Научная статья на тему 'Праздник русской фортепьянной музыки в Краснодаре'

Праздник русской фортепьянной музыки в Краснодаре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Праздник русской фортепьянной музыки в Краснодаре»

№ 4 (38), 2010

"Культурная жизнь Юга России" ^

Культурная жизнь региона

ПРАЗДНИК РУССКОЙ ФОРТЕПЬЯННОЙ МУЗЫКИ В КРАСНОДАРЕ

Четвертый международный конкурс пианистов им. М. А. Балакирева прошел в год столетия памяти этого выдающегося русского композитора. Этот ставший традиционным праздник русской фортепианной музыки воплощается усилиями творческого коллектива Краснодарского государственного университета культуры и искусств во главе с ректором Натальей Романовной Туравец. У истоков конкурса стоял выдающийся музыкант, педагог и общественный деятель Алексей Григорьевич Скавронский. Он возглавлял жюри в 2004 и 2006 годах. Программа этого уникального творческого состязания дает исполнителям возможность проявить в полной мере и свою техническую оснащенность, и особую глубину содержательности.

Музыкальной эмблемой краснодарского конкурса является восточная фантазия Балакирева «Исламей», отличающаяся концертным блеском, красочностью, особой виртуозностью. Установка на освоение молодыми музыкантами произведений такого уровня сложности аккумулирует мощный запас художественных сил, гарантирует участие талантливых исполнителей. То, что в пору кризиса конкурс не заглох, говорит о подлинной заинтересованности его устроителей в преумножении лучших традиций отечественной фортепианной школы. Поддержка властных структур - Министерства культуры РФ, Администрации города Краснодара - дает возможность не только сохранять творческий, идеологический облик мероприятия, но и обеспечивать его успешную организацию. В прекрасно изданный буклет конкурса вошли, наряду с программами, статьи о М. А. Балакиреве и А. Г. Скавронском, о вузе-организаторе, об истории конкурса, о Краснодарском творческом объединении «Премьера» и руководителе Кубанского симфонического оркестра В. А. Понькине.

Жюри, как и в 2008 году, возглавил народный артист РФ, ректор Саратовской консерватории Лев Шугом. Выступления участников оценивали авторитетные музыканты: ректор Краснодарского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор Наталья Туравец, народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и университета Сакуйо (Япония) Юрий Слесарев, художественный руководитель Международного конкурса пианистов в Андорре, заведующий кафедрой фортепиано в консерватории «Лисео» в Барселоне (Испания), профессор Станислав Почекин, декан фортепианного факультета Национальной государственной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского, заслуженный артист Украины, профессор Валерий Козлов, заведующая кафедрой специального фортепиано Консерватории КГУКИ, заслуженный работник культуры России, профессор

Нелли Межлумова, профессор Белорусской государственной академии музыки Зоя Качарская.

Конкурс имени М. А. Балакирева уже имеет свою историю и своих героев. Это обладатель Гран-при Второго конкурса Павел Домбровский (Москва), лауреат первой премии Первого конкурса Наталья Талдыкина (Новосибирск), совсем юный, но даровитый Арсений Есаулков (Екатеринбург), получивший третью премию в Третьем конкурсе. Концертом лауреата первой премии Второго конкурса Николая Медведева открылся Нынешний праздник русской музыки.

Замечательным его отличием стало ровное профессиональное выступление большинства участников. Совсем молодые музыканты - кому-то едва исполнилось 18 - показали себя зрелыми, вдумчивыми, серьезными пианистами. Значительная часть обязательной программы виртуозна, требует размаха, мощного звучания. Прослушивания в Большом концертном зале КГУКИ (где стоят два рояля «Стейнвей») были завораживающе полны живой музыки: конкурсанты привлекали личной интонацией, бережным отношением к разнообразию тембров и собственно фортепианному звуку.

В конкурсе была выделена группа наиболее молодых участников, тоже состязавшихся за звание лауреатов. Алина Горшенина (Краснодар, класс профессора Н. Межлумовой, III премия), Дарья Ионкина (ЦССМШ при Московской консерватории, класс проф. Е. Рихтер, III премия), Михаил Долгов (МГКМИ им. Ф. Шопена, класс преп. А. Хитрука, II премия) порадовали блестящим пианизмом, яркой образностью, сценической выдержкой. Единственным исполнителем Сонаты Балакирева стал самый юный, 17-летний участник конкурса Михаил Долгов, сыгравший на втором туре также сложнейшую Большую сонату Чайковского.

Когда идет речь о творческой самоотдаче, трудно расставлять оценки, поэтому награжденных оказалось меньше, чем, возможно, хотелось бы слушателям. Зато в памяти сохранится высокий тон, заданный молодыми пианистами. Третий тур проходил в Муниципальном концертном зале при участии Кубанского симфонического оркестра под руководством Владимира Понькина. Маэстро и его замечательный коллектив уже в третий раз участвуют в балакиревском празднике, что создает атмосферу уникальную. Именитый дирижер с чуткой, почти отеческой заботой печется о том, чтобы результат совместного музицирования был достойным.

Все дошедшие до финала участники доставили слушателям истинное художественное наслаждение. В третьем туре прозвучали две совершенно разные, но одинаково убедительные интерпретации Первого концерта Чайковского (П. Шатский и А. Павлова), лиричный, искренний и одновременно виртуозный Третий концерт Рахманинова (А.

116 "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (38), 2010

Андреев), блистательный Третий концерт Прокофьева (Д. Шрамко), яркий, юношески активный Первый концерт Прокофьева (С. Агаев) и зрелый, поэтичный, мастерски сыгранный многоликий Второй концерт Чайковского (Анна Зайченко).

Лауреатами в старшей группе стали:

I место - Анна Зайченко (МГКМИ им. Ф. Шопена, класс доц. М. Филиппова),

II место - Павел Шатский (Москва, проф. Ю. Сле-сарев) и Анна Павлова (Саратов, проф. Л. Шугом),

III место - Денис Шрамко (Национальная музыкальная академия Украины, проф. Т. Рощина),

IV место - Александр Андреев (Москва, проф. В. Носина, Е. Сорокина) и Станислав Агаев (консерватория КГУКИ, проф. Н. Межлумова).

Не забудем упомянуть и тех, кто не дошел до финала, но оставил впечатление и яркий след. В их числе студентка Московской консерватории (класс проф. В. Мержанова) Вера Зырянова - даровитая, глубокая, «лица необщим выраженьем» не вписавшаяся в рамки академических требований конкурса. Еще менее академичным оказался, несомненно, талантливый, однако выступивший неровно Тимур Щербаков (Беларусь). Продемонстрировал хорошую пианистическую оснащенность и интересно сделанную программу студент из Киева Роман Басюк (класс проф. Н. Толпыго). Заметным было выступление в первом туре студентки музыкального колледжа при Саратовской консерватории Виктории Епихиной (класс доц. Л. Ангерт). Запомнилась игра технически безукоризненных, интересных Марии Красновой (Екатеринбург) и Виктории Ивановой (Москва). Санкт-Петербургская школа была представлена достойным выступлением Александра Степанова и Трофима Конвисарова (класс проф. В. Вишневского).

В числе наиболее сильных музыкальных впечатлений хочется отметить Вариации А. Карама-нова (Станислав Агаев), Первую сонату С. Рахманинова (Анна Зайченко).

Хотя программа конкурса за прошедшие годы претерпела изменения, участники по-прежнему пробуют силы в обращении к такому «крепкому орешку», как «Исламей» М. Балакирева (в программе Первого конкурса его исполнение было обязательным) или «Лезгинка» С. Ляпунова. Конечно, это не всем «по зубам», но М. Красновой удалось передать по-настоящему волевой и боевитый дух кавказского танца.

Конкурс замечателен не только числом талантливых участников. Он определенно выявил положительные тенденции в развитии исполнительского искусства. В наше прагматичное время, когда многие говорят о том, что истинные духовные ценности утрачивают свое влияние, драматически взволнованный мир С. Рахманинова, утонченная изысканность А. Скрябина, философская глубина, трагедийность Д. Шостаковича, разнообразие красок С. Прокофьева, новизна С. Губайдулиной и других отечественных композиторов по-прежнему интересны молодому поколению.

Служение и преданность фортепианному искусству восхищают, трогают, вселяют уверенность: пока рождаются такие молодые таланты, музыка не умрет. Значение Балакиревского конкурса видится не только в том, чтобы выводить на профессиональную сцену новые поколения исполнителей. Конкурс крепит преемственность творческих поколений, ширя славу русской фортепьянной школы в мировом музыкальном искусстве.

Татьяна Сорокина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.