Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пикин Иван Викторович

Статья посвящена рассмотрению весьма актуальному вопросу, основам противодействия террористическому акту в зарубежных государствах. В процессе анализа уголовно правовой характеристики террористического акта в зарубежных государствах автор обращается к международным договорам борьбы с преступлениями террористической направленности. Автором отмечается, что уголовное законодательство ряда зарубежных государств не только не содержит признаков состава преступлений террористической направленности, но отсутствует понятие террористического акта. Также в процессе исследования автор подчеркивает, что государства самостоятельно выбирают направление борьбы за преступления террористической направленности. Эти направления определяются с учетом территориальной расположенности к регионам с террористическими и экстремистскими идеями, с учетом сдерживания населения от идей террористического характера, с учетом стабильности и безопасности общества и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пикин Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF COUNTERING INTERNATIONAL TERRORISM: FOREIGN EXPERIENCE

The article is devoted to the consideration of a very topical issue, the basics of countering a terrorist act in foreign states. In the process of analyzing the criminal legal characteristics of a terrorist act in foreign states, the author turns to international treaties to combat terrorist crimes. The author notes that the criminal legislation of a number of foreign states not only does not contain signs of corpus delicti of a terrorist orientation, but the concept of a terrorist act is absent. Also, in the process of research, the author emphasizes that states independently choose the direction of the fight for terrorist crimes. These directions are determined taking into account the territorial location to regions with terrorist and extremist ideas, taking into account the containment of the population from ideas of a terrorist nature, taking into account the stability and security of society and the state as a whole

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021

УДК 343.228

Пикин Иван Викторович, начальник кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

e-mail:: vipikin@mail.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению весьма актуальному вопросу, основам противодействия террористическому акту в зарубежных государствах. В процессе анализа уголовно правовой характеристики террористического акта в зарубежных государствах автор обращается к международным договорам борьбы с преступлениями террористической направленности. Автором отмечается, что уголовное законодательство ряда зарубежных государств не только не содержит признаков состава преступлений террористической направленности, но отсутствует понятие террористического акта. Также в процессе исследования автор подчеркивает, что государства самостоятельно выбирают направление борьбы за преступления террористической направленности. Эти направления определяются с учетом территориальной расположенности к регионам с террористическими и экстремистскими идеями, с учетом сдерживания населения от идей террористического характера, с учетом стабильности и безопасности общества и государства в целом.

Ключевые слова: террористический акт, международные договоры, противодействие террористической деятельности.

LEGAL BASES OF COUNTERING INTERNATIONAL TERRORISM:

FOREIGN EXPERIENCE

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021

I.V. Pikin, Head of the Department of Criminal Law and Criminology of Faculty of Law of VLI of the FPS of Russia, PhD (Law), Associate Professor, colonel of internal service

e-mail: vipikin@mail.ru.

Annotation. The article is devoted to the consideration of a very topical issue, the basics of countering a terrorist act in foreign states. In the process of analyzing the criminal legal characteristics of a terrorist act in foreign states, the author turns to international treaties to combat terrorist crimes. The author notes that the criminal legislation of a number of foreign states not only does not contain signs of corpus delicti of a terrorist orientation, but the concept of a terrorist act is absent. Also, in the process of research, the author emphasizes that states independently choose the direction of the fight for terrorist crimes. These directions are determined taking into account the territorial location to regions with terrorist and extremist ideas, taking into account the containment of the population from ideas of a terrorist nature, taking into account the stability and security of society and the state as a whole.

Key words: terrorist act, international treaties, countering terrorist activities.

Терроризм представляет собой исторически сложившееся, масштабное и довольно развитое явление современной жизни общества и государства. С древних времен совершались насильственные действия, направленные на устрашение населения, обладающие определенным сходством с современным определением терроризма. Целями осуществления террора в то время были стремления отдельных лиц и организаций достичь определенных государственных либеральных преобразований и реформ, а основными объектами были самодержцы, их приближенные и иные пережитки абсолютной монархии.

В настоящее время терроризм, во-первых, приобрел законодательное закрепление, во-вторых, в основном, направлен исключительно на внезапное устрашение населения и максимальное число жертв. К тому же, террор с течением времени и в связи с развитием науки и техники приобрел новые методы, способы и тактику. Все это привело к тому, что к концу XX века

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021 терроризм получил статус глобальной проблемы человечества. Государства начали разрабатывать и осуществлять кардинальные антитеррористические меры. А поскольку ряд государств в XX в. провозгласили себя правовыми, что означает, что они в своей деятельности руководствуются исключительно нормами права, то вышеуказанные меры заключались, в первую очередь, в создании мощной правовой базы - системы нормативных правовых актов, регламентирующих борьбу с террористической деятельностью.

В виду того, что терроризм является всеобщей проблемой, от которой уже успел серьезно пострадать весь мир, мы считаем целесообразным рассмотреть, в первую очередь, международные правовые акты о борьбе с терроризмом. Пик мирового террора приходится именно на XX век, именно тогда формируется и развивается система международного антитеррористического законодательства. В частности, известно, что РФ ратифицировала 13 универсальных международных антитеррористических конвенций и протоколов к ним. Рассмотрим основные из них.

«Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» (Токио, 14 сентября 1963 года) - ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1987 года №8109-XI. Вступила в силу для СССР 3 мая 1988 года. Количество стран-участниц -151. В соответствии с п. 1 Конвенции, она применяется в отношении уголовных преступлений, а также актов, которые независимо от того, являются ли они преступлениями или нет, могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту. Конвенция касается, в частности таких преступлений на борту воздушного судна, как кража, транспортировка наркотических средств и психотропных веществ, убийство, причинение вреда здоровью различной тяжести и иных действий, создающих определенную угрозу для полета, экипажа, пассажиров и их имущества. Конвенция также представляет большое значение в деятельности по борьбе с угоном и несанкционированным захватом воздушного судна, однако никакой ответственности за подобные деяния в ней не предусмотрены. Ответственность определяет сам командир воздушного

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021

судна.

«Международная конвенция о борьбе с захватом заложников» (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 года)1 - ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.05.1987 г. № 6941-XI. В соответствии с ней, любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо (далее именуемое «заложником») для того, чтобы заставить третью сторону, а именно: государство, международную организацию, определенное физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление «захват заложника». К тому же, государство, на территории которого удерживается заложник, должно принять все необходимые меры для облегчения его положения, всячески способствовать его безопасности и дальнейшему освобождению, равно как и отправке к месту постоянной регистрации. Договаривающиеся государства в целях профилактики захвата заложника должны сотрудничать друг с другом путем принятия всевозможных мер по предотвращению подготовок к совершению такого преступления, а также обмена имеющейся информацией о лицах, способных совершить данное деяние. При наличии необходимых обстоятельств, государство, на территории которого находится потенциальный захватчик, в соответствии со своим законодательством обеспечивает его задержание и изоляцию, тем самым, исключая возможность его сокрытия, для эффективного и всестороннего уголовного преследования и экстрадиции.

«Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом» (Нью-Йорк, 16 декабря 1997 года) - ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 г. № 19-ФЗ . Согласно положениям данного нормативного правового акта, любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или смертоносное устройство в пределах мест общего пользования,

1 Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.)

о

Федеральный закон от 13 февраля 2001 г. N 19-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом"

ISSN: 2499-9911 4

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021 государственного или правительственного объекта, объекта система общественного наземного, водного или воздушного транспорта, объекта инфраструктуры или таким образом, что это направлено против них: с намерением причинить смерть или серьезное увечье либо произвести значительное разрушение таких мест, влекущее крупный экономический ущерб. Нормы настоящей Конвенции не применяются, если преступление совершено в одном государстве, предполагаемый преступник и потерпевшие являются гражданами этого государства либо потенциальный преступник не обнаружен на территории этого государства. Любому лицу, взятому под стражу в соответствующем государстве-участнике, гарантируется справедливое обращение, пользование всеми возможными правами и гарантиями и законный порядок расследования и судебного разбирательства, а в отдельных случаях -экстрадиция.

«Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма» (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 года) - ратифицирована Федеральным законом от

"5

10.07.2002 г. № 88-ФЗ . Согласно Конвенции, любое лицо, которое любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их накопление в целях использования или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично для совершения конкретных деяний, представленных в одном из договоров, упомянутых выше, либо любого другого деяния, направленного на причинение смерти гражданскому лицу либо любому другому лицу, не участвующего в активных военных действиях в рамках вооруженного конфликта, или тяжкого телесного повреждения в целях запугивания населения либо чтобы заставить правительство или международную организацию совершить определенные действия или отказаться от их совершения, совершает преступление. Каждое государство-участник обязано осуществить необходимые мероприятия, направленные на обнаружение преступника и его задержание для отправления правосудия и восстановления законности. Важным аспектом является то, что государства должны осуществлять меры по конфискации средств, которые

Q

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма"

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021 выделялись или накоплялись для совершения вышеуказанных преступлений. Обмен служебной информацией государства вправе осуществлять через Международную организацию международной полиции (Интерпол).

Приведенные выше международные соглашения действуют на сегодняшний день и обладают огромным значением в деятельности правоохранительных органов государств, их ратифицировавших, по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений террористической направленности. Эти договоры являются элементами системы международного антитеррористического законодательства. Однако, как всем известно, каждое государство в мире обладает собственной так называемой внутренней правовой системой, которой оно также руководствуется в своей повседневной деятельности. В частности, в каждой стране имеется уникальное уголовное законодательство, направленное на борьбу с преступностью. Каждый законодатель по-своему видит и определяет сущность такого преступления, что непосредственно отразилось на официальной трактовке террористического акта в отдельно взятом государстве. Рассмотрим некоторые из них.

В системе национального законодательства Соединенных Штатов Америки (далее-США) содержится отдельная так называемая подсистема нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы борьбы с терроризмом. Она содержит различные вопросы, связанные с борьбой с терроризмом, которые закреплены в целом перечне нормативных правовых актов. Нормы большей части таких актов введены в Свод законов США -единый кодифицированный закон. Титул 18 этого закона «Преступления и уголовная процедура» содержит главу 113В, в которой законодатель закрепил отдельные вопросы, касающиеся терроризма, - ответственность, юрисдикция, соучастие, финансовые операции с террористами и т.д.

Законодательство США определяет терроризм как незаконное использование силы или насилия против лиц или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, гражданского населения для

4

достижения определенных политических или социальных целей и результатов .

4 Скороход П.П. Социально-философский анализ правовых основ борьбы с терроризмом: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 Москва:2005 с.186-204 228 с.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021

В то же время террористическим актом государство признает совершение или попытку организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата транспортных средств, зданий, заложников, зданий дипломатических представительств и посольств.

Закон США «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» от 1966 года регулирует деятельность различных государственных органов в деятельности по борьбе с внутренним и международным терроризмом. Законодатель предусматривает ограничения на предоставление виз иностранным гражданам, подозреваемым в причастности к террористическим организациям, а так же на право воздушных судов государств, признанными организаторами террора, совершать вылеты на территорию США5.

Закон также признает преступными действия по накоплению средств или осуществлению иной поддержки террористических группировок. Также, данный акт предусматривает наступление уголовного преследования, применение штрафа либо тюремного заключения на срок до 10 лет в отношении граждан США, осуществляющих различные денежные операции со странами, признанными государствами-террористами. Закон запрещает руководителям американских международных финансовых организаций осуществлять заем либо иным образом предоставлять денежные средства странам, числящимся в списке государств-террористов. Ответственность за расследование таких преступных действий на федеральном уровне несет Министр юстиции США. Присвоить организации статус иностранной террористической вправе Госсекретарь США по согласованию с Министром юстиции в случае, если установлено и официально подтверждено, что деятельность такой организации влечет за собой потенциальную угрозу безопасности США и их граждан.

В титуле 18 Свода законов США закреплено законодательное определение международного терроризма, который законодатель трактует, как совершение насильственных или иных действий, представляющих опасность

5 Межецкий А.Н. Законодательное оформление конституционной обязанности государства по защите права человека на жизнь (па примере США, Австралии, Индии, государств Европейского союза) // Вестник тюменского государственного университета Тюмень 2006, с.157-163

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021 для человеческой жизни, являющихся нарушением уголовного законодательства США или иного государства, при условии, что уголовное правонарушение было совершено в пределах юрисдикции США или иного государства, действий, совершаемых с целью запугать или принудить гражданское население или оказать влияние на политику правительства, а также действий, которые имеют место изначально вне территориальной юрисдикции США или за пределами их национальных границ, но совершаемых преступниками с целью запугать или принудить США или ту страну, где находится преступник. Понятие дает возможность выделения главного свойства такого терроризма - его масштабность, а именно выход террористов за пределы их национальных границ с целью совершения террористических акций в иностранном государстве либо попытки поиска убежища впоследствии совершения теракта в ином государстве6.

США в целях обеспечения безопасности государства и общества от внутренних и внешних террористических угроз, а также своевременного и эффективного реагирования на активность террористов осуществляет качественную и всестороннюю разработку и реализацию антитеррористических программ. Основным принципом борьбы с терроризмом правительство страны видит именно в объединении сил и средств различных министерств и ведомств. Опыт и практика борьбы США с терроризмом, а также ее правовое регулирование являются своего рода образцом и взяты за основу деятельности различных силовых министерств и ведомств других государств.

Законодательство Франции содержит множество правовых норм, касающихся борьбы с терроризмом, однако основным актом в данной области является Уголовный кодекс, которые упразднили ряд норм, принятых ранее, и включили новые, направленные на оптимизацию и эффективность антитеррористической политики страны. Уголовный кодекс Франции выделяет в своем содержании отдельный раздел «О терроризме» и под террористическими деяниями понимает умышленные посягательства на жизнь, неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека

6 Скороход П.П. Социально-философский анализ правовых основ борьбы с терроризмом: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 Москва 2005, с.186-204

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021 в закрытом помещении, а также угон летательного аппарата, судна или любого другого транспортного средства, хищение, вымогательство, уничтожение, повреждение или порча, а так же деяния в области информатики и т.д., совершенные умышленно одним лицом или организованной группой, которая имеет цель нарушить общественный порядок путем запугивания или террора.

Французский уголовный закон обладает важной особенностью - он гласит, что террористических преступлений, как таковых, в чистом виде нет, и признает таковыми деяния, совершенные особыми методами и способами для достижения определенных целей, за которые предусматривает более строгое

п

наказание, чем за совершение общеуголовных аналогичных преступлений .

Закон также содержит в себе перечень преступных деяний, которые совершаются в террористических целях: предумышленное убийство, умышленное убийство, квалифицированное убийство, отравление, пытка, акты варварства, насилия и угрозы насилия, владение ядерными и иными вредными веществами, захват и похищение человека, которое может сопровождаться условиями и требованиями, несанкционированное отклонение морского, воздушного судна либо иного транспортного средства от заданного им курса и т.д. Уголовный кодекс содержит перечень деяний, которые расцениваются как соучастие в терроризме: содействие в уклонении виновных в терактах от уголовных наказаний, предоставление террористам убежища, продовольствия, жилья, денежных средств. Важным направлением антитеррористической политики Франции является законодательно установленная уголовная ответственность юридического лица за совершение преступлений террористической направленности. Комментарий к Уголовному кодексу гласит, что организация, образованная под видом коммерческого общества, объединения, политической партии или движения, на самом деле может иметь целью совершение террористических актов, при этом занимаясь свойственной ей деятельностью и, тем самым, создавая определенное алиби, что вводит в заблуждение уполномоченные государственные органы и существенно усложняет раскрытие таких преступлений.

7

Шулепова Л.Ф Антитеррористическое уголовное законодательство Франции и практика его применения // Вестник Московского государственного лингвистического университета Москва 2014 С 99-107

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021

Спектр наказаний для юридического лица, виновного в террористическом акте, достаточно широк: большой денежный штраф, ликвидация организации, запрет на осуществление профессиональных функций (дисквалификация), контроль со стороны судебных органов, исключение из реестра юридических лиц, что препятствует осуществлению финансовых операций и сделок, запрет на аккумуляцию денежных средств и активов, а также формирование капитала, запрет на выдачу чеков и оборот акций и т.д. Любое из вышеперечисленных наказаний полностью либо частично препятствует существованию и нормальному функционированию организации.

В 2004 году уголовное законодательство Франции впервые за всю свою историю закрепило в себе новый состав преступления - экологический терроризм, чему поспособствовало развитие науки и техники, а также ядерной, атомной энергетики и химической промышленности. Такой терроризм понимается как умышленное введение в атмосферу, почву, воды, включая территориальные и морские, одним лицом или организованной группой, имеющей целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, веществ, способных создать опасность для здоровья человека, животного или окружающей среды. За совершение данного преступления виновное лицо наказывается лишением свободы на срок до 15 лет и большим денежным штрафом дополнительно.

В 1980-х годах в Индии наблюдался резкий скачок террористической активности, что поспособствовало созданию правительством страны нормативно-правовой базы для осуществления антитеррористической политики. Так, в 1985 году руководство страны утвердило Закон «О борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью». Под террористическим актом понимается противоправное действие, имеющее целью устрашение населения, провоцирование национальной, расовой, религиозной, политической или иной розни между людьми, оказание давления на правительство посредством использования взрывчатых, горючих, химических или бактериологических веществ, которые привели к смерти или увечью людей, разрушили их собственность или коммуникации. Сюда же Закон относит принудительное задержание человека, угрозы применения по отношению к нему физического

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021

насилия с целью заставить государство или другое юридическое лицо выполнить определенные требования8.

К виновному в совершении террористического акта, повлекшего гибель людей, применяются смертная казнь, пожизненное лишение свободы и штраф. В случае, если в результате теракта смерть не наступила, то государство назначает виновному лицу наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, пожизненное лишение свободы и выплату денежного штрафа. За попытку и подготовку совершения теракта Закон также предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет, пожизненное лишение свободы и соответствующий размер денежного штрафа. Аналогичные санкции применяются к лицам, оказывавшим помощь террористам в форме их укрывательства. Пропаганда терроризма и его организация также предусматривает лишение свободы сроком до 5 лет, пожизненное лишение свободы и дополнительно большой денежный штраф.

Федеральное правительство Индии, согласно Закону, вправе поручать отдельным организациям проведение расследования совершенного теракта, а также задержание подозреваемых лиц в установленном порядке и осуществление правосудия для привлечения их к ответственности.

Поскольку Индия занимает далеко не последнее место в мире по террористической активности, Федеральное Правительство принимает эффективные меры по борьбе даже с малейшими проявлениями терроризма. Помимо мероприятий, непосредственно направленных против террористов, государство старается всячески обезопасить свое население, максимально информируя и обучая его обязательным правилам поведения на отдельных территориях.

Рассмотрев уголовное законодательство, в частности касающееся терроризма, ряда зарубежных стран, мы пришли к некоторым выводам. Террористическая деятельность для исследованных выше стран является довольно актуальной проблемой. Каждая из них в рамках общегосударственного законодательства выделяет антитеррористическое в отдельную категорию, что обусловливает всю важность борьбы с терроризмом.

8 Межецкий А. Н. Там же

ISSN: 2499-9911 11

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021 Однако законодательство каждого государства, даже при сходстве некоторых положений, уникально и разнообразно. Чтобы это подтвердить, достаточно сравнить законодательно закрепленные в нормах права вышеуказанных стран определения террористического акта. В целом, каждое из рассмотренных государств при трактовке понятия теракта называет схожие между собой действия лица, образующие объективную сторону преступления, но при этом опуская те или иные признаки состава преступления. К примеру, уголовный Закон Франции целями совершения теракта закрепил лишь устрашение и террор, в то время как в Индии и США, помимо устрашения населения, таковыми законодательно признаны: оказание давления на правительство и достижение определенных политических результатов соответственно.

Подобные законодательные формулировки одного и того же преступления ставят вопрос о возможности рассматривать сравнительно одинаковые действия направленные на совершения преступления как террористический акт. Поэтому, мы считаем, что законодателям государств членов международных договоров в области борьбы с терроризмом необходимо максимально полно, всесторонне и грамотно изучать сущность терроризма и террористического акта, раскрыть все формы, методы и способы их осуществления, а также все неотъемлемые признаки таких преступлений. Результаты совместной правотворческой работы могли бы стать для государств участников соглашений общая позиция относительно набора обязательных признаков деяния характеризующего как террористический акт.

Список литературы и источников:

1. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.).

2. Федеральный закон от 13 февраля 2001 г. N 19-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом".

3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма" .

4. Скороход П.П. Социально-философский анализ правовых основ борьбы с терроризмом: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (30) 2021 Москва:2005 С. 228.

5. Межецкий А.Н. Законодательное оформление конституционной обязанности государства по защите права человека на жизнь (па примере США, Австралии, Индии, государств Европейского союза) // Вестник тюменского государственного университета Тюмень 2006, с.157-163.

6. Шулепова Л.Ф Антитеррористическое уголовное законодательство Франции и практика его применения // Вестник Московского государственного лингвистического университета Москва 2014 С 99-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.