^Т^ЕСТНИК Коробка Л. Е. Ш \ \ УНИВЕРСИТЕТА Правовые проблемы экологической информации
имени o.e. кугеФина(мгюА) при обращении с твердыми коммунальными отходами
Правовые проблемы экологической информации при обращении с твердыми коммунальными отходами
Аннотация. В статье раскрываются некоторые проблемы правового регулирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде в части ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов и полигонов твердых коммунальных отходов. Отмечаются значимость принятых государством мер и правил, обеспечивающих реализацию природоохранных проектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также важность совершенствования законодательства в части обеспечения доступа к экологической информации в сфере образования, обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов для снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Особое внимание уделяется потребности в установлении транспарентности государственного экологического управления, направленного на реализацию Стратегии экологической безопасности, одним из основных вопросов которого является создание комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Установлена прямая зависимость обеспечения экологической безопасности и достижения показателей национальных целей развития страны от транспарентности экологической информации, формируемой при обращении с твердыми коммунальными отходами и ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов. В статье также затрагиваются некоторые вопросы координации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей формирование устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, и значимость экологической информации в рамках выстраивания межведомственного взаимодействия в данном направлении.
Ключевые слова: экологическая информация, система обращения с твердыми коммунальными отходами, стратегия экологической безопасности, ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, транспарентность, национальные приоритеты.
Лера Евгеньевна КОРОБКА,
соискатель кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сотрудник Московского филиала
УралНИИ «Экология» [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2023.103.3.183-192
© Коробка Л. Е., 2023
LERA E. KOROBKA, Applicant of the Department of Environmental and Natural Resource Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), employee of the Moscow branch of UralNII «"Ecology»" [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 Legal Problems of Environmental Information in the Management of Solid Municipal Waste Abstract. The article reveals some problems of legal regulation of the solid municipal waste management system and the elimination of accumulated environmental damage in terms of the elimination of unauthorized locations of solid municipal waste and landfills of solid municipal waste. The importance of the measures and rules adopted by the state to ensure the implementation of environmental protection projects to eliminate accumulated environmental damage, as well as to reduce the negative impact on the environment and human health, the importance of improving legislation in terms of ensuring access to environmental information in the field of education, processing, disposal and disposal of municipal solid waste is noted. Particular attention is paid to the need to establish transparency of the state environmental management aimed at implementing an Environmental Safety Strategy, one of the main issues of which is the creation of an integrated system for the management of solid municipal waste and the elimination of accumulated environmental damage. The direct dependence of ensuring environmental safety and achieving the indicators of the national development goals of the country on the transparency of environmental information generated during the management of solid municipal waste and the elimination of unauthorized landfills of solid municipal waste has been established. The article also touches upon some issues of coordination of the activities of public authorities that ensure the formation of a sustainable system of solid municipal waste management, and the importance of environmental information in the framework of building interdepartmental cooperation in this direction. Keywords: environmental information, solid municipal waste management system, environmental safety strategy, elimination of unauthorized landfills of solid municipal waste, transparency, national priorities.
Одними из основных векторов государственной экологической политики в сфере охраны окружающей среды являются установление, регламентация и реализация национальных приоритетов страны, направленных на создание комфортной и безопасной среды для жизни, которая включает: повышение уровня жизни человека, сохранение окружающей среды, создание новых перспективных условий для жизни, а также увеличение численности населения.
В рамках данного направления государством разрабатываются стратегические документы, программы, национальные проекты, федеральные и региональные
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
УНИВЕРСИТЕТА Правовые проблемы экологической информации имени o.e. кугафина(мгюА) при обращении с твердыми коммунальными отходами
проекты, которые в общей совокупности и системности определяют концепцию устойчивого развития, которая в XXI в. стала одной из главнейшей идеологий развития всего мира1.
На реализацию Стратегии экологической безопасности2 направлено много усилий и ресурсов со стороны государства, однако ожидаемого улучшения состояния экологической безопасности в части минимизации негативного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан и продолжительность их жизни путем создания устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), а также ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО и иных объектов, представляющих опасность для окружающей среды и населения страны (полигоны ТКО, пруды-отстойники, шламонакопители, хвостохранилище, скважины и др.), пока не произошло.
К такому выводу можно прийти исходя из результатов анализа экологической ситуации в Российской Федерации — уровень загрязнения ее территории пока по-прежнему остается достаточно высоким.
Среди национальных целей развития Российской Федерации на период до 20243 г. установлено достижение целевого показателя «эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов».
В последующем на период до 2030 г.4 в рамках национальной цели «комфортная и безопасная среда для жизни» были установлены показатели, которые реализуются посредством выполнения следующего комплекса мероприятий:
— ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее — НВОС);
— разработки системы общественного контроля, позволяющей выявлять несанкционированные места размещения отходов;
— снижения объемов образования отходов производства и потребления;
— сокращения уровня захоронения ТКО;
— предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод;
— создания условий для экотуризма;
— государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
Итоги реализации данных направлений в 2022 г. показывают, что многие принятые меры в рамках установленных плановых целевых показателей государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»5
1
Будущее, которого мы хотим. РИО+20. Итоговый документ Конференции ООН по устой-
чивому развитию, 20—22 июня 2012 г., Рио-де-Жанейро // URL: https://www.un.org/ru/ events/pastevents/pdf/brochure_rio.pdf (дата обращения: 04.02.2023). -jj
Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопас- ^
ности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» // СЗ РФ. q 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2171. УЧЕНОГО
2
3
4
5
(далее — государственная программа) являются успешными. Если смотреть в разрезе имеющихся на сегодняшний день глобальных проблем, то для обеспечения благоприятных условий жизни нынешнего и будущего поколения сферу ликвидации НВОС и создания устойчивой системы обращения с ТКО целесообразно дорабатывать, корректировать и совершенствовать на законодательном уровне, делая упор на регламентацию потребности в обеспечении доступа к экологической информации.
В первую очередь следует осветить проблему, которая заключается в том, что достижение установленных целевых показателей не позволяет обеспечить улучшение качества окружающей среды для страны в целом. Как верно отмечается в научной литературе, «существующий механизм ликвидации НВОС не очень применим для целей борьбы с несанкционированными свалками ТКО»6. Дело в том, что установленные в рамках государственной программы показатели составляют лишь малую часть от имеющейся глобальной проблемы. Количество выявленных несанкционированных свалок отходов и объемы образуемых ТКО охватить, профинансировать и ликвидировать крайне затруднительно за короткий период времени.
Согласно официальным статистическим данным, которые предоставляет Рос-стат, в 2021 г несанкционированных свалок отходов выявлено 15 2627; количество образованных ТКО — 48 362 836 т.8
Выявляемые Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) в рамках Методологии расчета показателя «Количество несанкционированных свалок отходов»9 несанкционированные свалки отходов носят стихийный характер и не связаны с осуществлением на этой территории хозяйственной деятельности.
При этом ликвидация несанкционированных свалок отходов и наиболее опасных объектов НВОС, предусмотренная в рамках государственной программы, имеет отдельный механизм и порядок регулирования и не затрагивает списки выявленных Росприроднадзором несанкционированных свалок отходов.
В свою очередь, отходы, размещаемые на несанкционированных свалках могут причинить особый вред окружающей среде. К такому выводу приходим в связи со следующими обстоятельствами:
1) многие свалки не являются свалками ТКО; в их составе присутствуют все виды отходов, включая строительные, отходы от ремонта автотранспортных средств (шины, детали кузовов и т.д.), а также другие виды отходов от предпринимательской деятельности;
2) большая часть свалок обустраивалась без проектно-сметной документации и вводилась в эксплуатацию без необходимой разрешительной документации,
6 Пономарев М. В. Проблемы реализации эколого-правового механизма ликвидации накопленного вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности по обращению с отходами // Экологическое право. 2020. № 1. С. 17.
7 URL: https://www.fedstat.ru/indicator/60977 (дата обращения: 05.02.2023).
8 URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61082 (дата обращения: 05.02.2023).
9 Приказ Росприроднадзора от 2 февраля 2021 г. № 31 «Об утверждении Методологии расчета показателя "Количество несанкционированных свалок отходов"» // СПС «Кон-сультантПлюс».
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
"7^ЕСТНИК Коровка Л. Е.
У) УНИВЕРСИТЕТА Правовые проблемы экологической информации |Q/
имени o.e. кугафина(мгюА) при обращении с твердыми коммунальными отходами
что приводит к загрязнению окружающей среды, а именно к неконтролируемым выбросам парниковых газов, загрязнению подземных вод, а также потере вторичных материальных и энергетических ресурсов.
Субъекты РФ при выявлении несанкционированных мест размещения ТКО сталкиваются с проблемой их ликвидации.
Во-первых, изменения, внесенные в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-Ф3 (ст. 8)10 в части возможности заключения договора с региональными операторами как с единственным поставщиком, не дали ожидаемого результата, поскольку такой договор можно заключить только на услуги, касающиеся обращения с ТКО, — на ликвидацию свалок он не распространяется.
Существенно поменяли положение в этой части изменения, внесенные Федеральным законом от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ (ст. 15)11, согласно которым появилась возможность заключать контракты с единым поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на реализацию природоохранных проектов по ликвидации свалок отходов, что исключает вероятность заключения контрактов с недобросовестными подрядчиками и сокращает сроки реализации мероприятий.
Однако информация о контрактах, заключенных с единым поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не размещается на официальном сайте единой информационной системы закупок, что также ограничивает доступ к информации об условиях ликвидации несанкционированных свалок отходов.
Во-вторых, не все выявленные несанкционированные свалки включены в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде12 и, соответственно, не проходят этап категорирования в целях определения их ликвидации в первоочередном порядке, а поэтому и не подлежат финансированию в рамках государственной программы.
Для решения проблемы финансового обеспечения работ по выявлению и оценке НВОС, а также организации работ по ликвидации НВОС на соответствующих объектах были приняты Правила установления планов природоохранных мероприятий в субъектах Российской Федерации, которые источником финансирования определяют «окрашенные» экологические платежи13.
Реализуемая сегодня идея по целевому использованию природоохранных платежей предлагалась еще в 1981 г В. В. Петровым, который считал необходимым
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные _| акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 1 (ч. I). Ст. 87.
Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 11. Ст. 1596. Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 445 (ред. от 25 декабря 2019 г.) «Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2568.
Постановление Правительства РФ от 2 августа 2022 г. № 1370 «О порядке разработки
и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи
75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъ- □
екта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 33. Ст. 5901. УЧЕНОГО
10
11
13
вводить систему обязательных периодических платежей для последующего использования их в природоохранных целях14.
Создание «замкнутой системы аккумулирования природоохранных платежей на базе специализированного обособленного фонда с последующим перенаправлением средств на решение экологических задач»15 выступает эффективной мерой реагирования в решении проблем финансирования природоохранных проектов.
Остаются открытыми вопросы, связанные с организацией работ по контролю за выявлением, учетом и ликвидацией НВОС, а именно:
— не в полном объеме определен порядок взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и иных заинтересованных сторон в процессе выявления и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов;
— отсутствует механизм, обеспечивающий поиск и выявление лиц, виновных в организации несанкционированной свалки отходов, а также взыскание с них компенсации за ликвидацию таких мест16.
Наличие данных правовых пробелов не позволяет говорить о результативности принимаемых мер по созданию комплексной системы обращения с отходами.
Первое время при ликвидации несанкционированных свалок ТКО существовала проблема, связанная с осуществлением систематических замеров проб подземных вод, почвы и воздуха после завершения мероприятий по ликвидации НВОС.
В связи с недостаточной регламентацией в нормативных правовых актах норм, определяющих порядок подтверждения прекращения негативного воздействия на окружающую среду после завершения природоохранных проектов по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, подтвердить прекращение их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека было затруднительным.
В 2022 г. в целях эффективности реализации государственной программы и осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) контракта на проведение работ по природоохранным проектам были привлечены представители подведомственных Росприроднадзору федеральных государственных бюджетных учреждений — центров лабораторного анализа и технических измерений по соответствующим федеральным округам17.
Данные изменения позволяют путем проведения отбора проб (образцов) и лабораторных исследований осуществлять контроль состояния окружающей среды после ликвидации несанкционированных свалок ТКО.
14 См.: Петров В. В. Экология и право. М., 1981. С. 177.
15 Наумова В. А. Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде // Экологическое право. 2022. № 4. С. 36.
16 См.: Котлов Р. Э., Ятова Е. В. Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Арбитражные споры. 2022. № 3. С. 41—65 // СПС «КонсультантПлюс».
17 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 2502 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"» // СЗ РФ. 2022. № 1 (ч. III). Ст. 204.
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. КупнЬина ГМПОА1
УНИВЕРСИТЕТА Правовые проблемы экологической информации имени o.e. кугафина(мгюА) при обращении с твердыми коммунальными отходами
Одним из необходимых условий для достижения стратегических национальных приоритетов, в том числе в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, является наличие действительной системы контроля за реализацией планов, программ и проектов, направленных на их достижение, и необходимой информации для его реализации.
В связи с тем, что информация о выполнении мероприятий в рамках плана реализации документов стратегического планирования полностью или частично не предоставляется, то порой возникают трудности при оценке степени выполнения поставленных задач, наличия рисков для их реализации, а это, в свою очередь, не позволяет оценить степень отклонения от запланированных целей и предпринять своевременные меры реагирования. То есть не должно возникать диссонанса между качеством документа и качеством его реализации18.
Обеспечение доступа к экологической информации с учетом соблюдения транспарентности при получении и использовании экологической информации органами государственной власти позволяет сохранить системный подход при решении экологически значимых вопросов. Обеспечение доступа к экологической информации не только имеет особое значение для информированности общественности о состоянии окружающей среды, но и позволяет сделать открытыми публично-частные процессы взаимодействия в сфере экологических правоотношений.
Именно поэтому в доктрине экологического права отмечается, что «экологическую информацию можно определить как любые сведения (сообщения, данные о состоянии окружающей среды и ее компонентов, их изменении под влиянием негативной хозяйственной и иной деятельности, источниках такой деятельности, принимаемых мерах и др.), независимо от формы представления, характеризующие состояние и специфические особенности сферы взаимодействия общества и природы, необходимые для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также имеющие значение (являются значимыми) для обеспечения общественных, частных, государственных экологических интересов и потребностей, осуществления и защиты экологических прав граждан и юридических лиц»19.
При этом особо остро стоит вопрос доступности и транспарентности экологической информации в сфере образования, обработки, утилизации и захоронения ТКО.
От информационного обеспечения отрасли, затрагивающей вопросы формирования устойчивой системы обращения с отходами и ликвидации НВОС с
целью создания комфортной и безопасной среды для жизни, зависит процесс реализации государственной экологической политики в целом.
Затрагивая вопрос транспарентности информации, следует отметить, что >
пока не полностью функционирует единая государственная система учета ТКО
□
--П
18 См.: Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. 2020. № 1. С. 34.
19 Выпханова Г. В. Экологическая информация: проблемы теории и законодательства / под q
ред. М. М. Бринчука. М., 2009. С. 58. УЧЕНОГО
и окончательно не утверждена схема обращения с ТКО. Данные, собираемые и используемые ППК «РЭО» для расчета основных показателей реализации государственной программы и показателя «Сводный индекс обработки (сортировки), утилизации и захоронения»20, отличаются между собой и от данных Росприрод-надзора, формируемых по форме № 2-ТП (отходы)21.
Кроме того, форма предоставления данных по показателям государственной программы не требует предоставления сведений о размещении ТКО, как это предусмотрено формой № 2-ТП (отходы), что не обеспечивает баланса количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО и затрудняет проверку достоверности данных.
Следует отметить также, что согласно законодательству в настоящее время ППК «РЭО» является оператором информационной системы учета отходов от использования товаров (далее — ЕФГИС УОИТ)22. Ранее оператором ЕФГИС УОИТ являлся Росприроднадзор. В связи с передачей полномочий по ведению данной системы возникла ситуация, когда эксплуатация ЕФГИС УОИТ Росприроднад-зором уже не ведется, а ППК «РЭО» еще не начата. Это приводит к нарушению координации деятельности органов государственной власти, осуществляемой в сфере создания устойчивой системы обращения с отходами.
Обязательное формирование, ведение регионального кадастра отходов производства и потребления позволили бы установить контроль над движением массы отходов по территории, а также за пределами региона, и предотвращать возникновение несанкционированного размещения отходов. Однако нормой закона предусмотрено пока лишь только право на ведение регионами подобных кадастров отходов и установление своего порядка их ведения23.
Отсутствие должной транспарентности процессов обращения с отходами влияет на темпы реализации реформы в сфере обращения с ТКО, ведет к дефициту объектов переработки, утилизации и размещения отходов, значительному количеству мест размещения отходов.
Особой координации и транспарентности со стороны государства требует процесс, который возникает с момента, когда появились отходы, до момента, когда их забрал специализированный перевозчик, привез на площадку переработки, при
20 Приказ Минприроды России от 29 декабря 2020 г. № 1119 «Об утверждении методики расчета показателя "Сводный индекс обработки (сортировки), утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов"» // СПС «КонсультантПлюс».
21 Приказ Росстата от 9 октября 2020 г. № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» // СПС «КонсультантПлюс».
22 Постановление Правительства РФ от 13 мая 2022 г № 868 «О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (вместе с «Положением о единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров») // СЗ РФ. 2022. № 21. Ст. 3447.
23 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 6 января 2023 г.). Пункт 3 ст. 20 // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
"7^ЕСТНИК Коровка Л. Е. ОЛ
У) УНИВЕРСИТЕТА Правовые проблемы экологической информации |91
имени o.e. кугафина(мгюА) при обращении с твердыми коммунальными отходами
этом необходимо знать, что произошло с оставшейся частью отходов, которую невозможно переработать. Это позволит решить вопрос роста объема образования отходов производства и потребления, который в настоящее время опережает объемы утилизации и обезвреживания отходов.
При таких условиях доступ к экологической информации имеет большое значение как для обеспечения эффективного функционирования механизма межведомственного взаимодействия органов государственной власти, так и в рамках выстраивания публично-частных правоотношений в сфере обращения с ТКО.
Данный список проблем, ключевым вопрос которых является обеспечение доступа к экологической информации, не ограничен и требует пристального внимания.
Для достижения национальных целей страны и выполнения стратегических задач, установленных документами стратегического планирования в целях создания эффективного обращения с ТКО, включая ликвидацию НВОС, координация деятельности органов государственной власти в части государственного экологического управления, мониторинга состояния окружающей среды, государственного экологического контроля (надзора) должна осуществляться посредством обеспечения необходимой информацией.
Однако имеются риски недостижения целей государственной политики, установленных документами стратегического планирования. Это обусловливается отсутствием выработанного механизма доступа к экологической информации и транспарентности при осуществлении деятельности, связанной с использованием и получением необходимой информации, а также законодательно установленного порядка ликвидации НВОС, в том числе несанкционированных мест размещения ТКО, относящимся к стихийным несанкционированным свалкам.
Неслучайно в последние годы были предприняты попытки изменения ряда устоявшихся принципов работы органов государственной власти, реализованы предложения по изменению нормативных правовых актов, регулирующих вопросы экологической информации, опубликованы разъяснения, посвященные специфике данного регулирования.
Это свидетельствует не только о необходимости совершенствования законодательства и документов стратегической политики в сфере обеспечения доступа к экологической информации системы обращения с ТКО и ликвидации НВОС, но и о полной «модернизации», которая подразумевает «создание новых институтов и форм и на их основе — новых отношений, прежде всего организационно-правовых, общественных, информационных, социально-экономических»24.
«Устойчивость социально-экономического развития любой страны во многом ^
определяется состоянием ее национальной безопасности»25. Именно поэтому трансформация выстроенных на сегодняшний день процессов взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов при реализации >
24
См.: Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития : монография / В. Б. Агафонов, Г. В. Выпханова, В. К. Быковский [и др.] ; под ред. Н. Г. Жаворонковой. М., 2014. С. 7.
25 Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Цифровизация в сфере экологической безопас- □
ности: административно-правовые аспекты // Юрист. 2019. № 4. С. 14. УЧЕНОГО
L--У |
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
документов стратегического планирования через призму выявления проблем доступа к экологической информации, а также соблюдения ее транспарентности направлена на поиск возможностей для реализации в отечественном законодательстве новых правовых принципов, укрепляющих баланс экономических и экологических правоотношений для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития : монография / В. Б. Агафонов, Г. В. Выпханова, В. К. Быковский [и др.] ; под ред. Н. Г. Жаворонковой. — М., 2014. — 157 с.
2. Выпханова Г. В. Экологическая информация: проблемы теории и законодательства / под ред. М. М. Бринчука. — М., 2009. — 239 с.
3. Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. — 2020. — № 1. — С. 28—42.
4. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Диффузия экологических прав: конституционно-правовой аспект // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 9 (61). — С. 140—152.
5. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Цифровизация в сфере экологической безопасности: административно-правовые аспекты // Юрист. — 2019. — № 4. — С. 14—19.
6. Наумова В. А. Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде // Экологическое право. — 2022. — № 4. — С. 34—39.
7. Петров В. В. Экология и право. — М., 1981. — 224 с.
8. Пономарев М. В. Проблемы реализации эколого-правового механизма ликвидации накопленного вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности по обращению с отходами // Экологическое право. — 2020. — № 1. — С. 16—18.