Х.М. Низамова
ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ..
психолого-педагогическое направление
УДК 373.2
ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ
© 2015
Х.М. Низамова, доцент кафедры педагогической психологии и педагогики
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация. В настоящее время система организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении строится на инклюзивном подходе, который дает возможность детям стать победителями над собой, так как, образование при таком подходе становится индивидуализированным, что позволяет вовлекает ребенка в жизнь детей группы с такими же ограниченными возможностями.
Ключевые слова: инклюзивная практика, индивидуальный подход, ограниченные возможности, предметно-развивающая среда, формы, методы, самостоятельная работа, безопасность, комфорт, вариативность, информативность, обратная связь, праздник, социальная система, атрибуты.
Образовательный процесс в ДОУ, где реализуется инклюзивная практика, ориентирован на овладение детьми такими компетенциями как социальные, коммуникативные и информационные. Для организации образовательной деятельности педагоги строят свою работу на принципах индивидуального подхода - то есть происходит всестороннее обследование детей, составление плана работы с учетом потребностей каждого ребенка.
Инклюзивный подход дает возможность детям стать победителями над собой, так как, образование при таком подходе становится индивидуализированным, а это в свою очередь вовлекает ребенка в жизнь детей группы с такими же ограниченными возможностями. Сегодня основная цель в инклюзивном подходе это работа с каждым ребенком по специальной программе развития ребенка. По-другому, это создание предметно-развивающей среды с целью создания новых форм, методов для изменения отношения к инклюзивной педагогике [1-9]. В соответствии с ФГОСами самостоятельная работа детей выходит на передний план. Предметно-развивающая среда может быть использована как возможность развития деятельности детей по их интересам. При этом предметно-развивающая среда должна быть безопасной, комфортной и уютной. Она должна способствовать развитию способностей детей, создавать возможности для проявления их развития, при этом должна быть вариативность и возможность работать с родителями и с другими детьми группы.
Предметно-развивающая среда должна быть информативной, систематически обновляться, соответствовать интересам и потребностям детей. Сегодня командный метод воспитания и управления, методы проектов, диагностика, формирующий эксперимент, составление планов совместно с родителями, педагогами и детьми создаст позитивное отношение ко всему происходящему в образовательном и воспитательном процессе. Участники образовательного процесса должны совместно, при этом оказывая помощь и поддержку друг другу помощь и получая обратную связь работают как единая профессиональная команда.
В ДОУ работают специалисты разного профиля, поэтому схемы взаимодействия могут быть различными исходя из состава инклюзивной группы и их индивидуальных планов. Поддержка самостоятельной активности и творчества, социального взаимодействия помогут всесторонне изучить детей, выявить их способности, интересы, мировоззрение, обеспечат условия для саморазвития ребенка. Именно таким образом, удастся воспитать личность, способную стать субъектом развития в наше время. Активное включение родителей в совместную деятельность создаст психолого-педагогические возможности для развития инклюзивного воспитания. Принцип социального взаимодействия даст возможность понять и принять друг друга, а данное взаимодействие приведет к активному вовлечению родителей и детей к совместным действиям, как в учебной, так и в социальной действительности [10-18]. Уникальной возможностью на начальной стадии создания инклюзивной группы явля-
ются праздники.
Праздники важная составляющая инклюзивного процесса. Праздники - позитивный эмоциональный настрой, это плодотворная работа всех участников праздника. Подготовка к празднику создает творческую атмосферу. Праздники это форма организации адаптации детей в условиях инклюзивной группы. Они создают эмоциональный позитивный настрой, объединяют детей и взрослых, становятся важным ритуалом в инклюзивной группе.
Совместная работа сближает детей и их родителей, так как любой праздник включает в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, которые направлены на развитие и поддержку функциональных способностей детей в соответствии с его возможностями. Праздник раскрывает возможности для развития ребенка, так как они включают в себя литературу, музыку, живопись, театр, пантомиму. Это позволяет расширить кругозор, развивает творческие способности. На празднике дети танцуют, поют, рисуют, учатся подчинять свои движения ритму музыки, начинают различать музыку, показывают их в движениях, играх, декламируют. В детские праздники входят задания познавательного характера. А конкурсы и загадки, развивают внимание и воображение. Уникальность праздников в инклюзивной группе это участие и взрослых и детей. Такое сотрудничество помогает общению, присутствует на таких праздниках «снисходительные» отношения, не оценивается участие детей и родителей, никто и никого не осуждает за какие-то неточности, таким образом, дети создают коллектив взаимопомощи. Дети быстро адаптируются, посещают детский сад с радостью, начинают показывать положительную динамику в своем развитии, получают помощь в образовательном процессе. Родители получают информацию об успехах своего ребенка, с удовольствием помогают в подготовке и проведении праздников и игр. Сами начинают участвовать в праздниках с детьми, тем самым создают атмосферу доверия и понимания.
Дети и родители вместе учат стихи и песни, шьют костюмы, готовят атрибуты для спектаклей, сладкие призы для детей. Организация праздника начинается с предварительной работы. Это и составление сценария, исходя из возраста детей, разучивание новых и повторение уже знакомых песен, репетиции с детьми и родителями, подбор фонограмм к песням и танцам, Конечно, особое внимание уделяется к оформлению зала с родителями. Детям необходима максимально спокойная и добродушная обстановка. А в создании такой обстановки могут помочь профессиональные декораторы, которые оформят помещение и украсят его гирляндами или воздушными шарами. При составлении программы или плана проведения любого праздника учитывается возраст участников.
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, дает возможность детям забыться, отдохнуть, расширяют кругозор, знания о традициях своего народа, развивают толерантность, помогают понять и оценить достоинства друг друга, развивают творческий потенциал [19-23].
психолого-педагогическое направление
Х.М. Низамова
ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...
При этом важно помнить: праздник для детей - признак заботы общества о будущем нового поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахметова Д.З. Ускорит ли инклюзивное образование преодоление социальной эксклюзии? // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 36-38.
2. Скупова Т.В. Возможности реализации особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами в условиях инклюзивного обучения // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 105-107.
3. Чайковский М.Е. Инклюзия как условие развития свободной личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 77-81.
4. Яковлева Е.Л. Преподаватель инклюзивной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 232-234.
5. Яковлева Е.Л. Другой как центральная фигура инклюзии (анализ концепций Э. Левинаса, С. Франка, А. Шюца) // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 34-37.
6. Носова Т.М., Шведов В.Г. Музей в развитии экологической культуры обучаемых в инклюзивном образовании // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 88-92.
7. Гугкаева И.Т. Развитие инклюзивного образования в РСО-Алания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 68-70.
8. Яковлева Е.Л. Другие как предпосылка формирования инклюзивного пространства и образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 15-18.
9. Курицина О.В. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 60-63.
10. Галкина Л.Н. Подготовка педагогических кадров к осуществлению социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 40-43.
11. Кагуй Н.В., Хабибулина И.З. пПоликультурное воспитание в дошкольной организации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 139-144.
12. Шкрыль Н.М., Шарафутдинова Л.Н. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 124-127.
13. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Проектирование
образовательной деятельности дошкольников на основе вариативно-модельного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 5-7.
14. Жигулев А.В. Материнский капитал как стимулятор развития дошкольного образования // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 1 (33). С. 69-72.
15. Кит Г.Г. Развивающий потенциал поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 14-17.
16. Галеева Е.В., Галкина И.А. Психолингвистические аспекты вербализации эмоций посредством эмотивной лексики у детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 43-44.
17. Файзуллина А.Г. Особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 125-128.
18. Афанасьева О.В., Кайданович С.М. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их дальнейшего успешного обучения в школе // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 20-22.
19. Геворкянц Ж.А. Формирование гражданской идентичности ребенка в контексте разработки стандарта дошкольного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 66-68.
20. Чемоданова Г.И., Власенко С.В. Технологические основы социально-педагогической деятельности при организации работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 38-40.
21. Ремезова Л.А., Свешникова Т.Д., Степанова М.А. Становление и развитие партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 102-105.
22. Малкович М.М. Психологические аспекты исследования гендерных представлений мальчиков дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 183-185.
23. Галеева Е.В., Галкина И.А. Психолингвистические аспекты вербализации эмоций посредством эмотивной лексики у детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 43-44.
HOLIDAYS AS A FORM OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS, PARENTS AND CHILDREN
IN INCLUSIVE GROUP
© 2015
H.M. Nizamova, associate Professor of educational psychology and pedagogy Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Abstract. At present, the system of organization of educational activities in preschool is based on an inclusive approach that enables children to become victorious over the other, since the formation of such an approach becomes individualized, allowing involve the child in the lives of children group with the same disabilities.
Keywords: inclusive practice, individual approach, limited capacity, subject-developing environment, forms, methods, independent work, safety, comfort, variability, information, feedback, holiday, social system, attributes.