Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налогообложение / интернет-магазин / интернет-экономика / проблемы налогообложения / объект налогообложения / налогово-правовой статус субъекта / правовое регулирование / taxation / online store / Internet economy / taxation problems / object of taxation / tax and legal status of the subject / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондрашова Анастасия Дмитриевна, Круглова Юлия Борисовна

В статье раскрывается сущность электронной интернет-торговли в правовом аспекте, анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие электронные формы торговли в части, касающиеся исчисления и уплаты налога, изучаются отдельные налоговые правоотношения в условиях цифровизации, и перспективы изменения системы регулирования налогообложения цифровой торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CHALLENGES OF TAXATION OF ELECTRONIC INTERNET TRADE

The article reveals the essence of electronic Internet commerce in the legal aspect, analyzes the legal acts regulating electronic forms of commerce in terms of legal relations for the calculation and payment of tax, studies certain tax legal relations in the context of digitalization, and the prospects for changing the system of regulation of taxation of digital goods.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ»

УДК 347.7+336.22+336.02

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

Кондрашова Анастасия Дмитриевна

магистрант,

ФГБОУ ВО « Ульяновский государственный университет»,

Ульяновск, Россия E-mail: ya.n792@yandex.ru

Научный руководитель: Круглова Юлия Борисовна

к. ю. н., доцент кафедры государственного и административного права, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»,

Ульяновск, Россия E-mail: ya.n792@yandex.ru

LEGAL CHALLENGES OF TAXATION OF ELECTRONIC

INTERNET TRADE

Kondrashova Anastasia Dmitrievna

Master's student, Ulyanovsk State University,

Ulyanovsk, Russia E-mail: ya.n792@yandex.ru

Scientific supervisor: Kruglova Julia Borisovna

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and Administrative

Law,

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia E-mail: ya.n792@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается сущность электронной интернет-торговли в правовом аспекте, анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие электронные формы торговли в части, касающиеся исчисления и уплаты налога, изучаются отдельные налоговые правоотношения в условиях цифровизации, и перспективы изменения системы регулирования налогообложения цифровой торговли.

Abstract. The article reveals the essence of electronic Internet commerce in the legal aspect, analyzes the legal acts regulating electronic forms of commerce in terms of legal relations for the calculation and payment of tax, studies certain tax legal relations in the context of digitalization, and the prospects for changing the system of regulation of taxation of digital goods.

Ключевые слова, налогообложение, интернет-магазин, интернет-экономика, проблемы налогообложения, объект налогообложения, налогово-правовой статус субъекта, правовое регулирование.

Keywords: taxation, online store, Internet economy, taxation problems, object of taxation, tax and legal status of the subject, legal regulation.

В современных условиях электронная интернет-торговля - эта одна из наиболее интенсивно развивающихся областей экономических отношений, имеющая существенное значение для развития малого и среднего бизнеса.

Негативное воздействие на товарообмен ограничений периода пандемии способствовало поиску новых форм и методов в торговых процессах, потенциал электронной торговли был заложен еще в допандемийный период, но полностью реализовываться стал только сейчас [9, с. 129].

В период пандемии электронная торговля показала существенный рост -анализ статистической отчетности ФТС показывает, что в 2020 году произошло удвоение доли онлайн-продаж в обороте розничной торговли [17].

135

Однако проблемы налогообложения интернет-торговли все еще остаются нерешенными: не выработан единый понятийный аппарат и признаки электронной торговли, существуют проблемы с определением налогово-правового статуса субъектов такой торговли [11, с. 183].

На международном уровне существует проблема однозначного установления юрисдикции интернет-магазина, что в отдельных случаях приводит к двойному налогообложению [10, с. 52].

Еще одна проблема - затрудненность определения предмета электронной торговли, в тех случаях, когда он является цифровым товаром (к примеру, виртуальные товары в онлайн-играх, покупаемые за реальные денежные средства) [6, с. 14-15].

Сегодня налоговое законодательство не выделяет в разделе «участники отношений» таких субъектов, как налогоплательщики, извлекающие прибыль посредством электронной интернет-торговли [11, с. 185]; все они имеют статус налогооблагаемых субъектов, исчисление и взимание налогов осуществляется на общих основаниях.

Таким образом, субъекты интернет-торговли в общем случае обязаны уплачивать НДС (который в полной сумме, в соответствии с НК РФ, поступает в федеральный бюджет), НДФЛ в случае ИП (который, согласно ст. 56 и 61 БК РФ поступает в региональный (85%) и местный (15%) бюджеты), налог на прибыль организаций (3% в федеральный бюджет и 17% в региональный), а также налог на имущество [2].

Альтернативой является упрощенная система налогообложения, доступная для предприятий малого, среднего бизнеса (полностью зачисляется в бюджет субъекта), и патентная система.

При этом патентная система в настоящее время не оперирует понятием «интернет-торговля», а при приобретении патента на розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети организация может только «дублировать» ассортимент онлайн, что, впрочем, само по себе уже оценивается как инновация [16, с. 2234].

Кроме того, существенным для всех форм налогообложения аспектом является оценка доходов организации, под которыми подразумевается выручка от реализации продукции собственного производства, работ и услуг, выручка от реализации ранее приобретенных товаров или выручка от реализации имущественных прав.

Сложности в случае с электронной онлайн-торговлей возникают с определением сущности продукции виртуального товара. Неопределенным является вопрос возникновения обязательства по уплате НДС с товаров, проданных внутри виртуальных пространств, к примеру, онлайн игр (виртуальные внутриигровые предметы, но не только). Вопрос необходимости законодательного определения статуса виртуальных объектов неоднократно поднимался в современных социально-экономических исследованиях [13, с. 16].

По данным аналитиков, российский рынок внутриигровых предметов оценивается в 450 миллионов долларов (порядка 35 миллиардов рублей) [18], и в данный момент этот сегмент законодательно не регулируется.

Существенной для региональных бюджетов является проблема регистрации субъектов Интернет-торговли в иных регионах - что приводит к диспропорциональному распределению налога на прибыль организаций, на основе применения инвестиционных льгот внутри субъекта [8, с. 121].

В целом в настоящее время понятие «Интернет-торговля» закреплено только в Национальном государственном стандарте РФ ГОСТ 513-03-2013, и под ней подразумевается «...форма электронной торговли, при которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи, а также сообщение продавцу о намерении купить товар происходят посредством информационно-коммуникационной среды Интернет.» [4].

Однако применение национального стандарта в целях налогообложения может быть оспорено в суде, поскольку в ст. 1 НК РФ четко оговорен перечень актов, которые входят в понятие «законодательство о налогах и сборах», в него входят сам НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Анализ части второй НК РФ свидетельствует, что законодатель не устанавливает особых требований к порядку и методам уплаты налогов для субъектов интернет-торговли, которые, однако, являются специфической формой экономической деятельности.

Помимо отсутствия единого механизма законодательного регулирования налогообложения в России отсутствуют процедуры мониторинга, контроля, учета налогооблагаемой базы электронной торговли [15, с. 85].

В российской юридической науке к анализу правового регулирования электронной интернет-торговли обращались Дамаскин О.В., Косовец А.А., Клименко С.В., Морозов А.Г., Соловьев С.В., Медведев И.Г., Морозов А.Г., Соловьев И.Н., Тедеев А.А. и многие другие.

Он, в частности, писал о необходимости разработки общей универсальной системы мер регулирования всех сфер электронной экономической деятельности.

Тедеев А.А. связывал это с тем, то проблемы налогообложения возникают из-за «.. .концептуальной невозможности применения к таким субъектам права норм действующего российского законодательства о налогах и сборах в силу невозможности осуществления контроля за их деятельностью и объема извлекаемой прибыли.» [14, с. 13-17].

Отметим, что в указанной диссертации речь шла исключительно об основной форме налогообложения, но не об упрощенной или патентной системе, которые являются перспективной формой налогообложения интернет-торговли в случае малого и среднего бизнеса, однако которые все еще не оперируют соответствующими понятиями.

Тем не менее, частично необходимый понятийный аппарат вводится (с 1 января 2017 года, ФЗ от 03.07.2016 №244-ФЗ [3]) ст. 174.2. «Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме», гл. 21 НК РФ.

Под оказанием услуг в электронной форме в указанном нормативно-правовом акте признается «.оказание услуг через информационно-

телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий.». В статье приводится перечень услуг, осуществляемых через сеть Интернет, которые могут облагаться налогом. К ним, в частности, относятся [2]:

- предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры);

- оказание рекламных услуг, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети Интернет;

- оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Однако этот нормативно-правовой акт не разрешает вопросы определения налоговой юрисдикции (в том числе резидентства, уплаты налога обособленными подразделениями иностранной организации, избежание двойного налогообложения и др.), контроля за предоставленными услугами, их объемом в количественном выражении. Вопросы налогообложения частных субъектов (физических лиц) законодателем в НК РФ вообще никак не оговорены [11, с. 186].

Частично попытались решить проблему определения налоговой юрисдикции в пространстве ЕАЭС - в Казахстане и Белоруссии. С 1 января 2022 года в Казахстане и с 1 июля 2022 года в Белоруссии, введены нормы, которые обязывают российские интернет-площадки платить НДС со всех трансграничных покупок на территории страны. Однако ряд жалоб российских предпринимателей в адрес российского руководства с целью нивелировать двойное налогообложение заставил инициировать пересмотр ситуации [19].

На данный момент существует проект Федерального закона № 1138398-7, который предполагает создание платформы для электронной торговли, связанной с урегулированием споров между потребителями и коммерсантами, однако он направлен прежде всего на защиту прав потребителей через цифровизацию отношений между розничными продавцами и потребителями.

Предлагается, что развитие онлайн-сервиса по урегулированию споров в сфере защиты прав потребителей будет происходить на портале «Госуслуги» [5], что никак не направлено на решение проблем налогообложения.

Также, в период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2022 г., странами-участницами ЕАЭС обеспечивается проведение пилотного проекта (эксперимента), в области внешней электронной торговли товарами, однако проект направлен на разрешение проблем таможенного, а не налогового, законодательства [20]. В связи со всем вышеизложенным, существующие проблемы налогообложения интернет-торговли и выводы настоящей статьи можно сформулировать следующим образом:

1. Не существует единых юридически-значимых понятий: «Интернет-торговля», субъект интернет-торговли и смежных понятий.

2. Не существует механизма контроля за оборотом онлайн-торговли, оценки действительной прибыли организаций, отсутствуют процедуры мониторинга и учета налогооблагаемой базы [7, с. 14].

3. Существуют сложности в определении юрисдикции субъекта интернет-торговли: как на международном уровне (что может приводить к двойному налогообложению), так и на уровне субъектов федерации - что приводит к непропорциональному распределению налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты.

4. Несмотря на введенное понятие «услуга, предоставляемая с использованием информационных технологий», не введено понятие товара, приобретенного с использованием информационных технологий или информационного товара, если речь идет о покупках виртуальных товаров, кроме того, вовсе не проясненным остается статус криптотоваров, №Т-токенов и самих криптовалют и, соответственно, налогообложение таких сделок [12, с. 139].

5. Существующие налоговые режимы, включая патентную систему, не предусматривают соответствующего вида деятельности (Интернет-торговля), и имеют существенные проблемы с оценкой прибыли организации (упрощенная

система налогообложения).

Таким образом, для решения правовых проблем налогообложения интернет-торговли могут быть предложены следующие решения:

1. Законодательное определение понятий «Интернет-торговля», предмета такой торговли, субъектов интернет-торговли и иных смежных понятий.

2. Расширение патентной системы налогообложения для субъектов малого, среднего бизнеса через включение в НК РФ формы патента на интернет-торговлю, с формулированием специфических требований к виду деятельности.

3. Завершение процесса унификации налогообложения Интернет-торговли в пространстве ЕАЭС, с целью избегания двойного налогообложения.

4. Формирование единого механизма контроля за оборотом онлайн-торговли с использованием существующих решений, предлагаемых в том числе банковской системой, введение общих для всех субъектов интернет-торговли механизмов мониторинга и учета налогооблагаемой базы.

5. Введение понятия «цифровой товар», и механизмов определения его стоимости в качестве налогооблагаемой базы, включая начисление НДС на цифровые товары, аналогично цифровым услугам, введенным ранее (аналогичные системы начисления налогов на цифровые товары уже действуют в ЕС, где НДС изымается по ставке страны-клиента).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.11.2023).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL:

141

http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.11.2023).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.09.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.11.2023).

4. Федеральный закон от 03.07.2016 N 244-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.11.2023).

5. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. "Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (ред. от 22.04.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:

17.11.2023).

6. Законопроект № 1138398-7 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров // Официальный портал системы обеспечения законодательной деятельности. -URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1138398-7 (дата обращения: 17.11.2023).

7. Васильев А.А., Реммих Е.А., Борисов В.А. Особенности налогообложения производителей компьютерных игр. Перспективы установления нового "цифрового налога" // Российско-азиатский правовой журнал. - 2020. - № 4. - 19 с.

8. Гончаренко Л.И., Малкова Ю.В., Адвокатова А.С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - № 2. - 172 с.

9. Гучетль С.Б. Оценка влияния изменения распределения ставки налога на прибыль на доходы территориальных бюджетов от прямых налогов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 4-1. - 120 с.

10. Дорожкина Т.В., Иванов А.А., Татарченко К.Р. Диджитализация торговых отношений: вопросы правового регулирования // ЕГИ. - 2022. -№ 39 (1). - 129 с.

11. Запонкина А.А. Трансграничная реализация товаров в сети интернет: проблемы налогообложения и возможные направления их решения // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 2. - 53 с.

12. Кобзарь-Фролова М.Н. Правовое регулирование налогообложения субъектов электронной торговли // Пермский юридический альманах. - 2020. -№ 3. - 188 с.

13. Пинская М.Р., Цаган-Манджиева К.Н. Налогообложение доходов от деятельности, связанной с криптовалютами // Экономика. Налоги. Право. -2018. - № 2. - С. 143-146.

14. Саушкин С.О. К вопросу о необходимости законодательного определения статуса виртуальных объектов // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. -2016. - № 6. - 165 с.

15. Тедеев А.А.. Правовые проблемы налогообложения субъектов электронной экономической (хозяйственной) деятельности: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. - Москва, 2003. - 237 c.

16. Чепурная Е.В. Проблемы налогообложения электронной коммерции // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. - 2019. - № 8. - 63 с.

17. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Инновации в розничной торговле: результаты патентного анализа // Российское предпринимательство. - 2017. -№ 15. - 29 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 18. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году. - URL: https://customs.gov.ru/folder/86528 (дата обращения: 17.11.2023).

19. МЭР РФ: двойной НДС для интернет-площадок из РФ в Казахстане не соответствует праву ЕАЭС. - URL: https://tass.ru/ekonomika/13185799 (дата обращения: 17.11.2023).

20. В ЕАЭС утверждены документы для реализации пилотного проекта в области внешней электронной торговли. - URL: https://eec.eaeunion.org/news/v-eaes-utverzhdeny-dokumenty-dlya-reaHzatsii-pilotnogo-proekta-v-oblasti-vneshnej-elektronnoj-torgovli/ (дата обращения: 19.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.