Концептуальные подходы и методология стратегического планирования в области обращения с отходами потребления1
Аннотация. Одним из трендов современной государственной политики является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, направленной на снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение экологической безопасности. Данное направление реализуется в рамках реформирования сферы обращения с отходами производства и потребления, проведение которого осуществляется на основе документов стратегического планирования. Комплексность проблем таких отходов требует применения в процессе стратеги-рования научно обоснованных концептуальных подходов и методологии, обеспечивающих включение в процесс управления всех стадий обращения с отходами (сбора, накопления, транспортировании, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения), а также уровней принятия и реализации управленческих решений (федерального, регионального и муниципального).
В статье обоснована необходимость применения к этим отношениям экосистемного подхода, концепции устойчивого развития, показана важность использования системно-структурного и структурно-функционального методов, позволяющих учитывать особенности данной сферы, а также обеспечить достижение согласованности и сбалансированности отраслевых приоритетов, целевых ориентиров, задач, показателей, средств их достижения с аналогичными элементами документов стратегического планирования, разработанными в смежных областях. Сформулированы предложения по совершенствованию стратегирования в области обращения с отходами потребления, включая ТКО, направленные на повышение эффективности управления в данной сфере. В частности, предлагаются разработка и принятие отраслевой стратегии, устранение пробелов понятийного аппарата, выделение в качестве приоритетного направления мер по образованию отходов потребления, создание системы их раздельного сбора, организация селективного сбора и утилизации видов отходов потребления и др.
Ключевые слова: отходы потребления, твердые коммунальные отходы, экологическая безопасность, окружающая среда, здоровье человека, стратегическое планирование.
Галина Викторовна ВЫПХАНОВА,
профессор кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2023.103.3.129-138
1 Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и при информационной поддержке СПС «Консультант-
Плюс» © Г. В. Выпханова, 2023
в М УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
GALINA V. VIPHANOVA,
Professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993
Conceptual approaches and methodology of strategic planning in the field of consumer waste management
Abstract. One of the trends of modern state policy is the formation of a comprehensive system of solid municipal waste management aimed at reducing the negative impact on the environment, public health, and ensuring environmental safety. This direction is being implemented as part of the reform of the sphere of waste management of production and consumption, which is carried out on the basis of strategic planning documents. The complexity of the problems of such waste requires the use of scientifically-based conceptual approaches and methodology in the process of strategizing, ensuring the inclusion in the management process of all stages of waste management (collection, accumulation, transportation, processing, disposal, neutralization, disposal), as well as levels of adoption and implementation of management decisions (federal, regional and municipal).
The article substantiates the need to apply an ecosystem approach to these relations, the concept of sustainable development, shows the importance of using system-structural and structural-functional methods that allow taking into account the specifics of this area, as well as to ensure consistency and balance of sectoral priorities, targets, objectives, indicators, means of achieving them with similar elements of strategic planning documents, developed in related fields. Proposals are formulated to improve the strategy in the field of consumer waste management, including MSW (on the development and adoption of an industry strategy, elimination of conceptual gaps, allocation of measures for the formation of consumer waste as a priority, creation of a system for their separate collection, organization of selective collection and disposal of types of consumer waste, etc.), aimed at improving efficiency management in this area.
Keywords: consumer waste, municipal solid waste, environmental safety, environment, human health, strategic planning.
Реформирование обращения с отходами производства и потребления, проводимое на протяжении нескольких последних лет, сопровождается структурными, институциональными и другими преобразованиями, созданием организационных, экономических, правовых и иных условий, обеспечивающих достижение целей, задач и показателей, определенных документами стратегического планирования в данной сфере.
Эти меры направлены на предотвращение и сокращение объемов образования и захоронения отходов, увеличение доли отходов, направленных на обработку, утилизацию (использование) и обезвреживание, вовлечение в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов, что необходимо для снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, для обеспечения ресурсосбережения и экологической безопасности.
В числе приоритетных направлений государственной политики и стратегического планирования выделены твердые коммунальные отходы (далее — ТКО). По разным оценкам в России ежегодно образуется 55—60 млн т ТКО, из которых до 95 % направляется на захоронение, а уровень их переработки составляет 5—7 %.
В последнее время наметилась тенденция к сокращению количества образованных ТКО — в пределах 48 млн т (48 462 031 т в 2020 г., 48 362 836 т в 2021 г.)2, что свидетельствует о положительной динамике мер, принимаемых в процессе реформирования обращения с отходами, включая ТКО. Однако все еще сохраняется высокий процент ТКО, направленных на захоронение. В 2021 г. доля таких отходов составила 92 % (44 481 735 т)3. По данным Минприроды России, доля ТКО, направленных на захоронение, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО составила в 2021 г. 73,1 % при плановом показателе 93,84.
Расхождение этих отчетных данных за один и тот же период является одним из примеров существующих проблем информационного обеспечения регулирования данной сферы. Необходимость устранения таких проблем важна не только для повышения эффективности управления этой социально значимой областью, корректировки документов стратегического планирования, принимаемых решений, но также для обеспечения экологических прав граждан, открытости и достоверности экологической информации, составной частью которой являются сведения об отходах потребления, в том числе ТКО, их источниках, принимаемых мерах.
Недостатки информационного характера неоднократно отмечались на государственном уровне, в том числе в части создания единой государственной системы учета ТКО, взаимоувязки результатов ввода в эксплуатацию мощностей по утилизации и обработке ТКО с показателями объемов утилизированных и обработанных отходов и др. Среди проблемных вопросов — отсутствие мероприятий, учитывающих приоритеты государственной политики в данной сфере, направ- М^
ленных на предотвращение и сокращение количества образования отходов и др.5
Эти проблемы, возникающие в ходе реформирования обращения с ТКО, рИ
во многом характерные для отрасли в целом, вызывают необходимость
ШШ
ш>
2 См.: Сведения об образовании, обработке, утилизации отходов производства и потреб- □ I ления за 2021 год // URL: https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/ production-consumption-waste/ (дата обращения: 25 января 2023 г.) Ш Б
3 См.: Сведения об образовании, обработке, утилизации отходов производства и потребления за 2021 год.
4 О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году : госу- ° Н дарственный доклад. М. : Минприроды России, 2022. С. 607. рЯ
Отчет Счетной палаты РФ. 2020 // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/41b/41b02dc5069 7e6fc57ec2f389a8b68f0.pdf (дата обращения: 26 января 2023 г.). ЛЕНИЯ
ГП" Б П
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
совершенствования не только системы управления, законодательства, но и в первую очередь документов стратегического планирования.
С одной стороны, это обусловлено ролью и значением стратегического планирования, являющегося важным инструментом государственной политики, которая, в свою очередь, оказывает значительное влияние на формирование законодательства, на сферу, масштаб, объемы его систематизации, его задачи, приоритеты и т.д.6 Опосредованность правом государственной политики и ее различных видов, в том числе в области обращения с отходами, предопределяет значимость стратегического планирования и его места в составе правовой политики, структура и содержание которой являются объектом особого интереса в юридической науке7.
С другой стороны, стратегическое планирование — приоритетная управленческая функция, составляющая основу для управленческих решений и представляющая собой процесс выбора целей и путей их достижения, деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития, других сфер и отраслей, включая обращение с отходами производства и потребления.
При этом исключительно важное значение и перспективность для оптимизации регулирования данной сферы в ходе проводимого реформирования имеет стратегирование, которое включает в себя не только разработку и утверждение документов стратегического планирования (стратегий, программ), но также их реализацию. Как отмечается в научной литературе, стратегированию свойственна не только фиксация конечных целей, но и механизм их достижения, включая мониторинг поэтапного достижения планируемых индикаторов8. Выделяется институт стратегирования экологического развития, включающий в себя органы, процедуры, мониторинг, исполнение (причем обязательное) показателей9. Данный аспект имеет прямое отношение и к сфере обращения с отходами производства и потребления, включая ТКО, непосредственно влияющей на качество жизни населения, состояние окружающей среды.
Такой подход способствует выработке и принятию решений в процессе стратегического планирования, учитывающих экономические, социальные и экологические интересы, которые прослеживаются в различных моделях управления. Например, специалистами предлагается интегративная модель управления сферой обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), охватывающая сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов с целью обеспечения экологических, экономических и социальных норм и требований, основанная на системном подходе с использованием
6 См.: Ударцев С. Ф. Правовая политика, систематизация законодательства и эволюция права // Право и политика. 2011. № 5 (137). С. 743.
7 См.: Марченко М. Н. Правовая политика: понятие, субъекты, механизм реализации // Вестник Московского университета. Серия 11 : Право. 2013. № 5. С. 26—37.
8 См.: Зельднер А. Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования // Экономика и политика. 2012. № 8 (93). С. 13.
9 См.: Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. 2020. № 1. С. 33—34.
программно-целевого метода10. Практическая значимость данного метода отмечается для управления региональным социально-экономическим развитием11.
Другими авторами предлагается структурно-функциональная модель процесса обращения с ТКО, основной целью которой является сокращение экологического следа человека путем преобразования части отходов во вторичные материалы и энергетические ресурсы12.
При формировании и реализации таких моделей следует обеспечить разработку стратегий, программ и других документов, составляющих основу страте-гирования в области обращения с отходами, на основе подходов и методологии, соответствующих общим задачам научно-методологического обеспечения стратегического планирования и учитывающих отраслевые особенности развития и регулирования данной сферы.
Подготовка документа стратегического планирования — основополагающий этап формирования государственной политики и сложнейшая часть управления, требующая проведения всестороннего анализа, обсуждения и определения целей, задач развития соответствующего направления, исходя из оценки ситуации (в том числе существующих рисков, внутренних и внешних угроз), количественных и качественных показателей (индикаторов), их целевых значений с применением методик и средств достижения целевых ориентиров.
Наряду с методологией индикативного планирования, программно-целевым методом для стратегического планирования обращения с отходами (производства и потребления, в том числе ТКО) важное значение имеет применение системно-структурного и структурно-функционального методов, позволяющих учитывать сложный характер отношений, возникающих в данной сфере, находящихся в экономических, социальных и экологических взаимосвязях, что требует обеспечения согласованности и сбалансированности отраслевых (применительно к отходам производства и потребления) приоритетов, целевых ориентиров, задач, показателей, средств их достижения с аналогичными элементами документов стратегирования, разработанными в смежных областях (использования и охраны земель, обеспечения экологической безопасности, биоэнергетики, других отраслей экономики, пространственного развития и др.).
Кроме того, применение данных методов позволит соотнести и учесть при планировании общие тенденции и закономерности развития сферы обращения М^
с отходами с особенностями отдельных видов отходов (производства, потребления, ТКО), включить в сферу стратегирования виды деятельности на всех стадиях рИ
□ Р ИО
шш
ш>
10 См.: Лихачева О. И., Советов П. М. Методологические аспекты управления сферой обращения с твердыми бытовыми отходами // Экономические и социальные перемены:
факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 4. С. 111—127.
Ш Ш Б
См.: Киянова Л. Д., Литвинова Т. И. Сущность программно-целевого метода как ин- >3
И
струмента управления социально-экономическим развитием региона // Новые технологии. 2014. № 2. С. 74—79. □ Н См.: Соколова О. Г., Полежаева М. В., Чухарева Е. В. Формирование модели управления р Я твердыми коммунальными отходами // Этап: экономическая теория, анализ, практика. Б п 2019. № 3. С. 130—143. Л Е НИЯ
11
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
обращения (сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения).
Не менее важными являются формирование в процессе стратегического планирования на основе таких методов оптимальной организационной и институциональной структуры, обеспечивающей эффективность организации и управления обращением отходов в целом для данной сферы, а также их видов; согласованность уровней стратегирования (государственного — федерального и регионального, а также муниципального) с привлечением частного сектора, предпринимательских структур; поощрение общественного участия, повышение сознательности граждан и социальной ответственности населения.
Необходимость применения указанных методов обусловлена и концептуальными подходами, на основе которых должны обеспечиваться организация и управление, в том числе стратегическое планирование, развития отрасли обращения с отходами. Это принцип экосистемности (экосистемный подход), а также концепция устойчивого развития, рассматриваемая в качестве методологической основы ци-вилизационного развития, а также стратегического планирования в экологической сфере13, составной частью которого является и сфера обращения с отходами.
Обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития относится к числу приоритетов и задач стратегического планирования в России. Реализация этой концепции связана с целями устойчивого развития (ЦУР), для ее достижения на международном и национальном уровне разработаны индикаторы. В России также ведется работа по разработке и поэтапному введению таких индикаторов, в том числе в отношении ТКО14.
Стратегирование в области обращения с отходами потребления, включая ТКО, осуществляется посредством реализации нескольких документов стратегического планирования, разработанных в рамках реформы, начатой фактически в 2019 г. в соответствии с национальными целями и стратегическими задачами развития страны15. Она направлена на эффективное обращение с отходами производства и потребления (также на существенное увеличение обработки и утилизации ТКО), сокращение объемов их захоронения на полигонах, ликвидацию незаконных свалок в границах городов.
Реализация реформы происходит в первую очередь в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (срок реализации — 31 декабря 2024 г), входящего в состав национального проекта «Экология»16. При всей положительной динамике проводимой реформы
13 См.: Выпханова Г. В. Актуальные направления и проблемы реализации документов стратегического планирования в области экологического развития // Транспортное право и безопасность. 2022. № 2 (42). С. 241—242.
14 Подробнее см: Выпханова Г. В. Понятие и правовое обеспечение концепции устойчивого развития // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 1 (17). С. 64—93.
15 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
16 Паспорт национального проекта «Национальный проект "Экология"» (утв. Минприроды России) // URL: https://www.mnr.gov.ru/. Документ опубликован не был.
анализ показателей данного федерального проекта и статистической отчетности их достижения свидетельствует о существовании проблемных вопросов.
В числе показателей федерального проекта, например, отсутствуют данные о количестве (объемах) образованных отходов. Без этих сведений нельзя представить полную и объективную картину состояния и перспектив обращения с отходами, начиная со сбора, что крайне важно для принятия мер, обеспечивающих эффективность управления в данной сфере. В федеральной государственной информационной системе учета ТКО, наряду со сведениями об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения этих отходов, содержится информация об источниках их образования, местах накопления, измерениях количества17.
Соответственно, количественные и качественные характеристики отходов на стадии образования и сбора должны включаться в состав показателей документов стратегического планирования.
Кроме того, на фоне статистических данных о сокращении количества образованных ТКО в целом по России, в 2020 —2021 гг. отмечается рост их образования в таких регионах, как Забайкальский край (53,3 %), Пензенская (43,6 %), Ленинградская (32,1 %), Новгородская (93,9 %), Тамбовская (29 %), Владимирская (122 %) области, Краснодарский край (27,4 %), г. Санкт-Петербург (77,5 %).
Значительным является рост образования ТКО в Республике Алтай — 450,2 % (11 856 т в 2020 г., 65 231 т в 2021 г., из которых захоронено 65 231 т), в Республике Тыва — 1 946,6 % (4 136 т в 2020 г., 84 646 т в 2021 г.). При этом в некоторых регионах высокой остается доля ТКО, переданных на захоронение (в Удмуртской Республике в 2021 г. образовано 351 535 т, захоронено 335 964 т, в Республике Марий Эл из образованных 141 411 т захоронено 140 237 т), во Владимирской области образовано 430 041 т, захоронено 422 870 т)18.
Приведенные статистические данные, показывающие отрицательную динамику достижения в ряде субъектов РФ стратегических ориентиров и плановых показателей, определенных федеральным проектом, свидетельствуют о системных организационных, институциональных и других проблемах, в том числе стра- А тегического планирования, препятствующих и тормозящих проведение реформы в области обращения с ТКО не только на региональном, но и на федеральном уров- О § не в целом, несмотря на достижение определенных показателей. На недостатки документов стратегического планирования в субъектах РФ, а также организации и управления обращением с ТКО указывалось и Счетной палатой РФ (недостижение отдельных результатов и показателей федерального проекта ТКО и др.)19. рИ
Существующие проблемы реформирования сферы обращения с ТКО на региональном уровне требуют совершенствования системы стратегического пла- шш нирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе §1 методологии системно-структурного подхода. СсЕ
Т О
шел
17 Постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 г. № 913 «Об утверждении Положения > А о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов» // СЗ РФ. 2022. № 22. Ст. 3661. § Н
18 См.: О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году : рЯ государственный доклад. Б ^
19 Отчет Счетной палаты РФ. 2020. ЛЕНИЯ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Что касается ликвидации несанкционированных свалок, то на решение данной задачи направлен федеральный проект «Чистая страна» (срок реализации — 31 декабря 2024 г.), также реализуемый в рамках национального проекта «Экология». Несмотря на проведение мероприятий по достижению проектных показателей, сохраняются проблемы, негативно влияющие на выполнение поставленных целей и задач. В числе таких проблем:
— отсутствие типовых проектных решений по ликвидации свалок и полигонов ТБО (ТКО);
— отсутствие нормативно закрепленного порядка подтверждения прекращения негативного воздействия ликвидированных и рекультивированных объектов накопленного вреда на окружающую среду и здоровье человека, проведения измерений и исследования состояния компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, земель, почвы, вод, в том числе подземных);
— неурегулированность проведения контроля за выявлением, учетом и ликвидацией несанкционированных свалок;
— случаи отбора проектов в области обращения с отходами, не соответствующих установленным проектам и др.20
Эти проблемы напрямую относятся и к ликвидации незаконных свалок и полигонов ТКО (ТБО), поскольку они включаются в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и их количество продолжает оставаться достаточно большим, что требует дальнейшего планирования и продолжения проведения работ по их ликвидации и рекультивации в рамках федерального проекта «Чистая страна» в среднесрочной перспективе одновременно с реализацией документов стратегического планирования, относящихся к области обращения с отходами.
В настоящее время начата реализация федерального проекта «Генеральная уборка»21, в рамках которого предусмотрено проведение ряда мероприятий, включая ликвидацию объектов накопленного вреда, находящихся вне границ городов и оказывающих негативное воздействия на состояние окружающей среды, здоровье и продолжительность жизни граждан. Однако данный проект нацелен на техногенные объекты, включая свалки и заброшенные промышленные предприятия.
Особое место в системе стратегического планирования и современной государственной политике отводится задаче обеспечения экологически безопасного обращения с отходами22, на решение которой направлена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления23, включая ТКО. В этом документе ТКО включены в состав основных
20 Отчет Счетной палаты РФ. 2020.
21 См.: распоряжение Правительства РФ от 6 октября .2021 г. № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» // СЗ РФ. 2021. № 41. Ст. 7051.
22 См.: Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
23 См.: распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 г. № 84-р // СПС «Консультант-Плюс».
групп отходов, определена их ресурсная ценность; в качестве целевого показателя указана доля ТКО, направленных на переработку; в числе основных направлений выделено правовое регулирование процессов их сортировки; среди предприятий — источников образования отходов для отрасли названы полигоны захоронения ТКО.
Однако Стратегия не охватывает все стадии обращения с отходами, в ее положениях можно выделить проблемы дифференциации отходов производства и потребления, их соотношения с ТКО, что не позволяет выявить особенности развития формируемой отрасли промышленности и корректировки механизмов достижения целевых ориентиров и поставленных задач. Эти недостатки характерны и для отраслевой программы «Применение альтернативного топлива из отходов в промышленном производстве на 2022—2030 годы»24, в целевых показателях которой указана доля отходов обработки ТКО, направленных на производство альтернативного топлива.
Попытки комплексного подхода к обращению ТКО были предприняты при реализации стратегии в данной сфере25. Применительно к отходам потребления такой документ отсутствует, что не позволяет обеспечить эффективное управление данной отраслью. Ее фрагментарное включение в реализуемые документы стратегического планирования в области обращения с отходами при отсутствии специального документа целеполагания не позволяет учесть особенности данного вида отходов и системно решить существующие многоаспектные и многоуровневые проблемы.
В целях совершенствования государственной политики, управления и страте-гирования в области обращения с отходами потребления на системной основе необходимо: разработать и принять федеральную отраслевую стратегию, определяющую цели, задачи, приоритеты, направления, механизмы и показатели устойчивого долгосрочного развития данной области стратегирования и управления на всех стадиях обращения отходов потребления (сбора, накопления, транспортировании, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения) с учетом результатов (достижений и недостатков) проводимой реформы, факторов влияния на ее реализацию, а также положительного зарубежного опыта.
В качестве приоритетного направления следует выделить образование отхо- □ °
дов потребления, а также создание системы их раздельного сбора, организации селективного сбора и утилизации видов отходов потребления, исходя из их осо- М^
бенностей (органических, биоразлагаемых и др.). Требуется устранение существующих пробелов терминологии и понятийного аппарата, в том числе опре- рИ деление и легальное закрепление понятий «отходы потребления» (в частности, выделение их признаков, отличающих их от ТКО), «раздельное накопление», «раздельный сбор». ОН
Комплексность проблем отходов потребления обусловливает применение ПпЕ
различных мер организационного характера, экономических инструментов, в том
ШБ
Ер и ^
24 См.: паспорт отраслевой программы (утв. зам. председателя Правительства РФ 28 декабря 2022 г. № 16042п-П11) // СПС «КонсультантПлюс». °Н
25 См.: приказ Минприроды России от 14 августа 2013 г. № 298 «Об утверждении комплекс- рЯ
ной стратегии обращения с твердыми коммунальными бытовыми) отходами в Российской Федерации» // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2013. № 4. ЛЕНИЯ
ГП" БП
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
числе стимулирования (раздельного сбора, разработки новых экологочистых, энерго- и ресурсосберегающих технологий в данной сфере, внедрения процесса рециклинга и т.д.), информационного обеспечения, включая повышение информированности, культуры потребления и ответственности населения, его активного участия в начальных процессах обращения с ТКО.
Положения отраслевой стратегии (в части внедрения в сферу обращения отходов потребления экономических стимулов, сопряженных с политикой эко-инноваций, переходом к модели замкнутого цикла и др.) требуют согласованности с документами стратегического планирования в смежных областях (развития адаптивных технологий, научно-технологического развития и др.).
Совершенствование системы документов стратегического планирования на научно обоснованной теоретико-методологической базе, подкрепленной эмпирическими методами в ходе их реализации, будет способствовать более эффективному стратегированию и управлению в области обращения с отходами потребления.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Выпханова Г. В. Актуальные направления и проблемы реализации документов стратегического планирования в области экологического развития // Транспортное право и безопасность. — 2022. — № 2 (42). — С. 235—247.
2. Выпханова Г. В. Понятие и правовое обеспечение концепции устойчивого развития // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 1 (17). — С. 64—93.
3. Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. — 2020. — № 1. — С. 28—42.
4. Зельднер А. Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования // Экономика и политика. — 2012. — № 8 (93). — С. 7—15.
5. Киянова Л. Д., Литвинова Т. И. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием региона // Новые технологии. — 2014. — № 2. — С. 74—79.
6. Лихачева О. И., Советов П. М. Методологические аспекты управления сферой обращения с твердыми бытовыми отходами // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2017. — Т. 10. — № 4. — С. 111—127.
7. Марченко М. Н. Правовая политика: понятие, субъекты, механизм реализации // Вестник Московского университета. — Серия 11 : Право. — 2013. — № 5. — С. 26—37.
8. Соколова О. Г., Полежаева М. В., Чухарева Е. В. Формирование модели управления твердыми коммунальными отходами // Этап: экономическая теория, анализ, практика. — 2019. — № 3. — С. 130—143.
9. Ударцев С. Ф. Правовая политика, систематизация законодательства и эволюция права // Право и политика. — 2011. — № 5 (137). — С. 739—751.