_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 394.21
Карпова Галина Николаевна Самохвалова Клавдия Сергеевна
Студентка 4 курса кафедры НХТ ИИ ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»
г. Абакан
E-mail: mather_comp@live.ru КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ХАКАССКОГО НАРОДА
Аннотация
Статья посвящена описанию основных календарных праздников хакасов. Материалы данной статьи будут полезны всем интересующимся историей и культурой Хакасии, традиционными верованиями и праздниками ее коренных жителей.
Ключевые слова
Хакасский народ, Чыл пазы, Тун-пайрам, Уртюнтой, аал, тёси, юрта.
Образ жизни и культурно бытовые традиции коренных жителей Хакасско-Минусинской котловины -хакасов - обусловлен, прежде всего, природно-климатическими условиями Хакасии, особо благоприятными для кочевого и полукочевого скотоводства. Именно этим объясняется то, что магия основных календарных обрядов коренного населения призвана «при помощи молений сохранить и увеличить хозяйственное благополучие и одной семьи, и всей общины, а также повлиять на процессы плодородия и плодовитости скота» [2, с. 9].
Год у хакасов, как и у многих народов Востока, начинался в период весеннего равноденствия, а соответствующий праздник носил название «Чыл пазы» - начало года.
Жители аала (селения, деревни) встречали Чыл пазы вместе, причем каждая, даже самая бедная, семья старалась приобрести к празднику новую одежду. До начала праздника обязательно проводилась тщательная уборка на всей территории аала, однако необходимо было оставить у дверей немного сора, чтобы не вымести из него удачу.
Празднование начиналось встречей солнца всеми жителями аала, которые всходили на ближайшую возвышенность. Возвращаясь домой, совершали ритуальное кормление тёсей - духов-предков семьи и рода.
После начинался общий пир, называемый по-хакасски «той», в течение которого обязательны были взаимные походы в гости, причем нужно было, хотя бы ненадолго зайти в каждую юрту.
«Люди обращались к друг другу со словами: «Чыл пазы чылды, чаланкибюойылды». - «Пришел Новый год, снялась змеиная шкура». Хозяин, зачерпнув араки из небольшой деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота, брызгал вином вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и выпивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Воздаяние огню делалось, впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек мяса, жира, масло сбрасывался в огонь. Следующая чашка арки подавалась по очереди каждому из гостей хозяином на мужской половине, хозяйкой - на женской» [1, с. 250].
Особое внимание хакасы уделяли тому, с какой стороны гремит первый гром. Южное направление означало, что у кобылиц будет много молока, северное - у коров, восточное - овцы, западное - собаки.
Еще одна примета, завершающая обряд встречи нового года - «тёрик» - бросание на землю пустого ковша. Хорошей приметой, сулящей счастье, молочность и тучность скота, было падение ковша отверстием вверх.
Столь же важным считают хакасы Тун-пайрам - скотоводческий праздник первого айрана, проводившийся в конце мая - начале июня, когда все скотоводы перекочевали с зимника на летник.
Праздник требовал достаточно серьезной подготовки - пошива новых национальных платьев, готовки первых молочных продуктов, а главное, первого айрана и араки.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
По обычаю, первая молочная пища не должна была оставляться на следующий день, ее необходимо было съесть. Особо следили за тем, чтобы первый айран и арака не проливались на землю, т.к. считали их ритуальными напитками. Обязательной частью Тун-пайрама были спортивные состязания: борьба (курес), стрельба из лука, поднятие камня (хапчантас), и, самая популярная часть праздника, - конные скачки (чарыс).
На празднике звучала музыка в исполнении хакасских народных музыкальных инструментов: чатхана, хомыса, хобраха и других. Популярны были конкурсы исполнителей тахпахов - тахпахчи, являвшихся прекрасными импровизаторами.
Осенью, после жатвы, прямо на току, устраивали праздник урожая Уртюнтой. «Под руководством почетного старца совершалось кропление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословление земле и божеству Кубетей Тотаю. На переднем крае пашни оставляли пучок несрезанных колосьев под названием «хыраулюзи» - доля духа-хозяина пашни. На празднике «Уртюн той» их торжественно завязывали цветами ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни, Кубетей Тотаю, благодаря его за полученный урожай» [1, с. 260].
Итак, национальные праздники хакасского народа, возникли из поклонения родной земле, и призваны были, при помощи выполнения магических обрядовых действий, обеспечить благополучие и безбедную жизнь семье и роду.
Список использованной литературы:
1. Бутанаев В.Я. Будни и праздники Хонгорая. - Абакан: ООО «Журналист», 2014. - 316 с.
2. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники Хакасии.- Абакан: изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1999. - 76 с.
© Карпова Г.Н., Самохвалова К.С., 2017