Научная статья на тему 'Правовые особенности проведения предвыборной агитации с использованием сетей сотовой электросвязи'

Правовые особенности проведения предвыборной агитации с использованием сетей сотовой электросвязи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности проведения предвыборной агитации с использованием сетей сотовой электросвязи»

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

2. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1998 г. № 49-Г98-9 // СПС «Консуль-тантПлюс» (судебная практика).

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.

4. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2004 г. № 31-Г04-5; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. № 9-Г03-32; Решение Верховного Суда Российской Федерации РФ от 7 ноября 2007 г. № ГКПИ07-1389 // СПС «Гарант».

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 21. Ст. 1919.

6. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. № 9-Г03-32 // СПС «Гарант».

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2291.

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3178.

9. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 г. № 7-Г04-4 // СПС «Консультант-Плюс» (судебная практика).

10. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2004 г. № 31-Г04-5 // СПС «Гарант».

11. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 г. № 7-Г04-4 // СПС «Гарант».

12. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2002 г. № 32-Г02-10; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 72-Г04-8; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2005 г. № 35-Г05-16 // СПС «Гарант».

13. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2005 г. № 35-Г05-16 // СПС «Гарант».

14. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

1раво и информационное обеспечение выборов

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕЙ СОТОВОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

18

С.Н. Слободчикова

В последние годы проведение предвыборной агитации с использованием сетей электросвязи стало получать относительно широкое распространение на различных видах выборов.

При освещении правовых особенностей проведения предвыборной агитации с использованием сетей сотовой электросвязи необходимо обратиться к правовым дефинициям понятий «сеть связи», «средства связи» и «электросвязь».

В Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [1] приведенные выше правовые понятия определяются законодателем следующим образом:

«сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи» (п. 24 ст. 2);

«средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические

и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи» (п. 28 ст. 2);

«электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам» (п. 35 ст. 2).

К сетям электросвязи относятся, в частности, и сети сотовой связи.

Такие сети дают возможность распространения агитационной информации, в том числе посредством массовой рассылки на мобильные телефоны абонентов сообщений агитационного содержания.

В этой связи необходимо учитывать, что политическая коммуникация представляет своеобразный вид общественных отношений, без которого невозможно движение современного политического процесса. Соответственно, для реализации такого рода массовых коммуникаций требуется специальный инструмент. Один из самых распространенных инструментов

персональных массовых коммуникации - это мобильный терминал, синонимичным понятием которого является сотовый или мобильный телефон.

Первопроходцами использования технологий мобильной связи в публичной политике стали жители Великобритании. В период очередной избирательной кампании Лейбористская партия Великобритании предложила зарегистрированным пользователям сайта возможность подписки на партийные новости, а также ряд других информационно-справочных SMS-услуг. Однако вскоре произошел революционный прорыв в проведении политической агитации с помощью SMS-информирования от Филиппин до Украины. Постепенно стала происходить трансформация технологий мобильной связи от инструментов политической агитации к механизмам избирательных процедур. С июля 2005 г. в Финляндии начались работы по созданию на базе SIM-карты персонального государственного ID (идентификационный номер). Вышеизложенные примеры свидетельствуют о том, что технологии мобильной связи в настоящее время не просто заняли свое место среди инструментов политических коммуникаций, но в ближайшем будущем станут доминирующей силой, использовать которую смогут те, кто обладает специальными знаниями [2].

В настоящее время наиболее распространенными видами сообщений в сетях сотовой связи являются:

1) SMS (Short Message Service) - служба коротких текстовых сообщений. Данная технология предоставляет возможность обмениваться информацией через специальный центр коротких сообщений оператора сотовой связи. Если адресат временно недоступен, центр запомнит сообщение и доставит его, когда связь возобновится;

2) MMS (Multimedia Message Service) -служба мультимедийных сообщений. Позволяет мгновенно передавать не только текстовые сообщения, но и всевозможные медиафай-лы: голосовые записи, музыку, картинки (фотографии, графика, анимация), видео. Абонент может отправить на другой телефон текстовое сообщение, сопроводив его фотографией или другим медиаконтентом (логотипы, картинки, мелодии, заставки, видеоклипы и любая другая персональная информация, размещаемая в мобильном телефоне абонента. Услуги по предоставлению мобильного контента абоненту оказывают специальные компании - контент-провайдеры);

3) Push-сообщения (сообщения сети) - специальные сообщения, передаваемые от оператора сотовой связи, содержащие URL файла или страницы, побуждающие телефон перейти к скачиванию указанного контента [1].

В целях дифференциации и конкретизации понятийного аппарата института предвыборной агитации предлагаем дать следующие определения основным способам проведения предвыборной агитации с использованием технологий сетей сотовой электросвязи.

Под SMS-агитацией предлагается понимать способ предвыборной агитации в сетях сотовой связи, позволяющий распространять информацию в период избирательной кампании, имеющую цель побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) с помощью службы коротких сообщений (SMS).

В свою очередь под MMS-агитацией предлагается понимать способ предвыборной агитации в сетях сотовой связи, позволяющий посредством текстовых сообщений, а также ме-диафайлов распространять информацию в период избирательной кампании, имеющую цель побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов), список (списки) кандидатов или против него (них) с помощью службы мультимедийных сообщений (MMS).

С учетом приведенных выше дефиниций предвыборная агитация с использованием сетей сотовой электросвязи - это информационная деятельность, осуществляемая в период избирательных кампаний и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов), список (списки) кандидатов или против него (них) с помощью сообщений в сетях сотовой связи, а именно службы коротких сообщений (SMS), а также службы мультимедийных сообщений (MMS).

В практическом плане любой из указанных нами видов сообщений может быть использован для проведения предвыборной агитации. В связи с этим закономерно возникает вопрос о правовых подходах к регулированию такой агитационной деятельности.

В рамках действующего избирательного законодательства этот вопрос может решаться следующим образом.

Организация, предоставляющая услуги сотовой связи, не может рассматриваться как организация, осуществляющая выпуск средств

19

№2/2011

массовой информации, или как организация, выполняющая работы либо оказывающая услуги по изготовлению печатных агитационных материалов п. 11 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуму граждан Российской Федерации» [2] (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав), и на нее не могут распространяться соответствующие правовые требования.

Массовая рассылка SMS- или MMS-сообщений агитационного содержания возможна по договору, заключаемому кандидатом, избирательным объединением с организацией - оператором сотовой связи, предоставляющей соответствующие услуги физическим и юридическим лицам. Организацию, осуществляющую рассылку различных сообщений рекламного характера (в том числе относящихся к политической рекламе), следует признавать рекламораспространителем в том же смысле, в каком раскрывает это понятие п. 7 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г № 38-Ф3 «О рекламе» [3] как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

При этом подходе на такую организацию распространяется требование п. 9 ст. 54 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, в соответствии с которым организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия для размеще-

ния агитационных материалов. Они также не должны, в силу п. 5 ст. 59 названного Федерального закона, оказывать услуги по распространению связанных с выборами материалов бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам.

Агитационные материалы, распространяемые указанным способом, исходя из общего требования п. 5 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, должны быть оплачены из избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения (что должно быть в установленном порядке отражено в их финансовых отчетах). В случае неисполнения этого требования соответствующие лица могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253; 2011. № 1. Ст. 16.

2. Каневский М.А. Мобильный дозор. ОЗМьйливая политику [Электронный ресурс] : электрон. версия учеб. пособия / М.А. Каневский // Рассылки SMS в Иркутске / ООО «В Иркутске». Иркутск. 2010. Режим доступа: http:// www.sms-irkutsk.ru/ (дата обращения: 18.02.2011).

3. Push-сообщения [Электронный ресурс] / Д. Павлов. М., 2004. Режим доступа: http://avtoinformator.ru. (дата обращения: 19.02.2011).

4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.

1раво и муниципальные выборы

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

20

А.А. Петров, кандидат юридических наук

В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом государстве является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госу-

дарственной власти и органы местного самоуправления, в том числе посредством свободных выборов, которые - наряду с референдумом - относятся к числу высших форм непосредственного народовластия (ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 и 3 ст. 3). В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 янва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.