УДК:347.998.2(061.1СС+477)
Владислава Павловна Пухаленко,
аспирантка
Украинский государственный университет финансов и международной торговли,
г. Киев
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВОСУДИЯ
В статье проанализированы основы сотрудничества Европейского Союза и Украины в сфере судебного сотрудничества по гражданским и хозяйственным делам. Определено, что перспектива регулирования процесса признания и исполнения иностранных судебных решений на уровне международного договора довольно сомнительна. Основным препятствием для этого является несоответствие украинской судебной системы европейским стандартам.
Ключевые слова: Европейский Союз, судебное сотрудничество, сотрудничество ЕС с Украиной, гражданские и хозяйственные дела, признание и исполнение судебных решений.
В последнее время частыми стали визиты украинских граждан в государства-члены Евросоюза, растет количество браков украинцев с иностранными гражданами, все чаще заключаются частноправовые сделки за рубежом, соответственно, увеличивается и количество трансграничных судебных дел. В связи с этим возрастает потребность в сотрудничестве Украины с государствами - членами ЕС с целью облегчения процедуры признания и исполнения решений украинских судов за рубежом и, соответственно, иностранных судебных решений в Украине. Однако судебное сотрудничество по гражданским делам между Евросоюзом и Украиной происходит в основном в рамках Гаагской конференции по международному частному праву (ГКМЧП) (членами которой являются и ЕС, и Украина), в том числе путем подписания и ратификации существующих конвенций, разработанных ГКМЧП. Между Украиной и 13 государствами-членами ЕС сейчас действуют договоры о правовой помощи в отношении гражданских дел, однако не во всех этих договорах присутствуют положения о признании и исполнении судебных решений. Двусторонний договор о правовой помощи по гражданским делам между ЕС и Украиной в настоящее время не заключен из-за необходимости усовершенствования украинского законодательства в этой сфере.
Правовые основы сотрудничества государств-членов ЕС в судебной сфере исследованы во многих работах европейских ученых. Среди них, в частности, работы Марселя Сторма (Marcel Storme), Евы Сторскрабб (Eva Storskrubb), Йорга Сладика (Jorg Sladic), Александра Трунка (Alexander Trunk). В украинской науке вопрос признания и исполнения решений иностранных судов освещались в работах Фурсы С. Я, Фединяк Г. С. и Фединяк Л. С., вопрос международно-правовых аспектов сотрудничества Европейского Союза с третьими странами основательно осветил в своих трудах Микиевич М. Н., комплексно пространство свободы, безопасности и правосудия ЕС было рассмотрено в монографии Макарухи З. М. и трудах Муравьева В. И.
В связи с тем, что в украинской науке основное внимание уделяется вопросам сотрудничества государств-членов ЕС по уголовным делам, а сфера гражданского правосудия не получает должного внимания, возникает необходимость во всестороннем комплексном анализе правового регулирования сотрудничества Евросоюза и Украины именно в гражданских и хозяйственных делах и оценке его возможных перспектив развития.
Учитывая то, что в условиях все более взаимозависимого мира эффективное развитие Союза и достижения его целей (в том числе определенных еще в 1997 г. в ст. 2 Договора о Европейском Союзе (в редакции Амстердамского договора [10])) поддержка и развитие
Союза как пространства свободы, безопасности и правосудия может быть успешными, только если он опирается на партнерство с третьими странами. Приняв в 2005 г. Стратегию внешнего измерения юстиции и внутренних дел: глобальная свобода, безопасность и правосудие [9] и Стратегию внешних связей в сфере судебного сотрудничества по гражданским делам [19] в 2008 г., ЕС четко выразил намерение развивать пространство свободы, безопасности и правосудие не только в рамках Союза, но и за его пределами, установив эту сферу одной из главных приоритетов в своих внешних отношениях.
Относительно Украины еще в 1991 г. Евросоюз принял Декларацию [14], в которой призвал Украину поддерживать с ЕС открытый и конструктивный диалог. Позже в 1994 г. был подписан главный правовой акт, который определял основы сотрудничества между ЕС и Украиной -Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и его государствами-членами, которое вступило в силу 1 марта 1998 г. И хотя в Соглашении сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел не упоминалось, включая конкретные положения о судебном сотрудничестве по гражданским делам [23], об этом направлении сотрудничества шла речь в других актах, направленных на ускорение применения этого Соглашения.
В частности, Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз, утверждённая Указом Президента Украины от 11 июня 1998 г., что должна обеспечить, среди прочего, вхождение нашего государства в европейское правовое пространство, одним из направлений отраслевого сотрудничества Украины с ЕС отмечала сотрудничество в области юстиции. А Программа интеграции Украины в Европейский Союз 2000 года содержала целый раздел «Правосудие и внутренние дела», в котором в подпункте 15.4.1 «Правовая помощь по гражданским делам» в качестве приоритетов было предусмотрено консультации с Еврокомиссией (его органами) относительно полноты перечня нормативных актов ЕС, а также о целесообразности и порядке адаптации этих актов в законодательстве Украины, повышение квалификации соответствующих сотрудников государственных органов по вопросам права ЕС в сфере оказания правовой помощи по гражданским делам, а также их языковая подготовка и другие меры в этой сфере.
Позже Европейский Союз и Украина согласовали стратегический документ, направленный на развитие партнерства и практического сотрудничества между Европейским Союзом, его государствами-членами, соседними государствами-кандидатами на вступление в ЕС и Украиной в области юстиции и внутренних дел - План действий Европейского Союза в области юстиции и внутренних дел [3]. Этот План был согласован на IV заседании Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС 12 декабря 2001 г. в г. Киеве. В нем в качестве одних из сфер сотрудничества были определены сотрудничество в сфере судопроизводства и усиление роли судебной власти, верховенства закона и улучшения управления. Однако про конкретно судебное сотрудничество в гражданских и хозяйственных делах речь в нем не шла. Были только определены общие положения о необходимости создания сети контактов для быстрого обмена информацией о взаимной правовой помощи и сотрудничество в сфере судопроизводства; обеспечение образования украинских судей с акцентом на права человека, защиту личных (персональных) данных, гражданское право; осуществление борьбы с коррупцией; популяризация принципов лучшего управления; обеспечение соблюдения стандартов, установленных международными конвенциями, с акцентом на имплементацию и другие меры относительно всей системы судопроизводства.
Заложив фундамент для такого сотрудничества между ЕС и Украиной в сфере правосудия, План действий 2001 г. был пересмотрен с целью усиления в конкретный способ сотрудничества между Украиной и ЕС с учетом развития пространства свободы, безопасности и юстиции в ЕС и нового расширения границ, которое состоялось 1 мая 2004 г., после которого ЕС и Украина впервые стали граничить между собой как непосредственные соседи.
Обновленный План действий Украина - ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности [4], утвержденный 18 июня 2007 г. на заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС в г. Люксембург, сейчас является основным документом, регламентирующим сотрудничество между Украиной и ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности. Также на основе этого Плана действий был разработан План-график его имплементации, утвержденный на заседании Подкомитета № 6 «Юстиция, свобода и безопасность» Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС.
Обновленный План действий впервые среди ряда согласованных задач и направлений сотрудничества и имплементации отметил усиление правового сотрудничества между ЕС и Украиной по гражданским делам. В этой сфере были определены такие направления, как: содействие практическому воплощению правовой помощи по гражданским делам, полная имплементация Гаагской Конвенции о сборе доказательств (1970 г.) и Гаагской Конвенции об использовании документов (1965 г.); усиление сотрудничества в сфере защиты прав детей, в том числе путем изучения возможностей для присоединения к международным конвенциям, в частности об ответственности родителей, усыновления, взыскании алиментов и исполнении решений о содержании, а также завещаний и наследования; обеспечение имплементации Гаагской Конвенции 1980 г. о гражданских аспектах международного похищения детей.
Такое расширение вопросов сотрудничества было связано с расширением границ ЕС и началом амбициозного проекта, официально запущенного в марте 2003 г. Президентом Комиссии Романо Проди (Romano Prodi) [26, с. 3], в который среди других государств включена была и Украина, - Европейской политики соседства, целью которой было создание «круга друзей» (государств, близких с экономической, политической и цивилизационной точки зрения к ЕС) благодаря уменьшению различий, существующих между ЕС и странами-соседями [1, с. 16].
Также необходимо отметить важность процесса, начавшегося 22 января 2007 г., когда Советом министров ЕС по общим вопросам и внешним отношениям был принят проект мандата с Украиной относительно заключения нового усиленного соглашения, которое должно было заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В результате чего 23 ноября 2009 г. на заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС было принята Повестка дня ассоциации Украина - ЕС для подготовки и содействия имплементации Соглашения об ассоциации [5], заменившая предыдущий План действий «Украина - Европейский Союз» 2005 г. и стала новым инструментом, который готовил и направлял процессы, направленные на вступление в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Повестка дня ассоциации Украина - ЕС одним из приоритетов сотрудничества в контексте обязательств, изложенных в пересмотренном Плане действий Украина - ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности 2007 г., определила необходимость продвигать дальнейшее судебное сотрудничество между Украиной и ЕС по гражданским делам на основе существующих международных инструментов, а также проводить консультации по дальнейшему углублению сотрудничества в этой сфере с помощью специально определенных инструментов.
В самом же Соглашении об ассоциации [6] в ст. 24 «Правовое сотрудничество» отмечалось, что стороны договорились развивать дальнейшее судебное сотрудничество между Украиной и ЕС по гражданским делам на основе соответствующих многосторонних правовых документов, в частности конвенций Гаагской конференции по международному частному праву в сфере международного правового сотрудничества, судебного процесса, а также защиты детей.
И хотя это Соглашение на саммите «Восточного партнерства» 29 ноября 2013 г. так и не было подписано, поскольку украинское правительство неожиданно заявило о приостановлении подготовки к ассоциации с ЕС, надеемся, что это не является отказом от евроинтеграции, а просто вопросом времени, и работа, начатая для подписания настоящего
Соглашения, все же будет продолжаться. Тем более, что в заключительном акте о подписании политических положений Соглашения об ассоциации от 21 марта 2014 г. указано обязательство подписантов осуществить подписание и заключение и других разделов Соглашения, в том числе и раздела III «Юстиция, свобода и безопасность».
Однако возможность развивать сотрудничество Украины и ЕС в сфере судебного сотрудничества по гражданским делам есть и сейчас.
Для упрощения процедуры признания и исполнения судебных решений между Украиной и государствами-членами ЕС существует несколько путей для действий: заключение двустороннего договора по вопросам судебного сотрудничества и присоединение Украины к Луганской конвенции о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и хозяйственным делам.
Традиционно судебное сотрудничество по гражданским делам регулировалось соглашениями между государствами-членами и третьими странами. Однако пока исключительная компетенция заключать международные соглашения с третьими странами по вопросам, которые способны влиять на правила, установленные Регламентом № 44/2001 от 22 декабря 2000 г. о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и хозяйственным делам [27], принадлежит Союзу.
Одновременно с этим Регламент Совета № 664/2009 от 7 июля 2009 г. по установлению порядка переговоров и заключении соглашений между государствами-членами и третьими странами, касающихся юрисдикции, признания и исполнения судебных решений по брачно-семейным делам, делам, об ответственности родителей и делам, относящимся к алиментным обязательствам и праву, применимому к делам, связанным с алиментными обязательствами [12], предусматривает определенную процедуру заключения договора между государствами-членами ЕС и третьими странами, в частности где Сообщество не выявило намерения осуществлять свою внешнюю компетенцию заключить договор. Хотя эта процедура и должна рассматриваться как исключительная мера, в строго установленных пределах и временных рамках, она предоставляет возможность отдельным государствам-членам реализовать свои специфические потребности в отношениях с третьей страной.
Несмотря на то, что пока не было заключено ни одного двустороннего договора по процедуре, определенной настоящим Регламентом, Украина, как и другие третьи страны, имеет юридические возможности для подписания таких договоров в сферах, определенных Регламентом Совета № 664/2009 в будущем.
Для Украины это потенциальная возможность урегулировать отношения с государствами-членами ЕС, в которых не применяются две конвенции, заключенные в рамках Гаагской конференции, к которым присоединилась Украина (Конвенция от 2 октября 1973 г. о признании и приведении в исполнение решений, касающихся алиментных обязательств, не действует в Австрии, Болгарии, Хорватии, Кипре, Венгрии, Ирландии, Латвии, Мальте, Румынии, Словении, и Конвенция от 19 октября 1996 г. о юрисдикции, праве, которое применяется, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей) и теми государствами-членами, в которых эти конвенции были подписаны, однако до сих пор не ратифицированы (Бельгия не ратифицировала обе конвенции, Италия - Конвенцию 1996 г.).
Действительно, наиболее эффективным с точки зрения масштаба регулирования было бы подписание соответствующего соглашения между ЕС и государствами Европейской политики соседства (Украиной, Молдавией, Белоруссией, Грузией, Арменией и Азербайджаном), что оказало бы положительное влияние на развитие экономических отношений, что является одной из целей «Восточного партнерства» [7, с. 141]. Мысли о разработке среднесрочной стратегии для будущих переговоров об обновлении соглашений о партнерстве и желательность включения в будущие соглашения о партнерстве также положений об улучшении правовой помощи высказывались как учеными [8, с. 33], так и в документах ЕС.
Еще в 2006 г. Президиум предложил Комитету по гражданско-правовым вопросам рассмотреть возможность включения, в случае необходимости, общего положения о сотрудничестве Сторон в сфере судебного сотрудничества по гражданским делам в соглашениях, заключаемых с третьими странами [25]. Однако в сообщении 2009 г. предметом которого было судебное сотрудничество по гражданским делам в рамках соглашений ЕС о партнерстве и сотрудничестве [24], отмечалось, что в ряде переговоров с различными третьими странами о заключении соглашений о партнерстве и сотрудничестве, где ЕС предлагает включение положений о судебном сотрудничестве в вопросах гражданского права, трудно определить согласованную концепцию. Поскольку делегациям государств-членов ЕС в целом не хватает информации о функционировании судебной системы в отношении многих третьих стран. А включение положений, касающихся судебного сотрудничества в вопросах гражданского права, таких как вручение документов, сотрудничество в вопросах защиты детей или признание и исполнение судебных решений, будут выгодными только тогда, когда все стороны соглашения в равной степени способны гарантировать функционирование судебной системы. Такие положения вообще менее уместны в случае, если нельзя обоснованно ожидать эффективного выполнения соглашения всеми партнерами. Кроме того, если заключение двусторонних конвенций обсуждается с одним партнером, это может иметь эффект привлечения других стран для поиска путей заключения аналогичных соглашений и тем самым это может ослабить многосторонние системы, а именно Гаагскую конференцию. Поэтому подписание многостороннего соглашения между ЕС и всеми странами «Восточного партнерства» пока маловероятно.
Также мало шансов и на заключение в ближайшем будущем хотя бы двусторонних договоров между ЕС и соответствующими третьими странами.
Хотя о необходимости изучения потенциальных возможностей относительно подписания двустороннего договора о судебном сотрудничестве по гражданским и хозяйственным делам между Украиной и ЕС идёт речь в Рабочем документе Комиссии по второму докладу об осуществлении «Стратегии внешнего измерения юстиции и внутренних дел: глобальная свобода, безопасность и правосудие» [11] и в отчете оценочной миссии ЕС по вопросам правосудия, свободы и безопасности в Украине [15]. Однако эти документы датируются 2006 и 2008 годами, и кроме этих документов в процессе исследования нам не удалось найти ни одного документа, который свидетельствовал бы о наличии прогресса в этом направлении.
Это связано не только с тем, что это достаточно новая сфера и сейчас ЕС предпочитает более широкое сотрудничестве в этой сфере в рамках международных организаций, но и с вопросом доверия к правовым системам третьих стран, для укрепления которой недостаточно просто внедрения соответствующих правовых документов, основанных на международных конвенциях, но также необходимо, чтобы их учреждения, системы управления и административные механизмы соответствовали стандартам Союза [20].
Именно поэтому наибольшее внимание в документах ЕС, посвященных пространству правосудия, в которых идет речь об Украине, отдается укреплению судебной системы и приведению ее в соответствие с европейскими стандартами [21]. Существует острая потребность в инклюзивной реформе в Украине для обеспечения независимости, беспристрастности и эффективности судебной власти как краеугольного камня политики реформ в Украине [11], что соответствует положениям Обновленного Плана действий Украина - ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности, который среди согласованных задач и направлений сотрудничества в сфере юстиции определил реформирование судебной системы для обеспечения ее независимости, беспристрастности, эффективности и усиления правового сотрудничества между ЕС и Украиной по гражданским и уголовным делам.
Также Оценочная миссия ЕС по вопросам правосудия, свободы и безопасности в Украине [15, с. 18] отмечая, что судебная ветвь власти Украины остается наиболее слабой ветвью, обратила внимание на отсутствие стратегического подхода к реформе,
сомнительную степень независимости судебной системы от исполнительной власти, коррупцию в судебной системе, а также недостаточный уровень профессиональной подготовки, особенно для новых судей, и низкий уровень юридического образования, предлагаемого во многих учебных заведениях Украины.
Учитывая такую критическую оценку судебной системы Украины, пока невозможно говорить о наличии доверия к ней со стороны государств-членов ЕС, а соответственно и о желании сотрудничать в направлении признания и исполнения на своей территории судебных решений, вынесенных в Украине путем заключения международного соглашения о правовой помощи.
Также показательно, что в ежегодных отчетах о прогрессе, достигнутом в осуществлении Повестки дня ассоциации Украина - ЕС [16] [17] [18], несмотря на наличие пункта о сотрудничестве в сфере правосудия, судебное сотрудничество по гражданским делам не упоминается. Акцент сделан на других сферах сотрудничества и общих замечаниях, в том числе о наличии избирательного правосудия и необходимости реформирования судебной системы Украины.
Поэтому последующими приоритетами для действий в Украине должно быть укрепление стабильности и эффективности институтов, гарантирующих демократию и верховенство закона [22] и «европеизации» украинских судов [2]. Только после этого Украина может надеяться на проведение успешных переговоров по заключению международных соглашений о правовой помощи с Евросоюзом.
Поэтому сейчас маловероятно надеяться на реализацию имеющихся возможностей для заключения договоров по вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений (договоров о правовой помощи) между ЕС и Украиной, по крайней мере до обеспечения в Украине справедливого судебного разбирательства в соответствии с европейскими стандартами. Также, в связи с отсутствием предложения о принятии регламента по установлению процедуры для переговоров и заключения соглашений между государствами-членами ЕС и третьими странами о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и хозяйственным делам, то есть договоров, которые полностью или частично входят в сферу применения Регламента № 44/2001 [13], мало надежды на желание отдельных государств-членов начинать переговоры о подписании отдельного двустороннего договора с Украиной по вопросам уже охваченных соответствующими регламентами в связи с наличием риска воздействия такого договора на законодательство ЕС.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем работа должна быть сосредоточена на сотрудничестве по улучшению функционирования судебной системы Украины и обеспечению доверия со стороны судебных систем государств-членов. Только после этого может идти речь о заключении двустороннего договора о правовой помощи между Украиной и Евросоюзом, который будет включать вопросы признания и исполнения судебных решений по гражданским и хозяйственным делам, одновременно с этим не будет устанавливать такую унифицированную систему, как Луганская конвенция о юрисдикции и выполнение судебных решений по гражданским и хозяйственным делам. Ведь этот вариант, при отсутствии указанного выше Регламента, менее трудоемкий, чем процесс по заключению многостороннего договора между ЕС и несколькими государствами, включая Украину.
Список литературы: 1. Свропейська пол^ика сусщства та Схщне партнерство : навч.-метод. поаб. / [уклад. Г. В. Бардакова, В. Л. Савченко]. - Донецьк : Дон. обл. центр перепщ. та тдв. калiф. прац. орг. держ. влади, орг. мюц. самовряд., держ. тдпр., установ i орг-цш, 2009. - 21 с. 2. Петров Р. А. €вропе'1'защя украшсько'1 судово'1 системи як складова евроштегращйно! пол^ики Украши / Р. Петров // Право Украши. - 2012. - № 1-2. - С. 300306. 3. План дш Свропейського Союзу в галузi юстицп та внутршшх справ вщ 12 грудня 2001 р. [Електронний ресурс] - Режим доступу :
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/994_494. 4. План дш Украша - €С у сферi юстицп, свободи та безпеки вщ 18 червня 2007 р. [Електронний ресурс] - Режим доступу : http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=994 956. 5. Порядок денний асощацп Украша - €С [Електронний ресурс] - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/994 990. 6. Угода про Асощащю мiж Украшою, з одша сторони, та Свропейським Союзом i його державами-членами, з iншоï сторони [Електронний ресурс] - Режим доступу :
http://comeuroint.rada.gov.ua/komevroint/doccatalog/document?id=56219. 7. Вопросы признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений по хозяйственным спорам в международных договорах республики Беларусь / Авдеев Д. Д. // Теория и практика совершенствования законодательства и правоприменения : традиции и новации: мат. междунар. науч. конф. студ. , магист. и аспир. , Минск , 30-31 окт. 2009 г. - Минск. : БГУ, 2010. - С. 139-141. 8. Трунк А. Исключительная договорная компетенция Европейского сообщества в сфере правового сотрудничества по гражданским делам / А. Трунк // Российский юридический журнал. - 2008. - № 3. - С. 25 - 33. 9. A Strategy for the External Dimension of JHA: Global Freedom, Security and Justice №14366/3/05. - Brussels, 30 November 2005. - 29 р. 10. Amsterdam Treaty, 2 October 1997 // Official Journal C 340 of 10.11.1997. 11. Commission staff working document Second progress report on the implementation of the "Strategy for the External Dimension of JHA: Global Freedom, Security and Justice" 9572/1/08 REV 1 LIMITE JAI 253 RELEX 325. - Brussels, 04.09.2008 // SEC(2008) 2409. 12. Council Regulation (EC) No 664/2009 of 7 July 2009 establishing a procedure for the negotiation and conclusion of agreements between Member States and third countries on particular matters concerning the law applicable to contractual and non-contractual obligations // Official Journal L 200 of 31.07.2009. 13. Council Regulation (EC) № 44/2001 of 22 December 2000 on jurisdiction and the recognition and enforcement of judgments in civil and commercial matters // Official Journal L 12 of 16.01.2001. 14. Déclaration sur l'Ukraine Réunion ministérielle de CPE, Bruxelles, le 2 décembre 1991, coopération politique européenne, communication a la presse P. 124/91. 15. Final Report «EU Justice, Freedom and Security» Assessment Missions to Ukraine.
- May 2006. - 180 p. 16. Joint Staff Working Document Implementation of the European Neighbourhood Policy in Ukraine Progress in 2011 and recommendations for action. - Brussels, 15.5.2012 // SWD(2012) 124 final. 17. Joint Staff Working Document Implementation of the European Neighbourhood Policy in Ukraine Progress in 2012 and recommendations for action. -Brussels, 20.3.2013 // SWD(2013) 84 final. 18. Joint Staff Working Document Implementation of the European Neighbourhood Policy in Ukraine Progress in 2013 and recommendations for action.
- Brussels, 27.3.2014 // SWD(2014) 96 final. 19. Note from Committee on Civil Law Matters (General Questions) of 7 May 2008 on the subject External relations strategy in the field of judicial cooperation in civil matters 9045/08 JUSTCIV 90 RELEX 275 JAI 217. 20. Note from General Secretariat of 23 April 1999 on the subject Analysis of material on judicial cooperation in civil matters in Hungary, Poland and Romania (revised document) 7202/99 LIMITE EVAL 25 ELARG 40 JUSTCIV 57. 21. Note from General Secretariat of the Council of 19 January 2010 on the subject Third Implementation Report of the "Strategy for the External Dimension of JHA: Global Freedom, Security and Justice" by the Council Secretariat Period of Reference: July 2008 -December 2009 5083/10 LIMITE JAIEX 6 RELEX 9 ASIM 6 CATS 6 JUSTCIV 9. 22. Note from General Secretariat of the Council of 20 February 2007 on the subject Aspects of judicial cooperation in civil matters in the framework of the Strategy for the External Dimension of JHA: Global Freedom, Security and Justice 6118/07 LIMITE JUSTCIV 22 RELEX 84 JAI 62. 23. Note from General Secretariat of the Council on the subject Aspects of judicial cooperation in civil matters in the framework of the Strategy for the External Dimension of JHA: Global Freedom, Security and Justice 6217/09 JUSTCIV 39 RELEX 116 JAI 68. 24. Note from the German delegation of 17 February 2009 on the subject Judicial cooperation in civil matters in the framework of partnership and cooperation agreements of the EU 6570/09 LIMITE JUSTCIV 44 JAIEX 11 RELEX 152. 25. Note from the incoming Presidency of 28 June 2006 on the subject
Reference to judicial cooperation in civil matters in the framework of agreements to be concluded with third countries 10912/06 JUSTCIV 153 RELEX 442. 26. Sevilay Kahraman The European Neighbourhood Policy: The European Union's New Engagement towards Wider Europe / Kahraman S. // Perceptions. - Winter 2005. - Vol. 10. - P. 1-28. 27. Summary of Opinion 1/03 of 7 February 2006 on the competence of the Community to conclude the new Lugano Convention on jurisdiction and the recognition and enforcement of judgments in civil and commercial matters. - Legal Service of the European Commission. - April 2006.
ПРАВОВ1 ОСНОВИ СШВРОБГГНИЦТВА СВРОПЕЙСЬКОГО СОЮЗУ ТА УКРА1НИ З ПИТАНЬ ЦИВШЬНОГО ПРАВОСУДДЯ Пухаленко В. П.
У статп проаналiзовано основи ствпращ Свропейського Союзу та Украши у сферi судового ствроб^ництва у цившьних i господарських справах. Визначено, що перспектива регулювання процесу визнання i виконання шоземних судових ршень на рiвнi мiжнародного договору доволi сумшвна. Основною перепоною для цього е невщповщшсть украшсько'1 судово'1 системи европейським стандартам.
Ключовг слова: Свропейський Союз, судова ствпраця, ствроб^ництво €С з Украшою, цивiльнi i господарськi справи, визнання i виконання судових ршень.
LEGAL FRAMEWORK OF COOPERATION BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND UKRAINE CONCERNING SOME ASPECTS OF CIVIL JUSTICE Pukhalenko V. P.
This article and analyzes the basis of cooperation of the European Union and Ukraine in the field of judicial cooperation in civil and commercial matters. It has been determined that the prospect of regulation the recognition and enforcement of foreign judgments at the level of an international treaty rather questionable. The main obstacle to this is the discrepancy of Ukrainian judicial system to the European standards.
Key words: European Union, judicial cooperation, cooperation between the EU and Ukraine, civil and commercial matters, the recognition and enforcement of judgments.
Поступила в редакцию 02.06.2014 г.