Научная статья на тему 'Правовые основы реализации конституционного принципа открытости деятельности органов государственной власти РФ'

Правовые основы реализации конституционного принципа открытости деятельности органов государственной власти РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1270
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллин Рамис Рамилевич

В статье проводится анализ нормативно правовых актов, затрагивающих правовые основы реализации принципа открытости деятельности госорганов власти РФ, отмечаются имеющиеся пробелы в правовом регулировании и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хайруллин Рамис Рамилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis for the implementation of the constitutional principle of transparency of the activities of the Rus-sian Federation governmental authorities

The article is devoted to the legal basis for the implementation of the constitutional principle of transparency of the activities of the Russian Federation governmental authorities. The author makes an analysis of regulatory and legal acts involving the mentioned principle. Existing gaps in the legal regulation are pointed out and the solutions are offered.

Текст научной работы на тему «Правовые основы реализации конституционного принципа открытости деятельности органов государственной власти РФ»

Хайруллин Р. Р.

m

E. I. Belousov

TO THE PROBLEM OF THE LEGAL NATURE OF CIVIL SOCIETY AND ITS IMPACT

ON LOCAL GOVERNMENT

The article investigates the legal nature of civil society, as well as the forms of its cooperation with the local government. The main purpose of the work is to examine the various theoretical positions on the nature of civil society, as well as the study of the problems of interaction of its institutions with local authorities. As a result, the author makes some theoretical and practical conclusions.

Key words: civil society; democracy; institutions of civil society; local government; public associations; local authorities; public power.

BELOUSOV Evgenii Ivanovich - graduate student of the department of constitutional and administrative law of Mari State University, Yoshkar-Ola E-mail: belashik_777@mail.ru

УДК 342.5

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

Хайруллин Рамис Рамилевич,

аспирант кафедры конституционного и административного права ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань. E-mail: ramis3333@mail.ru

В статье проводится анализ нормативно правовых актов, затрагивающих правовые основы реализации принципа открытости деятельности госорганов власти РФ, отмечаются имеющиеся пробелы в правовом регулировании и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: правовые основы, принцип открытости, органы государственной власти, граждане.

Идея создания конституционного правового государства в Российской Федерации способствовала становлению ряда новых конституционных принципов функционирования органов государственной власти. Важные изменения произошли в отношении одного из основополагающих начал организации и деятельности органов государственных власти, а именно конституционного принципа открытости (транспарентности), который рассматривают как определяющий в организации процесса функционирования органов государственной власти. Для правового и демократического государства вопрос об открытости и прозрачности власти является первостепенным. В связи с этим указанный принцип обретает особое значение и в аспектах организации деятельности органов государственной власти, что прежде всего связано с проблемой открытости и доступности информации о работе органов государственной власти. Именно поэтому современные российские ученые стали говорить о существовании нового принципа -конституционного принципа открытости органов государственной власти.

Действительно, открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти РФ выступают главными индикаторами эффективности их функционирования при осуществлении установленных полномочий, а также значимым связующим звеном реализации стабильной и качественной связи между гражданами и органами государственной власти.

Информационная открытость власти дает возможность гражданам получать адекватное понимание и формировать собственное суждение о состоянии российского общества и органах публичной власти, усиливает эффективность и действенность общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. В юридической литературе объективно отмечается, что «информационная открытость деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности» [6, с. 4]. А. Е. Чуклинов подчеркивает, что «открытость носит социально-коммуникативный характер, а прозрачность - функциональ-

Ф1

Конституционное, муниципальное и административное право

ный, способствующий оптимизации регулятивных процессов в стране» [11].

Итак, во-первых, открытость и прозрачность государственных органов считаются основными признаками их демократичности, во-вторых, право на участие в управлении делами государства входит в число основных политических прав и свобод граждан. В современном российском обществе именно наличие и существование гарантий и реальное применение политических прав и свобод считаются главным показателем правового и демократического государства. Право на информацию в решениях органов государственной власти - это одно из главных и неотъемлемых прав человека. Базируясь на знании того, как в том или ином обществе юридически оформлено и защищается право человека на информацию о решениях органов государственной власти, можно судить о степени демократичности данного общества [3, с. 34].

Правовую основу реализации конституционного принципа открытости деятельности органов государственной власти составляет федеральное и региональное законодательство.

Правовое регулирование отношений, связанных с доступом граждан и организаций к информации о деятельности органов государственной власти, основывается на следующих положениях Конституции Российской Федерации[4]:

- каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

- каждому предоставляется возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).

- граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Среди указанных прав имеется право на информацию, которую можно получить от органа власти в виде ответа на сформулированные вопросы. Это подчеркнуто в подп. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ [8].

- каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42).

Таким образом, обращаясь за информацией о деятельности органов государственной власти, граждане реализуют свое конституционное право, а на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению данной информации. При этом государство закрепляет правовые гарантии реализации данного права.

Отметим, что принцип свободы поиска, получения и распространения информации, закрепленный в Конституции Российской Федерации, воспроизводит аналогичную норму ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [1].

Базовым законом, гарантирующим доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9] (далее - Закон об информации). Так, ч. 1 ст. 1 данного Закона закрепляет право на информацию и выступает правовой базой права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не может быть ограничен, и подобная информация предоставляется безвозмездно (помимо случаев, установленных федеральными законами). На государственные органы и органы местного самоуправления возлагается обязанность по представлению доступа к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Человек, которому требуется доступ к такой информации, не должен аргументировать необходимость ее получения. Данное право на доступ к информации является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован вышестоящему должностному или в вышестоящий орган либо в суд.

Среди основных нормативных правовых актов, образующих правовую базу реализации некоторых способов доступа граждан к информации о деятельности органов власти, можно назвать также Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»[2] (далее - Закон о СМИ). В соответствии со ст. 38, 39 и 54 Законом о СМИ гарантируются право граждан на получение информации через средства массовой информации (в том числе зарубежные), а кроме того право редакций средств массовой информации на получение информации непосредственно от органов государственной власти на основании запроса. Однако субъектами права на подачу запроса о предоставлении данных «о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц» считаются лишь редакции средств массовой информации, и, что важно, данный Закон касается права на доступ

Хайруллин Р. Р.

к информации о деятельности лишь органов государственной власти.

Федеральным законом от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [10] учитывается распространение в государственных средствах массовой информации определенного обязательного минимального количества информации (например, обращения и заявления Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, ст. 5), а кроме того непосредственное присутствие представителей средств массовой информации (корреспондентов) на заседаниях органов власти (к примеру, при проведении дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе, ст. 10).

В данных нормативных правовых актах урегулированы проблемы по установлению требований к обеспечению доступа граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, формированию и размещению информации, взаимодействию структурных подразделений центрального аппарата между собой и с территориальными органами, определению состава информационных ресурсов, распределению ответственности и др. Кроме этого, предусматривается порядок предоставления информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти средствам массовой информации, в том числе по их запросам.

В Таможенном кодексе РФ [7], хотя и кратко, но достаточно четко определены права заинтересованных лиц на информирование и консультирование. Аналогичные права закреплены и в Налоговом кодексе РФ [5].

Актуальным остается немаловажный вопрос -обязаны ли органы власти информировать о своей деятельности заинтересованных лиц или это является их правом?

Учитывая подобное положение, в последние годы был принят ряд постановлений Правительства РФ, направленных на усовершенствование системы правового регулирования функционирования принципа открытости деятельности органов государственной власти, в которых рекомендовано активное использование информационных систем в обеспечении открытости функционирования государственных органов власти с населением.

Таким образом, правовые основы реализации конституционного принципа открытости о деятельности государственных органов власти формировались постепенно, а сформировавшаяся правовая база в этой сфере способствует достижению эффективно функционирующей системы открытости

государственных властных структур, ведет к очевидному преодолению ее отчужденности, обособленности от общества, способствует разрешению социальных противоречий для дальнейшего совершенствования государственного управления в целом и на региональном уровне, в частности.

На наш взгляд, основными положениями конституционного принципа открытости о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления должны стать:

- доступность, информация о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- оперативность и подлинность информации о деятельности государственных органов;

- свобода поиска, получения и передачи информации о деятельности государственных органов и государственных органов субъектов Федерации;

- соблюдение прав и законных интересов третьих лиц при предоставлении информации о деятельности государственных органов и государственных органов субъектов Федерации.

Представляется, что закрепление на федеральном уровне данного принципа позволит обеспечить открытость и прозрачность информации о деятельности органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Литература

1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 дек. 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 дек.

2. Закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 (в ред. от 24.11.2014) «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 февр.

3. Зайцева А. Г. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте задач административной реформы // Законность. 2010. № 4. С. 34.

4. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

6. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц / под ред. А. В. Иванченко. М., 2010. С. 4.

7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 23 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ред. от 27.11.2010) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

8. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

т

Конституционное, муниципальное и административное право

10. Федеральный закон от 13 янв. 1995 г. № 7-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 ) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 170.

11. Чуклинов А. Е. Прозрачность как антикоррупционный механизм в системе государственного управления [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/doc/

document.asp?docID=1114985 (дата обращения: 17.02.2015).

R. R. Khayrullin

LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF TRANSPARENCY OF THE ACTIVITIES OF THE RUS-SIAN FEDERATION GOVERNMENTAL AUTHORITIES

The article is devoted to the legal basis for the implementation of the constitutional principle of transparency of the activities of the Russian Federation governmental authorities. The author makes an analysis of regulatory and legal acts involving the mentioned principle. Existing gaps in the legal regulation are pointed out and the solutions are offered.

Key words: the constitutional principle of transparency, governmental authorities, citizens.

KHAYRULLIN Ramis Ramilevich - Graduate student of the Constitutional and Administrative Law of The Kazan Federal University, Kazan. E-mail: ramis3333@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.