Научная статья на тему 'Правовые вопросы проверки качества товаров'

Правовые вопросы проверки качества товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1786
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ТОВАР / КАЧЕСТВО / ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ / КОМПЛЕКТНОСТЬ / СКЛАД / CIVIL LAW / GOODS / QUALITY / ACCEPTING GOODS / PACKAGE CONTENTS / WAREHOUSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горковенко Маргарита Леонидовна

Исследованы правовые вопросы проверки качества товаров. Рассмотрен порядок применения инструкции о приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. Проанализированы особенности согласования в договорах порядка приемки товаров по качеству. Сформулированы предложения по организации процесса приемки (проверки) товаров по качеству на складе покупателя (получателя). Дана оценка процедуре проверки качества и комплектности продукции, поступившей в таре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SPECIFICS OF CHECKING THE QUALITY OF GOODS

The author researches the legal specifics of checking the quality of goods. She describes the procedure of using the guidelines on quality acceptance of industrial-technology products and consumer goods. The author also analyzes the specifics of coordinating quality acceptance procedures in agreements and offers suggestions on organizing the quality acceptance (checking) procedures at the buyer's (recipient's) warehouse. The author also assesses the procedure of checking the quality and contents of products in packages.

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы проверки качества товаров»

стве» преимущественное внимание уделяется защите прав должника, в то время как интересы взыскателя оттеснены на второй план. Одним из веских аргументов в пользу сделанного вывода является положение, закрепленное в ч. 3 ст. 9 названного закона, согласно которому должнику предоставляется пятидневный срок для добровольного исполнения судебного или иного акта. Только по истечении указанного срока и при отсутствии добровольного исполнения пристав-исполнитель может приступить к применению мер принудительного исполнения. Для недобросовестного должника этого срока вполне достаточно, чтобы принять меры по реализации или сокрытию имущества, денежных средств, самого себя с це-

лью затруднить или сделать невозможным исполнение судебного или иного акта. Спрашивается, какой смысл в предоставлении должнику возможности добровольно исполнить свою обязанность? Если бы должник хотел добровольно исполнить судебное решение, он бы это сделал либо до, либо сразу после вступления его в законную силу. Спор окончательно разрешен судом по существу, права и обязанности сторон определены и должник обязан исполнить судебный или иной акт. Вот почему сохранение в законе положения об установлении должнику пятидневного срока для добровольного исполнения представляется нецелесообразным, приводящим лишь к затягиванию исполнения.

М. Л. ГОРКОВЕНКО

кандидат юридических наук, доцент

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

Правовые вопросы проверки качества поставленных товаров до недавнего времени регулировались Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7, действовавшей в редакции от 23 июля 1975 г. (в дальнейшем — Инструкция П-7).1 В настоящий период Инструкция П-7 в соответствии с указаниями пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22 октября 1997 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре по-ставки»2 может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

Таким образом, Инструкция П-7носит лишь рекомендательный характер для участников договорного процесса, если иное не будет оговорено в конкретном договоре. Поэтому если такое условие не включено в договор, но покупатель провел приемку в соответствии с данной Инструкцией, то составленный акт приемки будет признаваться ар-

битражным судом надлежащим доказательством по делу. Следовательно, хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают действие Инструкции П-7 в качестве обычаев делового оборота.

При приемке товаров необходимо учитывать соотношение Инструкции П-7 с нормативными документами и договором.

В стандартах (ГОСТах, ОСТах, СТП), как правило, предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. Поэтому если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в Инструкции П-7, то применяются нормы стандарта. Однако в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отношению к таким стандартам Инструкция П-7 выполняет субсидиарную роль, регламентируя только те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.

Гражданский кодекс РФ в ст. 474 содержит правило, в котором предусматривается, что «порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем», должны быть одинаковыми. Это, в свою очередь, предполагает необходимость согласования в договорах по-

рядка приемки товаров по качеству. Исходя из п. 1. ст. 474 ГК РФ, условия договора, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Контрагенты должны обеспечить такое соответствие. Кроме того, в п. 2. ст. 513 ГК РФ определено, что «покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота». Следовательно, договору принадлежит приоритет над положениями Инструкции П-7, поскольку стороны в договоре вправе устанавливать любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. При этом предусматривается, что в вопросах, не урегулированных стандартами и договором, порядок приемки определяется названной Инструкцией.

С учетом изложенного следует сказать, что Инструкция П-7 до сих пор широко применяется субъектами коммерческой деятельности (хотя она во многом несовершенна, архаична и нуждается в радикальном обновлении), но уже не в качестве обязательного правового акта, а факультативно. Вместе с тем, выработанные в ней за много лет нормы имеют большое практическое значение, так как в них установлен порядок приемки и оформления документов. Поэтому, думается, на практике нецелесообразно полностью отказываться от Инструкции П-7, а наоборот, нужно учитывать и соблюдать требования данной инструкции и устранять ее недостатки на основе договора.

Каким же образом в настоящее время следует организовать процесс приемки (проверки) товаров по качеству на складе покупателя(получателя)?

Представляется, что прежде всего руководителю предприятия-получателя необходимо создать соответствующую комиссию, которая и должна будет участвовать в приемке товаров. На практике в состав такой комиссии включают работников предприятия-получателя, которые в силу своего служебного положения занимаются приемкой товаров, их учетом и хранением. Это, в частности, кладовщики, заведующие складами, товароведы либо специально приглашенные

эксперты из отделов товарных экспертиз при госторгинспекциях, экспертных бюро при торгово-промышленных палатах или специализированных экспертных организаций.

Таким образом, надлежащее исполнение договора во многом зависит от того, кто участвует в приемке товаров, кто составляет приемный акт в случае установления недостачи или ненадлежащего качества, какими правилами руководствуются участники приемки товаров. Ведь тем, насколько члены приемочной комиссии ознакомлены с правилами приемки данных товаров, какой за ними установлен контроль, в большинстве случаев предопределяется содержание приемного акта. А оно, в свою очередь, зачастую является основным критерием, влияющим на исход спора между сторонами договора по поводу выявленных в ходе приемки недостатков.

С учетом названного обстоятельства действующая ранее Инструкция П-7 и предусматривала компетентность как решающее условие возможности участия в приемке товаров. В литературе правильно указывается на то, что ненадлежащая компетентность лиц, не способных в силу этого квалифицированно оценить, правильно ли идет процесс приемки, точно ли определено количество и качество проверяемых товаров, по сути дела, превращает подписанный ими акт приемки в односторонний, поскольку их подпись лишь формально прикрывает одностороннюю приемку, осуществленную работниками предприятия-получателя3 . Компетентность должна вытекать из рода работы, образования, опыта трудовой деятельности и выражаться в авторитетности проводящих приемку лиц, их достаточной осведомленности в методах и способах приемки, ее процедуре и оформлении результатов, регламентация которых осуществлена в соответствующих стандартах, правилах, инструкциях, а иногда и в заключенных сторонами договорах. Если указанные лица в процессе приемки установят недостачу поступивших товаров или несоответствие их качества, комплектности, маркировки, а также упаковки или тары требованиям стандартов или технических условий, образцам (эталонам), договору или данным,

указанным в маркировке или сопроводительных документах, удостоверяющих качество товаров, то, согласно п. 16 Инструкции П-7, они обязаны приостановить дальнейшую приемку и обеспечить сохранность полученных товаров, не допустить их смешения с однородными товарами, составить акт о выявленных недостатках.

После приостановки приемки и составления акта первичной приемки покупатель (получатель) должен вызвать представителя одногороднего или иногороднего поставщика (отправителя) для участия в продолжении приемки товаров и составлении двустороннего акта. Однако, на наш взгляд, приостанавливать приемку товаров не всегда целесообразно, так как это повлечет за собой непроизводительные затраты, а ожидание явки представителя отрицательно скажется на сроке разгрузки вагонов (контейнеров, автомобилей), чего нельзя допускать4 . И, как полагает В. Замятин, при приостановке приемки расходы поставщика, связанные с направлением его представителя, нередко намного превосходят суммы убытков от выявленных недостатков. К тому же во время приостановки приемки возможны хищения и повреждения продукции5. В этой связи думается, что следует производить непрерывную приемку товаров с участием созданной непосредственно руководителем предприятия компетентной комиссии и составлением одного акта, подписанного всеми ее членами. Вместе с тем, считаем, что в ряде случаев приостановку приемки и вызов представителя изготовителя (отправителя) необходимо признать обязательными: во-первых, когда стандартами, техническими условиями, другими обязательными правилами или договором для определения качества продукции (товаров) предусмотрен лабораторный анализ и, во-вторых, когда представитель изготовителя (отправителя) должен участвовать в приемке товаров в силу обязательных правил или договора. В остальных же случаях вместо обязанности покупателя вызывать представителя изготовителя (поставщика) для участия в приемке товаров ненадлежащего качества и обязанности последнего командировать своего предста-

вителя в договоре следует предусмотреть, что покупатель при обнаружении товаров ненадлежащего качества или некомплектных обязан известить об этом поставщика. Получив такое извещение, поставщик, в зависимости от обстоятельств, сам решает вопрос о направлении представителя и сообщает о принятом решении покупателю.

Следует иметь в виду, что не исключена и ситуация, когда изготовитель (поставщик) может незамедлительно направить своего представителя для участия в приемке поставленного им товара, однако получатель ее уже произвел. В таком случае представитель изготовителя (поставщика) не согласится с выводами, сделанными приемочной комиссией получателя, он вправе потребовать повторной, но уже с его участием, проверки поступившего товара. Таким образом, по своей правовой природе извещение будет представлять собой одностороннюю сделку, которая в случае если покупатель (получатель), отправивший извещение, произведет приемку товаров, не дожидаясь упомянутого представителя, повлечет возникновение у изготовителя (поставщика) права требовать от покупателя (получателя) проведения обязательной перепроверки товаров с участием представителя изготовителя (поставщика) при наличии разногласий между сторонами по поводу выявленных дефектов.

Предложенный порядок приемки повысит ответственность изготовителя (поставщика) (как иногороднего, так и одногород-него) и, вместе с тем, исключит излишние командировки и даст возможность произвести приемку в более короткие сроки.

Приемка товаров по качеству и комплектности должна осуществляться на складе покупателя (получателя) в определенные сроки. Самое общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст. 477 ГК РФ. Согласно этой норме, приемку товаров следует производить в разумные сроки. Товары, на которые установлены гарантийные сроки либо сроки годности, могут проверяться и актироваться в пределах этих сроков, а если они не установлены, то требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены

покупателем в пределах двух лет со дня получения товара, если договором не предусмотрены более длительные сроки.

Проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных сроков, если иные сроки не предусмотрены договором в связи с особенностями поставляемой продукции (товара). Думается, что участникам договорного процесса следует иметь в виду эти сроки при разработке условий в конкретном договоре.

Перед получателем зачастую встают вопросы: где и когда проверять качество товаров, поступивших к нему от поставщика (изготовителя) в неупакованном виде, как избежать множественности таких проверок?

Товары, поступившие и отгруженные в исправной таре, принимаются по качеству и комплектности на складе конечного получателя. Как и где принимать товары, поступившие без тары? В литературе правильно указывается на необходимость установить обязанность покупателя фиксировать видимые, явные дефекты продукции, поступившие без тары в момент получения ее от органов транспорта. Такая обязанность должна существовать независимо от предоставленного получателю права проверять впоследствии качество товаров в пределах 20-дневного либо иного срока, указанного в договоре6. Допустим, что в результате проверки, осуществленной на складе получателя, установлено ненадлежащее качество товаров и после проверки они возвращены изготовителю. Вправе ли последний перепроверять качество этих товаров, и кто именно должен осуществлять перепроверку? На наш взгляд, перепроверку качества забракованных товаров у изготовителя следует предусматривать в договоре и она должна производиться только экспертами из отделов товарных экспертиз при госторгинспекциях, экспертных бюро при торгово-промышленных палатах или специализированных экспертных организаций.

Результаты приемки товаров по качеству и комплектности необходимо оформить актом приемки, который составляется в день окончания приемки. Требования

к составлению акта и его содержанию изложены в Инструкции П-7 (п. 29) и могут быть использованы сторонами при заключении договора.

В случае если будет установлено ненадлежащее качество товаров, получатель обязан известить об этом изготовителя (отправителя), незамедлительно сообщить об отказе от принятия данных товаров и выслать сохранную расписку в принятии товаров на ответственное хранение в соответствии со ст. 514 ГК РФ. Сущность ответственного хранения заключается в том, что покупатель обязан обеспечить сохранность груза и оставить его в распоряжении поставщика, который должен вывезти товар, принятый на ответственное хранение, или распорядиться им в разумные сроки. При нарушении изготовителем (поставщиком) обязанности вывезти товар или распорядиться им у покупателя возникает право либо реализовать товар, либо возвратить его изготовителю (поставщику). Кроме того, покупатель вправе потребовать от последнего возмещения расходов, понесенных при приемке, реализации или возврате товара.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1975. № 2.

2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. № 3.

3 Матинина Л. Н., Горковенко М. Л. Приемка по качеству: актуальные проблемы // Хозяйство и право. 1989. № 10. С. 55-59.

4 Пугинский Б. И. Обеспечение сохранности продукции при количественной приемке // Советское государство и право. 1976. № 6. С. 60-63.

5 Замятин В. Несовершенство Инструкции о порядке приемки продукции // Социалистическая законность. 1974. № 3. С. 50-51.

6 Горковенко В. В., Ольхон Э. К. К вопросу об обеспечении сохранности поставляемой продукции // Советская юстиция. 1980. № 14. С. 28; Дуэль И. Приемка продукции по количеству и качеству. Как ее улучшить? // Хозяйство и право. 1980. № 1. С. 62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.