Научная статья на тему 'Праздничная культура Южного Урала в период «Хрущевской оттепели»'

Праздничная культура Южного Урала в период «Хрущевской оттепели» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
819
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Праздничная культура Южного Урала в период «Хрущевской оттепели»»

Александр Алексеевич Мордасов

ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА ЮЖНОГО УРАЛА В ПЕРИОД «ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ»

Активный интерес (и в определенной степени «мода») к изучению истории повседневности создает ситуацию появления еще одного полюса научного поиска. Своеобразным противовесом ежедневному однообразному течению жизни, безусловно, является праздник. Явление, которое в современной истории не подвергается серьезному научному анализу. Настоящая статья посвящена рассмотрению праздничной культуры советской истории второй половины ХХ в., точнее периода «хрущевской оттепели». Хронологические рамки определяются двумя событиями: смертью И. В. Сталина (1953) и освобождением Н. С. Хрущева от должности Генерального секретаря КПСС (1964). История праздников в этот исторический отрезок открывает широкие возможности для выявления проблем, тенденций и перспектив развития праздничной культуры на современном этапе. Настоящий материал является продолжением статьи «Особенности массовых праздников 50-х годов ХХ века в Челябинской области»

[9].

Какие праздники стали знаменем социализма в исторически неожиданный период «глотка свободы»? Какие традиции сохранились и перешли в новое для России время? Кто и как формировал и продолжал эти традиции на Южном Урале и в Челябинске? Обратимся к истории.

«Карнавальный» праздник

Волна праздников захлестнула страну социализма. Многое воспринималось, как открытие и откровение, словно распахнулся некий занавес, и люди стали участниками удивительных

73

событий. Страна встретила с неописуемым восторгом и гордостью запуск первого искусственного спутника Земли (1956). Началось триумфальное шествие по кинофестивалям и экранам мира фильма «Летят журавли». Состоялся визит в Москву американского президента (1958). Песня Э. Колмановского «Я люблю тебя жизнь» сразу стала массовой, всеобщей! Установлен памятник В. Маяковскому в Москве; площадь перед ним собирала огромное количество любителей поэзии. На импровизированных поэтических праздниках звучали голоса молодых авторов. Возрождалась Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) - праздник труда и изобилия. Советская молодежь пела песни на английском языке и танцевала твист. На телеэкраны вышли первые программы «Клуба кинопутешествий»; в радиоэфире прозвучали позывные воскресной передачи «С добрым утром!» Каждое воскресенье - праздник!

Сталинская культура, отгороженная от всего мира «железным занавесом», существовала в вакууме. Когда он стал приоткрываться, на советского человека «обвалилось» западное искусство, «обрушилась» западная идеология. Чтобы оправдать эту информационную революцию, нужна была глобальная позитивная идея. Одну из формул вывел И. Эренбург в романе «Оттепель» [2, с. 70]: «Аристократы духа» (в годы перестройки возникнут «прорабы духа») могут быть голодными, измученными - но они не опустятся до унизительной зависимости от рынка. Такое объяснение можно приспособить и к борьбе с культом личности Сталина, и к «войне» с мещанством.

Десятилетие XX съезда партии (1954-1964), отмеченное появлением новых форм, жанров, течений, даже движений самодеятельного творчества (капустники и стенгазеты, клубы самодеятельной песни, идущие вослед Булату Окуджаве, музыка ВИА и рок-групп, подражающих Элвису Пресли, дискотеки и фольклорные ансамбли), сформировало иные подходы в сфере праздничной культуры.

В 1960-х гг. изданы книги М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Это не было случайностью. В эти годы события развивались в соответствии с карнавальным ритуалом: профанация короля (вплоть до выноса из мавзолея его трупа), превосходство «низа над верхом», замена торжественного стиля грубым просторечием. «Мироощущение, освобождающее от страха, максимально приближающее мир к человеку и человека к человеку (все вовлекается в зону вольного фамильярного контакта), с его радостью смен и веселой относительностью, противостоит только односторонней и хмурой официальной серьезности, порожденной страхом, догматической, враждебной становлению и смене, стремящейся абсолютизировать данное состояние бытия и общественного строя. Именно от такой серьезности и освобождало карнавальное мироощущение» [1, с. 274].

Вот источник той «атмосферы нарастающего праздника», по тонкому наблюдению П. Вайля и А. Гениса. Хэ-мингуэй помог найти формы, в которые этот карнавал выливался. Из всех его произведений любимым стала «Фиеста». Жизнь разворачивалась по законам карнавальной логики: «казалось неуместным думать о последствиях во время

74

фиесты». Состояние опьянения отождествлялось с праздничным настроением. Под такой приправой возникла советская контркультура. «Все значительное в советской художественной культуре создавалось, - по утверждению Э. Неизвестного, - вопреки воле властей» [6, с. 158]. Появилась так называемая «катакомбная культура», где искусство становится не профессией, а служением высшим ценностям. «Катакомбная культура все больше и больше борется с официальной, иногда дерзко, а иногда - прикрываясь эзоповым языком, герметичностью текста» [Там же, с. 177-178].

Эпоха, когда несерьезное стало важнее серьезного, когда досуг преобразовывал труд, когда дружба заменила административную иерархию, трансформировала всю систему социально-культурных жанров. Тенденции «новой жизни» и поиски «раскованной души» нашли отражение и в праздничной культуре. Праздники несли в себе общее демократическое настроение, открытость, яркость индивидуального высказывания через средства культуры и искусства. Примером могут служить «выездные» праздничные мероприятия. «Праздники искусств» несколько лет подряд привозила в Челябинск московская бригада постановщиков. История требовала массового соучастия в празднике, поэтому представления проходили на стадионах. По детским впечатлениям и воспоминаниям Д. Б. Перчика, это были грандиозные, как теперь принято говорить, шоу, которые специально репетировались в каждом городе с участием местных танцевальных коллективов, курсантов военных училищ, сводных хоров, детей, профессиональных артистов и т. д. Перед зрителями проходила (в прямом смысле, двигалась вдоль трибун) история государства в «живых картинах». «Револю-

ция» с В. И. Лениным на броневике (декорированный автомобиль), произносящим исторические призывы. «Гражданская война» с проносящимися тачанками и стрекочущими пулеметами. Следом появлялись герои «Тихого Дона» в исполнении П. Глебова, Л. Хитяевой и Э. Быстрицкой. Трибуны восторженно рукоплескали любимым киноартистам. Достижения социалистического строительства передавались через танцевальные сюиты под лозунгом «Время, вперед!» и спортивные показательные упражнения (классические пирамиды и комплекс ГТО). Выступали Н. Крючков и Л. Ладынина, воскрешая в памяти прекрасные киноленты. Мирная, счастливая жизнь прерывалась страшными пиротехническими взрывами. На поле стадиона появлялись советские воины в касках и плащ-палатках с автоматами и ружьями, они прощались с любимыми. Стрельба и грохот заглушали голос Ю. Левитана. Под звуки песни «Священная война» солдаты начинали «боевые действия», женщины покрывали головы черными платками. Оперные певцы исполняли траурные вокализы, а по дорожкам стадиона двигались декорированные машины с композициями известных памятников воинам, павшим в Великой Отечественной войне. В завершении эпизода проезжал советский солдат с ребенком на руках (памятник Е. Вуче-тича в Берлине). Аплодисменты не смолкали! Ощущение победы и радости поддерживалось стихами и песнями в исполнении известных актеров и певцов. Эстафету мирной жизни принимали Н. Рыбников и А. Ларионова, Э. Хиль и М. Кристалинская. В концертную программу входили и оригинальные номера. Например, появление участников автопробега на «Антилопе Гну» вызывало хохот и восторг, когда они объявляли,

что направляются из Москвы в Париж через Калупаевку (всем известный неприглядный район в Челябинске). Машина героев И. Ильфа и Е. Петрова разваливалась на ходу, издавая множество звуков, шума, взрываясь, дымясь, в конце концов покидала стадион. Завершалось уникальное зрелище фейерверком и общим выходом на поле стадиона участников представления.

Наряду с «карнавальными» процессами сохранялись и преобразовывались традиционные советские, праздничные формы работы.

Праздничные кампании

Анализ праздничных мероприятий конца 1950-х - начала 1960-х гг. по документам Областного государственного архива Челябинской области отражает одну из тенденций культурного строительства, которая также отмечена в работе С. С. Загребина «Метаморфозы культуры». «Массовые кампании, утихающие или вспыхивающие с новой силой в зависимости от внимания, которое уделялось данной проблеме центральными партийно-государственными органами власти... мобилизовали силы многих и многих людей и организаций на решение каких-либо конкретных проблем» [4, с. 231]. По мнению ученого, тоталитарная система власти была не в состоянии постоянно управлять сразу всеми общественными процессами. Этим объясняется прерывистое развитие культурного строительства как массовой общественно-политической кампании -от одного витка к другому. Такая картина характерна для довоенного периода. В послевоенный этап культурного строительства наблюдается серьезная ориентация на планомерность в культурно-просветительной работе. Но акценты в форме массовых праздничных

75

кампаний возникали в связи с целями и задачами государственной политики.

1. Социалистическая демократия и ее высшее достижение - всенародные выборы - требовали агитационно-пропагандистской поддержки.

С первых дней 1958 г. страна готовилась к выборам в Верховный Совет СССР. Предвыборный период обставлялся праздничными мероприятиями, прежде всего в клубах, кинотеатрах и библиотеках. Методы и приемы организации и проведения мероприятий стали основой режиссуры в сфере культурно-просветительной работы на долгие годы.

В планах мероприятий по культурному обслуживанию избирателей значились:

- вечера и литературные чтения, посвященные В. И. Ленину, КПСС и ВЛКСМ;

- вечера вопросов и ответов, творческие встречи;

- общегородской фестиваль, посвященный 40-летию Советской армии и выборам;

- юбилейный показ спектаклей по пьесам М. Горького с участием театров из Свердловска, Кургана, Магнитогорска, Серова и Тюмени;

- лекции-концерты областной филармонии по дворцам культуры (около 20);

- выступления агиткультбригад в клубах, дворцах и на избирательных участках до и в день выборов (до 1 000 выступлений);

- массовые соревнования на призы городских парков;

- народные гулянья в день выборов на пл. Революции и в районах города.

Большое значение в таких кампаниях придавалось наглядной агитации. Работа проводилась совместно с челябинским отделением Союза художников,

76

при участии библиотек, художественных мастерских, оформительских групп и отдельных художников в организациях и на предприятиях.

2. Для утверждения национальной политики партии была организована широкая кампания празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией (1954). Основным лозунгом кампании был «Да здравствует братская дружба между народами нашей страны - источник силы и могущества многонационального социалистического государства» [16, с. 106]. В Челябинске, в городском саду им. А. С. Пушкина, 22-23 мая прошли массовые гулянья, играл духовой оркестр, работали массовики-затейники, в читальном зале состоялась выставка иллюстрированных книг, в кинозале - показ художественного фильма «Богдан Хмельницкий». В Парке культуры и отдыха среди подобных мероприятий было выступление театра кукол, демонстрация кинофильма «Мастера украинского искусства». На пл. Революции 23 мая в течение дня шла демонстрация научно-популярных фильмов на трех киноустановках [Там же, с. 103]. В этот же день на стадионе «Динамо» развернулся четырехчасовой праздник со спортивной программой [Там же, с. 102].

Другой пример торжества национальной политики в регионе - традиционный (начиная с 1952 г.) татаро-башкирский спортивный праздник Сабантуй. Программа праздников в Парке культуры и отдыха включала спортивную часть на стадионе парка и развлекательную - на других площадках. Среди соревнований были: борьба силовых борцов; бег мужчин на 3 км и женщин на 1 км; перетягивание каната, соревнования на велосипедах (тихий ход); конкурс силачей, лазание по вертикальному столбу и наклонному буму [16, с. 152].

Победители получали призы, главная награда вручалась за победу в национальной борьбе. Часто проходили концерты артистов Башкирской государственной филармонии (Уфа).

3. Особая забота - ежегодные кампании по организации отдыха и досуга детей, школьников и трудящихся летом. Мероприятия этого периода несли в себе и содержательную нагрузку. Тематические лектории, встречи с передовиками производства, экскурсии по родному городу и в Ильменский заповедник - все служило разъяснению решений партийного съезда, воспитанию патриотизма, любви и уважения к труду.

Народные гулянья тракторозаводцев традиционно проходили 31 мая, накануне очередной годовщины пуска ЧТЗ [14, с. 207]. В течение лета проводились три «костра», посвященных открытию смен городских пионерских лагерей [16, с. 156].

Среди важных парковых праздников «Открытие летнего сезона», «Окончание учебного года», «Открытие городских летних лагерей», профессиональные праздники, «Начало учебного года», «Окончание летнего сезона» (сад им. Челюскинцев, детский парк Металлургического района, детский парк им. 30-летия ВЛКСМ) [15, с. 174].

Наряду с летним отдыхом уделялось внимание и зимнему. В отделы культуры сдавались планы работы учреждений культуры в период зимних каникул в высших учебных заведениях. Контролировался репертуар театров, филармонии, проводились мероприятия во дворцах и клубах, организовывались спортивные соревнования, к участию в которых активно привлекалась свободная от учебы молодежь [Там же, с. 17].

4. В развитии традиций мировой и отечественной художественной куль-

77

туры партийные идеологи видели надежную опору для укрепления социалистической культуры и утверждения принципов социалистического реализма в искусстве и литературе. Подтверждением может служить 125-летний юбилей великого русского писателя Л. Н. Толстого (1953) [Там же, с. 49]. В актовом зале педагогического института прошло посвященное этой дате торжественное собрание трудящихся (по пригласительным билетам) с концертом «силами артистов филармонии и студентов литературного факультета Пединститута» [Там же, с. 50].

Среди других значительных праздничных событий, которые носили «кампанейский» характер, можно назвать 40-летие ВЛКСМ и пионерской организации им. В. И. Ленина.

«Трудовые» праздники

Другие праздничные формы работы связаны с массовыми кампаниями, посвященными профессиональным

праздникам, развитию трудовых традиций, подведению итогов социалистических соревнований, в моменты так называемых «трудовых подвигов». Начало 1950-х гг. отмечено внедрением новых «форм стахановского труда», движением за «коммунистическое отношение к труду и социалистической собственности»; строительством энергогигантов на Волге, покорением пустыни (Туркменский канал). В центре внимания были «великие стройки коммунизма». Например, открытие Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина [14, с. 56-58]. Народ выполнял решения XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР. Партия не забывала о праздниках, предлагая новые темы.

1. Профессиональных праздников в стране было немного. Основные профессии: шахтеры, железнодорожники, рыбаки, строители. Даже День металлурга был установлен лишь в сентябре 1957 г., а праздновался впервые только на следующий год.

Широко отмечался всегда День железнодорожника. Среди основных мероприятий торжественное собрание, народные гулянья в Парке культуры и отдыха и Городском саду. Для доставки участников и зрителей были организованы рейсы пассажирских поездов с основных железнодорожных веток к месту проведения праздника в Челябинске [16, с. 76]. Работа «малой железной дороги» (с 1949 г.) в Парке культуры и отдыха в летний период и в профессиональные праздники, которую обслуживали дети, создавала особую атмосферу [14, с. 182].

В городских парках с 1947 г. широко отмечался День шахтера, принимали участие копейские и коркинские добытчики «черного золота» [Там же, с. 172-174].

2. Начало и завершение строительства, пуск важных промышленных объектов обставлялся как праздник труда. Например, в первом квартале 1958 г. был намечен план мероприятий по культурному обслуживанию строителей домны на Челябинском металлургическом комбинате. Так, рабочий человек получал праздник, не отходя от своего рабочего места. График мероприятий выглядел следующим образом:

Январь - встреча с работниками искусства;

Февраль - встреча с артистами Театра оперы и балета и концерт; спектакль Драматического театра в ДК ЧМЗ; бесплатные показы кинофильмов; спектакль областного Театра кукол в клубе Челябстроя;

78

Март - вечер вопросов и ответов «Искусственные спутники Земли»; выступление эстрадного оркестра; экскурсия в Картинную галерею [16, с. 153].

Здесь явно видно искреннее желание доставить радость трудящимся, дать возможность отдохнуть без решения проблемы длительного переезда к месту события и возвращения домой.

3. Одна из ярких кампаний, связанных с трудовыми свершениями, относится к освоению целинных земель. Именно на Челябинском вокзале был организован специальный агитпункт по культурному обслуживанию добровольцев, едущих на освоение целинных земель в марте-апреле 1955 г. Серьезная нагрузка лежала на железнодорожниках. Творческие силы города обязаны были участвовать в этой акции. Среди них: музыканты и исполнители филармонии, актеры драматического театра, артисты цирка, учащиеся музыкального училища, оркестры городских кинотеатров. Концерты проходили в утренние и дневные часы, а вечером ежедневно выступали самодеятельные артисты всех районов Челябинска: по пять дней на каждый район с 15 марта по 24 апреля [15, с. 25-27].

4. К этой группе относится и II Областной фестиваль трудовых резервов (9 июня 1958 г.) с шествием по улице Спартака. В празднике были задействованы учащиеся из Магнитогорска, Златоуста, Троицка. Колонны спортсменов под красными знаменами, с эмблемой спортивного общества «Трудовые резервы», букетами сирени, яблоневыми ветками, изображениями голубей мира двигались к стадиону «Динамо». В спортивных соревнованиях участвовали более 20 тыс. человек. В программе фестиваля по городу прошли концерты, выставки технического творчества. Вечером в городском саду им. А. С. Пушкина

состоялось закрытие, подведение итогов профессиональных конкурсов, вручение призов победителям соревнований и выставок (каслинское литье и радиоприемники), конкурсов художественной самодеятельности (музыкальные инструменты) [13, с. 160].

С 1958 г. организовывались концерты для участников бригад коммунистического труда мастерами искусств в Театре оперы и балета им. М. Глинки [17, с. 60-61]. Появились традиции создания праздничных ситуаций во время комсомольских субботников, слетов победителей социалистических соревнований в сельском хозяйстве, юбилейных плавок у металлургов и т. п.

Таким образом, на беглом срезе праздничной жизни Челябинска и области, мы можем найти подтверждение тому, что генеральной линией развития советского праздника является «праздничное осмысление труда» [3, с. 23].

«Дворцовые» праздники

Клубы и дворцы культуры были базовыми учреждениями по работе (как коллективной, так и индивидуальной) с самодеятельным творчеством трудящихся масс. После московского фестиваля получили развитие два направления праздничной культуры:

1) самодеятельное творчество и концертное исполнительство, что являлось составной частью праздничных мероприятий;

2) собственно массовые праздники на открытом пространстве площадей, стадионов и парков.

В эти годы в Челябинске начали функционирование новые Дворцы культуры города, здания которых принадлежали промышленным гигантам. Их работа позволила привлечь к творчеству массы трудящихся.

79

В 1957 г. открылся Дворец культуры ЧМЗ. Период «зеленого клуба» в молодежном городке района закончился [11, с. 9]. Художественную работу в новом дворце возглавил Д. Б. Перчик. По его воспоминаниям, 1950-1960-е гг. были временем взлета народного творчества. Именно в тот период организованы или находились в расцвете такие коллективы, как: народная капелла «Металлург», народный театр, хор ветеранов войны и труда, духовой оркестр (П. А. Чернов), киностудия «ЧМЗ-фильм», оркестр народных инструментов (Р. Я. Розенфельд), танцевальный коллектив (Л. Г. Мещанинова, В. А. Зубовский). В последующие годы во дворце созданы национальный ансамбль песни и танца «Айгуль» (Р. Н. Шагалеев), симфонический оркестр и балетная студия (О. М. Дадишкилиани). Возрастал уровень исполнительского искусства, крепло желание самодеятельных артистов приблизиться к вершинам профессионального мастерства.

В 1959 г. переехал в новое здание коллектив Дворца железнодорожников. Именно в 60-е гг. появились такие коллективы, как театр оперетты, ансамбль гитаристов, оркестр народных инструментов, народный литературный театр (Л. Л. Оболенский, А. М. Кербель), студия циркового искусства, молодежный театр «Юность» (З. А. Александрова). Уже в 1965 г. многие коллективы дворца выступали в Колонном зале Дома Союзов и на ВДНХ в Москве.

Продолжал работу один из старейших клубных коллективов города Дворец культуры ЧТЗ. Литературное объединение приступило к созданию «Летописи ЧТЗ», Народный театр тракторостроителей возглавил А. Н. Добро-тин; продолжалось воспитание молодых художников в студии изобразительного

искусства; народный хор принял Е. В. Степанов; танцевальным коллективом «Самоцветы» руководила легендарная Н. Н. Карташова, эстрадный оркестр вдохновлял А. Хайкин.

Именно с того времени начались ежегодные поездки самодеятельных коллективов в Москву на заключительные концерты, праздники, Всесоюзные смотры; стали возможными выезды за границу [5, с. 58].

Продолжили работу в прекрасном здании коллективы Дворца культуры станкостроительного завода им. С. Орджоникидзе, духовой оркестр (В. Липницкий), ансамбль танца «Юность» (В. С. Криворуцкий), ансамбль народной песни (А. Каплин). Во дворце регулярно проводились юбилейные концерты, театрализованные вечера, новогодние спектакли, чествование передовиков производства, вечера отдыха.

В городе в крупнейших дворцах проходили праздники с участием виднейших деятелей искусств. Из Москвы в Челябинск выезжали бригады любимых артистов, С. Лемешев и Л. Русланова, Б. Штоколов и Д. Покрасс, хор им. Пятницкого, артисты кино Л. Переверзев, Б. Андреев, К. Лучко, Л. Смирнова и др.

Огромная работа проводилась дворцами на промышленных предприятиях города по организации самодеятельного творчества и проведению конкурсов народного искусства. Первая ступень конкурсов проходила прямо в цехах на производстве, затем итоги подводились в целом по предприятию. Лучшие выдвигались на районные смотры. Победители участвовали в заключительных концертах, проходивших в Театре оперы и балета им. М. И. Глинки при соедйствии виднейших деятелей культуры Челябинска. Режиссировали эти концерты чаще всего бригады худо-

жественных руководителей дворцов культуры (А. Н. Добротин, И. З. Бейлин, Л. Г. Пивер, М. Б. Каминский).

Итогом этой последовательной деятельности на местах явились Всесоюзные фестивали народного творчества (1965) и Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества трудящихся (1970, 1977), проводимые нерегулярно, но фундаментально и торжественно. Они завершали значительные этапы культурного строительства в стране. Их тоже можно отнести к массовым акциям (кампаниям) административно-государственного руководства страны.

Праздничный полет

В 1961 г. состоялся первый полет человека в космос (Юрий Гагарин); в журнале «Новый мир» опубликована повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Два события одного года и реакция на них партийного руководства определили перспективы, в том числе праздничной культуры.

Тысячи людей пришли на Красную площадь 14 апреля встречать первого в мире космонавта. Среди прочих обращал на себя внимание плакат с лозунгом. «Все там будем!» В Челябинске 12 апреля организовывались торжества, посвященные полету Ю. Гагарина. В школах проводились стихийные линейки, принимались обязательства по сбору металлолома. В школе № 80 учащиеся в ближайшие дни посадили более 100 деревьев по ул. Елькина. На предприятиях города были организованы стихийные митинги, у проходной завода им. Колющенко появился плакат, «Честь и слава пионеру в космосе - летчику Юрию Гагарину. Счастливого возвращения!» У репродукторов на площадях со-

80

бирались толпы радостных, возбужденных людей [19, с. 200].

Но этот год был ознаменован и другими событиями. Из мавзолея было вынесено тело И. В. Сталина. Началось массовое переименование городов страны с целью уничтожения в их названиях имени бывшего вождя.

Новый президент США (Джон Кеннеди) начал военные действия против Кубы. 19 апреля на пл. Революции Челябинска тысячи горожан по предписанию партийных органов собрались вместе, чтобы заявить свой решительный протест против военных действий в отношении острова Свободы. С трибуны звучали призывы: «Если американские интервенты не прекратят агрессию на Кубе, то мы ответим им полной мерой... Мы, доменщики, не пожалеем сил для того, чтобы давать столько чугуна, сколько его потребуется. Мы, челя-бинцы, первыми встанем на защиту героического, свободолюбивого кубинского народа. Руки прочь от Кубы!» [Там же, с. 201].

В августе 1961 г. была молниеносно возведена Берлинская стена. «Железный занавес» вновь закрылся и даже воплотился в камне. Это событие осталось незамеченным в Челябинске. Впрочем, об этом вообще мало кто знал в стране. Год, как теперь говорят, знаковых событий не только в стране, но и в мире стал началом стремительного развития народного творчества во всем государстве.

Что же мы наблюдаем в праздничной культуре времен так называемой «оттепели» на местах. По сравнению с предыдущими десятилетиями на некоторое время ослабляется идеологический пресс со стороны партийных органов. С высоких трибун XXII съезда КПСС декларируется: «все во имя человека, все

81

для блага человека». В «Моральном кодексе строителя коммунизма» зафиксированы определяющие качества советского человека. Советские люди верили, что «Коммунизм - светлое будущее всего человечества». Это было созидательное время. Страна ликовала и жила праздниками [7, с. 14].

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 мая 1956 г. «О порядке празднования юбилеев» - уже устаревшее к моменту появления - попытка ограничить праздничный бум. В нем осуждалась неправильная практика в праздновании юбилеев различных организаций, учреждений, предприятий, обществ, научных институтов, учебных заведений и отдельных лиц. Но сдержать празднично-юбилейный напор было практически невозможно. Тем более, что впереди маячили действительно серьезные даты в жизни государства, партии, отдельных его структур, организаций и т. п. Более того, в канун 20-летия Победы 9 мая 1965 г. объявили не просто праздничным, а еще и нерабочим днем (Указ Верховного Совета СССР от 26 апреля 1965 г.). В этом же месяце красным днем календаря сделали и Международный день солидарности женщин (Указ Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г.)

Жизнь предлагала празднику вернуть народную стихию, сохранить истинную карнавальность. Источником новых веяний являлось в том числе и советское телевидение.

«Телевизионный» праздник

Новая тенденция связана с научно-технической революцией, с появлением новых средств массовых коммуникаций и изменениями самих форм праздничного общения. Телевидение, с одной стороны, ослабляет развитие

праздничной самодеятельности в ее традиционных, основанных на прямом общении формах, но, с другой стороны, «значительно расширяет возможности праздничного общения, выступая мощнейшим транслятором праздничной культуры и даже популяризатором новых праздничных форм» [8, с. 289].

Телевидение способно создавать и поддерживать в миллионах людей единое праздничное настроение. Важным этапом развития государственных праздников стали первые трансляции с Красной площади и из Кремлевского Дворца съездов. Благодаря этому, все советские люди, где бы ни находились, становились участниками праздника. Челябинск в данном случае не исключение. Участники демонстрации после прохождения по главной площади города часто успевали к началу трансляции из Москвы. Праздник взлетал на новый виток!

В 1980-х гг., анализируя ситуацию предыдущих десятилетий, С. Румянцев сетует: «...Для того чтобы действительно исследовать праздник, показать, "материализовать" праздничное чувство, определить свои функции в создании новой праздничной культуры города, ТВ должно вести активный поиск новых подходов и форм. Телевидение будет заниматься не "подгонкой" праздника под сформировавшийся набор зрелищных стереотипов, не закреплением в общественном сознании некоего общетелевизионного стандарта праздника, а станет действенным инструментом его создания» [20, с. 87]. Прогнозы и надежды исследователя не подтвердились. Более того, им была выпущено из вида противоположное по сути явление.

Уже в 1960-х гг. можно отметить устойчивую тенденцию в праздничной

82

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культуре по заимствованию телевизионных программ, форм и приемов, адаптируемых к празднику или способных ассимилироваться в праздничное мероприятие. Этим можно объяснить возникающую через некоторое время после показа по телевидению «волну» копий или подобий. Например, игровые развлекательные программы «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!», «Час веселых состязаний» среди вузовских команд Челябинска (аналог КВН), всеми любимая программа «От всей души» надолго вошли в планы предпраздничных вечеров большинства культурно-просветительных учреждений города и области. Наконец, различные вариации «Голубого огонька» (в зависимости от фантазии и возможностей организаторов) также заполнили праздничное пространство.

Многие понимали, что необходимо преодолеть зрелищные стереотипы, большинство из которых сформировались в сфере современной городской культуры, но не являются праздниками в собственном смысле слова. Современные эстрадные шоу, спортивно-игровые зрелища и другие развлекательные формы несли значительный заряд праздничности. И именно зрелищный компонент в празднике стал постепенно иметь большее значение. Праздник превращался в зрелище. «Не происходит ли таким образом некая девальвация самого понятия праздника, непосредственно проявляющаяся в быстром закреплении навязчивых стереотипов и штампов? -спрашивает С. Румянцев в своей статье. - И не способствует ли этой девальвации акцент на внешней, пестро-зрелищной стороне праздника?» [Там же, с. 87]. Тенденция приводит к вто-ричности многих праздничных элементов по отношению к телевидению. Си-

туация усугубится в годы «перестройки».

Но в 1960-1970-х гг. этот своеобразный дуэт с телевидением приводит к ярким достижениям в художественном самодеятельном творчестве, в праздничной культуре города и области. Возрастает уровень исполнительского мастерства. Появляются работники культурно-просветительной сферы, методично разрабатывающие праздничную мозаику (Ж. Кашинцева, Л. Ускова, П. Свиридов, Д. Перчик, О. Афанасьева). Освежают свою работу центры по накоплению и распространению опыта: Межсоюзный дом самодеятельного творчества при Областном доме профсоюзов и Областной научно-методический центр при Челябинском областном управлении культуры.

Телевидение стимулировало фантазию и инициативу на местах. Появляется целый ряд новых массовых празднеств. Среди молодежных праздников романтический праздник выпускников школ «Алые паруса» в Ленинграде; праздники поэзии и искусства в заповедных усадьбах великих русских и советских поэтов, художников; природные праздники «Проводов зимы», «Ивана Купала», осенние мероприятия; праздники смеха и веселья по примеру «Юморины» в Одессе и т. п.

Можно с уверенностью сказать, что период «хрущевской оттепели» укрепил достижения в сфере советской праздничной культуры и дал новые импульсы. Вместе с другими типами и формами народного празднества, перешедшими из 1920-30-х гг. полностью или в измененном виде, новые праздники демонстрировали всему миру окончательно сложившуюся новую историческую общность - советский народ, его

83

образ жизни, духовные ценности и идеалы. В основе большинства советских празднеств лежали значительные общенародные события прошлого и настоящего, вся длительная и сложная история строительства социалистического общества.

Получили новое развитие праздничные кампании и трудовые празднества. Тенденция развивалась в направлении создания новых праздников, посвященных профессии, этапам трудовой биографии человека, его достижениям на производстве. Среди новых праздничных форм: посвящение в рабочий класс, хлеборобы и т. п.; праздники рабочей бригады, чествования героев пятилеток, трудовых династий; конкурсы по профессиям; слеты передовиков производства, наставников молодежи; трудовые вахты, ударные недели, месячники, красные субботники и воскресники; декады «Наука - производству»; слеты рационализаторов и изобретателей; праздники первой зарплаты, проводы на пенсию [12, с. 15]. Именно в 1960-е гг. (1955-1965) появились указы Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР об установлении новых праздничных дней: Дня строителя, Дня металлурга, Дня советской молодежи, Дня химика, Дня медицинского работника, Дня рыбака, Дня космонавтики, Дня советской милиции, Всесоюзного дня работников нефтяной и газовой промышленности, Дня учителя, Дня геолога, Дня энергетика, Дня работников легкой промышленности, Для работников леса, Дня машиностроителя, Всесоюзного дня работников сельского хозяйства, Дня работников пищевой промышленности, Дня ракетных войск и артиллерии [10, с. 296-297].

Развитие советской праздничной культуры основывалось, с одной сторо-

ны, на всемерной поддержке социалистического государства, а с другой - «на силе всенародной инициативы». «Последняя была представлена объединенными усилиями самодеятельного творчества и профессионального искусства, между которыми наблюдалась удивительная согласованность. Естественный, органический синтез праздничной самодеятельности масс с творчеством профессиональных художников, режиссеров и музыкантов - логически вытекающая, исторически подтвержденная тенденция социалистической праздничной культуры» [8, с. 106].

Ситуация в Челябинске и области подтверждала эту тенденцию и требовала организационных решений. Культура Челябинска к концу 1960-х гг. вышла на тот рубеж, когда возникла необходимость в подготовке профессиональных кадров. Руководство города и области искало возможности решения проблемы. В 1968 г. принято постановление о создании в Челябинске института культуры (ЧГИК). Проблемы праздничной культуры не остались в стороне. Через три года после открытия в институте появилась кафедра режиссуры массовых праздников и театрализованных представлений, которая вот уже 35 лет готовит специалистов «праздничного настроения» для огромного урало-сибирского региона.

В дальнейшем всенародные празднично-политические кампании, посвященные 50-летию Октябрьской революции, 20-летию Победы над фашистской Германией, принятию новой Конституции СССР и другие позволили использовать все существующие типы и формы советской праздничной культуры. Основой же их являлся массовый революционный праздник, традиции ко-

торого были живы и постоянно обогащались [Там же, с. 285].

В социалистическом обществе, по мнению режиссеров-практиков (Д. Ген-кин, В. Триадский, А. Бенифанд), наблюдается слияние двух праздничных видов: государственного и народного. По инициативе, возникшей в одном или нескольких коллективах, городах или селах, праздник распространяется по стране и в случае всенародного признания и целесообразности закрепляется государственными актами.

Анализируя «хрущевскую оттепель», можно отметить полное отсутствие в этот период теоретического осмысления праздничной городской культуры. По данным, приведенным в монографии О. Л. Орлова «Праздничная культура России», с 1952 по 1962 гг. были выпущены в разных городах страны малообъемные методические рекомендации, письма, разработки, касающиеся конкретных праздников: праздника песни, Дня урожая, Праздника молодости (М. А. Кайнова), праздники друзей книги, Праздника животноводов (В. И. Подвальный), «зеленого друга» (Г. К. Дмит-рин). Наряду с этим опубликованы работы о христианской праздничной культуре. Незначительными были попытки обратиться к народной культуре, в том числе к русскому земледельческому календарю (В. И. Чичеров, 1957). Список «праздничной» библиографии дополнялся работами В. И. Ленина и А. В. Луначарского [18, с. 141-158]. Стоит отметить лишь сборник «Массовые праздники и зрелища» (1961), инициатор выпуска и составитель Б. Глан - специалист, прошедший многолетнюю практику организации и проведения праздников в столице. В книге дан исторический обзор первых лет революции, приведены описания зрелищных театрализованных

84

представлений не только Москвы, но и других городов (Ленинград, Рига, Псков, Ярославль и др.). В приложении опубликованы сценарные разработки. Авторы сборника обозначили четкое различие между массовым праздником и зрелищем. На наш взгляд, в следующие годы границы этого четкого разделения постепенно стирались. Именно в этом при-

чина потерь, неопределенности, а порой и неясности в попытках классифицировать праздники или проанализировать формы праздничных мероприятий. Думается, серьезное научное осмысление сущности праздника, его истории (в том числе на Южном Урале), создание убедительной классификации еще впереди.

1. Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского / М. Бахтин. - М., 1972.

2. Вайль, П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. - М.: Новое лит. обозрение, 1996.

3. Генкин, Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / Д. М. Генкин. - М.: Просвещение, 1975.

4. Загребин, С. С. Метаморфозы культуры. Культурное строительство на Южном Урале в 1929-1941 годах / С. С. Загребин. - Челябинск, 1994.

5. Карташов, Н. Натали - Я: документальная повесть / Н. Карташов. - Челябинск, 1996.

6. Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии / сост., авт. предисл. А. Леонг. - М.: Прогресс-Литера, 1992.

7. Лебина, Н. Б. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия / Н. Б. Лебина, А. Н. Чистиков. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

8. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление: опыт историко-теоретического исследования / А. И. Мазаев. - М.: Наука, 1978.

9. Мордасов, А. А. Особенности массовых праздников 50-х гг. ХХ века в Челябинской области / А. А. Мордасов // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -2003. - № 4.

10. Мордасов, А. А. Праздник каждый день / А. А. Мордасов. - Челябинск, 2001.

11. Наш дом - Металлургический район: фотоальбом. - Челябинск: ГАРО, 1995.

12. Новому гражданину - новые обряды. - Курган, 1988.

13. ОГАЧО, Ф. 1282, оп. 2, ед. хр. 230.

14. ОГАЧО, Ф. 1605, оп. 1, ед. хр. 8.

15. ОГАЧО, Ф. 1605, оп. 1, ед. хр. 15.

16. ОГАЧО, Ф. 1605, оп. 1, ед. хр. 16.

17. ОГАЧО, Ф. 1605, оп. 1, ед. хр. 83.

18. Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов; Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2001.

19. Скрипов, А. С. Челябинск. ХХ век / А. С. Скрипов. - Челябинск, 2000.

20. Фольклор и викторина. Народное творчество в век телевидения. - М.: Искусство, 1988.

21. Челябинск: энциклопедия. - Челябинск: Камен. пояс, 2001.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.