В.В.Синиченко
Правовые условия таможенной политики России (1860-1917 гг»)
История экономических преступлений в эпоху Российской империи - малоизученная в отечественной и зарубежной историографии тема. Вопросы налоговых правонарушений на русском Дальнем Востоке, преступлений, совершаемых иностранцами на окраинах России, до сих пор не получили должного освещения. В настоящей статье исследуется юридическое поле, в рамках которого происходила борьба с наиболее массовым видом экономических преступлений, совершаемых на Дальнем Востоке в 1860-1917 гг., - контрабандой спиртных напитков (бутлегерством),
Как представляется, охрана русско-китайской границы осложнялась в силу действия с 1861 по 1911 гг, первой статьи Пекинского договора 1860 г., разрешавшей беспошлинную торговлю в 100-верстной приграничной зоне. Эта льгота была внесена в качестве ст. 1367 и ст, 1370 «Устава таможенного» (Свод законов Российской империи, 1892 г.)1. Статьи разрешали беспошлинную торговлю не далее, чем на 50-верст в российские пределы от китайской границы. За пределами этой зоны китайские товары облагались пошлиной из расчета 25 руб. 50 коп. с каждого пуда ввозимого груза. Это порой и порождало контрабанду. Так, китайцы и россияне ввозили товары в зону беспошлинной торговли, а затем развозили его по всей территории края. Поскольку с 1862 по 1900 г. таможня существовала только в Иркутске, товар незаконно распространялся по всей территории Приамурского генерал-губернаторства2.
Аналогично развивалась ситуация с контрабандой спирта. Несмотря на то, что ввоз в Россию китайской водки был запрещен еще указом Государственного совета от 2 апреля 1862 г., алкогольные товары китайского производства в течение второй половины XIX в. проникали на русский восток. Поэтому в 1876 г. было решено взимать с китайского спирта акцизный сбор. Лица, которые ввозили спирт без акцизной марки, были обязаны заплатить штраф. По инициативе министра финансов и распоряжению Комитета министров постановлением от 26 января 1890 г. было обложено акцизом и китайское пиво. В 1892, 1895, 1899, 1901 и 1905 гг. это распоряжение каждый раз продливалось
1 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф.Тихоокеанский стол. (1898-1908). Оп.487. Д.721. Л.17-18.
2 АВПРИ. Ф.Тихоокеанский стол. (1898-1908). Оп.487. Д.721. Л.17-18._
на три года. Акцизный сбор с китайского пива взимался из расчета 20 коп, с ведра3.
Слабой стороной российского законодательства стало то, что отсутствие уголовной ответственности и угроза лишь штрафа и конфискации безакцизной продукции благоприятствовали росту контрабанды в Россию дешевых китайских алкогольных продуктов, которая приносила огромные доходы нарушителям. Так, при задержании упомянутых изделий виновные должны были подвергаться конфискации контрабандного товара и штрафу по два рубля с фунта нетто (1 фунт равен 453,6 г. или четыре с половиной руб. за литр. - B.C.) задержанного груза. Однако по воспоминаниям современников, выявлялось не более 10% контрабандных товаров4.
С начала XX в. китайские капиталы, полученные от контрабанды спирта из Китая, стали вытесняться российскими. Российские предприниматели открыли в начале XX в. в Маньчжурии 18 заводов по производству водки по российской технологии. После этого ввоз безакцизной водки стал приобретать огромные размеры.
Развитие пьянства среди рабочих золотых приисков и Амурской железной дороги побудило председателя Совета министров обратиться в 1910 г. к министру финансов с просьбой разобраться с этой проблемой, Министр финансов направил соответствующий приказ Главному управлению неокладных сборов и казенной продажи питей. Этот департамент предоставил через Министерство финансов проект в Комитет по заселению Дальнего Востока, заседавший в 1910 г. под председательством статс-секретаря А.В.Криво-шеина5.
На заседании Комитета по заселению Дальнего Востока от 19 мая 1910 г. было решено в связи с участившимися случаями контрабанды спиртных напитков на Амуре организовать торговлю крепкими напитками по линии строившейся Амурской железной дороги и
3 Государственная Дума. III-й созыв. Стенографические отчеты. 1908 г. Сессия вторая. 4.1.Заседания № 1-35. (с 15 октября по 20 декабря 1908 г.). СПб.: Государственная типография, 1908. С.3113-3116.
4 Труды III Хабаровского съезда. Обрабатывал по
поручению бывшего Приамурского ген.-губ.
А.Н.Корфа агроном Н.А.Крюков. Хабаровск: Тип.
М.А.Тыртова, 1893. С.68;69.
s АВПРИ. Ф.Китайский стол. Оп.491. Д. 1755. Л.2.
усилить надзор посредством создания специального полицейского подразделения - корчемной стражи6. Во главе складов со спиртом были поставлены чиновники, введена фиксированная цена на водку, определено вечернее время торговли. Контролировали продажу спиртного два ведомства - Министерство финансов (далее МФ) и Министерство путей сообщения (далее МПС)7.
Бюджетная комиссия Государственной думы (далее ГД) совместно с Комиссией по направлению законодательных положений ГД поддержала инициативу исполнительной власти. Было решено начать продажу казенного спирта и учредить с 1 июля 1910 г. в Амурской и Приморской областях корчемную стражу.
Во время обсуждения проекта члены Бюджетной комиссии выразили сомнение в целесообразности создания корчемной стражи. Они предлагали усилить состав таможенной стражи и не создавать новую службу. Однако представители Совета министров, присутствовавшие на заседаниях ГД, настояли на своем проекте8.
Учитывая, что контрабандный спирт производился на заводах Маньчжурии, российское правительство также предприняло попытку напрямую договориться с китайскими властями о борьбе с бутлегерством (незаконным оборотом алкогольной продукции).
24 января 1911 г. китайские власти заявили российским, что они будут бороться с транспортировкой спирта в Россию, если Петербург запретит производство на своей территории опийного мака, и будет препятствовать его вывозу в Китай9. Летом 1911 г. императорская миссия в Пекине обещала китайскому правительству издать распоряжения, запрещающие выращивание и продажу мака в приграничных к Китаю районах России10.
В октябре 1911 г. русский консул в Гирине получил сообщение местного губернатора Чэн Чжаочана о том, что в Гиринской и Хэйлунцзянской провинциях приняты меры, запрещавшие местному населению ввозить спирт в русские пределы. Об этом запрещении были расклеены объявления. В них говорилось, что, поскольку российская сторона взяла на себя обязательства «искоренить опиум» на своей территории, провоз в Россию спирта запрещается. Если впредь, говорилось в объявлениях, «хитрые» купцы будут самовольно ввозить спирт и вино в пределы России и продавать, то таковые будут схвачены и товары их конфи-
6 Там же
7 Там же. Л.З.
8 Приложения к стенографическим отчетам. Государственная Дума. Ш-й созыв. Сессия четвертая. 1910 г. Т.1. (№№1-143). СПб.: Государственная типография, 1910. №51.
9 АВПРИ. Ф.Китайский стол. Оп.491. Д. 1751. Л.9.
10 Там же. Л.63.
скованы. Если же они будут арестованы русскими властями, те могут наложить на них еще и штраф11.
С началом Первой мировой войны 16 августа 1914 г. был издан закон «О воспрещения продажи спирта, вина, водочных изделий для местного потребления в Империи до окончания военного времени». 20 сентября 1914 г. был наложен запрет на провоз спиртных напитков и по линии Китайской восточной железной дороги (далее КВЖД), находившейся под российским управлением. За ввоз спирта и его продажу на расстоянии 250 сажень (около 400 метров) от железнодорожного полотна промышленника ждал штраф на сумму до 500 руб. или заключение в тюрьму на срок до трех месяцев12.
Несмотря на это официально изданное запрещение, в бильярдных и столовых КВЖД тайно продолжали торговать спиртными напитками. Поэтому 4 октября 1914 г. Приамурский генерал-губернатор предложил в своем письме в МИД добиться на русско-китайских переговорах запрета на «вывоз спиртных напитков в пограничные с Россией местности не менее как на 50 верст от границы в глубь страны». Поскольку ввоз опиума в Китай был запрещен российскими законами еще с 1862 г. (Ст. 943 Устава таможенного), предлагалось вести с китайцами переговоры по поводу уничтожения посевов мака в Приамурском крае13. Инициативы Приамурского генерал-губернатора НЛГондатти поддержал военный министр14.
В это же время началась борьба МВД и Военного министерства с Управлением КВЖД по вопросу запрещения производства и продажи в регионе алкогольной продукции. По мнению Управления КВЖД, принятие этого решения нанесло бы ущерб русским промышленникам, владевшим вино-водочными заводами в Маньчжурии. Кроме того, отмечали чиновники КВЖД, «такое положение дел могло бы способствовать тому, что русские фирмы стали бы открывать заводы и склады фиктивно, на имя иностранных подданных»15.
В целях изучения вопроса Министерство финансов, которое контролировало лишь формально частную компанию КВЖД, начало переписку с МИД России. 28 октября 1914 г. министр финансов получил от министра иностранных дел ответ, в котором говорилось о неэффективности русско-китайского соглашения, направленного на борьбу со спиртом. По мнению С.Д.Сазонова, иностранцы, проживавшие в Маньчжурии и пользовавшиеся здесь правом экстерриториаль-
11 Сорокина Т.Н. Хозяйственная деятельность китайских подданных на Дальнем Востоке России и политика администрации Приамурского края (конец XIX - начала XX вв.). Омск: ОмГУ, 1999. С.221.
12 Там же. Л. 17.
13 АВПРИ. Ф.Китайский стол. Оп.491. Д.1751. Л.70.
14 Там же. Л.72.
15 Там же. Д. 1754. Л.34 об._
ности, вряд ли станут закрывать в пограничной полосе винокуренные склады и заводы. Иностранные консулы поддержат своих подданных. Исключение может быть только в отношении британских подданных, поскольку Англия 6 апреля 1914 г. подписала с Россией соглашение, согласно которому ее подданные в пределах КВЖД передавались под российскую юрисдикцию. В целом же, «даже если китайцы согласятся подписать соглашение, - писал министр, - то иностранцы, опираясь на свои договора, не будут его соблюдать»16.
Однако не все ведомства относились к русско-китайскому соглашению столь пессимистично. Так, Главное управление землеустройства и земледелия (далее ГУЗиЗ) внесло 6 марта 1913 г. в Государственную думу законопроект о мерах борьбы с развитием бутлегерства и опиокурения. Законопроект был передан в комиссию по судебным реформам Государственной думы, которая, однако, не выносила его на обсуждение Думы на протяжении 1913-1914 гг. К ноябрю 1914 г. вопрос не был решен17.
Учитывая, что китайское правительство готово оказать России помощь в деле борьбы с бутлегерством только после запрещения в Приамурье производства мака, главноуправляющий Комитета землеустройства и земледелия 6 ноября 1914 г. предложил принять закон о борьбе с наркоторговлей и наркопроизводством в порядке ст. 87 «Основных законов Российский империи» (без одобрения Государственной думы. - B.C.). Однако сразу ГУЗиЗ не удалось получить поддержки остальных ведомств18.
Только 5 июня 1915 г, по ходатайству ГУЗиЗ и Министерства финансов Совет министров постановил выделить 65 377 руб. единовременно и 261 970 руб. ежегодно для усиления состава корчемной стражи в областях Амурской и Приморской области19.
17 июня 1915 г. по инициативе ГУЗиЗ правительством России был принят закон об уголовной ответственности за хранение, производство и транспортировку наркотиков. После этого начались русско-китайские переговоры. Предварительное русско-китайское соглашение состоялось 22 августа (4 сентября) 1915 г. Согласно 1-й статье соглашения, запрещался ввоз спирта (кроме ханшина) в прилегающую 50-верстную полосу Гиринской и Хэйлунцзянской провинции. Статья 2-я запрещала ввоз водки через границу в русские пределы. Статья 4-я запрещала производство в указанном районе спирта, а в статье 6-й говорилось об ответственности за нарушение соглашения. Статья 8-я запрещала строительство в Маньчжурии новых спиртных заводов20.
14 ноября 1915 г. состоялось совещание Совета министров, на котором обсуждалась проблема борьбы со «злоупотреблением спирта». Министерство финансов на совещании высказалось за усиление состава корчемной и пограничной стражи в Приамурском крае. Однако Министерство путей сообщения заявило, что «никакое усиление таможенного надзора не предотвратит пьянства в среде населения приграничных Амурских станиц, против которых на китайском берегу находятся поселки из питейных домов, содержимых евреями-русскоподданными»21.
Тогда министром финансов и министром путей сообщения была высказана идея о продаже казенного спирта в крае по льготной цене. Но остальные члены Совета министров указали на почти полное воспрещение в пределах Империи после начала войны продажи крепких напитков и отклонили это предложение. Совет министров большинством голосов предложил МИД начать переписку с китайским правительством по вопросу полного воспрещения оборота алкогольной продукции в приграничных районах Китая22.
Министр внутренних дел 27 января 1916 г. обратился с доверительным письмом к министру иностранных дел, в котором говорилось, что 21 октября 1915 г. в город Никольск-Уссурийск прибыл эшелон солдат, призванных из запаса Приморской области. Все они были пьяны. Водку они приобрели, когда эшелон следовал через Маньчжурию. Министр внутренних дел предлагал указать военному губернатору Приморской области, что свободная продажа спирта свидетельствует о слабости надзора и отсутствии борьбы чинов местной полиции с ввозом в область контрабандного спирта23.
Пьянство русских солдат, по мнению МВД, очередной раз свидетельствовало о том, что распоряжение о закрытии для продажи спирта полосы отчуждения КВЖД не реализуется на практике, так как там существуют водочные заводы, а алкогольная продукция китайского происхождения продается в ближайших деревнях. Поэтому МВД просило ввести 50-верстную запретительную полосу в приграничной зоне для продажи всех видов водки24.
Эту инициативу МВД поддержало Военное министерство, Совместное заявление двух ведомств было направлено в МИД и Министерство финансов. Силовые ведомства указывали в своих бумагах, что китайские высшие власти не заинтересованы в торговле спиртом, поскольку в Китае нет акцизного обложения спирта. Кроме того, за китайской контрабандой спирта в Россию стоят, в основном, не китайские, а российские капиталы. Последнее обстоятельство должно
16 Там же
17 Там же. Д. 1751. Л.76.
18 Там же. Л.77.
19 Там же. Л.97.
20 Там же. Д.3341. Л.30.
21 Там же. Л.73.
22 Там же. Л.73 об.
23 Там же. Д.1756. Л.1.
24 Там же. Л.Моб.
было склонить правительство Китая к заключению соглашения о борьбе со спиртом25.
Однако на пути борьбы с торговлей спиртом снова встало Управление КВЖД. Управление хотело даже жаловаться в МИД России на начальника китайской таможни Граведона за задержание им контрабандного спирта. Только вмешательство российского посланника в Пекине приостановило этот дикий протест. Кроме того, Управление неоднократно поддерживало протесты предпринимателей-контрабандистов и ходатайствовало об освобождении задержанных грузов. Все это делалось потому, что нелегальные товары составляли немалую часть от общего грузооборота КВЖД26.
Консул в Харбине доносил «о противоречивых взглядах», высказанных на проблему борьбы с производимым в Китае спиртом представителями двух отделений одного и того же ведомства Министерства финансов: Управления КВЖД и департамента Таможенных и неокладных сборов, Как метафорически отмечал дипломат, представители министерства «говорили на разных языках и друг друга не понимали»27,
Тем не менее, в этом противостоянии победил департамент Таможенных и неокладных сборов и блок «силовых» министерств, Долгожданный договор России и Китая о запрещении продажи спирта в российской приграничной зоне был заключен в 1916 г.
Первоначально в марте-апреле 1916 г. в Харбине состоялись три заседания совместной русско-китайской совещательной комиссии. На них с российской стороны присутствовали В.В.Траугшольд (русский консул в Харбине), К.В,Лучич (секретарь консульства в Харбине), М.П.Куренков (чиновник по дипломатической части при Приамурском генерал-губернаторе), Н.К.Кокшарев, В.Н.Веселовзоров (члены управления КВЖД) и драгоман А.И.Куэ, От китайской стороны присутствовали председатель комиссии по иностранным делам Ли Хуньмо и председатель главного Хэйлунцзян-ского железнодорожного бюро Ма Чжун Цзюнь.
Российское правительство через своих представителей сообщило китайской стороне, что им уже издан 17 июня 1915 г. закон о запрете в России опиокуре-ния и торговли опиумом. После этого китайской стороне было предложено издать закон о запрете производства спирта в приграничных с Россией районах и ввоза его в Империю28. Стороны пришли к заключению о необходимости издать и опубликовать 10 апреля 1916 г. консульские постановления, запрещающие русским и китайским подданным в 50-верстной пограничной зоне Китая спирта «изготовление, покупку, продажу, хранение, перевозку и переноску ... в означен-
25 Там же. Л.9-10.
26 Там же. Л. 147.
27 Там же. Л.97.
28 Там же. Д.1754. Л.188-189.
ной полосе». Запрещалась и перевозка спирта на русских судах по реке Сунгари29.
Поскольку российское правительство издало закон, вводивший уголовную ответственность за производство и распространение наркотиков, китайские власти согласились не делать в соглашении параграфов, касающихся опиума30.
Договор России и Китая по борьбе с бутлегерст-вом был заключен 8 (21) мая 1916 г. Юридическое действие договора начиналось 9 сентября 1916 г.31
Во время переговоров возникли трудности. Китайская сторона просила изъять пункт 5-й российского проекта, запрещавший устройство складов для «водки и водочных изделий» в приграничной зоне. По их мнению, этот параграф носил слишком общий характер и мог неправильно трактоваться местной администрацией. Русская сторона была вынуждена пойти на уступку Китаю и внести в пункт дополнение, запрещавшее хранение русской водки, а не китайского ханшина32.
Недостатком соглашения стало то, что бутлегерст-во по-прежнему относилось к числу административных правонарушений. Китайский спирт конфисковывался и уничтожался, а спиртоносы уплачивали крупный штраф.
11 августа 1916 г. состоялся указ императора России, утверждавший закон о запрещении производства и торговли спиртом в пограничной с Россией 50-верстной зоне Маньчжурии. В «Правительственном вестнике» от 26 и 27 августа 1916 г. было опубликовано соглашение, Поскольку оно не упоминало размеры взыскания за нарушения запрета на торговлю спиртом, русские власти по соглашению с Цицикарским цзянь-цзюнем определили штраф в три руб. за литр контрабандного спирта33.
В первый месяц действия соглашения было задержано 6 тыс. ведер спирта, но торговля контрабандным алкоголем не прекратилась, так как риск контрабандистов заключался только в непродолжительном аресте (до трех месяцев) и выплате денежного штрафа, который покрывался доходом от продажи провезенного спирта. Кроме того, был не решен вопрос с иностранными подданными, которые по договорам их стран с Китаем обладали правом экстерриториальности на всей территории этого государства. Многие китайские и российские контрабандисты воспользовались этим правом и передали свои фирмы под фиктивное управление японских и французских подданных. В ответ на последовавший запрос российского МИДа иностранные консулы взяли под защиту своих предпринимателей34.
29 Там же. Л.317; 321.
30 Там же. Л.321.
31 Там же. Л.1.
32 Там же. Л.100.
33 Там же. Л.486,
34 Там же. Д. 1756. Л.97.
Несмотря на эту реакцию консулов на состоявшемся 28 июля 1916 г. межведомственном совещании при Министерстве финансов было решено рекомендовать МИД заключить соглашения с другими державами по запрещению оборота спирта в Маньчжурии35.
28 октября 1916 г. состоялось очередное межведомственное совещание по вопросу о контрабанде спирта, В нем приняли участие представители Военного министерства, МИДа и МВД, Совещание снова просило МИД России провести переговоры о запрете иностранцам производить и реализовывать спирт в пределах Маньчжурии. Однако вплоть до Октябрьской революции 1917 г. российские дипломаты не смогли добиться присоединения к русско-китайскому соглашению других держав36.
Итак, развитию контрабанды спирта из Китая на территорию русского Дальнего Востока благоприятствовали недостатки российского законодательства. Развитие бутлегерства (незаконного ввоза спирта) облегчалось тем, что не было правовых норм, по которым нарушители привлекались бы к уголовной ответственности. Кроме этого, отсутствовало международное соглашение со всеми сопредельными странами по поводу контрабандных грузов. Незначительность правовой ответственности при больших доходах от незаконного бизнеса способствовала росту как контрабанды в российские пределы спирта, так и коррупции российских чиновников края.
35 Там же. Д. 1754. Л.356.
36 Там же. Л.434.