Научная статья на тему 'Правовые особенности экономических основ местного самоуправления в зарубежных странах'

Правовые особенности экономических основ местного самоуправления в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
438
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / АНГЛОСАКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КОММУНЫ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГИ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / FOREIGN COUNTRIES / ECONOMIC FOUNDATIONS / LEGAL REGULATION / ECONOMIC BASIS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / ANGLO-SAXON MODEL OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / CONTINENTAL MODEL OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / COMMUNES / LOCAL BUDGET / LEGISLATION / TAXES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аминев Р.Ф.

Местное самоуправления в зарубежных государствах имеет разнообразные формы ее организации. В статье рассматриваются и сравниваются особенности правового регулирования экономической основы местного самоуправления в таких зарубежных странах, как Соединенные Штаты Америки, Германия, Франция. Автором анализируется континентальная, англосаксонская и смешанная система функционирования местного самоуправления с точки зрения адаптации их основных принципов к российской системе организации местного самоуправления. Дается краткий обзор функций местного самоуправления в государствах федерального и унитарного типа. Отмечается специфика организации местного самоуправления в зарубежных странах. Так, в США в каждом штате имеется своя система местного самоуправления, входящая в систему органов управления Штата, действующая в согласии с законами Штата. А в Германии осуществляется коммунальное самоуправление, которое представляет собой реализуемое на уровне округов общин(коммун). Во Франции основными административно-территориальными единицами в стране также являются коммуны. Проводится параллель между системами местного самоуправления зарубежных стран и сравнивается с системой местного самоуправления РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal features of economic bases of local self-government in foreign countries

Local self-government in foreign countries has a variety of forms of its organization. The article discusses and compares the features of legal regulation of the economic basis of local self-government in such foreign countries as the United States of America, Germany, France. The author analyzes continental, Anglo-Saxon and mixed system of functioning of local self-government from the point of view of adaptation of their basic principles to the Russian system of organization of local self-government. A brief overview of the functions of local self-government in Federal and unitary States is given. The specificity of the organization of local self-government in foreign countries is considered. Thus, in the United States, each state has its own system of local government, part of the system of State governments, acting in accordance with the laws of the State. And in Germany, communal self-government is carried out, which is implemented at the district level of communities(communes). In France, the main administrative units in the country are also communes. The system of local self-government of foreign countries is analyzed and compared with the system of local self-government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности экономических основ местного самоуправления в зарубежных странах»

Правовые особенности экономических основ местного самоуправления в зарубежных

странах

Legal features of economic bases of local self-government in foreign countries

Аминев Р. Ф.

Магистрант 6 курса Башкирский Государственный Университет

Уфа, Россия rafael. amnv96@mail, ru

Aminev R.F.

Student 6 term Bashkir State University Ufa, Russia rafael. amnv96@mail,ru

Аннотация.

Местное самоуправления в зарубежных государствах имеет разнообразные формы ее организации. В статье рассматриваются и сравниваются особенности правового регулирования экономической основы местного самоуправления в таких зарубежных странах, как Соединенные Штаты Америки, Германия, Франция. Автором анализируется континентальная, англосаксонская и смешанная система функционирования местного самоуправления с точки зрения адаптации их основных принципов к российской системе организации местного самоуправления. Дается краткий обзор функций местного самоуправления в государствах федерального и унитарного типа. Отмечается специфика организации местного самоуправления в зарубежных странах. Так, в США в каждом штате имеется своя система местного самоуправления, входящая в систему органов управления Штата, действующая в согласии с законами Штата. А в Германии осуществляется коммунальное самоуправление, которое представляет собой реализуемое на уровне округов общин(коммун). Во Франции основными административно-территориальными единицами в стране также являются коммуны. Проводится параллель между системами местного самоуправления зарубежных стран и сравнивается с системой местного самоуправления РФ.

Annotation.

Local self-government in foreign countries has a variety of forms of its organization. The article discusses and compares the features of legal regulation of the economic basis of local self-government in such foreign countries as the United States of America, Germany, France. The author analyzes continental, Anglo-Saxon and mixed system of functioning of local self-government from the point of view of adaptation of their basic principles to the Russian system of organization of local self-government. A brief overview of the functions of local self-government in Federal and unitary States is given. The specificity of the organization of local self-government in foreign countries is considered. Thus, in the United States, each state has its own system of local government, part of the system of State governments, acting in accordance with the laws of the State. And in Germany, communal self-government is carried out, which is implemented at the district level of communities(communes). In France, the main administrative units in the country are also communes. The system of local self-government of foreign countries is analyzed and compared with the system of local self-government of the Russian Federation.

Ключевые слова: местное самоуправление, зарубежные страны, экономические основы, правовое регулирование, экономическая основа местного самоуправления, англосаксонская модель местного самоуправления, континентальная модель местного самоуправления, коммуны, местный бюджет, законодательство, налоги.

Key words: local self-government, foreign countries, economic foundations, legal regulation, economic basis of local self-government, Anglo-Saxon model of local self-government, continental model of local self-government, communes, local budget, legislation, taxes.

Местное самоуправление является емким и многоаспектным понятием, предполагающим народовластие, защиту интересов и прав граждан, гарантии расового, политического и социального равенства. Жители сами решают свои жизненно важные вопросы на территориях, где они проживают. Говоря официальным языком, местное самоуправление представляет собой гарантируемую конституцией деятельность граждан по

решению вопросов, обладающих местным значением. Следовательно, местное самоуправление - это ответственная власть, обязанная своим существованием не каким-либо группам элиты, а населению.

В государствах федерального и унитарного типа на местном уровне административного управления реализуются такие ключевые функции:

- функция по владению и распоряжению предприятиями государственной формы собственности;

- функция по предоставлению общественных услуг (библиотеки, парки, школы и др.);

- функция по планированию общественного строительства;

- функция по защите потребителей;

- функция по оказанию помощи незащищенным группам населения;

- функция по поддержанию общественной безопасности, осуществлению контроля над деятельностью структур здравоохранения.

На современном этапе дать четкое и единообразное определение природе местного самоуправления невозможно. Проблематично провести разграничение между местными и общегосударственными делами. В связи с тем, что местное самоуправление состоит из элементов общественного и государственного образования, то толкование данного понятия обладает двойственным характером. Местное самоуправление одновременно является правом граждан на решение вопросов местного значения и участие в местных делах, а также ключевым принципом организации и осуществления власти, предполагающим горизонтальное и вертикальное разделение властей.

Развитие местного самоуправления, происходящее под воздействием факторов национального, исторического, культурного и иного характера, поспособствовало формированию муниципальных систем разного типа.

Несмотря на многообразие муниципальных систем, природа местного самоуправления едина. Она состоит в том, что население самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решает все вопросы, относящиеся к их проживанию на конкретной территории [1, с. 21].

Вопросы адекватного отражения экономической основы местного самоуправления в рамках права обладают высокой актуальностью. Это подтверждается новыми исследованиями отдельных аспектов рассматриваемой проблемы.

Наряду с этим, существует острая потребность в переосмыслении действующих норм права и практики их применения в рассматриваемой области.

В настоящее время каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Его исполнение, утверждение, формирование и контроль над исполнением - обязанность органов местного самоуправления. При этом в обязательном порядке должны соблюдаться требования и положения, закрепленные в нормативно -правовых актах.

В каждом государстве сформирована своя специфическая система местного самоуправления. Это обладает огромным значением для сбалансированного и поступательного развития разных стран и общества в целом. При неэффективности некоторых органов местного самоуправления в условиях свободного обмена информацией, формирования и развития институтов демократического общества, потенциальный общий отрицательный эффект будет нивелирован. Другими словами, повышается устойчивость и стабильность системы. Это лучше, чем попытки государства решать вопросы местного значения централизовано.

Основываясь на обзоре научной литературы, следует выделить две базовые модели местного самоуправления - континентальная и англосаксонская.

В Соединенных Штатах функционирует довольно интересная модель муниципального управления, характеризующаяся многообразием форм и разнообразием правового статуса муниципальных единиц. Американская модель муниципального управления является уникальной и вызывает интерес у муниципальных служащих и исследователей в сфере государственного управления. В Соединенных Штатах существует шесть разновидностей органов муниципального управления - тауны, тауншипы, виллиджи, бороу, сити. Данные органы муниципального управления наделены общей компетенцией. Помимо вышеуказанных разновидностей органов муниципального управления в США существуют и нетрадиционные виды (например, школьные и специальные округа).

Если не углубляться в тему, то многообразие муниципалитетов в Соединенных Штатах может показаться неким хаосом в системе муниципального управления. Особенно, учитывая, что в каждом штате имеется своя система местного самоуправления, входящая в систему органов управления Штата, действующая в согласии с законами Штата.

Несмотря на существующее разнообразие форм муниципального управления, его функционирование является довольно эффективным и не противоречит политике штата и союза в целом. Это свидетельствует о том, что в муниципалитете не важно, какая модель муниципального управления или какой орган хуже или лучше. Каждый из них должен на местах заниматься решением повседневных проблем населения.

Американская Конституция не содержит норм, регулирующих местное самоуправление. Законодательная база местного самоуправления основана на конституции штата. Закон Дилена, принятый в 1968 году, закрепил подчиненность органов местного самоуправления власти штата.

В настоящее время в сфере муниципального управления в США имеются некоторые проблемы, особенно в больших городах, где участие отдельных граждан в муниципальном управлении мегаполисами находится на низком уровне. В целом, в США, явка на муниципальные выборы составляет менее 25%. Сегодня схема управления выглядит примерно так: принимаемые органами муниципальной власти решения согласовываются с крупным бизнесом, присутствующим на территории.

Система муниципального управления характеризуется определенными особенностями. К примеру, многие муниципальные корпорации в США не исполняют традиционно возложенные на них муниципальные функции (например, не оказывают определенные услуги, такие как уборка мусора или обеспечение водоснабжения), предпочитая привлекать к этому субъектов предпринимательской деятельности. Следовательно, можно сделать вывод, что американское самоуправление находится на этапе трансформации [4, с. 157].

Проводя параллель, следует отметить, что в России, несмотря на официально действующую систему автономности субъектов РФ, случаи вмешательства государства нередки. Также можно утверждать, что государственная власть в России построена по принципу централизации. В США же, наоборот, система муниципального управления введена штатами добровольно. Органы местной власти действуют с согласия народа и во благо населению. Это свидетельствует о том, что США можно с уверенностью назвать государством, в котором установлена децентрализованная государственная власть [2, с. 52].

Коммунальное самоуправление в Германии представляет собой местное самоуправление, реализуемое на уровне округов и коммун (общин). Округ состоит из нескольких общин.

В Германии действует два основных правила деятельности местных органов власти. В первом случае бургомистр наделен широким спектром полномочий и является представителем общины, главой администрации и председателем всех комитетов совета. Бургомистра избирает население. Согласно другому правилу, все

основные полномочия предоставлены общине, а должность бургомистра обладает, по большей степени, представительным характером. В данном случае бургомистр избирается большинством голосов совета, а не народом. Бургомистр не руководит администрацией и не является председательствующим в комитете [3, а 830].

Вплоть до 2000 г. в Германии существовало множество моделей организационной структуры местного самоуправления. Как показала практика, наиболее эффективной была южно-германская модель, в соответствии с которой, бургомистр назначался посредством проведения прямых выборов и одновременно мог возглавлять два властных органа - представительный и исполнительный орган власти. Контроль над муниципалитетами осуществляется субъектами федерации. Формирование системы государственного контроля в данной сфере происходило в течение нескольких лет. В настоящее время большая часть мер (99%), принимаемых в рамках государственного контроля, обладает предупредительным характером, не преследуя цели наказания. Это является свидетельством грамотной и профессиональной реализации государственного контроля, а также эффективности системы местного самоуправления в Германии.

Во Франции система муниципального управления организована следующим образом. Основными административно-территориальными единицами в стране являются коммуны. Коммуны во Франции достаточно распространенное явление. Существуют небольшие объединения, но есть и очень большие коллективы, сформированные за счет объединения нескольких маленьких коммун. Каждая коммуна имеет свой устав, создаваемый на основе Типового устава от 1984 г. В соответствии с этим уставом, коммунам предоставлены такие полномочия: полномочия в сфере рынка, музеев, муниципальных библиотек; полномочия в части организации и проведения водоснабжения на местах. В коммунах не существует общего административного органа [6, а 561].

Мэр - единственный полномочный представитель в коммуне. Он избирается муниципальным (коммунальным) советом. Мэр одновременно является представителем государства и местной власти. Муниципальный совет осуществляет ряд полномочий, среди которых: принятие программ развития; распоряжение имуществом коммуны; установление местных налогов; утверждение служащих; контроль над рынком, местными дорогами, санитарным состоянием. Президент вправе распустить коммунальный совет досрочно, если он не справляется с управлением коммуной.

Во Франции формирование финансовой основы деятельности муниципальных органов власти происходит за счет налоговых поступлений, использования заемного капитала, предоставления муниципальных услуг, дохода от муниципальной собственности и межбюджетных трансфертов. При этом большая часть межбюджетных трансфертов (около 90%) обладают нецелевым характером. Налоговые поступления складываются из прямых и непрямых местных налогов, а также из непрямых местных сборов и тарифов (штрафы, оплата парковочных мест и др.) [5, а 749].

Согласно французскому законодательству, за муниципальными органами власти закреплены определенные налоги, оказывающие влияние на предпринимательскую и экономическую деятельность на территории коммуны. Это такие налоги, как налог на добычу полезных ископаемых; экономический налог с организаций; налог на застроенные и незастроенные земли; дополнительные сборы. Благодаря этому местные органы власти могут оказывать влияние на развитие среднего и малого предпринимательства на своей территории, осуществляя регулирование ее инвестиционной привлекательности.

Можно сделать вывод, что организация местного самоуправления во Франции довольно эффективна. Представляется, что Россия может перенять французскую модель и адаптировать ее к своим условиям. Особый интерес представляет одноуровневая система местной власти с одновременным развитием сотрудничества между

муниципалитетами. Еще один немаловажный аспект модели, существующей во Франции, заключается в наделении местных органов власти полномочиями по управлению местной экономикой. Следует обратить внимание на эффективный инструментарий влияния муниципальных органов власти на средние и малые предприятия, а также на экономическое развитие территорий.

Местное самоуправление выстраивается и развивается благодаря наличию экономической составляющей. Муниципалитеты, несмотря на то, что на законодательном уровне установлена их бюджетная независимость, не имеют реальных бюджетных ресурсов. В Российской Федерации доля местных налогов в бюджете муниципалитетов составляет 10%. Для сравнения, во Франции этот показатель составляет 41,7%, в Германии - 41,6%, а в Соединенных Штатах - 65%.

Следует отметить, что рост экономической основы муниципалитетов должен опережать рост экономики государства. При этом рост доходов муниципалитетов должен опережать рост доходов федерального бюджета. Лишь в таком случае местная власть не будет испытывать потребности в субсидировании, а население будет на самом деле заинтересовано в управлении делами региона.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие экономической составляющей местного самоуправления, необходимой для осуществления соответствующего комплекса полномочий, адекватной вызовам современности, может реализоваться посредством разных инструментов, механизмов и методов. В настоящее время существует острая потребность в оптимизации расходов и увеличении доходов местного бюджета.

Создание необходимого экономического фундамента местного самоуправления является сложным и многоаспектным процессом, связанным с организационными, территориальными и правовыми основами местного самоуправления. Данный процесс проявляется не только на законодательном уровне, но и в правоприменительной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: учеб. пособие / С.Г. Еремин. - М.: Юстицинформ, 2014. - 236 с.

2. Набиуллина К.Р. Инновационные практики управления градостроительным развитием в США // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 11. С. 51—54.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2004. — 832-833 с.

4. Саудаханов М.В., Хазова В.Е. Некоторые особенности организации местного самоуправления в Соединенных Штатах Америки // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3. С. 155—157.

5. Уланова Н. К., Жегуло У. Л. Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов в зарубежной практике и в России // Молодой ученый. — 2015. —№9. —С. 748-750

6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник, 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 560-561.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.