Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАР / НАДЗОР / ВЕДОМСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ / ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ / РУКОВОДСТВО ТУШЕНИЕМ ПОЖАРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманов Э.Н., Билялов Е.А.

Статья посвящена рассмотрению организационных основ взаимодействия подразделений пожарной охраны. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

Э.Н. Сулейманов, Е.А. Билялов

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению организационных основ взаимодействия подразделений пожарной охраны. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразделений.

Ключевые слова: пожар, надзор, ведомство, противодействие, исполнительный орган, административно-правовые средства, государственное управление, взаимодействие подразделений пожарной охраны, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, руководство тушением пожара.

Как известно, пожарная охрана представляет собой систему государственных мер по борьбе с огнем - это основное содержание системы, а также организаций, специализированных служб, предназначенных при поддержке органов государственной власти страны и ее субъектов, общественных организаций и формирований, всего населения для практической реализации этих мер в жизнь.

ФЗ №69 предусматривает несколько видов подразделений пожарной охраны. Их классификация отработана с учетом всех аспектов безопасности: от предупреждения до устранения последствий возгораний. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

- государственная;

- добровольная;

- муниципальная;

- частная;

- ведомственная.

Основные задачи пожарной охраны, как целостной системы — это профилактические мероприятия, ликвидация возгораний, спасение населения, минимизация имущественного ущерба, спасательные действия. Ни одно из подразделений не может быть использовано в иных целях, включая нейтрализацию конфликтов любого уровня. Все задачи пожарных охран взаимосвязаны.

Из истории. Еще при Иване IV Грозном был издан приказ об обязательном наличии в каждом доме средства пожаротушения. А при Алексее Романове уже была создана специальная служба по борьбе с пожарами. Для нее был сформирован регламент: каков план караулов и порядок объезда, как оповещать население и бороться с огнем. В том же «Наказе о городском благочинье» устанавливалось наказание для тех, кто виноват в возгорании.

Этот вид имеет внутреннюю классификацию. Пожарные силы подразделяются на федеративные службы и силы субъектов. Одним из важных направлений ГПС является контроль над противопожарной безопасностью, этим обуславливается большая численность сотрудников, которая превышает 16 тысяч. Основными задачами пожарной охраны государственного статуса преимущественно являются:

- выработка программ по предотвращению ЧС и их реализация, повышение уровня защищенности территорий, предприятий, городов и прочих объектов;

- формирование надзора на госуровне, его координация и реализация;

- непосредственная работа во время чрезвычайных ситуаций и выполнение спасательных действий;

- подготовка специалистов.

В структуру ГПС входят несколько НИИ и бюро, где производятся исследования и изыскания по противопожарной безопасности, головное учреждение - ВНИИПО. Та же в Госслужбу входят средние и высшие учебные заведения, которые находятся в Москве, Урале, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иваново. Так же в систему ГПС входят более 9 десятков испытательных лабораторий.

ГПС - это головная структура всей противопожарной системы. Она в свою очередь входит в состав МЧС. Сама система самодостаточна, поскольку имеет все необходимые части: от оперативных до научных.

Самая большая структура в составе ГПС - это федеральные силы, они состоят:

- центральный аппарат, решающий стратегические и оперативные задачи, он управляет подразделениями и координирует действия отдельных структур между собой;

© Сулейманов Э.Н., Билялов Е.А., 2019.

Вестник магистратуры. 2019. № 7-1(94)

ISSN 2223-4047

- структурные подотделы, который из которых отвечает за свой круг задач: гражданская оборона, ликвидация последствий, профилактические мероприятия, проводимые в регионах России;

- Госпожарнадзор;

- научные, технические учреждения и образовательные;

- объектовые части, отвечающие за проведение профилактические мероприятия и непосредственные действия при возгораниях на предприятиях, в учреждениях и организациях;

- части, обслуживающие по противопожарной безопасности закрытые, режимные, специальные организации и предприятия, включая армейские и военизированные структуры;

- территориальные части, контролирующие пожарную безопасность в населенных пунктах;

- организационное подразделение, занимающееся организационными вопросами, согласно нормативным документам.

К этому виду относятся все средства профилактики и пожаротушения, которые созданы по частной инициативе обычных людей и предприятиями. Такие объединения формируются преимущественно в тех местах, где нет иных видов охраны. Часто частные силы организуются в зонах высокой пожароопасности, например, в лесной зоне в жаркое лето. Добровольные отряды включены в раздел законодательства, в котором рассматривается вопрос, на какие виды подразделяется пожарная охрана. Финансирование таких подразделений может быть частным или смешанным. По сути, эта служба является формой заботы населения о безопасности, которая определяется, как социально-значимые работы. Их устанавливает руководство городов, поселков, сельских поселений. Действия добровольных отрядов базируются на положениях «Гражданской обороны». Они могут создаваться на определенный срок.

Эти охранные отделения создаются руководством муниципальных образований. Есть два подвида этой службы:

- части, которые формируются непосредственно для тушения возгораний в районах, городах, поселках и сельской местности, они же занимаются профилактикой предупреждения пожаров;

- отделы, которые контролируют конкретные объекты, в их обязанности так же входят те же обязанности.

Для организаций в муниципалитетах предусмотрены следующие цели:

- реализация профилактических мероприятий на конкретном муниципалитете;

- ликвидация возгораний;

- спасательные действия в отношении людей и их имущества.

Это коммерческие организации. Их открытие, переформирование и закрытие которых регулируется ГК РФ. Сколько человек должно быть в боевом расчете, какую технику использовать и прочие вопросы определяет владелец. Преимущественно, их работа выполняется на основе контрактов с организациями. Деятельность этих предприятий может выполняться только при получении в МЧС официального разрешения. Частные команды пожарников плотно сотрудничают с добровольными отрядами. На 2018 год в России активно действуют более 650 таких предприятий.

Ведомственные силы пожарных.

Некоторые ведомственные и государственные структуры имеют право создавать собственные подразделения пожарных. Все аспекты деятельности таких частей, включая:

- регламенты службы;

- караульные графики;

- инструктажи;

- техсредства пожаротушения;

- спецтехника;

регулируются ГПС, который создает специальные документы и реализует их на практике. Режимы и порядок работы низших частей корректируется, согласно последним нормативам и приказам. Так же структура выполняет проверки ведомственных подразделений на соблюдение норм, порядков, требований и отсутствие нарушений.

Как правило, на взрывоопасных предприятиях создаются собственные гарнизоны. Нужны они и на объектах, удаленных от цивилизационной инфраструктуры и дислокации частей пожарных. При обнаружении нарушений эта служба вправе остановить работу предприятия, отдельного цеха, конкретного оборудования или запретить выполнение некоторых работ.

Итак, закон предусматривает работу пяти видов структур, призванных обеспечивать противопожарную безопасность. Раньше их перечень был шире. Но и сегодня в экзаменационных билетах предусмотрен вопрос, какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством. Сегодня упразднены межведомственные подразделения. Действующие сегодня структуры показывают целесообразность нормативов, поскольку снизились показатели смертности на пожарах, а имущественный ущерб - на 20%. Руководство структурой закреплено за несколькими инстанциями:

Правительство РФ;

МЧС;

прочими ведомствами.

Например, действия по ликвидации пожаров в лесных массивах выполняются силами Рослесхоза, но они согласовываются с МЧС. Комплекс мероприятий защиты государства, населения, природы, промышленности постоянно расширяется: создаются новые технологии, расширяется число подразделений, увеличивается количество техсредств, становятся результативней средства и методы. Выработан четкий алгоритм взаимодействий власти, администраций, министерств, охраны и граждан.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать следующее: - определение старшинства однотипных оперативных должностных лиц при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ внесет чёткость в руководстве тушением пожаров; - необходимо осуществление контроля со стороны начальников территориальных пожарно-спасательных гарнизонов за подготовкой и проведением аттестационных комиссий по направлению деятельности «организация тушения пожаров и проведения аварийно -спасательных работ» в специальных подразделениях ФПС (расположенных вне территории ЗАТО) и территориальных подразделениях МЧС России, в целях объективного допуска к руководству тушением пожаров; - необходимо повышать уровень профессионального образования сотрудников федеральной противопожарной службы, для успешного выполнения поставленных перед пожарной охраной задач.

Библиографический список

1.Болдырев С.А., Коренченко И.В. Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России, возникающие из-за недостаточного оснащения жилых домов средствами предотвращения и тушения пожаров // Молодой ученый. 2016. №28. С. 1062-1064. URL https://moluch.ru/archive/132/37079/ (дата обращения: 17.04.2019).

2.Пожарная опасность — проблема человечества, http://ohrana-bgd.ru/pogbez/pogbez1_01. html

3.Проверка работоспособности системы противопожарной защиты в многоэтажных жилых домах, http://ogneborec.su/protivodimnaia/obsluzivanie/

4.Пожарная безопасность жилых домов, http://housing.totalarch.com/node/22

5.Пожарная безопасность — ПБ зданий и сооружений, http://proffidom.ru/110-trebovaniya-pozharnoy-bezopasnosti-k-zhilym-zdaniyam.html

6.Огнеопасные многоэтажки, http://www.domostroymedia.ru/articles/publication/3794

СУЛЕЙМАНОВ ЭМИЛЬ НАИЛЕВИЧ - магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Россия.

БИЛЯЛОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.