Научная статья на тему '«Праздный класс»: новые экономические аспекты известного феномена'

«Праздный класс»: новые экономические аспекты известного феномена Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ПРАЗДНЫЙ КЛАСС" / "IDLE CLASS" / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / FREE TIME / ВРЕМЯ / ЗАНЯТОЕ ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / USEFUL ACTIVITY TIME / УРОВЕНЬ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ / SOLVENCY MARGIN / ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ЭЛИТЕ ОБЩЕСТВА / BELONGING TO SOCIAL ELITE / ИНДУСТРИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ / LEISURE INDUSTRY / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MODERNI-ZATION POTENTIAL / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURISM INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фальковская Татьяна Юрьевна

В статье исследуется феномен современного «праздного класса», выявляются его сущностные характеристики в условиях постиндустриальной экономики. Наличие свободного времени и достаточный уровень платежеспособности рассматриваются как критерии принадлежности к «праздному классу» в современных обществах. «Праздный класс» исследуется в качестве фактора развития постиндустриальной экономики, в частности как фактор развития туристической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“IDLE CLASS”: NEW ECONOMIC ASPECTS OF THE KNOWN PHENOMENON

The phenomenon of modern “idle class” is studied by identifying its essential characteristics in the conditions of the post-industrial economy. The availability of free time and the sufficient financial solvency are treated as factors indicating the belonging to the “Idle class” in modern societies. The “idle class” is considered as a development factor of postindustrial economy, of tourist branch in particular.

Текст научной работы на тему ««Праздный класс»: новые экономические аспекты известного феномена»

сти (убийств, изнасилований, и др.), а также других особо тяжких преступлений, связанных с умышленным причинением смерти или тяжкого вреда здоровью человека (терроризм, бандитизм и др.), должно влечь за собой возможность применения в качестве альтернативы пожизненного лишения свободы. Если же пре-

ступление связано с умышленным причинением смерти, то данное обстоятельство для рецидивистов может быть связано с возможностью применения, помимо пожизненного лишения свободы, также и смертной казни.

Статья поступила 15.05.2015 г.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. ФЗ от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08 декабря 2003 г. № 162-ФЗ (ред. ФЗ от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.

3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступле-

ния сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних: федеральный закон от 29 февраля № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

2012.

2012 г. № 10. Ст. 1162.

4. Чучаева А.И. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник. М.: ИНФРА, 2013. 704 с.

5. Татарников В.Г. Влияние рецидива на характер и степень общественной опасности преступления. Проблемы групповой и рецидивной преступности: сб. науч. трудов. Омск: Юридическая литература, 1981. С. 24-28.

УДК 338.2 ББК 60.80 [65.050]

«ПРАЗДНЫЙ КЛАСС»: НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗВЕСТНОГО ФЕНОМЕНА © Т.Ю. Фальковская1

Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, 664025, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 3.

В статье исследуется феномен современного «праздного класса», выявляются его сущностные характеристики в условиях постиндустриальной экономики. Наличие свободного времени и достаточный уровень платежеспособности рассматриваются как критерии принадлежности к «праздному классу» в современных обществах. «Праздный класс» исследуется в качестве фактора развития постиндустриальной экономики, в частности как фактор развития туристической отрасли.

Ключевые слова: «праздный класс»; свободное время; время, занятое полезной деятельностью; уровень платежеспособности; принадлежность к элите общества; индустрия свободного времени; модернизационный потенциал; туристическая инфраструктура.

"IDLE CLASS": NEW ECONOMIC ASPECTS OF THE KNOWN PHENOMENON T.Yu. Falkovskaya

Irkutsk State University, Institute of Social Sciences, 3 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.

The phenomenon of modern "idle class" is studied by identifying its essential characteristics in the conditions of the post -industrial economy. The availability of free time and the sufficient financial solvency are treated as factors indicating the belonging to the "Idle class" in modern societies. The "idle class" is considered as a development factor of postindustrial economy, of tourist branch in particular.

Keywords:"idle class"; free time; useful activity time; solvency margin; belonging to social elite; leisure industry; modernization potential; tourism infrastructure.

Вектором и императивом развития человечества является поиск эффективных технологий и экономия ресурсов. Мы находимся в состоянии постоянного поиска ответа на вопрос, как сэкономить усилия физические и интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы, ресурс времени. В этот поиск вовлечены все без исключения. Вторым естественно и логично следующим за этим вопросом - как использовать сэкономленные ресурсы - задается гораздо меньшая

часть населения планеты. Особенно остро стоит этот вопрос перед обладателями резерва свободных финансовых ресурсов и ресурса времени - перед «праздным классом».

Полагаем, что термин «праздный класс» в современную эпоху наполняется новым смыслом и может обозначать качественно и сущностно иную социальную группу, в отличие от «праздного класса» Торстей-на Веблена.

1Фальковская Татьяна Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и управления социальными процессами, e-mail: dear_dear@inbox.ru

Falkovskaya Tatiana, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Cultural Studies and Social Processes Management, e-mail: dear_dear@inbox.ru

2BB

ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015

1B14-3520

У Тростейна Веблена существует правило: «...верхние страты социума не могут заниматься производственной деятельностью. .Для того чтобы заполучить и сберечь авторитет среди других людей, только обладания властных полномочий и состоятельности недостаточно. Для этого богатство и власть необходимо сделать самоочевидным, потому что почтение будет оказываться только лишь после предъявления соответствующих доказательств. Праздное существование представляет собой максимально наглядное, веское и убедительное подтверждение наличия денежных средств, а, следовательно, и превосходства силы в целом. Квазимиролюбивая стадия производства может быть охарактеризована учреждением налаженной системы рабского труда. С этого момента отличительной особенностью в жизни Праздного Класса становится демонстративное избавление от всяческой полезной деятельности. Воздержание от труда является свидетельством обеспеченности, состоятельности, а также представляет собой доказательство общественного положения» [2. С. 56, 67].

Современный «праздный класс» эволюционирует в сторону абсолютной праздности; он представлен фрилансерами, наемными работниками с частичной занятостью, рантье, работниками непроизводственной сферы, творческими работниками, представителями сферы образования и т.д. Ресурс свободного времени у современного «праздного класса» появляется по различным причинам, в том числе по причине невостребованности на рынке труда либо достаточной платежеспособности. Если у У. Веблена «праздный класс» - это элита, страта, обладающая властью, т.е. легитимизирующая дискриминацию по имущественному признаку, устанавливающая режим доминирования в отношениях с другими стратами, то современный «праздный класс» - это средний класс, достаточно многочисленный, не склонный доминировать или узурпировать власть.

Возвращаясь к термину «праздный класс» и обращаясь к этимологии слова «праздный», приходим к выводу, что «праздный» подразумевает элемент праздника как выхода из рутинного проживания времени, интенсивного проживания и интенсивного использования накопленных ресурсов, выхода из режима экономии. Как использовать эту накопленную совокупность ресурса свободного времени и финансовых средств, как их структурировать, зависит как от индивидуальной системы ценностей и приоритетов, так и от ценностных ориентаций и установок в обществе.

При всех различиях подходов определяющим квалифицирующим критерием отнесения к «праздному классу» является «свободное время». Противопоставление «свободное время» - «время, занятое полезной деятельностью или трудом» тоже не так прозрачно и очевидно, как может показаться. Ханна Арендт [1] и Карл Маркс [3] предлагают различные трактовки и наполнение этих терминов. Но в большинстве случаев под «свободным временем» понимают время, свободное от оплаченного труда и непреложных обязанностей (ухода за собой и окружающими).

Значимой характеристикой современного «праздного класса» является баланс свободного времени и уровень платежеспособности, достаточный для поддержания достойного качества жизни и заполнения свободного времени. Качество жизни в данном случае мы рассматриваем в довольно узком аспекте, пренебрегая такими его составляющими, как социальные гарантии, возможности для обучения, безопасность и т.д. Но избежать употребления понятия «качество жизни» невозможно, поскольку качество жизни и свободное время взаимосвязаны: наличие свободного времени является, с одной стороны, показателем качества жизни, с другой - важно и значимо качество наполнения свободного времени. Структура свободного времени отличает свободное время «праздного класса» от свободного невостребованного времени социально заброшенных групп населения. Ресурс свободного времени, полученный в результате невостребованности на рынке труда, не является гуманитарной ценностью, обладая, несомненно, этим потенциалом ценности. Будучи абсолютно уникальным невосполнимым невозобновляемым ресурсом, возможностью проживания индивидуального времени здесь и сейчас, он тем не менее не воспринимается ценностью, превращаясь в ожидание благоприятных конъюнктурных перемен на рынке труда. Таким образом, ресурс свободного времени может обрести позитивное значение в индивидуальном измерении и быть использованным по прямому назначению только в совокупности с гарантией социальной востребованности и достаточным уровнем платежеспособности.

Индивидуальные попытки представителей «праздного класса» структурировать свободное время, использовать его создают спрос на специфические продукты, точнее, услуги в сфере культуры, образования, культуротворчества, туризма. Возрастающий в постиндустриальном обществе ресурс свободного времени становится фактором увеличения спроса в вышеобозначенных секторах. Даже будучи склонным к самоорганизации и стремясь проживать свое свободное время индивидуально и самостоятельно, человек не в состоянии структурировать его самостоятельно - этим занята целая индустрия, индустрия свободного времени, индустрия развлечений.

Коммерческий успех индустрии развлечений строится на охоте за свободным временем; в силу высокой конкуренции в секторе выигрывает тот, кто понимает органические потребности и сущность своей целевой аудитории, обладающей свободным временем и платежеспособностью, т.е. «праздного класса». Существенную долю в этом секторе занимает туризм, который получил интенсивный толчок в своем развитии во второй половине двадцатого века: объективные факторы, такие как технический и социально-экономический прогресс, увеличение совокупного ресурса свободного времени существенно повысили мобильность населения и спрос на туристические продукты.

Россия совершила стремительный скачок от общества труда к обществу праздности: сырьевой уклад экономики не требует максимальной вовлеченности

1814-3520

ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015

289

населения в экономические процессы, поскольку базовым фактором экономики является земля; накопленные ресурсы позволяют аккумулировать средства для интенсивного праздного проживания отдельных фрагментов жизни значительной части населения. В связи с этим доля туризма в индустрии развлечений будет увеличиваться и роль туризма в российской экономике будет возрастать.

Необходимо определиться с ответами на следующие вопросы: туризм -это форма организации свободного времени «праздного класса», атрибут принадлежности к обозначенной страте, символ достатка? туризм - это неотъемлемый элемент новой структуры свободного времени современного человека, объективная необходимость - потребность в обновлении, обретении новых знаний и опыта, саморазвитии, прерывании рутинного течения замкнутого локального существования?. Эти вопросы носят отнюдь не праздный характер, ответы на них важны как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровнях. В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Он развивает инфраструктуру, создает новые рабочие места, инициирует приток валюты в страну, обеспечивает поступления в бюджет, оказывает стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли: транспорт, связь, торговлю и др. В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса.

Одно из определений модернизации подчеркивает, что модернизация на сегодняшний день означает переход к современному обществу, где туризм становится важнейшим фактором развития мировой экономики. В связи с тем, что в настоящее время активно расширяются объемы международной торговли, совершенствуются технологии, связь, транспорт, усиливается глобализация и интернационализация мирового хозяйства, увеличивается количество и разнообразие контактов, поездок граждан, вызванных экономической необходимостью. Увеличение объема свободного времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора в экономике способствует росту количества поездок с целью отдыха.

За прошедшие тридцать лет мировое число туристов увеличилось в четыре раза, доходы от туризма -более чем в 25 раз. Туризм является одной из самых высокодоходных отраслей экономики и входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, сравнимых по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью, а также с автомобилестроением, удельный вес которых в мировом экспорте составляет 11% и 8,6% соответственно [4].

Модернизация туристской инфраструктуры - не-

обходимое, но недостаточное условие повышения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке. Туристская индустрия относится к числу трудоемких отраслей экономики. Развитие туризма, с одной стороны, во многом позволит решить проблему занятости в регионах, с другой - повысит спрос на квалифицированные кадры и развитие систем качества.

Для развития туризма необходим значительный прогресс в телекоммуникациях, цифровых технологиях передачи информации, оптоволоконной, спутниковой и микроволновой связи; необходимо создание компьютерных систем бронирования туристских продуктов, что в совокупности является фактором развития инженерных технологий, системы образования, прикладной и фундаментальной науки.

Шоссейные дороги являются важным элементом туристской инфраструктуры. По мере улучшения качества и расширения автодорожной сети будет развиваться и автодорожный туризм, особенно на короткие расстояния. Между главными туристскими центрами должны быть проложены скоростные автострады, поездка по которым позволяет экономить от двух третей времени по сравнению с поездкой по обычному шоссе. Некоторые участки высококлассных дорог должны быть проложены специально для обслуживания туристов. Необходимо, чтобы автодорожная сеть такой огромной страны, как Россия, включала скоростные дороги в меридианальном и параллельном направлениях, которые создадут остов скоростной дорожной сети, покрывающей всю территорию РФ.

Гостиничное хозяйство является материальной базой индустрии туризма, и сегодняшние гостиницы, помимо ночлега, предоставляют клиенту широкий спектр услуг, связанных с отдыхом, развлечениями, работой, общением и т.д. Гостиничное хозяйство в индустрии туризма является основным источником получения валюты. В стране с огромными трудовыми ресурсами гостиничное хозяйство создает большое количество рабочих мест, а это немаловажный фактор не только для развития туризма, но и смягчения социальной напряженности. По некоторым оценкам, каждый введенный в эксплуатацию гостиничный номер ведет к образованию двух прямых рабочих мест и 22,5 косвенных.

Итак, в контексте современного развития модер-низационный потенциал туристической отрасли представляется неограниченным; и тем более необходимым и актуальным является необходимость определения сущностных потребностей «праздного класса» -основного потребителя туристических услуг, чьи запросы и должны определять стратегию и тактики развития туризма.

Статья поступила 29.05.2015 г.

Библиографический список

1. Арендт Х. Vitaactiva, или О деятельной жизни. СПб.: Але- 3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: в 2 т. тейя, 2000. 437 с. М.: Политиздат, 1978. Т. 1, Кн. 1. 907 с.

2. Веблен Т. Теория праздного класса М.: Прогресс, 1984. 4. The World Tourism Organization (UNWTO) [Электронный 366 c. ресурс] URL: http://www2.unwto.org (18.02.2015).

290

ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015

1814-3520

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.