Научная статья на тему 'ПРАЗДНИК ЭЛ ОЙЫН КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ СИМВОЛ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ'

ПРАЗДНИК ЭЛ ОЙЫН КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ СИМВОЛ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ / АЛТАЙЦЫ / ИМИДЖ / ПРАЗДНИК / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛИТА / КУЛЬТУРНО- МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ СИМВОЛ / ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВО / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тадина Надежда Алексеевна, Эбель Елизавета Михайловна, Ябыштаев Тенгис Степанович

Цель исследования состоит в освещении этнокультурной роли праздника Эл Ойын в конструировании имиджа Республики Алтай. Актуальность темы в том, что Эл Ойын 2022 г. посвящен Году культурного наследия народов России и 100-летию Ойротской автономной области. На основе источниковой базы сделан вывод, что общество и власть материализуют память, создавая экспозиции, фотовыставки, праздники. Имидж Республики Алтай выражается в демонстрации праздника Эл Ойын, на который съезжаются фольклорные группы и спортсмены-любители. Проведен обзор региональных законов, принятых по вопросам организации с учетом традиционной символики почитания Алтая. Описан утренний ритуал освящения долины, творимый старейшинами. Отмечено, что праздник Эл Ойын - это одна из форм перехода от культуры прошлого к новой этнической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EL OIYN HOLIDAY AS AN ETHNO-CULTURAL SYMBOL IN THE IMAGE CONSTRUCTION OF THE ALTAI REPUBLIC

The purpose of the study is to highlight the ethnocultural role of the El Oiyn holiday as a symbol that has semantic meanings that are important while constructing the image of the Altai Republic. The relevance of the topic is manifested in the fact that, thanks to the established tradition to celebrate the event together with another important event or an anniversary date, El Oiyn 2022 is dedicated to the Year of the Cultural Heritage of the Peoples of Russia and the 100th anniversary of the Oirot Autonomous Region creation. The source database of the study which includes field materials, documentation, information from the regional press, and the Internet, made it possible to conclude that “society and government materialize memory” through the creation of museum expositions, book and photo exhibitions, holidays and festivals dedicated to the date of the Oirot autonomy formation, renamed the Gorno-Altai Autonomous Region in 1948. It is revealed that the national holiday El Oiyn has acquired the features of a cultural event, has become a kind of statement in the cultural and sports spheres. Due to the tourist popularity of Altai, the El Oiyn holiday is becoming focused on the commercial needs of the leisure industry. The image of the Republic of Altai is manifested in the demonstration of the El Oiyn holiday as an ethnocultural symbol, but therefore the born folk meaning of the first holidays is lost. The experience of holding the El Oiyn holiday allows us to conclude that the Altai national holiday is held not only at the level of an official event but acts as a form of self-expression of the Altaians' modern ethnic culture. The characteristic of the ritual practice to honor the natural environment of the Altai-deity, carried out by the elders in the morning on the opening day of the El Oiyn holiday, is also given. Presented a review of documents, namely regional laws, adopted in connection with the organizing problems, they consider the traditional symbolism of honoring the Altai nature while determining the place and date of the event, which has acquired national significance and acts as an inter-regional holiday attracting folklore groups and amateur athletes from neighboring regions. The El Oiyn holiday is not an exclusively Altai phenomenon, but one of the forms of transition from the culture of the past to a new ethnic culture.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНИК ЭЛ ОЙЫН КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ СИМВОЛ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

УДК 394

https://doi.org/10.26516/2227-2380.2022.40.67

Праздник Эл Ойын как этнокультурный символ в конструировании имиджа Республики Алтай

Н. А. Тадина1, Е. М. Эбель1, Т. С. Ябыштаев2*

Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Россия Независимый исследователь, г. Горно-Алтайск, Россия

Аннотация. Цель исследования состоит в освещении этнокультурной роли праздника Эл Ойын в конструировании имиджа Республики Алтай. Актуальность темы в том, что Эл Ойын 2022 г. посвящен Году культурного наследия народов России и 100-летию Ойротской автономной области. На основе источниковой базы сделан вывод, что общество и власть материализуют память, создавая экспозиции, фотовыставки, праздники. Имидж Республики Алтай выражается в демонстрации праздника Эл Ойын, на который съезжаются фольклорные группы и спортсмены-любители. Проведен обзор региональных законов, принятых по вопросам организации с учетом традиционной символики почитания Алтая. Описан утренний ритуал освящения долины, творимый старейшинами. Отмечено, что праздник Эл Ойын - это одна из форм перехода от культуры прошлого к новой этнической культуре.

Ключевые слова: Республика Алтай, алтайцы, имидж, праздник, этническая культура, элита, культурно-массовое мероприятие, этнокультурный символ, власть, общество, традиции.

Для цитирования: Тадина Н. А., Эбель Е. М., Ябыштаев Т. С. Праздник Эл Ойын как этнокультурный символ в конструировании имиджа Республики Алтай // Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология. 2022. Т. 40. С. 67-77. https://doi.org/10.26516/2227-2380.2022.40.67

El Oiyn Holiday as an Ethno-Cultural Symbol in the Image Construction of the Altai Republic

N. A. Tadina1, E. M. Ebel1, T. S. Yabyshtaev2*

1Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaysk, Russian Federation 2Independent researcher, Gorno-Altaysk, Russian Federation

Abstract. The purpose of the study is to highlight the ethnocultural role of the El Oiyn holiday as a symbol that has semantic meanings that are important while constructing the image of the Altai Republic. The relevance of the topic is manifested in the fact that, thanks to the established tradition to celebrate the event together with another important event or an anniversary date, El Oiyn 2022 is dedicated to the Year of the Cultural Heritage of the Peoples of Russia and the 100th anniversary of the Oirot Autonomous Region creation. The source database of the study which includes field materials, documentation, information from the regional press, and the Internet, made it possible to conclude that "society and government materialize memory" through the creation of museum expositions, book and photo exhibitions, holidays and festivals dedicated to the date of the Oirot autonomy formation, renamed the Gorno-Altai Autonomous Region in 1948. It is revealed that the national holiday El Oiyn has acquired the features of a cultural event, has become a kind of statement in the cultural and sports spheres. Due to the tourist popularity of Altai, the El Oiyn holiday is becoming focused on the commercial needs of the leisure industry. The image of the Republic of Altai is manifested in the demonstration of the El Oiyn holiday as an ethnocultural symbol, but therefore the born folk meaning of the first holidays is lost. The experience of holding the El Oiyn holiday allows us to conclude that the Altai national holiday is held not only at the level of an official event but acts as a form of self-expression of the Altaians' modern ethnic culture. The characteristic of the ritual practice to honor the natural environment of the Altai-deity, carried out by the elders in the morning on the opening day of the El Oiyn holiday, is also given. Presented a review of documents, namely regional laws, adopted in connection with the organizing problems, they consider the traditional symbolism of honoring the Altai nature while determining the place and date of the event, which has acquired national significance and acts as an interregional holiday attracting folklore groups and amateur athletes from neighboring regions. The El Oiyn holiday is not an exclusively Altai phenomenon, but one of the forms of transition from the culture of the past to a new ethnic culture.

Keywords: Altai Republic, Altaians, image, holiday, ethnic culture, elite, cultural event, ethno-cultural symbol, power, society, traditions.

For citation: Tadina N. A., Ebel E. M., Yabyshtaev T. S. El Oiyn Holiday as an Ethno-Cultural Symbol in the Image Construction of the Altai Republic. Bulletin of the Irkutsk State University. Geoarchaeology, Ethnology, and Anthropology Series. 2022, Vol. 40, pp. 67-77. https://doi.org/10.26516/2227-2380.2022.40.67 (in Russ.)

*Полные сведения об авторах см. на последней странице статьи. For complete information about the authors, see the last page of the article.

Введение

В Республике Алтай популярен национальный праздник Эл Ойын. На алтайском языке эл означает «народ», ойын - «игра, состязание», дословно «народные игры». Этот новый праздник, возникший в постсоветский период этнического возрождения как наследник межродовых встреч в среде алтайцев, стал общереспубликанским мероприятием межрегионального значения, организуемым и финансируемым Правительством Республики Алтай. По значимости и популярности он вышел за пределы республиканских праздников и вошел в 2018 г. в Топ-200 лучших событийных проектов России.

Появилась традиция приурочивать проведение праздника Эл Ойын к особо важному событию. Первоначально тему праздника определяло место проведения. Так, для театрализованной постановки праздника в 2000 г. в Кош-Агачском районе его организаторы выбрали легендарное сказание «Очы Бала», проведя параллели между легендарной воительницей алтайского народа и мумией женщины, найденной на плато Укок в этом районе в 1993 г. В 2006 г. праздник Эл Ойын был посвящен 250-летию вхождения алтайцев в состав России и 25-летию Республики Алтай, в 2010 г. - 140-летию со дня рождения выдающегося художника, общественного деятеля Г. И. Чорос-Гуркина, в 2012 г. - 90-летию Ойротской автономной области, в 2016 г. - 260-летию вхождения алтайцев в состав России. В 2021 г. проведение праздника планировалось посвятить двум важным датам - 265-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 30-летию образования Республики Алтай, но в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением ко-ронавирусной инфекции, мероприятия были отменены.

В 2022 г. состоялся XVII Межрегиональный праздник Эл Ойын, посвященный Году культурного наследия народов России и 100-летию создания Ойротской автономной области. Первого июня 1922 г. декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета была создана Ойротская автономная область в составе РСФСР, в 1948 г. переименованная в Горно-Алтайскую автономную область, ставшую Республикой Алтай в 1991 г. В г. Горно-Алтайске, столице республики, состоялось торжественное мероприятие, в котором приняли участие представители государственной власти, федеральных учреждений, общественные деятели.

Глава Республики Алтай О. Л. Хорохордин назвал решение о создании Ойротской автономии судьбоносным и отметил, что после его принятия регион начал активно развиваться: «Горный Алтай заметно преобразился, открывались школы, техникумы, появился педагогический институт, активно развивалась система здравоохранения. Это был период создания и развития новых форм хозяйств - артелей и товариществ по обработке земли, которые позже стали колхозами и совхозами. Большое внимание уделялось сохранению и приумножению национальной культуры. Была проведена серьезная реконструкция нашей главной транспортной артерии - Чуйского тракта». Президент России В. В. Путин поздравил население республики с юбилеем и подчеркнул, что необходимо сохранить и приумножить накопленное: «Отрадно, что вы бережно относитесь к своей истории, к самобытной культуре, традициям и обычаям предков, стремитесь эффективно решать стоящие перед республикой задачи» [100-летие ...]. Сказанное стало лейтмотивом мероприятий, которые следовало провести в юбилейном году.

Служащие государственного архива Республики Алтай подготовили фотодокументальную выставку «Моя Ойротия», на которой были представлены уникальные архивные документы и фотографии из фондов, рассказывающие о становлении автономии [К 100-летию ...]. В Национальном музее Республики Алтай была подготовлена экспозиция, воссозданы интерьеры дома сельского жителя 1920-30-х гг., имитация квартиры горожанина 1950-х и 1980-х гг., погружающие посетителей в атмосферу советского времени. Можно представить, как жили родители, деды, какими игрушками они играли, что читали и чем занимали свой досуг. Выставка дает возможность увидеть свидетельства большого, трудного и содержательного исторического пути. Фотографии, документы, стенгазеты столетней давности показывают, как была образована Ойротская автономная область: представлены Декрет об образовании Ойротской автономии, плакаты, фотографии героев Социалистического Труда, руководителей области, врачей, учителей, деятелей культуры региона. В музейную экспозицию вошли образцы мараловодческой, овцеводческой продукции, изделий гардинно-тюлевой, швейной, ткацкой фабрик, завода «Электробытприбор» и пр. [Ойротская ...].

Сегодня общество и власть материализуют память посредством создания памятных ландшафтов, музейных экспозиций, книжных и фотовыставок, праздников и фестивалей. Перечисленное, по мнению Э. Смита, является мощным актуализирующим фактором в развитии культуры и судьбе отдельных сообществ [Смит, 2004, с. 348-349]. Пути создания их образа включают производящие ее акторы, выработанные механизм и стратегию, имеющиеся ресурсы. Цель данного исследования состоит в освещении этнокультурной роли праздника Эл Ойын как символа в деле конструирования имиджа Республики Алтай. Поставлены следующие задачи исследования:

- осветить образ региональной элиты, способной к мифотворчеству и социальной практике интерпретаций сложившейся картины мира алтайцев, событий прошлого и настоящего;

- выявить причины создания и жизнеспособности праздника Эл Ойын в контексте новых смыслов, связанных с социальной памятью, выступающей инструментом конструирования этнополитического и этнокультурного имиджа региона;

- охарактеризовать деятельность зайсанов как родовых глав в поддержке обрядовой составляющей праздника Эл Ойын;

- определить стратегию популяризации идеи об исторической важности событий прошлого в деле конструирования имиджа Республики Алтай;

- собрать и ввести в научный оборот источниковую базу исследования.

Постановка проблемы позволяет собрать уникальный полевой материал и

провести его аналитическую обработку. В качестве основных источников использован материал местных газет, привлечены сведения из интернета, документация местных структур власти по вопросам связи с общественностью - Положение о проведении XVII Межрегионального праздника алтайского народа «Эл Ойын 2022». Методический инструментарий исследования основан на сочетании сравнительно-исторического способа анализа с методами и подходами, позволяющими выявить механизмы и пути конструирования имиджа Республики Алтай.

Историографический обзор

Тема данной статьи остается недостаточно изученной, хотя общереспубликанский праздник Эл Ойын не раз являлся объектом исследования. И. Л. Бабич -научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН была в Республике Алтай в 2001 г. Она проанализировала развитие праздничной культуры алтайцев и деятельность республиканских властей по конструированию национальных торжеств. По ее мнению, происходило не возрождение этнической культуры алтайцев, а формирование стилизованной алтайской культуры путем внедрения отдельных ее элементов (одежды, музыки, праздников) в массовую общероссийскую культуру при поддержке регионального министерства культуры [Бабич, 2002, с. 4, 16].

Е. А. Плавской предпринята попытка выявить соотношение традиционных и современных компонентов в этнической культуре алтайцев. Автором сделан вывод о том, что «культура алтайцев на сегодняшний день является сложным многофакторным образованием из элементов прошлого и настоящего, коренного и заимствованного, традиционного и современного, этнически специфического и массового» [Плавская, 2012, с. 156].

Другими исследователями дан сравнительный анализ народных игр Эл Ойын и хакасского Тун байрам как мастерских художественных промыслов: «Конкурсы, выставки, ярмарки с участием мастеров-ремесленников, по мнению организаторов праздников, а также деятелей в области культуры и искусства республик Алтай и Хакасия, способствуют сохранению и развитию самобытного прикладного национального искусства, развитию и пропаганде культурных традиций, приобщению к этим традициям молодого поколения республик Алтай и Хакасия, развитию культурных связей с другими регионами, а также привлечению туристического интереса к этим территориям» [Москвина, Павлова, 2013, с. 30].

Е. В. Самушкина утверждает, что праздник является одним из механизмов формирования культурной памяти: «За годы его существования выработан ряд маркеров, обозначающих этническую идентичность тюркоязычного населения региона: образы прошлого, фольклор, традиционный костюм, кухня, кочевая культура, алтайский язык. При этом важно отметить, что в последние годы именно проекты, связанные с популяризацией, трансляцией, сохранением историко-культурного наследия, связывают со стабильным развитием коренного тюркоязычного населения региона» [Самушкина, 2019, с. 287-288].

Н. А. Тадина и Т. С. Ябыштаев на основе собранного полевого материала дают периодизацию общественной деятельности зайсанов, в том числе по вопросам создания, организации и проведения общереспубликанского праздника Эл Ойын. Сделан обзор региональных законов, принятых с учетом традиционной символики почитания природы Алтая при определении места и срока проведения мероприятия, приобретшего общереспубликанское значение и выступающего в статусе межрегионального праздника, на который съезжаются фольклорные группы и спортсмены-любители из соседних районов Тувы, Хакасии, Кемеровской области и Алтайского края [Тадина, Ябыштаев, 2021].

Праздник Эл Ойын - этнокультурный символ Республики Алтай

В начале июля 2022 г. Эл Ойын состоялся в с. Усть-Кан, логу Ойбок, напротив горы Алмыс туу, также называемой Белой горой. На праздничной территории были размещены ипподром, огромная сцена, трибуны для зрителей, торго-

вые ряды, обустроен палаточный лагерь, пробурена скважина, проложены сети электроснабжения и дороги, построена лестница к Усть-Канской пещере, археологическому памятнику. В интернет-пространстве Эл Ойын назван важным событием и главным мероприятием Республики Алтай, «самым масштабным и зрелищным», праздником «духовного единения народов», который «служит национально-культурному возрождению, укреплению дружбы и братства народов» [Праздник ... ; XVII Межрегиональный ...].

Население республики готовится к празднику заранее, каждый район проводит свой Эл Ойын, отбирая участников, которые могут быть делегированы, представляя свои таланты. Подготовку и проведение праздника возглавляет специальный комитет, в который входят представители правительства республики, главы районных администраций и делегаты от каждого района, в роли которых обычно бывают зайсаны. Праздник проходит по выработанному единому сценарию: ритуал освящения места праздника, театрализованное открытие, конкурсные и фестивальные программы: конкурс традиционного костюма и жилища, выступления творческих коллективов, выставка-ярмарка изделий народных промыслов и ремесел, спортивные национальные состязания. В 14 видах спорта приняли участие около 800 спортсменов [В Горном ...], в культурной программе участвовали более одной тысячи артистов - представители районов, а также гости из соседних регионов [Русских].

Народные игры сложились как многосторонний праздник. Одних интересуют спортивные состязания, других - конкурс творческих коллективов, третьих -выставки изделий народного творчества, а разные мероприятия совершаются одновременно, и порою непросто посетить каждое событие. Состязания во всем -на «лучшую юрту», «лучшее блюдо национальной кухни», «лучшую сбрую», «лучший национальный костюм». Эл Ойын стал местом демонстрации не только традиционного костюма, но и современной одежды в народном стиле. В течение всех дней идет соревнование творческих и спортивных коллективов.

Одним из главных видов состязаний являются скачки. Их исключительность объясняется значением коня в жизнеобеспечении и бытовой культуре алтайцев. Сначала демонстрируются традиционные методы выездки необъезженных лошадей. Они взяты непосредственно из скотоводческой практики и приближены к реальным условиям. Затем идут различные виды конных соревнований на личное и коллективное первенство. И опять же выступающие борются не за свой личный приз, а за главное - честь района, селения и, конечно, сёока (рода), который представляет участник.

Конноспортивная игра Кок бору привлекает большое количество зрителей, и каждый из них видит ее по-своему. Приезжие из индустриально развитых регионов и крупных городов, иностранные туристы воспринимают козлодрание как экзотику и жесткое представление. Для европейца наблюдать за тем, как крепкие парни на конях вырывают друг у друга тушу козла, а затем скачут с ней, чтобы закинуть ее в специальные ворота, - захватывающее зрелище из жизни номадов [Ябыштаев, 2011]. Дословно кок бору означает «серый волк». Слово «волк» в названии неслучайно: оно олицетворяет ловкость участников, их навык «коллективной охоты».

Как соревнования певцов и танцоров, так и спортивные состязания идут от восхода до заката, почти не прерываясь. Молодежь соревнуется в борьбе (куреш),

стрельбе из лука (ок-]аа адыш), поднятии камня (кодурге таш), выбивании плетью бабок (камчы), подбрасывании ногой воланчика (тебек), игре в алтайские шашки (шатра), поднятии сарлыка (яка), объездке молодых коней и других видах игр. Спортивные состязания имеют разработанную систему правил, организованное судейство, призы. Соревнования проходят весело, шумно, зрители участвуют в обсуждении итогов, включаются в борьбу. Сила, ловкость, смелость, выносливость, упорство участников - это персонифицированное молодечество и удаль их группы, села и сёока (рода).

Обрядовая составляющая праздника Эл Ойын

Поздравляя население Республики Алтай со 100-летием Ойротской автономной области, Президент России В. В. Путин отметил «бережное отношение к своей истории, к самобытной культуре, традициям и обычаям предков». У алтайцев такая особенность проявляется в соблюдении мировоззренческих установок, принятых в традиционной картине мире. К примеру, не нарушается «граница» с потусторонним миром. В обрядах участвуют те старшие мужчины, в чьих семьях и среди родственников не было похорон в течение года, этого требует правило ритуальной чистоты. Следует подчеркнуть, что во многом это не постановка: соблюдение норм и запретов, творение обрядов и ритуалов из повседневной жизни алтайцев.

Как уже говорилось, в проведении праздника Эл Ойын принимают участие зайсаны - главы алтайских сёоков-родов, в чем проявляется их общественная важность. В алтайской этнической среде основным принципом взаимоотношений выступает престиж старших. Ни одно общественное мероприятие, в том числе и праздник Эл Ойын, не проходит без их участия, иначе событие не будет иметь социальной значимости. Благодаря их усилиям праздник Эл Ойын проводится с учетом символики традиционной культуры алтайцев, что закреплено в законе «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай», принятом в 2005 г. и периодически корректируемом. Данный праздник назначается в начале июля четного года, в четный день новолуния второй половины недели и длится три дня. Началу народных игр предшествует обряд поклонения Алтаю-божеству и освящения земли, на которой состоится праздник.

Обряд проводят старшие мужчины, в четное число которых входят родовые главы (зайсаны), сельский и/или районный глава и другие представители старшего поколения. Современный ритуал происходит от старинного - начала прошлого века, когда у алтайцев распространялся бурханизм, называемый Ак ]ак (дословно «белая/истинная вера») [Тадина, 2013]. Рано утром в день проведения праздника старейшины группой поднимаются на невысокий восточный склон почитаемой в окрестности вершины. Старший группы, повернувшись в сторону восходящего солнца, с просьбой об успехе предстоящего мероприятия повязывает на березу две белые ритуальные ленты, кропит молоком на четыре стороны света, начиная с восточной. Остальные разжигают огонь и коленопреклоненно совершают обряд поклонения Алтаю-божеству. В огонь кладут «угощение», принесенную с собой традиционную еду алтайцев - сыр-курут, лепешки, масло, талкан - мелкодробленый обжаренный ячмень. Ритуальными действиями выражается чувство уважения и благодарности духам Алтая, что проходит в приватной обстановке - без СМИ, сопровождающих и прочих лиц [Ябыштаев, 2019, с. 141].

Мероприятия, противоречащие устоям почитания природы, были отменены. Согласно картине мира алтайцев считается, что Алтай, приютивший людей, -живое божество (называемое Алтай ээзи - «Хозяин Алтая»), и природные объекты - горы, леса, реки, озера, целебные источники-«аржан» - имеют духов-покровителей, которых не следует беспокоить [Тадина, 2020, с. 36]. В 2010 г. главе республики было направлено обращение по поводу отмены вечернего фейерверка: «Эл Ойын стал неотъемлемой частью духовной жизни нашей республики. Но вместе с тем хотелось бы обратить внимание на чуждые, не свойственные для жителей гор моменты. Мы имеем в виду завершение праздника фейерверком. Горы с древних времен почитались как высокочтимые объекты природы, где обитают звери и гнездятся птицы. Именно горы сформировали гармоничное сосуществование человека и природы. Постоянным местом проведения всенародного праздника избран Кабайлу Межелик. О сакральности этого места свидетельствует скопление древних курганов. Использование здесь пиротехники совершенно не согласуется с эстетикой алтайцев. К чему подражать тому, что не свойственно нам?» [Филологи ... ].

«Кочующий» статус праздника Эл Ойын

Постоянным местом проведения праздника Эл Ойын предполагалась долина Кабайлу Межелик, что на алтайском языке означает «ложбина с колыбелью». Эта священная долина на протяжении последних пяти народных игр с 2006 по 2016 г. страдала от антропогенных перегрузок (в народе говорят «об усталости местных духов природы»), поэтому предлагалось проводить праздник не через 2, а через 4 года. Организуемый и финансируемый из федерального бюджета праздник Эл Ойын 10 лет, до 2016 г., потерял возможность передвижения по районам. Основной причиной стали затраты на строительство площадок в каждом районе проведения. Вследствие того, что праздник проходил на одном и том же месте, уменьшался интерес к нему, ведь при «кочующем» мероприятии была возможность побывать в других районах, так как ландшафт и население республики разнообразны. Силами активной части алтайцев, в том числе и зайсанов, Эл Ойыну был возвращен статус «кочующего» праздника в 2018 г. Не беря во внимание важность бурханистского обычая почитания Алтая, некоторые исследователи трактуют это так: «Согласно первоначальной концепции, изменение места проведения мероприятия подчеркивало "кочевой характер" праздника и традиционной культуры местного населения. С 2006 г. Эл Ойын проводится в с. Ело - географическом центре Алтая, значимом для алтайцев» [Самушкина, 2008, с. 107].

Первый праздник Эл Ойын стартовал в с. Ело Онгудайского района в 1988 г. и, обойдя восемь районов, вернулся туда в 2006 г. как на постоянное место проведения, но в результате антропогенной нагрузки на природную среду долины Кабайлу Межелик праздник вновь стал «кочующим». Следует обратить внимание на то, почему именно с. Ело стало местом зарождения данного праздника. Во-первых, оно находится на бурханистской территории, откуда в начале прошлого столетия распространилось движение Ак jан. Во-вторых, долина р. Урсул, где расположено с. Ело, входит в регион формирования группы алтай-кижи, а именно «су алтай» (истинных алтайцев), наследников идей и обычаев бурханиз-ма [Тадина, 2005, с. 43].

Первоначально праздник Эл Ойын задумывался для проведения соревнований по национальным видам спорта, а инициировала реализацию этой идеи активная часть алтайцев - журналисты, спортсмены-любители и общественные деятели того времени. История происхождения этого праздника изложена в одной из статей электронной газеты «Звезда Алтая», вышедшей в юбилейный 2018 г., когда Эл Ойыну исполнилось 30 лет. Из воспоминаний известного республиканского журналиста, зайсана рода иркит А. Сельбикова о подготовке к первому Эл Ойыну: «Первая группа энтузиастов (корреспондент комсомольско-молодежного отдела "АЧ" Сергей Темеев, журналист, переводчик и известный шатрист Борис Кортин, завотделом информации и спорта "ЗА" Григорий Немов, сотрудник научно-методического центра Валерий Тюхтенев, директор спортшколы "Ир-бизек" Мадий Каланаков) собралась в нашей редакции. Напомнив о значении национальных видов спорта и необходимости чемпионата, Георгий Александрович предложил мою кандидатуру в качестве председателя инициативной группы. В группу пригласили сотрудников Горно-Алтайского НИИ алтаистики Клару Укачину и Валерия Ойношева, корреспондента радио Алтайчы Санашкина, режиссера Ногона Шумарова, тренера Кызыл-Озекской госконюшни Анатолия Иванова и других имеющих непосредственное отношение к национальному спорту людей. По предложению Сергея Темеева и Бориса Кортина утвердили название - Эл Ойын (народный праздник). Местом проведения председатель Он-гудайского районного спорткомитета Казак Койлукович Майчиков предложил выбрать Ело: "Там недавно провели районную спартакиаду, построили большой стадион...". Зампредседателя райисполкома В. П. Паянтинова, переговорив с руководством совхоза "Еловский" и сельского Совета, получила от них добро. Позже мы узнали, что идею районное начальство встретило, мягко говоря, прохладно, поэтому Валентина Казакпаевна сама собрала районный оргкомитет по проведению праздника и сама же его возглавила» [Эл Ойын ... , 2018; Ябыштаев, 2021].

Возникнув как межрегиональный праздник алтайского народа, Эл Ойын был поддержан структурами местной власти, в то время воодушевленной перспективой образования Республики Алтай. Этот новый праздник поочередно проходил в районах, где большинство населения составляют южные алтайцы, - в Онгудайском, Шебалинском, Усть-Канском. После 2000 г., состоявшись в с. Ке-безень Турочакского района, он стал проходить в районах смешанных русско-алтайских сел как объединяющий праздник северных, южных алтайцев, русских и других народов региона. Его проведение имеет общереспубликанский масштаб, потому что этот праздник обошел почти все районы республики.

Заключение

Праздник Эл Ойын, зародившийся как культурно-спортивное мероприятие на рубеже ХХ-ХХ1 вв., приобрел следующие смысловые значения. С одной стороны, национальный праздник Эл Ойын имеет черты культурно-массового мероприятия, проявляясь в показе этнической культуры алтайцев, национальных видов спорта, мастерства фольклорных групп районов республики и соседних регионов. Вследствие туристической популярности Алтая некоторые элементы традиционной культуры неизбежно выходят из естественных условий развития и образуют вторичные формы бытования, ориентированные на коммерческие запросы индустрии досуга. Утрачивается национальный колорит праздника: в народе звучит

убеждение в том, что Эл Ойын стал своеобразной формой отчета деятелей сферы культуры и спорта. Этот постсоветский праздник стал очередным этнокультурным символом Республики Алтай, который местные чиновники демонстрируют приглашенным гостям. В этой сутолоке становится неслышимым народный смысл, зарожденный на первых двух праздниках Эл Ойын, состоявшихся в 1988 г. в с. Ело Онгудайского р-на и 1990 г. в с. Шыргайта Шебалинского р-на.

С другой стороны, сложилось так, что идея, витавшая среди активной части алтайцев о создании олимпийских игр по национальным видам спорта, отвечала требованиям постсоветского периода о возрождении этнической культуры. Создание нового праздника подтверждает мысль о том, что «традиции во множестве создаются в ситуации резких социально-политических изменений, когда необходимо легитимировать новые режимы власти, обосновать существование новых идей» [Хобсбаум, 2000, с. 58].

Опыт проведения праздника Эл Ойын позволяет прийти к выводу о том, что алтайский национальный праздник устраивается не только как официальное мероприятие, а служит формой самовыражения современной этнической культуры алтайцев. Участие в нем осознается как приобщение к традициям своей этнической культуры. Игра и состязание и сегодня для алтайских этнических групп -составная часть быта, без этого немыслимы социализация личности и признание авторитета в родовом обществе, социальной значимости, наконец, признание этнической сопричастности. Праздник Эл Ойын не исключительно алтайский феномен, а одна из форм перехода от культуры прошлого к новой этнической культуре XXI столетия.

Источники

100-летие Ойротской автономной области отметили в http://www.musey-anohina.ru/index.php/ru/

Республике Алтай // Республика Алтай : [сайт]. posetitelyam/vystavki/item/1663-otkryvaetsya-vystavka

URL: https://altai-republic.ru/news_lent/news-archive/ (дата обращения 01.08.2022). 42713/ (дата обращения 01.08.2022). Праздник Эл-Ойын 2022 Горный Алтай (Усть-Кан) //

XVII Межрегиональный праздник алтайского народа Туристка.Ру, путеводитель по Алтаю : [сайт]. «Эл Ойын 2022» // Республика Алтай : [сайт]. URL: https://turistka.ru/altai/event.php?e=639 (дата URL: https://altai-republic.ru/culture/el-oyin-2022/ обращения 01.08.2022).

(дата обращения 01.08.2022). Русских Т. Эл Ойын-2022: Хранители культурного

В Горном Алтае прошел национальный праздник Эл наследия // Звезда Алтая. Электронная газета :

Ойын // MKRU : [сайт]. URL: https://brl.mk.ru/ cul- [сайт]. URL: https://www.zvezdaaltaya.ru/2022/07/el-ture/2022/07/20/v-gornom-altae-proshel-nacionalnyy- ojyn-2022-hraniteli-kulturnogo-naslediya/ (дата об-

prazdnik-el-oyyn.html (дата обращения 01.08.2022). ращения 01.08.2022).

К 100-летию Ойротии. Фотодокументальная выставка Филологи высказались против фейерверка на Эл «Моя Ойротия» // Государственный архив Респуб- Ойыне // Новости Горного Алтая : [сайт]. URL:

лики Алтай : [сайт]. URL: https://gosarhiv-ra.ru/ https://www.gorno-altaisk.info/news/8672 (дата об-news/k-100-letiyu-ojrotii-fotodokumentalnaya- ращения 01.08.2022).

vystavka-moya-ojrotiya/ (дата обращения 01.08.2022). Эл Ойын. Тридцать лет // Звезда Алтая. Электронная Ойротская автономия: история в летописи // Нацио- газета : [сайт]. URL: https://zvezdaaltaya.ru/2018/06/

нальный музей Республики Алтай : [сайт]. URL: yel-oyyn-tridcat-let/ (дата обращения 01.08.2022).

Список литературы

Бабич И. Л. Основные тенденции постсоветской этно- Плавская Е. А. Традиционная культура алтайцев сего-

культурной политики в Республике Алтай // Ис- дня: праздник Эл-Ойын // Идеи и идеалы. 2012.

следования по прикладной и неотложной этноло- Т. 2, № 2 (12). С. 150-157.

гии. М. : ИЭА РАН, 2002. № 158. 21 с. Самушкина Е. В. Новые праздники народов Саяно-

Москвина М. В., Павлова Е. Ю. «Города мастеров» на Алтая // Археология, этнография и антропология

народных праздниках Эл-Ойын (Республика Алтай) Евразии. 2008. № 4 (36). С. 107-113.

и Тун-Пайрам (Республика Хакасия) // Четвертые Самушкина Е. В. Эл Ойын-2018: символьное про-

международные археолого-этнографические чте- странство этнонационального дискурса Республи-

ния : сб. материалов. Астана : ЕНУ им. Л. Н. Гу- ки Алтай // Полевые исследования в Верхнем

милева, 2013. С. 28-30. Приобье, Прииртышье и на Алтае (археология, эт-

нография, устная история и музееведение) 2018 г. Барнаул : АлтГПУ, 2019. С. 281-288.

Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М. : Праксис, 2004. 458 с.

Тадина Н. А. Этническая консолидация и преемственность поколений в осмыслении бурханизма // Этнографическое обозрение. 2005. № 4. С. 38-44.

Тадина Н. А. Символика и этические ценности алтайцев в практиках возрожденного бурханизма // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 4 (24). С. 97-100.

Тадина Н. А. Современный бурханизм через историю в ритуальной жизни алтайцев // Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология. 2020. Т. 31. С. 31-40.

Тадина Н. А., Ябыштаев Т. С. Праздник Эл Ойын в свете изменений ритуальной роли родовых лиде-

ров алтайцев // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края : сб. науч. ст. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2021. Вып. 27. С. 97-101.

Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47-62.

Ябыштаев Т. С. Игра Кок бору как социокультурный знак самоидентификации алтайцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 2 (15). С. 201-209.

Ябыштаев Т. С. Пути возрожденного зайсаната в Республике Алтай // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. С. 139-145.

Ябыштаев С. С. О создании праздника Эл Ойын для арены национальных видов спорта в Горном Алтае // Материалы LХI Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2021. С. 199-201.

Sources

100-letie Oirotskoi avtonomnoi oblasti otmetili v Respu-blike Altai [The 100th anniversary of the Oirot Autonomous Region was celebrated in the Republic of Altai]. Respublika Altai [Republic of Altai]. Available at: https://altai-republic.ru/news_lent/news-

archive/42713/ (date of access 01.08.2022).

El Oiyn. Tridtsat let [El Oyin. Thirty years]. Zvezda Altaya. Elektronnaya gazeta [The star of Altai. Electronic newspaper]. Available at: https://zvezdaaltaya.ru/2018/06/yel-oyyn-tridcat-let/ (date of access 01.08.2022).

Filologi vyskazalis protiv feierverka na El Oiyne [Philologists have spoken out against fireworks on El Oyin]. Novosti Gornogo Altaya [Gorny Altai News]. Available at: https://www.gorno-altaisk.info/news/8672 (date of access 01.08.2022).

K 100-letiyu Oirotii. Fotodokumentalnaya vystavka "Moya Oirotiya" [To the 100th anniversary of Oirotia. Photo-documentary exhibition "My Oirotia"]. Gosu-darstvennyi arkhiv Respubliki Altai [State Archive of the Altai Republic]. Available at: https://gosarhiv-ra.ru/news/k-100-letiyu-ojrotii-fotodokumentalnaya-vystavka-moya-ojrotiya/ (date of access 01.08.2022).

Oirotskaya avtonomiya: istoriya v letopisi [Oirot Autonomous: a history in the annals]. Natsionalnyi muzei Respubliki Altai [National Museum of the Altai Republic]. Available at: http://www.musey-anohina.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

index.php/ru/posetitelyam/vystavki/item/1663-otkryvaetsya-vystavka (date of access: 01.08.2022).

Prazdnik El-Oiyn 2022 Gornyi Altai (Ust-Kan) [El-Oyin Holiday 2022 Gorny Altai (Ust-Kan)]. Turistka.Ru, putevoditel po Altayu [Turistka.Ru, Altai travel guide]. Available at:

https://turistka.ru/altai/event.php?e=639 (date of access: 01.08.2022).

Russkikh T. El 0iyn-2022: Khraniteli kulturnogo nasledi-ya [El Oyin-2022: Keepers of cultural heritage]. Zvezda Altaya. Elektronnaya gazeta [The star of Altai. Electronic newspaper]. Available at: https://www.zvezdaaltaya.ru/2022/07/el-ojyn-2022-hraniteli-kulturnogo-naslediya/ (date of access 01.08.2022).

V Gornom Altae proshel natsionalnyi prazdnik El Oiyn [The national holiday El Oyin was held in the Altai Mountains]. MKRU. Available at:

https://brl.mk.ru/culture/2022/07/20/v-gornom-altae-proshel-nacionalnyy-prazdnik-el-oyyn.html (date of access 01.08.2022).

XVII Mezhregionalnyi prazdnik altaiskogo naroda "El Oiyn 2022" [XVII Interregional holiday of the Altai people "El Oyin 2022"]. Respublika Altai [Republic of Altai]. Available at: https://altai-republic.ru/culture/el-oyin-2022/ (date of access 01.08.2022).

References

Babich I. L. Osnovnye tendentsii postsovetskoi etnokul-turnoi politiki v Respublike Altai [The main trends of post-Soviet ethno-cultural policy in the Altai Republic]. Issledovaniya po prikladnoi i neotlozhnoi etnologii [Research on applied and urgent Ethnology]. Moscow, IEA RAS Publ., 2002, Vol. 158, 21 p. (In Russ.)

Khobsbaum E. Izobretenie traditsii [The inventing traditions]. Vestnik Evrazii [Bulletin of Eurasia]. 2000, Vol. 1, pp. 47-62. (In Russ.)

Moskvina M. V., Pavlova E. Yu. "Goroda masterov" na narodnykh prazdnikakh El-Oiyn (Respublika Altai) i Tun-Pairam (Respublika Khakasiya) ["Cities of Masters" at the folk festivals of El-Oyin (Altai Republic) and Tun-Payram (Republic of Khakassia)]. Chetvertye

mezhdunarodnye arkheologo-etnograficheskie cht-eniya: Sbornik materialov [The fourth international Archaeological and ethnographic readings: A collection of materials]. Astana, 2013, pp. 28-30. (In Russ.)

Plavskaya E. A. Traditsionnaya kultura altaitsev segod-nya: prazdnik El-Oiyn [The traditional culture of the Altai today: holiday El-Oyin]. Idei i idealy [Ideas and ideals]. 2012, Vol. 2, Is. 2 (12), pp. 150-157. (In Russ.)

Samushkina E. V. Novye prazdniki narodov Sayano-Altaya [New ethnic holidays in the Sayan-Altai]. Ark-heologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii [Archaeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia]. 2008, Vol. 4 (36), pp. 107-113. (In Russ.)

Samushkina E. V. El 0iyn-2018: simvolnoe prostranstvo etnonatsionalnogo diskursa Respubliki Altai [El Oyin-2018: symbolic space of the ethnonational discourse of the Altai Republic]. Polevye issledovaniya v Verkh-nem Priobie, Priirtyshie i na Altae (arkheologiya, etnografiya, ustnaya istoriya i muzeevedenie) 2018 g. [Field research in the Upper Ob, Irtysh and Altai (Archaeology, Ethnography, Oral History and Museolo-gy) 2018]. Barnaul, 2019, pp. 281-288. (In Russ.) Smit E. Natsionalizm i modernizm: Kriticheskii obzor sovremennykh teorii natsii i natsionalizma [Nationalism and modernism: a critical survey of recent theories of nations and nationalizm]. Moscow, Praksis Publ., 2004, 458 p. (In Russ.) Tadina N. A. Etnicheskaya konsolidatsiya i preemstven-nost pokolenii v osmyslenii burkhanizma [Ethnic consolidation and generation continuity in research on burkhanism]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethno-graphicReview]. 2005, Vol. 4, pp. 38-44. (In Russ.) Tadina N. A. Simvolika i eticheskie tsennosti altaitsev v praktikakh vozrozhdennogo burkhanizma [Symbolism and ethical values of Altaians in the practices of revived Burkhanism]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2013, Vol. 4 (24), pp. 97-100. (In Russ.) Tadina N. A. Sovremennyi burkhanizm cherez istoriyu v ritualnoi zhizni altaitsev [Modern burkhanism through the history in the ritual life of the Altai people]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Geoarkheologiya. Etnologiya. Antropologiya [Bulletin of the Irkutsk State University. Geoarchaeol-

Сведения об авторах Тадина Надежда Алексеевна

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и археологии, Горно-Алтайский государственный университет; Россия, 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1 e-mail: ntadina@yandex.ru

Эбель Елизавета Михайловна

доктор исторических наук, профессор, кафедра истории и археологии, Горно-Алтайский государственный университет; Россия, 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1 e-mail: chedurova@mail.ru

Ябыштаев Тенгис Степанович

независимый исследователь,

Россия, 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 16 e-mail: teng7891@mail.ru

ogy, Ethnology, and Anthropology Series]. 2020, Vol. 31, pp. 31-40. (In Russ.)

Tadina N. A., Yabyshtaev T. S. Prazdnik El Oiyn v svete izmenenii ritualnoi roli rodovykh liderov altaitsev [El oyin holiday in the light of the changed ritual role of Altaian clan leaders]. Sokhranenie i izuchenie kultur-nogo naslediya Altaiskogo kraya [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai Territory]. Barnaul, 2021, Vol. XXVII, pp. 97-101. (In Russ.)

Yabyshtaev T. S. Igra Kok bory kak sotsiokulturnyi znak samoidentifikatsii altaitsev [The game Kok bory as a socio-cultural sign of Altaians' self-identification]. Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii [Bulletin of Archaeology, Anthropology and Ethnography]. Tyumen, 2011, Vol. 2 (15), pp. 201-209. (In Russ.)

Yabyshtaev T. S. Puti vozrozhdennogo zaisanata v Respublike Altai [The ways of the revived zaizanat in the Republic of Altai]. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2019, Vol. 440, pp. 139-145. (In Russ.)

Yabyshtaev S. S. O sozdanii prazdnika El Oiyn dlya areny natsionalnykh vidov sporta v Gornom Altae [On foundation of the El Oyin holiday for the national sports arena in Altai]. Materialy LXI Rossiiskoi ark-heologo-etnograficheskoi konferentsii studentov i mo-lodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiem [Materials of the LXI Russian Archaeological and Ethnographic Conference of Students and Young Scientists with international participation]. Irkutsk, 2021, pp. 199-201. (In Russ.)

Information about the authors

Tadina Nadezhda Alekseevna

Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of History and Archaeology, Gorno-Altai State University; 1, Lenkin st., Gorno-Altaysk, 649000, Russian Federation e-mail: ntadina@yandex.ru

Ebel Elizaveta Mikhailovna

Doctor of Sciences (History), Professor, Department of History and Archaeology, Gorno-Altai State University; 1, Lenkin st., Gorno-Altaysk, 649000, Russian Federation e-mail: chedurova@mail.ru

Yabyshtaev Tengis Stepanovich

Independent Researcher

16, Ulagashev st., Gorno-Altaysk, 649000, Russian Federation

e-mail: teng7891@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.