Научная статья на тему 'Верховный Суд как высший судебный орган по разрешению экономических споров'

Верховный Суд как высший судебный орган по разрешению экономических споров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1394
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Верховный Суд / экономические споры / арбитражные суды / судебные коллегии / Конституция Российской Федерации / Supreme Court / economic disputes / arbitration courts / judicial boards / the Constitution of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулкадыр Магомедович Исамагомедов, Тагир Азизулаевич Маметов

В статье рассматриваются реформы, произошедшие в судебной системе России. В частности, упразднение Высшего Арбитражного суда РФ и передача полномочий Верховному Суду РФ, создание Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, вопросы, отнесенные к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supreme Court as the Highest Judicial Body Economic Dispute Resolution

This article discusses the reforms that have taken place in the judicial system of Russia. In particular, the abolition of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation and the transfer of authority to the Supreme Court of the Russian Federation, the creation of the Judicial Panel on Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation, issues related to the competence of the Judicial Panel on Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Верховный Суд как высший судебный орган по разрешению экономических споров»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10086

Верховный Суд как высший судебный орган по разрешению экономических споров

Supreme Court as the Highest Judicial Body Economic Dispute Resolution

Абдулкадыр Магомедович ИСАМАГОМЕДОВ,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории государства и права

Юридического института Дагестанского государственного университета

Тагир Азизулаевич МАМЕТОВ,

магистрант 2-го года обучения

Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: magistr119@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются реформы, произошедшие в судебной системе России. В частности, упразднение Высшего Арбитражного суда РФ и передача полномочий Верховному Суду РФ, создание Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, вопросы, отнесенные к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Ключевые слова: Верховный Суд, экономические споры, арбитражные суды, судебные коллегии, Конституция Российской Федерации

Abstract. This article discusses the reforms that have taken place in the judicial system of Russia. In particular, the abolition of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation and the transfer of authority to the Supreme Court of the Russian Federation, the creation of the Judicial Panel on Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation, issues related to the competence of the Judicial Panel on Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation.

Key words: Supreme Court, economic disputes, arbitration courts, judicial boards, the Constitution of the Russian Federation

После проведенной судебной реформы в России Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа 2014 г. Структура Верховного Суда РФ была изменена: Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, состоящей из 30 судей. В целом система арбитражных судов сохранилась, отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. В его составе об-

разована Судебная коллегия по экономическим спорам, выполняющая роль второй кассационной инстанции для арбитражных судов. Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией, выполняющей полномочия по судебному надзору, в том числе и в отношении судебных актов по экономическим спорам, вынесенным арбитражными судами.

5 февраля 2014 г. были приняты сразу три нормативных правовых акта, которые стали основой проводимой судебной реформы: Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» № 2-ФКЗ и Федеральные конституционные законы «О Верховном Суде Рос-

сийской Федерации» № Э-ФКЗ и «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»» № 4-ФКЗ.

В Конституции РФ отсутствуют статьи о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 127, ч. 1. ст. 128) и арбитражно-про-цессуальном законодательстве (все процессуальные отрасли были объединены под единым понятием «процессуальное законодательство» (п. «о» ст. 71); в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»» претерпела изменение система судов России (ч. 3. ст. 4) и также были исключены упоминания о Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 4, 33 и др.). Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации» определен статус нового Верховного Суда Российской Федерации.

«Изменения, предусмотренные в законах, были направлены только на изменение организации высших судебных органов, без внимания к изменению сложившейся системы нижестоящих судов. Но это изменение неизбежно в связи с тем, что в целом система судов общей юрисдикции не предполагает в своей организации принципа экстерриториальности, т.е. в ней полностью отсутствуют суды, которые не совпадали бы с административно-территориальным делением РФ, в то время как система арбитражных судов основана исключительно на экстерритори-альности»1.

Координация судебной практики в системе арбитражных судов, за исключением некоторых частных вопросов, регулируемых апелляционными судами (преимущественно вопросы рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)), возложена на суды кассационной инстанции (их десять). В системе судов общей юрисдикции аналогичные функции осуществляют президиумы областных судов (которых в субъектах уже 85). Приведенная ситуация прямо иллюстрирует то, что фактически сложилось десять разных подсистем арбитражных судов и 85 подсистем судов общей юрисдикции, причем в целом региональная практика правоприменения по конкретным вопросам даже в рамках одной судебной системы бывает очень различной. Эта практика может разниться даже в рамках судебных составов и коллегий одного суда.

Объединение высших судов в единый орган повлечет за собой постепенное преобразование споров о подведомственности в споры о подсудности между различными судами отдельных звеньев системы, тем самым не устранив проблему,

а перенеся ее на качественно новый уровень, требующий более существенных затрат правовых средств на ее устранение.

Результатом объединения высших судебных инстанций должно было стать присоединение арбитражных судов к судам общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ в качестве специализированных судов по аналогии с военными судами. Что касается недавно образованного в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам, то он также органично вписался бы в эту систему в качестве специализированного суда общей юрисдикции наряду с арбитражными и военными судами. Однако в специальной литературе имеются и иные точки зрения — вплоть до «растворения» полномочий арбитражных судов в полномочиях судов общей юрисдикции2.

В настоящее время Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, которая состоит из 30 судей, осуществляет ранее подсудные Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации функции по разрешению экономических споров. Данная коллегия стала второй кассационной инстанцией, в которой будут пересматриваться определенные судебные акты. Поданная в Верховный Суд РФ кассационная жалоба предварительно будет изучаться единолично судьей Верховного Суда РФ, а затем может быть передана в указанную коллегию.

Кроме того, предусматривается, что акты Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ обжалуются в Президиум Верховного Суда РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей Верховного Суда РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум Верховного Суда РФ3.

К компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации относится рассмотрение следующих дел:

■ в порядке первой инстанции экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации;

■ в порядке первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

98

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 2

■ в порядке надзора дела по представлениям на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов (ст. 293 АПК РФ);

■ пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов (ст. 310 АПК РФ).

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации как суда первой инстанции рассматривает вопросы по разрешению экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации. В качестве суда первой инстанции рассматриваются также дела о признании недействительными и не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы организаций и граждан ненор-

мативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Правительства РФ. Арбитражно-процессуальный кодекс также относит к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, которые касаются прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Список литературы

1. Круглое В.В. Современная система арбитражных судов в Российской Федерации // Право: современные тенденции: Материалы IV Меж-дунар. науч. конф. 2017. С. 44—49.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Magister

Правовое

регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации

Под редакцией З.А. Саидова

Правовое регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. З.А. Саидова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 271 с. -(Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03286-3

Анализируются проблемы правового и организационного характера, связанные с регулированием экономики России в условиях цифровизации. Раскрываются концептуальные основы регулирования цифровой экономики. Особое внимание уделяется особенностям использования правовых средств воздействия на процессы, которые протекают в условиях цифровой реальности. Рассматриваются особенности правового регулирования оборота и использования криптовалю-ты, осуществления рекламной деятельности, а также противодействия правонарушениям экономической направленности.

Для широкого круга читателей, интересующихся вопросами правового регулирования экономической деятельности, а также проблемами развития цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.