Научная статья на тему 'Правовые проблемы обеспечения финансовой безопасности и устойчивости бюджетной системы России и стран ЕАЭС'

Правовые проблемы обеспечения финансовой безопасности и устойчивости бюджетной системы России и стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FINANCIAL SECURITY / BUDGET CODE / STANDARDS OF BUDGETARY SECURITY OF THE EAEU COUNTRIES / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС / СТАНДАРТЫ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАН ЕАЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боев Илья Валерьевич

В статье с научных позиций рассмотрены концепции правового регулирования финансовой безопасности в России и странах ЕАЭС. Подчеркнуто, что обеспечение финансовой безопасности национальными и межгосударственными мерами, предотвращающими угрозы вредоносного воздействия на финансовую систему. Показана актуальность усиления эффективности планирования бюджетов. Критически рассмотрены международные стандарты бюджетного регулирования МВФ и ОЭСР. Отмечено формирование единых стандартов устойчивости бюджетных систем стран ЕАЭС. Усиление контроля за расходами бюджетов выступает как важнейшее направление обеспечения финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal problems of ensuring financial security and sustainability of the budget system of Russia and the countries of EAEU

The article examines the concepts of the legal regulation of financial security in Russia and the countries of the EAEU. It is emphasized that the provision of financial security objectives is justified by national and interstate measures, which prevent threats to the threats to the financial system from affecting the financial system. The urgency of strengthening the effectiveness of budgeting is shown. The international standards of budgetary regulation of the IMF and OECD are critically examined. Formation of uniform standards of sustainability of the budget systems of the EAEU countries was noted. Strengthening control over expenditures of budgets acts as the most important direction for ensuring financial security. The article examines the concepts of the legal regulation of financial security in Russia and the countries of the EAEU. It is emphasized that the provision of financial security objectives is justified by national and interstate measures, which prevent threats to the threats to the financial system from affecting the financial system. The urgency of strengthening the effectiveness of budgeting is shown. The international standards of budgetary regulation of the IMF and OECD are critically examined. Formation of uniform standards of sustainability of the budget systems of the EAEU countries was noted. Strengthening control over expenditures of budgets acts as the most important direction for ensuring financial security.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы обеспечения финансовой безопасности и устойчивости бюджетной системы России и стран ЕАЭС»

Правовые проблемы обеспечения финансовой безопасности и устойчивости бюджетной системы России и стран ЕАЭС

БОЕВ ИЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

помощник депутата Государственной Думы Российской Федерации Комитета по международным делам Боташева Расула Борисовича (на общественных началах), магистр программы международного финансового права МГИМО (У) МИД России выпуска 2018 года

Аннотация: В статье с научных позиций рассмотрены концепции правового регулирования финансовой безопасности в России и странах ЕАЭС. Подчеркнуто, что обеспечение финансовой безопасности национальными и межгосударственными мерами, предотвращающими угрозы вредоносного воздействия на финансовую систему. Показана актуальность усиления эффективности планирования бюджетов. Критически рассмотрены международные стандарты бюджетного регулирования МВФ и ОЭСР. Отмечено формирование единых стандартов устойчивости бюджетных систем стран ЕАЭС. Усиление контроля за расходами бюджетов выступает как важнейшее направление обеспечения финансовой безопасности.

Ключевые слова: финансовая безопасность, устойчивость бюджетной системы, бюджетный кодекс, стандарты бюджетной обеспеченности стран ЕАЭС.

Legal problems of ensuring financial security and sustainability of the budget system of Russia and the countries of EAEU

BOEV ILYA VALEREVICH,

Assistant to the Deputy of the State Duma Russian Federation Committee on Foreign Affairs BetasNeva Rasula Borisovicha (on a voluntary basis), Master of the International Financial Law Program of MGIMO fll) of the Russian Ministry of Foreign Affairs of the year 2018

Abstract: The article examines the concepts of the legal regulation of financial security in Russia and the countries of the EAEU. It is emphasized that the provision of financial security objectives is justified by national and interstate measures, which prevent threats to the threats to the financial system from affecting the financial system. The urgency of strengthening the effectiveness of budgeting is shown. The international standards of budgetary regulation of the IMF and OECD are critically examined. Formation of uniform standards of sustainability of the budget systems of the EAEU countries was noted. Strengthening control over expenditures of budgets acts as the most important direction for ensuring financial security.

Keywords: financial security, stability of the budget system, budget code, standards of budgetary security of the EAEU countries

Концептуальные подходы к определению финансовой безопасности

В соответствии со Стратегией национальной безопасности «национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»1.

Под угрозами национальной безопасности России и стран ЕАЭС в экономической сфере понимаются такие тревожные тенденции, как «сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно- финансовых отношений, а также незаконной миграции»2.

«Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут оказать дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе»3.

Учеными неслучайно уделяется пристальное внимание изучению вышеназванного института, так как легального понятия, кроме данного в официальных документах определения «национальная безопасность», не содержится. Эта проблема, безусловно, усложняет задачу для субъ-

ектов правоотношений, обеспечивающих национальную безопасность.

Важность правового регулирования финансовой безопасности государства по отношению к иным видам национальной безопасности объясняется тем, что государство, не обеспечившее защиту финансовой системы, никогда не достигнет состояния безопасности в других сферах его деятельности.

Финансовую безопасность часто рассматривают как категорию, относящуюся к государству, обществу, личности, организациям, когда финансовая безопасность выступает как создание условий устойчивого функционирования финансовой системы и финансовых рынков государства, предотвращающих возникновение финансовых кризисов, дефолтов, финансовых пирамид, нелегальных финансовых потоков, информационных неполадок банковских систем кредитования и расчетов, включая другие виды нарушения кредитно-денежного обращения.

Данное определение, хотя и является сложным, может быть оправданно с точки зрения экономико-правового подхода к институту бюджетной безопасности, обеспечивающего защищенность финансовой системы государства от различных угроз в области бюджетной деятельности, налогообложения, а также валютных отношений и денежно-кредитной системы.

Иногда безопасность воспринимается не как состояние, а как «условия, процесс, способность», что не отражает защищенность участников финансовой деятельности с точки зрения финансовой безопасности. Можно определить финансовую безопасность как способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на вну-

1 Пункт 7 Указа Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2 Пункт 55 Указа Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683.

3 Пункт 57 Указа Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683.

тренние и внешние отрицательные финансовые воздействия1.

Финансовая система и ее безопасность отражают такое состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных экономических интересов, гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовых отношений и процессов в государстве, готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов, поддержания социально-политической стабильности общества, а также формируются необходимые и достаточные

экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности2.

В большей степени содержанию института финансовой безопасности отвечает определение финансовой безопасности через механизм ее достижения и обеспечения, что отвечает назначению этого института, а отражение дефиниции финансовой безопасности государства в нормах финансового права поможет определиться с критериями оценки состояния защищенности финансовой системы страны.

Обеспечение финансовой безопасности государства осуществимо посредством ряда правовых средств, с одной стороны, ограничивающих поведение индивидуальных или коллективных субъектов финансового права при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, а с другой - направленных на предотвращение вредоносного воздействия на финансовую систему страны различного рода угроз, в том числе криминального характера.

Процессуально-правовые средства обеспечения финансовой безопасности

Большое значение в правовом регулировании обеспечения финансовой безопасности стран ЕАЭС имеют процессуально-правовые средства. Хотя в законодательстве стран ЕАЭС о финансовых процедурах контроля и процедурах финансово-правового принуждения имеются отдельные расхождения, общие меры процессуального принуждения в сфере обеспечения безопасности и меры ответственности, применяемые к нарушителям законодательства, регулируются схожими институтами. При этом следует учитывать, что

если в основании ответственности лежит факт совершения финансового или иного экономического правонарушения, то применение мер финансово-процессуального принуждения всегда связывается с фактом правонарушения, если оно угрожает финансовой безопасности.

Меры бюджетного контроля позволяют определить источник опасности для финансовой системы и ее стабильности и выявить угрозы нормальному функционированию финансовой системы. Эффективное обеспечение безопасности до-

1 Староверова О.В. Финансовая и налоговая безопасность как объект налоговых преступлений. URL: http://www.nauka-pravo.org/rn/ (дата обращения 07.05.2018).

2 Олейников Е.Н. Экономическая и национальная безопасность: учебник. М.: Экзамен, 2005. С. 171.

стигается четким установлением в финансовом и ином законодательстве условий и порядка применения мер обеспечения финансовой безопасности.

Меры безопасности - это вид принудительного воздействия, предусмотренного действующим законодательством в целях предупреждения совершения общественно опасных деяний. Процессуально-правовые средства обеспечения финансовой безопасности охватываются понятием «меры финансовой безопасности», под которым следует понимать ограничения, применяемые уполномоченными органами власти к субъектам, обязанным соблюдать финансовую дисциплину, используемые для обеспечения защищенности финансовой системы и нейтрализации источников опасности.

Обеспечение безопасности, по общему правилу, следует рассматривать как деятельность по защите объектов (общего и непосредственного) специально уполномоченными субъектами. В рамках данной деятельности возникают особые правоотношения, отражающие связь ее элементов, основанные на механизме реализации прав и обязанностей субъектов.

Например, в соответствии со ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются такие бюджетные меры принуждения, как: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюд-

жета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и др.1 Как видим, в правоотношениях по привлечению к ответственности нарушителей бюджетного законодательства ярко выражена бюджетная правосубъектность участников бюджетных правоотношений (в том числе материальных) во взаимосвязи с объектом бюджетного правоотношения.

Следовательно, в процессуальных правоотношениях по обеспечению безопасности бюджетной сферы можно выделить: объект безопасности - бюджетная система (непосредственный объект - бюджетные средства); субъектов, обеспечивающих состояние защищенности бюджетной системы, и субъектов, обязанных выполнять правила безопасности; процессуально-правовые средства обеспечения безопасности бюджетной системы.

Учитывая, что процессуальные правоотношения, по сути, носят властный характер, процессуально-правовые средства обеспечения финансовой безопасности обеспечивают реализацию мер финансовой безопасности через принудительный механизм. К тому же меры финансовой безопасности направлены исключительно на защиту финансовых интересов участников финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Так, соблюдение расчетной дисциплины, законодательства, регулирующего денежное обращение непосредственным образом, отражается на темпах экономического роста и обеспечивает эффективное функционирование финансовой системы, поскольку все ее звенья взаимосвязаны движением денежных средств2.

1 Статья 306.2 Бюджетного кодекса РФот 31.07 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 28.12.2017 г.).

2 Саттарова Н.А. Место категории «принуждение» в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. № 12. С. 14-16.

Полагаем, что процессуальный режим обеспечения финансовой безопасности: 1) является совокупностью процессуальных средств во взаимодействии, обеспечивающих состояние защищенности всех элементов финансовой безопасности; 2) основан на правовых нормах, регламентирующих условия и порядок применения мер финансовой безопасности; 3) характеризуется применением государственного принуждения; 4) непо-

средственно связан с деятельностью участников финансовых правоотношений.

Особенность применения процессуально-правовых средств обеспечения финансовой безопасности заключается в том, что правовые средства, используемые государством в механизме обеспечения финансовой безопасности, опосредованы многообразием экономических и финансовых отношений, призваны обеспечить эффективность рассматриваемой сферы деятельности государства и способствовать соблюдению финансовой дисциплины государством и хозяйствующими субъектами. Так, правовыми средствами системы мер финансовой безопасности необходимо считать правовые акты, которые используются уполномоченными органами государственной (муниципальной)власти для ее обеспечения. К их числу следует относить правовые акты, регулирующие особую сферу финансовых, денежно-расчетных отношений, уязвимых и подверженных внутренним и внешним угрозам.

Безопасность — это процесс, а не результат: вопросы стратегического планирования в бюджетных отношениях

Обеспечение безопасности является процессом, у которого должна быть результативность, поскольку обеспечение финансовой безопасности представляет собой целую систему специфичных мер, отличных от общих мер управления финансами, направленных прежде всего на укрепление финансовой дисциплины, в основе которой лежит исполнение закрепленных в законодательстве прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Исходя из изложенного, финансовую безопасность можно выделить как основную часть экономической безопасности. Требуется правовое регулирование финансовой безопасности государства. Существование финансовой безопасности государства как объекта правового регулирования важно для участников различных отношений,

главным образом урегулированных нормами финансового и административного права.

Необходимость правовой регламентации указанной категории обусловлена потребностью конкретизации задач и целей субъектов финансовых правоотношений, обеспечивающих защищенное состояние финансовой системы государства. Обеспечение финансовой безопасности государства будет способствовать устойчивому развитию финансовых отношений, участниками которых выступают различные хозяйствующие субъекты.

С точки зрения обеспеченности бюджетных расходов и бюджетной безопасности особенно актуально регулирование планирования бюджетных ассигнований в Бюджетном кодексе РФ. Объем бюджетных ассигнований на финансовое

обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ «стратегическое планирование означает деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»1.

Следует отметить, что сами по себе расходы бюджета не имеют особой значимости, поскольку исходя из законодательного определения они представляют собой лишь денежные средства, выплачиваемые из бюджета, т.е. законодатель представляет их исключительно в узком понима-

нии и сосредоточивает свое внимание лишь на процессуальной стороне. Однако для определения сущности расходов в большей степени интересны те элементы, на основании которых и происходят формирование и выплата вышеуказанных средств. Речь идет прежде всего о расходных обязательствах, обоснованиях расходов главными распорядителями, позволяющих определить расходы бюджета в широком их понимании.

Законодательно установленное требование по составлению главными распорядителями средств федерального бюджета соответствующих обоснований бюджетных ассигнований является одним из способов обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации и объясняет необходимость осуществления и прозрачности бюджетных расходов. Главные распорядители бюджетных средств в целях дальнейшего повышения самостоятельности главных распорядителей с одновременным повышением их ответственности за эффективное использование бюджетных ассигнований в настоящее время имеют право осуществлять внесение изменений в сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств одновременно с изменением показателей бюджетных обоснований и на их основании.

Повышение эффективности расходов бюджетной системы Российской Федерации и государств — членов ЕАЭС как мера обеспечения финансовой безопасности

В аспекте обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации и стран ЕАЭС следует разрабатывать на государственном и межгосударственном уровне общие унифицированные правовые подходы, обеспечивающие защитные и сдерживающие механизмы для корректировки расходования средств бюджета с учетом стратегического планирования и не позволяющие бездумно и безответственно вводить

1 Статья 3 Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ Российской Федерации».

новые виды расходов или увеличивать уже существующие.

К таким подходам в странах ЕАЭС относятся закрепление правового режима иммунитета бюджета; установление императива в отношении содержания норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств; установление ограничения по срокам внесения изменений в закон о бюджете,

(ред. от 31.12.2017 г.) «О стратегическом планировании в

формирование бюджетных расходов с учетом межгосударственных программ сотрудничества по направлениям, определенным стратегиями развития и сотрудничества стран ЕАЭС, в частности, в области цифровой экономики1.

Данные защитные механизмы являются общими и могут быть применены к любым видам расходов бюджета. При этом следует оговориться, что в отношении отдельных видов расходов могут устанавливаться и иные особые условия и режимы расходования.

Изложенное приводит к выводу, что совершенствование правового регулирования расходов бюджета в целях обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации и стран ЕАЭС целесообразно осуществлять по двум направлениям: актуализация и совершенствование форм и механизмов осуществления расходов и повышение эффективности расходования бюджетных средств. При этом обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является условием эффективного функционирования бюджетной системы и реализации государственной политики в целом. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых рас-

ходных обязательств следует рассматривать после соответствующей оценки их эффективности по внутренним нормативам бюджетной обеспеченности стран ЕАЭС и после оценки их с точки зрения эффективности реализации стратегических документов ЕАЭС о сотрудничестве по формированию единого финансового и экономического пространства, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие внешние и внутренние расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации в заданных бюджетных ограничениях.

В условиях ограниченности источников общих доходов бюджета ЕАЭС и постоянного возрастания потребностей государств ЕАЭС, требующих финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы, особое значение приобретает эффективное расходование средств бюджетов.

В современных условиях эффективность расходов бюджета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации получает обеспечение и регулирование на основе нормативных правовых актов, программных и иных документов2. Поэтому эффективность бюджетов можно рассматривать как результативность обеспечения целевого назначения расходов бюджетов в экономическом и правовом контексте. Таким образом, в правовых нормах предусматриваются общеобязательные правила бюджетной дисциплины, которые обеспечивают достижение эффективности бюджетных доходов и расходов. В этом смысле обеспечение бюджетной безопасности выступает гарантией эффективности регулирования комплекса отношений бюджетной доходно-расходной сбалансированности, бюджетной обеспеченности и дефицита бюджета.

1 Решение Совета Евразийской Экономической комиссии от 22.08.2017 г. № 100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года». http://docs. cntd.ru/document/556173309

2 Соколов И.А. Доклад «Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ» // Финансовый журнал. 2014. № 2; Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. М.П. Афанасьева; предисл. А.Л. Кудрина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014.

Международные и национальные стандарты бюджетной эффективности в контексте бюджетной безопасности

Эффективность бюджетно-правового регулирования как меры обеспечения финансовой безопасности тесно связана с обеспечением целевого и рационального использования бюджетных средств, поскольку под целевым использованием понимается установленное законом о бюджете направление расходования средств, а под рациональным использованием бюджетных средств - выбор результативного, т.е. эффективного варианта выполнения поставленной задачи или решения какой-либо проблемы бюджетных расходов.

Следует подчеркнуть, что для теории и практики эффективного бюджетного распределения финансовых средств в странах ЕАЭС важно выработать собственные единые стандарты бюджетной прозрачности и обеспеченности экономического развития стран ЕАЭС, которые на мировом уровне уже разработаны и предложены ОЭСР, МВФ, Всемирным банком, Советом финансовой стабильности. Несмотря на то, что рекомендации и стандарты, касающиеся открытости, прозрачности в бюджетной сфере, разрабатываемые международными глобальными финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный банк, Совет Финансовой стабильности, носят глобальный характер, их цель заключается в контроле за движением бюджетных средств государств, а не в поддержке эффективности бюджетного финансирования для развития.

Хотя кодексы, руководства и рекомендации этих организаций не носят обязательного характера, их использование воспринимается как «соблюдение стандартов лучшей практики»1. К ним

относятся: Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (МВФ), включающее Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (Кодекс надлежащей практики МВФ), и Лучшая практика ОЭСР по обеспечению прозрачности бюджета (Лучшая практика ОЭСР)2.

Однако международная практика показывает, что глобальные стандарты рациональности, прозрачности и эффективности использования бюджетных средств не всегда совпадают с интересами государств мира в области их экономического роста. Думается, поэтому не все стандарты ОЭСР, МВФ настолько гибкие и универсальные, что обеспечивают для всех эффективное бюджетное регулирования.

Предполагаются возможные варианты отбора для стран ЕАЭС так называемых глобальных бюджетных стандартов результативности: 1) рациональный и эффективный (выбран оптимальный путь решения проблемы, соблюден принцип эффективности бюджетных средств); 2) рациональный, но неэффективный (выбран оптимальный путь решения проблемы, но принцип эффективности использования бюджетных средств не соблюдается); 3) нерациональный, но эффективный (принцип эффективности использования бюджетных средств соблюден в рамках выбранного пути решения, но не является наилучшим среди имеющихся); 4) нерациональный и неэффективный (выбранный путь не представляется самым оптимальным, при его реализации не был соблюден принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств).

Безусловным преимуществом среди мер обеспечения бюджетной безопасности в регулиро-

1 Голованова Н.В. Оценка открытости (прозрачности) бюджетной системы: обзор международного и российского опыта // Финансовый журнал. 2015. № 3. http://www.nifi.rU/images/FILES/Journal/Archive/2015/3/statii/ll.pdf

2 OECD Best Practices for Budget Transparency http://www.oecd.org/governance/budgeting/ Best Practices Budget Transparency http://www.oecd.org/gov/budgeting/best-practices-budget-transparency.htm. 18.02 2015.

вании бюджетов является установление определенных видов расходов в соответствии с их классификацией по индикаторам эффективности, что дает возможность их проверки в процессе исполнения.

Однако, на наш взгляд, при рассмотрении эффективности бюджетов под таким углом не учитывается специфика бюджетно-правовой сферы, для которой важны еще качественная составляющая бюджетного регулирования и отложенный результат исполнения бюджета. То есть не всегда можно говорить о бюджетной эффективности при достижении результата, когда при экономии бюджетных средств произошло снижение качества. Чтобы определить результативность и эффективность исполнения бюджета, например, в части бюджетного финансирования инвестиционного проекта, необходимо проверить не только соответствие бюджетному законодательству, но и качественную составляющую расходной части.

Бюджетный кодекс РФ в ст. 34 устанавливает стандарты и принципы обеспечения и контроля эффективности использования бюджетных средств. Однако методы оценки эффективности выделения, расчета, расходования, перераспределения бюджетных средств как процессуальные моменты бюджетных отношений не регламентированы.

Это приводит к снижению уровня финансового и бюджетного контроля, для которого требуются системные организационно-правовые и финансово-информационные меры, направленные на обеспечение эффективности расходов бюджета.

Стандарты и единые критерии эффективности бюджетного финансирования отсутствуют, на что обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию от 01.03.2018 г., обозначив отсутствие четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов как одну из проблем бюджетной политики1.

Установление единых стандартов (критериев, принципов) эффективности расходования бюджетных средств для контролирующих органов будет способствовать единообразному пониманию эффективности не только контролирующими органами, но и всеми субъектами, получающими бюджетные средства, что, несомненно, будет влиять на качество соблюдения ими финансовой дисциплины в своей деятельности.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_291976/

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 03.08.2018 г.).

4. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

5. Решение Совета Евразийской Экономической комиссии от 22.08.2017 г. № 100 «Об утверждении

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/

Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года». http://docs.cntd.ru/ document/556173309

6. Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (МВФ), Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (Кодекс надлежащей практики МВФ).

7. Лучшая практика ОЭСР по обеспечению прозрачности бюджета (Лучшая практика ОЭСР) OECD Best Practices for Budget Transparency http://www.oecd.org/ gov/budgeting/best-practices-budget-transparency.htm

8. Арбатская Ю.В. Проблемы реализации принципа эффективности в бюджетном праве // Академический юридический журнал. 2013. № 1 (51).

9. Болтинова О.В. К вопросу о повышении эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации // Актуальные проблемы рос. права. 2014. N 3.

10. Голованова Н.В. Оценка открытости (прозрачности) бюджетной системы: обзор международ-

ного и российского опыта // Финансовый журнал. 2015. № 3. http://www.nifi.rU/images/FILES/Journal/ Archive/2 015/3/stati i/ll.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Староверова О.В. Финансовая и налоговая безопасность как объект налоговых преступлений. URL: http://www.nauka-pravo.org/rn/

12. Саттарова Н.А. Место категории «принуждение» в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. № 12. С. 14-16.

13. Соколов И.А. Доклад «Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ» // Финансовый журнал. 2014. № 2.

14. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. М.П. Афанасьева; предисл. А.Л. Кудрина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014.

15. Пономарева К.А. Неэффективное использование бюджетных средств по законодательству России и Германии // Юрист. 2013. № 13. С. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.