Научная статья на тему 'Правовые проблемы участия иностранных банков в банковской системе России'

Правовые проблемы участия иностранных банков в банковской системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Озюменко С. В.

В статье рассматриваются правовые проблемы участия иностранных банков в банковской системе России, анализируется правовое регулирование иностранных банков как элементов российской банковской системы, отмечается необходимость внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF FOREIGN BANKS INVOLVEMENT INTO THE BANK SYSTEM OF RUSSIA

The present article covers the legal problems of foreign banks involvement into the bank system of Russia, legal regulation of foreign banks as a part of the Russian banking system, necessity of amendment of the effective legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы участия иностранных банков в банковской системе России»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

С.В. Озюменко

Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются правовые проблемы участия иностранных банков в банковской системе России, анализируется правовое регулирование иностранных банков как элементов российской банковской системы, отмечается необходимость внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

Существующая сегодня в России банковская система является двухуровневой, ее организационные формы и другие характеристики непосредственно регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Согласно ст. 2 закона «О банках и банковской деятельности» банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Деятельность иностранных банков на территории России в правовом смысле является крайне острой проблемой в связи с недостаточной разработкой правовых основ и отсутствием единой позиции в отношении их влияния на банковскую систему.

Правовое положение иностранных банков, их возможность приобретать акции российских кредитных организаций жестко регулируются. Согласно ст. 1 закона «О банках и банковской деятельности» иностранным признается банк, являющийся таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Для того чтобы заниматься банковской деятельностью на территории России кредитная организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного банка должны пройти процедуру государственной регистрации и получить лицензию на осуществление банковских операций.

С момента вступления в силу Федерального закона от 03.02.1996 № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» законом устанавливается квота участия иностранного капитала в банковской системе России. Квота рассчитывается как отношение уставного капитала, принадлежащего нерезидентам, к суммарному уставному капиталу кредитных организаций. Банк России прекращает выдачу лицензий банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты. Банк России имеет право наложить запрет на увеличение устав-

ного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты.

Ранее применялась квота иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации, установленная Советом директоров Банка России. В 2002 г. Банк России принял решение об отмене указанной квоты. Квоты были введены в качестве протекционистской меры для защиты интересов отечественных банков и не без их давления, так как из-за заниженного курса рубля иностранные банки могли даже с привлечением ограниченных валютных средств занять лидирующие позиции на рынке. Максимальное значение квоты было установлено в 12%, однако на практике она никогда не была использована полностью. В настоящее время законодательством не предусмотрен максимальный размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе России, Банк России также выступает против таких квот. Директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России А. Сима-новский заявил относительно иностранных банков в России, что их следует «или вообще не пускать, или не строить забор в поле... смысла нет» [9].

Банк России вправе по согласованию с Правительством России устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности. Деятельность иностранных банков на территории России ограничена и законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно ст. 52 указанного закона Банку России предоставлены полномочия на выдачу разрешений на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также аккредитация представительств иностранных кредитных организаций.

В настоящее время в России фактически действует законодательно неустановленный запрет на открытие филиалов иностранных банков. Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. Правительство и Банк России рассматривают деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в российских кредитных организациях, в качестве важного фактора развития рынка банковских услуг, однако создание филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным из-за необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций [4]. По мнению Правительства, если открывается дочернее предприятие иностранного банка, то это будет российское юридическое лицо, подчиняющееся законодательству РФ, а в случае открытия иностранным банком филиала могут возникнуть проблемы с точки зрения отчетности, прозрачности и структуры [8].

«Запрет на открытие филиалов иностранных банков — эго принципиальная позиция российской стороны», — заявил президент Ассоциации российских банков Г. Тосунян [2]. По его словам, в России открыты ворота для «дочек» иностранных банков, но не для филиалов, так как режимы их функционирования отличаются и это создаст неконкурентоспособность российских банков. Подавляющее большинство банковского сообщества высказалось категорически против допуска филиалов иностранных банков в Россию. Кроме того, по его мнению, в России достаточно либеральный режим иностранного капитала в банковской системе.

Возможно, в скором будущем этот запрет будет зафиксирован в законе. Как заявил А. Кудрин, — «...в ближайшее время мы более четко пропишем некоторые правила в виде законодательных норм... прежде всего, мы не должны открывать филиалы иностранных банков в России» [7].

Банк России имеет право устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями, минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.

Банковская система России отличается национальным характером: в России банки, принадлежащие нерезидентам, контролируют менее 10% банковской системы, что характерно либо для стран с сильной сложившейся национальной банковской системой, либо для государств, искусственно закрытых от иностранцев, правда, большого экономического эффекта, по мнению некоторых специалистов, эта самостоятельность пока не приносит [6].

В настоящее время проблема правового положения и регулирования дочерних юридических лиц и филиалов иностранных банков особенно актуальна в связи с решением вопроса о вступлении России в ВТО. Причиной многих дискуссий являлось требование США разрешить открывать филиалы иностранных банков на территории Российской Федерации.

Проблема появления филиалов иностранных банков вызвала неоднозначную реакцию российского общества. По мнению министра финансов России Алексея Кудрина, отказ от запрета на открытие филиалов иностранных банков в нашей стране ухудшит условия вступления России в ВТО. Первый заместитель Председателя Банка России А. Козлов полагает, что снятие запрета на открытие филиалов для иностранных банков создаст неравные условия конкуренции [5]. Глава Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Г. Греф также настаивает на сохранении запрета на открытие филиалов иностранных банков в РФ [1]. Президент АРБ Г. Тосунян заявил, что российские банки готовы к вступлению России в ВТО при условии соблюдения национальных интересов и приоритетов банковского сегмента.

Президент Российской Федерации В. Путин подтвердил, что правительство согласно с банковским сообществом в вопросе о том, что деятельность филиалов иностранных банков в Российской Федерации должна быть запрещена. По его словам, это связано не только с конкуренцией, но и с невозможностью в современных условиях отслеживать движение денег и капитала и с необходимостью борьбы с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путем [3].

Сегодня иностранным банкам разрешается создавать в России дочерние структуры, которые действуют в соответствии с российским законодательством, подчиняются Банку России и не имеют особых конкурентных преимуществ. В случае создания прямых филиалов иностранных банков их режим выгодно отличался бы от «дочек», поскольку филиалы не обязаны выполнять нормативы, отчитываться сразу в двух системах бухгалтерского учета, ежемесячно сдавать отчетность в Банк России. Глава российской делегации на переговорах по присоединению России к ВТО М. Медведков отметил, что дальнейшая либерализация деятельности иностранных банков, тем более открытие прямых филиалов, попросту опасна, поэтому неприемлема.

Тему свободного доступа на рынок филиалов иностранных банков связывают и с вопросами национальных приоритетов и экономической безопасности государства. Г. Тосунян обращает особое внимание на то, что банковская система — это не одна из отраслей экономики, а ее основа, без которой невозможно развитие ни одной отрасли, что нет ни одного влиятельного государства без мощной национальной банковской системы.

Существует и противоположный подход к проблеме появления в России филиалов иностранных банков. По мнению Константина Борового, «если мы не откроем нашу экономику для западных банков, она откроется сама, но каким-то уродливым способом, в результате низкой конкуренции российская банковская система стала своеобразным тромбом, который не позволяет нормально развиваться и работать отечественной экономике» [10]. Он считает, что если в России на месте банка, который умоляет Банк России дать ему шанс на существование, появится нормальный немецкий, американский или итальянский банк, будет лучше.

Зарубежное банковское сообщество достаточно спокойно отреагировало как на позицию России на переговорах по вступлению в ВТО относительно возможности открытия филиалов иностранных банков, так и на заявления официальных лиц по этому вопросу. Согласно официальным данным Банка России по состоянию на 05.09.2006, в России работает 121 банк с участием нерезидентов. Представители таких крупнейших банков, как Citibank, Raiffeisenbank, Deutsche bank, ABN AMRO, Societe Generate, ING Bank, BNP Paribas, «дочки» которых уже на протяжении порядка десяти лет успешно конкурируют с российскими банками, уверены, что запрет открытия филиалов иностранных банков никак не отразится на их дальнейшей работе.

С одной стороны, очевидно, что иностранные банки приносят новые технологии, демонстрируют уважение к законодательству и регулятивным нормам, то есть способствуют повышению уровня банковской и деловой культуры, усиление конкуренции способствует повышению качества обслуживания, расширению спектра услуг и снижению их стоимости. Однако поскольку в настоящее время в отношении российских банков действует масса ограничений и нормативов, регулирующих их деятельность, представляется правильным в случае предоставления иностранным банкам возможности открывать свои филиалы на территории России существенно изменить и правовое положение российских банков, чтобы поставить эти элементы банковской системы в равные условия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Греф стоит за запрет на открытие филиалов иностранных банков в РФ // РИА Новости. — 2006. — 17 февр. (www.rian.ru).

2. Запрет на открытие филиалов иностранных банков в России — это принципиальная позиция на переговорах о вступлении РФ в ВТО // Анализ, консультации и маркетинг. —2005. — 15 февр. (www.akm.ru).

3. Запрет несуществующих филиалов иностранных банков в России как предупреждение Америке // Прайм-ТАСС. — 2005. — 15 дек. (www.prime-tass.ru).

4. Заявление Правительства РФ № 983п-П13, ЦБ РФ № 01-01/1617 от 05.04.2005 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России. — 2005. — № 19. — 13 апр.

5. Снятие запрета на открытие филиалов иностранных банков неприемлемо // Открытая экономика. — 2005. — 27 окт. (www.opec.ru).

6. Лепетиков Д.В. Российская банковская система: что там, за горизонтом? // Банковское кредитование. — 2006. — № 1.

7. Правительство намерено установить запрет на открытие филиалов инобан-ков в РФ // Ведомости. — 2004. — № 113. — 1 июля.

8. Правительство РФ предлагает законодательно закрепить запрет на открытие филиалов иностранных банков // Анализ, консультации и маркетинг. —2004. — 30 июня, (www.akm.ru).

9. Романова Н. Забор в поле: Банк России не хочет давать квоты иностранному капиталу // Время новостей. — 2006. — № 63. — 12 апр.

10. Филиалы иностранных банков: быть или не быть? // Национальный банковский журнал. — 2006. — № 7.

LEGAL PROBLEMS OF FOREIGN BANKS INVOLVEMENT INTO THE BANK SYSTEM OF RUSSIA

S.V. Ozyumenko

The Department of Administrative and Financial Law Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia

The present article covers the legal problems of foreign banks involvement into the bank system of Russia, legal regulation of foreign banks as a part of the Russian banking system, necessity of amendment of the effective legislation of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.