Научная статья на тему 'ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
776
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВА ГРАЖДАН / RIGHTS OF CITIZENS / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / HUMAN RIGHTS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопович Галина Алексеевна

В статье устанавливается соотношение между понятиями «юридическая деятельность» и «правозащитная деятельность», исследуются проблемы взаимодействия правозащитных организаций с государством, устанавливаются проблемы взаимодействия и указываются возможные пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights activity as rather independent kind of legal activity

In article the ratio between the concepts «legal activity» and «human rights activity» is established, problems of interaction of human rights organizations with the state are investigated, problems of interaction are established and possible ways of their permission are specified.

Текст научной работы на тему «ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Теория и история права и государства

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОКОПОВИЧ Галина Алексеевна,

доктор юридических наук, доцент,

профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: galina-prokopovich@yandex.ru; тел: + 7(495)684-28-85

Краткая аннотация: в статье устанавливается соотношение между понятиями «юридическая деятельность» и «правозащитная деятельность», исследуются проблемы взаимодействия правозащитных организаций с государством, устанавливаются проблемы взаимодействия и указываются возможные пути их разрешения.

In article the ratio between the concepts «legal activity» and «human rights activity» is established, problems of interaction of human rights organizations with the state are investigated, problems of interaction are established and possible ways of their permission are specified.

Ключевые слова: деятельность; государство; права граждан; гражданское общество; правозащитные организации.

Activity; state; rights of citizens; civil society; human rights organizations.

Усиление роли государства - это такое состояние современного российского общества, при котором актуальной задачей становится развитие сотрудничества различных структур гражданского общества, а также укрепление правозащитной деятельности.

Отметим, что под деятельностью обычно подразумевается «работа, систематическое приложение своих сил в какой-либо области»1. Деятельность понимается как взаимосвязь (взаимодействие) человека с окружающим его миром, в рамках которого человек проявляет свои качества, а окружающий мир раскрывает ему свои свойства. Деятельность выступает как содержание этого отношения, в определённом смысле как опосредующая связь человека и окружающего его мира. Это означает, что в содержание деятельности должно войти и то, что исходит от мира, т.е. результат его отражения, и то, что продуцируется человеком - его воздействие на мир. Таким образом, деятельности соответствует особая реальность, связывающая человека с внешним миром и представляющая собой целостность, или единство образов внешней реальности и прототипов внешнего поведения2.

Деятельность всегда была социальной кате-

1 Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. М.: Академия управления МВД России, 2001.

2 Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. 2002. № 2.

горией, имеющей свои специфические черты, к которым можно отнести следующие:

• целенаправленность (достижение сознательно поставленной цели);

• аналитичность (анализ ситуации, выбор средств и способов для достижения цели, планирование, продуманность);

• осознанность (деятельность имеет логическую схему и результат её до определённой степени предсказуем и желаем);

• наличие определённой структуры, т.е. специфического набора действий и последовательности их осуществления;

• результативность (любая деятельность предполагает наличие какого-то результата)3.

Любая деятельность является одновременно и трудовой, и политической, и нравственной, представляет собой сложную, высокоорганизованную и динамичную систему, органично включённую в социально-политический и правовой механизм общества4.

Говорить о правозащитной деятельности мы будем как об относительно самостоятельной разновидности юридической деятельности. К этому есть ряд причин.

Во-первых, российское законодательство

3 Волков А.М., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987. С. 124.

4 Збаражский Н.В. Особенности правозащитной деятельности // http://7x7-journal.ru/opinion/12062.

чётко различает защиту прав и свобод человека и гражданина с одной стороны, а также их обеспечение, признание, соблюдение, охрану - с другой. Например, уже ст. 2 Конституции РФ устанавливает обязанность государства относительно «признания, соблюдения и защиты прав и свобод». Статья 18 Конституции РФ гласит, что «права и свободы человека и гражданина ... определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

По мнению И.В. Голованёва, выделяют следующие признаки, характеризующие правозащитную деятельность: а) она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод граждан; б) в ней должны использоваться только правовые средства и способы защиты прав и интересов граждан; в) защищаются права граждан Российской Федерации, хотя законодательство допускает участие в общественно-политической жизни в России иностранных граждан и лиц без гражданства, и их права в таких случаях должны быть защищены в той же мере, что и права российских граждан1. Аналогичной точки зрения придерживается и Д.И. Авдеев, который полагает, что правозащитную деятельность невозможно представить без восстановления нарушенных прав.

П.В. Анисимов полагает, что под правозащитной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую компетентными, правомочными субъектами, которые в рамках правозащитного производства, посредством применения организационно-правозащитных и иных регулятивно-правозащит-ных средств, оказывают юридически результативное воздействие на общественные отношения, возникающие из факта реализации права человека на защиту2.

В.В. Чуксина определяет правозащитную деятельность государства в широком смысле как законодательную и правоприменительную практику государства в области прав человека, отражающую специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития страны. В узком смысле - это совокупность контрольных механизмов, представленных определёнными органи-

1 Голованёв И.В. Административно-правовые средства формирования правового порядка при реализации конституционных прав и свобод // Административное право и процесс. 2007. № 4.

2 Анисимов П.В., Медведицкова Л.В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации. Монография / П.В. Анисимов, Л.В. Медведицкова. Волгоград: ВА МВД России, 2007. С. 32-33.

зационными структурами (судом, правоохранительными органами, различными учреждениями по рассмотрению обращений граждан и др.), специализированных правозащитных институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены) и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства3.

Таким образом, правозащитная деятельность - это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных -государственных и муниципальных органов, и непубличных - институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она ориентируется на положительный результат - восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, осуществляется определёнными средствами, характерными для её конкретных субъектов, и предполагает сам процесс. Содержание правозащитной деятельности, на наш взгляд, составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование её в интересах человека, общества и государства4.

В соответствии с основным предметом и формами деятельности среди российских общественных правозащитных организаций сегодня можно выделить три основные группы.

Первая - это классическая правозащита, включающая в себя, прежде всего, помощь конкретным людям, права которых были нарушены.

Вторая - это группа организаций, осуществляющих контроль со стороны гражданского общества над деятельностью органов государственной власти для предотвращения нарушения ими конституционных прав граждан. Например, общественная правозащитная организация «Гражданский контроль», созданная в Санкт-Петербурге в 1992 г. группой правозащитников, юристов, журналистов, депутатов Государственной Думы РФ и Городского Совета Санкт-Петербурга. В эту же группу можно включить и раз-

3 Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

4 Прокопович Г.А., Харитонов А.Ю. Личность и административная ответственность власти // Юридическая мысль. 2008. № 2(46). С. 61-65.

Теория и история права и государства

личные «профильные» негосударственные контролирующие организации (далее - НКО), например, «Солдатские матери» или некоторые организации инвалидов. При этом, как правило, на определённом уровне развития таких организаций они уже не ограничиваются только функцией контроля, а начинают заниматься правовым просвещением и образованием1.

Третья группа организаций - это те организации, которые также перестают ограничиваться собственно правозащитой или гражданским контролем деятельности власти, а включаются в процессы гражданского участия в её реформировании и повышении её эффективности. Это может быть участие в подготовке определённых законопроектов или, например, участие в развитии определённых политических и правовых практик.

Следует отметить, что до сих пор не вполне сложилось характерное для развитого гражданского общества конструктивное взаимодействие государственных структур и неправительственных правозащитных организаций (далее - НПО). Тем не менее, к такому взаимодействию необходимо стремиться, поскольку одним из важнейших фактором прикладной правозащитной деятельности является способность наладить продуктивный диалог с властью2.

Другая характерная для России проблема -трудности с финансированием деятельности правозащитных организаций. Скорее исключением, нежели правилом остаётся предоставление неправительственным правозащитным организациям средств из государственных или муниципальных источников или от частных российских спонсоров.

К вышеуказанным недостаткам НПО можно отнести и отсутствие профессионалов в указанной деятельности, что существенно ограничивает эффективность развития правозащитного движения в Российской Федерации и замедляет его развитие.

Таким образом, деятельность НПО на территории Российской Федерации имеет ряд существенных недостатков и находится на достаточно низ-

1 Прокопович Г.А. О необходимости наличия юридических знаний у руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций (на примере принятия локальных нормативных актов) // Сборник докладов по итогам проведения Общероссийской научно-практической конференции «Повышение юридической квалификации руководителей социально-ориентированных НКО: создание юридической школы для руководителей НКО», 28 сентября 2015 г.

2 Прокопович Г.А. О необходимости построения модели право-

защитной деятельности в Российской Федерации // «Формирование новой идеологии и культуры защиты прав человека»: сборник. М.: Юрист, 2014. С. 108-110.

ком уровне развития в сравнении с европейскими государствами.

Основными проблемами функционирования указанных организаций, на наш взгляд, являются:

• отсутствие связей и выработанных отношений между государством и НПО, недоверие к ним государства;

• отсутствие у граждан веры в возможность достижения НПО поставленных целей;

• отсутствие квалифицированных кадров, их обучения;

• отсутствие надлежащего финансирования из государственного и муниципального бюджета, а также из частных средств;

• отсутствие сформулированных целей организаций или отклонение от них, участие в политической борьбе3.

Изучив более подробно проблемы НПО, возможно будет предложить пути их эффективного разрешения или, по крайней мере, развития. Так, к путям развития, прежде всего, необходимо отнести организацию диалога негосударственных правозащитных организаций, государства и общества. В условиях ограничений, существующих на данном этапе, деятельность большинства не представляется целесообразной и не приносит видимых результатов. С учётом сферы и специфики деятельности это единственный способ достижения более высокого профессионального уровня и укрепления положения в обществе. Кроме того, во избежание конфронтации государства и правозащитных обществ необходимо исключить попытки участвовать в политической борьбе, ведь истинная цель деятельности - указать власти на существующие недоработки и нарушения,

■■4

а не дискредитировать её .

Установление диалога с государством - это важный этап становления и дальнейшего развития НПО, поскольку именно конструктивизм взаимодействия даст возможность решить и иные проблемы, например, извечную проблему нехватки финансирования. И именно государственный или муниципальный бюджеты способны оказать в этом существенную помощь.

3 Прокопович Г.А. Правозащитная деятельность как один из элементов конституционной системы защиты прав человека // Актуальные вопросы правозащитной деятельности в РФ: сборник работ конференции. М.: Юрист, 2013. С. 141-149.

4 Прокопович Г.А. Позитивная юридическая ответственность как типичная общая связь личности и государства // Социальная ценность права: Межвузовский сборник научных работ. Ч. 1. Орёл, Орловский государственный университет, 2007.

В дальнейшем представится возможность решить и проблему профессиональной подготовки, ведь известно, что для повышения квалификации специалистов, а также для дополнительного привлечения специалистов, обладающих определёнными знаниями (юристов, экономистов и т.д.), требуется дополнительное финансирование1.

Ещё одним веским аргументов в пользу диалога НПО с государством является то, что обеспечить надёжную защиту прав человека может только государство, поскольку только оно полномочно осуществить:

• дальнейшее реформирование судебной системы - повысить правоохранительную и правозащитную роль суда; сократить сроки судебного разбирательства; расширить круг участников процесса в суде; обеспечить реальное равноправие сторон в судебном разбирательстве; более детально закрепить принцип состязательности сторон; усилить защиту прав потерпевшего; упорядочить нормы, регулирующие процедуры задержания и содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления;

• повышение эффективности деятельности

Уполномоченного по правам человека, пересмотрев ряд положений Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». На наш взгляд, достаточно трудно осуществлять свою деятельность, если закон ограничивает твои возможности: у Уполномоченного отсутствует право законодательной инициативы, а также ограничены возможности для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

• совершенствование общественных связей и развитие различных форм институционального взаимодействия внутри правозащитной системы, обеспечив полноту исполнения уже существующих законодательных положений2.

Таким образом, на данном этапе существует значительное количество проблем, решение которых возможно, на наш взгляд, на основе построения модели правозащитной деятельности, которая «высветит» слабые места складывающихся в этой сфере правоотношений, а её наглядность поможет обеспечить единство решения и исполнения, и предупредить возможные ошибки и недоработки.

1 Прокопович Г.А. О необходимости наличия юридических знаний у руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций (на примере принятия локальных нормативных актов) // Сборник докладов по итогам проведения Общероссийской научно-практической конференции «Повышение юридической квалификации руководителей социально-ориентированных НКО: создание юридической школы для руководителей НКО», 28 сентября 2015 г.

2 Прокопович Г.А. Пути совершенствования юридической ответственности в публичном и частном праве. Монография. М.: НОУ ВПО «МЭЛИ» (академия), 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.