Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТМЕНА УСЫНОВЛЕНИЯ / ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ / УСЫНОВЛЕННЫЙ РЕБЕНОК / ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА / УСЫНОВИТЕЛЬ / РЕШЕНИЕ СУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батурина Н. И.

Статья посвящена вопросам совершенствования отдельных положений отечественного гражданского и семейного права. В работе исследуются правовые последствия, возникающие в результате отмены усыновления. Обосновывается необходимость распространения правовых последствий, наступающих в отношении лиц, лишенных родительских прав на бывших усыновителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ»

Н. И. Батурина

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ УСЫНОВЛЕНИЯ

Статья посвящена вопросам совершенствования отдельных положений отечественного гражданского и семейного права. В работе исследуются правовые последствия, возникающие в результате отмены усыновления. Обосновывается необходимость распространения правовых последствий, наступающих в отношении лиц, лишенных родительских прав на бывших усыновителей.

Ключевые слова: отмена усыновления, правовые последствия, прекращение правоотношений, усыновленный ребенок, интересы ребенка, усыновитель, решение суда.

N. I. Baturina

LEGAL CONSEQUENCES OF ABOLITION OF ADOPTION

The article is devoted to the issues of improvement of particular provisions of Russian civil and family law. The author analyzes legal consequences arising as a result of abolition of adoption and gives grounds for the necessity to spread legal consequences typical for those individuals which were deprived of parental rights to former adoptive parents.

Keywords: abolition of adoption, legal consequences, termination of legal relations, adopted child, child's interests, adoptive parent, judgement.

Отмена судом усыновления, по общему правилу, независимо от оснований принятия такого решения, влечет за собой определенные правовые последствия.

При отмене усыновления происходит прекращение всех правоотношений между усыновителями (их родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством). Одновременно восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его биологических родителей (их родственников), если это не противоречит интересам ребенка (п. 1 ст. 143 СК РФ). Поэтому отмена усыновления является правопрекращающим и правовосстанавли-вающим юридическим фактом.

Восстановление правовых отношений между ребенком и его родителями (родственниками родителей) в соответствии с положениями ст. 143 СК РФ производится не автоматически, а только в том случае, если этого требуют интересы ребенка, о чем должно быть прямо указано в решении суда об отмене усыновления. Поэтому не исключены ситуации, когда восстановление правовых отношений ребенка с его родителями не только невозможно (родители умерли, неизвестны, ли-

шены родительских прав), но и нецелесообразно с учетом интересов ребенка (родители отказываются после отмены усыновления взять ребенка на воспитание, родители являются хроническими алкоголиками и т. п.).

Ребенок по решению суда передается родителям, а при отсутствии родителей, а также в случаях, когда передача родителям противоречит интересам ребенка, — на попечение органа опеки и попечительства. Обстоятельства, которые могут препятствовать возвращению ребенка родителям, семейным законодательством не определены. Поэтому суд, решая вопрос о дальнейшей судьбе ребенка (передать его родителям или на попечение органа опеки и попечительства), должен руководствоваться только интересами ребенка и обстоятельствами дела.

В решении суда об отмене усыновления должен быть также решен вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с усыновлением имя, фамилия, отчество. Изменение этих данных ребенка, достигшего 10 лет, возможно только с его согласия, так как ребенок уже привык к своему имени, отчеству, фамилии. Такого рода изме-

нения могут неблагоприятно отразиться на будущем ребенка, его дальнейшей судьбе. Например, ребенок уже психологически привык к своим личным данным, привыкли и окружающие его люди, соответственно изменение вызовет ряд вопросов, кроме того, возникнет необходимость в изменении документов.

Согласно ст. 46 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» [1], на основании решения суда об отмене усыновления в запись акта об усыновлении вносятся сведения об отмене усыновления и восстанавливаются первоначальные сведения о фамилии, имени, отчестве, месте и дате рождения ребенка, а также сведения о родителях ребенка в записи акта о рождении. При этом ранее выданное свидетельство о рождении аннулируется и выдается новое с учетом изменений, внесенных в запись акта о рождении. Такое положение распространяется на случаи, когда за усыновленным ребенком не сохраняются его имя, отчество, фамилия, полученные им при усыновлении.

Поскольку при отмене усыновления правовые отношения прекращаются лишь на будущее время, возможно сохранение за усыновленным ребенком права на имя, отчество, фамилию, приобретенные им в связи с усыновлением.

Необходимо отметить, что вопрос о сохранении усыновленному имени, полученного им при усыновлении, или о присвоении ему имени, которое он носил до усыновления, не связан с обязательным сохранением каких-либо правовых связей с усыновителем. Право на имя является личным правом гражданина. Поэтому и вопрос об имени усыновленного должен разрешаться в зависимости от его интересов и с учетом его желаний. Мнение усыновителя по поводу сохранения за ребенком его фамилии и отчества значения не имеет.

В тех случаях, когда усыновление отменяется вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей, то, как правило, нет оснований освобождать его от обязанности содержать бывшего усыновленного. Взыскание средств на содержание ребенка в этом случае производится в твердой денежной сумме, с учетом материального и семейного положения бывшего усыновителя и взыскателя (ст. 81 и 83 СК РФ).

Следует заметить, что это право, а не обязанность суда решить вопрос о взыскании содержания в пользу усыновленного ребенка с бывшего усыновителя, кроме того, суд учитывает основание отмены усыновления.

В результате отмены усыновления усыновитель не имеет прав на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, а также на получение в будущем алиментов от трудоспособного совершеннолетнего усыновленного. В случаях, когда отмена усыновления не связана с виновным поведением усыновителя (например, с его тяжелой болезнью), было бы справедливым сохранить его право на алименты в будущем.

Усыновители в силу отмены усыновления перестают быть законными представителями усыновленного ребенка. В результате этого они не имеют права выступать в защиту прав и интересов ребенка в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т. ч. и в судах, а также совершать гражданско-правовые сделки от имени усыновленных детей, не достигших возраста 14 лет, или давать согласие на совершение сделок усыновленными детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Бывшие усыновители перестают нести ответственность за вред, причиненный усыновленным ребенком в возрасте до 14 лет, а также субсидиарную ответственность за вред, причиненный усыновленным ребенком в возрасте от 14 до 18 лет, при отсутствии у него доходов или иного имущества , достаточных для возмещения вреда. Согласно ст. 1075 ГК РФ на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей. Поскольку в результате усыновления ребенка между усыновителем и усыновленным возникают правоотношения (личные и имущественные), аналогичные существующим между родителями и детьми [2], то, на наш взгляд, было бы целесообразно распространить действие ст. 1075 ГК РФ на бывших усыновителей. Применение данной статьи возможно в том случае, когда

поведение усыновленного ребенка, причинившего вред, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей бывшего усыновителя и отношения между усыновителем и усыновленным носили длительный характер.

Отмена усыновления, в отличие от лишения родительских прав, является необратимым правовым актом. Поэтому права усыновителей не могут быть восстановлены, если только не будет отменено решение суда об отмене усыновления в суде кассационной, надзорной инстанции или по вновь открывшимся обстоятельствам.

После отмены усыновления усыновитель не имеет права требовать от усыновленного, достигшего совершеннолетия, или от его родителей возмещения расходов, понесенных на содержание усыновленного ребенка. Эти расходы были обусловлены существованием семейного правоотношения с усыновленным. Такой иск противоречил бы природе этих отношений. Личные неимущественные отношения, как известно, нематериальны, не имеют денежной оценки, а следовательно, нельзя определить, например, стоимость воспитания. Поэтому с отменой усыновления усыновитель лишается всех родительских прав в отношении усыновленного ребенка. Соответственно и сам усыновленный ребенок утрачивает правовую связь не только с усыновителем, но и с его родственниками.

Что касается имущественных последствий, то необходимо отметить, что с отменой усыновления

ребенок не имеет права наследовать в отношении имущества усыновителя и его родственников, требовать алименты в случае приобретения им п о сл е совершеннолетия нетрудоспособности. Кроме того, по нашему мнению, есть основание для постановки вопроса о компенсации вреда, причиненного усыновителем при наличии его противоправного и виновного поведения по отношению к усыновленному ребенку, по правилам гл. 59 ГК РФ, в т. ч. и компенсации морального вреда.

Решение суда об отмене усыновления, как правило, исполняется в добровольном порядке, так как к нему могут стремиться все участники усыновления. Однако возможны случаи, когда после отмены усыновления бывший усыновитель удерживает у себя ребенка, всячески противится возврату ребенка лицу, обладающему правом на воспитание, возникает ситуация, сопряженная с необходимостью принудительного изъятия ребенка от усыновителей. «В такой ситуации переплетаются особенности передачи ребенка лицу, чье право на его воспитание подтверждено судом, с принудительным изъятием несовершеннолетнего из семьи, где ему находиться уже нельзя» [3].

Поэтому при исполнении решения суда в этом случае должны использоваться меры принудительного исполнения, связанные с исполнением решения суда неимущественного характера, а также штраф, предусмотренный ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Список библиографических ссылок

1. СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340 (с последующими изм. и доп.).

2. Комментарий к Семейному кодексу РФ / отв. ред. И. М. Кузнецова. М., 1996. С. 319.

3. Нечаева А. М. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей // Рос. юстиция. 1998. № 5. С. 37.

© Н. И. Батурина, 2011

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.