УДК 614.2:616-053.9-082:34(470+571)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОШИ ПОЖИЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.А. Позднякова, С.О. Семисынов, ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Семисынов Сергей Олегович - e-mail: [email protected]
В статье подробно рассмотрена современная правовая база оказания медико-социальной помощи лицам старшей возрастной группы в Российской Федерации. В качестве примера рассмотрена организация работы больницы сестринского ухода и приведён порядок
предоставления лицам старшей возрастной группы социальной помощи в доме-интернате.
Ключевые слова: пожилое население, медико-социальная помощь, нормативная база.
In article the modern legal base of rendering of the medical and social help to persons of the senior age group in the Russian Federation is in detail considered. As an example the organization of work of hospital of sisterly leaving is considered and the order of granting to persons of the senior age group of the social help in the house-boarding school is resulted.
Key words: the elderly population, the medical and social help, standard base.
В середине 90-х годов прошлого столетия в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых стран, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения абсолютной численности и доли лиц пожилого и старческого возраста.
Это привело к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требовало проведения структурных преобразований в здравоохранении и в системе социальной защиты, направленных на увеличение объемов и доступности медицинской и медико-социальной помощи пожилым.
Организация медико-социальной помощи требовала более тесного взаимодействия органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в ряде случаев совместного решения поставленных задач на основе интеграции финансовых и других ресурсов, этому способствовало принятие новых нормативных документов.
Существующие модели социального обслуживания населения были оформлены Законом РФ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения и инвалидов», а с целью повышения объемов и качества оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии Министерством здравоохранения РФ 28 июля 1999 года был издан Приказ № 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации».
Согласно Приказу МЗ РФ № 297 специализированная медицинская помощь лицам пожилого и старческого возраста осуществляется в гериатрических центрах, гериатрических больницах и отделениях, госпиталях ветеранов войн, учреждениях медико-социальной помощи (хосписы, дома и отделения сестринского ухода).
В настоящее время основной объём медико-социальной помощи оказывают больницы (отделения) сестринского ухода, которые организуются на базе участковых больниц, районных и городских многопрофильных больниц по решению муниципальных органов самоуправления и согласованию с органом управления здравоохранением.
В своей работе больница (отделение) руководствуется законодательством РФ, нормативно-методическими документами Минздрава России, областного (городского) департамента здравоохранения, рекомендациями главного геронтолога.
Основным документом, регулирующим работу данных учреждений, является Приказ Минздрава РСФСР № 19 от 01.02.1991 «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц».
Согласно данному приказу больница (отделение) предназначается для проведения курса поддерживающего лечения больных преимущественно пожилого и старческого возрастов, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в медицинском и социальном уходе.
Руководителем больницы (отделения) может назначаться врач или фельдшер, имеющие подготовку по гериатрии.
«Мощность» больницы (отделения) определяется руководителем органа управления здравоохранением, главным врачом района, исходя из существующих условий и потребности.
Направление на госпитализацию осуществляется участковыми врачами территориальных, сельских приписных участков, врачебных амбулаторий, врачами-гериатрами или другими специалистами по представлению фельдшеров ФАП, работников органов социальной защиты населения, по ходатайству общественных организаций. В направлении отражается социальный статус пациента, клинический диагноз, степень утраты способности к самообслуживанию, рекомендации по проведению лечения и медицинской реабилитации.
Больница (отделение) координирует свою деятельность с отделениями медико-социальной помощи поликлиник, учреждениями социальной защиты населения, общества Красного Креста.
Основной задачей больницы (отделения) сестринского ухода является повышение доступности медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возрастов, страдающим хроническими заболеваниями, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
В соответствии с поставленной задачей определяются показания для госпитализации:
- оказание симптоматической медицинской помощи в зависимости от диагноза и тяжести заболевания;
- квалифицированный медицинский уход за больными и престарелыми, медицинская реабилитация больных и инвалидов с элементами трудотерапии.
Больница (отделение) обеспечивает:
- динамическое наблюдение за состоянием больных с врачебным осмотром не реже двух раз в неделю;
- своевременную диагностику осложнений или обострений хронических заболеваний, перевод при наличии показаний в соответствующие специализированные учреждения;
- консультативную помощь хроническим больным по рекомендации врача;
- социальное обслуживание и психологическую помощь;
- оформление медицинской документации для направления одиноких граждан и инвалидов в дома-интернаты.
Противопоказаниями для направления в отделение сестринского ухода общесоматического профиля являются активные формы туберкулеза, острые инфекционные и венерические заболевания, психические расстройства.
Для осуществления медицинского ухода и проведения реабилитационных мероприятий больным в отделении рекомендуется иметь в необходимом количестве специальное оборудование и простейшие приспособительные устройства для расширения возможности самообслуживания.
Финансирование больницы (отделения) осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов.
Кроме этого, источниками финансирования могут быть:
- средства органов социальной защиты населения;
- средства, полученные от реализации медико-социальных услуг по договорам с предприятиями;
- средства пациентов или их родственников, полученные в порядке частичного возмещения за содержание в отделении на основании договора, заключаемого между пациентом и администрацией больницы;
- добровольные пожертвования общественных, благотворительных, религиозных и других организаций.
Порядок получения, принципы использования финансовых средств определяются распоряжением местной администрации и последующим приказом главного врача учреждения.
Штатная структура отделения определяется руководителем учреждения здравоохранения в зависимости от объема оказываемой медико-социальной помощи и в соответствии с примерным штатным расписанием для отделения сестринского ухода на 25 коек по приказу Минздрава РСФСР № 19 от 01 февраля 1991 года «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц».
Помимо медицинской помощи государство, согласно Закону № 122-ФЗ, гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Система социального обслуживания в Российской Федерации основана на использовании и развитии всех
форм собственности и включает государственный и негосударственный секторы. Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в данной сфере. К данному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
Государственный сектор объединяет все учреждения, являющиеся собственностью государства на различных уровнях управления.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб. Согласно части 3 статьи 7 Закона каждый гражданин вправе получить бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
В статье 10 этого же Закона законодатель определил контингент граждан, имеющих право на получение социальных услуг: «социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровью условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга».
В статье 1 Закона РФ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указано, что социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Из статьи 4 данного Закона следует, что государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка и др. При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют, в том числе, право на согласие на социальное обслуживание (статья 7). Эту норму уточняет статья 9 Закона: «Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг. Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания производится на основании личного добровольного письменного заявления граждан пожилого возраста и инвалидов и подтверждается их подписью».
Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных статьёй 15 этого Закона о социальном обслуживании граждан, в соответствии с которой граждане пожилого возраста и инвалиды могут быть помещены без их согласия в учреждения социального обслуживания только в случаях: если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей; если они при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (например, утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению); или признаны в установленном законом порядке недееспособными.
Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарное учреждение социального обслуживания без их согласия по вышеприведенным основаниям решается только судом по представлению органов социальной защиты населения.
В случаях отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам разъясняются возможные последствия принятого ими решения (статья 10 рассматриваемого Закона).
Согласно статье 12 ФЗ № 122, граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьёй 7 этого Закона, а также правом, указанным в пункте 10 части 1 статьи 12, кроме того, они имеют право на сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение.
В том случае, когда в квартире остается проживать (и зарегистрирован) родственник инвалида (который переходит жить в дом для престарелых), инвалид не теряет права на эту жилплощадь. Более того, она сохраняется за ним в течение всего периода проживания в доме-интернате. Инвалид, захотевший вернуться в квартиру, где он прописан, вправе это сделать после оформления всех необходимых документов по выписке из дома престарелых.
В случае, когда инвалид живет один, за ним сохраняется право на неприватизированную жилплощадь на период не более 6 месяцев. Если инвалид по истечении этого срока решил выписаться из дома для престарелых, он имеет право на внеочередное предоставление жилья из государственного или муниципального жилого фонда в том случае, если ему невозможно вернуть ранее занимаемое жилье.
В настоящее время наиболее распространёнными учреждениями, оказывающими стационарную социальную
помощь лицам пожилого и старческого возраста, являются дома для престарелых.
Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1978 г. № 202 было утверждено Типовое положение о доме для
престарелых и инвалидов (Положение), согласно пункту 1 которого дом для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В зависимости от типа дома имеют следующие наименования: «Дом-интернат», «Пансионат ветеранов труда», «Психоневрологический интернат», «Детский дом-интернат».
Согласно пункту 5 Положения районный или городской отдел социального обеспечения организует выявление граждан, нуждающихся в помещении в дом-интернат, и оформление документов для направления в эти учреждения, а также обеспечивает бытовое и трудовое устройство граждан при выбытии их из дома-интерната и осуществляет в пределах своей компетенции контроль и практическую помощь в деятельности домов-интернатов. Как указано в пункте 15 Положения, дом-интернат осуществляет: прием престарелых граждан и инвалидов и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива; бытовое обслуживание престарелых и инвалидов, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; организацию рационального и диетического питания с учетом их возраста и состояния здоровья; уход (надзор) за престарелыми и инвалидами, создание благоприятного микроклимата и режимов обслуживания (содержания).
Условия приема, содержания и выписки из дома-интерната содержатся в главе III Типового положения о доме для престарелых и инвалидов. Согласно пункту 17 Положения
в дом-интернат принимаются на государственное обеспечение престарелые и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, которым пребывание в доме-интернате не противопоказано в соответствии с Инструкцией «Медицинские показания и противопоказания к приему в дом-интернат», утвержденной Министерством здравоохранения СССР, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
Пункт 18 Положения предусматривает, что в дом-интернат и пансионат ветеранов труда принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет. Прием в дом-интернат производится по путевке вышестоящей организации по подчиненности, которая выдается на основании заявления о приеме в дом-интернат и медицинской карты, оформляемых соответственно отделом социального обеспечения и учреждением здравоохранения.
При наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание сроком от двух до шести месяцев на общих основаниях. Пенсионерам, проживающим в доме-интернате, пенсия выплачивается в соответствии с действующим законодательством (пункт 20 Положения). Таким образом, при переходе пенсионера на постоянное (временное до шести месяцев)
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
проживание в дом престарелых размер и порядок получения пенсии не меняется. Граждане, проживающие в доме-интернате, с разрешения администрации могут пользоваться принадлежащими им вещами.
Временное выбытие престарелых и инвалидов из дома-интерната по личным мотивам разрешается с согласия директора на срок не более одного месяца.
Разрешение о временном выбытии может быть дано с учетом заключения врача о возможности выезда и при наличии письменного обязательства принимающих их родственников или других лиц об обеспечении ухода за престарелым или инвалидом (пункт 26 Положения).
Согласно пункту 27 Положения выписка престарелого или инвалида из дома-интерната производится с разрешения вышестоящей организации (по подчиненности) при наличии жилой площади, средств к существованию и возможности самообслуживания или при наличии родственников, которые могут его содержать и обеспечить необходимый уход за ним, в следующих случаях:
- по личному заявлению престарелого или инвалида;
- в случае установления при очередном переосвидетельствовании инвалида I или II группы - III группы инвалидности;
- за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка.
Особенности временного проживания в доме-интернате регулируются приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 19 января 1982 г. № 8 «О порядке приема престарелых и инвалидов в дома-интернаты на временное проживание».
Прием производится в соответствии с Инструкцией о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с Госкомтруда СССР 5-7 сентября 1978 г. № 06-14/12/2495МК, по путевке Министерства социального обеспечения АССР, краевого, областного, Ленинградского городского отделов социального обеспечения, Московского городского управления социального обеспечения.
Путевка выдается на основании тех же документов, которые предусмотрены для престарелых и инвалидов, принимаемых в дома-интернаты на постоянное проживание.
Таким образом, государство в перечисленных законодательных актах гарантирует гражданам пожилого и старческого возраста РФ всемерную реализацию прав и свобод, а также оказание им соответствующей медицинской и медикосоциальной помощи.
ЕЭ