Научная статья на тему 'О соотношении договорного условия о качестве товара с иными условиями договора поставки'

О соотношении договорного условия о качестве товара с иными условиями договора поставки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1308
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПОСТАВКИ / SUPPLY CONTRACT / КАЧЕСТВО ТОВАРА / QUALITY OF GOODS / КОМПЛЕКТНОСТЬ / COMPLETENESS / ТАРА (УПАКОВКА) / PACKAGING / МАРКИРОВКА / MARKING / ПРИЕМКА ТОВАРА ПО КАЧЕСТВУ / ACCEPTANCE OF GOODS TO QUALITY / ЦЕНА ДОГОВОРА / CONTRACTUAL PRICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панова Альбина Сергеевна

В статье рассматривается связь условия договора поставки о качестве товара с иными договорными условиями с учетом положений законодательства о техническом регулировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AS TO THE CORRELATION OF THE CONTRACTUAL WARRANTY OF QUALITY OF PRODUCTS WITH THE OTHER TERMS OF A SUPPLY CONTRACT

This article shows the connection of the contractual warranty as to the quality of products with the other contractual stipulations in conjunction with the legislation on technical regulation.

Текст научной работы на тему «О соотношении договорного условия о качестве товара с иными условиями договора поставки»

Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2014. Вып. 4

А. С. Панова

О СООТНОШЕНИИ ДОГОВОРНОГО УСЛОВИЯ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРА С ИНЫМИ УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ

В статье рассматривается связь условия договора поставки о качестве товара с иными договорными условиями с учетом положений законодательства о техническом регулировании.

Ключевые слова: договор поставки, качество товара, комплектность, тара (упаковка), маркировка, приемка товара по качеству, цена договора.

A. S. Panova

AS TO THE CORRELATION OF THE CONTRACTUAL WARRANTY OF QUALITY OF PRODUCTS WITH THE OTHER TERMS OF A SUPPLY CONTRACT

This article shows the connection of the contractual warranty as to the quality of products with the other contractual stipulations in conjunction with the legislation on technical regulation.

Keywords: supply contract, quality of goods, completeness, packaging, marking, acceptance of goods to quality, contractual price.

Длительное время в нашей стране хозяйственные связи между предприятиями выстраивались в плановом порядке. Советские предприятия были обязаны вступать в договорно-хозяйственные связи, ориентируясь на наряды, плановые разнарядки, планы прикрепления и т. п. Плановая организация хозяйственных связей сливалась с понятием государственного управления.1 В условиях свободы предпринимательства и существования открытости рынка обмен продуктами труда обусловливает наличие многочисленных, разнообразных по своему содержанию хозяйственных связей. Договор поставки является одним из основных элементов современной системы хозяйственных связей. В большинстве случаев возможность заключения договора поставки сегодня зависит от усмотрения хозяйствующих субъектов. Безусловным является то, что договор должен представлять собой совокупность (систему) взаимосвязанных условий. Одной из предпосылок эффективности договора поставки является наличие согласованной связи условия о качестве товара с иными договорными условиями, касающимися комплектности, тары и упаковки, маркировки, приемки товара по качеству, цены договора и др.

По причине смысловой близости «комплектности» и «качества» в ряде случаев данные категории используются практически синонимично.2 Некоторые авторы

Панова Альбина Сергеевна — кандидат юридических наук, доцент, Институт экономики, управления и права, 420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Московская, 42; albina_2005@rambler.ru

Panova Albina Sergeevna — candidate of legal sciences, associate professor, Institute of Economics, Management and Law (Kazan), 42, Moskovskaya street, Kazan, 420111, Tatarstan; albina_2005@rambler.ru

1 Клейн Н. И. 1) Организация договорно-хозяйственных связей. М., 1976. С. 10, 31, 32; 2) Роль хозяйственного договора в формировании плана производства товаров народного потребления // Советское государство и право. 1966. № 6. С. 38-44.

2 Например: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 2 июля 2013 г. Дело № А40-160676/12 // http://ras.arbitr.ru.

117

относят условие о комплектности к качественным показателям договора.3 Проводить определенные параллели можно. Условие о комплектности товара, так же как и условие о качестве, определяется путем ссылки в договоре на необходимые нормативно-технические акты либо посредством перечисления составных частей изделия (в случае с качеством путем перечисления в договоре показателей качества, которым должен соответствовать товар). Качество и комплектность поставляемой продукции обычно подтверждаются сопроводительными документами (техпаспортом, инструкцией по эксплуатации и т. д.). Подобно поставке товара повышенного либо, наоборот, пониженного качества, по сравнению с требованиями нормативно-технических актов, допускается по соглашению сторон поставка товара улучшенной или упрощенной комплектации. Нарушение установленного договором порядка приемки продукции по комплектности (по качеству) является основанием для признания факта поставки некомплектного товара (товара ненадлежащего качества) недоказанным.4 Как и категория «качество», категория «комплектность» связана с пригодностью продукции быть использованной по назначению. Однако при рассмотрении сущности категории «качества» на передний план выдвигаются существенные свойства товара, характеризующие его общественную потребительную стоимость, тогда как категория «комплектность» используется, как правило, в отношении технически сложных изделий (оборудования, машин, механизмов) и характеризует функциональную пригодность товара. Под комплектностью товара понимают наличие в нем всех необходимых составных частей (агрегатов, узлов, деталей и т. п.).5 Комплектность связана именно с вещами, составляющими законченность изделия. Понятием комплектности могут охватываться дополнительные принадлежности (запчасти, детали), необходимость снабжения которыми диктуется требованиями надежной и долговечной эксплуатации изделий. В связи с этим нельзя согласиться с расширительным толкованием понятия «комплектность», когда в его состав включают документы, относящиеся к товару: технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.6 Ответственность в этом случае должна наступать не за поставку некомплектного товара (ст. 480 Гражданского кодекса Российской

3 Мазуркевич Г. К. Вопросы количества и качества в договоре поставки товаров широкого потребления. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1956. С. 14.

4 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2012 г. Дело № А07-21310/2011 // http://ras.arbitr.ru; Решение Арбитражного суда Республики Коми от 5 июля 2013 г. Дело № А29-2682/2013 // Там же; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 февраля 2010 г. Дело № А33-5438/2009 // Там же; Постановление ФАС Поволжского округа от 27 августа 2010 г. Дело №А12-14770/2009 // Там же.

5 Гражданское право. Учебник. В 3 т. Т. 2 / отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М., 2005. С. 25; Российское гражданское право. Учебник. В 2 т. Т. II: Обязательственное право / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2010. С. 180; Иоффе О. С. Обязательственное право. М., 1975. С. 260; Советское гражданское право / под ред. О. С. Иоффе, Ю. К. Толстого, Б. Б. Черепахина. Т. 2. Л., 1971. С. 52; Грибанов В. П. Ответственность сторон по договору поставки. М., 1962. С. 89; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. С. П. Гришаева, А. М. Эрделевского (подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2007); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая. Учеб.-практ. комментарий (постатейный) / под ред. А. П. Сергеева. М., 2010 (СПС «КонсультантПлюс»).

6 Расширительное понимание термина «комплектность» отмечается, в частности, в кн.: Масе-вич М. Г., Мурзин Н. Г., Покровский В. В. Правовые вопросы материально-технического снабжения предприятий совнархозов. Алма-Ата, 1962. С. 142.

118

Федерации; далее — ГК РФ),7 а за нарушение поставщиком обязанности передать документы, относящиеся к товару (ст. 464 ГК РФ). Суды придерживаются аналогичной точки зрения.8 Во всех случаях поставка некомплектного товара, так же как и поставка товара ненадлежащего качества, должна расцениваться как ненадлежащее исполнение договора поставки. Невозможно при некомплектной поставке использовать некоторые средства защиты, которые применяются при поставке товара ненадлежащего качества: безвозмездное устранение недостатков товара в разумный срок; возмещение своих расходов на устранение недостатков товара (ст. 475 ГК РФ). Средства защиты в случае поставки некомплектного товара перечислены в ст. 480 ГК РФ. Разница между «качеством» и «комплектностью» усматривается и в том, что «поставленная недоброкачественная продукция может быть комплектной и, наоборот, некомплектная продукция может быть доброкачественной, если ее рассматривать с точки зрения качества изготовления поставленной части продукции».9 Таким образом, категории «качество товара» и «комплектность товара» нельзя считать совпадающими, тождественными категориями.

Условия о таре и упаковке включаются практически во все договоры поставки. Тарой считается изделие (материальный объект), которое призвано обеспечить сохранность продукции (товара) в процессе хранения и транспортировки. Упаковкой признаются меры и средства (материальные объекты), обеспечивающие защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений, способствующие рациональной организации процесса хранения, реализации и транспортировки продукта. Тара и упаковка не относятся к числу комплектующих изделий. Они (тара и упаковка) являются самостоятельными элементами, функционально не связанными с продукцией. Одним из главных предназначений тары и упаковки является предохранение продукции (товара) от утраты потребительских свойств в процессе транспортировки и хранения. Тара и упаковка призваны выполнять одновременно несколько функций: содействие процессу воспроизводства материальных ценностей; обеспечение сохранности качества и количества товара в процессе его перевозки и хранения; информирование покупателей об изготовителе (поставщике), а также о самом товаре, его свойствах и соответствии предъявляемым требованиям. «Тара и упаковка многих товаров придают им определенный внешний вид, который может оказать решающее воздействие на возможность продажи и перепродажи товара».10 Тара и упаковка подразделяются на различные виды и типы. ГК РФ (п. 1 ст. 481) устанавливает обязанность продавца передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Если в договоре требования в отношении тары и упаковки не определены, товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого рода товара способом, а при отсутствии такового — способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения

7 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6981.

8 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2013 г. Дело № А27-12638/2012 // http://ras.arbitr.ru; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 4 июля 2013 г. Дело № А40-31110/2013 // Там же.

9 Грибанов В. П. Ответственность сторон по договору поставки. М., 1962. С. 90-91.

10 Розенберг М. Г. Международная купля-продажа товаров: комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. М., 2010 (СПС «КонсультантПлюс»).

119

и транспортирования (п. 2 ст. 481 ГК РФ). Чаще всего стороны устанавливают требования к таре и упаковке с помощью межгосударственных и национальных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р) и технических условий (ТУ), ссылаясь на них в договоре. Если качество тары (упаковки) отвечает условиям, согласованным в договоре, то несоответствие ее требованиям ГОСТа нельзя считать основанием для признания тары ненадлежащей. Так, рассматривая дело о поставке товара ненадлежащего качества, суд пришел к верному выводу о том, что продавцом (ответчиком) передан покупателю (истцу) товар в упаковке, соответствующей по качеству требованиям, установленным договором. Суд посчитал, что невыяснение покупателем (истцом) отрицательных последствий упаковки является риском предпринимательской деятельности истца в силу п. 1 ст. 2 ГК РФ. Поскольку истец не доказал факт поставки ответчиком товара ненадлежащего качества (в ненадлежащей упаковке), основания для применения последствий, предусмотренных ст. 475, 482 ГК РФ, отсутствуют.11 В отношении тары (упаковки) могут устанавливаться требования по безопасности. В Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности упаковки» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769)12 установлены обязательные для исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к упаковке (укупорочным средствам), процессам ее хранения, транспортирования и утилизации. Применительно к таре и упаковке, контактирующей с пищевыми продуктами, должны соблюдаться гигиенические нормативы.13 При транспортировке продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности нужно использовать ГОСТ 15846-2002.14 Таким образом, блок нормативных актов о таре и упаковке, включая акты технического содержания, достаточно обширен. Стороны договора не лишены права установить повышенные, по сравнению с положениями нормативно-технических актов, требования к таре и упаковке. В договоре могут предусматриваться специальные требования.

Кодекс фактически приравнивает условие договора о таре и упаковке к условию договора о качестве товара, предоставляя покупателю возможность выбора средств защиты в случае нарушения продавцом своих обязанностей по затариванию (упаковыванию) товара. Покупатель вправе прибегнуть к использованию либо средств защиты, установленных в п. 1 ст. 482 ГК РФ, либо средств защиты по ст. 475 ГК РФ. Покупатель (получатель) обязан в силу ст. 517 ГК РФ вернуть поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, если иное не устанавливается договором поставки. Прочая тара, а также упаковка возвращаются поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором. Неоднозначной является позиция судов по вопросу

11 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2012 г. Дело № А56-26005/2011 // http://ras.arbitr.ru.

12 ТР ТС 005/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769) (с изм. от 17 декабря 2012 г.) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/, 02.09.2011.

13 В частности: ГН 2.3.3.972-00. 2.3.3. Гигиена питания. Тара, посуда, упаковка, оборудование и другие виды продукции, контактирующие с пищевыми продуктами. Предельно допустимые количества химических веществ, выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Гигиенические нормативы (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 апреля 2000 г.) (с изм. от 13 февраля 2001 г.). М., 2000.

14 ГОСТ 15846-2002 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» (введен Постановлением Госстандарта РФ от 24 марта 2003 г. № 91-ст). М., 2003.

120

о возможности применения «Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары» и «Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки»15 в случае, когда стороны не включили в договор условия по возврату тары, в том числе не оговорили порядок распределения расходов по ее возврату.16 Исходя из ст. 517 ГК РФ, если в договоре отсутствуют условия по возврату тары, должен применяться порядок, установленный действующим законодательством, частью которого являются названные выше Правила. По существу, аналогичная позиция была высказана в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» (п. 19).17

Очевидной является связь маркировки с качеством товара. Маркировкой считаются условные обозначения, надписи, наносимые на упаковку товара или на caм товар, содержащие сведения о товаре.18 Носителями маркировки являются продукция (товар), тара, упаковка, товарно-сопроводительные документы, ярлыки, этикетки, ценники, товарные и кассовые чеки и т. п. Маркировка непосредственно понятием качества продукции не охватывается. Она информирует покупателя об изготовителе, составе и характеристиках товара, условиях безопасного, надлежащего использования товара (тары, упаковки), количественных параметрах товара и т. п. Маркировка содействует обеспечению сохранности товара в процессе его транспортировки, хранения и реализации посредством манипуляционных, предупредительных знаков и иной маркировочной информации, выполняет функцию идентификации товара для целей договора. Анализ литературы, посвященной зарубежному праву, показывает, что, к примеру, в американском праве значение маркировки возросло на этапе становления института внедоговорной ответственности изготовителя. Поскольку маркировка включала в себя информацию, посредством которой производитель мог делать значимые фактические утверждения о качестве или полезности товара с намерением побудить покупателя приобрести товар, такая маркировочная информация приобрела статус «прямой гарантии» изготовителя. Потребитель, понесший ущерб в результате использования недоброкачественного товара, который не соответствовал по качеству утверждениям, содержащимся в маркировке, равно как и утверждениям рекламы, мог предъявить прямой иск к производителю.19 Нельзя признать удачной распространенную в России практику заключения договоров поставки, когда стороны не включают в договор условия о маркировке. Этому способствует ГК РФ, который практически ничего не говорит о маркировке, за исключением ст. 458, в силу которой товар не считается готовым к передаче, если он не

15 Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары (утв. Постановлением Госснаба СССР от 21 января 1991 г. № 1) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1991. № 4; Правила применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки (утв. Постановлением Госснаба СССР от 21 января 1991 г. № 1) // Там же.

16 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2011 г. Дело № А46-9302/2010 // http://ras.arbitr.ru; Постановление ФАС Уральского округа от 26 декабря 2000 г. № Ф09-1921/2000-ГК // Там же.

17 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // Вестник ВАС РФ. 1998. № 3.

18 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь // http://www.vocable.ru/dictionary/88/word/markirovka (2014. 14 марта).

19 Комаров А. С. Ответственность в коммерческом обороте. М., 1991. С. 161-162.

121

идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом. При отсутствии надлежащей идентификации товара не должен признаваться состоявшимся переход риска случайной гибели или случайного повреждения товара на покупателя. Основными видами маркировки являются производственная, транспортная, торговая и потребительская. В рамках производственной маркировки на изделие или его упаковку наносятся данные об изготовителе, его местонахождении, указывается сорт товара, а также номер ГОСТа, номер и дата утверждения ТУ. Транспортная маркировка (маркировка груза) призвана информировать о получателе и отправителе груза, а также в целях обеспечения сохранности качества и количества перевозимого груза (продукции) — о способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировании и хранении. Основными стандартами, в соответствии с которыми осуществляется транспортная маркировка, являются ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»,20 ГОСТ Р 51474-99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами».21 Торговая маркировка представляет собой текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на товарные, кассовые чеки или упаковку. Торговая маркировка дает возможность предъявления различного рода претензий к продавцу, в том числе по качеству проданного товара. Отдельные требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, законодательством о применении контрольно-кассовых аппаратов, могут устанавливаться региональными Правилами розничной торговли.22 Потребительская маркировка включает в себя сведения об изготовителе, количестве, качестве и безопасности товара, в том числе сведения о его соответствии требованиям технических регламентов, об основных потребительских свойствах товара, составе продукта и т. д. Информация о товаре, которая должна быть в обязательном порядке доведена до сведения потребителей при помощи технической документации, этикеток, маркировки, установлена в ст. 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изм. от 2 июля 2013 г.).23

Стороны обладают возможностью согласовать в договоре порядок, способы нанесения и содержание маркировки. При согласовании условия о маркировке стороны вправе использовать стандарты и ТУ большинство из которых содержат правила о маркировке. В договоре могут устанавливаться дополнительные по отношению к стандартам и ТУ маркировочные требования. Сторонам нужно распределить в договоре порядок несения расходов, связанных с маркировкой. На этапе маркировки

20 ГОСТ 14192-96. Межгосударственный стандарт. Маркировка грузов (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18 июня 1997 г. № 219) (с изм. от 3 августа 2012 г.). М., 2001.

21 ГОСТ Р 51474-99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1999 г. № 629-ст). М., 2000.

22 См. напр.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (с изм. от 4 октября 2012 г.) // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4894; 2012. № 41. Ст. 5629; Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изм. от 4 октября 2012 г.) // Там же. 1988. № 4. Ст. 482; 2012. № 41. Ст. 5629.

23 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.

122

такие расходы обычно несет продавец. Однако впоследствии они (расходы) включаются в цену договора. Судебная практика исходит из того, что, если из-за нарушения требования о маркировке у покупателя возникают дополнительные расходы, продавец обязан их возместить.24 Независимо от содержания договора должны выполняться требования в отношении маркировки продукции (товара), ее тары, упаковки, устанавливаемые законодательством о техническом регулировании, о защите прав потребителей, об обороте отдельных видов продукции (товара). По продукции, впервые выпускаемой в обращение, необходимо выполнять требования о маркировке, установленные Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. № 943.25 Договором могут устанавливаться повышенные, по сравнению с обязательными требованиями, правила о маркировке. Включение в договор условия о маркировке товара (его таре, упаковке) имеет большое практическое значение. Во-первых, хорошо продуманная и содержательная маркировка повышает доверие к товару со стороны покупателей. В целях повышения удобства пользования товаром в договоре может предусматриваться нанесение на товар дополнительной информации о способах обращения с товаром при его эксплуатации (потреблении). Во-вторых, закрепление в договоре поставки обязанности продавца промаркировать товар экологическими знаками выступает свидетельством соответствия товара экологическим стандартам и требованиям. Считается, что товар, прошедший проверку на экологическую чистоту, наносит минимальный вред окружающей среде.26 К группе экотоваров принято относить товары, обладающие способностью к энергосбережению, товары, подлежащие вторичной переработке. Все большее количество потребителей полагает, что, отдавая предпочтение экологически чистым продуктам, они вносят свой вклад в оздоровление окружающей среды. В-третьих, несоответствие маркировочного обозначения товара требованиям завода-изготовителя расценивается судебной практикой как существенный недостаток товара.27 Поэтому установление в договоре точно сформулированного условия о маркировке может помочь продавцу избежать непредвиденных расходов. В-четвертых, отсутствие надлежащей транспортной маркировки может лишить страхователя (грузоотправителя или грузополучателя) права на получение страхового возмещения. К тому же маркировка является и одним из главных объектов таможенного контроля.

Надлежащему исполнению договора поставки способствует приемка товара по качеству. Правильная организация проверки качества на стадии принятия товара позволяет своевременно установить соответствие товара договору поставки, требованиям технического законодательства, отгрузочным документам. Стороны при

24 Арбитражная практика. Ч. XI. С. 47 // Розенберг М. Г. Международная купля-продажа товаров: комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. М., 2010 (СПС «КонсультантПлюс»).

25 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. № 943 «Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит» // СЗ РФ. 2012. № 39. Ст. 5282.

26 Смирнова Е. Экологическая маркировка для бизнеса — производителей и продавцов. http:// www.cfin.ru/management/iso9000/qm/eco.shtml (2014. 14 марта).

27 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 марта 2009 г. Дело № А26-3174/2008 // http://ras.arbitr.ru.

123

формулировании условия договора о приемке товара могут воспользоваться актами советского времени. ГК РФ устанавливает требования к порядку принятия товаров покупателем (ст. 474, 513). При приемке товаров от органов транспорта должны соблюдаться правила транспортных уставов и кодексов, правила выдачи груза на соответствующем виде транспорта. В требуемых случаях проверка груза должна производиться с обязательным участием перевозчика.28 В технических регламентах правила приемки не прописываются. Данные правила включаются в содержание стандартов. Условия договора о приемке товара по качеству часто формулируются на основе положений «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7) (далее — Инструкция).29 Интересным является вопрос о соотношении договора поставки и Инструкции. Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 порядок приемки товара по качеству, установленный Инструкцией, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.30 Если стороны не согласовали в договоре порядок приемки товара по качеству, Инструкция может использоваться в качестве обычая.31 Стороны вправе ее не использовать, предусмотреть в договоре «собственный» порядок приемки товара по качеству. Если использование Инструкции согласовано сторонами, а отдельные договорные условия ей противоречат, приоритет будут иметь правила Инструкции.32 Напротив, когда договор содержит указание на то, что Инструкция применяется в части, не противоречащей договору, преимущество должны иметь условия договора.33 В договоре может предусматриваться проведение приемки по правилам стандарта (ГОСТа) и Инструкции. И если имеются несостыковки между ними, приоритет отдается стандартам. Инструкция играет субсидиарную роль по отношению к тем стандартам, в которых процедура приемки урегулирована частич-но.34 Если стороны предусмотрели в договоре приемку товара в соответствии с Инструкцией, а она указывает на использование ГОСТов, стороны должны руководствоваться и Инструкцией, и ГОСТами. На практике большое значение придается акту приемки как одному из основных доказательств, характеризующих качество исполнения поставочного обязательства. Не будет признаваться факт поставки товара ненадлежащего качества, если в акте приемки отсутствуют сведения о количестве некачественной продукции, а также описания выявленных дефектов и способа

28 Пугинский Б. И. Коммерческое право России. Учебник. М., 2009. С. 340-341.

29 Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7) (с изм. от 14 ноября 1974 г., 22 октября 1997 г.) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1975. № 2; Вестник ВАС РФ. 1998. № 3 (утратила силу).

30 Абзац 3 п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» (Вестник ВАС РФ. 1998. № 3).

31 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 ноября 2008 г. по делу № А56-47642/2007 // ras.arbitr.ru.

32 Постановление ФАС Уральского округа от 1 февраля 2007 г. Дело № А60-10558/06-С3 // Там же.

33 Постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2012 г. Дело № А40-45550/10-138-377 // Там же.

34 Пугинский Б. И. Коммерческое право России. Учебник. С. 341-342.

124

приемки продукции по качеству.35 По мнению судов, нельзя признать доказанным факт поставки товара ненадлежащего качества вследствие формального нарушения реквизитов акта приемки.36

Бесспорным является существование тесной связи между ценой товара и его качеством. На цене договора должны «отражаться» потребительские свойства подлежащей поставке продукции. Товар оценивается с точки зрения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени, но также и с позиции способности товара удовлетворять человеческие потребности. Цена может свидетельствовать о сорте товара. Считаем целесообразным более точное, «прямое» закрепление в ГК РФ связки «цена — качество». Примечательно, что ст. 485 ГК РФ «Цена товара», а также другие статьи, устанавливающие правила оплаты товара (ст. 486-489), ни разу не упоминают термин «качество». Предлагаем дополнить ст. 485 ГК РФ пунктом примерно следующего содержания: «По результатам испытаний образцов поставленного товара стороны в договоре могут предусмотреть систему скидок (надбавок) к цене либо специальные ценовые коэффициенты в зависимости от результатов испытаний».

Статья поступила в редакцию 3 июня 2014 г.

35 Постановление ФАС Центрального округа от 24 августа 2010 г. Дело № А35-589/08-С5 // ras.arbitr.ru.

36 Постановление ФАС Московского округа от 24 января 2011 г. Дело № А40-31314/10-134-230 // Там же.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.