Научная статья на тему 'Правовые проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в вузе'

Правовые проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в вузе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COPYRIGHT / OFFICE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляев Владимир Владимирович

В статье рассматривается проблема хронического отставания формирования нормативно-правовой базы применения дистанционных образовательных технологий от потребностей участников образовательного процесса в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal problems of introduction remote educational technologies in higher education institution

In the article the problem of the chronic backlog of the standard and legal base formation for the remote educational technologies application from the educational process participants’ needs in the continuous education system is being considered.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в вузе»

УДК 378.147:681.51.000.34

Правовые проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в вузе

БЕЛЯЕВ Владимир Владимирович, кандидат исторических наук, доцент

e-mail: kafopdvologda-uni@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»

Аннотация: в статье рассматривается проблема хронического отставания формирования нормативно-правовой базы применения дистанционных образовательных технологий от потребностей участников образовательного процесса в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: система непрерывного образования, дистанционные образовательные технологии, авторское право, служебное произведение.

Задача выстраивания профессиональной карьеры в условиях нестабильного рынка труда требует от всех участников трудовых отношений, действительных и потенциальных, высокой степени мобильности в отношении смены вида профессиональной деятельности. Динамичному включению работников в систему непрерывного профессионального образования способствует применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) вузами.

С начала 90-х гг. прошлого века перечень основных проблем в этой области правоотношений практически не меняется. Актуальными по-прежнему остаются проблемы регулирования оплаты труда преподавателей, использующих дистанционные технологии обучения, конвертация виртуального и аудиторного часов и другие [6].

И в настоящее время застарелые правовые проблемы (учета учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения; соотношения норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию курсов дистанционного обучения; учета работы специалистов по информационным технологиям по созданию курсов дистанционного обучения; учета вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права; учета рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом; учета оплаты инновационного труда преподавателя; методики учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий; проблемы финансирования инновационной работы преподавателя по созданию электронного контента) решаются только в рамках локальных нормативных актов образовательного учреждения.

В настоящее время порядок применения ДОТ регулируется ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Приказом Минобрнауки от 06.05.05 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [2,4].

Действующий «Порядок использования дистанционных образовательных технологий» позволяет вузам использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования (или их сочетании) - при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Значительное число произведений учебно-методического характера создается преподавателями вузов в рамках выполнения трудовых обязанностей. В соответствии с п.1 ст.1295 ГК РФ такие произведения являются служебными и авторские права на них принадлежат автору, исключительные права - работодателю, если иное не предусмотрено договором.

Понятие и объем исключительного права содержатся в ст.ст.1229 и 1270 ГК РФ, речь идет о праве использовать и обнародовать произведение.

Статья 1295 Гражданского кодекса устанавливает правовое содержание понятия «служебное произведение»:

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

3. В случае, когда в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается^].

В соответствии с п.1 ст.1229 ГК РФ исключительное право позволяет организации (вузу) использовать литературное произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

При этом, причиной перехода исключительного права от автора к вузу является наличие между ними трудовых отношений, в связи с тем, что произведение создано в результате исполнения трудовых обязанностей, в соответствии с п.3 ст.1228 ГК РФ.

Таким образом, основным признаком служебного произведения является наличие юридического факта создания такого произведения в рамках трудовых отношений между автором и работодателем.

В связи с тем, что обязанностью преподавателя является учебно-методическое обеспечение читаемых дисциплин (устанавливается соответствующей должностной инструкцией), имеет смысл в трудовом договоре (дополнительном соглашении) среди должностных функций работника установить обязанность по созданию определенных объектов авторского права (учебно-методических произведений, которые вуз, согласно ФГОС третьего поколения обязан размещать в локальной сети, либо в сети Интернет). Текст договора, кроме установления в отношении работника обязанности создания учебно-методических произведений, входящей в трудовые функции работника, может содержать фразу о том, что исключительное право на созданное учебно-методическое произведение принадлежит работодателю. Даже при наличии статусных различий между кафедрами вуза (общеобразовательные, профессиональные (специальные), выпускающие) данная обязанность является универсальной. Кроме того, полезно оформлять передачу работником созданных им учебно-методических произведений вузу (это может быть документ, сопровождающий план издательской деятельности, предусматривающий квалификацию произведения в качестве служебного и согласие автора на использование

произведения в учебном процессе).

Существенным подтверждением того, что произведение является служебным, может служить факт его создания в рамках утвержденного плана издательской деятельности.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 года № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» (далее - Постановление) указывается, что при решении вопроса об отнесении конкретного произведения к числу служебных следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент создания такого произведения[3,5].

Кроме того, данное Постановление содержит положение о том, что если произведение создано по конкретному заданию работодателя и выполнение этого задания входит в трудовые обязанности работника, то такое произведение является служебным. То же справедливо и в отношении ранее действовавшего Закона РФ от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах».

Что же относит законодатель к содержанию авторских прав.

В п.2 ст.1255 ГК РФ приведен перечень прав автора:

1) исключительное право на произведение (право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом; правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности)

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

В п.3 ст.1255 ГК РФ устанавливается, что в случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения принадлежат и другие права, в том числе:

1) право на вознаграждение за использование служебного произведения;

2) право на отзыв;

3) право следования;

4) право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Еще одной серьезной правовой проблемой внедрения ДОТ является проблема оплаты труда разработчиков электронных учебно-методических произведений. В соответствии с п.2 ст.1295 ГК РФ автор имеет право на вознаграждение, размер которого, условия и порядок его выплаты определяются договором между работодателем и работником.

В соответствии с абз.3 п.39.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 года № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» авторское вознаграждения за использование работодателем служебного произведения может быть предусмотрено либо в трудовом договоре, либо в дополнительном соглашении.

В связи с тем, что служебным считается произведение, созданное в рамках трудовых обязанностей работника, за выполнение которых работнику выплачивается заработная плата, возникает возможность считать, что вознаграждение за служебное произведение включено в размер заработной платы (презумпция). В связи с этим договоры о выплате вознаграждения за создание служебных произведений - редкое явление. Данная правовая ситуация не отменяет авторских прав

работника, в том числе на вознаграждение. В этом случае полезно индивидуализировать оплату за создание учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в структуре заработной платы.

Решение вопроса о соотношении нагрузки дистанционной и традиционной влияет на размер заработной платы преподавателей. Внедрение элементов ДОТ в систему традиционного преподавания на условиях неравного соотношения дистанционного и традиционного часов может привести к сокращению учебной нагрузки и сокращению заработка. Если ДОТ применяются в рамках отдельных дисциплин, возникает дискриминационная модель оплаты труда: в проигравших среди преподавателей оказывается тот, кто применяет инновации в образовательном процессе. В такой ситуации разумно применять только равное соотношение дистанционных и аудиторных часов, что и должно быть закреплено положением о применении ДОТ.

За видимой свободой применения ДОТ образовательными учреждениями очевидны пробелы в правовом регулировании этой части образовательного процесса. Чем дольше будет существовать такая ситуация, тем сложнее для вузов будет процесс разработки и внедрения системы ДОТ, тем менее защищенным будет оставаться право обучающихся на получение качественного образования.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изм.).

2. Об образовании : Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изм.).

3. О введение в действие части четвертой ГК РФ : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года 231-ФЗ.

4. Об использовании дистанционных образовательных технологий : Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.05 №137.

5. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ : Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 года № 5/29.

6. Педсовет.огд/13-й Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс] / Пермский Областной (региональный) Институт Повышения квалификации работников образования; Гаврилов Н. А. Практика нормотворчества в области внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс института повышения квалификации работников образования. 29.09.2005 Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/topic8.html, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.

Legal problems of introduction remote educational technologies in higher education institution

BELYAEV V.V. Cand. Of Science (History), Associate Professor

FSBEI HPE the Vologda State Pedagogical University

Abstract: In the article the problem of the chronic backlog of the standard and legal base formation for the remote educational technologies application from the educational process participants' needs in the continuous education system is being considered.

Keywords: System of continuous education, remote educational technologies, copyright, office work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.