитаемые иконы в Вятской губернии // Календарь Вятской губернии за 1880 год. Вятка, 1879. С. 32-33.

9. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 137. Оп. 1. Вятка; Оп. 2. Д. 208; Ф. 237. Оп. 1. Д. 665; Ф. 615. Оп. 1. Д. 2140; Ф. 1113. Оп. 1. Д. 28; Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098.

10. Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914.

11. Чернышев А., свящ. Крестные ходы в Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. 1903. № 14. С. 664-667.

12. Чудотворные и особо почитаемые иконы в Вятской губернии // Календарь Вятской губернии за 1880 год. Вятка, 1879. С. 32-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Великорецкая икона святителя Николая. История и современность. Вятка, 2008.

2. Кибардин Ф. О Великорецкой иконе св. Николая. Вятка, 1893.

3. Луппов П. Н. История вятских сел // Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. Киров, 1995.

4. Маркелов А. В. Влияние местночтимых икон и святых Вятско-Камского региона на общественную жизнь (на примере Вятской епархии второй половины XVII в.) // Вестник ВятГГУ 2010. № 3 (1). С. 34-45.

5. Маркелов А. В. Всемирная радость. Четыре образа Богородицы в судьбе Вятской земли. URL: http://www.rusvera.mrezha.ru/471/10.htm (дата обращения: 10.08.2019).

6. Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии. http://samlib.ru/r/ roshektaew_a_w/putevoditel.shtml (дата обращения: 10.08.2019).

Elena V. Kustova

A LEGEND ON THE PYSHAKSKAYA RAIFA-EPIPHANY

HERMITAGE: THE MYTHS AND THE FACTS

Abstract. The article is devoted to the legend of creation of the Raifa monastery in the village of Pyshak of the Vyatka and Great Perm' diocese. Since the late 19th century the legend was used for purposes of research work as the historians relied on its information. However, a comprehensive source analysis was not carried out. First doubts about the time of monastery foundation were expressed only in the pre-revolutionary works of the Vyatka historians Pavel Luppov and Vasily Shabalin.

In this article the legend for the first time is comprehensively considered in the context of the known sources of the 17th-18th centuries. For the 30-year history of the monastery it is just a narrow circle of documents that has been preserved. Nevertheless, the author has found refer-

ences to the monastery in the inventories, census and bread books, and also in assembly materials of the Russian State Archive of Ancient Acts and the Central State Archive of the Kirov Region. The earliest documented references to the monastery of the 1690's, as well as the information on its difficult economic situation in the time of Peter the Great, are also published for the first time. These documents allow the researcher to clarify the time of the monastery foundation and put forward an assumption about the initiators of its construction and the choice of monastery location. The author has emphasized the role of Jonah, the Vyatka and Great Perm' Archbishop, who intentionally formed a religious center in the north-west of the diocese choosing the villages with miraculous icons. Also, on the basis of archival documents, a version of the legend concerning closure of the monastery, which was previously associated with the restraining laws of Peter I, in particular with the decree on the unification of small-scale monasteries, is being revised. The history of the Raifa icon of the Holy Mother is considered separately. The author concludes that the information given in the legend about the initial history of the monastery and the Raifa icon is unreliable. The article proves the fallacy of the thesis about monastery foundation at the end of the 16th century, which actually occurred a century later. Also refuted is the version that the monastery was originally named in honor of the Raifa icon of the Mother of God, since the name given at the turn of the 17th-18th centuries was associated with the martyrs of Raifa.

Keywords: Pyshakskaya Raifa Hermitage, Vyatka and Perm diocese, monasticism, legend, source study, Bishop Jonah.

Citation. Kustova E. V. A Legend on the Pyshakskaya Raifa-Epiphany Hermitage: The Myths and the Facts. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. (1) 29, pp. 83-97. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10104

About the author. Kustova Elena Vitalievna — Dr. Hab. (History), Associate Professor, Professor of the Department of History and Political Sciences of the Vyatka State University, Head of the Department of Historical Disciplines of Vyatka Religious School (Russia, Kirov). E-mail: kustovael@yandex.ru

Submitted on 18 July, 2019 Accepted on 20 December 2019

References

1. Chernyshev A. Krestnye khody v Viatskoi eparkhii [Christian Processions in the Vyatka Diocese]. Viatskie eparkhial'nye vedomosti — Vyatka Diocesan Bulletin, 1903, no. 14, pp. 664-667.

2. Chudotvornye i osobo pochitaemye ikony v Viatskoi gubernii [Miraculous and Especially Revered Icons in the Vyatka Province]. Kalendar' Viatskoi gubernii za 1880 god [Calendar of the Vyatka Province for 1880]. Vyatka, 1879, pp. 32-33.

3. Kibardin F. O Velikoretskoi ikone sv. Nikolaia [About the Velikoretsky Icon of St. Nicholas]. Vyatka, 1893.

4. Luppov P. N. Istoriia viatskikh sel [The History of Vyatka Villages]. Entsiklopediia zemli Viatskoi [The Encyclopedia of Vyatka Land]. Kirov, 1995, vol. 4. History.

5. Makarov P. Ikona Preobrazheniia Gospodnia v sele Verkhovskom Orlovskogo uezda [The Icon of Transfiguration in the Verkhovsky Village of the Orlov County]. Viatskie epar-khial'nye vedomosti — Vyatka Diocesan Bulletin, 1881, no. 14, pp. 374-380.

6. Makarov P. Ikona Raifskoi Bozhiei Materi v sele Pyshakskom [Icon of the Raifa Mother of God in the Pyshak Village]. Viatskie eparkhial'nye vedomosti — Vyatka Diocesan Bulletin, 1881, no. 15, pp. 393-400.

7. Markelov A. V. Vliianie mestnochtimykh ikon i sviatykh Viatsko-Kamskogo regiona na obshchestvennuiu zhizn' (na primere Viatskoi eparkhii vtoroi poloviny XVII v.) [The Influence of Locally Worhipped Icons and Saints of Vyatka-Kama Region on Social Life (On the Example of Vyatka Eparchy of the Second Half of the 17th Century)]. Vestnik Viatskogo gosu-darstvennogo gumanitarnogo universiteta — Herald of the Vyatka State Humanitarian University, 2010, no. 3 (1), pp. 34-45.

8. Markelov A. V. Vsemirnaia radost'. Chetyre obraza Bogoroditsy v sud'be Viatskoi zemli [The Worldwide Joy. Four Images of the Holy Mother in the Destiny of Vyatka Land]. Available at: www.rusvera.mrezha.ru/471/10.htm (accessed: 12.08.2017).

9. Multanovski Iak. Letopis' sela Vishkilia Kotel'nichskogo uezda [Chronicle of the Vishkil' Village of the Kotelnichsky District]. Viatskie eparkhial'nye vedomosti — Vyatka Diocesan Bulletin, 1911, no. 23, pp. 501-516.

10. O Pyshakskom prikhode 2-go blagochiniia Orlovskogo uezda [On the Parish of Pyshak Village in the Orlov County]. Viatskie gubernskie vedomosti — Vyatka Provincial Gazette, 1883, no. 63, p. 3.

11. Povesti o Velikoretskoi ikone sviatitelia Nikolaia: pamiatniki viatskoi pis'mennosti XVII-XVIII vv. [Stories About the Velikoretsk Icon of St. Nicholas: Monuments of Vyatka Writing of the 17th-18th Centuries]. Trudy Viatskoi uchenoi arkhivnoi komissii [Proceedings of the Vyatka Scientific Archive Commission], 1905, vol. 4, section 2, pp. 28-102.

12. Roshchektaev A. V. Putevoditel' po sviatyniam Kazanskoi eparkhii [Guide to the Shrines of the Kazan Diocese]. Available at: samlib.ru/r/roshektaew_a_w/putevoditel.shtml (accessed: 12.08.2017).

13. Sbornik khramozdannykh gramot na postroenie tserkvei v Viatskoi eparkhii [Collection of the Church-issued Certificates for Construction of Churches in the Vyatka Diocese]. Vyatka, 1914.

14. Vedomost' o Viatskom arkhiereiskom dome i o monastyriakh, sostavlennaia v pervoi chetverti XVIII v. (sost. po ukazu Sv. Sinoda ot 22 iiunia 1725 g.) [Statement on the Vyatka Bishop's House and the Monasteries, Compiled in the First Quarter of the 18th Century (based on the decree of the Holy Synod of 22 June, 1725)]. Trudy Viatskoi uchenoi arkhivnoi komissii [Proceedings of the Vyatka Scientific Archive Commission], 1912, vol. 1-2, section 2.

15. Velikoretskaia ikona sviatitelia Nikolaia. Istoriia i sovremennost' [The Velikoretsk Icon of St. Nicholas. The History and Modernity]. Vyatka, 2008.

16. Zverinsky V. V. Material dlia istoriko-topograficheskogo issledovaniia o pravoslavnykh monastyriakh v Rossiiskoi imperii [Material for the Historical and Topographic Research on Orthodox Monasteries in the Russian Empire]. Saint Petersburg, 1897, vol. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.