УДК 343.326
Правовые основы противодействия терроризму в Бельгии1
Романовский Георгий Борисович, заведующий кафедрой уголовного права Пензенского государственного университета, доктор юридических наук, профессор
e-mail: [email protected]
Романовская Ольга Валентиновна, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета, доктор юридических наук, профессор
e-mail: [email protected]
В статье анализируется законодательство Бельгии, устанавливающее основные полномочия спецслужб по ограничению прав человека в целях противодействия терроризму. Рассматривается также уголовное законодательство, определяющее перечень составов преступлений, объединенных общим признаком - «террористическое преступление». Представлена общая организационная структура противодействия терроризму в Бельгии.
Ключевые слова: терроризм; противодействие; права человека; Бельгия.
Legal framework for countering terrorism in Belgium
Romanovsky Georgiy Borisovich, Head of the Department of Criminal Law of the Penza State University, Doctor of Law, Professor
Romanovskaya Olga Valentinovna,
Head of the Department of State Legal Disciplines
of the Penza State University,
Doctor of Law, Professor
The article analyzes the legislation of Belgium, which establishes the main powers of the special services to limit human rights in order to counter terrorism. Criminal legislation is also being considered, which defines the list of crimes that are united by a common trait - «terrorist crime». A general organizational structure for countering terrorism in Belgium is also presented.
Key words: terrorism; counteraction; human rights; Belgium.
В настоящее время терроризм является глобальной угрозой, затрагивающей практически любое государство. Если до 11 сентября 2001 г. еще возникали иллюзии относительно того, что отдельные страны могут избежать террористических атак в силу своего географического или геополитического положения, то после указанной поворотной даты весь мир понял свою уязвимость.
Для Российской Федерации террористическая угроза проявила свою актуальность практически сразу после получения нового статуса в результате распада СССР. Точнее, на территории России еще при нахождении в составе Советского Союза стали происходить
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-03-00071-ОГН.
громкие террористические акты, получившие широкое освещение в средствах массовой информации (захват самолета семьей Овечкиных, 1988; захват автобуса с детьми в Орджоникидзе, 1988 и др.). В последующем большинство терактов так или иначе было связано с ситуацией на Северном Кавказе. Это привело к тому, что законодательный орган нашей страны сразу же приступил к формированию соответствующей правовой базы деятельности государственных органов по противодействию терроризму. Так, был принят Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом». Его апробация выявила значительные недостатки, которые особо проявились при анализе последствий масштабных террористических атак в Беслане и в Москве (на Дубровке). Результатом стала
модернизация правовой базы и принятие Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
Нарастание террористических угроз не прекратилось. Наоборот, они стали приобретать особые формы, которые получили развитие благодаря информационным технологиям, глобализации мира и интернационализации права. Появились такие явления, как кибер-терроризм, джихад-туризм, дистанционная вербовка, сетевые террор-каналы и т. д. Мир стал свидетелем появления целого террористического государства -ИГИЛ (запрещено в России). Все это привело к пониманию, что каждое государство в одиночку не сможет справиться с такими опасностями, необходима определенная гармонизация законодательства, которая невозможна без предварительного компаративистского исследования.
В качестве объекта исследования весьма интересно законодательство Бельгии по нескольким причинам:
1. На территории Бельгии происходили масштабные теракты (22 марта 2016 г. - два взрыва в аэропорту Брюсселя и подрыв в метро унесли жизни 34 человек, более 200 были ранены), что заставило государственную систему оперативно реагировать на появившуюся опасность и внести серьезные изменения в законодательство, обеспечивающее противодействие терроризму. Считается, что данные изменения имели положительный эффект. Подтверждением такого вывода выступает факт отсутствия громких преступлений в 2017-2018 гг., хотя многие эксперты оценивают «затишье» весьма скептически.
2. На территории Бельгии мусульманская община активно разрастается, увеличившись с 2006 г. практически в два раза. В настоящий момент ислам - вторая религия в государстве, которую исповедуют около 7 % населения. Именно в Бельгии находится штаб-квартира Европейской арабской лиги, пропагандирующей отказ от ассимиляции арабов (являющихся, по ее мнению, «угнетенным меньшинством») с местным населением. Организацию возглавляет Абу Джихад (Дайяб Абу Джа-хья), проживающий в Бельгии. Одной из скандальных выходок организации стало опубликование ответных карикатур на Пророка (например, Анна Франк в одной постели с Гитлером). Сейчас среди целей, которые ставятся Лигой, - получение мест в законодательном органе Бельгии, признание арабского языка офици-альным1.
3. Наличие большого числа эмигрантов, бесконтрольность проповедей радикального ислама, получение социальных выплат от государства для интеграции в демократическое общество привели к тому, что в Бельгии создана благодатная почва для появления сторонников террористической идеологии. Около 600 бельгийцев воюет на стороне той или иной террористической организации в Сирии или Ираке2. В 2017 г.
1 Вершинин Л. Новые виды Старого Света [Электронный ресурс]. URL: http://xdnepr.narod.ru/lv/200305_evropa.html.
2 См.: Marion van San. Lost Souls Searching for Answers? Belgian and Dutch Converts Joining the Islamic State [Электронный ресурс] // Perspectives onTerrorism. 2015.Vol. 9. № 5. Рр. 47-56. URL:
были подведены итоги числа лиц, внесенных в полицейскую базу в связи с подозрением в связях с террористами. Всего - около 19 тысяч человек, из которых 2200 человек потенциально готовы к совершению терактов3.
4. Появление особых анклавов, в которых проживает значительное число мусульман, не желающих интегрироваться в европейское общество и принять демократические ценности. Уже на весь мир известен район Брюсселя - Моленбек (как ни странно, район находится в центре города), практически полностью отданный на откуп мигрантам. Некоторое время даже были попытки ввести шариатскую полицию, которые были пресечены официальными властями.
5. Бельгия является полноправным членом Западной коалиции против Исламского государства. Ее Вооруженные Силы непосредственно задействованы в военных действиях на территории Ирака и Сирии. В частности, ВВС страны наносили удары по позициям исламистов. Инструкторы Бельгии проводят обучение иракских солдат. Военно-морские суда находятся в Персидском заливе и обеспечивают поддержку сухопутных войск. Данные факторы повышают риск совершения терактов именно на территории страны. Однако и здесь присутствуют «двойные стандарты». В апреле 2018 г. была обнародована информация об экспорте в Сирию сотни тонн запрещенных для поставок в данную страну химикатов - изопропанола, ацетона, метанола и дихлорметана4. Они могут использоваться как для изготовления лакокрасочных материалов, так и химического оружия, в применении которого неоднократно обвинялись официальные власти Сирии.
Обратимся к правовым актам, обеспечивающим противодействие терроризму в Бельгии.
Ключевым актом выступает Уголовный кодекс Бельгии, действующий еще с 1867 г.5 С 2003 г. ст. 137 предусматривает уголовную ответственность за «террористическое преступление». Особенностью является то, что целевой признак преступного деяния охватывает не только направленность на серьезную дестабилизацию или уничтожение политических, экономических и социальных устоев страны, но и против международных организаций. При этом приводится перечисление действий, относящихся к общеуголовным составам (убийство, захват заложников, захват воздушных или морских судов, торговля оружием, хранение боеприпасов
http://www.terrorismanalysts.com/pt/index.php/pot/article/ view/460/912.
3 См.: Бельгия замедленного действия [Электронный ресурс] URL: http://russalon.su/2017/09/16/belgiya-zamedlennogo-dej stviya.
4 См.: Clerix K. Isopropanol-schandaal: hoe een grondstof voor gifgas door de handen van de Belgische douane glipte [Электронный ресурс] // Uit Knack. 2018. URL: https://www.knack. be/nieuws/belgie/isopropanol-schandaal-hoe-een-grondstof-voor-gifgas-door-de-handen-van-de-belgische-douane-glipte/ article-longread-1097291.html.
5 См.: Code penal [Электронный ресурс]. URL: http://www. ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/change_lg.pl?language=fr&la = F&table_name=loi&cn=1867060801.
и т. д.), которые при наличии данной цели становятся террористическим преступлением. Статья 139 предусматривает ответственность за создание террористической группы. Статья 140 криминализирует участие в террористической группе, предусматривая также ответственность за предоставление информации или материальных средств (а также любую форму финансирования). При этом участие будет влечь ответственность, даже если оно только могло способствовать совершению преступления. Ответственность - лишение свободы сроком от пяти до десяти лет и штрафом от 100 до 5 тысяч евро. § 2 отдельно предусматривает повышенную ответственность для лидера террористической группы - тюремное заключение сроком от 15 до 20 лет и штраф в размере от 1 тысячи до 200 тысяч евро.
Наиболее масштабные изменения Уголовного кодекса Бельгии в части обеспечения противодействия террористическим угрозам происходили в 2013, 2015, 2017 гг. Каждой волне изменений предшествовали те или иные негативные события (массовые волнения мигрантов, теракты).
В 2013 г. Уголовный кодекс Бельгии был дополнен рядом составов, криминализирующих те или иные действия как террористические преступления. Статья 140-2 (140Ы$) установила наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет (и штрафом от ста до 5 тысяч евро) за распространение информации, побуждающей (закон дополняет - «прямо или косвенно») к совершению террористического преступления. Такой же вид ответственности предусматривается за вербовку для участия в террористической деятельности (статья 140ter). Аналогичная ответственность предусматривается (статья 140quater) за предоставление инструкций (или подготовку) по изготовлению или использованию взрывчатых веществ (иных опасных веществ), огнестрельного оружия (иного оружия). Статья 140-5 (140quinquies) устанавливает лишение свободы сроком от пяти до десяти лет за инструктаж или обучение, направленные на подготовку преступлений террористического характера.
Закон от 12 июля 2015 г. (был принят после нападения во Франции на редакцию журнала «Шарли Эбдо») ввел статью 140-6 (140sexies), предусматривающую ответственность за «джихад-туризм» (лишение свободы на срок от пяти до десяти лет и штраф в размере от ста евро до пяти тысяч евро). Уголовному наказанию подвергалось как любое лицо, покинувшее Бельгию для участия террористической деятельности, так и любое лицо, въезжающее в Бельгию с такими же целями. Этим же законом предусматривается такая мера, как лишение гражданства.
В настоящее время бельгийскими властями ведется активная работа по выявлению лиц, вернувшихся в страну, причастных к участию в деятельности террористических организаций. Однако появление значительного числа осужденных по террористическим составам поставило иную проблему - радикализации тюрем. Сейчас она решается путем введения в эксплуатацию специальной тюрьмы для отбывания наказания наиболее идеологизированных преступников. Тюрем-
ный персонал проходит специальную подготовку для работы с такими осужденными и оказания им профессиональной помощи в случае выявления желания интегрироваться в нормальное общество после отбытия наказания1.
Органы государственной власти и полицейские службы действуют на основании программного документа «Actieplan Radicalisme» (Противодействие радикализму), известного еще под названием «План R». В 2016 г. был принят также План национальной безопасности на 2016-2019 гг. (NSP). Оба документа учитывают федеративное устройство государства и рассчитаны на повышение взаимной координации действий различных правоохранительных органов. В них обозначены основные угрозы для современной Бельгии: радикализация, экстремизм и терроризм, киберпреступность и кибербезопасность. На основе данных документов с марта 2016 г. к патрулированию в общественных местах привлечены военнослужащие (всего более 1200 солдат и офицеров). Министерство обороны Бельгии сообщило, что готово принимать участие в противодействии терроризму в такой форме вплоть до 2020 года2.
План национальной безопасности хотя и является программным документом, но с учетом особенностей подходов в противодействии терроризму выступает его правовой основой. Указывается, что обеспечение безопасности строится на определенных принципах:
1. Верховенство закона (из него вытекает отсутствие специальных экстраординарных актов, регулирующих отношения в сфере борьбы с терроризмом).
2. Обеспечение безопасности - обязанность государства, что предопределяет соответствующее оснащение служб безопасности и их финансирование.
3. Привлечение самих граждан к обеспечению безопасности, но при консультации с органами власти и под их контролем. Основной упор делается на развитие интернет-технологий, с помощью которых граждане могут сообщать о подготавливаемых (совершаемых) преступлениях, получать необходимую информацию от полицейских служб.
Необходимо учитывать, что Бельгия - страна Европейского Союза, входящая в Шенгенскую зону. В связи с этим государственные органы осуществляют координацию в борьбе с терроризмом с правоохранительными органами иных участников Евросоюза. Кроме того, Бельгия подписала и ратифицировала Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г. (Россия также участвует в данной Конвенции)3. Между Бельгией, Германией, Испанией, Францией, Люксембургом, Нидерландами и Австрией было заключено Соглашение о сотрудничестве (полиций) по борьбе против тер-
1 См.: CT Overview: Belgium [Электронный ресурс]. URL: http:// counterterrorismethics.com/the-belgian-counter-terrorism-landscape.
2 См.: Les militaires se préparent à rester dans les rues jusqu'en 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.lesoir.be/111162/ article/2017-08-28/les-militaires-se-preparent-rester-dans-les-rues-jusquen-2020.
3 См.: СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 202.
роризма, трансграничной преступности и нелегальной иммиграции (27 мая 2005 г. в городе Прюм (Германия))1. Однако одним из негативных моментов в борьбе с терроризмом в Европе считается отсутствие взаимного обмена информацией. Показательна история с Наджи-мом Лаашрауи - смертником, осуществившим подрыв бомбы в аэропорту Брюсселя. По данным разведывательных служб, Лаашрауи в 2013 г. выезжал в Сирию, непосредственно участвовал в боевых действиях на стороне Исламского государства. Его ДНК было обнаружено на бомбе, взорвавшейся в Париже 13 ноября 2015 г. у стадиона в Сен-Дени2. Официальные претензии были высказаны и властями США, предлагавшими свою помощь в расследовании терактов в 2015 г. Однако бельгийские власти сослались на занятость собственных спецслужб и отказались предоставлять информацию американским коллегам3.
Ключевым недостатком системы противодействия терроризму считается отсутствие необходимых ресурсов. Отметим, что долгое время эта функция реализо-вывалась специальной службой, действовавшей в составе Федеральной полиции. Служба включала четыре подразделения, работу которых обеспечивали всего 19 сотрудников. На них были возложены обязанности по противодействию религиозному экстремизму, терроризму и финансированию терроризма. В 2005 г. штат увеличился еще на 15 сотрудников4. Сейчас уже на протяжении нескольких лет Бельгия дополнительно выделяет на борьбу с терроризмом более 400 миллионов евро. Но и эти средства признаются недостаточными. Основным органом противодействия терроризму в Бельгии выступает «Veiligheid van de Staat» (VSSE) с штатом в 600 человек5.
Серьезными шагами в противодействии терроризму стали ключевые изменения в законодательстве, позволяющие вести специальную базу данных лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Были также изменены правила сбора информации в отношении указанных лиц6. Значительным образом были расширены права спецслужб Законом от 30 марта 2017 г.7, внесшим ряд изменений в Закон
1 См.: Безрукова О. В., Романовский Г. Б. Правовые основы противодействия терроризму в зарубежном праве // Экономика, педагогика и право. 2017. № 2. С. 2.
2 См.: Нигматуллин Р. В. О противодействии угрозам и вызовам с позиции современного международного права // Юридический мир. 2016. № 11. С. 54-58.
3 См.: Вашингтон не удовлетворен усилиями Брюсселя в противодействии терроризму [Электронный ресурс]. URL: http:// rusnext.ru/news/1458806014.
4 См.: Кофанов А. В. Нормативно-правовое обеспечение противодействия терроризму в странах мира: некоторые теоретические и практические аспекты // Криминологический журнал БГУЭП. 2008. № 1. С. 34-43.
5 См.: URL: http://suretedeletat.belgium.be.
6 См.: Note-cadre de Sécurité intégrale [Электронный ресурс]. URL: https://justice.belgium.be/sites/default/files/down loads/2016-06-07_note- cadre_de_securite_integrale_fr.pdf.
7 См.: Loi modifiant la loi du 30 novembre 1998 organique des
services de renseignement et de sécurité et l'article 259bis du Code penal [Электронный ресурс]. URL: http://www.ejustice.
от 30 ноября 1998 г. о регулировании деятельности службы разведки и безопасности и в Уголовный кодекс Бельгии. Кроме того, был скорректирован Закон от 4 февраля 2010 г. «О методах сбора данных службами разведки и безопасности»8 (в Бельгии его еще именуют законом MRD).
Во-первых, было разрешено осуществлять исключительные мероприятия по сбору данных в отношении физических и юридических лиц, подозреваемых в совершении террористических преступлений. Обращает внимание, что Директор службы принимает решение, в котором должны определяться следующие параметры:
1. Перечень проводимых мероприятий.
2. Лицо, в отношении которого будет проводиться сбор информации.
3. Серьезная потенциальная угроза, оправдывающая исключительность мероприятий.
4. Фактические обстоятельства, послужившие сбору данных.
5. Период сбора информации.
6. Персональные данные офицера разведки, осуществляющего контроль за сбором данных и несущего персональную ответственность.
7. Необходимость применения технических средств.
8. Дополнительные данные, которые обусловлены спецификой расследуемого преступления.
Отсутствие указанных данных влечет незаконность решения. В случаях «крайней срочности» решение Директора службы может быть принято в устной форме и действовать в течение 5 дней (его действие может быть продлено, но уже в письменной форме).
Во-вторых, проведение исключительных мероприятий стало возможным не только в отношении преступлений террористического характера, но и при расследовании экстремизма, и при наличии «серьезной потенциальной угрозы фундаментальным интересам государства».
В-третьих, допускается привлечение к правоохранительным мероприятиям сторонних лиц (например, работников компьютерных компаний), в чьи обязанности вменено сотрудничество с представителями спецслужб (в случае понесенных затрат они компенсируются за счет федерального бюджета). Отказ от сотрудничества влечет штраф от 2600 до 10 тысяч евро.
В-четвертых, расширены возможности получения информации, аккумулируемой в банках, у туроператоров, транспортных компаний, а также с помощью «взлома» компьютерных данных.
Контроль за деятельностью спецслужб в этой части, как и ранее, осуществляет специальная комиссия, формируемая Королем при обсуждении в Правительстве по представлению министра обороны и министра юстиции. Срок полномочий - 5 лет. Один член - прокурор, два - судьи. Вводится такое понятие, как заместитель члена. Президент Комиссии - Жан-Клод Клайс, назначен Королевским указом от 26 декабря 2015 г.
just.fgov.be/mopdf/2017/04/28_1.pdf#Page16. 8 Loi relative aux méthodes de recueil des données par les services de renseignement et de sécurité [Электронный ресурс]. URL: http://www.ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/change_ lg.pl?language=fr&la=F&table_name=loi&cn=2010020426.
Контроль за применением исключительных мер осуществляет Постоянный комитет R. Этот орган создан для осуществления надзора за органами безопасности Бельгии. Например, он может рассмотреть законность проводимых оперативных мероприятий и запретить их проведение. В него входят три члена, назначаемые Сенатом на 6 лет. Комитету подчиняется Служба расследований, уполномоченная на ведение следствия при совершении преступлений сотрудниками разведки и органов безопасности. В настоящий момент председателем Комитета является Гай Рапайле1. Комитет обязан представлять в Сенат ежегодный отчет
0 своей деятельности2.
Новый закон был встречен с большим оптимизмом. Министр юстиции Бельгии Коэн Геэнс отметил: «Новый закон имеет большое значение для предоставления новых возможностей нашим разведывательным службам в борьбе с экстремизмом и терроризмом при неукоснительном соблюдении наших ценностей и прав человека».
Таким образом, законодательство Бельгии в сфере противодействия терроризму подвержено в своем развитии общим тенденциям, характерным для большинства европейских стран: 1) реагирование на уже сложившуюся негативную ситуацию (базовые изменения происходили после террористических атак, имевших наибольший общественный резонанс); 2) основным актом в сфере противодействия терроризму считается Уголовный кодекс, устанавливающий ответственность за те или иные виды преступлений террористической направленности; 3) законы, устанавливающие дополнительные полномочия спецслужб, являются лишь коррективными, вносящими системные дополнения в уже существующие акты; 4) в Бельгии отсутствует единый акт, посвященный противодействию терроризму, а терроризм воспринимается в большей мере как внешняя угроза; 5) особенностью контроля за деятельностью спецслужб является создание органа постоянного парламентского контроля, уполномоченного также на проведение расследований в отношении сотрудников органов разведки и безопасности.
Библиографический список
1. Безрукова О. В. Правовые основы противодействия терроризму в зарубежном праве / О. В. Безрукова, Г. Б. Романовский // Экономика, педагогика и право. - 2017. - № 2. - С. 2.
2. Кофанов А. В. Нормативно-правовое обеспечение противодействия терроризму в странах мира: некоторые теоретические и практические аспекты / А. В. Кофанов // Криминологический журнал БГУЭП. -2008. - № 1. - С. 34-43.
3. Нигматуллин Р. В. О противодействии угрозам и вызовам с позиции современного международного права / Р. В. Нигматуллин // Юридический мир. - 2016. -№ 11. - С. 54-58.
1 См.: Le Comité permanent R. [Электронный ресурс]. URL: http://www.comiteri.be/index.php/fr.
2 См.: Rapport D'Activités 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.comiteri.be/images/pdf/senaatdiscussies/ rapport--2016.pdf.
Bibliograficheskij spisok
1. Bezrukova O. V. Pravovye osnovy protivodejstviya terrorizmu v zarubezhnom prave / O. V. Bezrukova, G. B. Romanovskij // EHkonomika, pedagogika i pravo. - 2017. -№ 2. - S. 2.
2. Kofanov A. V. Normativno-pravovoe obespechenie protivodejstviya terrorizmu v stranah mira: nekotorye teoreticheskie i prakticheskie aspekty / A.V . Kofanov // Kriminologicheskij zhurnal BGUEP. - 2008. - № 1. -S. 34-43.
3. Nigmatullin R.V . O protivodejstvii ugrozam i vyzovam s pozicii sovremennogo mezhdunarodnogo prava / R. V. Nigmatullin // YUridicheskij mir. - 2016. - № 11. - S. 54-58.