Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ: СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ: СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАЛОГ ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ. КТРУ. ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАКУПКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / ЦЕНА КОНТРАКТА / РЕФЕРЕНТНАЯ ЦЕНА / АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Нуштаева Е.М.

Статья посвящена актуальным вопросам автоматизированного управления системой закупок медицинской организации в соответствии с требованиями применения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе включенной в него информации, применяемой для описания объектов закупок. Особое внимание уделено процессам информационного взаимодействия между единой информационной системой в сфере закупок и учетными информационными системами финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций. На реальных примерах разобраны проблемные вопросы использования каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) при закупках в рамках лекарственного обеспечения медицинского учреждения. На основании проведенного анализа проблемы научно обоснованы и сформулированы предложения по оптимизации использования единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП) и КТРУ в части определения единицы измерения товара, ее цены в спецификации к контракту и рациональному расчёту референтной цены на лекарственные препараты без усложнения процесса закупок для заказчиков - медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Нуштаева Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL FRAMEWORK FOR THE MANAGEMENT OF DRUG SUPPLIES: METHODS OF APPLICATION AND INTEGRATION IN INFORMATION SYSTEMS DIRECTORY OF GOODS, WORKS, SERVICES

The article is devoted to the topical issues of automatical management of the medical organization’s procurement system in accordance with the requirements of appliance of the Catalog of goods, works and services for state and municipal needs, including the information that describes the objects of procurement. Particular attention is paid to the processes of informational interaction between Unified Information System and accounting information systems of financial and economic activities of medical organizations. The troublesome problems of the appliance of the Catalog of goods, works, and services in the procurement of drugs are analyzed on real examples. Based on the analysis of the problem, the proposals for optimizing the use of Unified Reference Classified of Drugs and the Catalog of goods, works and services in terms of determining product unit, its price in the specification to the contract and rational calculation of the reference price for drugs without complication of the procurement process for customers - medical organizations are scientifically substantiated and formulated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ: СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ»

Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Нуштаева Е.М.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ: СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ: СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

Никитенко Д.Н.*, Карпов О.Э., Нуштаева Е.М. УДК: 616.21:34

Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова, Москва DOI: 10.2588VBPNMSC.2019.49.21.018

Резюме. Статья посвящена актуальным вопросам автоматизированного управления системой закупок медицинской организации в соответствии с требованиями применения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе включенной в него информации, применяемой для описания объектов закупок. Особое внимание уделено процессам информационного взаимодействия между единой информационной системой в сфере закупок и учетными информационными системами финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций. На реальных примерах разобраны проблемные вопросы использования каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) при закупках в рамках лекарственного обеспечения медицинского учреждения. На основании проведенного анализа проблемы научно обоснованы и сформулированы предложения по оптимизации использования единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП) и КТРУ в части определения единицы измерения товара, ее цены в спецификации к контракту и рациональному расчёту референтной цены на лекарственные препараты без усложнения процесса закупок для заказчиков - медицинских организаций.

Ключевые слова: каталог товаров, работ, услуг. КТРУ. Лекарственное обеспечение, закупки лекарственных препаратов, цена контракта, референтная цена, автоматизация закупок.

THE LEGAL FRAMEWORK FOR THE MANAGEMENT OF DRUG SUPPLIES: METHODS OF APPLICATION AND INTEGRATION IN INFORMATION SYSTEMS DIRECTORY OF GOODS, WORKS, SERVICES

Nikitenko D.N.*, Karpov O.E., Nushtaeva E.M.

Federal State Public Institution «National Medical and Surgical Center named after N.I. Pirogov» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the topical issues of automatical management of the medical organization's procurement system in accordance with the requirements of appliance of the Catalog of goods, works and services for state and municipal needs, including the information that describes the objects of procurement. Particular attention is paid to the processes of informational interaction between Unified Information System and accounting information systems of financial and economic activities of medical organizations. The troublesome problems of the appliance of the Catalog of goods, works, and services in the procurement of drugs are analyzed on real examples. Based on the analysis of the problem, the proposals for optimizing the use of Unified Reference Classified of Drugs and the Catalog of goods, works and services in terms of determining product unit, its price in the specification to the contract and rational calculation of the reference price for drugs without complication of the procurement process for customers - medical organizations are scientifically substantiated and formulated.

Keywords: the Catalog of goods, works and services. Drug provision, procurement of drugs, contract price, reference price, automation of the procurement system.

Эффективность функционирования отечественного здравоохранения и уровень здоровья населения напрямую зависит от оптимизации использования всех видов ресурсов (трудовых, финансовых, материальных) при оказании медицинской помощи. В условиях активного внедрения инструментов информатизации и цифровых технологий в практику медицинских организаций система закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государств енных и муниципальных нужд выходит на новый уровень сложности. Обеспечение текущих потребностей медицинских учреждений, равно как и формирование неснижаемых запасов на основании анализа предыдущих объемов расхода и прогнозирования потребления, требуют профессионального управления качеством закупок. Актуальная проблема снижения затрат на организацию процесса лекарственного и иного материального обеспечения медицинских организаций была решена законодателем путем внедрения электронного каталога товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, каталог). Статья посвящена научному осмыслению практических аспектов применения заказчиками - медицинскими организациями КТРУ при осуществлении закупок.

Правовые основы использования заказчиками позиций КТРУ установлены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - ФЗ № 44-ФЗ).

С 1 января 2017 года вступила в силу норма ст. 23 ФЗ № 44-ФЗ, обязывающая заказчиков указывать наименование объекта закупки в соответствии с КТРУ2.

Легальное определение понятия КТРУ содержится в Правилах формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 1453.

* e-mail: NikitenkoDN@pirogov-center.ru

1 СЗ РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

2 С 1 июля 2019 данная норма утрачивает силу в соответствии с пп. «г» ч. 10 ст. 1 Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 06.05.2019. № 18. Ст. 2195.

3 СЗ РФ. 13.02.2017. № 7. Ст. 1084.

КТРУ представляет собой систематизированный перечень объектов закупки, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и содержащий типовые характеристики позиций.

Фактически КТРУ - это набор отдельных реестровых записей - электронных карточек, содержащих следующую информацию:

- код, состоящий из 21 разряда;

- код по ОКПД 2;

- наименование объекта закупки;

- единицу измерения, которая должна быть прописана в техническом задании;

- качественные и количественные характеристики закупаемого объекта;

- дату включения позиции в КТРУ, время начала и окончания ее применения;

- иную информацию справочного характера [1].

КТРУ размещен на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru. Формирование и ведение КТРУ в ЕИС обеспечиваются Министерством финансов Российской Федерации.

Создание и использование КТРУ направлено на достижение следующих целей:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

- плане закупок (при подготовке предложений по его формированию)4;

- плане-графике закупок;

- формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок (далее - форма обоснования закупок);

- извещении об осуществлении закупки;

- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);

- документации о закупке;

- контракте;

- реестре контрактов, заключенных заказчиками;

- отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;

- иных документах, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ.

б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Прописывать в технических заданиях информацию из КТРУ заказчики обязаны начиная с того дня, который

указан в каталоге как «дата начала обязательного применения позиции каталога». Применение информации, включенной в позицию КТРУ, с даты ее включения в каталог является правом, а не обязанностью заказчиков.

Необходимо отметить, что перечень закупаемых медицинской организацией товаров, работ и услуг может насчитывать тысячи позиций. В соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ № 44-ФЗ для осуществления закупок заказчики создают контрактную службу или назначают контрактного управляющего, при этом структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком самостоятельно. На практике за закупку определенных видов товаров, работ, услуг отвечают узкопрофильные специалисты. В этой связи в рамках контрактной службы целесообразно иметь автоматизированный инструмент в рамках собственной информационной системы финансово-хозяйственной деятельности, позволяющий корректно применять КТРУ при осуществлении закупок.

Поиск необходимой позиции каталога осуществляется по наименованию и/или коду ОКПД 2 планируемой закупки. Для поиска по названию рекомендуется применять наименование товара, работы, услуги, указанное в регистрационных, технических или иных документах планируемого к закупке товара, работы, услуги.

При необходимости указания в описании объекта закупки дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога, их описание осуществляется в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. В обязательном порядке в описание товара, работы, услуги должно быть включено обоснование необходимости использования такой информации. При этом дополнительная информация в отношении описания лекарственных препаратов не должна противоречить требованиям Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»5 (далее ПП № 1380), что требует особого подхода к автоматизации этой части закупок.

Типичными нарушениями при описании объекта закупки являются выбор неверного кода позиции КТРУ, замена кода ОКПД 2 или наименования товара, работы, услуги по ошибке или с целью неприменения сведений, включенных в позицию КТРУ, недостаточное обоснование дополнительных характеристик товара.

В целях осуществления надлежащего контроля выполнения требований законодательства в части применения КТРУ при планировании закупки товара, рабо-

4 С 1 октября 2019 отменяется использование планов закупок при планировании закупок.

5 СЗ РФ. 20.11.2017. № 47. Ст. 7006.

Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Нуштаева Е.М.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ: СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

ты, услуги, в отношении которой в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, описание объекта закупки должно быть сформировано в соответствии с общими требованиями статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, при этом в учетной информационной системе медицинской организации при занесении в номенклатуру соответствующей позиции должна быть установлена отметка «Отсутствует в справочнике КТРУ».

Важно учитывать, что при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в КТРУ имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, необходимо руководствоваться правилами описания объекта закупки и правилами использования КТРУ в отношении каждого такого товара, работы, услуги.

Например, потребность медицинского учреждения составляют лекарственные препараты Аминофиллин, раствор для внутривенного введения 24 мг/мл 10 мл № 1 код ОКПД 2 - 21.20.10.254 (Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей) и Ри-туксимаб, концентрат для приготовления раствора для инфузий 500 мг № 1, код ОКПД 2 - 21.20.10.211 (Препараты противоопухолевые).

В строке быстрого поиска позиции в КТРУ необходимо указать полностью или часть кода или наименование товара «Аминофиллин». По данному параметру отображается 3 позиции КТРУ, удовлетворяющие условиям поиска.

Для просмотра сведений о характеристиках товара, работы, услуги необходимо перейти на вкладку «Описание товара, работы, услуги» [5].

После изучения всех трех позиций заказчик должен установить позицию, соответствующую по описанию (назначению) и характеристикам составляющего потребность учреждения товара:

• код позиции КТРУ 21.20.10.254-000008-1-00002-0000000000000; наименование товара Аминофиллин;

• единица измерения - см[3*];лмл (мл);

• лекарственная форма - раствор для внутривенного введения;

• дозировка - 24 мг/мл.

Далее необходимо перенести информацию из вкладок «Описание товара, работы, услуги» и «Дополнительная информация» в техническое задание.

Переходим к описанию второго составляющего потребность учреждения лекарственного препарата. В строке быстрого поиска позиции в КТРУ указывается запрос по наименованию «Ритуксимаб». По данному параметру отображается 1 позиция КТРУ, при этом лекарственная форма не совпадает с потребностью учреждения (в КТРУ содержится лекарственный препарат с лекарственной формой «раствор для подкожного введения»), следовательно, описание товара производится заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

В случае внесения изменений в план-график закупок по закупке, в отношении объекта которой на этот момент наступила обязанность применять соответствующую позицию каталога, информация в плане-графике закупок, форме обоснования закупок к нему по такой закупке изменяется согласно соответствующей позиции КТРУ.

В целом в медицинской организации целесообразно вести свой локальный справочник товаров, работ, услуг с указанием ОКПД 2 для того, чтобы произвольная замена кода ОКПД 2 не привела к неприменению сведений из КТРУ.

Для решения этой задачи медицинской организации необходимо обеспечить интеграцию используемой учетной системы и КТРУ с такой дискретностью обновления данных, которая позволит использовать только актуальные данные каталога [2].

Планирование и осуществление закупок в части описания предмета закупки и его характеристик необходимо реализовать строго с использованием данных КТРУ, при этом обеспечить четкую связь данных позиции плана-графика закупок с данными о законтрактованных товарах, работах, услугах из спецификации к контракту и последовательно с информацией о фактической поставке из сопроводительной документации (Рис. 1.)

I

КТРУ

[Локальный справочник ТРУ

ПГЗ

. *

Документация о закупке

Медицинская

организация

(заказчик)

н

| БИР-система |

Номенклатор БИР-система

4 1

Контракт (спецификация) | Товарная накладная

Приходный ордер

Контрагент (поставщик)

Рис. 1. Принципиальная схема интеграции учетных систем с КТРУ.

Как видно из представленной выше схемы, интеграцию учетных систем с КТРУ должны обеспечить обе стороны контракта на поставку.

Кроме того, для такой сложной категории товаров как лекарственные препараты, при автоматизации процессов их закупок и поставок, в целях корректного описания объекта необходимо учитывать требования ПП №1380, а также то, что на практике для многих медикаментов необходимо указывать дополнительную информацию, уточняющую конкретную потребность заказчика.

С этой целью в ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России были разработаны и внедрены алгоритмы автоматизированного создания позиции плана-графика закупок (ПГЗ) в зависимости от лекарственной формы препарата и ее характеристики [3]. Благодаря такому решению специалисту по закупкам при составлении

плана-графика закупок достаточно выбрать необходимую позицию, которая соответствует локальному справочнику лекарственных препаратов, и учетная система по запрограммированной формуле сформирует необходимые данные для описания объекта закупки в соответствии вышеописанными требованиями (табл. 1).

Тем не менее, несмотря на вышеописанные механизмы оптимизации, на практике обязанность заказчика применять сведения из КТРУ при описании объекта закупки - лекарственного препарата, при заключении и исполнении контракта влечет ряд проблем, вызванных, в том числе, необходимостью одновременного соблюдения большого количества законодательных норм.

При планировании и осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - ЛП) заказчик должен руководствоваться помимо ПП № 1380 и Приказом Минздрава России от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения»6 (далее - приказ МЗ № 871).

Кроме того, при закупке ЛП использование типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.10.2017 № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее - приказ МЗ №870н) и размещенного в ЕИС, является обязательным.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»7 (далее - ФЗ № 61-ФЗ) в Российской Федерации допускается обращение ЛП, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 33 ФЗ № 61-ФЗ перечень ЛП, прошедших государственную регистрацию, содержится в Государственном реестре лекарственных средств (далее - ГРЛС), при этом реестровая запись ЛП содержит информацию, в том числе, обо всех разрешенных видах вторичной (потребительской) упаковки.

Соответственно, обращение ЛП осуществляется исключительно в упаковке, которая предусмотрена и включена в ГРЛС.

Государственный реестр предельных отпускных цен производителей (далее - ГРПОЦ) содержит сведения о зарегистрированных предельных ценах производителей на ЛП за упаковку, указанную в ГРЛС. Таким образом, в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств товарной единицей является лекар-

Табл. 1. Пример алгоритмов автоматического описания объекта закупки

Наименование (пример) Группа лекарственных форм Модель для ПГЗ Наименование вида формы выпуска для ПГЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблетки Сухие формы Масса <Лекарственная форма>п<свойство лекарственной формы>п<Масса ОДВ>п<ЕИ (масса)>

Концентрат Жидкие формы Масса <Лекарственная форма>п<свойство лекарственной формы>п<Масса ОДВ>п<ЕИ (масса)>

Мазь Мягкие формы Концентрация + масса <Лекарственная форма>п<свойство лекарственной формы>п<Концентрация ОДВ>п<ЕИ (концентрация)>п<Масса ОДВ>п<ЕИ (масса)>

Раствор для инфузий Жидкие формы Концентрация + объём <Лекарственная форма>п<свойство лекарственной формы>п<Концентрация ОДВ>п<ЕИ (концентрация)>п<Объем ОДВ>п<ЕИ (объем)>

ственный препарат в определенной лекарственной форме и дозировке, в разрешенной упаковке, которая включена производителем в ГРЛС.

Следовательно, единицей измерения количества товара в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств является зарегистрированная упаковка ЛП.

Вместе с тем, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчик при планировании и осуществлении закупки должен использовать единицы измерения количества товара, содержащиеся в соответствующей позиции КТРУ. Фактически все сведения о ЛП, в том числе сведения о единицах измерения, формируются из единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения (ЕСКЛП) на основании сведений ГРЛС, ГРПОЦ.

В приложениях к типовому контракту (приказ МЗ №870н), таких как спецификация, технические характеристики, акт приема-передачи товара по контракту и др., должны содержаться сведения о «единице измерения Товара в соответствии с ЕСКЛП», «цене за единицу измерения Товара», «количестве в единицах измерения Товара».

Таким образом, за единицу товара в заключаемом контракте принимается не упаковка ЛП (согласно ГРЛС), а единица измерения объема или массы действующего вещества или, в ряде случаев, иные единицы, включен-

6 http://www.pravo.gov.ru, 28.11.2017.

7 СЗ РФ. 19.04.2010. № 16. Ст. 1815.

Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Нуштаева Е.М.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ: СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

Табл. 2. Таблица соответствия типов единиц измерения и их значений согласно ОКЕИ

N п. п Тип единицы измерения лекарственного препарата Полное наименование единицы измерения по ОКЕИ Код единицы измерения по ОКЕИ

1. Вторичная потребительская упаковка

1.1 Одно из возможных значений: баллон, банка, барабан, бидон, блок, бочка, бумага, бутыль, ведро, емкость, канистра, кассета, конверт, контейнер, короб, коробка, лоток, мешок, обложка, пакет, пачка, пенал, пленка, поддон, тара, упаковка, флакон, фляга, фольга, футляр, цилиндр, ящик, иные потребительские (вторичные) упаковки Упаковка 778

2. Лекарственная форма (форма выпуска)

2.1 Лекарственная форма (В соответствии с Приказом МЗ РФ от 27 июля 2016 г. N 538н «Об утверждении перечня наименований лекарственных форм лекарственных препаратов для медицинского применения») Штука 796

3 Действующее вещество

3.1 Одно из возможных значений: PNU/мл; анти-Ха МЕ; АТрЕ; ЕД/г; КИЕ/мл; КОЕ; МБк; мг/г; мг/ доза; мг/мл; мг/ч; МЕ; МЕ/г; МЕ/мл; мл/доза Штука 796

3.2 Доза Доза 639

3.3 ЕД Единица 642

3.4 мг Миллиграмм 161

3.5 мл Миллилитр 111

ные в ЕСКЛП [4]. Данная единица измерения количества действующего вещества или иная единица включена в КТРУ как «потребительская единица» и является обязательной для применения в документации, извещении об осуществлении закупки или приглашении принять участие в определении поставщика и контракте.

В целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, заказчик обязан при формировании информации об объекте закупки указать количество товара, предусмотренное контрактом (т.е. в единицах измерения товара в соответствии с ЕСКЛП).

Кроме того, в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, заказчик обязан также направлять сведения об исполнении контракта с использованием тех же единиц.

В письме Минздрава России от 26.01.2018 № 18-2/10/2-438 «О применяемых единицах измерения количества объектов закупок в случае закупок лекарственных препаратов»8 указано, что при формировании сведений о заключенном контракте при указании информации о количестве товара необходимо указывать единицы измерения товара (закупаемого лекарственного препарата) соответствующего типа, используя следующие варианты значений типов единиц измерения: вторичная потребительская упаковка, лекарственная форма (форма выпуска) или действующее вещество (табл. 2).

Однако ЕИС содержит закрытый список потребительских единиц, который заказчик не может изменить при регистрации контракта и внесении сведений о его исполнении (Рис. 2).

Таким образом, несмотря на разъяснения Минздрава России, применить единицу измерения «упаковка» не представляется возможным.

Реестр контрактов йЬссш Г [ИНН (Г]

Обшан инфоочацнн Долопннте Доза (дш) Единица действия биологической активное™ (Е Д; Квадратный сантиметр

Килограмм (кг) Кубический негр (м[Э"]) Кубический сантиметр; лмиллнпи1тр {см[3*];лнп) Литр; ^ку^нчк *>!Й дециметр )'

объект мкупки

Выбрат [I товдрг работу, услугу1 Нак№КЮЫНМе : >1:|м |м'-.:1.1 услуги Елниниа измерения* Мегабеккерель {МБ*о Международная единица биологической активноетн [МЕ} Микрогрэмм (мкГ) Миллиграмм (мг) МИЛ/ГИРИ ДРЭ : 1» 6" ДОЗ}

Протеслнтнческм единица ; ПЕ'| Тысяча доэ (1013*1 др|3)

Рис. 2. Перечень единиц измерения товара (ЛП) в реестре контрактов ЕИС.

В то же время поставщик поставляет заказчику ЛП в потребительских (вторичных) упаковках, количество которых отражается в товарных накладных и актах приема-передачи товара. Более того, каким-либо образом приводить в единую систему координат по применению единиц измерения товара ЕСКЛП процедуру закупки и процедуру поставки и приемки товара нецелесообразно, так как с 2020 года регистрация перемещения ЛП между субъектами обращения в системе мониторинга движения лекарственных препаратов будет осуществляться в единицах, равных маркированной потребительской (вторичной) упаковке.

Для того чтобы не было формального расхождения между поставляемым товаром и его сопроводительной документацией и спецификацией контракта, а также для оптимизации процедуры приемки товара авторы предлагают в спецификацию типового контракта на поставку ЛП включать дополнительные графы «количество товара в потребительских (вторичных) упаковках», «цена товара за потребительскую (вторичную) упаковку».

8 СПС Консультант+.

Добавление параметра «цена за вторичную упаковку» обусловлено следующими причинами.

В соответствии с действующим законодательством об обращении лекарственных средств все ценовые характеристики ЛП, в том числе предельная отпускная цена, установленная производителем, и предельный размер оптовой надбавки к фактическим отпускным ценам, устанавливаются за потребительскую (вторичную) упаковку, сведения о которой включены в соответствующую позицию ГРЛС.

В то же время спецификация типового контракта на поставку ЛП содержит такие сведения, как «цена за единицу измерения Товара, в том числе», «без НДС», «размер НДС (если облагается НДС)», «итого», «количество в единицах измерения Товара» и «единица измерения Товара в соответствии с ЕСКЛП», при этом отсутствуют указания на количественные и ценовые характеристики ЛП, соответствующие ГРЛС и ГРПОЦ.

Следовательно, спецификация контракта на поставку ЛП должна быть оформлена в количествах и единицах измерения товара, соответствующих ЕСКЛП, что на практике вызывает определённые трудности.

Поясним на примере.

В медицинскую организацию необходимо закупить ЛП МНН - Декстроза.

Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением ЛП - Глюкоза, раствор для инфузий 50 мг/мл 400 мл № 1.

Код позиции КТРУ 21.20.10.134-000008-1-000030000000000000.

Единица измерения товара в соответствии с ЕСКЛП - мл.

Потребность учреждения - 600 флаконов по 400 мл, что составляет в единицах измерения товара в соответствии с ЕСКЛП - 240 000 мл.

По результатам торгов определилась цена контракта, которая составила 13 248 рублей 00 копеек или 22 рубля 08 копеек за 1 флакон потребительской упаковки.

При расчете цены за единицу измерения товара в соответствии с ЕСКЛП в мл получаем величину, равную 00 рублей 5,52 копейки (13 248/240 000). Далее необходимо округлить полученный результат до целых копеек. В случае округления до 6 копеек, получим превышение суммы контракта, которая определена на торгах (14 400 руб.). При округлении в меньшую сторону (до 5 копеек) сумма контракта должна быть уменьшена до 12 000 руб. Указанное снижение суммы контракта невозможно без согласия победителя закупки, для которого это является правом, а не обязанностью. Кроме того, выделить из цены единицы измерения товара в соответствии с ЕСКЛП, равной 5 копейкам или 6 копейкам, 10% НДС не представляется возможным, т.к. указанная сумма составляет менее 1 копейки.

Указанные проблемы одновременно проявляются как при заключении и регистрации контракта в ЕИС, так и в дальнейшем при его исполнении и размещении информации о поставке ЛП в ЕИС.

Математическое решение данной проблемы существует:

{а X х + Ь X у = стоимость контракта х +у = объем закупки

где: а - стоимость за 1 мл с округлением в меньшую сторону, Ь - стоимость за 1 мл с округлением в большую сторону.

В нашем примере исходя из потребности заказчика в 240 000 мл, чтобы получить сумму контакта, равную 13 248 руб., необходимо, чтобы поставщик поставил 124 800 мл по цене 6 копеек за мл и 115 200 мл по цене 5 копеек за мл, т.е. 312 флаконов по цене 7 488 руб. и 288 флаконов по цене 5 760 руб. При этом, ни 312, ни 288 флаконов не составляют целое число потребительских (вторичных) упаковок, поскольку согласно ГРЛС в одной вторичной потребительской упаковке содержится 20 флаконов ЛП. В то время поставщик обязан поставить заказчику ЛП в целых потребительских (вторичных) упаковках.

Минздравом России предложено иное решение описанной проблемы - назначение иной единицы измерения количества товара, позволяющей указать цену контракта с учетом сотой доли рубля, например, вместо единицы измерения товара «мл» назначить единицу измерения «л» или условную единицу измерения. Однако подобное решение тоже не позволяет избежать погрешности в расчетах и, как следствие, получить цену контракта при умножении цены за единицу измерения товара на количество поставляемого товара.

Возвращаясь к нашему примеру. Потребность учреждения составляет ЛП МНН Декстроза 600 флаконов по 400 мл = 240 000 мл или 240 л. По результатам торгов определилась цена контракта, которая составила 13 248 рублей 00 копеек или 55 рублей 20 копеек за литр ЛП. В этом случае при умножении цены единицы товара на количество товара получается цена контракта.

Однако если цена контракта составит, например, 13 248 рублей 50 копеек, то цена за литр ЛП составит уже 55,20208 руб. В этом случае, учитывая необходимость указания цены единицы товара с двумя знаками после запятой, при умножении цены единицы товара на количество товара цена контракта не получится.

Очевидно, что существующая система закупок ЛП несовершенна, заказчики и поставщики вынуждены исполнять большое количество императивных правовых норм, регулирующих закупочный процесс, и в некоторых случаях применение одних норм автоматически влечет нарушение других. В этой связи представляется возможным системное решение указанной проблемы - законодательное закрепление возможности осуществлять закупки ЛП в потребительских (вторичных) упаковках.

Стоит отметить, что в целях расчета и использования референтных цен на ЛП необязательно применять информацию из КТРУ, возможно разрешить заказчикам

Никитенко Д.Н., Карпов О.Э., Нуштаева Е.М.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ: СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

осуществлять закупку и учет ЛП в ЕИС в потребительских (вторичных) упаковках, а расчет референтных цен производить путем автоматического пересчета стоимости потребительской (вторичной) упаковки в стоимость содержащихся в ней потребительских единиц.

Заключение

Закрепленные законодательно правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила его использования позволяют современной медицинской организации при соблюдении правил наследования и обработки данных бесшовно интегрировать с каталогом свои учетные системы в целях осуществления закупок в рамках лекарственного обеспечения. Описанные в статье проблемные вопросы использования КТРУ при осуществлении закупок имеют научно обоснованные и реализуемые решения, но требуют серьезных системных и законодательных действий со стороны регуляторов. При этом предлагаемые авторами пути оптимизации процесса закупок позволяют не только соблюсти условия конкурентности, ценового регулирования и повышения эффективности бюджетных расходов, но и сохранить стратегические интересы заказчиков - медицинских организаций по обеспечению непрерывности лекарственного снабжения лечебно-диагностического процесса.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов (The authors declare no conflict of interest).

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Головщинский К.И., Хафизов Т.Р. Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2017. - № 49. С. 36-41. [Golovshchinskij KI, Hafizov TR. Katalog tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd // Goszakaz: upravlenie, razmeshchenie, obespechenie. - 2017. - № 49.

S. 36-41. (In Russ).]

2. Карпов О.Э., Никитенко Д.Н. Автоматизация системы лекарственного обеспечения. База данных лекарственных средств многопрофильной медицинской организации // Врач и информационные технологии. - 2018. - № 3. С. 29-44. [Karpov OE, Nikitenko DN. Avtomatizaciya sistemy lekarstvennogo obespecheniya. Baza dannyh lekarstvennyh sredstv mnogoprofil'noj medicinskoj organizacii // Vrach

i informacionnye tekhnologii. - 2018. - № 3. S. 29-44. (In Russ).]

3. Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Фатеев С.А., Петрова Н.В., Некрасова E.C. Проектирование автоматизированной системы формирования неснижаемого аптечного запаса на примере многопрофильного стационара // Менеджер здравоохранения. -2018. № 3. С. 63-72. [Karpov OE, Nikitenko DN, Fateev SA, Petrova NV, Nekrasova EC. Proektirovanie avtomatizirovannoj sistemy formirovanija nesniz-haemogo aptechnogo zapasa na primere mnogoprofil'nogo stacionara // Menedzher zdravoohranenija. -2018. № 3. S. 63-72. (In Russ).]

4. Паспорт Единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП) (утвержден Минздравом России 27 ноября 2017 г.) // URL: https://portal.egisz. rosminzdrav.ru/ [Pasport Еdinogo spravochnika-kataloga lekarstvennyh preparatov ffSKLP) (utverzhden Minzdravom Rossii 27 noyabrya 2017 g.) // URL: https://portal. egisz.rosminzdrav.ru/. (In Russ).]

5. Руководство пользователя в части функционала Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // URL: htt-ps://zakupki.gov.ru/epz/main/public/download/downloadDocument.html?id=28556. [Rukovodstvo pol'zovatelya v chasti funkcionala Kataloga tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd // URL:https://zakupki.gov. ru/epz/main/public/download/downloadDocument.html?id=28556. (In Russ).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.