Научная статья на тему 'Правовые основы взаимодействия государства и религии в Республике Дагестан на современном этапе'

Правовые основы взаимодействия государства и религии в Республике Дагестан на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТУРА / КОНСТИТУЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / РЕГИСТРАЦИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабошина Е. В.

В статье исследуется проблема взаимоотношений государства и религиозных объединений. Особое внимание уделено необходимости нормативно-правового регулирования данного вопроса не только на федеральном, но и на местном уровнях. Предлагается выработать конкретные меры по противодействию экстремизму и четкие нормативные формулировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы взаимодействия государства и религии в Республике Дагестан на современном этапе»

Е.В. Бабошина

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Проблема взаимоотношений государства и религиозных объединений подлежит правовому регулированию не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Законодательство Республики Дагестан (РД) о свободе совести составляют: Конституция РФ, Конституция РД, Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 30 декабря 1997 г., Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» от 16 сентября 1999 г.

В РФ взаимоотношения государства и религиозных организаций основываются на признании светского характера Российского государства, равноправия граждан, вне зависимости от их отношения к религии, гарантиях свободы совести и вероисповедания (ст. 28, 29 Конституции РФ).

Аналогичные положения содержатся в Конституции Республики Дагестан 2003 г., которая закрепляет, что Республика Дагестан является светским государством. Известно, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», - гласит ст. 17 Конституции Республики Дагестан.

Вышеназванная конституция запрещает использование прав и свобод для насильственного устранения или изменения конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и Республики Дагестан, создание вооруженных формирований, пропаганды и разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 16).

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. определил основное содержание Закона Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», учитывающего специфику этноконфессиональных особенностей в Республике.

В целом, правовые нормы указанного Закона РД не противоречат Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», хотя существуют отличия правового регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан.

Закон Республики о свободе совести содержит специальную главу, посвященную статусу религиозных организаций. В нем нет определений религиозных объединений, религиозных групп. В отличие от федерального закона, который классифицирует религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности на местные и централизованные, закон Республики Дагестан подразделяет их на местные и республиканские (п. 4 ст. 10).

Такая классификация религиозных организаций позволяет говорить о том, что между местными и республиканскими религиозными организациями не всегда существуют отношения подчиненности, так как местная религиозная организация может и не входить в состав республиканских.

Закон Республики Дагестан уточняет статус мест-ной религиозной организации, фиксируя такой ее признак, как необходимость осуществления деятельности на территории муниципального образования. Следовательно, местная религиозная организация не может реализовать свои уставные цели на территории другого муниципального образования.

Однако, если определение местной религиозной организации не вызывает особых нареканий, то определение республиканской религиозной организации содержит положения, способные негативно повлиять на практику формирования республиканских религиозных организаций на территории Республики [1, с. 22].

Спецификой этноконфессиональной обстановки в Республике объясняется недопущение создания исламской республиканской религиозной организации по национальному признаку (п. 6 ст. 10). Установление данного запрета сопряжено с ограничением свободы совести и свободы создания религиозных объединений [1, с. 23].

Как было указано выше, Закон Республики Дагестан о свободе совести не предусматривает такую организационно-правовую форму религиозного объединения, как религиозная группа, но допускает, что республиканская религиозная организация, структуры которой действовали на территории Республики на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной

религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Дагестан», «Республика Дагестан» и производные от них (ст. 10).

В ст. 33 Закона сказано, что религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного пятнадцатилетнего срока.

Таким образом, рассматриваемый закон предусматривает два варианта существования религиозной организации в рамках одной организационно-правовой формы. В одном случае организация с момента регистрации пользуется всеми правами юридического лица, и в последующем не требуется ежегодной перерегистрации, а во втором случае - нужна ежегодная перерегистрация, вплоть до 15-и лет.

Закон Республики Дагестан о свободе совести регулирует порядок создания религиозных образовательных учреждений, устанавливая правило о том, что исключительно республиканские и местные (районные и городские) религиозные организации имеют право в соответствии со своими уставами и законодательством создавать религиозные образовательные учреждения. Эти требования Закона направлены также на обеспечение контроля за деятельностью религиозных образовательных учреждений со стороны органов государственной власти, конечно, в пределах, допускаемых законом.

Анализируемый Закон, констатируя светский характер государственной системы образования, вместе с тем допускает возможность включения дисциплин, связанных с изучением истории мировых религий, религиозной морали, этики и нравственности, в учебные программы государственной системы образовательных учреждений (ст. 8). Ведение этих дисциплин возлагается на преподавателей, ведущих общеобразовательные дисциплины.

Некоторые дополнения были внесены в статью о праве граждан на получение религиозного образования: родители или лица, их заменяющие, независимо от права детей на получение религиозного образования обязаны обеспечивать получение ими основного общего образования (п. 4 ст. 7).

Закон Республики Дагестан о свободе совести предусматривает ряд норм, развивающих механизм ведения религиозного обучения. Следует отметить, что эти нормы отсутствуют в соответствующем федеральном законе и потому представляют интерес не только с точки зрения учета конфессиональных особенностей региона, но и с точки зрения придания соответствующим нормам закона Республики Дагестан силы общефедерального характера.

Так, согласно ст. 9 Закона РД, предусматривается, что все религиозные образовательные учреждения, как зарегистрированные на территории Республики Дагестан, так и не зарегистрированные, но имеющие намерение вести религиозное обучение граждан Республики Дагестан, обязаны предварительно согласовать свои учебные планы и программы с экспертными советами, действующими при республиканских религиозных организациях соответствующего вероисповедания. При этом религиозные образовательные учреждения не вправе приступать к религиозному обучению, если отсутствует государственная лицензия на право осуществления религиозной образовательной деятельности.

Составы экспертных советов, согласно Закону, должны утверждаться соответствующими республиканскими религиозными организациями. При этом в состав экспертных советов могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, по смыслу Закона, за деятельностью религиозных образовательных учреждений должен быть осуществлен контроль не только со стороны органов государственной власти в процессе лицензирования, но и со стороны республиканской религиозной организации соответствующего вероисповедания, при которой образуются экспертные советы.

Осложнением религиозной ситуации в Республике объяснялось введение требования регистрации в государственном органе по делам религий РД контрактов (договоров), заключаемых для организации религиозного обучения граждан РД в иностранных государствах (п. 5 ст. 9). Проблему необходимости обеспечения государственного контроля за обучением лиц, выезжающих за рубеж, поставила сама жизнь. Как уже было замечено выше, нередко под видом религиозного обучения в иностранных государствах на деле готовили религиозных экстремистов, и об этом достаточно часто сообщалось в прессе [2].

Государство принимает на себя обязательство по безусловному обеспечению гарантий свободы совести, свободы вероисповедания, сохранив за собой право требовать от каждого гражданина действовать строго в рамках закона. Учреждаемые гражданами религиозные организации должны отвечать требованиям, предусмотренным Законом о свободе совести. Организация не может быть признана религиозной, если в учредительных документах не зафиксированы вопросы вероисповедания, совершения богослужения, других религиозных обрядов, а также обучения религии и религиозного воспитания.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или республиканской религиозной организацией соответствующего вероисповедания и должен отвечать требованиям гражданского законодательства.

В процессе государственной регистрации местных религиозных организаций Министерство юстиции Республики Дагестан возвращает учредительные документы без государственной регистрации, если обнаруживается отсутствие заключения Экспертного совета республиканской религиозной организации.

Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы установлен постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 1999 г. № 104 «Об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Республики Дагестан» [3, с. 3011]. Необходимость проведения религиоведческой экспертизы может быть обусловлена и в процессе возбуждения уголовного дела по ст. 239 Уголовного кодекса Российской Федерации («Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»).

Таким образом, Республика Дагестан одной из первых среди субъектов в Российской Федерации приняла региональный закон, регулирующий и обеспечивающий гарантии свободы совести. Этот законодательный акт учитывает своеобразие конфессиональных отношений, содержит правовые нормы, направленные на обеспечение межконфессионального и внутриконфессионального мира и стабильности. Однако Закон вместе с тем не лишен определенных пробелов и противоречий. С учетом практики применения, должны быть уточнены нормы закона в плане их приведения в соответствие с федеральными законами.

Республика Дагестан одной из первых в Российской Федерации столкнулась с проблемой религиозного экстремизма. Рассмотрим Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», принятый 16 сентября 1999 г. народным собранием РД в условиях сложной обстановки, вылившейся в открытое столкновение с экстремистами. Существует мнение, оценивающее данный Закон как правовую форму самозащиты мусульман Дагестана от ваххабизма.

Закон создает юридическую базу для противостояния религиозному экстремизму. Статья 1 гласит: «Признать противоречащей Конституции Республики Дагестан, угрожающей территориальной целостности и безопасности республики и запретить на территории РД: создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение общественной безопасности и общественного порядка, создание вооруженных формирований, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной розни, посягательство на права и свободы граждан, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий; деятельность религиозных миссий, их филиалов, религиозных учебных заведений, благотворительных фондов, военно-спортивных и других лагерей, отдельных миссионеров, физических лиц, проповедующих идеи экстремистского толка; изготовление, хранение и распространение печатных изданий, кино-, фото-, аудио-, видеопродукции и других материалов, содержащих идеи экстремизма и сепаратизма, противопоставление людей по национальному или конфессиональному признаку, призывы к изменению конституционного строя».

Закон регламентирует обучение религии в учебных заведениях за пределами РД (ст. 2). В соответствии с положениями данной статьи обучение граждан РД за рубежом в религиозных учебных заведениях допускается только по направлению ДУМД, согласованному с Управлением по делам религий в РД (ст. 3). Все религиозные организации на территории Республики должны были пройти перерегистрацию в трехмесячный срок с момента ввода Закона в силу (ст. 4). За нарушение положений Закона было предусмотрено административное наказание в виде ареста до 15 суток и штрафов в размере от 100 до 500 МРОТ (ст. 7).

Тем не менее в рассматриваемом Законе существует ряд недостатков: он не совершенен из-за слабости понятийного аппарата - нет определения понятия «ваххабизм», в результате чего не ясно, что может являться составом преступления согласно закону. В. Бобровников полагает, что нечеткое толкование «ваххабитов» дает возможность подвести под понятие «экстремисты» всех политических врагов руководства ДУМД [4]. В свою очередь Я.М. Ханмагомедов считает, что неправомерно ставить знак равенства между религиозным экстремизмом и ваххабизмом как таковым, поскольку «всякий непредвзятый взгляд не обнаруживает какой-либо органичной связи с последователями шейх Мухаммада ибн Абн аль-Ваххаба, с одной стороны, и экстремизмом и терроризмом - с другой. Наличие подобной связи до сих пор не подкреплено доказательствами» [5, с. 135]. Термин «ваххабизм», применяемый для определения характера религиозных объединений и их деятельности, имеет не религиозный, а политический смысл, в который вкладывается не система религиозных взглядов или некая практика

совершения религиозных обрядов и обучения религии, а осуществление экстремистской деятельности противоправного характера [1, с. 24]. Данный термин необходимо употреблять для обозначения практики использования исламской религии в политических целях. Речь, прежде всего, должна идти о радикальном крыле этого течения, которое ведет антиконституционную работу и претендует на захват государственной власти и установление шариатского государства.

В результате практика применения Закона отражает слабость его понятийного аппарата. Так, при задержании преступников их принадлежность к мусульманским группам, не контролируемым ДУМД, становилась отягчающим обстоятельством. Людей, задержанных непосредственно за приверженность ваххабизму без предъявления обвинений в конкретной криминальной деятельности, суд не мог наказать -состав преступления четко не определялся.

Причем борьба с религиозным экстремизмом не может вестись только путем принятия жестких законодательных мер. В частности, запрет так называемого ваххабизма не в состоянии решить эту задачу. В Дагестане ваххабиты ушли в подполье, но не прекратили своей деятельности. Центр движения переместился в Чечню. К тому же последователями ваххабизма меры запретительного характера рассматриваются как попытки официального духовенства, находящегося с ним в жестком теологическом противоборстве, монополизировать контроль над религиозной жизнью всей исламской общины, прибегая в этих целях к помощи государства. Противоречия внутри религиозной общины не должны быть перенесены на государственно - правовые отношения между верующими и законодательной властью [6, с. 143].

Рассмотрение регионального опыта правового регулирования отношений в сфере взаимодействия государства и религии позволяет сделать следующие выводы:

Специфика религиозной ситуации предопреде-лила особенности законодательства РД, регулирующего отношения между государством и религией. К таким особенностям можно отнести: отсутствие определения религиозного объединения, религиозной группы, в отличие от Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»; деление религиозных организаций в зависимости от территориальной сферы деятельности на местные и республиканские; признание республиканской организацией религиозную организацию, состоящую более, чем из половины, но не менее, чем из трех местных религиозных организаций соответствующего вероисповедания; запрещение создавать исламские религиозные организации по национальному признаку.

Помимо этого, в Дагестане законодательно запрещена деятельность религиозно-политических экстремистов согласно Закону «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».

Религиозные организации, функционирующие в РД, должны действовать в рамках существующего федерального и регионального законодательства. В свою очередь, законодательство РД в сфере свободы совести должно быть приведено в соответствие с нормами федерального законодательства.

Для сохранения стабильности в регионе и в стране в целом необходимо государственным органам, общественным и религиозным организациям Республики Дагестан создать программу комплексных мер, направленных на достижение этноконфессиональной толерантности, сохранение и укрепление этноконфессионального пространства Республики, мирного сосуществования и сотрудничества различных народов и конфессий в рамках единого территориального и религиозного пространства Дагестана, России, а также выработать основы региональной модели религиозной политики, учитывающей особенности региона.

Литература

1. Магомедов А.М. Правовое регулирование религиозных объединений в Республике Дагестан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

2. Российская газета. 1999. 29 сентября.

3. Собрание законодательства Республики Дагестан. Махачкала, 1999. № 4.

4. Бобровников В. Исламофобия и религиозное законодательство в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2.

5. Ханмагомедов Я.М. Проблемы борьбы с религиозно-политическим экстремизмом в Дагестане на современном этапе // Тезисы докладов Региональной науч.-практ. конф. «Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа». Махачкала, 2002.

6. Залимханов З.М. Ислам в контексте современного этнополитических процессов в Дагестане и Чечне: Дис. ... канд. фил. наук. Махачкала, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.