Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии: проблемы авторского права'

Дистанционные образовательные технологии: проблемы авторского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
415
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии: проблемы авторского права»

Дистанционные образовательные технологии: проблемы авторского права

А. ЕРЕМИН, доцент Ю. РУДЕНКО, профессор Российский новый университет

В последнее время активизировалась работа по изменению законодательства РФ по охране интеллектуальной деятельности. Эти изменения выделены в часть четвертую Гражданского кодекса (ГК) РФ (права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) и будут введены в действие с 1 января 2008 г. [1]. С этой даты утратят силу ряд законодательных актов и указов Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РФ, в том числе закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» [2].

Установлено, что впредь, до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью четвертой ГК, законы и иные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством России, применяются постольку, поскольку они не противоречат части четвертой ГК РФ.

Несомненно, что изменения, предусмотренные в части четвертой ГК РФ, повлекут уточнения в порядке создания и использования средств дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебных заведениях.

На наш взгляд, такими особенностями при создании и использовании средств ДОТ в вузах являются следующие.

1. Ограничения на использование контента произведения при создании на его основе произведений иных форм, например электронных хрестоматий, учебников, слайд-лекций, тестовых материалов и др.

При решении этой задачи «...не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)» [3, статья 1266]. С учетом этого ограничения при создании нового произведения в форме, отличной от предыдущей, целесообразно включение автора исходного произведения в авторский коллектив.

ГК РФ допускает [3, статья 1274] использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью, без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

В соответствии со статьей 1268 ГК РФ под «обнародованием» понимается действие или согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир, по кабелю либо другим способом.

Право на обнародование принадлежит автору. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

При создании электронных средств обучения, как правило, возникает необхо-

димость использования фрагментов тех или иных произведений различных авторов, что порождает ряд правовых и морально-этических коллизий. Так, авторы книги «Мультимедиа в образовании» отмечают: «Преподавание с использованием мультимедиа подразумевает определенную ответственность в отношении авторского права... Преподаватели выполняют важную миссию передачи обучаемым моральных ценностей и норм поведения, на которых основывается любое цивилизованное общество. В настоящее время некорректное использование возможностей современных технологий приобретает все более широкие масштабы, а зачастую преподаватели на собственном примере демонстрируют обучаемым образцы такого нелигитимного поведения, незаконно копируя и распространяя программное обеспечение, а также мультимедиа объекты, охраняемые авторским правом » [4, с. 99].

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » определил, что использование на территории РФ информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами [5, статья 15]. Наличие произведения в сети Интернет не по-рождаетдополнительных прав на использование произведения сверх тех, которые определены частью четвертой ГК РФ.

2. Особенности заключения договора авторского заказа на разработку электронных средств обучения. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение на материальном носителе в той или в иной форме. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сто-

рон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Если работа по созданию произведения выполняется по договору авторского заказа, в договоре может быть указана сумма вознаграждения. Если это не сделано, договор должен содержать указание на то, что работа выполняется автором на безвозмездной основе. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным [3, статья 1289]. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. В случае отчуждения исключительного права заказчик (вуз) обязуется уплатить автору предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При определении размера вознаграждения не может применяться п. 3 статьи 424 ГК РФ, в соответствии с которым в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обсто-ятельствахобычно взимается за аналогичные работы [6]. В соответствии со статьей 1234 ГК РФ при возмездном отчуждении исключительного права в случае отсутствия в договоре условия о размере вознаграждения или порядка его определения договор считается незаключенным.

В случае передачи права использования произведения по условиям лицензионного договора (без передачи исключительного права) лицензиат (вуз) обязуется уплатить автору обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное [3, статья 1235].

В процессе разработки электронных средств обучения участвуют самые разные специалисты. При формировании авторского коллектива важно учесть некоторые ню-

86

Высшее образование в России • № 5, 2007

ансы их деятельности, учесть вклад каждого. К примеру, при подготовке договора на разработку видеолекции выяснилось, что автор согласен составить текст и не предполагает выполнять работу по подбору иллюстраций и выбору мест для их размещения. Это поручается другому лицу. Результатом их творческого труда будет составное произведение. Составное произведение является объектом авторского права, поэтому лицо, выполнившее упомянутую работу с иллюстрациями, следует рассматривать как соавтора (одного из авторов). Вместе с тем лицо, выполнившее техническую работу по физическому размещению определенных иллюстраций в определенных заранее местах, не является соавтором.

3. Специфика правоотношений работодателя и автора при создании служебного произведения для использования в дистанционном обучении. Служебные произведения -это произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Такое понимание служебного произведения весьма емко. На практике под «служебным» понимаются не все произведения, которые созданы в порядке выполнения служебного задания, служебных обязанностей, а только те из них, создание которых являлось содержанием такого задания [7, с. 35].

Авторские права на произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора)трудовых обязанностей, принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное [3, статья 1295]. Трудовые обязанности возлагаются на работника его трудовым договором [8, статья 21]. По трудовому договору работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (работой по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный

вид поручаемой работнику работы) [6, статья 57]. Определение трудовой функции не предполагает установление конкретного результата работы, например подготовку определенного учебного пособия или иного средства ДОТ. Такого рода служебная обязанность может быть установлена, например, индивидуальным планом преподавателя на период учебного года.

4. Правомерные условия использования баз данных при дистанционном обучении,. Статья 1260 ГК РФ определяет базу данных как представленную в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) [3]. Физическое лицо имеет право без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводить документы базы данных в своих личных целях (учебные цели студента - частный случай его личных целей) постольку, поскольку это не связано с воспроизведением баз данных в целом или их существенных частей [3, статья 1273]. «Воспроизведением» являются, в частности, изготовление экземпляра произведения в любой материальной форме, а также запись на электронном носителе или в памяти ЭВМ [3, статья 1270]. При повременной тарификации услуг сети Интернет целесообразно копировать интересующий документ базы данных и далее работать с копией. Приведем примеры баз данных, полезных для самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях ДОТ.

Интернет-версия системы ГАРАНТ позволяет бесплатно работать в свободном доступе с информационной подборкой «Основные нормативные акты» и комплектом ГАРАНТ-Классик. «Основные нормативные акты» - подборка документов, регулирующих основы российской законодательной системы. Подборка включает в себя более 10 тысяч документов. Интернет-

версия комплекта ГАРАНТ-Классик содержит около 70 тысяч документов.

Интернет-версия системы Консуль-тант+ содержит каталоги: «Налоги и бухучет» (более 20 тысяч документов, необходимых в практической работе по налогообложению и бухгалтерскому учету); специальная Интернет-версия (более 650 тысяч документов - описание нововведений в федеральном законодательстве, законодательстве Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, судебных актах Федеральной антимонопольной службы округов, финансовые консультации, схемы корреспонденций счетов, законопроекты, международные правовые акты и др.; Интернет-версия «Региональное законодательство » новых поступлений документов по 81 субъекту РФ.

В приведенных примерах доступ через Интернет обеспечивается к базам данных, объем которых обычно достаточен для учебных целей.

5. Работа с электронными библиотеками. Для функционирования электронной библиотеки необходимо правомерное выполнение следующих условий: формирование фонда копий произведений в цифровой форме; доступ пользователей (читателей) к произведениям этого фонда; возможность дистанционного копирования пользователями произведений фонда в учебных целях.

Правомерная работа электронной библиотеки возможна на основании лицензионных или сублицензионных договоров с правообладателями каждого произведения, которое предполагается разместить в фонде. Договор должен разрешать реализацию перечисленных выше условий (прав и способов использования произведения). Право использования произведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным. По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Лицензионный дого-

вор заключается в письменной форме [3, статья 1235]. На основании статьи 1273 ГК РФ копирование произведений из фондов электронных библиотек допускается только в личных целях.

Создание средств ДОТ и их применение в образовательном процессе на правовой основе части четвертой ГК РФ требует тщательного документального оформления прав на использование различных электронных образовательных ресурсов, обеспечения прав и гарантий авторов-разработчиков дидактических средств электронного обучения, усиления ответственности должностных лиц вуза.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федера-

ции от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Парламентская газета. - 2006. - 21 декабря.

2. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об

авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). - М., 2006.

3. Федеральный закон Российской Федера-

ции «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая» от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 // Парламентская газета. - 2006. - 21 декабря.

4. Андерсен Бент Б., Ван Дер Бринк Катя.

Мультимедиа в образовании: Специализированный учебный курс / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - М., 2005.

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Части первая, вторая, третья и четвертая / ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

7. Киладзе М.А. Защита авторских прав с об-

разцами заявлений. - М., 2005.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации

(в редакции от 30.06.2006 №90-ФЗ). - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.