96 ISSN 1997-GSG3 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2G11 ♦ 4 (42) июль-август ^
ПРАЗДНИК В МАЛОМ ГОРОДЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
А. С. Ляховец
Российский государственный социальный университет (филиал, г. Ивантеевка)
Н. Д. Мостицкая
Московский государственный университет культуры и искусств
В данной статье рассматривается праздник как социальный институт, в рамках которого осуществляется процесс социализации. Проводится сравнительно-функциональный анализ, позволяющий утверждать, что социокультурные условия малого города наиболее способствуют максимальной реализации всех аспектов праздника, актуализирующих такие свойства социума, как соборность, гражданственность и патриотизм.
Ключевые слова: праздник, социализация, малый город, соборность, коммуникация, патриотизм.
This article touches upon holiday as a social institution, which provides the process of socialization within its context. The comparative functional analysis allows to state, that the socio-cultural conditions of town contribute fully to the maximum realization of all aspects of holiday, which foreground such features of society as collegiality, cynicism and patriotism.
Key words: holiday, celebration, town, collegiality, communication, patriotism.
Изучение праздника как социального института представляется возможным на основании следующих положений: праздник поддерживается социокультурными организациями, будь то представители власти, церкви или экономические структуры; включает в себя систему традиций и норм, передаваемых из поколения в поколение; предполагает строгую статусно-иерархическую дифференциацию, конституирующую социальное взаимодействие в ритуале праздника, а также в каждом празднике обязательно присутствует собственная знаково-символическая среда, наполненная специальными атрибутами, украшающими и дополняющими конкретный праздник.
Процесс социализации рассматривается нами как процесс усвоения социальных ролей и ценностей общества, поэтому вполне правомерно исследовать феномен праздника как
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
4 (42) июль-август 2011 96-101
института социализации, поскольку функциональное многообразие праздничной культуры способствует актуализации освоения ценностных норм культуры. Уникальность праздника состоит еще и в том, что он организует как первичную, так и вторичную социализацию, будучи многофункциональным явлением. Участие семьи в празднике позволяет гармонично осуществить первичную форму социализации на уровне освоения ребенком базовых ценностей культуры, для подросткового возраста также реализуется возможность сориентироваться на нормы поведения, принятые в социальной группе, а для взрослого человека статусная иерархия будет представлена в неформальной ситуации.
Рассматривая праздник как феномен культуры, необходимо выделить некоторые его функции, через которые возможно предста-
Теория и история культуры 97
вить механизм социализации. Так, изучая основные функциональные уровни, согласно словарным дефинициям А.Я. Флиера, отметим, что праздник способен реализовать, во-первых, социальную интеграцию людей, «формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых социокультурных сообществ. Во-вторых, обеспечить одну из форм интегрированного существования сообществ людей, подразумевающую структурную дифференциацию на различные самодостаточные группы: этносы, нации, производственные и прочие коллективы, семьи, роды, коммуникативные (языковые), религиозные группы. В-третьих, обеспечить основные свойства совместной жизнедеятельности людей, такие как демографическое и социальное воспроизводство членов общества, адаптацию сообщества к природным и историческим условиям его обитания, развитие искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, социальную престижность, патронаж, познание и мировоззрение, накопление и кумуляцию социально значимых знаний, а самое главное - коммуницирование и обмен информацией и социальным опытом между людьми» (3, с. 129-133). Праздничная коммуникация, несомненно, отличается от обычного бытового общения, поскольку, являясь строго ритуализированной и иерархичной, протекает в особых условиях, позволяющих человеку естественно и органично воспринимать строгую иерархичность, при этом не теряя ощущения свободы, игры и непрофанного пространства. По мнению А.Я. Флиера, ведущей функцией праздника выступает - физическая и психическая реабилитация и релаксация человека, но, на наш взгляд, в этом контексте теряется сакральная и соборная составляющая праздника, что лишает систему праздника
целостного восприятия. Благодаря структурно-организованному пространству праздника основные моменты процесса социализации проходят в неформальной обстановке, что способствует созданию более естественного коммуникативного процесса, подразумевающего личностное индивидуальное общение, не ограниченное статусной иерархической системой.
Анализ функциональных особенностей праздника как феномена культуры в соответствии с основными структурными уровнями функций культуры, предложенными А.Я. Фли-ером, показывает, что феномен праздника может быть рассмотрен как наиболее яркий репрезентант культурной жизни, включающий всю ее функциональность. Таким образом, в празднике в концентрированном виде представлены системообразующие процессы и механизмы, необходимые для поддержания, развития и сохранения данной культуры и создания условия для органичного протекания процесса социализации. Для массового сознания современного российского общества, мозаичного по своей природе, в настоящее время особенно характерны яркие формы проявления традиционных «культурных оппозиций», представляющих разнонаправленные ценности, в связи с этим в социокультурных процессах практически не наблюдается консолидированных активных коллективных действий, за исключением форм протеста, связанных с проблемами выживания, и сама стратегия выживания является доминирующей, а массовое поведение девиантным по существу. Поэтому, на наш взгляд, феномен праздника здесь должен быть рассмотрен как необходимый структуро-организующий элемент, скрепляющий поликультурное многообразие посредством консолидирующей и коммуникативной функций праздника. При этом необходимо учитывать различных участников праздника, это могут быть люди, включенные в культуру, и представители других культур. Для узкого круга «своих» участников праздник создает уникальное пространство для формирования соборности, в то же время для гостей - людей «со стороны» праздник предоставляет возможность позна-
98 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
комиться с ценностями другого народа или культуры в более непринужденной обстановке. Межкультурная коммуникация в данном случае осуществляется как процесс, включающий этапы идентификации в рамках своей культуры, знакомство с традициями другой культуры, перекодировка знаков другой культуры на свой язык, и новый этап идентификации, но уже предполагающий осознание себя частью поликультурного пространства. Сохранение традиционных национальных, этнических, конфессиональных праздников позволяет удержать равновесие в поликультурном пространстве, в котором сосуществуют разные народы, и действуют механизмы культурной самоидентификации.
В условиях современной жизни с ее быстротечным переживанием времени теряются сущностные основы многих традиций и ритуалов, необходимых для выживания человека. Девиантные формы протеста, мотивируемые проблемой выживания, не способствуют позитивным реформам, в то же время восстановление традиционных форм взаимодействия между людьми позволит выстраивать процесс социализации в русле гармонизации коммуникативного пространства и решения общей идеи выживания в современных социокультурных условиях.
Так, современный праздник, организуемый в мегаполисе, превращается в симулякр праздничной культуры, теряя свою подлинную антропологическую систему значений и смыслов, коммуникативную и социализирующую функцию. Изучение феномена праздника в рамках структурно-функционального подхода и сравнительный анализ условий организации праздника в мегаполисе и в малом городе позволяют акцентировать внимание на специфическом пространстве небольшого поселения, в котором на сегодняшний момент возможно сохранение в целостном объеме праздничной традиционной культуры.
Во-первых, этимологически слово «праздник» чаще связывают со словами «праздный», «пустой», «порожний», то есть свободный от будничной деятельности. Такая трактовка
была принята в русском языке, однако первоначальное название праздника в древнееврейском языке было «хаг», от глагола «хагаг», что означало «танцевать». Специалисты связывают происхождение слова с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. В латинском языке праздничные дни обозначались как feriae (отдых, каникулы), а также festum - «праздник, торжество». Современные лингвисты термин feriae выводят из слова fanum- «священное место», а термин festum - от санскритского корня «бхас» -«блестеть». Таким образом, праздник семантически связан и со своеобразным временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным сакральным ритуалом, танцем, приемами, пиршеством. Любой праздник предполагает в таком случае радостное событие, но непременно связанное с сакральным переживанием «духовной связи» с определенной системой ценностей. Момент «переживания духовной связи» является одной из характеристик феномена праздника, поскольку он позволяет говорить о духовной доминанте праздничной культуры (в противовес телесности обыденного воспроизводства жизненных стремлений) и о символических обозначениях сакральной коммуникации.
В современных условиях жизни мегаполис утратил целостную духовную доминанту, позволяющую объединить людей вокруг одной идеи. Внешняя массовость культурного события оборачивается индивидуализмом жителей мегаполиса, поэтому «жертвенное» объединение и всеобщий «танец» вокруг «священного места» невозможны. В то же время в мегаполисе множество существующих объединений по интересам формируют свои праздники, традиции и ритуалы, но это происходит в замкнутых пространствах, часто не пересекающихся друг с другом. В противовес этому малый город с населением от 12 до 50 тысяч человек представляет собой уникальное пространство, где возможно выстраивать ценностные связи между людьми, что позволяет говорить о соборном единстве. Более того, современные исследователи, выделяя наиболее перспективные малые
Теория и история культуры 99
города России, указывают на культурообразу-ющий центр: монастырь, туристический центр, градообразующее предприятие, как обязательное условие «выживания» города в современных условиях после развала системных связей, существовавших в СССР. Таким образом, люди здесь объединены общими целями и интересами, что позволяет им формировать жизненное пространство малого города и конструировать соответствующие праздники, которые выполняют функцию носителей и трансляторов ценностей, а также социализации подрастающего поколения и мигрантов. По мнению исследователя социологического аспекта праздника -К. Жигульского, для того чтобы эталонные образцы возникли и продолжали существовать, празднующая группа должна иметь общие ценности, обычно составляющие часть системы, которые столь важны для нее, что требуют почитания через институт праздника. «Отречение от праздника, утрата интереса к нему служит признаком утраты интереса к лежащим в его основе ценностям, тогда они зачастую лишь декларируются, но не практикуются» (1, с. 12).
Любой праздник разворачивается перед нами в своей обрядово-ритуальной традиции, предполагающей точное место проведения и условия организации празднования. Это организованное действо должно обеспечить выход из пространства будничной суеты в пространство духовных ценностей и идеалов, то есть вывести за рамки обыденности. Так, З. Поня-товский утверждает, что «праздник означает, прежде всего, разрыв с повседневностью, вторжение необычайности и исключительности в монотонность будней <...> праздник - это также попытка переломить ход времени, попытка вырваться из тисков закона изменения и исчезновения, иллюзорное преодоление тяжести земного времени, груза старости и смерти человека ...» (1, с. 127). Выход за рамки обыденности реализуется в обрядово-ритуальной, игровой форме, позволяющей человеку войти в коммуникативное пространство диалога с миром культурных ценностей, в котором реализуется его потребность в духовном развитии. В отсутствии такого сущностного диалога
праздник превращается в симулякр. В культуре малого города организация праздничного общения осуществляется в рамках соседско-дружеских отношений и на основе институционального объединения населения, то есть коллег по работе. Задача праздника и ритуального действия состоит в создании условий, необходимых для обеспечения ценностно-ориентированной коммуникации и конструирования общего мировоззренческого поля. Благодаря организации такого ценностно ориентированного коммуникативного пространства процесс социализации протекает естественным образом. Люди получают опыт общения, знакомятся со статусной дифференциацией общества, при этом в данном случае эта дифференциация будет носить не только формальный, но и реальный характер, поскольку в процессе праздника будут проявлены неформальные лидеры и почитаемые в обществе сограждане.
Во-вторых, в современном энциклопедическом словаре культурологи выделяют характерную черту праздника - его связь со сферой сакрального. Он исцеляет, то есть «делает "целой" раздираемую конфликтами человеческую общность» (2, с. 135). Проводя параллели с историческими социокультурными условиями праздника, можно вспомнить советскую традицию проведения демонстрации на первомайских праздниках. Все население города было задействовано в торжественном шествии, что предполагало ритуальное объединение людей через элементарное совместное физическое присутствие в одном пространстве. Так, в малом городе такое ритуальное действие может объединить большинство его жителей, организовывая таким способом идентификацию каждого человека как носителя общегородской культуры. В то же время в мегаполисе такое совместное действо возможно только по районам, а общего единения не происходит. Помимо этого, в празднике успешно конструируется иерархия социально-статусной системы, которая подтверждается институализирован-ной системой взаимоотношений в городе. В мегаполисе такого иерархичного построения создать невозможно, поскольку люди не знако-
100 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
мы в обыденной жизни и все статусные моменты имеют игровой характер (симулякр). Принцип иерархии представляется весьма существенным и важным для консолидации социума, поскольку он позволяет выстраивать равновесие в социокультурном коммуникативном пространстве, ориентирует на историческую преемственность, в частности посредством почитания старших и более опытных представителей социума. А также способствует формированию механизмов передачи социального опыта от поколения к поколению.
Основой иерархического построения социума, как и его фундаментом, непосредственно является институт семьи, в котором протекает первичная социализация. Для любой семьи характерна межпоколенческая передача норм и эталонов культуры, обучение определенным одобряемым стандартам поведения и сложным, связанным с культурными традициями поведенческим программам. В этом случае участие семьи в городском празднике цементирует не только семейные устои, но и позволяет сформировать устойчивое осознание причастности к данному обществу как необходимого и существенно важного целостного элемента социальной структуры.
В-третьих, в культуре праздника можно выделить особым образом организованное время - психологическую подготовку к торжественным событиям, само торжество и ожидания будущих перемен, поскольку праздник рассматривается как пограничное событие между двумя различными временными периодами жизни, что в свою очередь создает ритм жизни, согласуемый с хронотопом культуры. Для малого города этот ритм жизни гармонично согласуется с праздничным календарем, который обязательно соразмерен с природными изменениями, религиозными традициями. А для мегаполиса, напротив, оторванность от природной жизни и создание более скоротечного хронотопа не позволяет говорить о стабильности праздничной культуры и культуры мегаполиса в целом.
Кроме того, любой российский малый город сохранял через преемственность поколе-
ний исконные российские традиции выживания, связанные не только с ведением практически натурального хозяйства, но и с соответствующим достаточно критическим отношением к местным властям, а потому его жители не потеряли собственного «я» во всех вопросах -от трудоустройства, до ремонта квартир, от отношения к политическим кампаниям до «бартерной» торговли с соседями. Это самодостаточные люди, а не просители и иждивенцы. Жители малого города, как правило, не мигранты и не являются маргиналами, которым безразлична судьба города и страны, в конечном счете от этого зависит и своя собственная судьба. Именно это и позволяет считать малый город России той первичной ячейкой российского государства, в которой заинтересовано не только все российское общество, но и каждый отдельный гражданин, потому что именно гражданские качества наиболее просто формировать, участвуя в жизни малого города, где всякое социальное усилие, особенно если говорить о праздничной культуре, становится видным и значимым. Вот эта потенциальная и актуальная возможность проявления своих гражданских качеств, мыслей и чувств делает жителей малого города патриотами своего края, своей малой родины. Этот потенциал максимально раскрывается благодаря качественному осуществлению и организации процесса социализации, который протекает в социокультурной среде города, в частности в пространстве городских праздников.
Обобщая названные характеристики праздничной культуры, раскрываемые как условия процесса социализации, можно отметить, что феномен праздника во всей своей полноте возможно увидеть и воспроизвести только в масштабах малого города. Особенно, если учитывать уникальный хронотоп, согласующийся с природной жизнью в малом городе, возможности непосредственной коммуникации всех жителей города, а также общую идейно-ценностную мировоззренческую систему, раскрывающуюся в символах праздничного ритуала, ориентированного на социализацию и идентификацию человека как гражданина города и страны.
^ Теория и история культуры 101
Примечания
1. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. - М.: Наука, 1985.
2. Культурология: энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. 2.
3. Флиер, А. Я. Тезаурус основных понятий культурологии / А.Я. Флиер, М.А. Полетаева. - М.: МГУКИ, 2008.
ДИНАМИКА АУДИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
О. Ю. Липай
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье дан анализ динамики аудитории современного телевидения, рассмотрена роль аудитории как субъекта, оказывающего влияние на развитие института телевидения, а также факторы динамики российской аудитории телевидения.
Ключевые слова: аудитория, телевидение, динамика, демассовизация, дифференциация, фрагментация, индивидуализация.
This article provides an analysis of the television's dynamics, considers the role of auditorium as a subject exerting an influence upon development of the television institution, as well as factors of the Russian auditorium of the television.
Key words: auditorium, television, dynamic, fragmentation, individualization, differentiation.
Телевидение на сегодняшний день представляет собой сложное социальное явление, изучать которое можно в разных аспектах. Во-первых, как социальный институт - производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой, связанную с множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс - систему языковой и метаязыковой коммуникации, систему регулярно повторяющихся речевых действий. И если считать, что знанием становятся только те сведения, та информация, которые успешно интериоризируются, бесконфликтно вписываются в структуру представлений индивида о мире и о себе, то в связи с этим телевидение
предстает как форма социального знания, как способ производства и накопления обществом знаний о самом себе. Телевидение оказывается существенным элементом, взаимодействующим с когнитивными механизмами восприятия и обработки дискурса, влияющим и вмешивающимся в эти процессы. Вместе с тем, было бы неверно преувеличивать значение и действенность этого влияния; приблизиться к более или менее адекватной оценке позволяет проработка еще одной проблемной области.
Телевидение с момента своего появления как технологии и как социального явления является не только инструментом оповещения и массовой информации. Сегодня это элемент повседневной жизни значительной части
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 101-104