Научная статья на тему 'Правовые последствия объединения Верховного и высшего арбитражного судов Российской Федерации'

Правовые последствия объединения Верховного и высшего арбитражного судов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
945
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕРХОВНЫЙ СУД / ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД / ОБЪЕДИНЕНИЕ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ЕДИНСТВО / SUPREME COURT / SUPREME COURT OF ARBITRATION / JURISPRUDENCE / UNITY / UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грузинская Е. И., Тахтенкова А. О.

Статья посвящена анализу правовых последствий слияния Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ в Верховный суд РФ, изучению внутренней структуры «нового суда», порядка назначения судей и работников аппарата, а также решению вопроса по поводу обобщения судебной практики данных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the legal implications of the merger of the Supreme Court and the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation to the Supreme Court, the study of the internal structure of the "new trial" procedure for the appointment of judges and apparatus, as well as issues regarding the generalization of judicial practice of these courts.

Текст научной работы на тему «Правовые последствия объединения Верховного и высшего арбитражного судов Российской Федерации»

Е.И. Грузинская

зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, к.ю.н., Кубанский государственный университет, филиал в г. Новороссийске

E.I. Gruzinskaya Head of the Department gumanitranyh disciplines Kuban State University in Novorossiysk, PhD (romirka@list.ru, 89189502087) А.О. Тахтенкова

студентка 3 курса направления подготовки «Юриспруденция» Кубанский государственный университет, филиал в г. Новороссийске

A.O. Takhtenkova 3rd year student Kuban State University in Novorossiysk (sashenka2311@rambler.ru, 89034568543)

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВЕРХОВНОГО И ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена анализу правовых последствий слияния Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ в Верховный суд РФ, изучению внутренней структуры «нового суда», порядка назначения судей и работников аппарата, а также решению вопроса по поводу обобщения судебной практики данных судов.

Annotation. The article analyzes the legal implications of the merger of the Supreme Court and the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation to the Supreme Court, the study of the internal structure of the "new trial" procedure for the appointment of judges and apparatus, as well as issues regarding the generalization of judicial practice of these courts.

Ключевые слова: Верховный суд, Высший Арбитражный суд, объединение, судебная практика, единство.

Key words: Supreme Court, Supreme Court of Arbitration, the union, jurisprudence, unity.

6 февраля 2014 года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был подписан закон о поправке к Конституции РФ, согласно которой Верховный (ВС) и Высший Арбитражный суды (ВАС) будут объединены [4]. Новый Верховный суд станет высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам и по разрешению экономических споров. Кроме того, он будет контролировать деятельность федеральных судов, и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Подписание данного закона вызвало общественный резонанс среди юристов. Одни считают, что реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия, как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства. Другие аргументируют свою позицию тем, что в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ [1] ВС РФ и ВАС РФ наделены полномочиями давать разъяснения по вопросам судебной практики в виде по-

становлений пленумов, которые являются интерпретационными актами, назначение которых - обеспечение единообразной практики понимания и применения тех или иных положений действующих нормативных правовых актов, то есть ВАС РФ уже обеспечивает единообразие арбитражной практики, а ВС РФ -практики судов общей юрисдикции. Ст. 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ [2] гарантирует независимость судей арбитражных судов, от какого-либо постороннего воздействия, ст. 8 Гражданского процессуального кодекса РФ [3] гарантирует независимость судей, рассматривающих гражданско-правовые споры, подсудные судам общей юрисдикции. То есть получается, что и единообразие судебной практики уже обеспечено, и независимость судей предусмотрена. Неужели после объединения единообразие станет еще единообразнее, а независимость еще более независимой?

Юридическое сообщество считает, что «упразднение» ВАС повлечет множество проблем и вопросов, начиная от финансирования арбитражных судов и обеспечения их единообразной практики до судьбы сотрудников аппарата. Главная опасность заключается в том, что в результате объединения судов материалы обобщенной судебной практики, все наработки и достижения арбитражной системы в целом не смогут применяться так же эффективно, как и ранее. Согласно принятому закону, данная проблема разрешается следующим образом. Постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ. Из данной формулировки неясно, какое именно решение имеется в виду. Вероятно, речь идет о разъяснении Пленума ВС РФ по вопросу судебной практики, разрешенному Пленумом ВАС РФ. Кроме того, планируется предоставить Пленуму ВС РФ возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ. Это связано с тем, что ВС РФ станет правопреемником ВАС РФ.

ВАС РФ, особенно в последние десять лет, является наиболее эффективным государственным органом. Четкая установка на открытость и прозрачность правосудия реализована ВАС РФ в доступной системе получения информации о движении любого арбитражного дела, все судебные акты оперативно публикуются, внедряется «электронное правосудие», любой документ в арбитражное дело можно подать дистанционно, через Интернет. Огромную работу ВАС РФ ведет по обеспечению единообразия арбитражной практики, эта работа осуществляется путем регулярного принятия постановлений пленума ВАС РФ и информационных писем по наиболее важным и сложным вопросам правоприменения. Параллельно наиболее сложные и прецедентные дела ВАС РФ пересматривает в надзорном порядке.

На фоне динамично развивающегося, прозрачного, внедряющего электронный документооборот ВАС РФ ВС РФ, возглавляемый непрерывно с 1989 года 70-летним Вячеславом Михайловичем Лебедевым, откровенно проигрывает в эффективности.

К сожалению, ВС РФ не уделяет достаточного внимания совершенствованию и упорядочиванию судебной практики, в результате областные суды по различным вопросам открыто игнорируют его позицию. В каждом из регионов страны судебную практику формирует областной суд, без оглядки на позицию ВС РФ и судов других регионов, что привело к возникновению «рязанской», «тульской», «свердловской» и прочих законностей. Например, районные (городские) суды Свердловской области по искам покупателей пылесосов «Кирби»

расторгают эти договоры, а такие же районные суды в соседнем Пермском крае -в исках покупателей этих пылесосов отказывают. И таких примеров разного толкования одних и тех же норм закона разными судами в системе общей юрисдикции - десятки.

Согласному новому федеральному закону ВС РФ будет находиться в Санкт-Петербурге. Момент переезда будет установлен Президентом РФ по согласованию с ВС РФ. В состав ВС РФ войдут 170 судей, отобранных по новым правилам. Для этого будет создана Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов.

По мнению ВАС РФ, таким образом, нарушается один из основополагающих принципов правосудия - несменяемость судей. Формирование нового состава Верховного Суда РФ будет проходить на конкурсной основе, в том числе и для действующих судей высших судов. Таким образом, часть судей судов высших инстанций окончат свою профессиональную деятельность только по той причине, что суды, в которых они в настоящее время работают, прекратят свое существование.

Также остро встает вопрос об изменении коллегий. Вместо Военной коллегии в ВС РФ будет создана Судебная коллегия по делам военнослужащих. Соответствующие изменения внесены в ряд законодательных актов. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое сейчас является самостоятельным судебным органом, будет создана Дисциплинарная коллегия ВС РФ. Ее состав будет избираться из числа судей (за исключением Председателя коллегии - заместителя Председателя ВС РФ) Пленумом ВС РФ. Сейчас в состав Дисциплинарного судебного присутствия входят судьи ВАС РФ и ВС РФ. Изменится компетенция не только ВС РФ, но и Судебного департамента при ВС РФ. Он будет заниматься обеспечением деятельности не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.

Таким образом по окончании переходного периода ВС РФ станет единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Положения о подсудности дел ВС РФ исключены из ст. 27 ГПК РФ. Вместо них приводится ссылка на Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № З-ФКЗ «О Верховном Суде РФ», содержащий соответствующие нормы. Из Конституции РФ исключено упоминание о ВАС РФ. Аналогичные изменения внесены в другие нормативные правовые акты. Кроме того, в ст. 71 Конституции РФ вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства теперь идет речь только о процессуальном законодательстве. Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, будет осуществлять Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей. Данная коллегия станет второй кассационной инстанцией, в которой будут пересматриваться определенные судебные акты. Кассационная жалоба предварительно будет изучаться единолично судьей ВС РФ, после чего может быть передана в указанную коллегию. Кроме того, предусматривается, что акты Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ обжалуются в Президиум ВС РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей ВС РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум ВС РФ.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что главным толчком к объединению послужило отсутствие единства судебной практики. Нередко ВАС не удовлетворяли иски граждан, в то время как последние шли в суды общей юрисдикции, где эти же иски удовлетворялись. Так и получалось, что по одному и тому же делу существовало два разных решения. Нередко проблемой становился вопрос о подведомственности дел тому или иному суду. Так граждане шли в ВС, где их отправляли в ВАС. В свою очередь ВАС направлял их в ВС. Безусловно, эффективность нового Верховного суда будет напрямую зависеть от таинственной фигуры, которая будет занимать должность председателя суда. Остается только надеяться на то, что изобретение очередного «велосипеда» не приведет к пагубным для нашей судебной системы последствиям.

Список источников:

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. №30. Ст. 3012.

3. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. №46. Ст. 4352.

4. О поправке к Конституции Российской Федерации о Верховном суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014 г. №6. Ст. 548.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.