Научная статья на тему 'Пребывание святого праведного Иоанна Кронштадтского в Екатеринбурге в 1905 г'

Пребывание святого праведного Иоанна Кронштадтского в Екатеринбурге в 1905 г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ / ЕКАТЕРИНБУРГ / ST. JOHN OF KRONSHTADT / EKATERINBURG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кукушкин Виссарион, Елдашев Анатолий Михайлович

В сообщении на основе дореволюционной периодики рассматривается история посещения Екатеринбурга святым праведным Иоанном Кронштадтским (протоиереем Иоанном Сергиевым) 22–23 июня 1905 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. JOHN OF KRONSTADT’S VISIT TO EKATERINBURG IN 1905

The article is based on the materials of pre-revolutionary periodicals. It deals with St. John of Kronshtadt’s (Archpriest John Sergiev) visit to Ekaterinburg on June 22–23, 1905.

Текст научной работы на тему «Пребывание святого праведного Иоанна Кронштадтского в Екатеринбурге в 1905 г»

Иером. Виссарион (Кукушкин), А. М. Елдашев

ПРЕБЫВАНИЕ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ В 1905 Г.

В сообщении на основе дореволюционной периодики рассматривается история посещения Екатеринбурга святым праведным Иоанном Кронштадтским (протоиереем Иоанном Сергиевым) 22-23 июня 1905 г.

Ключевые слова: прав. Иоанн Кронштадтский, Екатеринбург.

«При жизни преподобного Серафима, за молитвы его, Господь хранил Россию; после него был другой столп, достигавший от земли до неба, отец Иоанн Кронштадтский»

Прп. Силуан Афонский

Среди огромного множества русских святых сегодня особо трепетно относимся мы к памяти нашего всероссийского батюшки, как называли отца Иоанна Кронштадтского уже при жизни. А география его миссионерских поездок впечатляет — от Прибалтики до Урала, и от Архангельской губернии до Астрахани. Всю европейскую территорию России объехал с назидательными проповедями досточтимый батюшка.

Посещения о. Иоанном епархий православной России, несомненно, оставили глубокий след в душах наших предков, и свет его духовного деяния пробил толщу и безбожного ушедшего времени, и наших суетных дней.

Единственный раз всероссийский батюшка посетил Екатеринбург в неспокойное для России время — летом 1905 г. Это, пожалуй, была самая восточная точка, куда приезжал святой праведный со своей пастырской миссией.

В 1905 г., во время путешествия из Петербурга на родину в Архан-

гельскую губернию, Екатеринбург посетил протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Имя настоятеля Кронштадтского Андреевского собора знала вся Россия, весь русский народ чтил его как праведника, верил в его молитвы и предстательство перед Богом. Для людей разных званий и сословий он был светочем веры и жизни. К доброму пастырю отовсюду несли свои скорби, беды, сомнения и недоумения, прося его совета, помощи и наставления, и любвеобильное сердце батюшки было открыто для всех1. И, без сомнения, приезд праведного о. Иоанна Кронштадтского в Екатеринбург был и остается значительным событием в истории Екатеринбургской епархии.

Рано утром 22 июня 1905 г. площадь перед вокзалом Екатеринбурга и железнодорожная платформа были заполнены множеством народа. Весь город ждал приезда кронштадтского пастыря. На вокзале уважаемого гостя встречали епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский), духовенство города и уездов, игумения Тихвинского монастыря Магдалина (Досманова) с монахинями и «множество народа из всех сословий, с любовью, искренней радостью и <...> бурным энтузиазмом...»2. Наконец, в половине седьмого поездом из Перми приехал отец Иоанн. Выйдя из вагона и обменявшись приветствиями с епископом Владимиром, они вместе поехали в архиерейский дом.

После небольшого отдыха в 8 часов пастырь отправился в собор Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря для служения утрени и Литургии (в тот день совершалась память священномученика Евсевия Самосатского).

Священник С. Стахиев, оставивший нам свои бесценные впечатления о пребывании отца Иоанна Кронштадтского на уральской земле, пишет, что «много мне приходилось читать произведений о. Иоанна и статей о нём в светской прессе, видеть множество его портретов, но в момент нахождения в храме моё воображение никак не могло представить образ досточтимого батюшки. Забилось усиленно моё сердце от мысли, что вот-вот явится сейчас в св. алтарь тот человек, к которому за молитвами прибегает вся верующая Россия и которого даже иноверцы нередко просят молиться за них. Но не успели ещё подобные мысли прийти к концу, как быстрою, твёрдою походкою, никак не соответ-

1 Большаков Н. И. Источник святой воды: жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1999. С. 839.

2 Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. №9 13. Неофициальный отдел. С. 447.

ственной летам (а отцу Иоанну в 1905 г. было уже 77 лет. — А. Е.), входит дорогой батюшка в св. алтарь, преклоняет колена у св. престола, касаясь его головой и крестясь, произносит несколько раз: “Слава Тебе, Боже”, а затем встаёт с колен, несколько раз горячо и с любовию целует напрестольный крест и св. Евангелие и кланяется на обе стороны»3.

Очевидец останавливается на внешнем виде батюшки, что несомненно дорого нам, живущим спустя более 100 лет после описываемых событий: «Рост его средний, сухощавое телосложение; волосы, почти седые, редки и едва касающиеся концами своими плеч; лицо свежее и по виду своему напоминает человека едва перешедшего за 50 лет. Дать точное описание глаз очень трудно, потому что они и самое лицо батюшки меняются во время Богослужения, но при первом впечатлении они бледно-голубые, светящиеся кротко и с любовию»4.

Литургия в храме была совершена о. Иоанном в сослужении 38 протоиереев и священников, протодиакона и 5 диаконов, в присутствии пре-освященнейшего Владимира, епископа Екатеринбургского и Ирбитского.

Несмотря на рабочий день, молящихся было так много, что храм не вмещал всех желающих помолиться с батюшкой. Обширный храм был так переполнен богомольцами, что люди даже стояли на всех окнах внутри и на подоконниках снаружи. Кроме этого вокруг собора собралось еще множество народа. Перед причащением мирян о. Иоанн сказал поучение. В нем пастырь говорил о необходимости и спасительности для православных христиан хранить веру Христову и принимать установленные Господом нашим Иисусом Христом святые таинства, в особенности же таинство Причащения, очищающее нас от грехов, освящающее и приводящие в самое тесное таинственное общение с нашим Спасителем. «Твердая вера и добрая жизнь, — закончил маститый пастырь, — будут служить для всех нас самым надежным, непоколебимым и непреоборимым оплотом против всех врагов наших как внешних, так и внутренних и соделают нас наследниками Отца Небесного»5.

______Совершив Литургию, кронштадтский пастырь вместе с владыкой,

3 Стахиев С. свящ. Служение досточтимого протоиерея о. Иоанна Сергиева Кронштадтского в Крестовой церкви Екатеринбургского архиерейского дома (впечатления очевидца) // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 15. Неофициальный отдел. С. 502.

4 Там же.

5 Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 13. С. 447.

игуменией монастыря, монахинями и духовенством осмотрел новую Всехсвятскую церковь, построенную на пожертвования купца М. И. Иванова, и пристроенные к ней больницу и богадельню. После осмотра обители дорогому гостю и многим приглашенным лицам был предложен чай и завтрак. Во время трапезы произошел один трогательный эпизод, «в покоях игуменьи нечаянно оказался какими-то судьбами протиснувшийся гимназистик. О. Иоанн тотчас заметил крайне смущенного, забившегося в угол мальчика, подозвал его, любовно погладил по голове, благословил и напоил чаем из своего бокала»6. Выходил из монастыря о. Иоанн очень медленно, т. к. масса народа окружила его плотною стеною, с которою не могли справиться полицейские и казаки. При виде любимого батюшки из уст народа буквально стоном вырывались возгласы: «благословите», «прикоснитесь», «наложите руку» и тому подобное.

В Екатеринбурге о. Иоанн гостил в доме купца Михаила Ивановича Иванова. Здесь батюшка весь вечер принимал больных, заполнивших большой двор и сад, гостеприимно предоставленный хозяевами для всех приходящих.

«Перед уважаемым пастырем прошла целая волна человеческого горя, несчастий и болезней; приходили слепые, помешанные, расслабленные. <. > Истерические крики, слезы, мольбы висели над толпой, и порой казалось, что она охватила своим больным энтузиазмом и всех окружающих пастыря лиц. Но два-три душевно ласковые слова утешения, сказанные уважаемым пастырем, прекращали стоны, слезы отчаяния, болезни, горя сменялись тихими слезами умиления, блестела улыбка счастья, духовного уравновешивания»7. После приема страждущих о. Иоанн посетил некоторых горожан, сопровождаемый всюду своим духовным другом М. И. Ивановым и ключарем кафедрального собора о. Леонидом Игнатовым. Так закончился первый день пребывания о. Иоанна Кронштадтского в Екатеринбурге.

На другой день, 23 июня, по приглашению владыки Владимира о. Иоанн совершал Литургию в Крестовой церкви архиерейского дома. Вместительный храм был полон молящимися, среди которых находилось много больных и увечных, получивших разрешение от уважаемого пастыря удостоиться причащения Святых Таин. По словам очевидца,

6 Уральская жизнь. 1905. 23 июня. С. 3.

7 Урал. 1905. 25 июня. С. 3.

«служение носило незабываемый торжественный характер. Хор преосвященного владыки в продолжение всей Литургии исполнял молитвы музыки лучших русских духовных композиторов Бортнянского, Львова, Чайковского»8. В богослужении участвовал также хор школы псаломщиков. «В конце Литургии о. Иоанном была сказана проповедь, в которой он убеждал слушателей стремиться к приобретению Небесных вечных благ, а не земных скоропреходящих и имеющих только временное значение для здешней жизни человека. Между тем, многие из современных христиан, увлекаясь земными благами и удовольствиями, теряют самое дорогое и ценное — веру Христову. «Евангелие, — говорил он, — теперь не в каждом доме можно встретить, оно заменено журналами, газетами и альбомами, а между тем для христиан — это книга жизни: она отвечает на все запросы жизни, она та пища, без которой не может быть жива душа христианина»9.

После богослужения в покоях владыки был дан обед, за которым епископ Владимир благословил своего почетного гостя иконой в богато украшенном окладе. В это время множество людей собралась перед архиерейским домом, чтобы увидеть знаменитого пастыря. У дождавшегося его выхода народа «стоном вырвалось “благословите” и толпа волной хлынула к подъезду, еле сдерживаемая полициею, усиленной военной охраной»10.

Несмотря на то, что накануне приезда «дорогого кронштадтского батюшки» целые сутки в городе шёл сильный дождь, и несмотря на то, что 22 и 23 июня были рабочими днями, народ толпами собирался вблизи тех домов, где находился о. Иоанн, в надежде хотя бы издали только видеть «родного батюшку», так как всем желавшим получить от него благословение не представлялось никакой возможности.

Весь день о. Иоанн провел в поездках к пригласившим его лицам. Пастырь приезжал для духовного общения и совершения молебнов и к видным горожанам города, и к простым труженикам. Так, он посетил рабочих ткацкой фабрики Макаровых, завода Гребеньковой, железнодорожные мастерские, редакцию и работников местной газеты «Урал». Отметим, что к рабочим железнодорожного депо о. Иоанн поехал, не-

8 Урал. 1905. 25 июня. С. 3.

9 Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905. № 13. С. 448

10 Там же.

смотря на протесты сопровождающего его врача, запретившего батюшке большое и утомительное движение. Вечером, во время отдыха в доме Иванова, городской глава Афиногенов поблагодарил пастыря за любовь и молитвы, и поднес ему от почитателей наперсный крест, украшенный драгоценными уральскими камнями.

В половину 12 часа ночи, отдохнув от посещений, о. Иоанн отбыл на вокзал. Провожать кронштадтского пастыря собралась масса народа, заполнившая не только помещение вокзала, платформу, но и вокзальную площадь. После долгих прощаний с духовными и светскими лицами и благословения горожан о. Иоанн занял приготовленный вагон и ночью в 1 час 3 минуты поезд повез дорогого батюшку в Пермь, откуда он проследовал на Котлас, Вятку и далее на родину в Архангельскую губернию. Проводить досточтимого протоиерея на вокзал прибыли владыка Владимир, члены духовной консистории, многие священнослужители городских церквей, представители городского управления и большая масса народа.

Так завершилась миссионерская поездка о. Иоанна в столицу Урала — Екатеринбург.

Пребывание о. Иоанна в Екатеринбурге было недолгим, но память о его службах, поучениях и молитвах верующие сохраняли в своих сердцах, и пастырь оставался духовно всегда рядом. А сам о. Иоанн, вспоминая уральский город, сделал в дневнике следующую запись: «Благодарю Господа за весь путь и за все, что я испытал в городе Екатеринбурге, за всю любовь населения ко мне, за все горячее расположение, которое я видел в продолжение трех суток»11.

Прошли десятилетия атеизма, и духовная связь православного Екатеринбурга с уже прославленным в лике русских святых Иоанном Кронштадтским возродилась. Так, архиепископом Екатеринбургским Мелхи-седеком (Лебедевым), занимавшим кафедру с 1984 по 1994 гг., был составлен первоначальный вариант акафиста святому12. Весной 2001 г. по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия при Екатеринбургской духовной семинарии был образован приход глу-

11 Иоанн Кронштадтский, прав. Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском. М., 1992. С. 44.

12 Акафист в истории православной гимнографии // Православный церковный календарь 2001. М., 2000. С. 111.

хих и слабослышащих. Своим небесным покровителем община выбрала святого праведного Иоанна Кронштадтского13.

13 На первый взгляд может показаться, что земная жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского не была связана с недугом глухоты. Однако не случайно именно он был выбран небесным покровителем Екатеринбургской православной общины глухих и слабослышащих. Об участии Кронштадтского праведника в жизни людей, неспособных слышать, и о том, как на государственном уровне осуществлялось попечение о глухих в XIX в., см.: Виссарион (Кукушкин), иером. Духовное попечение святого Иоанна Кронштадтского о глухих и слабослышащих людях // Сайт «Богослов.ру». URL: http://www.bogoslov.ru/text/594330.html (дата обращения: 28.01.2011).

Hieromonk Vissarion (Kukushkin), Anatoly M. Eldashev

ST. JOHN OF KRONSTADT’S VISIT TO EKATERINBURG IN 1905

The article is based on the materials of pre-revolutionary periodicals. It deals with St. John of Kronshtadt’s (Archpriest John Sergiev) visit to Ekaterinburg on June 22-23, 1905.

Keywords: St. John of Kronshtadt, Ekaterinburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.