Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ РАМКИ, ПРОГРАММНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЖЕНЩИН»'

ПРАВОВЫЕ РАМКИ, ПРОГРАММНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЖЕНЩИН» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
613
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гендерная дискриминация / права женщин / Национальная стратегия действий в интересах женщин / gender discrimination / women’s rights / a national strategy of actions in interests of women

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Келепова М.Е., Молодчик А.В., Нагорная М.С.

В статье рассматриваются правовые рамки, ожидаемые результаты, индикативные показатели, механизмы реализации «Национальной стратегии действий в интересах женщин» в Российской Федерации, на основе статистических данных анализируются промежуточные итоги, определяются тенденции и проблемы, предложены предварительные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK, POLICY INDICATORS AND INTERIM RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE «NATIONAL STRATEGY FOR ACTION FOR WOMEN»

The article examines the legal framework, expected results, indicators, and mechanisms for implementing the «National Strategy of Action for Women» in the Russian Federation, analyzes interim results based on statistical data, identifies trends and problems, and offers preliminary recommendations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ РАМКИ, ПРОГРАММНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЖЕНЩИН»»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ

Для цитирования: Келепова М.Е., Молодчик А.В., Нагорная М.С. Правовые рамки, программные показатели и промежуточные результаты реализации «Национальной стратегии действий в интересах женщин» // Управление в современных системах. 2021. № 1 (29). С. 3-12.

doi: 10.24411/2311-1313-2021-129-3-12 УДК 316.346.2 ББК 60.542.2

ПРАВОВЫЕ РАМКИ, ПРОГРАММНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В

ИНТЕРЕСАХ ЖЕНЩИН»

Келепова М.Е.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Молодчик А.В.2, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Нагорная М.С.3, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

В статье рассматриваются правовые рамки, ожидаемые результаты, индикативные показатели, механизмы реализации «Национальной стратегии действий в интересах женщин» в Российской Федерации, на основе статистических данных анализируются промежуточные итоги, определяются тенденции и проблемы, предложены предварительные рекомендации.

Ключевые слова: гендерная дискриминация, права женщин, Национальная стратегия действий в интересах женщин.

Введение

Дискриминация в отношении женщин - это любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области4. Проблема гендерного равенства в российском законодательстве широко освещена в трудах ученых [см. Зайков, 2017, Лахова, 2019, Михайлева, 2019, Ширяев и др., 2019]. «Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек являются незавершенной задачей нашего времени и величайшей проблемой в области прав

1 Келепова Маргарита Евгеньевна - студентка 2 курса, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: kelepovamargarita@gmail.com

2 Молодчик Анатолий Викторович - д.и.н., ректор ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: rector@inueco.ru; SPIN-код: 2779-0076, Author ID:700846

3 Нагорная Мария Сергеевна - к.и.н., доцент, проректор по воспитательной работе, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: marya.nagornaya@mail.ru; SPIN-код: 4190-9463, Author ID: 670336

4 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (дата обращения: 06.07.2020).

человека в сегодняшнем мире»1, - подчеркнул Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

По оценкам ООН, «критическая масса» женщин, то есть доля женщин необходимая для влияния на государственную политику, должна достигать 30% - этот уровень представительства женщин на должностях директивного уровня также был установлен Пекинской платформой действий, принятой под эгидой ООН Всемирной конференцией по положению женщин в 1995 г. 2 Российская Федерация взяла на себя обязательства по расширению участия женщин на уровне принятия решения и, в том числе, поставила задачу повышения роли и представительства женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ [Келепова, Нагорная, 2020]. В 1996 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. № 410-р была утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг.4 Целью этой стратегии является реализация принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Данное направление определено приоритетным для Российской Федерации.

Механизмы и промежуточные результаты реализации «Национальной стратегии действий в интересах женщин»

В Стратегии определены приоритетные направления её реализации: создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов; улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния; профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в их отношении; расширение участия женщин в общественно-политической жизни; совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин в обществе [Казарова, 2017].

Реализация Стратегии разбита на два этапа: I этап (2017-2018 гг.) и II этап (2019-2022 гг.), для решения поставленных задач был создан Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по реализации Стратегии5 и сформирован план мероприятий. Председателем Совета стала Голодец Ольга Юрьевна - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (до 21 января 2020 г.), в настоящее время заместитель председателя правления Сбербанка.

К ожидаемым результатам Национальной стратегии в 2022 г. отнесены:

- увеличение выявляемости злокачественных новообразований у женщин на 1-П стадии и повышения доступности квалифицированной медицинской помощи;

1 Послание по случаю Международного женского дня от 8 марта 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sg/ru/content/sg/statement/2018-03-08/secretary-generals-message-international-womens-day-scroll-down (дата обращения: 14.06.2020).

2 Пекинская декларация. [Электронный ресурс]. URL:

www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml (дата обращения: 24.07.2020).

3 О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.06.1996 № 1005 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 27. Ст. 3238.

4 Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы: Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 № 410-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 11. Ст. 1618.

5 О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 1520 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 2. Ст. 351.

- усиление профилактики профессиональных заболеваний у женщин и увеличения их выявляемости на ранних этапах;

- снижения уровня материнской смертности до уровня экономически развитых стран (высокий уровень экономического и социального развития, высокий уровень жизни населения, высокий ВВП);

- снижение числа абортов;

- сокращение разницы в оплате труда мужчин и женщин;

- увеличение числа женщин, являющихся учредителями или руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства, и самозанятых женщин;

- сокращение числа рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, на которых работают женщины;

- сокращение числа случаев насилия в отношении женщин;

- увеличение доли женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также доли женщин среди членов политических партий и организаций;

- более полное отражение в системе статистического наблюдения данных, характеризующих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

На первом этапе реализация Национальной стратегии осуществлялась по основным направлениям, определенным в плане и привела к положительным результатам [см. Курганская, 2018; Майстровская, 2017; Ржаницына, 2017; Тахватулина и др., 2018].

Например, в целях профилактики неинфекционных заболеваний у женщин и снижения факторов риска их развития были разработаны и направлены в субъекты РФ методические рекомендации по профилактике рака шейки матки, по профилактике рака молочной железы, по защите здоровья женщин от воздействия табачного дыма, профилактике и лечению потребления табака и табачной зависимости у женщин и др. По данным статистического издания Женщины и мужчины России 2020 в 2019 г. 12,8 тысяч женщин заболели раком матки, шейки матки, плаценты, в 2017 г. этот показатель составлял 13,1 тысяч женщин1.

Для улучшения экономического положения женщин был утвержден федеральный проект «Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»2. Целью этого проекта является повышение доступности дошкольного образования детям до трех лет, чтобы женщины, имеющие детей, могли совмещать трудовую и семейную деятельность.

Реализуются программы переобучения и повышения квалификации для женщин с детьми, в рамках данного направления в 2020-2024 гг. планируется направить 11,1 млрд рублей из средств федерального бюджета - предполагаемый охват - более 230 тыс. женщин3.

В трудовой сфере как в одном из приоритетных направлений Стратегии также заметны изменения, например, сократился показатель разрыва в заработной плате между мужчинами и женщинами (28,3% в 2017 г. и 27,9% в 2019 г.)4.

Создана обучающая программа в сфере предпринимательства «Мама -предприниматель», активно поддерживается женский бизнес. Галина Карелова, заместитель

1 Женщины и мужчины России 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/yhNtbedG/Wom-Man%202020.pdf (дата обращения: 15.02.2021).

2 Паспорт федерального проекта «Содействие занятости». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/2 (дата обращения: 15.01.2021).

3 Министр Максим Топилин: Программа проф. обучения женщин с детьми в рамках национального проекта «Демография» будет расширена. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/employment/employment/772 (дата обращения: 15.01.2021).

4 Средняя начисленная заработная плата мужчин и женщин по обследованным видам экономической деятельности. / Сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_costs (дата обращения: 15.01.2021).

председателя Совета Федерации и зампред оргкомитета Евразийского женского форума, отмечает: «За два года в России число женщин-предпринимателей увеличилось на 20%». Динамика Индекса женского предпринимательства ^ВГ) свидетельствует о том, что с 2015 г. показатель женской предпринимательской активности в России вырос с 56 до 69,4% в 2018 г.1

В рамках превентивной деятельности в органах МВД России в целях предупреждения преступлений в отношении женщин проводятся лекции и беседы в образовательных учреждениях на тему профилактики насилия в отношения женщин. Сократилось число женщин, ставших жертвами преступлений в 2018 г. (на 6,7% по сравнению с 2017 г.)2. Снизилось число женщин-потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенными в отношении члена семьи в 2018 г. (на 8,4% по сравнению с 2017

г.)3.

Расширилось участие женщин в политической жизни государства, например, в предыдущем составе Правительства Российской Федерации было 4 женщины: заместители Председателя Правительства РФ Голикова Татьяна Алексеевна и Голодец Ольга Юрьевна; Министр просвещения - Васильева Ольга Юрьевна; Министр здравоохранения - Скворцова Вероника Игоревна), в нынешнем составе - 3: заместители Председателя РФ Голикова Татьяна Алексеевна, Абрамченко Виктория Валерьевна и министр культуры Любимова Ольга Борисовна. В 2017 г. женщины в Совете Федерации РФ составляли 17 %, в 2018 г. - 18,3% (31 женщина из 169 сенаторов), в 2021 г. - 19,5% (33 женщины из 169 сенаторов), увеличился процент женщин в Государственной Думе РФ (таблица 1) и законодательных органов субъектов РФ.

Таблица 1

Количество женщин в Государственной Думе Р 3Ф по созывам

Созыв Количество женщин Количество мужчин Всего депутатов Процент женщин

1 (12 декабря 1993 -16 января 1996 гг.) 61 405 466 13,09

2 (17 декабря 1995 -18 января 2000 гг.) 49 442 491 9,97

3 (18 января 2000 -29 декабря 2003 гг.) 36 444 480 7,5

4 (29 декабря 2003 -24 декабря 2007 гг.) 46 431 477 9,64

5 (24 декабря 2007 -21 декабря 2011 гг.) 75 419 494 15,18

6 (21 декабря 2011 -5 октября 2016 гг.) 77 453 530 14,52

7 (5 октября 2016 -сентябрь 2021 гг.) 72 374 446 16,14

Источник: авторская разработка

1 Женское дело. Инновации на РБК+. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/news/5dda0b867a8aa967dba741ba (дата обращения: 15.01.2021).

2 Социальное положение и уровень жизни населения России 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/13212 (дата обращения: 30.07.2020).

3 Число потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи из них: супруга сына, дочери. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/13807 (дата обращения: 30.07.2020).

Из данных авторской таблицы мы видим неравномерную динамику представительства женщин в нижней палате парламента РФ. В настоящее время процент женщин составляет 16%, для сравнения, в парламенте Израиля процент женщин составляет 27,5%, а в парламенте Мозамбика - 42,5%1. Стоит рассмотреть процент женщин в других органах государственной власти, например, из 85 глав субъектов РФ только одна женщина (Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Комарова Наталья Владимировна), в составе Конституционного суда РФ 2 женщины из 12 судей (16,6%), в Верховном суде РФ - 39 женщин из 104 судей (37%). Данные показатели говорят о недостаточном уровне представленности женщин в органах государственной власти.

На наш взгляд, повышает социальную активность женщин организация и проведение конкурсов различного уровня, например, Национальная премия «Женщина года», Международный форум «Women who Matters», IX республиканский конкурс «Лучшее предприятие для работающих мам» в Башкортостане, XIV Всероссийский конкурс деловых женщин «Успех» и др.

В сентябре 2018 г. состоялся Второй Евразийский женский форум, в рамках которого были рассмотрены вопросы улучшения положения женщин в экономической сфере, сфере сельского хозяйства, здоровья, науки и спорта. Итогами форума стали новые проекты, например, программа STEM, направленная на вовлечение женщин в сферу высоких технологий. Также принят итоговый документ, который содержит цели форума и пути их реализации, направленный главам государств, правительств, парламентов, в ООН и другие международные организации2.

В 2018 г. был издан статистический сборник «Женщины и мужчины России»3 с целью расширения статистических данных о положении женщин во всех сферах жизни общества. Сборник позволяет узнать данные о численности женщин и мужчин, их возрастной структуре, ожидаемой продолжительности жизни, уровне образования, о заболеваемости различными болезнями, занятости женщин и мужчин по видам экономической деятельности, в федеральных органах власти и органах субъектов Российской Федерации, уровне заработной платы работников и др.

На втором этапе реализации Стратегии продолжается применение мер, направленных на улучшение положения женщин. Был утвержден план мероприятий на 2019-2022 гг.4, который включает 22 пункта, 20 из них реализовались в 2019 г. В рамках реализации Стратегии Россия в 2019 г. представила в ООН национальный обзор хода осуществления Пекинской платформы действий и девятый периодический доклад о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации5.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ были утверждены методические рекомендации по реализации мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых

1 Процент женщин в национальных парламентах разных стран. Инфографика. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/politics/world/procent_zhenshchin_v_nacionalnyh_parlamentah_raznyh_stran_infografika (дата обращения: 05.02.2021).

2 Итоговый документ Второго Евразийского женского форума. [Электронный ресурс]. URL:

https://eawf.ru/upload/iblock/0bb/0bb5710999f4275216cf9bdc3595f2cf.pdf (дата обращения: 05.02.2021). Женщины и мужчины России 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/wo-man18.pdf (дата обращения: 05.02.2021).

4 Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019-2022 годах Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы: Распоряжение Правительства РФ от 07.12.2019 № 2943-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 5. Ст. 7672.

5 Отчеты по выполнению международных обязательств. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/8/2 (дата обращения: 20.01.2021).

отношениях и обратившихся в органы службы занятости1. Министерство труда и социальной защиты РФ были утвердило рекомендации по формированию региональных планов реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин2. Субъектам Российской Федерации рекомендовано разработать и принять региональные планы, так, план Челябинской области был утвержден Правительством области 6 марта 2020 г. Ежемесячно Федеральной службой по труду и занятости проводится мониторинг реализации мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин3. Данные статистики позволяют региональным властям унифицировать разработку и скорректировать мероприятия, направленные на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.

В 2019 г. рассматривались вопросы улучшения экономического положения женщин, обеспечения роста их благосостояния. Так, 6-8 июня 2019 г. прошел Петербургский международный экономический форум, где были затронуты вопросы более активного и равноправного включения женщин в общественную, политическую и экономическую жизнь, а также вопросы о расширении экономических прав и возможностей женщин на пути к руководящим должностям в крупных компаниях. В рамках деловой программы были проведены две сессии, посвященные роли женщины в современном бизнесе4. 9-11 июля 2019 г. в Екатеринбурге проходил Глобальный саммит по производству и индустриализации ^МК - 2019), одна из секций саммита была посвящена роли женщин в производстве. В рамках саммита рассматривались вопросы о включении женщин в цифровую экономику, об активном участии женщин на рынке труда, о возможностях женского предпринимательства и др.5

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июля 2019 г. был утвержден перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин. Новый перечень по сравнению с предыдущим сокращен более чем в четыре раза (с 456 позиций до 100)6, с 1 января 2021 г. этот приказ вступил в силу.

По данным общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» индекс женского предпринимательства ^В1) демонстрирует устойчивость и не изменился с 2018 г. (69,4%), однако женщины отмечают улучшение отношения общества к

1 Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости: Приказ Минтруда России от 09.01.2019 № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1384 (дата обращения: 20.07.2020).

2 Об утверждении рекомендаций по формированию региональных планов и управленческих механизмов, направленных на улучшение положения женщин: Приказ Минтруда России от 30.12.2019 № 840. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1382 (дата обращения: 20.07.2020).

3 О мониторинге реализации мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография»: Приказ Минтруда России от 09.01.2020 № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1383 (дата обращения: 20.07.2020).

4 Равенство возможностей - на ПМЭФ-2019 обсудят роль женщины в бизнесе [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/news/news/equal-opportunities-role-of-women-in-business-to-be-discussed-at-spief-2019/ (дата обращения: 14.02.2021).

5 Деловая программа Глобального саммита по производству и индустриализации - 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://gmisummit.com/wp-content/uploads/2019/07/russian-agenda-7-7.pdf (дата обращения: 14.02.2021).

6 Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин: Приказ Минтруда России № 512н от 18 июля 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1366 (дата обращения: 15.01.2021).

занятию бизнесом1. В 2019 г. осуществлялась реализация мероприятий по вовлечению женщин в сектор креативных индустрий, базирующихся на народных художественных промыслах и туристических услугах, сформированных на основе народных художественных промыслов и мест их традиционного бытования [Кванина и др., 2020].

Расширяются возможности женщин в сфере образования и науки. Так, 29 ноября 2019 г. в Москве состоялась 13-я церемония вручения национальных стипендий L'OREAL-UNESCO «Для женщин в науке». На конкурс поступило 335 заявок из 45 муниципалитетов. 10 молодых российских женщин-ученых стали победительницами и получили стипендии в размере 500 тысяч рублей, которые помогут им развить свою научную карьеру в различных областях знаний2.

МВД России проводит мониторинг состояния преступности в сфере семейно-бытовых отношений в целях профилактики социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин. Так, в 2020 г. зафиксировано снижение числа преступлений в семейно-бытовой сфере (на 9,5% ниже, чем в 2019 г.)3. Также МВД России в рамках Всероссийской акции «Зарядка со стражем порядка» проводились показы приемов самообороны для девушек и женщин, использование которых позволит не стать жертвами преступлений4.

Минюстом России продолжена работа по доработке предложений по совершенствованию законодательства в части смягчения наказания за преступления небольшой тяжести. Был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части смягчения наказания за преступления небольшой тяжести беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет». 21 июля 2020 г. этот проект был принят Государственной Думой РФ5. Закон предусматривает, что сроки, после отбытия которых беременные женщины и женщины, имеющие при себе детей до трех лет (находящихся в доме ребенка исправительного учреждения), смогут рассчитывать на условно-досрочное освобождение либо на замену неотбытой части наказания более мягким его видом, сократятся.

В целях расширения участия женщин в политической жизни 29 января 2019 г. состоялся запуск проекта «Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017-2022 годы». Целью проекта является предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин, а также расширение участия женщин в общественно-политической жизни. В реализации проекта участвуют Совет Европы, Министерство труда и социальных отношений РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Министерство иностранных дел РФ при финансовой поддержке Европейского союза6.

В 2020 году в Москве, Астрахани, Сочи и Стокгольме прошли круглые столы, семинары, конференции и тренинги, посвященные проблемам защиты прав женщин, направленные на обмен опытом и эффективными практиками в этой области, на повышение осведомленности о применяемых стандартах в области предупреждения насилия в отношении

1 Индекс предпринимательской активности женщин WBI-6 [Электронный ресурс]. URL: http://womanopora.ru/assets/upload/docs/wbi-6.pdf (дата обращения: 14.02.2021).

2 В Москве состоялась 13-я церемония вручения национальных стипендий L'OREAL-UNESCO «Для женщин в науке» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=2bf09ad0-1491-4860-81b3-279c4514a996 (дата обращения: 14.02.2021).

3 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184/ (дата обращения: 14.02.2021).

4 Зарядка со стражем порядка - 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/зарядка-со-стражем-порядка-2019 (дата обращения: 14.02.2021).

5 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 260 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31. Ст. 5019 (Часть I).

6 Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017-2022 годы [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/ru/web/moscow/co-operation-on-the-implementation-of-the-russian-federation-national-action-strategy-for-women-2017-2022- (дата обращения: 14.02.2021).

женщин, на расширение участия женщин в процессах принятия общественных и политических решений1.

Заключение

Таким образом, мы видим, что деятельность по реализации Стратегии осуществляется в соответствии с планом и на данный момент достигнуты определенные результаты по всем направлениям, которые нацелены создание равных возможностей для реализации женщинами свои прав в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 69% респондентов хотело бы видеть женщину на посту министра здравоохранения, социального обеспечения или образования, 51% - во главе одной из ведущих партий или на посту руководителя фракции или комитета Государственной Думы, 21% - на посту президента России2. Исходя из представленных данных, можно сказать, что женщины пользуются поддержкой россиян, если речь идёт о должности министра социального блока правительства или руководителя политической партии. По данным другого исследования ВЦИОМ 49% опрошенных относятся к женскому лидерству нейтрально, а 47% - позитивно3. В качестве причины, по которой россияне пока не готовы видеть женщину на руководящих постах, можно назвать высокую роль традиционных ценностей и восприятие женщины как «слабый пол».

Изучив механизмы и промежуточные результаты Стратегии следует предложить следующие предварительные рекомендации:

- в пункте 10 Положения о Координационном совете по реализации Стратегии указано, что заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие, однако заседания проводились лишь 3 раза: в 2017, 2019 и 2020 годах, поэтому следует увеличить проведение заседаний Совета, на которых будут рассматривать актуальные проблемы реализации Стратегии и вырабатываться пути их решения.

- в Распоряжении Правительства РФ об утверждении плана Стратегии указано, что Министерство труда и социальной защиты РФ должно осуществлять контроль за реализацией плана мероприятий и предоставлять доклад о ходе его выполнения не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на сегодняшний день существует только два доклада: за 2018 и 2019 годы. Для более объективной оценки работы Федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию Стратегии, рекомендуется увеличить предоставление отчетов о ходе реализации плана.

- в условиях пандемии COVГО-19 на российском рынке труда отмечается рост безработицы среди женщин, также в связи с ограничениями в различных сферах жизни общества реализация плана Стратегии невозможна в полном объеме, поэтому для более высоких результатов Стратегии рекомендуется предусмотреть дополнительные мероприятия или изменить действующие с учетом внешних факторов и обстоятельств.

- с целью просвещения проблемы гендерного равенства в Российской Федерации и ее решения следует размещать информацию о промежуточных результатах Стратегии в средствах массовой информации.

1 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс]. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2019 (дата обращения: 14.02.2021).

2 Сохранить прекрасный пол. Аналитический обзор. ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sokhranit-prekrasnyj -pol (дата обращения: 19.02.2021).

3 Лидерство: гендерные стереотипы отступают. Аналитический обзор. ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/liderstvo-gendernye-stereotipy-otstupayut (дата обращения: 19.02.2021).

Список источников

1. Зайков Д.Е. Принцип равных прав и свобод мужчин и женщин: современное состояние и перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 25-42.

2. Казарова И.Г. Правовой анализ национальной стратегии действий в интересах женщин / Современные экономические системы в условиях глобализации: состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.И. Клименко, А.А. Громаков, Т.А. Мирошниченко. Персиановский: Донской ГАУ, 2017. 460 с. С. 378-381.

3. Кванина В.В., Громова Е.А., Спиридонова А.В. Государственная поддержка женского предпринимательства // Женщина в российском обществе. 2020. № 4. С. 52-65.

4. Келепова М.Е. Проблемы гендерного равенства в региональных законодательных органах РФ: социальный портрет женщины-депутата Законодательного Собрания Челябинской области // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2020. №3 (30), Т. 1. С. 55-61.

5. Курганская М.Ю. Реализация положений Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы (I этап) / Актуальные проблемы современной экономики: от финансовых и социальных институтов к маркетингу: материалы XII международной научно-практической конференции молодых исследователей. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт экономики и управления / Отв. ред. Н.М. Старобинская, Н.А. Пашкус. Санкт-Петербург: Изд-во КультИнформПресс, 2018. 354 с. С. 131-136.

6. Лахова Е.Ф. Национальная стратегия действий РФ в интересах женщин на 20172022 годы и проблемы женского труда / Национальная стратегия действий РФ в интересах женщин на 2017-2022 гг.: проблемы женского труда: материалы научно-практической конференции / [науч. ред. Е.Ф. Лахова, Г.И. Климантова]. Краснодар: Изд-во "Квант Медиа", 2019. 76 с. С. 5-11.

7. Майстровская В.Ю. Специфика дискриминации женщин в сфере труда в России / Перспективы развития социального партнерства: материалы научно-практического круглого стола / Отв. ред. М.В. Полевая, И.Н. Белогруд, Е.В. Камнева, А.О. Субочева. Москва: Изд-во "СВИВТ", 2017. 264 с. С. 119-123.

8. Михайлева Г.М. Национальная стратегия в интересах женщин: оценка и альтернатива / Защита прав уязвимых групп в трудовой сфере: сборник материалов третьей конференции / Отв. ред. А. Федоряк, И. Ясин, А. Оболенский. Москва: Без издательства, 2019. 112 с. С. 11-20.

9. Ржаницына Л.С. Замечания к Национальной стратегии действий в интересах женщин / Новая социальная реальность и гендерное равноправие в России и за рубежом 100 лет спустя: Исторические уроки и социальные горизонты: материалы XVIII Международных Гендерных чтений / [науч. ред. Г. Силласте]. Москва: Изд-во Научно-исследовательский институт экономики Южного федерального округа, 2017. 246 с. С. 81-83.

10. Тахватулина А.А., Бурлаков И.А., Балашова А.М., Филимонова А.С., Ткаченко В.Л. Анализ эффективности "Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы" / Актуальные вопросы современной науки: сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.Р. Халиков. Томск: Изд-во Дендра, 2018. 207 с. С. 188-197.

11. Ширяев А.А., Юнг Н.Ю., Швец Я.Р. Об осуществлении конституционного принципа гендерного равенства в законодательстве РФ / Проблемы и перспективы в международном трансфере инновационных технологий: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян. Самара: Изд-во "ОМЕГА САЙНС", 2019. 252 с. С. 237-239.

LEGAL FRAMEWORK, POLICY INDICATORS AND INTERIM RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE «NATIONAL STRATEGY FOR ACTION FOR WOMEN»

Kelepova M.E., South Ural University of Technology Molodchik A.V., South Ural University of Technology Nagornaya M.S., South Ural University of Technology

Abstract

The article examines the legal framework, expected results, indicators, and mechanisms for implementing the "National Strategy of Action for Women" in the Russian Federation, analyzes interim results based on statistical data, identifies trends and problems, and offers preliminary recommendations.

Keywords: gender discrimination, women's rights, a national strategy of actions in interests of women.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.