контракт чаще всего заключается по итогам конкурсных процедур. Проанализированные подходы каждый по-разному истолковывают правовую природу ГЧП. Их наличие говорит о весьма сложном и неоднозначном строении ГЧП, ее многофункциональности, многообразии форм и видов сложнейшем взаимодействии социально-экономических и культурно-политических факторов, определяющих вектор развитиячастно-публичного сотрудничества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коженко Я.В. Институционально-правовые формы лоббистской деятельности в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2007.
2. Коженко Я.В. Принципы сервисного государства: теоретико-правовой аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - 545 с.
3. Коженко Я.В., Пашковский П.В. Формы и виды государственно-частного партнерства в условиях модернизации системы государственного управления в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 2-2. -722.
4. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. - М., -2002.
5. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. - М.: Либроком, -2009. - 232с.
6. Тимошенко И.В. Концепция формирования понятийного аппарата российского законодательства об административной ответственности // Юристъ - Правоведъ. - 2007. - № 5. - 16 с.
7. Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965.
С.П. Федоренко
ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В работе анализируется роль и значение правовых ценностей в жизни современного российского общества. Изучается какая аксиологическая система легла в систему права Российской Федерации и насколько правовые ценности коррелируют с иными социальными ценностями российского общества. Изучается влияние правовых ценностей на формирование правовой духовной сферы человека и на эффективность правоприменительной практики.
Ключевые слова: правовые ценности. Правовая аксиология. Правовые ценности и российское общество.
S.P. Fedororenko
LEGAL VALUES IN THE LIFE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY.
Abstract. The paper examines the role and importance of legal values in the life of modern Russian society. We study what axiological system laid down in the legal system of the Russian Federation and how legal values are correlated, with other social values of Russian society. The auhor wrote that the impact of legal values in the formation of the legal do, ecclesiastical spheres of human and on the effectiveness of law enforcement.
Key words: Legal value. Legal axiology. Legal value of Russian society.
В каждом современном обществе не зависимо от той правовой семьи, в которой находится парадигмирующая его государственность, постулируется система ценностей. Проблема социальных ценностей восходит своими корнями к временам гораздо более древним, нежели эра государственной организации общества. После того как человек обособился от остальной живой природы, происходит формирование системы ценностей, в которую входят не только природные факторы (климат, урожайность, обилие добытой и собранной в природе пищи и т.п.), но и предметы культуры, созданной им самим. Причем эта культура сразу же начинает делиться на материальную (одежда, оружие, плавательные средства и т.п.) и духовную (мифы, легенды, придания, табу, мононормы, передаваемые идеальным способом в условиях отсутствия письменности). Причем следует отдельно отметить, что само объединение людей в общество представляет собой ценность, носящую базовый характер. Так как без социальной интеграции не возможен процесс социализации, формирующий человека.
С возникновением государства встает вопрос о ценности права. Этот вопрос остается обсуждаемым, и дискуссионным по сей день, не смотря на его многовековую историю. Уже в Древней Греции мыслителипо-разному оценивали ценность права. Так Гераклит указывал, что: «Народ должен сражаться за закон, как за свои стены», а Демокрит считал, что: «Веленья законов надуманы, тогда как веленьям природы присуща внутренняя необходимость. Вдобавок веленья законов не суть нечто прирожденное, но результат соглашения, тогда как веленья природы суть нечто прирождённое, а не результат соглашения» [1. 83-84]. И далее во многих учениях, правовых научных
школах, научных концепциях мы видим обоснование различных аксиологических систем. Взять, например, школы конфуцианства и легизма в Древнем Китае, теологическую и либеральную доктрины в Европе позднего Средневековья, буржуазно-демократическую и марксистско-ленинскую доктрины в России период двоевластия и масса других примеров.
В современных российских условиях базовые социальные ценности закрепляются в Конституции Российской Федерации. Она провозглашает приоритет и незыблемость прав и свобод человека и гражданина, которые получают свою конкретизацию, как в тексте самой Конституции, так и в остальных законах и подзаконных нормативных правовых актах, действующих на территории нашего государства.
Профессор А.И. Овчинников указывает на то, что в последние годы в России сложилось целое самостоятельное направление конституционной аксиологии, под которой следует понимать область научно-теоретического познания конституционно-правовых ценностей, их иерархических взаимосвязей, объективации и отражения в конституционных нормах и принципах, приоритетах конституционно-правовой политики [2. 63]. Данное направление вызывает исследовательский интерес с различных позиций, в том числе и с позиций научной школы самобытности российской государственности и исторической судьбы российского государства.
Современное гуманитарное знание в качестве социальных ценностей определяет свойства предмета, процесса или явления, имеющие значение либо способные оказывать влияние на человека, семью, общество и государство. Ценности тесно сопряжены с интересами человека, и подчиняются законам социума, один, из которых указывает на неизбежность формирования иерархии. Если взять любую организацию трудовую, религиозную, муниципальную, государственную и т.д., она будет представлять собой пирамиду с одним главой (начальник, патриарх, мэр, президент и т.д.) и большим количество подчиненных, делящихся на группы в иерархическом принципе, где каждая вышестоящая группа менее многочисленна, чем предыдущая. То есть, каждая система ценностей также представляет собой иерархию, в которой одни ценности являются более высокими и значимыми нежели другие, поэтому можно встретить ситуацию, при которой значимые и менее значимые ценности соотносятся как цель и средство.
Обращаясь к системе права, которая в своей сущности состоит и правовых норм, можно отметить, что практические любая, из них является способом обеспечения какой-либо ценности. И что характерно, формируясь в систему, нормы права отражают и аналогичную системность ценностей. Отсюда неизбежная причинно-следственная связь между системой права, правовой системой и системой ценностей. Неизбежно в правовых нормах, издаваемых государством, кристаллизуется система ценностей, а система либерально-демократических ценностей предусматривается в Конституции РФ и в соответствующей ей правовой системе, например, социалистическая иерархия ценностей постулировалась через конституции СССР и РСФСР в правовой системе Советского государства.
В качестве наиболее общего определения правовых ценностей детерминируют закрепленные в системе права, а так же выводимые в процессе толкования правовых норм основополагающие общественно значимые идеалы, блага, принципы, концепции, приоритеты, определяющие содержание правовой политики государства и юридической практике правоприменителя. Обобщая юридическую литературу, имеющую предметом своего исследования правовые ценности, можно выделить следующие их характеристики: если в содержании нормы не отражена какая-либо конкретная ценность, то она может быть выведена путем толкования нормы права; иерархическое соотношение правовых норм, отражающее фактическое содержание и ценностей выявляются при условии применения и интерпретации норм права в конкретной жизненной ситуации; смысловой наполнение правовых ценностей в современной России формируется в контексте действия международного права в виде международных договоров Российской Федерации, общепризнанных норм, принципов и идеалов международного права.
Можно согласиться с широко распространенным мнением о том, что в современном российском государстве и обществе задается система ценностей, прописанных в Конституции Российской Федерации. Она создает иерархию ценностей для всего российского законодательства, так как конституционные нормы представляют собой цель, а все законодательство их обеспечивающее - правовые средства. Можно согласиться с мнением, что «Ценностная иерархия, определённая Конституцией РФ 1993 года, является важным сегментом либеральной идеологии, может быть названа индивидуалистической, основывающейся на принципах рационалистической версии естественного права» [2. 64]. Поэтому, на наш взгляд,в контексте реализации аксиологических конституционных принципов, очень важна интерпретация такой базовой ценности как свобода. В учении либерализма можно встретить различные подходы к пониманию свободы как государственно-правовой, так и философско-правовой категории. Среди этих направлений можно выделить два тренда в контексте понимания свободы. Первый понимает свободу как «свободу от», что об-
ладает большим деструктивным потенциалом, так как такое понимание свободы зачастую отождествляет ее с вседозволенностью. Другое понимание свободы, это «свобода для», то есть ее понимание сопряжено с созидательной деятельностью, являющейся основой жизни государства и общества. Понимание в качестве ценности атомарного индивида, несет значительный, деструктивный потенциал, так как имеет социальную центробежную направленность. Поэтому следует развивать направление понимания ст.2 Конституции РФ - «прав и свобод человека как вышей ценности» только в контексте социальной группы (семьи, трудового коллектива, команды и т.п.). Это будет способствовать единению народа и консолидации усилий для достижения жизненно важных целей.
Можно указать следующие основные направления анализа конституционно-правовых ценностей: во-первых, сама конституция признается в качестве ценности. Постулируется, что правовая система государства, построенная без конституции как основы является менее совершенной, нежели аналогичная система с конституцией; во-вторых, содержащиеся в конституциях «передовых цивилизованных стран» ценности аналогичны друг другу и тиражируются из конституции в конституцию на протяжении столетий, что подчеркивает их общепризнанность и правильность; имплицитное выражение универсальных конституционных, естественно-правовых ценностей подчеркивает сущность и предназначение государства и права; система идей, складывающихся в идеократическую систему[3. 230], которая отвечает за цели, направления и режим развития государства и общества.
Обозначенная ценность Конституции обусловлена тем, что она содержит главные правовые ценностные императивы общества, организуемого государством, правовые принципы и идеалы, а так же более конкретные конституционные установки, утверждающие основы и ориентиры правопорядка в отдельных сферах общества и государственной жизни [4. 14]. Следовательно, определяющее значение имеют свойства конституциикак нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой и прямым действием,выполняющего учредительные функции и закрепляющего статус человека, строй государства и принципы взаимоотношений между ними. Это важно для формирования системы ценностей, так как конституция является одновременно и фундаментом для всего остального права и координатором, как законодательного изменения права, так и условий его реализации.
Возвращаясь к иерархии ценностей закрепленных в Конституции РФ, следует отметить, что первостепенными выступают те ценности, которые являются первопорядковыми, и при их отсутствии будет невозможно реализовывать остальные ценности. К таковым следует отнести безопасность государства и общества. Можно согласиться, что ради них «могут быть ограничены любые права и даже право на жизнь» [2. 65]. В частности сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие дают присягу жертвовать своей жизнью ради безопасности общества и государства.
Следует согласиться с мнением исследователей, которые считают, что конфликт ценностей может быть опаснее, чем монопольное регулирование экономики или тоталитарный режим в обществе, поэтому от правильной расстановки аксиологических приоритетов зависит судьба государства и общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Малахов В.П. Правовая мысль: Антология М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
2. Овчинников А.И. Конституционно-правовая аксиология в современной России // Философия права. 2015. № 5.
3. Федоренко С.П., Самойлова И.Н.Специфика идеократических источников российской государственности // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки. Материалы IV международной научно-практической конференции.н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2014. - С. 230.
4. Бондарь Н.С. Ценность Конституции России как юридического акта и социокультурного явления (к 20-летниму юбилею) // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6.