УДК 342.951
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ИМУЩЕСТВЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО THE LEGAL BASIS FOR PROVIDING INFORMATION ABOUT INCOME, PROPERTY AND PROPERTY OBLIGATIONS OF A PUBLIC
SERVANT
Баранова А.В.
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Baranova A.V.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: в настоящей статье рассматривается вопрос, касающийся первоочередной задачи внутренней политики Российской Федерации - противодействие коррупции. В частности, выделяется проблема соблюдения правового механизма предоставления сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательств государственных служащих. Автор статьи указывает на необходимость расширения перечня лиц, о доходах, имуществе и имущественных обязательствах которых государственный служащий должен предоставлять сведения.
Ключевые слова: противодействие коррупции, государственные служащие, доходы, имущество, имущественные обязательства.
Annotation: this article discusses the issue concerning the priority of internal policy of the Russian Federation - the fight against corruption. In particular is the issue of compliance with a legal mechanism for providing information about income, property and property obligations of public servants. The author of the article points to the need for expanding the list of persons, income, property and property obligations which the public servant has to provide information.
Key words: corruption, government employees, revenues, assets, property obligations.
Довольно продолжительное время в нашей стране идет антикоррупционная борьба. Но эта проблема остается острой и по сей день.
В настоящее время, как отметил Президент РФ В.В. Путин в своем недавнем выступлении, одной из главных задач внутренней политики нашего государства является противодействие коррупции.
Такой аспект, как предоставление сведений о доходах и имуществе государственных служащих имеет непосредственное отношение к указанной проблеме, потому что государственные служащие имеют особый правовой статус [1]. Их деятельность должна быть «прозрачной», в частности не должны быть сокрыты реальные доходы таких лиц.
Отмеченное ранее подтверждается нормативным закреплением в ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. (в ред. от 22 декабря 2014 г.) № 273 «О противодействии коррупции» [2], которая закрепляет обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, что в свою очередь обосновывает связь с антикоррупционной деятельностью [3]. Следует отметить, что Федеральным законом «О противодействии коррупции» указанная обязанность была распространена в том числе и на
лиц, которые замещали должности таких видов государственной службы [4] как военная и правоохранительная. Так как ранее данная обязанность распространялась лишь на государственных гражданских служащих.
Возникают случаи отражения в справке о доходах ложных сведений, что совершенно недопустимо.
Поэтому в своей работе хотелось бы обратить внимание на такую проблему, как соблюдение правового механизма предоставления сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах государственных служащих.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» обязал госслужащих и лиц, претендующих на должность государственной службы, декларировать не только свои доходы, имущество и имущественные обязательства, но и доходы, имущество и имущественные обязательства своих супругов и несовершеннолетних детей.
При этом сам перечень декларируемых доходов [5], имущества и имущественных обязательств был расширен.
Декларированию, в частности, подлежат все виды доходов: недвижимость (земельные участки, дома, квартиры, гаражи и др.), транспортные средства, денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги.
Указанные сведения представляются в кадровое подразделение соответствующего государственного органа в форме справки установленной формы.
Госслужащий вправе представить уточненные сведения.
В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а госслужащий освобождается от должности или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности.
Это положение также закреплено в ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. (в ред. от 31 декабря 2014 г.) № 79 «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» [6].
Указанные требования распространены на тех государственных служащих, которые замещают должности, относящиеся к категории коррупционно-опасных.
Перечень названных должностей определен Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. (в ред. от 8 марта 2015 г.) № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [7].
Рассмотрим наиболее частые ошибки, допускаемые при предоставлении указанных сведений.
В разделе 2 отражаются только те объекты недвижимости, на который имеется документ о праве собственности.
Часты случаи, когда в разделе 4 не отражаются счета в банках, для зачисления заработной платы.
Или же возможна такая ситуация, когда лицо, замещая какую-либо должность, не указывает свой доход по основному месту работы.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», согласно которому сведения о доходах, расходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих и иных лиц должны представляться по новой форме [8].
Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера расширила перечень предоставляемых сведений [9].
При заполнении справки необходимо обязательно указывать серию и номер паспорта, дату его выдачи и выдавшего органа, причем как на лицо, заполняющее справку, так и на его супруга (супругу) и несовершеннолетних детей.
При предоставлении сведений об имеющемся в собственности недвижимом имуществе указывается не только вид собственности (индивидуальная, долевая, общая), но и основание приобретения (наименование и реквизиты документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности).
При заполнении раздела 3.2. Транспортные средства при указании об имеющихся в собственности транспортных средствах обязательным является указание модели транспортного средства и года его изготовления.
Новое и то, что при заполнении раздела «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» необходимо указывать общую сумму денежных поступлений на счет за отчетный период, в случаях, если указанная сумма превышает общий доход лица и его супруга (супруги) за отчетный период и два предшествующих ему года.
В этом случае к справке прилагается выписка о движении денежных средств по данному счету за отчетный период.
Изменения коснулись и раздела сведений об обязательствах имущественного характера, подраздел «Прочие обязательства» переименован как «Срочные обязательства финансового характера», в котором указываются имеющиеся на отчетную дату срочные обязательства
финансового характера на сумму равную или превышающую 500 000 рублей.
Таким образом, для внесения достоверных и полных сведений при заполнении новой формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необходимо внимательно изучить примечания, в которых даны разъяснения по порядку заполнения справки.
Так же в заключении хотелось бы отметить, что одним из возможных путей решения этой проблемы является расширение перечня лиц, о доходах которых должны уведомлять государственные служащие, то есть помимо супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, в список следует включить совершеннолетних детей и родителей государственных служащих.
На наш взгляд эта мера послужит еще одним способом в борьбе с коррупцией в государственных структурах.
Возможно, что это бесконечная борьба и полное искоренение этой проблемы никогда не будет достигнуто, но все же, нужно продолжать поиски верного решения, так как предложенный способ отнюдь не является единственным.
Список литературы:
1. Тимошенко И.В., Завгородняя Л.В. Антикоррупционная направленность статуса государственных служащих и коррупционные риски их служебного поведения // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 2. С. 85.
2. Российская газета. 2008. 30 декабря.
3. Шмалий О.В. Эффективность как фактор системной организации исполнительной власти // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 290.
4. Акопов Л.В., Завгородняя Л.В. Федеральная государственная служба (мониторинг российского законодательства) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2006. № 1-2. С. 32.
5. Рассыльников И.А. О предмете бюджетного права // СевероКавказский юридический вестник. 2008. № 1. С. 50.
6. Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
7. Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2542.
8. Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть II). Ст. 3520.
9. Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть II). Ст. 3520.