Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕВОДА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕВОДА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толкачев Михаил Васильевич

Цифровые технологии в сфере государственного управления позволяют создать благоприятные условия и тем самым повышают эффективность не только системы управления, но и эффективность предоставления государственных услуг в целом. На сегодняшний день информационные технологии проникли практически во все сферы жизни общества, в связи с чем, многие процессы были автоматизированы, стали предпосылкой для дальнейшего развития рынка оказания услуг в электронном виде. Органы исполнительной власти уделяют особое внимание предоставлению государственных услуг в электронном виде. Посредством применения электронных технологий получение государственных услуг стало носить прозрачный и открытый характер. Все это свидетельствует о том, что создан качественно новый уровень удобства и оперативности получения населением различных услуг, снижение временных затрат на получение государственной услуги. В настоящей статье проанализированы особенности правового регулирования перевода оказания государственных услуг в электронный вид на примере города Москвы. На сегодняшний день Москва является лидером по предоставлению государственных услуг в электронном виде. Безусловно, внедрение широкого перечня услуг в электронном виде способствует повышению эффективности взаимодействия общества и органов государственной власти, а также способствует повышению доверия со стороны населения к публичным органам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS FOR THE TRANSFER OF PUBLIC SERVICES TO ELECTRONIC FORM ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF MOSCOW

Digital technologies in the field of public administration make it possible to create favorable conditions and thereby increase the efficiency of not only the management system, but also the efficiency of the provision of public services in general. To date, information technologies have penetrated almost all spheres of society, and therefore, many processes have been automated, have become a prerequisite for the further development of the market for the provision of services in electronic form. Executive authorities pay special attention to the provision of public services in electronic form. Through the use of electronic technologies, the receipt of public services has become transparent and open. All this indicates that a qualitatively new level of convenience and efficiency of receiving various services by the population has been created, reducing the time spent on receiving public services. This article analyzes the features of the legal regulation of the transfer of public services to electronic form on the example of the city of Moscow. Today, Moscow is a leader in the provision of public services in electronic form. Of course, the introduction of a wide range of services in electronic form contributes to improving the efficiency of interaction between society and public authorities, and also contributes to increasing public confidence in public authorities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕВОДА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_47

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕВОДА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ THE LEGAL BASIS FOR THE TRANSFER OF PUBLIC SERVICES TO ELECTRONIC FORM ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF MOSCOW

ТОЛКАЧЕВ Михаил Васильевич,

Аспирант Научно-образовательного центра «Правовые исследования юридического института» Российского университета дружбы народов. 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: tolkachevmikh@yandex.ru;

TOLKACHEV Mikhail Vasilyevich,

Postgraduate student of the Scientific and Educational Center "Legal Studies of the Law Institute" Peoples' Friendship University of Russia. 6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation. E-mail: tolkachevmikh@yandex.ru

Краткая аннотация: Цифровые технологии в сфере государственного управления позволяют создать благоприятные условия и тем самым повышают эффективность не только системы управления, но и эффективность предоставления государственных услуг в целом. На сегодняшний день информационные технологии проникли практически во все сферы жизни общества, в связи с чем, многие процессы были автоматизированы, стали предпосылкой для дальнейшего развития рынка оказания услуг в электронном виде. Органы исполнительной власти уделяют особое внимание предоставлению государственных услуг в электронном виде. Посредством применения электронных технологий получение государственных услуг стало носить прозрачный и открытый характер. Все это свидетельствует о том, что создан качественно новый уровень удобства и оперативности получения населением различных услуг, снижение временных затрат на получение государственной услуги. В настоящей статье проанализированы особенности правового регулирования перевода оказания государственных услуг в электронный вид на примере города Москвы. На сегодняшний день Москва является лидером по предоставлению государственных услуг в электронном виде. Безусловно, внедрение широкого перечня услуг в электронном виде способствует повышению эффективности взаимодействия общества и органов государственной власти, а также способствует повышению доверия со стороны населения к публичным органам.

Abstract: Digital technologies in the field of public administration make it possible to create favorable conditions and thereby increase the efficiency of not only the management system, but also the efficiency of the provision of public services in general. To date, information technologies have penetrated almost all spheres of society, and therefore, many processes have been automated, have become a prerequisite for the further development of the market for the provision of services in electronic form. Executive authorities pay special attention to the provision of public services in electronic form. Through the use of electronic technologies, the receipt of public services has become transparent and open. All this indicates that a qualitatively new level of convenience and efficiency of receiving various services by the population has been created, reducing the time spent on receiving public services. This article analyzes the features of the legal regulation of the transfer of public services to electronic form on the example of the city of Moscow. Today, Moscow is a leader in the provision of public services in electronic form. Of course, the introduction of a wide range of services in electronic form contributes to improving the efficiency of interaction between society and public authorities, and also contributes to increasing public confidence in public authorities.

Ключевые слова: государственные услуги, электронные услуги, портал государственных услуг, цифровизация, электронное правительство.

Keywords: public services, electronic services, public services portal, digitalization, e-government.

Для цитирования: Толкачев М.В. Правовые основы перевода оказания государственных услуг в электронный вид на примере города Москвы //Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 47-49. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_47.

For citation: Tolkachev M.V. The legal basis for the transfer of public services to electronic form on the example of the city of Moscow // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 47-49. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_47.

Статья поступила в редакцию: 17.08.2023

На сегодняшний день Россия активно переходит на оказание государственных услуг в электронном виде. В большинстве мировых государств механизм цифровизации и перехода государственных услуг в электронный вид начался значительно раньше, чем в России. Россия активно работать в направлении перехода к оказанию государственных услуг в электронном виде начала только в 2011 году в результате принятия Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [7]. Указанный правовой акт регулирует процесс функционирования информационных систем, с помощью которых, происходит оказание государственных услуг исключительно в электронном виде. Кроме того, законодатель определил основные принципы работы электронного правительства и правовой статус заявителей и органов власти, оказывающих государственную услугу, возложил на публичные органы власти обязанность предоставления государственных услуг не только в рамках личного обращения, но и в электронном виде. Для этой цели и был создан специальный сервис в сети Интернет - портал gosuslugi.ru.

Механизм функционирования портала был определен в постановлении Правительства Российской Федерации «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» [4]. Отмеченный правовой акт закрепляет несколько видов доступа для заявителей и определенные возможности для предоставления государственных услуг.

С 2019 года Москва признается лидирующим городом по уровню развития электронного оказания услуг государственными органами [3, с. 104]. Статистические данные свидетельствуют о том, что около 80% граждан активно используют сервис единого портала «Государственные услуги». Более того, около 50% населения обращаются к оказанию государственной услуги в электронном виде хотя бы раз в неделю [1, с.120-121]. На данный момент в электронном виде оказывается около 500 услуг в самых разных областях.

За истекший период 2023 года на портале Мэра Москвы было зарегистрировано около 260 млн. заявок. После объединения портала государственных услуг с официальным сайтом главы города и кабинетом министра Московской области оказание государственных услуг осуществляется в рамках единого окна.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 8(224)

Трансформация сферы оказания государственных услуг в электронный вид стала предметом пристального внимания в 2021 году. Указом Президента РФ определена цель дальнейшего развития государства в области цифровой трансформации [6]. Для достижения поставленной цели разработан и эффективно реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление» [9], в рамках разработанной национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [9]. Анализируемый федеральный проект включает отдельные направления по внедрению цифровой трансформации и тем самым повышению эффективности предоставления государственных услуг, минимизации запросов документов у заявителей. Реализация федерального проекта позволит внедрить отдельные супер - сервисы для решения проблемных ситуаций при оказании государственной услуги, а также повышение эффективности комплексного взаимодействия публичных органов власти. Реализация основных положений федерального проекта будет способствовать дальнейшему формированию единого реестра документов исключительно в электронном виде, снижению уровня коррупционной составляющей в отношениях заявителя и органа власти [6, с.84-85]. Положительным результатом реализации федерального проекта может стать создание единого канала общения с заявителем в процессе получения государственной услуги, что тем самым будет свидетельствовать об эффективности работы электронной системы предоставления услуг.

В подтверждение этого, М. Мишустин указывал на то, что до конца 2023 года будет происходить постепенный перевод оказания государственных услуг в электронный вид, что исключит существующую бумажную волокиту, финансовые и временные затраты заявителей на предоставление той или иной государственной услуги. Безусловно, как отмечает премьер - министр, предоставление государственных услуг сохраниться и в очной форме за счет функционирования многофункциональных центров и отдельных ведомств. Полный перевод оказания услуг публичными органами в электронный формат работы предполагает переход от личного присутствия граждан в соответствующих органах к обращению за предоставлением нужной услуги в любое время суток, в непрерывном формате. В данном случае обращается внимание именно на те государственные услуги, которые до настоящего времени не оказываются в электронном виде. Более того, весь процесс предоставления государственных услуг должен перейти исключительно на «цифру». Премьер-министр также отмечал, что все это позволит оптимизировать процесс предоставления государственных и муниципальных услуг. В этой связи в ряде регионов уже запущены пилотные процессы по оптимизации государственных услуг. Все это, по мнению представителей власти, не только упростит механизм предоставления государственных услуг, но и позволит процесс оказания услуг вывести совершенно на иной уровень в результате цифровой трансформации.

Несмотря на то, что многие государственные услуги уже предоставляются в электронном виде, ряд проблемных аспектов до настоящего времени является не решенным. Прежде всего, это организационные и технологические проблемы, связанные с отсутствием достаточного правового регулирования и недостаточностью проработанности отдельных положений административных регламентов, регулирующих оказание услуг в электронном виде. Технологические проблемы на сегодняшний день признаются преобладающей категорией. Плохо развитая инфраструктура федеральных, региональных и муниципальных ведомств стала значительным барьером на пути эффективного предоставления государственных услуг в электронном виде.

Документы, полученные в электронном виде, в отличие от документов на бумажном носителе не могут храниться длительный промежуток времени. С течением времени хранения действительность документов может быть обеспечена только в результате правильного хранения таких документов. В процессе предоставления государственных услуг в электронном виде активно используется система «блокчейн» которая позволяет хранить данные безопасным образом, а огромные масштабы получаемой информации обрабатываются за счет использования искусственного интеллекта. Специальная облачная платформа позволит не только снизить затраты на трудовые ресурсы и оборудование, но и повсеместно обеспечить доступ к электронным сервисам онлайн, и сформировать безопасную систему хранения данных заявителей. Внедряемая облачная платформа позволит не только упростить процесс перехода к оказанию услуг в электронном виде, унифицирует административный порядок предоставления государственных услуг, и тем самым увеличит количество пользователей электронного сервиса.

Следует согласиться с отдельными исследователями в том, что создание специального программного решения, с помощью которого без проблем будут обрабатываться запросы заявителей на региональном и муниципальном уровне, поступающие с портала госуслуг, будет способствовать не только упрощению доступа к услугам, но и повышению востребованности таких услуг в нашей стране. Например, одним из нововведений стала подача заявлений о поступлении в вуз онлайн. Безусловно, на уровне города Москвы, а также отдаленных регионов, электронный формат предоставления такой государственной услуги можно признать достаточно эффективным. В 2024 году предлагается запустить еще несколько онлайн сервисов, в частности, «правосудие онлайн, «Рождение ребенка» и другие.

Особое внимание следует обратить на то, что в России, есть территории, на которых обеспечить переход на электронное оказание услуг практически невозможно ввиду отсутствия информационно-коммуникационных технологий. Фактически - это серьезное препятствие для возможного получения услуги в электронном виде. Исключить ее возможно только при прокладке линий связи, появлению дополнительных точек доступа к сети Интернет, повышению уровня технического обслуживания линий связи, а также повышению квалификации работников данной сферы. Решение технических проблем будет способствовать надлежащему и своевременному взаимодействию органов власти, повышению количества получателей государственных и муниципальных услуг.

Несмотря на достаточно высокий уровень цифровизации общества, наблюдаются проблемы с заполнением заявок на получение государственной услуги. Значительное количество запросов на предоставление государственных услуг зачастую приводит к неполадкам с доступом к порталу. Исключение отмеченной проблемы, и повышения эффективности оказания услуг и безопасности, возможно, было бы достигнуть в результате замены программного обеспечения.

Тем не менее, несмотря, на предлагаемые пилотные проекты в данных направлениях, правовое регулирование оказания государ-

ственных услуг в рамках таких электронных сервисов остается недостаточным.

Прежде всего, на сегодняшний момент не решенным признается вопрос регулирования архивного хранения документов, полученных в электронном виде. В этой связи, на законодательном уровне целесообразно разработать особый порядок хранения и передачи документов в электронные архивы. Для каждой разновидности документов установить свои сроки хранения и соответствующий порядок особой транспортировки документов в электронном виде. В свою очередь транзакция электронных документов по каналам связи должна подтверждаться документами в оригинальном виде.

Решение обозначенной проблемы видится не только в разработке отдельных нормативных правовых актов, но и создании специальных условий по хранению документов в электронном виде, которые можно закрепить в административных регламентах. Прежде всего, целесообразно определить порядок возможного воспроизведения документов из электронного архива, предоставление соответствующего доступа к таким документам со стороны органов власти и граждан-заявителей. Урегулировать вопрос хранения данных до момента передачи документов на хранение. Особенно это касается обеспечения подлинности документов до момента их описи и дальнейшего учета в архиве.

На сегодняшний день регулирование предоставления государственных услуг за счет электронных сервисов является недостаточным, отдельные положения зачастую носят рекомендательный характер, поэтому, как правило, не подлежат точному соблюдению.

В Москве предлагается запустить пилотный проект электронного сервиса по проверке истории регистрационных действий с транспортными средствами, переход к электронному процессу заключения сделок купли-продажи транспортных средств. Подписание таких сделок будет осуществляться также онлайн.

Таким образом, перевод государственных услуг в электронный вид следует признавать важным шагом к построению информационного общества, повышению качества оказываемых публичными органами власти услуг, росту доверия со стороны населения и тем самым минимизации коррупционной составляющей в процессе оказания государственных услуг. Документальный обмен в рамках межведомственного взаимодействия между органами власти и многофункциональными центрами носит затруднительный характер. Да и в целом такое взаимодействие не всегда положительно сказывается на своевременности оказания государственной услуги в электронном виде. Четкое межведомственное взаимодействие позволит исключить бумажную волокиту и сократить временные затраты на оказание той или иной государственной услуги. Как показывает практика, зачастую жители столицы самостоятельно голосуют за переход отдельных государственных услуг в электронный вид. В этой связи, следует отметить, что в Москве наметилась положительная тенденция перехода большинства государственных услуг в электронный формат. Однако, несмотря на эффективность и развитие электронного формата предоставления государственных услуг и различных онлайн сервисов можно отметить важную проблему - отсутствие достаточного правового регулирования оказания отдельных государственных услуг в электронном виде. Поэтому целесообразно сформировать законодательство, позволяющее обеспечить преимущественное использование государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства. Технологическое развитие будет способствовать решению большинства обозначенных проблем.

Библиография:

1. Анюточкина А. К. Проблемные аспекты организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ / А. К. Анюточкина. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2023. № 2 (449). С. 391-394.

2. Беляева М.Н. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 1. С. 120-123.

3. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Сорокина В. А. Портал государственных услуг: насколько эффективна помощь гражданскому обществу? // Инновац. наука. 2017. No 1-2. С.88.

4. Пенькова Н.Д. Цифровые инновации в сфере государственных услуг // Молодой ученый. 2023. № 18 (465). С. 17-20.

5. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 16.08.2023) «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 44. Ст. 6274.

6. Плотников В.А. Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы / В.А. Плотников // Экономическое возрождение России. 2020. No 2 (64). С. 104-115.

7. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2020. N 30. Ст. 4884.

8. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

9. Хорошева Н.А. Предоставление государственных услуг в электронном виде, как основа цифровой трансформации государственного управления // Профессиональное юридическое образование и наука. 2023. № 2 (10). С. 84-86.

10. Хуторная Ю. В. Проблемы долговременного хранения электронных документов / Ю. В. Хуторная. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 49 (444). С. 473-476.

11. Цифровое государственное управление. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/882 (дата обращения

01.08.2023).

References:

1. Anyutochkina A. K. Problematic aspects of the organization of the provision of public services by executive authorities of the subject of the Russian Federation / A. K. Anyutochkina. Text: direct // Young scientist. 2023. No. 2 (449). pp. 391 -394.

2. Belyaeva M.N. Provision of state and municipal services in electronic form // Actual issues of modern economy. 2023. No. 1. pp. 120-123.

3. Ivanko A. F., Ivanko M. A., Sorokina V. A. Public services portal: how effective is assistance to civil society? // Innovative science. 2017. No. 1-2. p.88.

4. Penkova N.D. Digital innovations in the field of public services // Young scientist. 2023. No. 18 (465). pp. 17-20.

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 24.10.2011 N 861 (ed. of 16.08.2023) "On federal state information systems providing electronic provision of state and municipal services (functions)" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. N 44. St. 6274.

6. Plotnikov V.A. Digitalization as a natural stage of the evolution of the economic system / V.A. Plotnikov // The economic revival of Russia. 2020. No. 2 (64).

pp. 104-115.

7. Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 N 474 "On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. N 30. St. 4884.

8. Federal Law No. 210-FZ of 27.07.2010 (as amended on 04.11.2022) "On the organization of the provision of state and municipal services" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2010. N 31. St. 4179.

9. Khorosheva N.A. Provision of public services in electronic form as a basis for digital transformation of public administration // Professional legal education and science. 2023. No. 2 (10). pp. 84-86.

10. Khutornaya Yu.V. Problems of long-term storage of electronic documents / Yu. V. Khutornaya. Text: direct // Young scientist. 2022. No. 49 (444). pp. 473-476.

11. Digital public administration. [Electronic resource]. Access mode: https://digital.gov.ru/ru/activity / directions/882 (accessed 01.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.