Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ»

конференции, семинары, круглые стопы conferences, rounо turles, seminurs

Именно информационные технологии вносят определяющий вклад в трансформацию принципов подготовки юристов. Теперь они лишаются не только философского основания и не обращаются к тому, что лежит за пределами налично данного права. Наряду с этим устраняется и многообразие подходов. В конечном итоге дистанционное обучение предполагает единство логики, задаваемое с одной стороны используемым программным обеспечением, его возможностями и заложенной в нем логикой подачи материала. С другой стороны, это единство обеспечивается тем, что сама идея дистанционного обучения имеет в своей основе принцип единого центра обучения. Лишь в идиллической картине образовательного пространства рядом с крупными образовательными организациями будут существовать альтернативные мелкие центры обучения. В реальности логика дистанционного обучения приводит к формированию образовательных гигантов, контролирующих малым количеством игроков все образовательное пространство.

В конечном итоге это приводит к дистанционной монополии, задающей единую логику трактовки права, его исключительно позитивную данность вне этико-философских размышлений. Таким образом, от философского плюрализма как основы подготовки юристов, рассуждающих об этике и ищущих сущностные основания законов, мы приходим к роботизированным алгоритмам подготовки юриста-профессионала, на основе монополизированной трактовки фундаментальных принципов юриспруденции крупными образовательными центрами.

Горбачева Светлана Вячеславовна,

кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС

Правовые проблемы развития института общественных инициатив в России и пути их решения в контексте реализации политики памяти

Основным связующим звеном гражданина с государством выступает институт общественных инициатив. Необходимо признать, что общественные инициативы являются действенным политико-правовым механизмом, посредством которого преодолеваются возможные разногласия между властью и обществом. Появление общественной инициативы является требованием времени, поскольку без разрешения противоречий между гражданами и государством невозможно дальнейшее развитие общества. Становление института общественных инициатив берет свое начало с самых ранних периодов возникновения прямой демократии в целом, которая выражается в реализации первых ее форм, а значит политики памяти.

Проблеме участия граждан в управленческой деятельности государства в настоящее время уделяется все больше внимания. Деятельность государственных органов ориентирована на сохранение и упрочнение общественных связей. Институт общественных инициатив играет важную роль в построении демократического государства и эффективной системы государственного управления. Статья 3 Конституции Российской Федерации включает в себя принцип народовластия, который стал основой проявления различных форм реализации общественных инициатив граждан. Конституционно-правовое преобразование форм общественных инициатив граждан положило начало комплексного исследования всех форм вовлечения граждан в политическую жизнь государства. Особое значение в развитии данного института имеет и международный опыт, поскольку в России общественные инициативы законодательное оформление получили относительно недавно. Так, во Всеобщей декларации прав человека закреплено: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей»1. Понятие общественной инициативы закрепляется в Указе Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» как «предложения граждан Российской Федерации по вопросам соци-

1 Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ecad53d18192826d26cae3000ff90fa 3e01b769b/ (дата обращения: 05.11.2021).

конференции, семинары, круглые стопы conferences, rounо turles, seminurs

ально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» и отвечающие установленным Правилами требованиям»1. Принятие данного Указа является большим шагом вперед относительно демократизации общества и взаимодействия граждан и государственных и муниципальных органов. Указ содержит этапы рассмотрения общественной инициативы, причины отказа в рассмотрении инициативы и количество голосов, необходимое для рассмотрения инициативы. Кроме понятия общественной инициативы, данный документ содержит цензы представления общественной инициативы.

Данный институт является одной из основ построения демократического общества. Он позволяет участвовать гражданам в управлении государством, а государству получать обратную связь от граждан и лучше понимать желание общества.

В настоящее время выделяют следующие формы общественных инициатив:

— правотворческая инициатива граждан;

— законодательная инициатива граждан;

— обращение граждан в органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Каждая форма позволяет гражданам участвовать в делах государства и фактически осуществлять свои конституционные права. Но каждая из форм содержит проблемы, которые необходимо решать, чтобы усовершенствовать систему подачи и рассмотрения общественных инициатив на всех уровнях власти.

Основной проблемой правотворческой инициативы граждан (подача инициативы на местном уровне) является слишком большое число инициативной группы, необходимой для подачи инициативы. В статье 26 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что «минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом»2.

В анализируемой форме общественной инициативы число граждан инициативной группы устанавливается с учетом особенностей развития муниципального образования. Такое ограничение объясняется желанием законодателя ограничить возможность подачи инициативы, которая будет удовлетворять требования узкого круга лиц. Но, с другой стороны, данное положение усложняет процедуру подачи инициативы и уменьшает возможность принятие ее к рассмотрению. Предлагается внести изменения в статью 26 и урегулировать положение о возможности внесения инициативы на рассмотрения единолично. При одобрении инициативы представительным органом данная инициатива выносится на голосование народа. В данном случае необходимо установить определенное число голосов, наличие которых позволит принять инициативу. Количество голосов может быть выражено как в процентном отношении, так в абсолютном. Видится возможным, выражение числа голосов в процентном отношении к общему количеству проживающих в муниципальном образовании.

По мнению В. В. Комаровой, «несмотря на то, что установление абсолютного числа граждан значительно упрощает дело, поскольку освобождает инициативную группу и представительный орган власти (или избирательную комиссию) от необходимости вычисления процентного отношения и ведения споров, от какого числа избирателей необходимо вычислять конкретный процент»3.

Сформированное процентное соотношение позволит наиболее всесторонне увидеть ситуацию и установить число голосующих с учетом демографических изменений. Кроме того, статья 26

1 О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»: указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г № 183. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142909/942772dce30cfa3 6b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 05.11.2021).

2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ: принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г, редакция от 30 сентября 2021 г URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/b4b9946f11d8e4758077c93f210340ab91e26b0c/ (дата обращения: 05.11.2021).

3 Комарова В. В. Народная правотворческая инициатива (история и практика регулирования в регионах). М., Юрист. 1999. № 1. С. 33-38. URL: http://www.lslg.ru/lslg/export/sites/lslg/ru/publications/articles/komarova_05. html, (дата обращения: 05.11.2021).

конференции, семинары, круглые столы conferences, rounо tubles, seminurs

Федерального закона № 131-Ф3 содержит положение о том, что «в случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом»1. Видится возможным, изменить данное положение, чтобы обязать муниципальные образования в обязательном порядке принимать нормативные акты, касающиеся принятия правотворческой инициативы. Данное изменение должно быть принято, так как Федеральный закон № 131 не содержит конкретной процедуры и определенного круга вопросов, по которым может приниматься правотворческая инициатива. Кроме того, порядок реализации правотворческой инициативы должен приниматься с учетом исторических и экономических особенностей данного муниципального образования.

Одной из проблем является отсутствие законодательного регулирования законодательной инициативы на уровне региона. В данном случае единственным возможным вариантом решения проблемы является принятие федерального закона, который позволит заложить основу дальнейшего развития законодательства субъектов, так как в данный момент регионы самостоятельно регулируют вопрос относительно законодательной инициативы. Данный закон включит в себя 6 статьей, в которых будет определяться понятие законодательной инициативы, основные принципы ее реализации. Кроме этого, данный закон будет включать в себя процедуру принятия законодательной инициативы: способ ее подачи, условия рассмотрения представительным органом субъекта и сроки. Еще одним положением, которое будет содержаться в данном законе, является статья о круге вопросов, которые можно выносить на рассмотрение в виде законодательной инициативы. Кроме того, данный закон будет содержать положение об ответственности за его нарушение.

Еще одной проблемой является отсутствие законодательного регулирования коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данная проблема актуальна в наше время, так как вопросы, о которых все чаще заявляют граждане, являются масштабными и охватывают широкий круг лиц, и в этот момент законодательство нуждается в форме коллективных обращений, которыми могут стать петиции. Понятие петиции не установлено законом, но словарь А. П. Евгеньевой определяет ее как «официальную коллективную просьбу в письменной форме, обращенную к органам власти, к главе правительства, коллективное ходатайство»2. Петиция является отличным способом удовлетворения потребности граждан в коллективных обращениях и упрощения обработки этих обращений органами власти. Видится приемлемым включение данного положения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ как одну из важнейших форм обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.

Еще одной проблемой является наличие дублирования инициатив. Наличие таких инициатив уменьшает возможность поддержки обеих инициатив, так как происходит распыление голосов. Данная проблема может быть решена посредством использования системы ссылок на аналогичные инициативы. На основании проведенного анализа констатируем, что институт общественных инициатив активно развивается в настоящее время. Он является одной из основ демократического построения государства, но в тоже время данный институт имеет ряд проблем, требующих оптимального поиска путей их решения.

Внесение изменений в статью 26 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 (редакция от 30 сентября 2021 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие федерального закона относительно законодательной инициативы и законодательное закрепление петиции как одной из форм обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления будут являться большим шагом вперед в развитии законодательства об общественных инициативах, а также позволит усовершенствовать систему подачи и рассмотрения гражданских инициатив, что позволит органам власти оптимизировать свою работу, а гражданам больше возможностей для участия в жизни государства.

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон № 131-ФЗ: принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г: редакция от 30 сентября 2021 г. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/b4b9946f11d8e4758077c93f210340ab91e26b0c/ (дата обращения: 05.11.2021).

2 Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.