УДК 340.5, 342
БОТ: 10.31249/^ргауо/2022.01.11
УМНОВА-КОНЮХОВА И.А., АЛЕШКОВА И.А., ЛЕЗЬЕР В.А.1 ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ И ДОПУСТИМЫЕ ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД : СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И ФРАНЦИИ. (Статья).
Аннотация. Пандемия и вынужденные экстраординарные меры, принимаемые государствами, новые вызовы и угрозы современности обусловливают потребность не только оценить правомерность вводимых ограничений прав и свобод, но и обратить внимание на новые правовые контуры ограничения прав человека. Формируемые особые правовые режимы рассматриваются многими учеными, прежде всего, как попытка осуществить превентивные и оперативные меры защиты от неожиданной и ставшей глобальной угрозы - пандемии СОУГО-19. Однако принимаемые меры привели не только к формированию специальных правовых режимов, но и к существенному ограничению прав и свобод человека, создали угрозу сбалансированности традиционных конституционных ценностей. Несомненно, права и свободы как элементы правового государства были скорректированы с точки зрения их возможной реализации, ограничения коснулись практически всех
1 Умнова-Конюхова Ирина Анатольевна, ведущий научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, д-р юрид. наук, профессор; Алешкова Ирина Александровна, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, канд. юрид. наук.
© Лезьер В.А., 2022
Лезьер Виктория Александровна, профессор кафедры ГНТ Тюменского индустриального ун-та, президент Центра культуры и познания, г. Бринёль, Франция.
сфер. В данной статье внимание акцентируется на правовых порядках в условиях пандемии COVID 19 в России и Франции.
Ключевые слова: правовой режим; пределы ограничения прав человек; пандемия, социальная изоляция.
UMNOVA-KONYUKHOVA I.A., ALESHKOVA I.A., LEZIER V.A. Legal regimes and permissible limits of restriction of rights and freedoms: А comparative analysis of the legislation of Russia and France. (Article).
Abstract. The pandemic and the forced extraordinary measures taken by States, new challenges and threats of our time make it necessary not only to assess the legality of the imposed restrictions on rights and freedoms, but also to pay attention to the new legal contours of the restriction of human rights. The special legal regimes being formed are considered by many scientists, first of all, as an attempt to implement preventive and operational measures of protection against an unexpected and global threat - the COVID 19 pandemic. However, the measures taken led not only to the formation of special legal regimes, but also to a significant restriction of human rights and freedoms, created a threat to the balance of traditional constitutional values. There is no doubt that rights and freedoms as an element of the rule of law have been adjusted in terms of their possible implementation, restrictions have affected almost all spheres. This article focuses on the legal order in the context of the COVID 19 pandemic in Russia and France.
Keywords: legal regime; limits of restriction of human rights; pandemic; social isolation.
Для цитирования: Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А., Лезьер В.А. Правовые режимы и допустимые пределы ограничения прав и свобод : сравнительный анализ законодательства России и Франции. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 1. -С. 135-152. D01:10.31249/rgpravo/2022.01.11
До 2020 г. законодательство РФ предусматривало такие специальные правовые режимы, как режим контртеррористиче-
ской операции1; режим чрезвычайной ситуации2, режим карантина, устанавливаемый как ограничительное мероприятие при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболева-ний3. С марта 2020 г. в связи с возникшей пандемией СОУГО-19 появились новые особые виды режимов: режим повышенной го-товности4 и социальной изоляции, также вводился цифровой контроль соблюдения карантина заболевшими СОУГО-195.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417. Социальная изоляция (локдаун) как контрмера, направленная на противодействие распространению заболеваний, представляющих опасность для окружающих, была введена в Российской Федерации указами Президента РФ и ведомственными нормативными правовыми актами. Полный, но временный по сути, локдаун сочетался с использованием цифровых технологий в целях противодействия распространению СОУГО-196.
1 См.: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
2 См.: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г. № 429-ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3 См.: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020 г. № 194-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
4 См.: Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
5 См.: Доклад Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Уроки пандемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина». - URL: http://president-sovet.ru/documents/ read/687/ (дата обращения: 12.09.2021).
6 См.: Талапина Э.В. Алгоритмы и искусственный интеллект сквозь призму прав человека // Журнал российского права. - 2020. - № 10. - С. 25-39; Ram N., Gray D. Mass surveillance in the age of COVID-19 // Journal of law and the biosciences. - 2020. - Vol. 7, N 1. - P. 1-17; Bradford L., Aboy M., Liddell K. COVID-19 contact tracing apps : a stress test for privacy, the GDPR, and data protection regimes // Journal of law and the biosciences. - 2020. - Vol. 7, N 1. - P. 1-21[ и др.]
В информации Роспотребнадзора от 19.03.2020 г. «Об основных принципах карантина в домашних условиях»1 разъяснен порядок соблюдения режима изоляции на дому в условиях распространения коронавируса. В ряде регионов России локдаун был определен как режим повышенной готовности2.
В Российской Федерации при определении режима ограничений прав и свобод в условиях COVID-19 наибольшее распространение на практике получили термины «карантин» и «карантинные мероприятия». В течение 2020 г. они стали устойчивыми понятиями при оценке действий заболевших лиц и других лиц, правовой статус которых был ограничен в условиях пандемии, а также деятельности публичных органов власти Так, Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ввел административные штрафы именно за нарушение санитарных правил в период карантина.
Карантин как наиболее понятный для реализации режим ограничений в условиях массового распространения заболеваний на международном правовом уровне был определен ВОЗ. 30 января 2020 г. в своем официальном заявлении Генеральный директор ВОЗ подчеркнул, что вспышка болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение3. Он обратил внимание на то, что меры общественного здравоохранения для достижения этих целей могут включать карантин, ограничиваю-
1 См.: Основные принципы карантина в домашних условиях // Официальный сайт Роспотребнадзора. - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/ news/news_details.php?ELEMENT_ID= 14048 (дата обращения: 12.09.2021)
2 См.: Указы Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». - URL: http://www.mos.ru (дата обращения: 05.09.2021); от 08.06.2020 г. № 68-УМ (ред. от 15.10.2020) «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» // Там же.
3 Statement on the second meeting of the International Health Regulations (2005) Emergency Committee regarding the outbreak of novel Coronavirus (2019-nCoV) // World Health Organization. Newsroom [website]. - Geneva, 2020. - URL: https://www.who.int/news/item/30-01-2020-statement-on-the-second-meeting-of-the-in temational-health-regulations-(2005)-emergency-committee-regarding-the-outbreak-of-novel-coronavirus-(2019-ncov) (дата обращения: 05.10.2021).
щий передвижение или изоляцию людей, которые могут быть подвержены воздействию вируса, от остальной части населения с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заболевания. Правительства многих стран имеют законные полномочия установить карантин. При этом карантин должен осуществляться как часть всеобъемлющего пакета мер реагирования и сдерживания и в соответствии со ст. 3 Международных медико-санитарных правил полностью уважать достоинство, права человека и основные свободы людей1.
Во Франции был принят Закон № 2020-290 от 23.03.2020 г. об экстренном реагировании на эпидемию СОУГО-19, он допускает возможность введения чрезвычайного положения в области здравоохранения и чрезвычайных мер, предусматривающих ограничения и запреты для граждан, а в случае их несоблюдения -существенные экономические санкции2. Данный Закон предоставил широкие полномочия органам публичной власти, в том числе министру здравоохранения Французской Республики и другим уполномоченным в борьбе с пандемией министрам, по принятию мер, направленных на противодействие угрозам, вызванным пандемией СОУГО-19.
Правительство Франции во главе с премьер-министром Франции Жаном Кастексом, принимая во внимание важность урегулирования ситуации, складывающейся в связи распространением СОУГО-19, разработало ряд организационных и оперативных рекомендаций, касающихся не только системы здравоохранения, но и предусматривающих определенные ограничения, необходимые для борьбы с эпидемией, - введение комендантского часа, обязательный тест на СОУГО для всех путешественников, закрытие культурных мест и др.
В октябре 2020 г. Президент Французской Республики, учитывая опасность эпидемии СОУГО-19 для здоровья населения,
1 См.: Международные медико-санитарные правила. (приняты Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1969 г.) - URL: https://www.who.int/ihr/IHR_2005_ ru.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
2 LOI n 2020-290 du 23 mars 2020 d'urgence pour faire face à l'épidémie de COVID-19 // Journal officiel électronique authentifié n 0072 du 24/03/2020. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/jo/2020/03/24/0072 (дата обращения: 11.10.2020).
Указом № 2020-1257 от 14.10.2020 г. возобновил режим чрезвычайного положения1.
В мае 2021 г. был принят Закон № 2021-689 от 31.05.2021 г., касающийся управления выходом из кризиса в области здравоохранения2. Этот Закон наделил премьер-министра Франции полномочием принимать постановления в интересах общественного здоровья и с единственной целью контролировать распространение коронавирусной инфекции (COVID-19). В августе 2021 с учетом постановления Конституционного совета Франции № 2021-824 DC был принят Закон № 2021-1040 от 05.08.2021 г. о регулировании кризиса в области здравоохранения3, изменяющий и дополняющий вышеуказанный Закон № 021-689 от 31.05.2021 г.
Как видим, и в России, и во Франции определены основные меры правомерного ограничения прав и свобод. Однако введение новых правовых запретов и иных мер в области общественного здравоохранения вызвало правовые и этические противоречия4. В правовой науке обсуждаются вопросы о том, насколько прини-
1 Décret no 2020-1257 du 14 octobre 2020 déclarant l'état d'urgence sanitaire. -URL: https://www.legifrance.gouv.fr/download/pdf?id=J73mcZW2Cgy6sN6aIInr9_ 00OY2r1ad3LaVVmnStGvQ= (дата обращения: 11.10.2020.).
2 См.: LOI no 2021-689 du 31 mai 2021 relative à la gestion de la sortie de crise sanitaire. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/eli/loi/2021/5/31/2021-689/jo/ texte (дата обращения: 11.10.2020).
3 LOI n 2021-1040 du 5 août 2021 relative à la gestion de la crise sanitaire) // Journal officiel de la République Française. - 2021. - № 0181. - URL: https://www. legifrance.gouv.fr/eli/loi/2021/8/5/2021 -1040/jo/texte (дата обращения: 11. 10.2020).
4 См.: Wiley L. Public health law and science in the community mitigation strategy for Covid-19 // Journal of law and the biosciences. - 2020. - Vol. 7, N 1. -P. 1-19. - URL: https://www.researchgate.net/publication/343345968_Public_health_ law_and_science_in_the_community_mitigation_strategy_for_Covid-19 (дата обращения: 11.10.2021); Fidler D.P. To fight a New Coronavirus: The COVID-19 pandemic, political herd immunity, and global health jurisprudence // Chinese journal of international law. - 2020. - Vol. 19, Issue 2. - P. 207-213. - URL: https://www. researchgate.net/publication/345660686_To_Fight_a_New_Coronavirus_The_COVID-19_Pandemic_Political_Herd_Immunity_and_Global_Health_Jurisprudence (дата обращения: 11.10.2021); Bellazzi F., Boyneburgk K. COVID-19 calls for virtue ethics // Journal of law and the biosciences. - 2020. - Vol. 7, N 1. - P. 1-8. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32908673/ (дата обращения: 11.10.2021).
маемые меры согласуются с общепризнанными правами и свободами и являются значимыми для сохранения здоровья окружающих; как эти ограничения реализуются и какое влияние новые технологии оказывают на права человека.
В юридической литературе подчеркивается, что содержательным признаком правовых ограничений является то, что они «уменьшают объем возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.»1; «оптимальное "ограничение" обусловлено потребностью, когда возникают случаи, требующие, чтобы то или иное право или свобода в основном сохранялось, как именно ограничения действуют на определенной территории, в определенный, точно обозначенный отрезок времени или применительно к какому-либо кругу субъектов»2. Соответственно, многие ученые стали подчеркивать значимость принципа пропорциональности (соразмерности) ограничительных мер и принципа предосторожности3.
Исследователи Франции, изучая в период СОУГО-19 вопрос ограничения прав человека, обращают внимание на важность сохранения автономии человека, несмотря на то что государство может - или даже должно в некоторых случаях - ограничивать свободы для защиты прав человека и безопасности государства4. Такого рода ограничения связаны с необходимостью уважения этих прав и свобод, соблюдения общепризнанных принципов прав и свобод, в числе которых принципы: всеобщего уважения основ-
1 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М. : Юристъ, 2005. -
С. 91.
2 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. -М., 1989. - С. 23-32 [и др.]
3 См.: Chang Y., Dai X. The Limited Usefulness of the Proportionality Principle // International journal of constitutional law. - 2021. - Jule. - P. 1-50. - URL: https://www.researchgate.net/publication/353478214_The_limited_usefulness_of_the_ proportionality_principle (дата обращения: 12.10.2021); Sourgens F.G. The Precaution Presumption // European journal of international law. - 2020. - Vol. 31, N 4. -P. 1277-1306 [и др.]
4 См.: Le Bris C. Du juste équilibre: les limitations aux droits de l'homme en période de crise sanitaire (Première partie) // La Revue des droits de l'homme. - 2020. -P. 1-20. - URL: https://journals.openedition.org/revdh/10551 (дата обращения: 12.10.2021).
ных прав человека; их неотчуждаемости и непосредственного действия; неделимости прав и свобод человека и недопустимости их отмены; стабильности гарантий прав и свобод человека; равноправия и недискриминации, юридического равенства прав и свобод человека; допустимости соразмерного ограничения прав и свобод человека и ряда других общепризнанных принципов прав и свобод человека.
Следует подчеркнуть, что практически во всех странах мира актуализировался вопрос, связанный с ограничением прав человека в условиях стремительного распространения коронавирусной инфекции1, и, как следствие, сформировался эффективный и сбалансированный институт допустимых ограничений прав и свобод. Так, например, в ст. 1 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., являющейся частью Конституции Французской Республики 1958 г., определено, что «социальные различия могут быть основаны только на соображениях общей пользы», а в ст. 5 этой же Конституции указано, что «Закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу»2.
Если говорить о Конституции РФ, то в ч. 3 ст. 55 она предусматривает: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Новые вызовы и угрозы обусловили внесение изменений в практику реализации ряда принципов конституционного права и правопорядка в целом3. Условно их можно распределить в груп-
1 См.: Pugh J. The United Kingdom's Coronavirus Act, deprivations of liberty, and the right to liberty and security of the person // Journal of law and the biosciences. -2020. - Vol. 7, N 1. - P. 1-14. - URL: https://www.researchgate.net/publication/ 341160338_The_United_Kingdom's_Coronavims_Act_Deprivations_of_Liberty_and_ The_Right_to_Liberty_and_Security_of_the_Person (дата обращения: 12.10.2021).
2 Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединённые Штаты Америки, Япония, Бразилия : учеб. пособие / [сост., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков]. - М. : Волтерс Клувер, 2010. -654 с.
3 См.: The impact of the COVID-19 pandemic on medical assistance in dying in Canada and the relationship of public health laws to private understandings of the legal
пы, как то: замена приоритетов в системе принципов и прав человека и «нейтрализация» некоторых принципов и прав человека.
Замена приоритетов в системе принципов. В современный период на первый план начал выходить принцип приоритетной защиты правовых интересов большинства, тогда как длительный период времени на первое место выдвигался принцип приоритетной защиты правовых интересов меньшинства. Принцип коллективности становится доминирующим над принципом индивидуальности. Пример другой трансформации - принцип толерантности входит в конфликт с принципом нетерпимости к чуждым для некоторых культур новшествам, что особенно стало заметным на фоне развития новейших технологий биомедицины и цифровизации.
«Нейтрализация» некоторых принципов. Она коснулась прежде всего принципа запрета дискриминации. Так, в период противодействия пандемии СОУГО-19 в некоторых странах в целях сохранения жизни наиболее уязвимых к болезни слоев населения (например, пожилых людей, детей) этот принцип, можно сказать, «засыпает»1.
Важно при этом подчеркнуть, что ВОЗ заявила, что меры, направленные на замедление пандемии, не должны приниматься в ущерб правам человека, что правительствам следует избегать введения радикальных и слишком широких ограничений на свободу передвижения и свободу личности и переходить к обязательным ограничениям только в тех случаях, когда это научно обосновано и необходимо и когда могут быть гарантированы механизмы поддержки соответствующих лиц. Одри Лебре справедливо отмечает, что государства должны гарантировать, что общие меры, которые
order / Tremblay-Huet S., McMorrow T., Wiebe E., Kelly M., Hennawy M., Sum B. // Journal of law and the biosciences. - 2020. - Vol. 7, N 1. - P. 1-17. - URL: https://www.researchgate.net/publication/347701167_The_Impact_of_the_COVID-19_ Pandemic_on_Medical_Assistance_in_Dying_in_Canada_and_the_Relationship_of_ Public_Health_Laws_to_Private_Understandings_of_the_Legal_Order1 (дата обращения: 12.10.2021).
1 См.: Giubilini A., Savulescu J., Wilkinson D. COVID-19 vaccine: vaccinate the young to protect the old? // Journal of law and the biosciences. - 2020. - Vol. 7, N 1. - P. 1-13. - URL: https://www.researchgate.net/publication/344355060_COVID-19_vaccine_Vaccinate_the_young_to_protect_the_old (дата обращения: 12.10.2021).
они принимают для преодоления кризиса, не наносят непропорционально высокого вреда уязвимым людям1.
С теми или иными модификациями подобные меры были введены едва ли не во всех странах, как правило, в рамках тех или иных специальных режимов (чрезвычайного и т.п. положения)2, допускающих отступление от конституционных гарантий прав человека. Возникла потребность перестройки «социальности»3.
К вопросу о недопустимости необоснованных ограничений прав и свобод детей в период пандемии COVID-19. Право на образование. Многие страны закрывали школы в разные периоды пандемии СОУГО-19, изменив традиционную модель обучения и образования сотен миллионов учеников. Во время непосредственного учебного процесса школы обеспечивают детям чувство стабильности и поддержку, чтобы адаптироваться к определенным ситуациям. Без доступа к школам эта основная ответственность ложится на родителей, опекунов и лиц, ухаживающих за детьми. Когда школы закрываются, государство должно не только контролировать адаптацию детей к новым условиям, но и обеспечивать поддержку новой формы обучения, давать ясную и точную информацию о необходимых мерах, в том числе касающихся охраны здоровья, через соответствующие СМИ.
В России в этой части переход на новую форму обучения был регламентирован органами публичной власти субъектов РФ, полномочными принимать меры, направленные на охрану здоровья граждан.
1 Lebret A. COVID-19 pandemic and derogation to human rights // Journal of Law and the Biosciences. - 2020. - Vol. 7, N 1. - P. 1-15. - URL: https://www. researchgate.net/publication/343345969_COVID-19_pandemic_and_derogation_to_hu man_rights (дата обращения: 15.10.2021).
2 См.: Варламова Н.В. Локдаун как способ реагирования на пандемию COVID-19 : анализ в контексте Европейской конвенции о защите прав человека // Вестник Санкт-Петерб. ун-та МВД России. - 2020. - № 3 (87). - С. 15-25.
3 Термин «социальность» как конституционную категорию рассматривает С.А. Авакьян, обращая внимание на то, что она характеризуется как многообразное явление, которое вполне можно характеризовать как основу общества, государства и государственной политики, взаимоотношений людей, включая их экономические, политические и духовные контакты значимость. (См.: Авакьян С.А. Социальность как общественная и конституционно-правовая категория // Вестник Моск. гос. областного ун-та. Сер. Юриспруденция. - 2021. - № 3. - C. 7-14).
Во Франции в целях противодействия коронавирусу также временно закрывались учебные заведения.
Как в России, так и во Франции в 2020 г. высшие учебные заведения были переведены в основном на дистанционную форму обучения. В 2021 г. альтернативной стала смешанная (очно-дистанционная) форма обучения.
Стремительное распространение коронавирусной инфекции, с одной стороны, существенно изменило ставшую практически уникальной модель образования. С другой стороны, позволила правомерно вводить дистанционное обучение школьников, так как взаимопомощь и ответственность друг перед другом всех ее членов являются содержательными его элементами1.
Для того чтобы системы образования реагировали адекватно, ЮНЕСКО рекомендовала государствам «принимать различные высокотехнологичные, низкотехнологичные и безтехнологи-ческие решения для обеспечения непрерывности обучения». Во многих странах учителя используют онлайн-платформы обучения для завершения обычных часов контакта в классе для домашних заданий, занятий в классе и исследований, а многие студенты имеют доступ к технологическому оборудованию дома. Однако не все страны, общины, семьи или социальные группы имеют адекватный доступ к Интернету, и многие дети живут в местах, где правительства часто закрывают доступ к Интернету.
Очевидно, применительно к тем, у кого нет возможности через цифровые технологии реализовывать свое право на образование, можно говорить об ограничении права на образование либо о возникновении предпосылок к его ограничению, если государство не оказывает необходимую поддержку в организации дистанционного образования для каждого учащегося. То есть требуется более четкая проработка механизмов социальной защиты в условиях ограничения права на образование в связи с переводом детей на дистанционный вариант обучения.
1 Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2015 № 727-О по жалобе гражданина Республики Армения г. на нарушение его конституционных прав положениями подп. 13 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 2 ст. 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Важное значение имеет также то, что российское и французское общество ориентировано на модернизацию и развитие правовых механизмов расширения социально-экономических, политических, культурных и иных возможностей различных категорий и групп населения, среди которых приоритетные места занимают дети и молодежь. В связи с этим востребованными являются исследования моделей и механизмов реализации гарантий прав детей.
Из-за прямого воздействия СОУГО-19 на здоровье и трансформацию модели образования возникают необратимые последствия для многих детей, влияющие на их устойчивое развитие1. Дистанционная форма обучения обусловила возникновение ситуаций, когда педагоги в случае необходимости не могут своевременно прийти на помощь детям. Новая форма обучения вызвала изменения во всех институтах социализации детей и подростков.
Как показывают результаты социологических исследований, острой проблемой является обучение в домашних условиях, если наблюдается факт неблагополучной среды семейного воспитания детей. Опрошенные во Франции родители учеников в числе основных проблем отмечали технические (нехватка компьютеров для всех в доме - 42% против 33% в глобальном масштабе) или трудности с загрузкой документов из-за качества связи (59% против 47% в глобальном масштабе); отсутствие оборудования для сканирования требуемых при дистанционном обучении документов (следовательно, только 52% родителей могли чем то по этому вопросу помочь своим детям против 38% в целом). Вместе с тем, несмотря на позитивную тенденцию по оказанию требуемой помощи родителям в части организации дистанционного процесса обучения их детей со стороны образовательных учреждений (58% против 49% в целом), если бы у их ребенка была возможность вернуться в класс на небольшие занятия и чередующееся занятие, почти каждый второй родитель из учеников начальной школы отправил бы их в школу (49% говорят или, скорее всего, против 39%, которые, вероятно, не говорят или, конечно, нет, и 12%, ко-
1 См.: Note de synthèse: L'impact de la COVID-19 sur les enfants 15 AVRIL 2020. - URL: https://unsdg.un.org/sites/default/files/2020-04/160420_Covid_Children_ Policy_Brief.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
торые не знают), так же, как посещающие колледж (48% говорят, 39% не говорят и 13% не знают) и старшую школу (48% говорят, что поддерживают, 39% отрицают и 13% не говорят)1.
Таким образом, являясь одной из самых уязвимых категорий общества, дети могут не только оказаться в сложных ситуациях из-за физического здоровья в связи с возникшей пандемией COVID19, но и пострадать в части деформации их психологического состояния и возможности социальной адаптации. И, как представляется, право детей на благополучие и устойчивое развитие будет обеспечено, в том числе и посредством реализации определенных государственных мер поддержки, особенно детей из беднейших семей, а также детей, которые находятся в неблагополучных семьях.
К позитивным тенденциям следует отнести существенную финансовую поддержку со стороны государств семьям с детьми. В России в связи с пандемией коронавируса оперативно был разработан комплекс дополнительных мер социально-экономической поддержки семей с детьми2. Во Франции также были реализованы меры социально-экономической поддержки для семей с детьми и для молодежи3.
Исходя из того, что стремительное распространение коро-навирусной инфекции (COVID-19) спровоцировало целый ком-
1 См.: Barrère A. Sociologue de l'école et de l'éducation, professeure en sciences de l'éducation à l'université de Paris, membre du Centre de recherche sur les liens sociaux (Cerlis - CNRS/Université Sorbonne Nouvelle/Université de Paris) Le confinement aggrave-t-il les inégalités scolaires? // CNRS Le journal. - 2020. - N 30. -P. 13-15.
2 См.: Указы Президента РФ от 07.04.2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»; от 20.03.2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; от 23.06.2020 г. № 412 и от 17.12.2020 г. № 797 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» и др.
3 См.: Указ № 2020-1453 от 27.11.2020 г. «О выделении исключительной помощи солидарности в связи с кризисом в области здравоохранения наиболее уязвимым семьям и молодым людям в возрасте до двадцати пяти лет» (Décret n° 2020-1453 du 27 novembre 2020 portant attribution d'une aide exceptionnelle de solidarité liée à la crise sanitaire aux ménages et aux jeunes de moins de vingt-cinq ans les plus précaires). NOR: SSAA2028806 D. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/eli/ decret/2020/11/27/2020-1453/jo/texte (дата обращения: 12.10.2021).
плекс социальных проблем, важным представляется качественная и системная модернизация законодательства, где одним из приоритетных аспектов защиты должна быть не только охрана здоровья детей, как элемент права на благополучие и устойчивое развитие, но и выработка универсальных принципов устойчивого развития детей и молодежи.
К вопросу о правомерности ограничений прав и свобод пожилых людей в период пандемии COVID-19. В период пандемии СОУГО-19 является актуальным также вопрос о правах пожилых людей. Очевидно, в связи с введенными правовыми режимами, ограничивающими возможность реализации прав и свобод, важное значение имеют пределы такого рода ограничений. Рассмотрим складывающуюся ситуацию на примерах ряда наиболее уязвимых прав.
Право на свободное передвижение. В целях противодействия возникшей угрозе коронавирусной инфекции и защиты пожилых граждан в субъектах РФ были введены ограничительные меры на свободу их передвижения.
Так, в Москве в отношении граждан старше 65 лет было предписано не покидать место проживания (пребывания), в том числе жилые и садовые дома, за исключением случаев: обращения за медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы). Эта мера не коснулась граждан, переведенных на дистанционный режим работы, находящихся в отпуске, а также оформивших листок нетрудоспособности; передвижения к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, для выгула домашних животных, выноса отходов до ближайшего места их накопления, прогулки и занятия физкультурой и спортом. Такие граждане вправе оформить листок нетрудоспособности.
В Москве на определенный период было приостановлено действие бесплатного проезда для школьников, пожилых людей и граждан, страдающих хроническими заболеваниями, за исключением билетов, записанных на социальные карты, выпущенные на основании решений органов исполнительной власти города Москвы и Московской области (уполномоченных ими организаций). В Подмосковье практиковалось введение блокировки социальных
карт, дающих право на бесплатный проезд пожилых жителей и граждан, имеющих отдельные заболевания1.
Аналогичные меры были приняты в Санкт-Петербурге: рекомендовано гражданам в возрасте старше 65 лет не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев вынужденного выхода из дома (обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью), случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с постановлением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Санкт-Петербурга, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов2.
Во Франции режим передвижения пожилых людей был более лояльным. В своем телеобращении 28 октября 2020 г. Президент Франции Э. Макрон назвал варианты борьбы с эпидемией, которые рассматривались перед введением всеобщего локдауна, но были отвергнуты. Среди них - карантин только для людей, особо уязвимых к коронавирусу, в том числе для пожилых. Пред-
1 См.: Постановление Губернатора МО от 12.03.2020 г. № 108-ПГ (ред. от 21.10.2021) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» // Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 12.03.2020.
2 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 г. № 121 (ред. от 18.09.2020) «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - 2020. - 13.03. - URL: http://www. gov.spb.ru (дата обращения: 16.10.2021).
седатель научного совета по COVID-19 Жан-Франсуа Дельфреси в начале мая 2020 г. предлагал продление режима изоляции для людей, у кого заражение коронавирусом может оказаться наиболее опасным. По его словам, это 18 млн человек, в том числе люди «старше 65 или 70 лет». Однако это предложение было раскритиковано. Национальная академия медицины Франции указала на риск дискриминации и превращение пожилых людей в «граждан второго ряда». Саму идею карантина по возрасту Академия сочла упрощенчеством. Власти Франции призвали граждан к «индивидуальной ответственности».
Право на медицинское обслуживание. Реализация принципа всеобщего уважения прав и свобод в системной взаимосвязи с правом на медицинское обслуживание пожилых людей в России не позволили допускать ситуаций, связанных с отказом пожилым людям в оказании медицинской помощи с предпочтением в приоритетном оказании медицинской помощи лицам, которые относятся к категории «молодые люди».
В России в современный период разработаны методические рекомендации для врачей по осуществлению профилактики, диагностики и лечению пожилых людей, в том числе и по новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При этом стоит подчеркнуть, что в них акцентируется внимание на выделении двух категорий таких людей - «пожилые люди» и «люди старческого возраста». Главный гериатр Минздрава директор Российского ге-ронтологического научно-клинического центра РНИМУ имени Пирогова Ольга Ткачева отметила, что «самая современная медпомощь должна оказываться пожилому человеку в любом многопрофильном стационаре, отказа по возрасту быть не должно»1. Однако, к сожалению, такая практика была реальностью в ряде стран, в том числе и во Франции. Репортер Доминик Видаль, учитывая число пожилых людей, ставших жертвами COVID-19 во Франции, поднимает вопрос о том, что в государстве имеется установка «резко ограничить прием в реанимацию наиболее уязвимых лиц», что привело бы в период с 21 марта по 5 апреля 2020
1 См.: Мишина В. Пожилым не откажут в высокотехнологичной медицине. Минздрав разъяснил приказ о гериатрической помощи // Коммерсантъ. - 2020. -13 янв. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4219412 (дата обращения: 16.10.2021).
г. к снижению процентной доли пациентов старше 75 лет, помещенных в реанимацию, с 19% до 7%, а для лиц старше 80 лет - с 9% до 2%1.
Полагаем, что неспособность медицинских учреждений обеспечить надлежащее медицинское обслуживание не должно быть причиной дискриминации, которая приводит к отказу в предоставлении медицинской помощи пожилым людям. Исходя из принципов солидарности и уважения старших поколений пожилые люди должны быть обеспечены качественным и своевременным оказанием медицинской помощи, и «принцип приоритета молодых» в силу их репродуктивных функций не может быть основанием для реализации дискриминации.
С начала пандемии коронавируса 1 марта 2020 г. старики, живущие в домах престарелых и пансионатах Франции, лишенные возможности попрощаться с семьей, в результате после заражения коронавирусной инфекцией (СОУГО-19) массово умирали2.
Общество обязано проявлять солидарность и лучше защищать пожилых людей, которые особенно уязвимы перед пандемией СОУГО-193. Однако государствам предстоит пройти долгий путь к тому, чтобы благополучие и полноценная защищенность пожилых людей стала реальностью4. На этом фоне актуальными являются вопросы, связанные с нарушением прав пожилых лю-
1 Dominique V. Le jour où je me suis senti «vieux», sur Club de Mediapart (consulté le 24 oct 2021). - URL: https://blogs.mediapart.fr/dominique-vidal/blog/ 150520/le-jour-ou-je-me-suis-senti-vieux (дата обращения: 25.10.2021).
2 См.: Александрова И. Коронавирус в домах престарелых Франции : репортаж Euronews // Euronews. - 2020. - 20 апреля. - URL: https://ru.euronews.com/ 2020/04/20/france-nursing-home-report-from-anelise. - (дата обращения: 21.10.2021 г.; Le Monde: в европейских домах престарелых массово умирают пациенты. - URL: https://rossaprimavera.ru/news/88fe055e (дата обращения: 21.10.2021 г.); COVID-19: эксперт ООН призывает усилить защиту пожилых людей. - URL: https://news.un. org/fr/story/2020/03/1065252 (дата обращения: 21.10.2021).
3 COVID-19: эксперт ООН призывает усилить защиту пожилых людей. -URL: https://news.un.org/fr/story/2020/03/1065252 (дата обращения: 21.09.2021).
4 См.: Herro A. Advocating a UN Convention on the rights of older persons in the United Kingdom: The case for a radical flank // Journal of human rights practice. -2019. - Vol. 11(1). - P. 132-150; Me'gret, F. The human rights of older persons: A growing challenge // Human rights law review. - 2011. - Vol. 11(1). - P. 37-66.
151
дей, с которыми они столкнулись, и противодействие этим нарушениям на трех уровнях: дискурсивном, этическом и бытовом1.
Таким образом, рассмотренные ограничительные меры, касающиеся прав и свобод, принимаются в целях защиты таких конституционных ценностей, как жизнь, здоровье, благополучие, развитие, свобода и достоинство людей. В этих условиях при введении режимов ограничений прав и свобод важное значение имеют соблюдение и учет универсальных принципов и прав человека. В этих целях целесообразны, во-первых, унификация на международном правовом уровне и в законах государств ограничений прав и свобод в условиях общего режима, формируемого сегодня в рамках понятий «чрезвычайное положение» и «чрезвычайная ситуация», и, во-вторых, четкое разграничение в законах государств специализированных - промежуточных и адресных -режимов (карантин, социальная изоляция, повышенная готовность) с определением ясных границ вводимых ограничений для каждого вида правового режима.
1 См.: Akerkar S. Affirming radical equality in the context of COVID-19: Human rights of older people and people with disabilities // Journal of human rights practice. - 2020. - Vol. 12, N 2. - P. 276-283. - URL: https://doi.org/10.1093/jhuman/ huaa032 (дата обращения: 21.10.2021).