Празднование 40-летия Победы и тенденции развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в последнее советское десятилетие1
The celebration of the 40th anniversary of the Victory and tendency of development of historical memory of the Great Patriotic War in the last Soviet decade.
Попов А.Д.
Popov A.
Статья посвящена характеристике празднования 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на общесоюзном и региональном (крымском) уровне. На основе опубликованных и архивных документов, а также материалов центральной и местной прессы автор пытается проанализировать основные тезисы советского официального дискурса
0 событиях 1941-1945 гг., актуальные в последнее десятилетие существования СССР. Также реконструированы сценарии празднования в столице государства (Москва), отдельных городах-героях (Севастополь, Керчь) и одном из областных центров страны (Симферополь). В заключение сделаны выводы относительно символического значения исторической памяти о Великой Отечественной войне в позднем советском обществе, а также о её перформативной, мобилизационной, интегративной направленности.
The article is devoted to the characterization of celebration of the 40th anniversary of the Victory of Soviet people in the Great Patriotic War on the allunion and regional (Crimean) level. On the basis of the published and archival documents and also materials of the central and local press the author tries to analyse the main theses of the Soviet official discourse about events of 1941-1945, relevant in the last decade of existence of the USSR. Scenarios of celebration in the capital of the state (Moscow), some Hero Cities (Sevastopol, Kerch) and one of the regional centers of the country (Simferopol) are also reconstructed. In the
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-09-00576 «Память о Великой Отечественной войне в городах-героях Юга России (Волгоград - Севастополь - Керчь - Новороссийск), 1945-1991 гг.».
conclusion the author inferred about rather symbolical value of historical memory
of the Great Patriotic War in late Soviet society and so as its performative,
mobilization, integrative orientation.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Победа, юбилей,
историческая память, города-герои, Крым, СССР
Keywords. Great Patriotic War, Victory, anniversary, historical memory, Hero
Cities, Crimea, USSR.
Эволюция празднования различных юбилеев в дореволюционной,
советской и постсоветской России, как одно из направлений изучения
исторической памяти (memory studies), привлекает постоянно
увеличивающийся интерес отечественных и зарубежных исследователей [2;
3; 5; 6; 13; 20 и др.]. Знакомство с имеющимися работами позволяет
обозначить две важнейшие тенденции, отражающие специфику празднования
исторических юбилеев в советский период: 1) зависимость содержания
юбилейного календаря и общественного внимания к конкретным датам от
политико-идеологической конъюнктуры; 2)постепенная экспансия
празднования Дня Победы в символическом пространстве советских
юбилеев, начавшаяся в середине 1960-х гг. и завершившаяся к середине
1980-х гг. его абсолютным доминированием над революционными и иными
памятными датами. Также появляются первые работы, посвященные
использованию символического ресурса исторических юбилеев в советской
культурной дипломатии послевоенного периода [14]. В нашей статье для
более глубокого раскрытия темы будет охарактеризовано состоявшееся в
1985 г. празднование последнего советского юбилея Победы десятичного
цикла на общесоюзном и региональном (крымском) уровне, а также
символическое и прагматическое значение данного события для
позднесоветского общества.
В первой половине 1980-х гг. наблюдался явный кризис доверия
значительной части советских граждан к коммунистической идеологии, во
многом обусловленный догматизацией и ритуализацией политической жизни
16
СССР в период «застоя». Такое положение дел не было секретом для представителей советской государственно-партийной элиты. Поэтому советское руководство пыталось использовать самые разные внутренние и внешние поводы (0лимпиада-80, борьба против американской «гонки вооружений», начало антиалкогольной кампании, XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1985 года в Москве) для мобилизации населения и сохранения идеологемы о безальтернативности «руководящей и направляющей роли» коммунистической партии в жизни общества. Празднование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. также имело не только мемориально-исторический, но и политико-идеологический контекст. В частности, в выступлении недавно избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева, посвященном 40-летию Победы, говорилось о том, что «главным действующим лицом войны, творцом Победы был великий советский народ в солдатской шинели и рабочей спецовке, во главе которого шла партия
Л
большевиков» [18. 1985. 9 мая] .
В целом празднование отличалось широчайшим размахом и происходило в соответствии с мемориальными традициями, заложенными в брежневский период. Ещё 31 мая 1984 г. было принято постановление ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В этом многостраничном документе предстоящий юбилей рассматривался и во внутриполитическом, и в международном контексте. С одной стороны, подчеркивалось, что «Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне со всей полнотой раскрыла преимущества социализма, его огромные экономические, социально-политические и духовные возможности». С другой стороны, указывалось на мессианское значение разгрома Германии для спасения всего мира: «Победа в Великой Отечественной войне была одержана советским народом во имя мира и жизни на Земле. Своим избавлением от угрозы фашистского порабощения,
2 Здесь и далее выделение курсивом в цитатах сделано автором статьи.
своей свободой человечество в огромной мере обязано первому в мире социалистическому государству...» [15. С. 583, 585]. В резолютивной части документа отмечалось, что всенародный праздник 40-летия Победы должен стать катализатором для широкой идеологической, массово-политической, агитационно-пропагандистской, идейно-воспитательной работы, а также стимулировать повышение трудовой активности советских людей, усиление общественного внимания к ветеранам войны и труда. Далее был намечен целый ряд зрелищно-массовых, политических, информационных, творческих, научных, спортивных и туристических3 мероприятий, приуроченных к 40-летию Победы [15. С. 585-589].
Указом Президиума Верховного Совета (ВС) СССР от 11 марта 1985 г. все оставшиеся в живых ветераны войны - бывшие военнослужащие Красной Армии, партизаны и подпольщики были награждены орденом Отечественной войны4. Окончательно сформировался перечень населенных пунктов, удостоенных почетного статуса городов-героев. Указами Президиума ВС СССР от 6 мая 1985 г. такой чести были удостоены Мурманск и Смоленск [18. 1985. 7 мая]. Города Борисов, Волоколамск, Изюм, Можайск, Нальчик, Тирасполь и Шяуляй были награждены орденом Отечественной войны I степени [18. 1985. 8 мая].
9 мая 1985 г. на Красной площади в Москве состоялся грандиозный военный парад, который своими масштабами превзошел даже парады 24 июня 1945 г. и 9 мая 1965 г. Его отличительной особенностью, в частности, было прохождение перед действующими военнослужащими и военной техникой отдельных колонн героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, ветеранов Красной Армии, Войска Польского и
В данном случае речь шла о проведении в мае 1985 г. в городе-герое Туле Всесоюзного слета победителей похода молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы.
4 Орден Отечественной войны I степени в 1985 г. получили те, кто в период Великой Отечественной войны был удостоен звания Герой Советского Союза, был награжден орденами СССР или медалями «За отвагу», «Ушакова», «За боевые заслуги», «Нахимова», «Партизану Отечественной войны», а также инвалиды войны и все, кто имел боевые ранения. Остальные ветераны были награждены орденом Отечественной войны II степени.
Чехословацкой народной армии, партизан и подпольщиков, тружеников тыла. Кроме Знамени Победы и штандартов всех фронтов было пронесено 150 знамен дивизий и полков Красной Армии, наиболее отличившихся во время войны. Парад на Красной площади и другие праздничные мероприятия транслировались по центральному телевидению [16], их освещали тысячи отечественных и зарубежных журналистов. Кульминацией торжества стал праздничный артиллерийский салют сорока залпами, который был проведен в Москве, столицах союзных республик, в городах-героях, а также во Владивостоке, Куйбышеве, Львове, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Свердловске, Североморске, Хабаровске и Чите [18. 1985. 9 мая].
Эпизод военного парада на Красной площади в Москве 9 мая 1985 г.
На основе отдельных эго-источников можно попытаться реконструировать общественную реакцию относительно празднования 40 -летия Победы у нескольких поколений советских граждан. Пожалуй, наиболее яркие воспоминания об этом событии остались у тех, кто в то время был ребенком:
«Помню общий какой-то праздничный дух, тогда впервые осознала всю крутость песни «День Победы»5, помню, что папа-художник одноклассницы нарисовал плакат, который долго потом висел в классе. В общем именно тогда, 9 мая 1985 я и поняла, что есть такой важный день - день Победы. Мне было 8 лет».
«9 мая 1985 года. Мне было 6 лет. Мы с папой были на параде на Красной площади. Я была в красной шапочке, и нас показывали по телевизору. Ощущение радостного и светлого помню. И впечатление от мощи советской армии тоже помню (особенно от танков и чеканящих шаг военных)».
«Мне было 8 лет. В школе долго репетировали утренник, посвященный празднику - на него были приглашены все бабушки/дедушки - ветераны и блокадники. А девятого мая день был солнечный, на улицах ощущение праздника, повсюду звучала песня "День победы". Мы с дедушкой поехали на Пискаревское кладбище. Помню огромное столпотворение у братских могил умерших во время блокады и то, как я клала на эти могилы красные гвоздики» [11].
Трепетные чувства к происходящему испытывали и более старшие жители «Страны Советов», относящиеся к послевоенному поколению.
5 Здесь и ниже в воспоминаниях важным атрибутом празднования очевидцы называют написанную в 1975 г. к 30-летию Победы песню «День Победы» (стихи Владимира Харитонова, музыка Давид Тухманов), самым известным исполнителем которой был и остается советский/российский эстрадный исполнитель Лев Лещенко. Впрочем, исследователь Г. Бордюгов называет самой популярной песней о войне 1985 года лирическую песню «Снегири» (стихи поэта-фронтовика Михаила Дудина, музыка и исполнение Юрия Антонова) [3. С. 204-205].
Советский плакат «Вечная слава героям»
Так, писатель Юрий Поляков (1954 г.р.) вспоминает, что в 1984 г. опубликовал в прессе статью «Право на боль», где написал: «Есть боль участника, но есть боль и соотечественника. Человеку, чье Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передается от поколения к поколению, равно как и гордость за одержанную Победу. Мирные поколения должны знать о войне все, кроме самой войны» [17. С. 60].
Что же касается представителей военного поколения «фронтовиков», то судя по размещенным на сайте «Прожито» (http://prozhito.org/) дневникам известного хирурга и ученого Николая Амосова (1913 г.р.), кинодраматурга Анатолия Гребнева (1923 г.р.) и заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС Анатолия Черняева (1921 г.р.), для них самым важным в восприятии очередного юбилея Победы были не внешние атрибуты торжества, а размышления по поводу достаточно неожиданного для многих упоминания в докладе Горбачева личности Сталина. Действительно, недавно
избранный генсек, вектор будущего политического курса которого ещё во-многом оставался загадкой для общественности, с трибуны кремлевского Дворца съездов заявил о том, что «гигантской работой на фронтеи в тылу руководили партия, её Центральный Комитет, Государственный комитет обороны во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) Иосифом Виссарионовичем Сталиным» [18. 1985. 9 мая].
Причем оценки авторов дневников относительно этого упоминания расходятся: Амосов высказывается на этот счет скорее положительно, а Гребнев и Черняев - критически. В частности, Анатолий Гребнев 9 мая 1985 г. написал в своем дневнике: «Вчера - торжественное заседание, старые лица в зале - генералы, ветераны, министры... все старые... Генеральный -прост, доступен, "можно потрогать". При упоминании Сталина (а как было не упомянуть!) - в зале долгие аплодисменты; докладчик пытался продолжать, но пришлось остановиться на полуслове - зал не переставал аплодировать: старые люди соскучились по вождю молодости» [8]. Все это происходило на фоне циркулировавших в первые месяцы 1985 г. слухах об обратном переименовании города-героя Волгограда в Сталинград. Причем такое предполагаемое развитие событий имело как активных сторонников, так и убежденных противников [см., напр.: 1. С. 372; 3. С. 202].
Исследователь Геннадий Бордюгов (1954 г.р.), одновременно
являющийся и очевидцем описываемых событий (в то время - научный
сотрудник Института истории СССР Академии наук СССР) также обращает
внимание на использование властями юбилея не только для символической,
но и для прямой трудовой мобилизации [3. С. 202-203]. Помимо
традиционного ленинского весеннего субботника, обычно проводимого в
преддверии первомайских праздников, 4 мая 1985 г. по призыву трудовых
коллективов городов-героев Москвы, Ленинграда и Волгограда состоялся
ещё один всесоюзный коммунистический субботник, фактически
превратившийся в дополнительный рабочий день с повышенными
производственными обязательствами. В посвященной этому мероприятию
22
передовице газеты «Известия», вышедшей под заголовком «Вдохновенный труд во имя мира», в частности, сообщалось: «В субботнике приняло участие практически все население города. Большинство трудились на своих рабочих местах. Ещё сотни тысяч москвичей вышли на улицы и площади города, чтобы подготовить его к празднику. И Москва, омытая весенними дождями, будто помолодела» [9. 1985. 5 мая].
На региональном уровне подготовка к 40-летию Победы и празднование этого знаменательного юбилея происходили в рамках общих трендов развития советской мемориальной политики. В качестве примеров кратко охарактеризуем мероприятия, состоявшиеся в крымских городах Севастополе, Керчи и Симферополе.
В январе 1985 г. Крымский областной комитет Коммунистической партии Украины (КПУ) разработал методические рекомендации для проведения в трудовых коллективах региона «бесед за круглым столом» на тему «Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Задачи разоблачения фальсификаторов истории Второй мировой войны». К участию в таких беседах активно привлекались участники боев за Крым и Севастополь, а также передовики производства. Их содержание явно имело две основные проекции: внутреннюю (обоснование ключевой роли КПСС в разгроме врага, объяснение героизма советского народа на фронте и в тылу преданностью коммунистическим идеалам) и внешнеполитическую (разоблачение агрессивного курса ведущих капиталистических государств и их попыток преуменьшить роль СССР в победе над фашизмом) [7. Ф. П-1. Оп. 10. Д. 25. Л. 1-2].
Для контроля за ходом идеологической и массово-политической работы, в том числе связанной с юбилейной датой, в Севастополь из областного центра была направлена группа ответственных партийных работников и инструкторов «для проверки и оказания помощи горкому» [7. Ф. П-1. Оп. 10. Д. 211. Л. 1-8]. Одним из результатов такого «идеологического десанта» стало проведение 8
апреля 1985 г. во всех партийных комитетах Севастополя т.н. «единого политдня» на тему «Великий подвиг народа» [21. 1985. 9 апреля].
Но также крымским партийным руководством начиная с осени 1984 г. принимались документы, связанные с практическими аспектами подготовки к празднованию. Например, в них говорилось об адресном поздравлении с 40-летием Победы всех проживающих в области ветеранов войны, вдов и матерей погибших воинов, а также о резервировании гостиничных номеров для ветеранов из других городов, которые должны были прибыть на празднование в Севастополь [7. Ф. П-1. Оп. 9. Д. 100. Л. 51-53].
4 мая 1985 г. на посвященный 40-летию Победы всесоюзный коммунистический субботник вышло около 170 тыс. севастопольцев, которые произвели внеплановой продукции на 1,3 млн. руб., а также перечислили из дневного заработка около 220 тыс. руб. в фонды мира и пятилетки [9. 1985. 5 мая]. Помимо этого коллективы предприятий и учреждений города-героя провели работы по уборке и благоустройству территории памятников участникам Великой Отечественной войны, закрепленных за ними в порядке шефства [21. 1985. 5 мая].
На тот момент в Севастополе жило около 13 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. В начале юбилейного года городская газета «Слава Севастополя» объявила конкурс очерков и заметок «Ветераны - в строю», итоги которого были подведены накануне Дня Победы [21. 1985. 6 января; 5 мая]. Как и в целом по стране, многие ветераны продолжали работать в трудовых коллективах, а также являлись активными участниками общественной жизни и воспитательной работы с молодежью.
Смена почетного караула учащихся у Вечного огня Севастополя
Легендарной личностью послевоенного Севастополя стала Мария Байда - санинструктор и разведчик Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, бывшая в плену и выжившая в концентрационном лагере «Равенсбрюк». В период с 1961 по 1986 гг. она заведовала Центральным отделом ЗАГС Севастопольского горисполкома, была почетным гражданином Севастополя, неоднократно избиралась депутатом городского совета [19. С. 139-144].
Символические значение относительно преемственности военного и послевоенных поколений имело мероприятие, прошедшее на мысе Херсонес у памятника-обелиска, посвященного окончательному разгрому немецких войск в Крыму 12 мая 1944 г. В дни празднования 40-летия Победы здесь состоялось вручение паспортов достигшим совершеннолетия севастопольцам, которые они получили из рук участника боев за освобождение Крыма, Героя Советского Союза, капитана 1 -го ранга в отставке Асафа Абдурахманова [21. 1985. 14 мая].
Основным мероприятием празднования в Севастополе стал многотысячный митинг, состоявшийся на Площади Нахимова 9 мая 1945 г. На нем выступили руководители Крымской области, города-героя
Севастополя, Черноморского военно-морского флота. Помимо поздравлений с праздником и констатации огромного исторического значения Великой Победы прозвучали призывы к присутствующим «показать примеры самоотверженного труда» и «сплотиться вокруг коммунистической партии» [21. 1985. 10 мая].
Уже в начале юбилейного года трудящиеся Керчи присоединились к инициативе волгоградцев, бросивших призыв сделать 1985 г. годом ударного труда в честь 40-летия Победы и каждый месяц посвящать трудовые свершения одному из городов-героев. Это движение, подхваченное и другими городами, получило название «всесоюзной трудовой Вахты памяти». Так, на протяжении февраля 1985 г. керчане должны были перевыполнять производственный план в честь самого близкого для них города-героя - Новороссийска, о чем постоянно сообщалось с помощью местной прессы и средств наглядной агитации [10. 1985. 19 января; 28 февраля]. Как и в целом по стране, полноценно отработав субботний день 4 мая, коллективы многих предприятий Керчи, а также приписанных к керченскому порту морских судов, решили перечислить свой дневной заработок в фонд сооружения Мемориала Победы на Поклонной горе в Москве.
5 мая 1985 г. на территории входящего в керченскую городскую агломерацию поселка Героевское произошло очень значимое и долгожданное события. Здесь с участием областного и городского руководства, а также специально приглашенных делегаций из городов-героев Новороссийск, Одесса и Севастополь был торжественно открыт мемориальный комплекс, посвященный памяти участников Керченско-Эльтигенской десантной операции осени 1943 г. [12. 1985. 7 мая]. Решение о сооружении здесь масштабного мемориала, из-за своего оригинального архитектурного решения, получившего название «Парус» (скульпторы Л.В. Тазьба, С.Я. Ковнер, архитектор О.А. Шахов), было принято ЦК КПУ ещё 28 февраля 1968 г. Однако только к 40-летию Победы строительство было завершено вопреки многочисленным финансовым и организационно-техническим трудностям.
Встреча ветеранов у мемориального комплекса участникам Эльтигенского десанта
Большую помощь в реализации этого проекта оказал коллектив керченского судостроительного завода «Залив», который взял шефство над возведением мемориала - его представители также выступили на празднике открытия. По сложившейся традиции траурные венки в память о погибших моряках и десантниках были не только возложены к мемориалу и братским могилам Эльтигена («Огненной земли»), но и спущены с катера в море [ 10. 1985. 7 мая; 12. 1985. 7 мая].
В тот же день в непосредственной близости от нового мемориального объекта был открыт Музей истории Эльтигенского десанта, ставший обособленным структурным подразделением Керченского историко-археологического музея. Многие экспонаты и документальные материалы для музея были переданы участниками поискового героико-патриотического клуба «Эльтиген», начавшего свою работу в 1973 г. по инициативе керченского педагога Татьяны Замуленко [10. 1985. 8 января; 22. С. 177-181]. Также в канун Дня Победы в Керчи была открыта картинная галерея, экспозиция которой полностью состояла из произведений московского художника-баталиста, народного художника РСФСР Николая Бута, посвященных героической обороне Аджимушкайских каменоломен в 1942 г. [10. 1985. 10 мая].
Вечером 8 мая 1985 г. состоялось традиционное для этого города-героя факельное шествие керчан к памятнику-обелиску, расположенному на вершине, возвышающейся над городом горы Митридат, где состоялся массовый митинг-реквием. Вот как описывал это событие один из очевидцев: «Могучая огненная река заполнила улицы родного города. Плавно течет она, её поток устремляется наверх, как символ стремления юных сердец к Миру, Счастью, Свету <...> Молодежь, комсомольцы слушают слова ветеранов войны, клянутся быть достойными их, "жить, гореть, себя не жалеть, чтобы людям жилось светлее"» [10. 1985. 11 мая].
Непосредственно 9 мая состоялась традиционная встреча ветеранов в сквере имени пионера-героя Володи Дубинина, вновь были возложены венки и цветы к мемориалу на горе Митридат и другим памятникам города, а в полдень состоялся массовый митинг на центральной площади Керчи [12. 1985. 10 мая].
Памятник-обелиск на горе Митридат в Керчи
Насыщенно событиями было и празднование 40-летия Победы в Симферополе - административном центре Крымской области, на тот момент входившей в состав Украинской ССР. Как и в других городах, 4 мая здесь
был проведен всесоюзный коммунистический субботник. На следующий день в здании Украинского музыкально-драматического театра было проведено торжественное собрание и праздничный концерт. Открывая официальную часть мероприятия, первый секретарь Крымского обкома КПУ В.С. Макаренко подчеркнул, что «отмечая 9 мая, как один из самых радостных своих праздников, мы не забываем того, что мирное 40-летие нашей страны - это совокупный итог Победы и трудового марша послевоенных пятилеток».
А первый секретарь Севастопольского горкома КПУ А.П. Смолянников заверил, что «Эстафета доблести и героизма, переданная нам мужественными воинами-победителями, в надежных руках» [7. Ф. П-1. Оп. 10. Д. 92. Л. 39, 50]. Но главным юбилейным событием, запомнившимся симферопольцам (в том числе и автору статьи), стало открытие после реконструкции Могилы неизвестного солдата с Вечным огнем. Этот мемориальный объект, расположенный в Гагаринском парке Симферополя (архитектор Е.В. Попов), был создан к празднованию 30-летия Победы в 1975 г. Однако очень скоро оказалось, что достаточно скромный в своем первоначальном варианте комплекс не совсем соответствует масштабу проводимых здесь мемориальных мероприятий с участием руководства области и статусных гостей, в том числе из зарубежных стран. На его реконструкцию из областного бюджета было выделено 500 тыс. руб., причем для экономии средств все работы выполнялись симферопольскими проектными организациями, производственными и коммунальными предприятиями города, а также военнослужащими местного гарнизона [4. С. 182; 7. Ф. Р-3287. Оп. 7. Д. 4327. Л. 2].
г
Памятник на могиле Неизвестного солдата и Вечный огонь в Симферополе (до реконструкции 1985 г.)
В итоге 8 мая 1985 г. состоялось открытие обновленного мемориала. Вечный огонь в Симферополе, погашенный на время реконструкции, был вновь зажжен ветеранами войны - Героем Советского Союза А.М. Раснецовым и полным кавалером ордена Славы А.А. Кириллиным. Источником огня стали два факела, доставленные в столицу Крыма эстафетой спортсменов-легкоатлетов из Керчи (от Вечного огня на горе Митридат) и Севастополя (от Вечного огня на Сапун-горе). Открытие сопровождалось торжественным митингом, в финальной части которого, по сложившейся к тому времени традиции, слово предоставлялось кому-то из пионеров или комсомольцев, которые в своей речи должны были принять символическую «эстафету памяти» от поколения участников войны. Ученица средней школы № 14 Ирина Зубарева выступила с короткой и по-детски наивной, но очень трогательной речью: «Спасибо вам, наши славные дедушки и бабушки, за то, что на рассвете нас будят щебет птиц, яркие солнечные лучи, ваша добрая улыбка, а не грохот взрывов и ослепительные вспышки ракет, за то, что вы отстояли мир на земле, что сейчас живете рядом с нами» [12. 1985. 8 мая].
Памятник на могиле Неизвестного солдата и Вечный огонь в Симферополе (после реконструкции 1985 г.)
В День Победы на центральной площади города для симферопольцев была подготовлена литературно-художественная композиция и театрализованное представление «Салют Победы», состоялось массовое возложение венков и цветов к памятникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, традиционные встречи ветеранов и концерты самодеятельных творческих коллективов, а также вечернее факельное шествие6, завершившееся митингом-реквием у открытого накануне реконструированного Вечного огня в Гагаринском парке [12. 1985. 10 мая].
В целом можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что в период 1960-1980-х гг. Великая Отечественная война постепенно вытесняла из пространства публичной политики и из сознания советских граждан Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Современная исследовательница Екатерина Болтунова объясняет это целым комплексом причин: приходом на высшие государственные и партийные посты участников войны, смещением
6 В отличие от Керчи, факельные шествия в память о событиях Великой Отечественной войны и в Севастополе, и в Симферополе были проведены всего несколько раз, так и не став традиционными.
воспоминаний о революции из сферы коммуникативной памяти («живая» память очевидцев) к более «отстраненной» и мифологизированной культурной памяти, а также большим объединительным (интегративным) потенциалом событий 1941-1945 гг. в условиях нарастания кризиса коммунистической идеологии [2. С. 127].Как мы видим, в течение нескольких лет после смерти Л.И. Брежнева сформировавшийся в период его правления мемориальный канон относительно памяти о Великой Отечественной войне не только сохранялся, но и достиг своей кульминации во время празднования 40-летия Победы в мае 1985 года. Находившийся на тот момент менее двух месяцев во главе государства М.С. Горбачев (1931 г.р.), представлявший уже поколение «детей войны», продолжал реализовывать праздничный сценарий, в общих чертах уже заранее сформированный его предшественником -последовательным представителем «брежневского стиля» К.У. Черненко.
Только к началу 1990-х гг. возникли условия для пересмотра некоторых значимых элементов брежневской концепции исторической памяти о Великой Отечественной войне. После возникновения альтернативных политических партий и отмены в марте 1990 г. 6-й статьи Конституции СССР, неизбежным стал отказ от тезиса о руководящий и направляющей роли коммунистической партии в разгроме фашистской Германии и её союзников. А разгосударствление экономики и её трансформация на рыночных принципах сделали бессмысленным использование памяти о войне как инструмента моральной мотивации повышения производительности труда. Но в остальном сформировавшийся в период между 1965 и 1985 гг. мемориальный канон продолжал функционировать, он стал своеобразным фундаментом для базовых историко-культурных ценностей постсоветского российского общества. Именно День Победы стал главным общенациональным историческим праздником, а пост почетного караула № 1 был перенесен от Мавзолея В.И. Ленина к Вечному огню у Могилы Неизвестного солдата в Александровском саду.
Литература
1. Бовин А.Е. ХХ век как жизнь. Воспоминания. М., 2017.
2. Болтунова Е. «Пришла беда, откуда не ждали»: как война поглотила революцию // Неприкосновенный запас. 2017. № 6. С. 109-128.
3. Бордюгов Г.А. Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти. М., 2010.
4. Брошеван В.М. Символ вечной благодарности (к истории вопроса о создании в столице Крыма мемориального комплекса с Вечным огнем) // Историческое наследие Крыма. 2005. № 9. С. 178-183.
5. Булыгина Т.А., Кожемяко Т.Н. Историческая память и юбилеи в России в XX-XXI веках // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6 / Под ред. А.В. Гладышева, Т.А. Булыгиной. Саратов; Ставрополь, 2012. С. 63-76.
6. Воронцова Т. Юбилеи Победы. URL: http://urokiistorii.ru/article/173(дата обращения: 15.04.2018).
7. Государственный архив Республики Крым (г. Симферополь).
8. Дневник кинодраматурга Анатолия Гребнева. URL: http://prozhito. org/notes?date=%221985-01 -01 %22&diaries=%5B559%5D (дата обращения: 15.04.2018).
9. Известия. Печатный орган Совета народных депутатов СССР.
10. Керченский рабочий. Печатный орган Керченского горкома КПУ и городского Совета народных депутатов.
11. Комментарии к посту «А кто-нибудь помнит, как отмечали в СССР 9 мая в 1985 году?». URL: http: https://76-82.livejournal.com/2033824.html (дата обращения: 15.04.2018).
12. Крымская правда. Печатный орган Крымского обкома КПУ и областного Совета народных депутатов.
13. Махнырёв А.Л. Роль и место исторических юбилеев в общественно-политической жизни СССР (1945-1964 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2015.
14. Нагорная О.С., Никонова О.Ю. Юбилеи революции как элемент послевоенной советской культурной дипломатии в странах Восточной Европы // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика: Сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2016. С. 230-236.
15. О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Постановление ЦК КПСС от 31 мая 1984 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 14. 1981-1984. М., 1987. С. 582-589.
16. Парад Победы 1985. 40 лет Победы [телевизионная трансляция]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0OzWl5GlSSY (дата обращения: 15.04.2018).
17. Поляков Ю.М. По ту сторону вдохновения. М., 2017.
18. Правда.Печатный орган Центрального комитета КПСС.
19. Равнение на подвиг: Сборник / Автор-сост. В.Г. Кузьмина, Г.В. Орлова, Г.Г. Ищенко. Симферополь, 1988.
20. Рольф М. Советские массовые праздники [пер. с нем. В.Т. Алтухова]. М., 2009.
21. Слава Севастополя. Печатный орган Севастопольского горкома КПУ и городского Совета народных депутатов.
22. Славин Н.А. Эльтиген. Взгляд сквозь десятилетия. Симферополь, 2004.