Научная статья на тему 'ПРАЗДНИК ТУН-ПАЙРАМ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ХАКАСОВ'

ПРАЗДНИК ТУН-ПАЙРАМ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ХАКАСОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК / АЙРАН / КУЛЬТ ПРЕДКОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимова Р.Е.

В данной статье рассмотрены основные традиции хакасского народа связанные с проведением национального праздника «тун-пайрам». Даны определения понятия народный праздник. Описана классификация хакасских праздников, в зависимости от их функций. Рассмотрены некоторые обрядовые особенности, характерные для данного праздника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLIDAY TUN-PAYRAM AS A TRADITIONAL ELEMENT OF KHAKTAS CULTURE

In this article the main traditions of the Khakass people connected with the national holiday "tun-payram" are considered. Definitions of the concept of a national holiday are given. The classification of Khakass holidays is described, depending on their functions. Some ritual features characteristic of the given holiday are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНИК ТУН-ПАЙРАМ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ХАКАСОВ»

УДК 398.86

Герасимова Р. Е. студент 2 курса ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» научный руководитель: Янковская О. В., к.филол.н.

доцент кафедра НХТ Россия, РХ, г. Абакан ПРАЗДНИК ТУН-ПАЙРАМ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ

КУЛЬТУРЫ ХАКАСОВ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные традиции хакасского народа связанные с проведением национального праздника «тун-пайрам». Даны определения понятия народный праздник. Описана классификация хакасских праздников, в зависимости от их функций. Рассмотрены некоторые обрядовые особенности, характерные для данного праздника.

Ключевые слова: народный праздник, тун-пайрам, скотовод, айран, культ предков.

Gerasimova R.E. Second year student FGBOU VO ""KSU them NFKatanova »

Russia, RH, Abakan Scientific adviser: Yankovskaya O. V.

Candidate of Philology, Associate Professor of the NHT Department HOLIDAY TUN-PAYRAM AS A TRADITIONAL ELEMENT OF

KHAKTAS CULTURE

Annotation: In this article the main traditions of the Khakass people connected with the national holiday "tun-payram" are considered. Definitions of the concept of a national holiday are given. The classification of Khakass holidays is described, depending on their functions. Some ritual features characteristic of the given holiday are considered.

Key words: folk festival, tun-payram, cattle-breeder, ayran, cult of ancestors.

«Праздник - день радости и торжества; день игр, развлечений». [1, с.578].

Народный праздник связан с определенным жизненным этапом в развитии этноса, имеет определенную форму, подразумевает характерное для ситуации поведение людей, которое обусловлено требованиями традиции и опосредовано обрядами и ритуалами.

Народные праздники - неотъемлемая часть жизни любого народа. Они являются отражением социальных связей между разными поколениями, отображают их мировоззрение, становятся важной составляющей историко-культурного достояния этноса, способствуют формированию этнического

самосознания и становлению духовного мира молодого поколения.

Праздники в хакасской национальной культуре ("улукун" в переводе с хакасского - «великий день») способствуют культурно - эстетическому воспитанию и социокультурной интеграции народов республики.

В культуре хакасского народа бытовали различные праздники, которые в зависимости от назначения можно классифицировать как:

1. Семейно-бытовые

2. Родовые

3. Общественные

4. Промысловые

5. Обрядовые

Значимым общественным праздником является тун-пайрам (в переводе - «первый, первородный праздник») - праздник первого айрана (айран -кислый молочный напиток, приготовляемый из перебродившего молока). Праздник связан с основным занятием коренного населения - скотоводством. Издавна яйлажное скотоводство являлось основой трудовой хозяйственной деятельности хакасов проживающих в степной зоне.

Время проведения праздника наступало после окончание сезонной перекочевки скотоводов с зимника («хыстаг») на летние выпаса, когда скот, переживший суровую зиму, восстанавливал силы, и на зеленой сочной траве увеличивались надои молока. Обычно этот период приходился на конец мая, начало июня.

Заранее к празднику готовили первый айран, другие молочные продукты, шили или покупали новую национальную одежду.

В назначенный день население близлежащих аалов (населенный пункт в сельской местности), утром коллективно отправлялись на самую высокую гору, расположенную вблизи. Где обустраивали большой костер, устанавливали ритуальные березки и коновязь «сарчип», к которой привязывали выбранного для этого ритуального коня, именуемого по-хакасски «ызых».

Ызыха обязательно освящал шаман, после этого конь считался охранителем скота. Затем самый почетный старец омывал коня молоком, окуривал его чабрецом, в гриву и хвост вплетали ритуальные ленты, обычно красного и белого цвета, после чего сняв узду, коня отпускали на волю. Впоследствии ездить на этом коне мог только мужчина - его хозяин.

В ходе обрядового действа назначенный старец (аган) совершал обряд кропления айраном ритуального костра, березы и коновязи. Обходил их почасовой стрелке девять раз, благословлял землю и небо, высказывал пожелания о том, чтобы «скот и молочные продукты не переводились у скотоводов» [2, с. 26].

После ритуально - обрядового этапа проводились массовые спортивные мероприятия включающие конные бега, состязание в силе и сноровке, стрельба из лука, национальная борьба «курес». Один из любимых видов развлечения - конные скачки «чарыс», которые основаны на древней

традиции и определенных правилах. Практически каждый бай содержал беговых лошадей, при этом сам непосредственно в бегах не участвовал. Для этого выбирались юноши-подростки, способные хорошо держаться на лошади без седла. В отличие от современных наездников они не имели спортивных знаков отличия, поэтому на голову каждого участника повязывали платок, цвет которого указывал на то, кому принадлежит скакун. При этом зрители могли делать ставки, как в денежной форме, так и в натуральной, в виде голов крупнорогатого скота. Победитель получал все, что было поставлено на кон и обязательно угощал всех присутствующих.

В качестве награждения победителя забега вдоволь поили айраном и аракой (молочная водка, полученная в процессе перегонки айрана). В представлении древних хакасов-скотоводов первые айран и арака обладали целебными свойствами, поэтому их категорически запрещалось проливать на землю. Согласно хакасской традиции всю пищу приготовленную из первого молока, необходимо употребить в день праздника, строго запрещалось оставлять что- либо на другой день.

Так называемые «айранные» («кумысные») праздники являются характерными для культуры народов, основу хозяйственной деятельности которых составляет скотоводство. Встречаются они и у других тюркоязычных народностей, в частности « цагаан сар» (в переводе с могольского «белый месяц»), сагаан cap (в переводе с бурятского - «белый»), «тунах ысыах» (в переводе с якутского - «изобилие молочной пищи), во время которого они выполняют обряд поклонения солнцу и выражают благодарность духам природы за молочное изобилие.

Таким образом, можно проследить, что у хакасского национального праздника «тун-пайрам» существовали аналогичные праздники среди других народов, населявших территорию Южной Сибири, кроме того, очевидно прослеживаются и некие параллели и в происхождении названия праздника [2].

С установлением Советской власти на территории Хакасии, «тун-пайрам» как праздник утратил свою актуальность, лишь в 1980 г. по инициативе В. Бутанаева, Ю. Забелина, В. Кривоногова, А. Котожекова и д.р. активных представителей республики к 50-летию Хакасской автономной области было принято решение о реконструкции этого праздника и его регулярном проведении. В настоящее время с опорой на старые традиции в празднике присутствуют и некоторые современные элементы: конкурс национальной кухни, ярмарка товаров местных умельцев и т. д.

Впервые после долгого перерыва 21 июня 1980 года праздник был организован в Аскизском районе, расположенном в юго-восточной части Хакасско-Минусинской котловины, на Базинской поляне. Впоследствии праздник приурочили к празднованию дня Республики Хакасия в июле, местом проведения стала Сагайская поляна в выше названном Аскизском районе.

Изначально праздник имел название «тун» («первенец»), но после

возрождения отчасти изменилось и его содержание, поэтому в названии появилось второе слово - «пайрам», что означает большой праздник. [3]

Таким образом, можно сказать, что древний народный праздник скотоводов-кочевников хакасов тун пайрам относится к категории возрожденных праздников, который вобрал в себя лучшие национальные традиции, является средством поликультурного воспитания, и демонстрации достижений хакасского народа в творчестве, национальных видах спорта, и в культуре в целом.

Использованные источники:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.,Толковый словарь русского языка. - изд. ООО «ИТИ Технологии», 2003 - 944с.

2. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники Хакасии. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им Н.Ф. Катанова, 1999. - 76 с.

3. Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов: учебное пособие / ред. О. Новикова. - Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1998. - 352с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.