Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ПРАВОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальная солидарная экономика / типичная и нетипичная занятость / достойный труд / организация труда / социальный диалог / правовые технологии.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крылов К.Д.

В статье отражены общеправовые и трудоправовые аспекты формирования и развития социальной солидарной экономики на основе обобщения норм и материалов Международной организации труда, которые обсуждались на 110-й сессии Международной конференции труда в 2022 году. Показаны современные международные подходы к определению и сущностным характеристикам социальной солидарной экономики, имеющим правовое значение для организации труда, указаны её ценности, принципы и субъекты, их организационно-правовые формы и участие в социальном диалоге для содействия занятости и достойному труду. В данных международных подходах проявляется тенденция к расширению предмета и сферы действия трудового права, дифференциации правового регулирования труда в зависимости от специфики работодателей, целей их деятельности и правовых связей, образующихся между ними, работниками и обществом в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

G^ ТРУДОВОЕ ПРАВО ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-388-393 NIION: 2018-0076-6/22-796 MOSURED: 77/27-023-2022-6-994

КРЫЛОВ Константин Давыдович,

доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, e-mail: kodakr@list.ru

ПРАВОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье отражены общеправовые и трудоправовые аспекты формирования и развития социальной солидарной экономики на основе обобщения норм и материалов Международной организации труда, которые обсуждались на 110-й сессии Международной конференции труда в 2022 году. Показаны современные международные подходы к определению и сущностным характеристикам социальной солидарной экономики, имеющим правовое значение для организации труда, указаны её ценности, принципы и субъекты, их организационно-правовые формы и участие в социальном диалоге для содействия занятости и достойному труду. В данных международных подходах проявляется тенденция к расширению предмета и сферы действия трудового права, дифференциации правового регулирования труда в зависимости от специфики работодателей, целей их деятельности и правовых связей, образующихся между ними, работниками и обществом в целом.

Ключевые слова: социальная солидарная экономика; типичная и нетипичная занятость, достойный труд, организация труда; социальный диалог, правовые технологии.

KRYLOV Konstantin D,

Doctor of Law,

Chief Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

LEGAL TECHNOLOGIES OF LABOR ORGANIZATION IN THE SOCIAL SOLIDARITY ECONOMY

Annotation. The article reflects the general legal and labor law aspects of the formation and development of a social solidarity economy based on the generalization of the norms and materials of the International Labor Organization, which were discussed at the 110th session of the International Labor Conference in 2022. Modern international approaches to the definition and essential characteristics of the social solidarity economy, which have legal significance for the organization of labor, are shown, its values, principles and subjects, their organizational and legal forms and participation in social dialogue to promote employment and decent work are indicated. In these international approaches, there is a tendency to expand the subject and scope of labor law, to differentiate the legal regulation of labor depending on the specifics of employers, the goals of their activities and the legal ties formed between them, employees and society as a whole.

Key words: social solidary economy; typical and atypical employment, decent work, labor organization; social dialogue, legal technologies.

Конституция Российской Федерации ориентирует на обеспечение в стране экономической, политической и социальной солидарности (ст.75.1). Введенное в 2020 г. данное положение в текст Основного закона государства отразило общемировую тенденцию существенного возрастания политико-правового значения и авторитета социальной солидарной эконо-

мики (сокращенно - ССЭ). С начала ХХ! века её развернутое формирование стало всё более широко использоваться для устойчивого экономического развития и возможностей трудоустройства в различных странах мира.

За два десятилетия с начала века в десятках странах принимается законодательство, разрабатывается национальная политика, создаются госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

дарственные органы по вопросам ССЭ; принимается соответствующие правовые нормы на субнациональном уровне. При этом обогащаются и модернизируются не только источники и содержание национального и международного права, но и правовые технологии и средства юридической техники, используемые для правовой регламентации ССЭ, в том числе, для организации труда и управления трудом в данной сфере.

Наглядным проявлением данного процесса стало то, что в 2022 г. на 110-й сессии Международной конференции труда впервые в формате общего обсуждения всесторонне рассматривался вопрос, касающийся достойного труда в социальной и солидарной экономике [2]. В основополагающих актах МОТ уже была признана ценность ССЭ в обеспечении условий для продуктивной занятости и повышения уровня жизни, создания рабочих мест с возможностями достойного труда, в обеспечении широкомасштабного выхода из кризиса и продвижения к социальной справедли-вости1. Новизна комплексного политико-правового подхода МОТ к ССЭ в 2022 году, в котором был использован и опыт Российской Федерации, обогащает теорию и практику правового развития выводами и предложениями, направленными на совершенствование правового регулирования труда и социальной защиты.

Применительно к анализу труда, экономики и социального развития внимание отечественных ученых-правоведов обращается на широкий круг вопросов, в том числе, социальных аспектов предпринимательской деятельности [1], социальной ответственности бизнеса и работников [4]. Под влиянием международных правовых исследований стали отражаться общеправовые и тру-доправовые аспекты формирования и развития социальной солидарной экономики [3; 5; 6].

Международные исследования позволили разработать в качестве основных ориентиров для организации труда новые руководящие положения, содержащие, во-первых, универсальное определение термина «социальная и солидарная экономика», включая связанные с ним принципы и ценности; во-вторых, оценку вклада ССЭ в обеспечение достойного труда, в содействие социальной поддержке, оказываемой людям на протяжении переходных периодов, с которыми они сталкиваются на протяжении трудовой жизни; в-третьих, рекомендации государствам, желаю-

1 См.: Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (2008 г.); Декларация столетия МОТ о будущем сферы труда (2019 г.); МБТ, Глобальный призыв к действиям в целях ориентированного на человека восстановления после кризиса COVID-19, которое носит инклюзивный, стабильный и устойчивый характер, 2021 г., п. 3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

щим создать благоприятные условия для национальной ССЭ; в-четвертых, рекомендации для Международного бюро труда по его участию в развитии ССЭ, в том числе посредством сотрудничества, установления и поддержания широкого круга партнёрских отношений с институтами, организациями и учреждениями, представляющими ССЭ или участвующими в деятельности по развитию ССЭ.

Социальная и солидарная экономика — это общий термин, который получил широкое распространение в системе ООН, хотя наряду с ним в международных и национальных правовых актах используются термины, ассоциируемые с ССЭ: «социальная экономика», «третий сектор», «социальное предприятие», «некоммерческий сектор», «солидарная экономика», «альтернативная экономика», «народная экономика». Однако именно термин «социальная и солидарная экономика» признан в настоящее время достаточно широким, учитывающим многообразие традиций и обстоятельств различных стран и регионов.

Общее обсуждение данного вопроса обращено на такие технико-правовые аспекты, как определение, измерение, размер, воздействие, ограничения и потенциал ССЭ для дальнейшего совершенствования международно-правового регулирования труда при продвижении к социальной справедливости, реализации Программы достойного труда и правового подхода, ориентированного на человека. В правовой регламентации этих процессов должно содержаться указание на субъекты, виды и содержание данной деятельности, её принципы и ценности.

С учетом такого подхода определяется, что социальная и солидарная экономика (ССЭ) охватывает институциональные единицы социальной или общественной направленности, занимающиеся экономической деятельностью на основе добровольного сотрудничества, демократического и представительного управления, автономии и независимости, правила которых запрещают или ограничивают распределение прибыли. Субъекты ССЭ предстают в таких организационно-правовых формах, как кооперативы, ассоциации, взаимные общества, фонды, социальные предприятия, группы взаимопомощи и другие организационно-правовые образования, действующие в соответствии с ценностями и принципами ССЭ в формальной и неформальной экономике [2,15]. Они являются одним из средств содействия переходу к формальной экономике и одной из мер укрепления потенциала противодействия кризисам.

ССЭ выходит за рамки традиционных дихотомий, поскольку включает рыночных и нерыночных производителей, которые являются субъек-

тами, действующими в формальной и неформальной экономике, и которые отличаются как от государственного, так и от частного сектора, занятого, как правило, максимизацией прибыли.

Набор ценностей, отличающих ССЭ от других разновидностей экономики, отражается в национальном и субнациональном законодательстве в следующих категориях: 1) забота о людях и планете, направленная на целостное развитие человека, удовлетворение потребностей общества, культурное разнообразие, экологическую культуру и устойчивость; 2) эгалитаризм, в котором проявляются справедливость, социальная справедливость, равенство, равноправие, добросовестность и отсутствие дискриминации; 3) взаимозависимость, в которую включаются солидарность, взаимопомощь, сотрудничество, социальная сплочённость и социальная интеграция; 4) целостность, понимание которой определяют транспарентность, честность, доверие, подотчётность и общая ответственность; 5) самоуправление, состав которого образуют самоконтроль, свобода, демократия, участие и субсидиарность.

Практическое применение ценностей ССЭ обеспечивается следующими принципами, отражаемыми в законодательстве ряда стран и предложенными МОТ в качестве основных для данной сферы.

Во-первых, это социальная и общественная направленность. Целью субъектов ССЭ является удовлетворение потребностей своих членов, сообщества или общества, в котором они работают или живут, а не максимизация прибыли. Цель может быть социальной, культурной, экономической или экологической, или представлять собой совокупность этих целей. Субъекты ССЭ, проявляя внутреннюю солидарность и солидарность с обществом, стремятся согласовать интересы своих членов, потребителей или бенефициаров с общими интересами. Этот принцип законодательно закрепляется как «приоритет людей и социальной цели над прибылью».

Во-вторых, это запрет или ограничение на распределение прибыли. Субъекты ССЭ, которые добиваются положительного результата (прибыль или излишки), должны использовать его в соответствии с установленным социальным предназначением. Для этого устанавливаются сдерживающие факторы, влияющие на способность получать и распределять прибыль. Распределение излишков происходит на основе учета деятельности своих членов (их работа, услуги, использование, покровительство), а не на основе вложенного капитала. В случае продажи, преобразования или ликвидации многие субъекты ССЭ юридически обязаны передать любые остаточные доходы или активы

аналогичному субъекту с ограниченными правами. В кооперативах излишки образуются в результате операций с членами, в то время как прибыль образуется в результате операций с нечленами, если таковые имеются. Данный принцип отражается в законодательстве как «приоритет людей и труда над капиталом».

В-третьих, это демократическое и представительное управление. Правила, применимые к субъектам ССЭ, предусматривают демократическое, представительное и транспарентное управление, позволяющее членам осуществлять контроль путём активного участия в разработке политики и принятии решений, а также путём привлечения избранных представителей к ответственности. В первичных субъектах ССЭ члены имеют равные права голоса (один участник — один голос). Горизонтальные и вертикальные структуры ССЭ также организованы на основе демократических принципов.

В-четвертых, это добровольное сотрудничество. Участие в ССЭ не является принудительным или обязательным, а должно предполагать наличие выбора. Участники и потребители присоединяются к субъектам ССЭ и остаются в них на добровольной и свободной основе, без наказания или угрозы наказания за неучастие. Субъекты ССЭ могут вступать в добровольное сотрудничество и взаимную поддержку с другими субъектами ССЭ, создавая вертикальные и горизонтальные структуры.

В-пятых, автономия и независимость. Субъекты ССЭ являются самоуправляемыми. Они должны обладать автономией и независимостью от государственных органов и других организаций, не входящих в состав ССЭ. Они не должны подвергаться необоснованному вмешательству или контролю. Предполагается, что, если они заключают соглашения с другими субъектами ССЭ, субъектами государственного и частного сектора или привлекают капитал из внешних источников, они должны делать это на условиях, соответствующих ценностям и принципам ССЭ.

Международные трудовые нормы, принятые в последние два десятилетия, указывают, что в сбалансированном обществе должны существовать наряду с сильными государственным и частным секторами, также сильные кооперативы, общества взаимопомощи и другие общественные и неправительственные организации1. Развитие ССЭ связывается с развитием жизнеспособных предприятий, внедрением новых способов ведения бизнеса, формированием основы для модели предприятия, содействующей инклюзивности,

1 См.: Рекомендация МОТ № 193 от 20 июня 2002 г. «О содействии развитию кооперативов»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

устойчивости и противодействию кризисам. Такие предприятия рассматриваются как институциональные единицы, являющиеся производителем товаров и услуг, которые могут быть в форме корпорации, квазикорпорации, некоммерческой организации или некорпорированного предприятия. В рамках таких предприятий уважение человеческого достоинства, экологическая устойчивость и достойный труд должны считаться более приоритетными, чем законное стремление к получению прибыли.

Несмотря на то, что законодательство различных стран выделяет в рамках ССЭ разнообразные организационно-правовые формы, МОТ удалось представить их в обобщенном виде. Именно в международном трудовом праве определено, что кооператив — это самостоятельная ассоциация людей, «которые объединились на добровольной основе для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений посредством совместного владения предприятием, контролируемым на основе демократических принципов»1.

При указании на другие правовые формы организации труда, отмечено, что в отличии от кооператива взаимное общество организуется отдельными лицами, которые пытаются улучшить своё экономическое положение с помощью коллективной деятельности и механизмов разделения рисков, как личных, так и имущественных, посредством периодических взносов в общий фонд. Ассоциация основана на членстве и осуществляет, в основном, нерыночные услуги для домашних хозяйств, членов общины или поселения, для жителей конкретной местности или общества в целом, защищая их интересы, используя ресурсы, которые формируются за счёт добровольных взносов. Фонд имеет в своём распоряжении активы или пожертвования и использует доход, создаваемый активами, для выдачи грантов другим организациям или осуществления собственных проектов и программ. В группе взаимопомощи отдельные лица объединяются для организации взаимной технической или финансовой поддержки, которая была бы невозможна на индивидуальном уровне, и, не участвуя в коммерческой деятельности, действуют в рамках неформальной экономики, Социальное предприятие определяется как субъект, использующий рыночные средства в первую очередь для достижения социальных целей, например, по трудоустройству и обучению лиц, находящихся в уязвимом положении (в частности, инвалидов и лиц, остающихся безработными в течение длительного времени),

1 См.: Рекомендация МОТ № 193 от 20 июня 2002 г «О содействии развитию кооперативов», п.2

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

производству продукции, представляющей особую социальную ценность, или оказанию услуг лицам, находящимся в уязвимом положении, другими способами.

Современное законодательство различных стран предусматривает специальные организационно-правовые формы, являющиеся частью ССЭ. К таким формам, в частности, относятся интеграционные предприятия, специальные центры занятости, платформенные кооперативы, общинные ассоциации, организации производителей и крестьян, группы по экономическим интересам, субъекты экономики с массовым участием, ассоциации микрофинансирования, культурные, рекреационные ассоциации и ассоциации местного развития с альтруистическими целями, а также субсектора общин и самоуправления. Частью ССЭ может быть любая другая организационно-правовая форма, если в ней соблюдаются ценности и принципы ССЭ.

Субъекты ССЭ используют различные стратегии расширения своих масштабов: 1) горизонтальный рост, включающий создание сетей, франшиз или дочерних компаний; 2) вертикальный рост, предполагающий создание вторичных и третичных структур для предоставления услуг, от образования и финансирования до информационно-разъяснительной деятельности; 3) сквозной рост, подразумевающий внедрение ценностей и принципов ССЭ в местную экономику.

В трудовых отношениях субъекты ССЭ, как и остальные работодатели, должны соблюдать национальное трудовое законодательство и международные трудовые нормы, способствовать поощрению, продвижению и применению правовых норм в сфере труда. Трудовые отношения в кооперативах работников должны рассматриваться как «совместная работа» и в рамках таких отношений должны применяться конкретные меры по защите работников, включая распространение системы социального обеспечения на работников-участников кооператива и иной организационно-правовой формы.

В сфере социального диалога субъекты ССЭ учреждают свои собственные организации работодателей, создают вертикальные и горизонтальные структуры, которые, в том числе, представлены на платформах международного частного сектора, наряду с другими организациями работодателей. Субъекты ССЭ, особенно более крупные из них и их федерации, участвуя в социальном диалоге как работодатели, осуществляют разработку коллективных соглашений совместно с профсоюзами. Вертикальные структуры ССЭ входят в органы социального партнерства либо в составе объединений работодателей, либо наряду

с представителями от правительства, организациями работодателей и работников, основываясь на механизме «три плюс один», в качестве «других участников».

Профсоюзы участвуют в ССЭ посредством представительства и защиты прав и интересов работников. Они содействуют сохранению рабочих мест в интересах своих членов, способствуют предоставлению товаров и услуг своим членам, устанавливают контакты с работниками и производителями, которые могут не являться членами субъектов ССЭ, участвуют в учреждении субъектов ССЭ. В отдельных случаях объединяется деятельность профсоюзов и ССЭ в рамках одной и той же зонтичной организации. Некоторые организации, которые начинали как субъекты ССЭ, впоследствии преобразуются в профсоюзы.

Реальный опыт субъектов ССЭ свидетельствует об их роли в предотвращении и преодолении кризисов, вызванных конфликтами, стихийными бедствиями, особенно в условиях перекрещивающихся кризисов, вызванных изменением климата и глобальным потеплением, стихийными бедствиями, финансово-экономическими спадами, крайней нищетой, вынужденным перемещением и пандемией, как, например, СОУЮ-19. Они могут обеспечивать создание прямой и косвенной занятости, в том числе, для работников, испытывающих трудности с трудоустройством, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, инвалидов и лиц, сталкивающихся с риском социальной изоляции [7]. Они могут способствовать повышению производительности и конкурентоспособности за счёт экономии от масштаба.

Субъекты ССЭ обеспечивают более справедливый цифровой переход, объединяя коммерческие предприятия и потребителей с работниками, опираясь на совместное владение платформами и создание собственных онлайн-приложе-ний в целях устранения необходимости в посреднических услугах коммерческих компаний. В национальных системах социальной защиты облегчается доступ к социальной защите для субъектов ССЭ, в том числе, для самозанятых работников, включая тех, кто использует цифровые платформы труда.

Однако при всём позитивном значении своих ценностей, принципов и организационно-правовых форм субъекты ССЭ также подвержены воздействию кризисов, и поэтому должны принимать меры по их предотвращению и ослаблению их воздействия. Этому может способствовать обогащение законодательства и правовых актов социального партнерства инновационными нормами, учитывающими опыт и потребности современного развития организации труда и управления трудом.

Новые правовые подходы и предложения МОТ к анализу и регулированию развития социальной солидарной экономики свидетельствуют о расширении проблематики трудового права, его предмета и сферы действия, указывают на необходимость дифференциации правовой регламентации не только трудовых отношений, но и таких непосредственно связанных с ними общественных отношений как отношения по организации труда и управлению трудом и отношений по социальному партнерству в зависимости от специфики работодателей, ценностных целей их деятельности и правовых связей, образующихся между ними, работниками и обществом.

Список литературы:

[1] Барков А.В. Социальная направленность предпринимательской деятельности как правовой принцип // Предпринимательское право, 2016, № 3. С. 21-24

[2] Достойный труд и социальная и солидарная экономика. / Международная конференция труда, 110-я сессия, 2022 г. Шестой пункт повестки дня. Доклад VI. Женева, Международное бюро труда, 2022.

[3] Крылов К.Д. К новой правовой парадигме социальной солидарности в обществе // Тенденции развития правового механизма реализации социально экономических прав человека» (К 60-летию принятия Европейской социальной хартии (ЕСХ), пересмотренной в 1996 году): сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. Т. А. Сошникова. — Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2021. — 306 с. - С.13-20

[4] Куренной А.М. К вопросу о социальной ответственности работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. № 4. С. 7-11

[5] Пряжникова О.Н. Особенности современного этапа формирования законодательства в сфере регулирования социальной и солидарной экономики // Роль юридических наук и институтов в укреплении доверия между властью и обществом: российский и зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции. - Владимир, Владимирский филиал РАН-ХиГС. 2021. С. 218-225.

[6] Социальная справедливость: к устойчивой экономике и обществу для всех / сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. Т. А. Сошникова. — Москва: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2022. — 387 с.

[7] Тучкова Э.Г. Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. № 2. С. 38-41

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Spisok literatury:

[1] Barkov A.V. Social'naya napravlennost' predprinimatel'skoj deyatel'nosti kak pravovoj princip // Predprinimatel'skoe pravo, 2016, № 3. S. 21-24

[2] Dostojnyj trud i social'naya i solidarnaya ekonomika. / Mezhdunarodnaya konferenciya truda, 110-ya sessiya, 2022 g. SHestoj punkt povestki dnya. Doklad VI. ZHeneva, Mezhdunarodnoe byuro truda, 2022.

[3] Krylov K.D. K novoj pravovoj paradigme social'noj solidarnosti v obshchestve // Tendencii raz-vitiya pravovogo mekhanizma realizacii social'no ekonomicheskih prav cheloveka» (K 60-letiyu prinya-tiya Evropejskoj social'noj hartii (ESKH), peresmo-trennoj v 1996 godu): sbornik materialov Mezhdunar-odnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. T. A. Soshnikova. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2021. — 306 s. -S.13-20

[4] Kurennoj A.M. K voprosu o social'noj otvet-stvennosti rabotnikov // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2021. № 4. S. 7-11

[5] Pryazhnikova O.N. Osobennosti sovremen-nogo etapa formirovaniya zakonodatel'stva v sfere regulirovaniya social'noj i solidarnoj ekonomiki // Rol' yuridicheskih nauk i institutov v ukreplenii doveriya mezhdu vlast'yu i obshchestvom: rossijskij i zarubezh-nyj opyt: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. - Vladimir, Vladimirskij filial RANHiGS. 2021. S. 218-225.

[6] Social'naya spravedlivost': k ustojchivoj ekonomike i obshchestvu dlya vsekh / sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. T. A. Soshnikova. — Moskva: Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2022. — 387 s.

[7] Tuchkova E.G. Konstitucionnoe pravo grazhdan na zashchitu ot bezraboticy i yuridicheskie garantii ego realizacii // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2021. № 2. S. 38-41

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.