Научная статья на тему 'Правовые основы осуществления государственных закупок в мировой практике'

Правовые основы осуществления государственных закупок в мировой практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНКУРС / ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Н.О., Мирзоян А.Р.

Исследован мировой правовой опыт осуществления государственных закупок. Охарактеризован конкурсный механизм государственных закупок, применяемый в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы осуществления государственных закупок в мировой практике»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

189

Список литературы:

1. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Трачук А.В. Реформирование естественных монополий: цели результаты и направления развития. - М.: Экономика, 2011. - С. 43.

3. Дергунова Н.А. Основные тенденции и проблемы развития газовой отрасли России[Электронный ресурс] // Управление экономическими системами - 2007. - № 3 (11). - Режим доступа: http://www.uecs.ru (дата обращения: 05.11.2014).

4. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс Росси: состояние, проекты, международное сотрудничество. - Н.: ИЭОПП СО РАН, 2011. -С. 238

6. Приказ Министерства энергетики РФ от 6 июня 2011 г. N 213 «О Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 03.09.2007 № 340) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

© Старкова Н.О.*, Мирзоян А.Р.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Исследован мировой правовой опыт осуществления государственных закупок. Охарактеризован конкурсный механизм государственных закупок, применяемый в России и за рубежом.

Ключевые слова: государственные закупки, конкурс, закупочная деятельность, государственный заказ, бюджет.

* Доцент кафедры Мировой экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.

* Магистрант кафедры Мировой экономики и менеджмента.

190 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

В России в настоящее время большую актуальность приобретает проблема формирования эффективной системы государственных закупок, адекватной современным международным требованиям. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в РФ регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Не смотря на современные осложнения политических взаимоотношений России с рядом ведущих зарубежных государств, нашу страну связывает длительный процесс по сближению интересов в различных сферах деятельности со многими зарубежными странами [2]. В связи с этим формирование адекватной системы государственных закупок вполне уместно осуществлять с учетом опыта ведущих мировых держав. Существование конкурсной системы закупок в различных странах мира во многом определяется законодательством, характеризующим экономические отношения между участниками рынка. Соответственно законодательные акты каждого государства определены поставленными в ней приоритетами экономической политики. Помимо этого существенное влияние на указанную сферу деятельности оказывает степень централизации национальной экономики.

Опыт стран Запада с развитой рыночной инфраструктурой свидетельствует, что система государственных закупок закономерно стала составной частью сферы внутреннего товарного обмена определенными видами продукции и услуг и одним из механизмов поддержания конкуренции и либерального способа хозяйствования. Объективной основой существования и поступательного развития системы госзакупок в национальной экономике многих стран является то, что в процессе выполнения своих целевых функций отдельные государственные ведомства и организационные структуры вынужденно сталкиваются с проблемой материально-технического обеспе-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

191

чения как для реализации государственных и муниципальных программ, так и для осуществления своей текущей деятельности. Как правило, она решается путем приобретения необходимых материальных и нематериальных ресурсов, товаров, работ и услуг через закупки, именуемые государственными, в процессе специально организуемых конкурсных торгов.

Конкурсный механизм, особенно при объемных закупках, позволяет достичь нескольких решений - снизить стоимость необходимой заказчику продукции, обеспечить более высокий уровень прозрачности и подконтрольности процесса купли-продажи и в конечном итоге противостоять коррупции.

Основным документом, который регламентирует главные параметры всей закупочной деятельности в мире, является Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», принятый в 1994 году на 27-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли [3].

Основными целями данного Типового закона являются максимальное развитие конкуренции, обеспечение справедливого отношения к поставщикам и повышение уровня открытости и объективности при проведении закупок. Закон не рекомендуется применять при государственных закупках, которые связаны с обеспечением национальной обороны и безопасности. В основе действующих нормативных актов в сфере закупок в Российской Федерации, Казахстане, Киргизии и других стран СНГ и Восточной Европы лежат принципы, заложенные именно в данном законе.

Кроме вышеуказанного нормативного акта существует многостороннее Соглашение по правительственным закупкам (Agreement on Government Procurement), которое является одним из элементов Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и заключается странами в рамках участия во Всемирной торговой организации (ВТО) [4].

Соглашение было принято по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 году, и его подписание не является обязательным условием для вступления страны в ВТО, однако в последнее время появилась тенденция, что участницы ВТО (США, страны Евросоюза, Канада, Израиль, Япония, Швейцария) считают подписание Соглашения непременным условием.

Основными целями данного Соглашения являются развитие международной торговли, запрет на дискриминацию иностранных поставщиков, обеспечение прозрачности законодательства и применяемых процедур закупок. Подписание Соглашения должно способствовать открытию национальных рынков госзакупок и предоставлению поставщикам из стран, подписавших данный документ, равных с национальными поставщиками условий участия.

Исходя из вышеназванных основополагающих документов, в каждой из стран построена своя законодательная база по закупочной деятельности. Так, основой государственного строительства и всего законодательства США является обеспечение свободы добросовестной конкуренции. Соответственно за-

192 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

коны, правила, регулирующие организацию и проведение конкурсных отборов, направлены, в первую очередь, на обеспечение равных прав всех участников торгов, защиту от монополизации рынка.

Закупки в США проводятся на основании Свода правил государственных закупок (Federal Acquisition Regulation, FAR1), который был разработан еще в 1984 году и описывает все этапы проведения закупок, начиная с планирования и заканчивая вопросами управления заключенными государственными контрактами вплоть до их завершения. Целью FAR является соблюдение всеми агентствами, проводящими закупки для федеральных государственных нужд, единой закупочной политики и использование единых закупочных правил.

В странах Европейского союза сегодня размещение государственных заказов регламентируется, в зависимости от объемов и других условий, тремя уровнями законодательного регулирования: международным, законодательством Евросоюза и национальным.

К международному регулированию закупок Евросоюза в первую очередь относятся требования ранее упомянутого Соглашения о правительственных закупках Всемирной торговой организации. Закупки стран, входящих в Евросоюз, по-прежнему осуществляются органами государственного управления согласно национальному законодательству. Однако при этом во внимание принимаются не только национальные правила закупок, но и законодательство и рекомендации Европейского сообщества, установленные в упоминаемых директивах.

Современная зарубежная практика в области госзакупок свидетельствует, что необходимые приобретения государством через госзаказ осуществляются главным образом для решения задач по удовлетворению текущих государственных потребностей в определенных видах товаров, работ и услуг [1]. Кроме того, в целях пополнения государственного продовольственного резерва через госзаказ и реализации отдельных инвестиционных проектов используются средства международных финансовых организаций (МБРР, ЕБРР), а также зарубежных региональных банков развития.

В целом, расходы на госзакупки в большинстве развитых стран покрываются из средств государственного или территориального бюджетов, специальных правительственных и внебюджетных фондов, формируемых за счет налоговых и иных видов поступлений, включая доходы от деятельности самих госструктур. Между тем одной из проблем в части реальной оценки объемов национальных госзакупок является отсутствие в составе расходной части госбюджета большинства стран отдельной статьи учета их финансирования. В международной практике общий объем госзакупок принято оценивать исходя из стоимости услуг, произведенных в госсекторе, то есть на основе затрат, понесенных в связи с выполнением госструктурами своих целевых функций, в том числе по приобретению необходимых для этого то-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

193

варно-материальных ценностей. Их совокупный размер, как правило, рассчитывается на основе данных о государственном промежуточном или конечном потреблении.

Проблема усугубляется и отсутствием единой методологии определения стоимостных объемов госзакупок, типовой классификации товарной номенклатуры, а главное - информационной базы по достоверным показателям о состоянии сферы госзакупок в разрезе отдельных стран [5].

Так, в настоящий момент существуют три источника статистической информации о стоимости национальных госзаказов. Эго - данные международных экономических организаций (МВФ, ООН, ОЭСР, ВТО, Всемирного и Европейского банков развития), специальных уполномоченных государственных органов, а также коммерческих компаний-поставщиков товаров, работ и услуг по линии госзакупок. С разной степенью детализации и репрезентативности они отражают объемы и структуру национальных госзакупок. Однако оценки показывают, что их информационная база часто оказывается несопоставимой как по номенклатуре, так и совокупному объему закупок, что обусловлено рядом причин.

Во-первых, из-за того, что понимание госзакупок в зарубежной практике неоднозначно, например, в странах ЕС они связаны с приобретением продукции и услуг для общественных целей (public procurement), а в других странах сюда включают закупки для государственных нужд (government procurement). Причем первое из них гораздо шире, так как включает обеспечение потребностей не только госпредприятий и учреждений, но и коммунальных служб, и наиболее реально отражает финансовые затраты государства на эти цели. Именно поэтому стоимостные объемы рынка госзакупок в европейских странах по версии Комиссии Европейского Сообщества (КЭС), как правило, выше, чем оценки ОЭСР, поскольку они включают только бюджетные расходы на закупки продукции и услуг для государственных нужд.

Во-вторых, расхождение в международной статистике по стоимости госзакупок в разрезе стран вызвано конфиденциальностью части информации по расходам государства на приобретение соответствующей продукции на нужды национальной армии, ее обороноспособности и безопасности. Во многом по этой и другим причинам МВФ, например, в своей статистике учитывает стоимость военной униформы в составе бюджетных ассигнований на закупку товаров для государственных нужд, а ОЭСР включает их в статью «выплаты госслужащим».

В результате, по мнению зарубежных экспертов, к концу 90-х годов 20 века показатели удельного веса госзаказов в 20 странах-участницах ВТО были занижены более чем на 11 % [6]. Так с учетом значений 140 стран общемировой рынок госзакупок к началу 2000-го года оценивался в 5,5 трлн. долл., что было эквивалентно 82,3 % мирового экспорта товаров и услуг. Из них

194 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

4,8 трлн. долл. (85,7 %) приходилось на страны в составе ОЭСР. Открытая же для международной конкурентной торговли часть госзакупок оценивалась всего в размере 2,1 трлн. долл., то есть в 2,3 раза меньше. За последние 25 лет национальные закупки в 15 наиболее развитых странах увеличились на 4,4 трлн. долл., т.е. более чем в 4 раза. Причем на долю США приходится 46,5 %. Таким образом, для ряда стран ОЭСР с централизованной формой государственного управления характерны более высокие расходы на госзакупки на правительственном уровне по сравнению с региональными и муниципальными структурами.

Конкурентный механизм размещения заказов на приобретение товаров, услуг, работ для государственных нужд на современном этапе в большей степени соответствует рыночным принципам регулирования экономики и играет важную роль в хозяйственном развитии многих развитых стран. Состояние самой системы госзакупок существенно зависит от уровня развития национальной экономики, формы государственного устройства и особенностей бюджетной политики, которая оказывает значимое влияние на их физические и стоимостные объемы. Зарубежная практика демонстрирует, что форма государственного устройства влияет и на степень централизации национальной системы госзакупок и уровень ее совершенства, что в свою очередь сказывается на соотношении стоимостных объемов продукции, закупаемой предприятиями и организациями различных уровней власти, и на их товарную структуру.

Список литературы

1. Спицына Л.Ю. Государственные закупки как механизм стимулирования производства инновационных товаров, работ и услуг // Вестник науки Сибири. - 2012. - № 4 (5). - С. 192-196.

2. Старкова Н.О. Перспектива интеграции России с ЕС [Текст] / Н. Старкова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2010. - № 32. - С. 63-71.

3. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках (Принят в г. Вене 01.07.2011 на 44-ой сессии ЮНСИТРАЛ) / Документ опубликован не был.

4. Трефилова Т.Н. Теоретические и практические проблемы реализации запроса предложений [Электронный ресурс] // Аукционный вестник. - Режим доступа: http://auctionvestnik.ru/node/165.

5. Фиц А.Ю. Совершенствование управления государственными закупками в России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2013. - № 1 (33). - С. 138-144.

6. Evenett S.J. Is there a case for new multilateral rules on transparency in government procurement? / Chapter III of «The Singapore Issues and The World Trading System: The Road to Cancun and Beyond», 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.