Научная статья на тему 'Празднование 50-й годовщины Октябрьской социалистической революции в контексте становления перформативных практик коммеморации'

Празднование 50-й годовщины Октябрьской социалистической революции в контексте становления перформативных практик коммеморации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный праздник / исследование памяти / перформативные практики / коммеморация. / public holiday / memory research / performance practices / commemoration.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Демина Вера Николаевна

Статья посвящена проблеме становления перформативных практик коммеморации в контексте развития официальной праздничной культуры. В качестве основополагающих приводятся концепции зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих исторические аспекты развития перформанса и партиципаторного искусства. В трудах Р. Голдберг «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней», К. Бишоп «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства», Фишер-Лихте «Театр, жертвоприношение, ритуал. Исследование форм политического театра» отмечается значимость театрализованных демонстраций и драматических реконструкций 1917–1920-х гг. в процессе становления современных форм художественной практики. В этом контексте представляется актуальным рассмотрение художественного компонента театрализованной демонстрации 7 ноября 1967 года, воссоздающего образ праздничных шествий первого советского десятилетия. В торжестве, посвященном пятидесятилетнему юбилею Октябрьской социалистической революции, были реконструированы наиболее значимые составляющие праздника 1918 года – парад и демонстрация. Автором уделено особое внимание вопросу создания в военном ритуале и шествии специфических пространственных и временных координат, расширяющих хронотоп церемониала, а также музыкальному компоненту указанных частей торжества. Установлено, что музыкальную составляющую исторического пролога парада составили революционные песни и марши: «Смело, товарищи, в ногу!», «Вихри враждебные веют над нами», «По долинам и по взгорьям», «Варяг», «Красная Армия всех сильней!», «Кавалерийская рысь», «Песня о тачанке», «Марш Буденного». При рассмотрении принципов конструирования художественного времени и пространства исторических частей праздничного действа автором отмечаются особенности объединения линейного времени проведения праздника, исторического – произошедшей победы революции, и вечности – памяти о павших героях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CELEBRATION OF THE 50TH ANNIVERSARY OF THE OCTOBER SOCIALIST REVOLUTION IN THE CONTEXT OF FORMATION OF PERFORMATIVE COMMEMORATION PRACTICES

The article is devoted to the problem of the formation of performative practices of commemoration in the context of official festive culture development. The concepts of foreign and Russian scientists about historical aspects of the development of performance and participatory art, are presented as fundamental. Such works as «The Art of Performance. From Futurism to the Present Day» by R. Goldberg, «Artificial Hell. Participatory Art and the Politics of Sight» by K. Bishop, «Theatre, Sacrifice, Ritual. The Study of Forms of Political Theatre» by E. Fisher-Lichte note the importance of theatrical demonstrations and dramatic reconstructions of the 1917–1920 in the development process of modern forms of artistic practice. In this context, it seems relevant to consider the artistic component of the theatrical demonstration from November 7th, 1967, which recreated the festive marches of the first Soviet decade. In the celebration dedicated to the fiftieth anniversary of the October Socialist Revolution, the most important components of the holiday of 1918t – parade and demonstration – were reconstructed. The author pays special attention to the recreation of specific spatial and temporal coordinates in military ritual and march, which expands the chronotope of the ceremonial, as well as to the music components from the specified parts of the celebration. It has been established that the music of the historical prologue of the parade was made up of revolutionary songs and marches: «Brave, comrades, keep up!», «Hostile whirlwinds waves over us», «On the valleys and on the hills», «Varyag», «Red Army is the strongest!», «Cavalry lynx», «Song about the Tachanka», «Budyonny’s March». Considering the principles of designing artistic time and space of historical parts of festive action, the author notes the peculiarities of combining the linear time of the holiday, historical – the victory of the revolution, and eternity – the memory of fallen heroes.

Текст научной работы на тему «Празднование 50-й годовщины Октябрьской социалистической революции в контексте становления перформативных практик коммеморации»

АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХХ СТОЛЕТИЯ

ASPECTS OF MUSICAL CULTURE OF THE 20th CENTURY

»> gj^ И

УДК 783.6 DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12003

в. н. демина

Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова празднование 50-й годовщины октябрьской социалистической революции в контексте становления перформативных практик коммеморации

Публикация подготовлена в рамках поддерживаемого РФФИ научного проекта № 20-012-00366-А «Перформативные формы музыкального искусства как

феномен современной культуры»

Статья посвящена проблеме становления перформативных практик коммеморации в контексте развития официальной праздничной культуры. В качестве основополагающих приводятся концепции зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих исторические аспекты развития перформан-са и партиципаторного искусства. В трудах Р. Голдберг «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней», К. Бишоп «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства», Фишер-Лихте «Театр, жертвоприношение, ритуал. Исследование форм политического театра» отмечается значимость театрализованных демонстраций и драматических реконструкций 1917-1920-х гг. в процессе становления современных форм художественной практики. В этом контексте представляется актуальным рассмотрение художественного компонента театрализованной демонстрации 7 ноября 1967 года, воссоздающего образ праздничных шествий первого советского десятилетия.

В торжестве, посвященном пятидесятилетнему юбилею Октябрьской социалистической революции, были реконструированы наиболее

значимые составляющие праздника 1918 года - парад и демонстрация. Автором уделено особое внимание вопросу создания в военном ритуале и шествии специфических пространственных и временных координат, расширяющих хронотоп церемониала, а также музыкальному компоненту указанных частей торжества. Установлено, что музыкальную составляющую исторического пролога парада составили революционные песни и марши: «Смело, товарищи, в ногу!», «Вихри враждебные веют над нами», «По долинам и по взгорьям», «Варяг», «Красная Армия всех сильней!», «Кавалерийская рысь», «Песня о тачанке», «Марш Буденного».

При рассмотрении принципов конструирования художественного времени и пространства исторических частей праздничного действа автором отмечаются особенности объединения линейного времени проведения праздника, исторического - произошедшей победы революции, и вечности - памяти о павших героях.

Ключевые слова: государственный праздник, исследование памяти, перформативные практики, коммеморация.

Для цитирования: Демина В. Н. Празднование 50-й годовщины Октябрьской социалистической революции в контексте становления перформативных практик коммеморации // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 28-33. DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12003

v. demina Rachmaninov Rostov State Conservatory celebration of the 50th anniversary of the october socialist revolution in the context of formation of performative

commemoration practices

The article is devoted to the problem of the formation of performative practices of commemoration in the context of official festive culture development. The concepts of foreign and Russian scientists about historical aspects of the development of performance and participatory art, are presented as fundamental. Such works as «The Art of Performance. From Futurism to the Present Day» by R. Goldberg, «Artificial Hell. Participatory Art and the Politics of Sight» by K. Bishop, «Theatre, Sacrifice, Ritual. The Study of Forms of Political Theatre» by E. Fisher-Lichte note the importance of theatrical demonstrations and dramatic reconstructions of the 1917-1920 in the development process of modern forms of artistic practice. In this context, it seems relevant to consider the artistic component of the theatrical demonstration from November 7th, 1967, which recreated the festive marches of the first Soviet decade.

In the celebration dedicated to the fiftieth anniversary of the October Socialist Revolution, the most important components of the holiday of

1918' - parade and demonstration - were reconstructed. The author pays special attention to the recreation of specific spatial and temporal coordinates in military ritual and march, which expands the chronotope of the ceremonial, as well as to the music components from the specified parts of the celebration. It has been established that the music of the historical prologue of the parade was made up of revolutionary songs and marches: «Brave, comrades, keep up!», «Hostile whirlwinds waves over us», «On the valleys and on the hills», «Varyag», «Red Army is the strongest!», «Cavalry lynx», «Song about the Tachanka», «Budyonny's March».

Considering the principles of designing artistic time and space of historical parts of festive action, the author notes the peculiarities of combining the linear time of the holiday, historical -the victory of the revolution, and eternity - the memory of fallen heroes.

Key words: public holiday, memory research, performance practices, commemoration.

For citation: Demina V. Celebration of the 50th anniversary of the October socialist revolution in the context of formation of performative commemoration practices // South-Russian musical anthology. 2020. No 2. Pp. 28-33.

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12003

В контексте «мемориального поворота» рубежа ХХ-ХХ1 вв. и все возрастающего интереса к культурной памяти как инструменту конструирования социальной идентичности, особый интерес ученых вызывают ее социальные функции и способы трансляции. В условиях перформативности современного пространства отечественной культуры происходит актуализация коммемора-тивных практик. Н. Г. Федотова и Т. В. Ильина отмечают, что «в перформативных практиках

коммеморации как для участников действия, так и для зрителей, культурные смыслы города становятся значимыми (даты, образы, мифы, места) через „проигрывание" ситуации, а именно через эмоциональное переживание и воплощение смыслов прошлого. В данном случае объясняется эффект перформативности в процессе коммеморации» [1, с. 4]. В этом аспекте значимым представляется изучение истории формирования перформативных

практик коммеморации в контексте развития официальной праздничной культуры.

В трудах Р. Голдберг («Искусство перфор-манса. От футуризма до наших дней») и К. Бишоп («Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства») отводится важная роль в становлении перформанса и партиципаторного искусства театрализованным демонстрациям и драматическим реконструкциям, организованным по случаю первой годовщины Октябрьской революции1. Исследователями выделяются проекты Н. И. Альтмана. Р. Голдберг пишет: «В 1918 году <...> Натан Альтман вместе с другими футуристами организовал массовую демонстрацию. Она прошла под открытым небом, на улицах и на площади у Зимнего дворца в Петрограде» [2, с. 52]. К. Бишоп отмечает, что на Дворцовой площади в 1918 г. «Альтман, Пуни, Богуславская и их товарищи решили организовать массовую реконструкцию штурма Зимнего дворца <...> Реализм был обеспечен приглашением целого батальона с полным снаряжением и тысячами сознательных жителей Петрограда <...> Неудивительно, что позже, когда власти узнали об этом (никому не пришло в голову запрашивать их согласие на проведение театральной акции), командир батальона, который также ничего о ней не знал, получил строгий выговор» [3].

Э. Фишер-Лихте в труде «Театр, жертвоприношение, ритуал. Исследование форм политического театра», рассматривая советские массовые театральные действа 1917-1920-х гг., отмечает манифестацию и утверждение коллективной идентичности, сформированной революцией и празднеством [4, с. 120]. Р. С. Ос-минкин в исследовании «Коллективные фор-

1 Подробнее о художественном пространстве праздничного действа 1918 г. см.: Проект декорировки площади Урицкого (б. Дворцовой) в первую годовщину Октябрьской революции (1918 г.) / худ. Н. И. Альтман. [1920]. URL: https://www.prlib.ru/item/697775; Альтман Н. И. Проект убранства площади Урицкого к

1-й годовщине Октябрьской Революции. URL: https:// rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/alt-man_n.i._proekt_ubranstva_ploschadi_urickogo_k_1-y_ godovschine_oktyabrskoy_revolyucii._19241925._/ index.php; Художественное оформление массовых празднеств в Ленинграде в 1918-1931 гг. М. - Л., ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932. URL: http://www.raruss.ru/soviet-con-

structivism/3956-guschin-registration-mass-holidays. html; Шумихина Л. А., Попова В. Н. Эстетика парадов и демонстраций как праздничных ритуалов советской культуры // Теория и практика общественного развития, 2012, № 5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/estetika-paradov-i-demonstratsiy-kak-prazd-nichnyh-ritualov-sovetskoy-kultury.

мы художественного перформанса в России начала XXI века», маркируя распространенность современных коммеморативных ритуалов (акции «Бессмертный полк», исторический парк и серия выставок «Россия моя история», реконструкция исторических сражений), пишет: «Современное искусство перформанса и театра с помощью инсценировок и реенакмен-тов также обращается к историческим, чаще противоречивым или замалчиваемым событиям с целью не просто их репрезентации и критического пересмотра, но перепроживания, рефлексии и терапии» [5, с. 51].

В контексте формирования современных коммеморативных ритуалов, направленных на перепроживание удаленных во времени событий отечественной истории, актуальным представляется рассмотрение художественного компонента театрализованной демонстрации 7 ноября 1967 года, воссоздающего образ праздничных шествий первого советского десятилетия. В процессе его конструирования происходила опора на узнаваемые всеми слоями общества символы, знаменующие рождение новой эпохи. Подготовка к празднованию пятидесятилетней годовщины революции началась заблаговременно. В постановлении ЦК КПСС от 4 января 1967 года «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции» говорится, что «каждый советских человек, каждая семья отмечают годовщину революции как самое радостное, самое большое и знаменательное событие. Но 50-летие Октября - это особый праздник. В дни этого юбилея наша партия и советский народ подведут итоги пройденного пути за целую историческую эпоху. Осмысливая прошлое, мы глубоко сознаем, что перед нами встают новые задачи коммунистического строительства» [6, с. 3]. Стремясь воссоздать «историческую эпоху» и сконструировать «новые задачи» будущего организаторы торжества объединили прошлое и настоящее страны в художественном хронотопе праздничного текста.

Утверждение незыблемости основ государственной власти с помощью исторической памяти характерно для природы официальных торжеств. М. М. Бахтин, отмечает: «Официальный праздник, в сущности, смотрел только назад, в прошлое и этим прошлым освящал существующий в настоящем строй <...> Праздник был торжеством уже готовой, победившей, господствующей правды, которая выступала как вечная, неизменная и непререкаемая правда» [7]. Государственный праздник в 1967 году проходил поэтапно. Основными его составляющими стали: совместное торжествен-

ное заседание Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета РСФСР, посвященное пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, военный парад, демонстрация трудящихся, праздничный прием в Кремлевском дворце съездов, салют и пр2. Реконструкция фрагментов праздничных действ первого советского десятилетия стала одной из важных составляющих праздника 1967 года.

В 1918 году основные торжества, посвященные Дню Великой Октябрьской социалистической революции, проходили в Москве. Концепция «первого за тысячи лет рабоче-крестьянского праздника» рассматривалась в статье «Праздник», опубликованной в газете «Правда» от 6 ноября 1918 года. «Он должен быть отпразднован как-то особенно, чтобы совсем не было похоже на то, как раньше устраивались празднества» [8, Л. 2]. Праздник включал митинг, парад на Красной площади, демонстрацию трудящихся и всенародную церемонию сожжения символов старого строя (на одиннадцати столичных площадях были сожжены тряпичные и соломенные чучела царя, буржуя, помещика, кулака и пр.)3.

В праздничном действе 1967 года воссоздавались наиболее значимые составляющие праздника 1918 года - парад и демонстрация. Торжество началось в 10.00 часов утра. Как отмечалось в газете «Труд»: «Именно в этот час 7 ноября (25 октября) 1917 года Ленин подписал воззвание „К гражданам России!". Именно в этот час полвека назад родилась новая историческая эпоха. Еще несколько минут, и перезвон Кремлевских курантов возвестит о том, что наша страна вступила во вторую половину первого века своей социалистической истории» [10, с. 1]. Важным для создания чувства единения у присутствующих стало место проведения празднества - Красная площадь: «Взволнованно-приподнятое настроение рождает освещенная ярким солнцем площадь возле Кремля, ее торжественный наряд <.. .> В этот день, как никогда, отчетливо сознаешь, что все мы - дети революции, дети Октября» [10, с. 1].

2 Например, празднование юбилея Октябрьской социалистической революции включало авиационный парад. См.: Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев среди участниц авиационного парада, посвященного 50-летию Великого Октября. Москва. 9 июля, 1967 // Российский государственный архив кинофотодокументов. URL: http://liders.rusarchives. ru/brezhnev/docs/generalnyi-sekretar-tsk-kpss-li-brezh-nev-sredi-uchastnits-aviatsionnogo-parada-posvyash-chennogo.

3 См.: [9].

Историческая часть (пролог) парада открывалась маршем барабанщиков в будено-вах и длинных кавалерийских шинелях4, далее следовали знаменосцы, воплощающие образ комиссаров времен гражданской войны, красногвардейцы, одетые в кожаные куртки или пальто, солдаты, вооруженные винтовками, революционные матросы в бушлатах, перекрещенных пулеметными лентами, красноармейцы с алыми шевронами на груди. Далее следовали кавалеристы, тачанки, артиллерийский дивизион на конной тяге. В конце двигались бронеавтомобили. Музыкальную составляющую исторического пролога парада составили революционные песни и марши: «Смело, товарищи, в ногу!», «Вихри враждебные веют над нами» («Варшавянка»), «По долинам и по взгорьям» («Партизанская»), «Варяг», «Красная Армия всех сильней!», марш «Кавалерийская рысь», «Песня о тачанке», «Марш Буденного»5. Такими были парады, когда их принимал В. И. Ленин.

Далее начался военный парад, в котором участвовали части Московского гарнизона, а также было представлено современное оружие (зенитные ракетные комплексы, опер-тивно-тактические ракеты, баллистические ракеты, ракеты средней дальности полета на самоходных пусковых установках, трехступенчатые ракеты и т. д.). В конце парада были продемонстрированы самые мощные боевые стратегические ракеты)6. Завершался парад прохождением сводного оркестра соединения частей Московского гарнизона.

4 См.: Soviet October Revolution Parade, 1967. URL: https://www.youtube.com/watch?v=leIXTci-eXY; Сюжет № 1 Открытие памятника В. И. Ленину в Кремле и парад на Красной площади в день 50-летия Октябрьской революции // Киноархив net-film. URL: https://www.net-film.ru/film-58633/?search=tt7l8tq1967.

5 См.: Тридцать песен пионеров. М.: Государственное музыкальное издательство, 1933. С. 52-53. Песни революции. Песни революции «Вихри враждебные воют над нами» («Варшавянка»). Петроград: Изд. А. К. Соколова. 4 с. Строевые песни советской армии М.: Воениздат, 1949, С. 209-210, 228-229. Красная Армия всех сильней! URL: http://a-pesni.org/grvojna/kr/krasnarmia.php. Служебно-строевой устав. Репертуар для оркестров Красной армии: дирекцион. М.: Военное изд-во Народного Комиссариата обороны, 1945. С. 24-26. Песни боевые. М.: Детгиз, 1944. URL: http://www.old-songbook.ru/ view.php?idsong=608. «Красноармейский песенник»: Сборник 34 песен для хора / Сост. Л. Шульгин. М.; Пг.: Гос. изд-во. Муз. сектор, 1923. С. 61-63.

6 См.: Военный парад 7 ноября на Красной площади (1967-1976) // Киноархив net-film. URL: https://www.net-film.ru/film-21855/?search=tt7l8tq1967.

Важнейшим компонентом демонстрации трудящихся явилась историческая составляющая - театрализованное шествие, олицетворяющее, подобно прологу к параду, образы демонстраций первых лет революции. Под звуки «Интернационала» его открыли грузовики с платформами на которых были установлены транспаранты и плакаты с лозунгами: «Великий октябрь», «Да здравствует марксизм-ленинизм - вечно живое революционное учение!», «50 героических лет» и др. Под звуки революционных песен «Смело, товарищи, в ногу!», «По долинам и по взгорьям» за ними следовали платформы с плакатами («Ты записался добровольцем?», «За власть Советов!» и пр.), шествовали трудящиеся с флагами и транспарантами, воссоздававшие образы участников шествий 20-х гг. - красногвардейцев, революционных матросов, комиссаров и др. Далее следовало шествие представителей национальных республик, олицетворяющее единство Страны Советов. В этот день, вечером, в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в 21.45 прогремел залп крейсера «Авроры», в Москве прошел праздничный салют.

Важным в создании особой атмосферы стало сконструированное сакральное время и пространство праздничного действа. Пространство, наделенное эмблемами эпохи, глав-

ным из которых стал мавзолей, воссоздающий лестницу на небо и захоронение павших за советскую Россию героев у кремлевской стены, и время, соотносимое с моментом рождения «новой исторической эпохи», образовывало единство, придающее действу символическое звучание. Праздничные парад и демонстрация соединили линейное время проведения праздника, историческое - произошедшей победы революции, и вечности - памяти о павших героях. Сложный хронотоп праздничного действа в сочетании с особым музыкальным компонентом позволили пережить участникам и зрителям полувековой исторический опыт советского народа.

По рассмотренной модели, с привлечением действительных участников революционных событий, праздник прошел по стране, мобилизуя коллективное сознание в достижении «полной победы коммунизма»7.

7 Призыв - «Под знаменем марксизма-ленинизма, под испытанным руководством Коммунистической партии - к полной победе коммунизма!» прозвучал в обращении ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Советского правительства к советскому народу, ко всем трудящимся Союза Советских Социалистических Республик. См.: Волжская коммуна. 1967. № 261 (5 ноября). С. 1-2.

литература

1. Федотова Н., Ильина Т. Перформатив-ные практики коммеморации как инструмент формирования культурной памяти города // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. Т. 8. № 2-1 (10), 2018. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_36731548_57812173.pdf (дата обращения: 06.05.2020).

2. Голдберг Р. Искусство перформанса. От Футуризма до наших дней. М.: Ad Marginem Press, Музей современного искусства «Гараж», 2019. 320 с.

3. Бишоп К. Искусственный ад. Парти-ципаторное искусство и политика зритель-ства. URL: https://syg.ma/@sygma/kler-bishop-iskusstviennyi-ad (дата обращения: 06.05.2020).

4. Fisher-Lkhte E. Theatre, Sacrifice, Ritual. Exploring forms of political theatre. New York: Routledge, 2005. 240 p.

5. Осминкин Р. Коллективные формы художественного перформанса в России начала

XXI века: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. СПб., 2020.

316 с.

6. Постановление ЦК КПСС от 4 января 1967 года «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции» // Ленинец. 1967. № 6 (10 января). Л. 1-3.

7. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/ rubler0_1.html (дата обращения: 06.05.2020).

8. Праздник // Правда. 1918. № 241 (6 ноября). Л. 2-3.

9. Демина В. Отечественные воинские традиции в музыке парадов Рабоче-Крестьянской Красной Армии 1918 года // Южно-Российский музыкальный альманах. 2018. № 1 (30). С. 27-31.

10. Над Москвою шумят, как знамена, пятьдесят героических лет. Военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади 7 ноября 1967 года // Труд. 1967. № 263 (8 ноября). С. 1-3.

references «,

1. Fedotova N., Ilina T. Performativnye praktiki kommemoracii kak instrument formirovaniya kulturnoj pamyati goroda [Performative practices of commemoration as a tool for the formation of the cultural memory of a city]. Vestnik Novgorodskogo filiala RANHiGS [Bulletin of the Novgorod branch RANEPA]. T. 8. No 2-1 (10), 2018. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_36731548_57812173.pdf (data obrashcheniya [date of application]: 06.05.2020).

2. Goldberg R. Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashih dnej [The art of performance. From futurism to the present day]. Moscow: Ad Marginem Press, Garage Museum of Modern Art, 2019.320 p.

3. Bishop K. Iskusstvennyj ad. Participatornoe iskusstvo i politika zritelstva [Artificial Hell: Participatory Art and the Politics of Spectatorship]. URL: https://syg.ma/@sygma/kler-bishop-iskusstviennyi-ad (data obrashcheniya [date of application]: 06.05.2020).

4. Fisher-Lichte E. Theatre, Sacrifice, Ritual. Exploring forms of political theatre. New York: Routledge, 2005. 240 p.

5. Osminkin R. Kollektivnye formy hudozhestvennogo performansa v Rossii nachala 21 veka [Collective forms of artistic performance in Russia at the beginning of the 21st century]. Ph.D. Thesis.: 17.00.02. St. Petersburg, 2020. 316 p.

6. Postanovlenie CK KPSS ot 4 yanvarya 1967 goda «O podgotovke k 50-letiyu Velikoj

Oktyabrskoj socialisticheskoj revolyucii» [Decree of the Central Committee of the CPSU of January 4, 1967 «On the preparations for the 50th anniversary of the Great October Socialist Revolution»]. Leninist [Leninist]. 1967. No 6 (January 10th). Pp. 1-3.

7. Bakhtin M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kultura srednevekovya i Renessansa [The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/ rubler0_1.html (data obrashcheniya [date of application]: 06.05.2020).

8. Prazdnik [Holiday]. Pravda [Truth]. 1918. No 241 (november 6th). Pp. 2-3.

9. Demina V. Otechestvennye voinskie tradicii v muzyke paradov Raboche-Krestyanskoj Krasnoj Armii 1918 goda [Domestic military traditions in the music of the parades of the Workers and Peasants' Red Army of 1918] // Yuzhno-Rossijskij muzykalnyj almanah [South-Russian Musical Almanac]. 2018. No 1 (30). Pp. 27-31.

10. Nad Moskvoyu shumyat, kak znamena, pyatdesyat geroicheskih let. Voennyj parad i demonstraciya trudyashchihsya na Krasnoj ploshchadi 7 noyabrya 1967 goda [Military parade and demonstration of workers on the Red Square on November 7, 1967]. Trud [Work]. 1967. No 263 (november 8th). Pp. 1-3.

Демина Вера Николаевна

доктор искусствоведения, доцент Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону

[email protected] ORCID: 0000-0002-7402-9020

Vera N. Demina Dr. Sci. (Art), Assidate professor Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don

[email protected] ORCID: 0000-0002-7402-9020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.