ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ДЕПУТАТА ЖОГОРКУ КЕНЕША КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБИКИ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ
А.Т. Тотубаева, аспирант
Национальная академия наук Кыргызской Республики (Кыргызская Республика, г. Бишкек)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10509
Аннотация. В данной статье автор рассматривает порядок работы депутата Жо-горку Кенеша Кыргызской Республики с гражданами. В результате проведенного исследования сделан вывод об основных видах обращений граждан, количественных тенденциях, качестве контроля за обращениями. А также рассматривается вопрос о принципах рассмотрения обращений граждан, в том числе депутатами. Исследуется работа Жо-горку Кенеша Кыргызской Республики с избирателями и механизмы их взаимодействия. Предложены рекомендации по совершенствованию работы депутата в сфере работы с обращениями граждан.
Ключевые слова: депутат, избиратель, прием избирателей, работа с избирателями, обращения граждан, жалоба, предложения, законодательный орган, депутатская деятельность.
Важным источником сведений об общественном мнении населения, имеющихся нарушениях законности, являются прием избирателей,
рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб. Согласно ст. 41 Конституция Кыргызской Республики каждый гражданин имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы МСУ. Это конституционное право является одной из форм участия граждан в делах органов государственной власти и органов МСУ. Термин «обращение» имеет обобщающий, собирательный характер. Обращения могут иметь форму жалобы, заявления, предложения [1. С. 77]. В зависимости от формы обращения содержат неодинаковую информацию, различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия.
Согласно ст. 1 Закона КР «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 4 мая 2007 года №67 заявление - это обращение, содержащее просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, а также недос-
татках в деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба - обращение, содержащее просьбу гражданина о восстановлении его нарушенных прав и свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц [2]. Жалоба важное средство защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики. Выделяя виды обращений граждан, законодатель тем самым подчеркивает их принципиальную общность в плане целевой направленности, но одновременно утверждает как самостоятельные виды поступков граждан, затрагивающих различные стороны общественных и личных интересов, что обусловливает различия в их правовом статусе. Это проявляется, например, в различных сроках рассмотрения обращений граждан.
Вопрос о принципах рассмотрения обращений граждан, в том числе депутатами, остается малоисследованным и неразработанным. Работа ЖККР с избирателями и механизмы их взаимодействия основываются на принципах законности, открытости, доступности, прозрачности и ответственности. Основной фигурой парламента являются депутаты, и рассмотрение ими обращений граждан характеризует взаимодействие непосредственной и предста-
вительной демократии на государственном уровнях. Действующим законодательством не установлены сроки обращения граждан к депутату ЖККР с заявлениями и жалобами. Это означает, что каждый гражданин может обратиться с жалобой и заявлением в любое время независимо от того, когда были совершены те действия, которые он оспаривает.
Ст. 41 Конституции КР указывает, что право на обращение принадлежит только гражданам Кыргызской Республики [3]. Вместе с тем в статье нет запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать это право. Организация работы ЖК с избирателями обеспечивается отделом писем и приема граждан Аппарата ЖК совместно с секретариатами фракций ЖК и отделами комитетов ЖК [4]. Отдел писем и приема граждан совместно с секретариатами фракций и отделами комитетов обеспечивает своевременное и надлежащее составление и размещение графика приема избирателей соответственно членами фракций и комитетов. Предложения, заявления и жалобы избирателей поступают к депутату как в устной, письменной, так и электронной форме. Значительное число обращений граждан поступает к депутату в письмах избирателей. Многочисленная переписка предполагает тщательную регистрацию писем, получаемых депутатом ЖК КР от избирателей. Не каждый гражданин может побывать на приеме у депутата, и вынужден обращаться к нему письменно. Согласно п.2.2. положение «О работе ЖККР с избирателями и механизмах их взаимодействия» рассмотрение депутатами письменных, а также электронных предложений, заявлений и ходатайств избирателей осуществляется в порядке и сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики. Отдел писем и приема граждан фиксирует в системе электронного документооборота ЖК фамилию, имя и отчество заявителя, адрес, содержание обращения, его прохождение, продление и итоги рассмотрения. Регистрация депутатом писем избирателей с указанием фамилии, имени, отчества избирателя содержания просьбы и перечня мер, принятых по ее
разрешению, закладывает фундамент последующего анализа и обобщения вопросов, поднятых в письмах избирателей, повышает ответственность депутатов за принятие решения и своевременное их исполнение. Отсутствие четких правовых предписаний о необходимости регистрации писем избирателей сказывается на практике их рассмотрения.
Письменное обращение должно содержать фамилию, имя, отчество, место жительства обратившегося. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Предложения, заявления и жалобы излагаются избирателями депутату во время приема. Специфика приема состоит в непосредственном общении депутата с избирателями. В целях совершенствования системы непосредственного обращения избирателей к депутатам Жогорку Кенеша, выявления актуальных проблем населения и содействия оперативному принятию мер по их разрешению, депутаты ведут личный прием избирателей.
Прием избирателей организуется для решения следующих задач: рассмотрения устных и письменных обращений избирателей; организации принятия оперативных мер по обращениям избирателей; обеспечения обратной связи ЖК с избирателями; информирования государственных органов. График личного приема избирателей размещается на сайте ЖК, в здании общественной приемной ЖК и систематически освещается в парламентских теле и радиопрограммах. Данные об избирателе краткое содержание его обращения и итоги рассмотрения фиксируются Отделом писем и приема граждан в специальном журнале приема граждан. Важное значение имеет время приема избирателей. Главное в этом - удобство для избирателей, поэтому целесообразно организовать прием в вечерние часы, когда избиратели свободны от работы. Если депутат ЖК КР занимает руководящее служебное положение, то часы приема избирателей не должны совпадать с часами приема обычных посетителей. Как показывает практика, круг вопросов, поднимаемых в заявлениях и жалобах избирателей, чрезвычайно широк и
многообразен. Наиболее распространены заявления и жалобы относительно законность и право порядок - 5473, по экономике - 2838, по социальной защите населения - 4885 [5]. Количество граждан, бывающих на приеме у депутата ЖК КР, как правило, велико. В период с 1 ноября 2015 года до 1 января 2018 года на приеме у депутатов ЖК КР (на примере, парламентская фракция «Кыргызстана») побывали 4381 избирателей.
Перед депутатом ЖК КР при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб избирателей стоит задача - принять все меры к разрешению по существу поставленного вопроса. Поступающие предложения избирателей депутат обязан тщательно рассмотреть и наиболее обоснованные из них направить в органы, от которых зависит претворение этих предложений в жизнь. При рассмотрении обращений граждан депутаты могут направить депутатский запрос должностным лицам правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов и иных организаций. Отдел писем и приема граждан ведет реестр депутатских запросов, направленных в связи с обращениями, жалобами и ходатайствами граждан.
При рассмотрении заявлений и жалоб депутат ЖК КР должен прежде всего тщательно проверить их обоснованность. Обоснованные заявления и жалобы избирателей депутат вправе направить для их разрешения или проверки в исполнительные органы МСУ, к руководителям предприятий, учреждений, от которых зависит разрешение этих жалоб и заявлений. В обращении депутат рекомендует соответствующим органам или организациям принять конкретные меры для проверки и удовлетворения законных требований избирателя, а также может предложить определенные варианты решения поставленных в жалобах и заявлениях избирателей вопросов. Мнение депутата, изложенное в обращении, имеет рекомендательный характер. Оно обеспечивается авторитетом депутата ЖК КР, облеченного доверием населения. На все жалобы и заявления, даже по самому малозначительному пово-
ду, депутат обязан ответить. Будучи представителем избирателей, депутат должен быть максимально внимательным и чутким к их просьбам.
Ответ по рассмотренной жалобе, заявлению, предложению дается депутату ЖК КР и гражданину КР. В связи с этим возникает вопрос: обязан ли депутат ЖК КР отвечать на письма граждан лично?
Действующее законодательство не содержит ответа на эти вопросы. Думается, здесь следует исходить из общих правил, которыми должен руководствоваться депутат при разрешении заявлений и жалоб граждан, поступивших к нему как в устной, так и в письменной форме. Одним из таких общепринятых правил является информирование гражданина о мерах, которые предприняты депутатом по жалобе или заявлению. Поэтому представляется, что независимо от ответа соответствующих органов или должностных лиц, депутат должен уведомить гражданина в письменной форме о принятых мерах по полученной жалобе, заявлению или предложению. Целесообразно даже принять правовую норму, устанавливающую 7-дневный срок для ответа на письма граждан. Если полученный ответ по вопросу, поставленному в жалобе или заявлении, не удовлетворяет депутата ЖК КР, то он вправе материалы по жалобе направить руководителям вышестоящей организации. Нередко избиратели обращаются к депутату с необоснованными жалобами и заявлениями. В этом случае единственно правильным решением может быть разъяснение избирателям необоснованности претензии и возвращение жалобы избирательно с указанием причин ее отклонения.
Существенную роль в повышении эффективности деятельности депутатов ЖК КР имеет предоставленное им право осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб избирателей. Органы государственной власти и органы МСУ должностные лица обязаны представить депутату все необходимые сведения по этому вопросу и при желании депутата обеспечить ему возможность участвовать в рассмотрении предложений, заявлений и жалоб. Депута-
ты также вправе осуществлять контроль за обоснованностью и своевременностью сообщений органами государственной власти и органами МСУ заявителям о результатах рассмотрения направленных им предложений, заявлений и жалоб.
Необходимо совершенствовать действующее законодательство о порядке рассмотрения обращений, предоставив депутатам возможность активно участвовать в рассмотрении их обращений. Формами активного поведения депутатов могут быть: право знакомиться со всеми материалами проверок и другими материалами по рассмотрению обращений.
Наряду с нормами, относящимся к порядку рассмотрения обращений, законы КР содержат требование к органом государственной власти, а следовательно, и к депутатам систематически анализировать и обобщать заявления и жалобы содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, охраны правопорядка, восстановления законности, совершенствования работы органов МСУ, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Предложения, заявления и жалобы избирателей могут обобщаться как по содержанию, так и в зависимости от территории. Собранная и обобщенная информация о нуждах и потребностях избирателей
подлежит анализу и оценке. Анализ собранной информации должен быть осуществлен депутатом объективно, с правильным пониманием ее существа. Только объективно проведенный анализ позволит депутату ЖК КР выяснить причины возникновения жалоб избирателей, наметить меры по устранению вскрытых недостатков, обеспечить своевременное предотвращение возможных нарушений прав и законных интересов граждан. В результате анализа причин возникновения жалоб избирателей депутаты ЖК КР вправе поставить перед Жогорку Кенешем и другими органами государственной власти.
Один из серьезных пробелов правовой регламентации процедуры рассмотрения обращений граждан является неурегулированность исполнительного производства, отсутствие у органов государственной власти и МСУ, должностных лиц юридической обязанности по осуществлению обоснованных предложений граждан, обеспечивающих сохранность, учет перспектив и интересных идей, широкое обязательное информирование о наиболее значимых предложениях специалистов, общественности.
В заключение следует признать, что в правовом регулировании этого важного круга общественных отношений имеется много пробелов, что затрудняет реализацию права граждан на обращение, а следовательно, и рассмотрение их депутатом по существу.
Библиографический список
1. Абдукадыров К.А. Конституционно-правовой статус депутата Жогорку Кенеша -парламента Кыргызской Республики: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - СПб., 2009. -203 с
2. Закона Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 4 мая 2007 года №67
3. Конституция Кыргызкой Республики от 27 июня 2010 года (В редакции закона Кыргызской Республики от 16.12.2016 года).
4. Положение «О работе Жогорку Кенеша Кыргызской Республики с избирателями и механизмах их взаимодействия». Утверждено постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 23 апреля 2014 года № 3990-У.
5. Сессия мезгилиндеги Жогорку Кецештин иши жeнYндe Отчет (2016-жылдын 1-сентябрынан 2017-жылдын 1 -июну)
LEGAL BASIS OF THE DEPUTY'S WORK ZHOGORKU KENESH OF THE KYRGYZ
REPUBLIC WITH VOTERS
A.T. Totubaeva, postgraduate
National academy of sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyz Republic, Bishkek)
Abstract. In this article, the author examines the procedure for the work of a deputy of the Jogorku Kenesh of the Kyrgyz Republic with citizens. As a result of the study, a conclusion was made about the main types of citizens' appeals, quantitative trends, the quality of control over appeals. And also the question of the principles of considering appeals of citizens, including deputies. The work of the Jogorku Kenesh of the Kyrgyz Republic with voters and the mechanisms of their interaction is investigated. Recommendations for improving the work of the deputy in the field of work with citizens are offered.
Keywords: deputy, voter, reception of voters, work with voters, citizens' appeals, complaint, proposals, legislative body, deputy activity.