Стецурин Д. Ю.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ФАС РОССИИ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК
10.2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ФАС РОССИИ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК
Стецурин Денис Юрьевич, магистрант
Место учебы: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Ростовский филиал
rapgospd@bk.ru
Аннотация: задача написания данной статьи - исследовать механизм рассмотрения ФАС России жалоб на действия (бездействие) субъектов публичных закупок.
Модель/методология: при проведении исследования были использованы разнообразные методы познания: общенаучные (диалектический, системный, структурно-функциональный) и частно-научные (формально-юридический, анализ, синтез). Применение указанных методов дало возможность проанализировать механизм подачи и рассмотрения жалоб на действия (бездействия) субъектов правоотношений, возникающих по поводу осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, выявить его особенности, сформулировать предложения, направленные на совершенствование института обжалования в сфере публичных закупок.
Выводы: институт обжалования включает в себя нормы, определяющие условия и сроки подачи жалобы, требования к форме и содержанию обращения, полномочия ФАС России как контрольного органа в сфере публичных закупок по рассмотрению и принятию решений по поступающим жалобам. Институт обжалования требует своего дальнейшего развития, в частности, путем расширения основания для подачи жалоб.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: авторские выводы могут быть приняты во внимание в ходе дальнейших научных исследований по вопросам обжалования действий (бездействия) участников закупочной деятельности.
Практическое значение: авторские выводы могут быть использованы в правотворческой, правоприменительной и научно-исследовательской деятельности.
Оригинальность/ ценность: научная статья будет интересна субъектам закупочной деятельности, представителям органов публичной власти, научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам.
Ключевые слова: публичные закупки, жалоба, контрольный орган, законодательство о контрактной системе закупок, институт обжалования.
LEGAL BASES OF CONSIDERATION OF FAS RUSSIA OF COMPLAINTS TO ACTIONS (INACTION) OF SUBJECTS OF PUBLIC PURCHASES
Stezurin Denic Yu., Undergraduate
Study place: FGBOU VO «Russian University of Justice», Rostov branch
rapgospd@bk.ru
Annotation: problem of writing of this article - to investigate the mechanism of consideration of FAS Russia of complaints to actions (inaction) of subjects of public purchases.
Model / methodology: when carrying out a research various methods of knowledge have been used: general scientific (dialectic, system, structurally functional) and private scientific (legallistic, analysis, synthesis).
Application of the specified methods has given the chance to analyse the feeder and considerations of complaints to actions (inaction) of subjects of the legal relationship arising concerning implementation of purchases of goods, works, services for the state (municipal) needs, to reveal his features, to formulate the offers directed to improvement of institute of the appeal in the sphere of public purchases.
Conclusions: the institute of the appeal includes the norms determining conditions and terms of the complaint, requirement to form and content of the address, power of FAS Russia as control body in the sphere of public purchases by consideration and decisionmaking on the arriving complaints. The institute of the appeal demands the further development, in particular, by expansion of the basis for submission of complaints.
Framework research/a possibility of the subsequent use of results of scientific work: author's conclusions can be taken into account during further scientific research concerning the appeal of actions (inaction) of participants of purchasing activity. Practical value: author's conclusions can be used in law-making, law-enforcement and research activity.
Originality/value: the scientific article will be interesting to subjects of purchasing activity, representatives of bodies of the public power, scientists, teachers, graduate students, students.
Keywords: public purchases, complaint, control body, legislation on the contract system of purchases, institute of the appeal.
Проблемы экономики и юридической практики
3'2018
Правовое регулирование контрактной системы в сфере закупок осуществляется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, нормами международного права, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иных нормативных правовых актов, принятых на федеральном, региональном и местном уровнях.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» четко определяет цели правового регулирования отношений, возникающих по поводу закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [6].
Важнейшим инструментом достижения поставленных целей выступает финансовый контроль. Как отмечается во многих международных документах, финансовый контроль является важнейшей частью системы регулирования, предпосылкой надлежащего использования бюджетных средств, эффективной деятельности органов публичной власти [2].
Несмотря на огромные усилия, предпринимаемые Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, уровень прозрачности закупочной деятельности остается на среднем уровне оценки. По данным Национального рейтинга прозрачности закупок, по итогам 2012 года потери бюджетов различных уровней от осуществления закупок по завышенным ценам составил 275 млр. рублей [7].
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на расширенном заседании Коллегии Счетной палаты, посвященной 20-летию со дня ее образования, отметил, что «до сих пор существенной экономии средств, выделяемых на госзакупки, добиться, к сожалению, не удалось» [4]. Продолжается практика приобретения товаров, работ, услуг по явно завышенным, неадекватным ценам.
Председатель Счетной палаты Российской Федерации, отчитываясь о работе Счетной палаты за 2017 год, указала, что порядка четверти выявленных правонарушений связаны с нарушениями в сфере закупок [4].
Поэтому теоретическое осмысление вопросов правового регулирования контроля в сфере закупок, в целом, института рассмотрения жалоб на действия (бездействие) участников закупок, в частности, представляется весьма востребованным научным направлением исследования.
В соответствии с действующими правовыми предписаниями к компетенции Федеральной антимонопольной службы отнесено рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В целях выполнения поставленных целей Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 был утвержден соответствующий административный регламент [5].
Результат исполнения функции по рассмотрению жалоб может выражаться в решениях или предписаниях, которые принимает и выдает контрольный орган в сфере публичных закупок.
Деятельность ФАС и ее территориальных органов по рассмотрению жалоб подчиняется принципам контрактной си-
стемы закупок. Соответствующая информация размещается в ЕИС, а также на официальном сайте ФАС России.
Жалоба может быть подана любым участником закупки. Кроме того, правовой возможностью подать рекламацию обладает любое общественное объединение, объединение юридических лиц в рамках осуществляемого ими общественного финансового контроля в сфере публичных закупок.
Думается, что используемая сегодня правовая конструкция, определяющая круг лиц, имеющих право обратиться в ФАС России или суд, не совсем удачная. Она не учитывает, что сфера закупок товаров, работ, услуг для публичных нужд - это не только область интересов непосредственных участников закупки, но и сфера бюджетных интересов, интересов гражданского общества. Поэтому предлагаем внести изменения в статью 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», расширив основания подачи жалобы. Она может быть направлена не только в том случае, когда лицо считает, что нарушаются права и законные интересы участников закупки, но и если возникает угроза недостижения целей правового регулирования отношений, целей осуществления публичных закупок.
Правовыми предписаниями четко установлены сроки подачи обращения. Например, жалоба:
- в отношении конкурсной документации может быть подана до окончания срока подачи заявок;
- на деяния при изучении вторых частей заявок или при достижении договорных соглашений - до момента заключения государственного (муниципального) контракта.
В законодательно установленных случаях истечение установленных сроков влечет за собой возможность обжалования исключительно в судебном порядке.
Обращения в компетентные органы публичной власти должно быть надлежащим образом оформлено, содержательно отвечать предъявляемым требованиям.
Оно может иметь только письменную форму своего выражения. Если предметом жалобы выступают действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в жалобе должны быть указаны:
- данные о лице, обращающемся в компетентный орган власти;
- сведения о лице, действия (бездействия) которого обжалуются;
- материалы о закупке;
- информация об обжалуемых действиях (бездействии) с указанием своих доводов, аргументов.
Жалоба может иметь приложения в виде документов, свидетельствующих о том, что подаваемое обращение является обоснованным.
Жалоба должна быть подписана (скреплена печатью, если ее подает юридическое лицо).
Представленное обращение не рассматривается, если:
- оно не соответствует установленным требованиям по форме и содержанию (например, нет подписи, не содержит никаких аргументов);
- направлено после окончания нормативного определенных сроков;
- поднимаемый вопрос был уже оценен судом или контрольным органом в сфере публичных закупок.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в течение двух рабочих дней принимают решение о возращении жалобы. На них возлагаются обязанности не только письменно проинформировать заявителя об этом, но и указать, по какой причине его обращение не рассматривается.
Стецурин Д. Ю.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ФАС РОССИИ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК
Если податель жалобы не согласен с решением контрольного органа, считает, что оно принято неправомерно, он вправе обратиться в суд.
Лицо может отозвать свое обращение, но только в том случае, если оно не рассмотрено по существу. При этом важно учитывать, что в дальнейшем подача повторной жалобы по тем же основаниям уже невозможна. Информация об отзыве жалобы размещается контрольным органом в сфере публичных закупок в Единой информационной системе.
Как правило, жалоба разрешается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации [5].
Механизм рассмотрения жалобы по существу зависит от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При использовании открытых способов ФАС России в течение двух рабочих дней со дня поступления жалобы:
- размещает в ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании,
- уведомляет субъекта, действия (бездействие) которого обжалуется о содержании жалобы, месте и времени ее рассмотрения.
При определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом сведения о поступившем обращении не помещается в ЕИС.
Субъекты, действия (бездействие) которых обжалуются, имеют возможность не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения обращения по существу, представить в ФАС России свои возражения. Они вправе также присутствовать на заседании контрольного органа во время рассмотрения жалобы.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязывает контрольный орган в сфере закупок:
- изучить жалобу и возражения по ней в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения;
- в случае необходимости истребовать дополнительные документы и информацию у участников закупки;
- принять итоговое решение на коллегиальной основе;
- уведомить всех заинтересованных лиц о принятом решении;
- вернуть жалобу, если заявитель обжалует результаты оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, окончательных предложений на их соответствие таким критериям оценки заявок, как: «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» [6], поскольку обжалование данных вопросов возможно только путем обращения в суд.
Механизм рассмотрения жалобы включает в себя возможность ФАС России приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения вопроса по существу.
Для этого контрольный орган вправе отправить заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок обязательное для исполнения требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. В этом случае срок заключения контракта продляется на срок рассмотрения обращения и принятия по нему решения.
Контрольный орган в сфере публичных закупок может признать жалобу обоснованной и необоснованной. При наличии оснований ФАС России обязана:
- выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе закупок (включая предписания об аннулировании определения поставщика, подрядчика, исполнителя);
- возбудить административное производство и привлечь виновное лицо к мерам административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- подать в судебный орган иск о признании осуществленной закупки недействительной в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Действующим законодательством установлена определенная иерархия решений, принимаемым по итогам рассмотрения поступивших обращений. Приоритет имеют решения, принятые ФАС России.
Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) субъектов является одним из методов осуществления финансового контроля в сфере публичных закупок, важнейшим направлением деятельности Федеральной антимонопольной службы России.
Представляется, что наиболее оптимальный путь дальнейшего совершенствования института обжалования в сфере публичных закупок связан:
- с принятием соответствующего кодифицированного акта как идеальной формы выражения правовых норм [1];
- разграничением функций контроля и надзора ФАС России [3].
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,81%.
Список литературы:
1. Гаврицкий А.В., Мирошник С.В. Дискуссионные вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок// Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 54-56.
2. Лимская декларация руководящих принципов финансового контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме в 1977 г.) //Контроллинг. 1991. № 1. С. 56.
3. Мексиканская декларация независимости (принята на заседании XIX Конгресса Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 2007 году)// http://audit.gov.ru/pdf/dedaration. Дата обращения: 04.04.2018.
4. Мирошник С.В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 90-95.
5. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации http://www.ach.gov.ru/20-years-the-chamber/the-speech-of-the-president-of-шssia-vladimir-putm-at-the-enlarged-sessюn-of-the-collegium-of-the.php?sphrase_id=5830111. Дата обращения 15 января 2018 года.
6. Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (ред. от 17.03.2016) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// СПС «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Собрание зако-нодател ьства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652;
8.Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2017.
Проблемы экономики и юридической практики
3'2018
9. URL: http://nrpz.ru/ rating-2012.html. Дата обращения 10.12.2017 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Стецурина Дениса Юрьевича «Правовые основы рассмотрения ФАС России жалоб на действия (бездействие) субъектов публичных закупок»
Рецензируемая статья посвящена весьма интересным вопросам правового обеспечения государственного контроля. В условиях сложившейся в настоящее время в России непростой экономической ситуации перед ФАС России стоит задача повышения эффективности осуществляемой ею контрольной деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд. В связи с чем проведение научных исследований по вопросам совершенствования механизма рассмотрения ФАС России жалоб на действия (бездействие) субъектов публичных закупок представляется своевременным и актуальным.
Д.Ю. Стецурин анализирует соответствующие правовые нормы. Представляется весьма важной позиция автора, подчеркивающего, что сфера публичных закупок - это область не только частных, но и публичных интересов.
Д.Ю. Стецурин исследует механизм подачи, рассмотрения жалоб на действия (бездействие) участников публичных закупок. Он обращает внимание на то, что механизм рассмотрения жалобы, юридические последствия, по сути, зависят от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Убедительно звучат его предложения, связанные с необходимость кодификации правовых предписаний, регламентирующих отношения по поводу закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Сегодня юридическая наука должна все более активно влиять на юридическую практику, стать реальным источником права. Это возможно только при условии интересных, практикоориентированных научных исследований.
Несомненно, использование в правотворческой, правоприменительной, судебной деятельности научно обоснованных положений позволит кардинально обновить законодательство о контрактной системе в сфере закупок, существенно повысить эффективность правового регулирования общественных отношений. В связи с этим рассматриваемые автором вопросы рассмотрения ФАС России жалоб имеют очевидную практическую значимость.
Рецензируемая статья отличается многогранностью. Точки зрения автора аргументированы и максимально объективны. Выводы Д.Ю. Стецурина могут быть весьма полезными как в учебном процессе, так и стать отправной точкой для дальнейших научных исследований, касающихся повышения эффективности правового обеспечения контрольной деятельности ФАС России в сфере публичных закупок.
Вывод: Д.Ю. Стецурина «Правовые основы рассмотрения ФАС России жалоб на действия (бездействие) субъектов публичных закупок» заслуживает положительного отзыва и может быть рекомендована к опубликованию в открытом научном издании.
Рецензент
зав. кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», доктор юридических наук, доцент
С.В. Мирошник