Научная статья на тему 'Праздник-экспромт в ДОУ'

Праздник-экспромт в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
346
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК-ЭКСПРОМТ / ПРАЗДНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зацепина Мария Борисовна

Праздник это особый день в жизни народа, нации или семьи, посвященный какому-либо знаменательному событию. Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, главная цель создавать у детей радостное настроение, вызывать положительный эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру, расширяя представления ребят о традициях праздника, формах его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события формирует художественно-эстетический вкус, способствует сплочению ребят и взрослых, возникновению полезного сотрудничества между детьми и взрослыми. Главное, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем или слушателем. Взрослые должны дать выход детским стремлениям, способствовать желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках; в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к культуре, к сохранению традиций и обычаев народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Праздник-экспромт в ДОУ»



М. Б.Зацепина

Праздник-экспромт в ДОУ

Праздник - это особый день в жизни народа, нации или семьи, посвященный какому-либо знаменательному событию. Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, главная цель - создавать у детей радостное настроение, вызывать положительный эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру, расширяя представления ребят о традициях праздника, формах его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события формирует художественно-эстетический вкус, способствует сплочению ребят и взрослых, возникновению полезного сотрудничества между детьми и взрослыми. Главное, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем или слушателем. Взрослые должны дать выход детским стремлениям, способствовать желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках; в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к культуре, к сохранению традиций и обычаев народа.

Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

Руководствуясь тем, что ребенок дошкольного возраста должен приобщаться к праздничной культуре, сложившейся и существующей в нашей стране, можно выделить следующие виды праздников:

• народные и фольклорные (праздники народного календаря) - Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, Ивана Купала, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;

• государственные - Новый год, День защитника Отечества, День Победы и др.;

• международные - День матери, День защиты детей, Международный женский день и др.;

• православные - Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др.;

• бытовые и семейные - день рождения, выпуск в школу, праздник Букваря, традиционные дни в детском учреждении, группе; праздники, которые специально организовываются взрослыми, чтобы доставить радость детям (праздники «Мыльных пузырей», «Оригами», «Воздушных шаров», «Бумажных корабликов» и др.).

Самый необычный вид праздника - праздник-экспромт. Для детей он всегда неожиданный. По своей сущности такой праздник близок к разовой игровой программе и не требует длительной подготовки участников. Основная часть детей включается в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе действия. Организуют праздник-экспромт воспитатель и музыкальный руководитель. От их опыта, мастерства зависит успех праздника. Для его организации используется художественный материал, хорошо знакомый детям, действие строится на импровизации. Такие праздники-экспромты ценны по ряду причин:

• они развивают фантазию, творчество, закрепляют знания, навыки и умения;

• ребенок приобретает опыт организации праздников, развлечений, то есть умение организовать свободное время в социально значимых целях;

• детский коллектив объединяется и живет какое-то время одной идеей, что воспитывает и развивает толерантность, формирует

дружеские отношения, способствует умению общаться друг с другом и с взрослыми;

• дошкольнику предоставляется возможность для самовыражения, самоутверждения, удовлетворения своих культурных и художественно-творческих потребностей;

• и, наконец, такой праздник дает возможность привлечь родителей к процессу проведения праздника-экспромта.

Праздник-экспромт должен быть эмоциональным и ярким, поэтому темы праздников нужно выбирать самые неожиданные: «Праздник весеннего лучика», «Одуванчик», «Праздник любимой игрушки», «Голубые снежинки», «Осенний листик», «Хорошее настроение». Словом, то, что может произвести на детей сильное впечатление, вызвать желание поделиться своей радостью.

Для такой игры-спектакля необходимо организовать группу детей, которые будут исполнять главные роли, а остальные ребята могут участвовать в празднике без предварительной подготовки: играть небольшие роли или выполнять разнообразные задания, которые позволят им проявить творческие способности, смекалку, выдумку.

Если в празднике участвуют родители, то создается сообщество детей и взрослых, желающее вместе отдохнуть и повеселиться.

Приведем примерный план-конспект организации праздника-экспромта «Зачем зверям хвосты нужны?» (автор Белова Т. А., воспитатель детского сада № 18 в поселке Мечникова Красногорского района Московской области).

Праздник-экспромт «Зачем зверям хвосты нужны?»

Зал оформлен детскими рисунками, на которых изображены разные животные. Дети разделены на две подгруппы: одна из них - артисты, другая - зрители - включаются в сценарий по ходу действия. Дети-зрители заранее входят в зал и занимают места. Дети-артисты постепенно включаются в сюжет праздника: выходят из-за кулис (если они есть) или входят в зал. Ведущий.

В гости звери к нам пришли, Дружно их встречаем, Для чего хвосты нужны, Мы сейчас узнаем.

С К О Р О П Р А З Д Н И К

Под музыку «Медведь» Е. Тиличеевой появляется медведь. Читая стихотворение, обходит зал и выполняет движения в соответствии с текстом.

Я мишка косолапый, Я живу в лесу, Сладкую малину Очень я люблю.

Я медведь, я неуклюжий, Хвост большой совсем не нужен, Чтоб малину собирать Хвостик будет мне мешать. Группа детей исполняет песню «Почему медведь зимою спит?», сл. А. Коваленкова, муз. Л. Книппер.

Появляется волк, читая стихотворение, показывает согласно тексту свой хвост, зубы, когти. В гости серый волк пришел, Со своим большим хвостом. Зубы острые у волка, Когти точно, как иголки. Нужен волку хвост зимой, Ведь в лесу мороз большой. Хвост согреет его в стужу, Вот и все зачем он нужен. Затем волк укладывается колечком на коврике, показывает, как укрывается хвостом и засыпает.

Под музыку «Пляшущий зайчик» Е. Тили-чеевой появляются зайчики, демонстрируя пантомимикой, какие у них маленькие хвостики и какой большой хвост у волка.

Они веселятся, хохочут, кувыркаются, исполняют танец «Заиньки и волк», муз. Е. Тиличеевой. С окончанием музыки волк просыпается, пугает зайчиков, которые убегают.

Под музыку «Рыжая лиса» Ю. Слонова появляется лиса. Рассказывая стихотворение, демонстрирует свой хвост, кокетливо помахивает им, танцует и произносит: «Я, рыжая плутовка, хочу поиграть с вами немножко». Я красавица-лиса, Рыжая плутовка. Хвостиком туда-сюда Помашу я ловко.

Замету следы в лесу, Спрячусь в своей норке. Не найдет меня охотник Со своей двустволкой. Проводится любая подвижная игра.

Читая четверостишие, в зал входит корова, важно обходит детей, размахивает хвостом, как бы разгоняет мух. К ней подходит группа детей, имитируя, что кормят корову травой. Предлагается вспомнить песни о корове и спеть. Можно провести соревнование «Кто больше знает песен о корове?», сольное пение или инсценировку русской народной песни «Коровушка».

Хвост коровий длинный, длинный Словно плетка, И работаю им четко. Я хвостом своим махну, И всех мух прогоню.

Неожиданно под музыку «Обезьяна» М. Раухвергера появляется мартышка и показывает несколько цирковых номеров. Кто-то из ребят-зрителей копирует ее движения. Затем к ним присоединяются несколько детей и исполняют танец «Полька», муз. И. Штрауса Я веселая мартышка, Не люблю читать я книжки. На деревьях я сижу Там бананы достаю.

Я повисну на хвосте, И качаюсь ловко. Хвостик длинный у меня, Как крепкая веревка.

Мартышка убегает, а дети садятся на стульчики.

В центре зала появляются звери: мишка, зайцы, корова, лиса - и читают хором или каждый по две строчки стихотворение:

Мы забавные зверята. Теперь знайте вы, ребята, Все хвосты не для красы. Помогают нам они.

Кого греют, кого кормят, Помогают быть проворным. Вы запомните, друзья, Без хвостов никак нельзя! В зал прибегает мартышка с бананами и угощает детей.

Дети идут в группу, где на столах разложены бумага, клей, ножницы, выкройки, и им предлагается самостоятельно или вместе со взрослым сделать хвосты любых животных. Затем под музыку устраивается смотр, в ходе которого каждый ребенок стремится как можно интереснее представить сделанный хвост.

Самым интересным исполнителям вручается медаль (шоколадка). ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.