Научная статья на тему 'Правовые основы организации и деятельности милиции Временного правительства, рабочей милиции и Красной гвардии Петрограда (март-октябрь 1917 г. )'

Правовые основы организации и деятельности милиции Временного правительства, рабочей милиции и Красной гвардии Петрограда (март-октябрь 1917 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2855
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛИЦИЯ / КРАСНАЯ ГВАРДИЯ / РАБОЧАЯ МИЛИЦИЯ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / МВД ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гутман Матвей Юрьевич

В статье анализируется процесс формирования нормативно-правовой основы органов, участвовавших в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, их практическая деятельность в этот период и ее влияние на революционные события. Автор делает вывод, что в рассматриваемый период для организации охраны общественного порядка частично использовались нормативно-правовые акты дореволюционного периода, что в нормотворческой деятельности в этой области принимали участие не только Временное правительство, его МВД, но и возникшие в этот период новые органы власти - Петроградский Совет и местные Советы, а также политические партии, что это творчество носило непоследовательный, а порой и противоречивый характер, что вновь создаваемые органы охраны правопорядка в своей деятельности часто руководствовались партийными решениями, предназначались для решения политических задач.The article analyses the procedure of forming the legislative base of law enforcement agencies and their activities during the period of Great October Socialist Revolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы организации и деятельности милиции Временного правительства, рабочей милиции и Красной гвардии Петрограда (март-октябрь 1917 г. )»

УДК 40.0 (09)

М.Ю. Гутман*

Ц

Правовые основы организации и деятельности ^ милиции Временного правительства,

рабочей милиции и Красной гвардии Петрограда > (март-октябрь 1917 г.)

*!

^ В статье анализируется процесс формирования нормативно-правовой основы органов, участвовавших

^ в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, их практическая деятельность в этот период и ее влияние на революционные события. Автор делает вывод, что в рассматриваемый период для организации охраны общественного порядка частично использовались нормативно-правовые акты дореволюционного ^ периода, что в нормотворческой деятельности в этой области принимали участие не только Временное правительство, его МВД, но и возникшие в этот период новые органы власти - Петроградский Совет и местные Советы, а также политические партии, что это творчество носило непоследовательный, а порой и противоречивый характер, что вновь создаваемые органы охраны правопорядка в своей деятельности часто руководствовались партийными решениями, предназначались для решения политических задач.

The article analyses the procedure of forming the legislative base of law enforcement agencies and their activities during the period of Great October Socialist Revolution.

Ключевые слова: милиция, Красная гвардия, Рабочая милиция, Временное правительство, МВД ^ Временного правительства.

5 S

^ В данной статье исследуется формирование правовых основ и деятельность созданных по

инициативе рабочих и политических партий отрядов Красной гвардии, рабочей милиции и милиции Временного правительства в один из самых сложных периодов истории России - период ^ революционных потрясений 1917 г. Самодержавие не нашло выхода из глубочайшего кризиса, в котором оказалось российское общество. И монархия, потерявшая доверие практически всех слоев российского общества и ставшая препятствием на пути решения назревших национальных задач, ^ рухнула в результате Февральской революции. Завершилась эпоха российского самодержавия.

Но революция, буржуазная по своей природе, не имела в своей структуре общественнополитических сил, способных повести Россию по капиталистическому пути1. Поэтому ни одна из основных задач буржуазно-демократической революции не была решена, несмотря на трехкратную смену состава Временного правительства. Российское государство, втянутое в мировую войну в условиях глубочайшего экономического, политического и социального кризиса, оказалось в катастрофическом положении. Вместе с падением монархии была упразднена регламентированная ^ и жестко централизованная иерархическая структура государственной власти и управления. На О Россию обрушился вал преступности, которая особенно масштабно проявилась в больших городах, ■£ и прежде всего в столице. Кризис и нестабильность в обществе стали питательной средой для ^ консолидации преступной среды, вовлечения в ее орбиту различных социальных сил, повышения ее профессионализма, роста масштабности преступных деяний.

В такой обстановке различные политические силы страны, даже непримиримые противники, ^ находившиеся на противоположных полюсах, были вынуждены уделять серьезное внимание проблемам обеспечения общественного порядка в стране и борьбе с преступностью. Анализу нормативно-правовых актов, разработанных различными политическими силами, на основе которых

£

* Профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

&

*

осуществлялась борьба с преступностью в 1917 г., практической деятельности сформированных на их основе сил правопорядка и посвящена данная статья.

Разгром полицейских учреждений в ходе Февральской революции потребовал срочной замены ликвидированной полиции новыми органами охраны правопорядка. Но отсутствие центральной власти, наделенной правом принимать такие решения, обусловило необходимость участия в этом процессе других сил, и прежде всего созданных в ходе революции Советов рабочих и солдатских депутатов и Ьв

продолжавших действовать местных органов власти. 28 февраля 1917 г. на вечернем заседании ^

Городской думы было объявлено о создании столичной милиции. Ее главой был избран Д.А. Крыжановский - архитектор, не имевший ничего общего с полицией. Во все районы города были Л!

назначены уполномоченные городской милиции. Начали создаваться районные отделения милиции.

Эта милиция формировалась из добровольцев, среди которых было много студентов, руководство милиции было выборным. Следует особо отметить, что в этот период в ряды городской милиции проникло немало преступников, которые использовали документы сотрудника милиции для совершения Д; различных преступлений2. Поэтому борьба с преступностью в это время не могла быть эффективной.

Единственной реальной силой, способной подавить анархию и беспорядки в возникшей ситуации, были отряды рабочей милиции, которые начали создаваться в ходе революции на крупных промышленных предприятиях. Уже к 1 марта такие отряды были созданы на Адмиралтейском, Кабельном, Металлическом, Трубочном и многих других заводах.

Учитывая важность проблемы, на первом заседании исполкома Петроградского Совета 28 ^

февраля по инициативе представителя Русского бюро ЦК РСДРП А..Г. Шляпникова был обсужден вопрос о вооружении рабочих и принято постановление, согласно которому «рабочим на фабриках и ^ заводах рекомендовалось организовать милицию - по 100 человек на 1000 рабочих»3. В этот же ^ день состоялся пленум Совета рабочих депутатов, который признал необходимым вооружение рабочей милиции, установление связи со студенческими организациями и привлечении в качестве инструкторов ^ милиции офицеров-социалистов. После сформирования Временного правительства деятели исполкома ^ Петросовета, в котором преобладали эсеры и меньшевики, высказались за создание «народной» ^ милиции. На совместном заседании думского комитета и лидеров Советов П.Н. Милюков заявил, ^ что «нужно немедленно пресечь все бесчинства, грабежи, врывание в частные квартиры, расхищение ^ и порчу всякого имущества, бесцельные захваты общественных учреждений. Упадок дисциплины и ^ анархия губят революцию и народную свободу»4. ^

2 марта была принята правительственная декларация, предусматривавшая замену полиции народной милицией, состоящей из различных социальных групп населения «с выборным начальством, ^ подчиненным органам местного самоуправления»5, основной задачей которой являлась охрана общественного порядка.

Таким образом, вместо ликвидированной в ходе революции полицейской системы создавались новые органы охраны общественного порядка, которые формировались на основе иных принципов, важнейшими из которых были выборность, аполитичность, подчиненность органам местного самоуправления.

3 марта Петербургский комитет (ПК) РСДРП (б) вынес постановление о создании военно- ^

милиционной комиссии и поручил ей разработать и в кратчайший срок представить на обсуждение СЪ

комитета проект организации пролетарских милиционных кадров (10 марта проект был обсужден и ^

утвержден). 7 марта ПК РСДРП (б) принял решение «поручить милиционным заводским ячейкам $5

взять на себя охрану заводов по соглашению с заводской администрацией»6. 8 марта в газете «Правда» ^

была опубликована статья, в которой говорилось о вооруженном народе как организации, соединяющей 1 ®

в себе функции охраны общественного порядка с функциями рабочей армии7, а также о том, что задача такой милиции - не только охрана порядка, но и всесторонняя защита интересов революционного ^ народа.

В марте формирование отрядов рабочей милиции приняло организованный характер. Они были созданы на заводах «Старый Лесснер», «Новый Лесснер», Балтийском, Роберта Круга, ДЮМО, Сименса-Шуккерта, «Эриксон», «Айваз», «Новый Парвиайнен», Путиловском заводе (более 2 тыс. ^

человек), на заводе Розенкранца (около 250 рабочих), на Металлическом заводе (около 150 человек).

К концу марта практически во всех районах Петрограда были сформированы комиссариаты рабочей милиции, в рядах которой насчитывалось около 12 тыс. человек.

Создавались отряды рабочей милиции и в пригородах Петрограда. Они имели свои особенности.

Так, Сестрорецкий революционный комиссариат определил, что «желающие вступить в рабочую

£

милицию должны быть рекомендованы, избраны и утверждены собранием мастерской». Предполагалось, что «стоять на часах» - дежурить - «придется через 12-13 дней» 8. Рабочую милицию возглавляли большевики, которым доверяли рабочие. Среди них были А.К. Скороходов, И.И. Газа, Я.А. Калинин и др. Отряды рабочей милиции были вооружены шашками, револьверами и винтовками, захваченными во время Февральской революции9.

^ Определенные меры по наведению общественного порядка в Петрограде принимал

^ образованный вечером 27 февраля Временный комитет Государственной думы (ВКГД), который заявил, что вынужден «взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка»10. Выполнение этой задачи он связывал с восстановлением потерянного в ходе революции управления войсками. ВКГД создал военную комиссию во главе с полковником Б.А. Энгельгардтом - комендантом гарнизона, который 28 февраля объявил приказ, подписанный от имени думского комитета М.В. Родзянко, предписавший всем воинским частям, офицерам и отдельным нижним ^ чинам немедленно возвратиться в казармы; офицерам вменялось в обязанность водворить порядок

^ в частях, а командирам частей - явиться в Государственную думу для получения распоряжений11.

5 Приказ вызвал резкий протест Петроградского Совета. В результате ожесточенной борьбы за влияние

^ на петроградский гарнизон 1 марта 1917 г. появился Приказ № 1, благодаря которому в армии

вводились демократические порядки.

Уже в первых числах марта в Петрограде установилось относительное спокойствие, однако были нередки и случаи незаконных обысков и арестов, проводимых в корыстных целях лицами, не имеющими на то прав. В этой связи были приняты правила проведения обысков и арестов. Они предусматривали:

1) распоряжения об аресте лиц, скомпрометировавших себя, совершивших преступления перед народом, должны исходить от Временного комитета Государственной думы, министра юстиции и исполкома Петроградского Совета;

2) арест грабителей и лиц, производящих самостоятельные аресты, насилия и беспорядки, а

3 также выпущенных в дни переворота уголовных преступников производится распоряжением районных

комендантов, городской милицией или начальниками войсковых караулов12.

^ Одновременно был издан приказ по гарнизону частям войск и народной милиции. В нем

2 указывалось, что немедленному аресту подлежат:

^ 1) пьяные13;

^ 2) грабители, поджигатели, стреляющие в воздух и вообще нарушающие тишину и порядок в

^ городе;

^ 3) оказывающие сопротивление лицам, имеющим на то специальные полномочия Временного

^ правительства;

4) все чины наружной и тайной полиции и корпуса жандармов;

5) все лица, производящие без особых полномочий обыски частных квартир, аресты частных лиц и особенно чинов армии14.

Процесс формирования рабочей милиции в Петрограде блестяще исследовали В.И. Старцев, ^ Ю.С. Токарев15, РС. Мулукаев, что позволяет автору остановиться лишь на отдельных аспектах

проблемы и на итогах этого процесса.

Отряды рабочей милиции, находившиеся в ведении одной партии, тревожили многопартийный ^ Петроградский Совет и Временное правительство. В результате соглашения между ними 7 марта

^ исполком Петросовета принял решение о слиянии рабочей и общегородской милиции, но и в этих

^ условиях рабочая милиция в значительной мере сохранила свою самостоятельность. Действия

Временного правительства, направленные на фактическое упразднение рабочей милиции, вызывали ^ противодействие со стороны большевиков и самих рабочих милиционеров. Так, 12 марта 1917 г.

рабочие Кабельного завода Петрограда провели собрание, в резолюции которого подчеркивалось, что в настоящее время, когда «перед демократией стоит борьба за демократическую республику, рабочая милиция должна быть поставлена во главе всей народной обывательской милиции»16.

^ Необходимо отметить, что рост преступности в Петрограде пробудил и активность граждан, по

инициативе которых в разных районах города начали создаваться различные добровольные организации, призванные стоять на защите правопорядка. Так, 18 марта 1917 г. было опубликовано обращение «К гражданам Лесного района», в котором отмечалось, что «старая власть устранена и мы сами организовали гражданскую охрану и должны поддерживать порядок. В тех же случаях, когда не удается

17

достигнуть успокоения мирными средствами, то призываются вооруженные патрули»17.

и

В апреле-мае 1917 г. в Петрограде начали создаваться домовые комитеты. В.П. Портнов пишет, что домовые комитеты, созданные для защиты населения от бандитов и других темных элементов, наводнивших столицу в то время, явились «особой формой всенародной милиции. Они продолжали действовать и после Октябрьской революции. Активно и полезно работали домовые комитеты в пролетарских районах города. Домовые комитеты в нерабочих районах возглавляли, как правило, представители буржуазии»18. Однако называть их «особой формой пролетарской милиции» не совсем правомерно, т.к. их единственной задачей являлась охрана жителей домов от уголовных ^ элементов. Организацией такой охраны занимались домовладельцы, которые, естественно, о борьбе с контрреволюцией не думали. Значительно ближе к особой форме всенародной милиции стали домовые комитеты бедноты, возникшие в 1918 г.19 5

17 апреля 1917 г. Временное правительство России приняло Постановление «Об учреждении милиции» и «Временное положение о милиции», подготовленное сформированной 26 марта комиссией ^

и Т") и й

по милиции и муниципальной полиции. В нем предписывалось «взамен наружной полиции учредить ^

милицию на основе прилагаемых правил». При этом подчеркивалось, что «милиция есть исполнительный орган государственной власти на местах, состоящий в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений». «Определение состава, числа и окладов содержания чинов милиции и служащих канцелярий принадлежит уездным земским собраниям и городским думам, по принадлежности»20.

22 марта циркуляром МВД «О лицах, могущих войти в состав милиции» разъяснялось, что ^ «пока надо организовывать временную милицию, не стесняясь законами, относящимися к бывшей полиции. Зачисление в милицию бывших чинов полиции зависит всецело от вас, конечно, при условии ^ оценки пригодности каждого чина в отдельности»21. Милиционерами, в соответствии с ^ Постановлением «Об учреждении милиции», не могли быть лица, состоящие под следствием и судом ^ по обвинению в преступлении, несостоятельные должники, состоящие под опекой за расточительство, ^

содержатели домов терпимости. Однако на службу в милицию могли быть приняты лица, ^

осуждавшиеся за кражи, мошенничество, укрывательство похищенного, подлоги, взяточничество ростовщичество и др., если со дня отбытия наказания прошло не менее пяти лет.

Вскоре прокурором судебной палаты была направлена на места директива, которая предписывала комиссариатам городской милиции руководствоваться в своей деятельности ^

положениями Судебных уставов 1864 г. 15 марта Временное правительство разрешило губернским ^

комиссарам принимать на службу в «народную» милицию «достойных из числа бывших чинов полиции и корпуса жандармов». Все это создавало условия, позволявшие продолжать службу уже в новой ^ милиции бывшим полицейским и городовым.

Народная милиция Временного правительства располагалась в местах дислокации прежних участковых управлений, содержалась на бюджетные средства и централизовано управлялась городским управлением милиции. Рабочая же милиция не имела своих помещений, содержалась за ^ счет владельцев предприятий, действовала под руководством местных Советов.

Противостояние и борьба противоположных политических сил - буржуазии в лице Временного правительства, с одной стороны, и рабочих, солдат и крестьян в лице Советов, с другой стороны, ^

вынужденных взаимодействовать в силу сложившихся обстоятельств, свидетельствовали о том, ^

что в феврале-марте 1917 г. окончательно оформилось двоевластие. Такая расстановка политических ^

сил, опиравшихся на разные социальные слои и группы, не могла не отразиться на процессе слома ^

старого полицейского аппарата и строительстве народной милиции. ^

Резкий рост уголовной преступности и особенно бандитизма22 побудил Временное правительство отдать губернским комиссарам указание не упразднять сыскные отделения, а проявить заботу о том, чтобы они «возобновили свою деятельность как можно скорее»23. В циркуляре МВД от 16 апреля 1917 г. рекомендовалось «сыскные отделения, ведающие уголовным розыском, не упразднять, а передать в ближайшем будущем Министерству юстиции»24. Однако реанимировать сыскную полицию, сотрудники которой осуществляли дознание по уголовным делам, не удалось. В ^

«Вестнике Временного правительства» № 108 было объявлено о ликвидации сыскной полиции и утверждении положения о Петроградском столичном управлении уголовного розыска, которое ^

создавалось при Министерстве юстиции. На служащих Управления возлагались «дознание и расследование в видах разоблачения и преследования преступных деяний, учиненных в столице».

Для «наблюдения и контроля» за деятельностью столичного уголовного розыска при Управлении создавался Совет. Одновременно утверждались штаты уголовного розыска (475 человек) и денежное

я

>

содержание сотрудников. Начальником Петроградского столичного Управления уголовного розыска был назначен А.А. Кирпичников25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже отмечалось, Временному правительству удалось при содействии лидеров эсероменьшевистских Советов ликвидировать самостоятельность рабочей милиции в центральных районах города. В пролетарских же районах большевикам рабочую милицию удалось сохранить26. Более ^ того, в ряде районов по решению рабочих собраний были переизбраны руководители милиции. Так, собрание рабочих завода «Новый Лесснер» 19 марта отстранило от должностей комиссаров 2-го ^ Выборгского подрайона милиции Займана и Кроликова, стоявших «не на высоте положения», и назначило комиссаром милиции рабочего Ромашевича27. Несмотря на то, что рабочая милиция была формально объединена с городской милицией, она в значительной мере сохраняла самостоятельность и представляла собой серьезную вооруженную силу. При общей численности милиции Петрограда 20 тыс. человек, 10-12 тыс. приходилось на рабочую милицию28. ^ Предпринимались и попытки усилить рабочую милицию, сплотить ее, получить поддержку от ^ политических партий и профессиональных союзов. Так, 28 мая в цирке Чиннизелли состоялось 5 организационное собрание, на которое были приглашены милиционеры Петрограда (по три милиционера ^ от каждого отряда милиции), по одному от каждого рабочего коллектива заводов, фабрик, от районных ^ Советов, от каждой партийной социалистической организации и от профессиональных союзов. Собрание обсудило вопрос о реорганизации милиции, об оплате труда милиционеров и текущие дела29.

28 мая 1917 г. Временное правительство года приняло постановление о производстве ревизии городской милиции, которая имела целью «принятие мер к укреплению городской милиции и проведение глубокой разведки рабочих комиссариатов с целью принятия мер по разоружению рабочей милиции». Для этого была создана комиссия, которую возглавил начальник Главного управления по делам милиции Г.Д. Сидамон-Эр истов. В комиссию вошли два представителя следственной комиссии Петроградского Совета и два от городского общественного управления. С 5 по 20 июня комиссия проверила 35 комиссариатов милиции и пришла к следующим выводам: наиболее спокойными *2 районами в городе являются центральные подрайоны, а «милиция фабричных районов представляет оппозицию городу и государству, и иногда в этом направлении активную». Комиссия также установила, ^ что остальные 23 подрайона можно разделить на три категории: 1) районы, обслуживаемые только

2 городской милицией; 2) смешанные районы, в которых примерно равное число сотрудников городской и рабочей милиции; 3) фабрично-заводские районы, тесно связанные с Красной гвардией.

Комиссия констатировала, что рабочие комиссариаты лучше вооружены, что рабочие несут ^ службу значительно лучше. В третьем Выборгском подрайоне весь состав комиссариата был из ^ рабочих, многие из которых были большевиками, и имел на вооружении 200 итальянских винтовок и

^ 100 револьверов30. Следует отметить, что на Васильевском острове было 5 подрайонных

комиссариатов, в которых в общей сложности имелось 77 ружей и 31 револьвер. Практически же каждый рабочий милиционер был вооружен собственным револьвером, добытым в ходе революции.

Рабочей милицией Петроградской стороны, в рядах который были и городские милиционеры, руководил Совет милиции, который состоял из 45 человек: 15 обывателей, 15 рабочих и 15 солдат. ^ Всего в районной милиции было 135 человек, в т.ч. 3 караульных начальника. Комиссариат обслуживал

45 наружных постов31.

Таким образом, рабочая милиция была серьезной силой, настроенной оппозиционно по отношению к Временному правительству, и находилась под влиянием большевиков.

^ Необходимо отметить, что после Февральской революции в губернских органах власти практически

ничего, кроме названия должностей, не изменилось. Циркуляром № 891-932 от 5 марта 1917 г. МВД сообщило председателям губернских земских управ о временном отстранении губернаторов и вицегубернаторов от исполнения обязанностей. Все права царских губернаторов передавались председателям губернских земских управ, которые в своей деятельности должны были руководствоваться дореволюционными законами. По представлению губернских комиссаров Временным правительством были назначены и уездные комиссары. В основном на эти должности назначались бывшие председатели уездных земских управ. Циркуляром № 310 от 1 апреля были определены взаимоотношения между губернскими комиссарами и начальниками милиции. В циркулярном письме разъяснялось, что начальники милиции должны исполнять предложения комиссаров, направленные к охране государственного порядка и безопасности личности и имущества всех граждан. 16 мая 1917 г. МВД обратило внимание на недопустимость, особенно в прифронтовых губерниях, возложения обязанностей уездного комиссара и начальника милиции на одного человека. «Этого не должно быть, - разъяснялось в циркуляре, - т.к.

комиссар является высшим представителем на месте власти Временного правительства, а начальник милиции подчинен ему и местному самоуправлению»32.

Также было сохранено крестьянское управление и самоуправление. Сохранялся и институт земских начальников. Под контролем земств и городских самоуправлений оказалась и милиция. 21 мая 1917 г. Временное правительство издало Закон о земствах, который предписывал провести выборы и перевыборы губернских, уездных и земских управ во вновь организуемых волостных земских органах. Циркуляр МВД № 1824 от 30 мая 1917 г. разъяснял, что «при выборах в органы местного ^

самоуправления за комиссарами и лицами, состоящими на службе в милиции, признаются активные и пассивные избирательные права»33. На должности уездных старост и волостных старшин, как Д[

правило, избирались преимущественно зажиточные крестьяне34. Поэтому в организации охраны ^

общественного порядка в сельской местности практически ничего не изменилось.

Все это свидетельствовало о том, что Временное управление по делам милиции, созданное р

вместо Департамента полиции, в основном занималось разработкой законодательной и ^

организационно-правовой базы, регламентирующей деятельность милиции, и выполняло контрольные ^

функции, не вникая в повседневную деятельность милиции. Делались попытки решать отдельные ^

вопросы путем рассылки циркуляров, но на местах они выполнялись далеко не всегда.

Направленные на места циркуляры позволяют судить о том, где в первую очередь МВД ^

Временного правительства пыталось навести порядок. Так в связи с многочисленными погромами винных складов и магазинов МВД циркуляром № 1082 от 9 марта потребовало от губернских ^

комиссаров принять срочные меры «для охраны заводов, имеющих склады спирта». Видимо, это требование на местах было трудно выполнимым. Поэтому МВД 22 марта вновь возвращается к ^

этому вопросу и предписывает губернским комиссарам «немедленно организовать охрану винных ^

складов и магазинов. В случае обострения беспорядков и невозможности прекратить их путем ^

убеждения, допускать призыв войск и уничтожение запасов спирта»35. ^

Продолжавшаяся далеко не популярная мировая война породила огромных масштабов военное ^

дезертирство. В этой связи 18 мая МВД направило на места циркуляр, в котором подчеркивалось, ^

что дезертирство «деморализует армию, окончательно подрывает основы государственности и ^

гражданского долга в населении». Циркуляр предписывал уездным комиссарам и органов милиции ^

немедленно «приступить к ликвидации дезертирства самыми решительными мерами, требуя, в случае ^

необходимости, содействия воинских властей»36. ^

Особенно остро в рассматриваемый период стояла проблема милицейских кадров. Мы уже ^

отмечали, что создавалась рабочая милиция, формировались студенческие отряды милиции, ^

достаточно быстро увеличивалась численность «народной» милиции Временного правительства. Однако все эти силы явно не справлялись с колоссальным ростом преступности. 22 марта МВД ^

направило в губернии циркуляр № 25062, в котором разъяснялось, что «зачисление на службу в ^

милицию бывших чинов полиции зависит всецело от вас, конечно, при условии оценки пригодности ^

каждого такого чина в отдельности». В этой связи немало исследователей утверждают37, что этот циркуляр свидетельствует о стремлении Временного правительства восстановить старую полицию. Анализ ряда документов позволяет пересмотреть данную точку зрения и сделать вывод, что ^

привлечение в новую милицию «прежних чинов полиции» было обусловлено не одним лишь желанием ^

не допустить в ряды милиции рабочих, сохранить верные старому режиму кадры, но и тем, что ^

борьба с преступностью требовала не только соответствующего стремления сотрудников, но и ^

элементарной специальной подготовки, без которой выполнить задачу по охране общественного порядка и борьбе с преступностью было весьма проблематично. Поэтому в милицию стремились 1 ^

привлечь бывших полицейских. Важно было при этом отсечь политическую составляющую, не сделать милицию опорой самодержавия, оставшегося за бортом истории.

Интересно и положение циркуляра о том, что «зачисление молодых чинов бывшей полиции, подлежащих призыву в войска, нежелательно». Данное положение пресекало, хотя и не категорически ^

(нежелательно), возможность уйти от призыва в действующую армию, продолжавшую воевать. ^

Однако циркуляр предусматривал возможность приема на службу в милицию лиц, освобожденных от венной службы по различным причинам. Рекомендовалось «пополнять милицию ранеными ^

воинскими чинами, освобожденными от военной службы»38.

Для вооружения милиции органы местного самоуправления, в подчинении которых милиция находилась, получали оружие со складов Главного артиллерийского управления бесплатно. В циркуляре МВД от 26 апреля разъяснялось, что оружие милиция должна получать за плату по

требованиям, которые губернские комиссары должны направлять во Временное управление по делам милиции. В циркулярном письме также было сформулировано требование о необходимости замены современного оружия оружием устаревших образцов - револьверами типа Нагана и магазинными винтовками системы Маузера или Виттерли. «Принимая во внимание, что на вооружении милиции оказалось значительное количество трехлинейных винтовок образца 1891 г., в которых армия ^ испытывает теперь острую нужду, ... поручается комиссарам распорядиться, чтобы все такие ^ винтовки с патронами к ним были сданы в Главный артиллерийский склад в обмен на винтовки ^ Маузера и патроны к ним»39.

Летом 1917 г. обстановка в стране еще более обострилась, кризис продолжал углубляться. Усилилось крестьянское движение за землю. Создаваемые крестьянами сельские и волостные комитеты реквизировали у помещиков скот, хлеб, сено, захватывали земли, производили порубку лесов. Сельская полицейская стража с аграрными беспорядками своими силами уже не могла ^ справиться. Для защиты помещиков и наведения порядка Временное правительство было вынуждено 15» направлять войска40.

5 Временное правительство не решало, да и не могло решить назревшие вопросы. 3 июня на

^ I съезде рабочих и солдатских депутатов В.И. Ленин заявил о готовности большевиков взять власть в свои руки. Он резко раскритиковал эсеро-меньшевистских лидеров Советов за ^ сотрудничество с Временным правительством, которое препятствовало возвращению политических эмигрантов в Россию, отправляло на фронт воинские части Петроградского гарнизона, комплектовало милицию старым составом полицейских чинов и т.д. Таким образом, явно прослеживалось стремление Временного правительства к установлению единовластия и устранению всех препятствий, возникающих на этом пути. Контрреволюционная направленность этих действий была очевидна.

18 июня в Петрограде и ряде других городов России под большевистскими лозунгами «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов», «Долой войну» прошли мощные демонстрации.

3 Это привело к новому кризису Временного правительства.

23 июня большевистская фракция Петроградского Совета (ПС) разработала предложения по ^ борьбе с контрреволюцией. ПС рекомендовал: 1) не трогать гарнизон Петрограда, руководствоваться 2 при этом договором Совета с Временным правительством; 2) отказаться от реформирования полков ^ и частей Петроградского гарнизона; 5) предать суду буржуазных демонстрантов, которые обвинялись в нападении на солдат и матросов; 6) расследовать деятельность всех организаций, ведущих открытую

^ и тайную контрреволюционную агитацию; 8) расследовать причины побега 460 уголовных ^ заключенных, который был совершен в день революционной демонстрации, и др.41 ^ Все это свидетельствовало об усиливающемся противоборстве политических сил,

проходившем по всем направлениям. Эта борьба самым непосредственным образом затрагивала проблемы организации охраны революционного порядка и борьбы с преступностью, которая становилась реальным политическим ресурсом в борьбе этих сил.

Полумиллионная демонстрация трудящихся Петрограда 4 июля 1917 г., в которой участвовали ^ отряды вооруженных солдат Петроградского гарнизона и матросы Балтийского флота, была расстреляна по указанию Временного правительства. В этот день были убиты и ранены более 400 демонстрантов. Временное правительство объявило Петроград на военном положении, начались разоружение и вывод некоторых воинских частей из города, были отданы приказы об аресте активных ^ руководителей большевиков и В.И. Ленина. Свидетель и непосредственный участник этих событий П.Н. Милюков писал впоследствии, что «большевики попрятались, населению приказано было сдать все холодное и огнестрельное оружие, Кронштадт был вынужден выдать своих вождей, на фронте введена смертная казнь. Балтийский флот приведен в субординацию, большевистские газеты закрыты, ^ введена военная цензура и произведена масса арестов»42.

Таким образом, завершился период двоевластия, во главе правительства и Советов оказались эсеро-меньшевистские лидеры. Продолжился процесс оформления буржуазного государства и права. Карательные меры Временного правительства привели к резкому сокращению численности рабочей милиции. Владельцы заводов и фабрик, вынужденные до июльских событий выплачивать рабочим-милиционерам средний заработок в период несения ими службы, после июльских событий прекратили оплату. Как справедливо отмечал В.И. Старцев, «после июльских событий существование рабочей милиции стало невозможно, т.к. она может существовать только легально, при согласии капиталистов оплачивать труд ее членов»43.

а»

а

текущему моменту - подавлению контрреволюции47. ^2

Корниловский заговор был подавлен без единого выстрела. Но судьба армии, как справедливо ^

пишет В.И. Старцев, «была плачевна. Остатки воинской дисциплины улетучились. В начале сентября ^

по армии прокатилась волна линчевания командиров. Солдаты вешали, расстреливали и топили своих ^

начальников. Офицерская тирания в русской армии сменилась разудалой солдатской вольницей. Такая армия уже не могла сражаться. Единственной мечтой и целью солдат стал конец войны и демобилизация. Во всем этом нет никакой вины большевиков. Это следствие мощного стихийного влияния революции и межпартийной политической борьбы, тяги солдатской массы, скованной до ^ этого мордобоем и заградительными отрядами, к таким же как “на воле”, демократии и гражданским

48

правам»48.

Корниловщину и ее разгром в конце августа можно рассматривать как самый острый ^

политический кризис, вызванный непосредственной угрозой контрреволюционной диктатуры и ^

предопределивший победу Октября. я

Разоружение корниловских мятежников позволило Временному правительству начать активную ^

борьбу против усилившегося влияния большевиков, начать разоружение сформированных в период борьбы с корниловской контрреволюцией вооруженных отрядов, таивших угрозу для режима. Уже 1 1 ^

сентября А.Ф. Керенский приказал «прекратить формировать самовольно отряды», 4 сентября принимается постановление о роспуске революционных комитетов по борьбе с корниловской контрреволюцией. Временное правительство выпустило из тюрем Петрограда сотни погромщиков, громил, убийц, бандитов, борьба с которыми позволила бы «твердой рукой навести в стране порядок» и одновременно расправиться со своими политическими противниками, стремительно набиравшими ^

силы49. В октябре 1917 г. с целью пополнить милицию «политически надежными», приказом начальника штаба Петроградского военного округа в нее было направлено 600 «отборных солдат»50. ^

Преступность в это же время набирала темпы. Д. Рид, находившийся в это время в городе, писал: «Газетные столбцы пестрели сообщениями о самых дерзких ограблениях и убийствах, а преступники оставались ненаказанными»51. Комиссар рабочей милиции Васильевского острова сообщал в исполком Совета, что «участившиеся в последнее время вооруженные нападения со

После июльских событий руководство МВД констатировало, что милиция Петрограда со своими обязанностями справляется слабо44, а газета меньшевиков «День» отмечала, что «дело охраны столицы от темных сил не стоит на высоте... Городская милиция, в которой очень много “крайне левых элементов”, не всегда делает то, что нужно, вследствие чего не могут быть точны расчеты на нее»45. Поэтому Временное правительство, стремясь укрепить милицию и повысить ее надежность, направляло в ее состав офицеров и солдат Петроградского гарнизона, ей дополнительно выделялось оружие, в котором очень нуждалась действующая армия46. ^

В конце августа 1917 г. часть высшего военного командования русской армии при поддержке некоторых политических сил, стремясь не допустить дальнейшего развития кризиса, навести порядок, £5

прекратить развал армии, предприняло попытку военного переворота, который возглавил Верховный 8»

главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов. В этой обстановке межрайонное совещание районных Советов рабочих и солдатских депутатов, находившееся под влиянием большевиков, стало р

общегородским центром Советов Петрограда, приняло постановление «создать рабочую милицию, ^

вооруженную под политическую ответственность межрайонного совещания и рабочих Советов».

Из рабочей милиции предусматривалось формирование «летучих отрядов» для задержания контрреволюционных агитаторов и установления контроля над действиями комиссаров городской милиции. На Советы была возложена задача сформировать районные комендатуры рабочей милиции из представителей Советов, комитетов политических партий и районных управ, которые обязаны вооружить рабочих и милиционеров, взять в свои руки управление милицией, тщательно проверить ^ списки рабочих милиционеров. Особо подчеркивалось, что «создание других вооруженных отрядов, помимо этой милиции, не допускается». ^

На основе этих решений на многих заводах были вновь созданы отряды рабочей милиции. В ^

дни корниловщины в красногвардейских отрядах Петрограда насчитывалось 13-15 тыс. человек. ^

Однако эта работа, как правило, уже не оплачивалась. Районные комендатуры получили право ^

направлять отряды рабочей милиции для охраны заводов, патрулирования на рынках, на выставление ^

постов у дорог и установление контроля над средствами связи и передвижения в целях недопущения беспорядков, пресечения спекуляции продовольственными товарами и т.д. Таким образом, задачи

X

„ „ _ Й

вновь создаваемой милиции носили в основном военно-милиционный характер и были подчинены оь

к

стороны преступного элемента столицы сделали службу милиционеров крайне опасной, вынуждают снабжать их для самозащиты и задержания оружием. Отсутствие у многих милиционеров оружия затрудняет правильное ведение борьбы с преступностью и защиту населения»52.

Даже неполная статистика преступлений за 1917 г. подтверждает, что, начиная с апреля, число «выдающихся преступлений», весьма опасных для Временного правительства, росло из месяца в ^ месяц. С начала июля этот рост принял взрывной характер. Если ГУМ Временного правительства в ^ июне 1917 г. было зарегистрировано разгромов тюрем, убийств, погромов, беспорядков, самосудов, поджогов и т.п. преступлений - 112, то в июле - 387, в августе - 440, а в сентябре уже - 958. Статистика преступлений чисто уголовного характера выглядит еще мрачнее. В мае было совершено убийств, грабежей и разбоев, насилий над личностью, самосудов и других менее тяжких уголовных преступлений - 555, в июне - 825, в июле - 2041, а в сентябре их количество достигло 247953.

Очевидец этих событий генерал А.Н Куропаткин 20 мая в своих дневниках записал, что «в ^ Петрограде положение не только не улучшается, но и ухудшается. Увеличивается число преступлений.

^ Пьянство, распущенность... Власти по-прежнему бездействуют. распоряжения не исполняются.

5 Анархия уже началась. Петроградский Совет солдатских и рабочих депутатов тоже теряет

^ авторитет. Его депутатов перестают слушать. Кронштадт не подчиняется Петрограду»54.

Ослабление борьбы с преступностью можно объяснить не только возложением на милицию ^ Временным правительством задач политического характера, но и сокращением численности отрядов рабочей милиции, которые до июльских событий активно участвовали в борьбе с преступностью, и справлялась с этой задачей лучше, чем «народная милиция» Временного правительства55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем обстановка в стране продолжала обостряться. Социально-экономический и политический кризис достиг апогея. Временное правительство уже не имело общественной поддержки, т.к. не решило ни одного важнейшего вопроса. Позднее А.Ф. Керенский писал, что «топтались везде - и в армии, и в аграрном вопросе, и в вопросе о войне и мире. Можно сказать, все государство топталось на месте, зацепившись за кадетский пень»56. Падало промышленное и *2 сельскохозяйственное производство, огромными темпами роста инфляция, в катастрофическом

положении находился железнодорожный транспорт. Были закрыты многие заводы и фабрики, росла ^ безработица, усилилась угроза голода. Все это вело к росту социальной напряженности в стране,

2 забастовочной борьбы. Увеличилось количество политических стачек. На ряде предприятий

^ устанавливался рабочий контроль. Усилилось и крестьянское движение. «В деревне “незаконные

^ действия” возросли во много раз. В июле властями было зарегистрировано 1777 случаев

откровенного насилия. С 1 сентября по 20 октября произошло 5140 “нарушений порядка”. Крестьяне ^ грабили и сотнями сжигали барские имения, убивали владельцев, не успевших скрыться,

^ захватывали инвентарь и скот»57. Частыми стали разгромы помещичьих имений и хуторов богатых

крестьян, самочинные захваты земель. Временное правительство было вынуждено применять вооруженную силу. Но и армия была уже не та. Она устала от войны, на фронтах участились случаи братания с противником, неповиновения командованию, стало массовым дезертирство. «Колоссальное количество дезертиров, хлынувших с фронта, воровством и грабежами ^ терроризировали население»58.

Всесторонний и глубочайший кризис, охвативший все сферы общественной жизни, создал условия для вооруженного захвата большевиками власти. Но для осуществления этой задачи необходимо было привлечь народ на свою сторону, обеспечить поддержку вооруженных сил. И хотя ^ отряды рабочей милиции и продолжали существовать, они были не столь многочисленны, и выполнить

такую задачу не могли. Нужна была иная форма организации вооруженных сил59. Такой формой организации стала Красная гвардия, появившаяся еще в марте-апреле 1917 г.

Еще 22 марта 1917 г. Русское бюро ЦК РСДРП(б) приняло резолюцию «О Временном ^ правительстве», в которой отмечалось, что «ближайшей и важнейшей задачей Советов, выполнение

которой единственно гарантирует победу над силами контрреволюции и дальнейшее развитие и углубление революции, партия считает всеобщее вооружение народа и, в частности, немедленное ^ создание рабочей Красной гвардии по всей стране»60. И такие отряды начали создаваться на многих

предприятиях Петрограда.

29 апреля «Правда» опубликовала проект Устава рабочей гвардии, принятый 28 апреля Советом рабочих и солдатских депутатов Выборгского района Петрограда. В нем Красная гвардия рассматривалась как вооруженная сила революции и как аппарат охраны порядка. Перед Красной гвардией ставились задачи:

а) вести борьбу с контрреволюционными, противонародными происками господствующих классов;

б) отстаивание с оружием в руках всех завоеваний рабочего класса;

в) охранение жизни безопасности и имущества всех граждан без различия пола, возраста и национальности».

Следует обратить внимание на то, что Устав предусматривал защиту «всех граждан», а не только рабочих61. В нем четко определялось, что членом Красной гвардии может быть «всякий ^

работник или работница, состоящие членами социалистической партии или профессионального союза, по рекомендации или выбору общего собрания завода или мастерской». Устав определял 5

организационную структуру Красной гвардии. Высшим органом Красной гвардии в районе являлся 5!

Совет, состоящий из пяти лиц, избираемых районным Советом рабочих и солдатских депутатов. Районная Красная гвардия делилась на десятки и сотни, которые возглавлялись соответствующими ^

выборными начальниками. Десять сотен составляли батальон. Сотские батальона образовывали ^

батальонный Совет.

28 апреля состоялось первое общегородское собрание представителей Красной гвардии Петрограда, на котором присутствовали 196 делегатов от красногвардейских отрядов фабрик и заводов города. На нем был обсужден вопрос о создании общегородского центра Красной гвардии. ^

К концу июня в Петрограде имелось около 6 тыс. красногвардейцев62.

После разгрома июльской демонстрации Красная гвардия была вынуждена перейти на ^

нелегальное положение, но продолжала действовать, увеличивать свои ряды. Как уже отмечалось, ^ особенно быстрый ее рост произошел в период борьбы с корниловской контрреволюцией. ^

Вполне справедливо оценил организаторскую деятельность большевиков по борьбе с ^

корниловской контрреволюцией французский историк, специалист по русской истории Н. Верт, который ^

писал, что «большевики были главными героями дня, так как их лидеры были выпущены из тюрьмы ^

или смогли выйти из подполья, куда их загнали после “июльских дней”». Он отмечал эффективность ^

и быстроту отпора рабочих, особенно в Петрограде, где большевики мобилизовали с помощью ^

завкомов, районных советов и рабочей милиции около 40 тыс. человек (из которых 25 тыс. имели оружие) за несколько часов63. Средства на содержание красногвардейцев отчислялись советами, оъ

профсоюзами, завкомами, что позволяло приобретать оружие, оплачивать часть красногвардейцев, ^

покрывать текущие расходы. Но после подавления корниловского мятежа владельцы промышленных ^

предприятий стремились не только прекратить ее оплату, но и вообще ликвидировать, и 12 сентября Петроградское общество заводчиков и фабрикантов своим решением запретило оплату труда рабочих ^

милиционеров. Однако красногвардейцы фабрики «Скороход» потребовали от администрации выплаты зарплаты членам рабочей милиции и Красной гвардии и добились своего. Таких конфликтов, закончившихся победой рабочих милиционеров и красногвардейцев, было много64. Но Временное правительство заняло сторону общества заводчиков и фабрикантов, а заместитель начальника ГУМ ^

24 октября 1917 г. прямо указал, что не следует оплачивать труд красногвардейцев, т.к. «Красная гвардия является не признаваемой правительством самочинной организацией»65.

Таким образом, каких-либо общероссийских нормативно-правовых актов, регламентировавших организацию и деятельность Красной гвардии, принятых высшими органами власти, не было, что ^

ставило ее вне закона, но районные Советы и их исполкомы, органы местного самоуправления, ^

принимали различные уставы, инструкции и наставления, на основе которых подобные формирования ^

создавались, вооружались, оплачивались, несли службу. ^

Несмотря на трудности, Красная гвардия Петрограда не только продолжала существовать, I®» но и увеличивала свою численность. Создавались отряды Красной гвардии и в сельской местности.

21 октября на заседании Исполкома Шлиссельбургского Совета был обсужден вопрос «Об организации из рабочих Красной гвардии и усилении борьбы с нарушителями общественного порядка». ^

Отмечалось, что в последнее время в Шлиссельбурге распространяются пьянство, кражи, уличные разбои, хулиганство. Исполком постановил:

«1) организовать в помещении милиции для охраны города Красную гвардию из рабочих; ^

2) установить дежурство в 15 человек на каждую ночь; ^

3) каждый член Красной гвардии в день службы освобождается от работы с сохранением за ним содержания и других добавочных вознаграждений по службе»66.

Таким образом, Красная гвардия, как и рабочая милиция, была вооруженной силой рабочего класса, но отличалась от нее тем, что основывалась на постоянном членстве, была

К)

противоправительственной организацией. Красногвардейцы занимались изучением военного дела в нерабочее время, как правило, не получая оплату за свой труд.

12 октября 1917 г. по решению Петросовета был создан военно-революционный комитет и определены его задачи, в реализации которых должны были активно участвовать Красная гвардия и рабочая милиция. 13-16 октября при Петроградском Совете был создан отдел рабочей гвардии, который сосредоточил в своих руках руководство районными штабами Красной гвардии, ее формирование и обучение67. Таким образом, под Красную гвардию подводились нормативно-правовые основы.

22 октября на общегородской конференции Красной гвардии был утвержден подготовленной ВРК устав Красной гвардии и избран ее Главный штаб. Накануне вооруженного восстания в Петрограде 22-23 октября военно-революционный комитет направил в воинские части и в комиссариаты милиции своих комиссаров для поддержки революционных действий и недопущения выступления солдат и матросов на стороне Временного правительств и его поддержки личным составом милиции.

Таким образом, на всех этапах развития революционного движения достаточно четко определялись место и роль милиции и Красной гвардии в ходе борьбы за завоевание и удержание власти, в недопущении уголовного террора, погромов, хулиганства и грабежей, формировались ее нормативно-правовые основы.

1 См.: Бутенко А.П. Правда и ложь о революциях 1917 года в России // Социс. 1997. № 2. С. 30-48.

2 См.: Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк / В.Ф. Некрасов, А.В. Борисов, М.Г. Детков и др. М., 1996. С. 33.

3 Великая Октябрьская социалистическая революция. Хроника событий. Т. 1. С. 13.

4 Милюков П.Н. Война и вторая революция // Страна гибнет сегодня. Воспоминания о Февральской революции 1917 г. М., 1991. С. 21.

5 См.: Токарев Ю.С. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в марте-апреле 1917 г. Л., 1976. С. 66-69.

6 Государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (далее ГАИПД СПб) Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 21-22.

7 См.: Токарев Ю.С. Народное правотворчество накануне Великой Октябрьской социалистической революции (март -октябрь 1917 г.) М.-Л., 1965. С. 69-70.

8 Борьба большевиков за установление и упрочение Советской власти в Петроградской губернии (1917-1918): Очерки и документы. Л., 1972. С. 251.

9 См.: Канн П.Я. Революционный держите шаг! Л., 1987. С. 7.

10 Революционное движение в России после свержения самодержавия: Документы и материалы. М., 1957. С. 402.

11 См.: Пролетарская революция. 1923. № 1 (13). С. 31.

12 См.: Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (далее ЦГА СПб). Ф. 148. Оп. 1. Д. 11, л. 1.

13 Озабоченность правительства вызывало падение дисциплины среди военнослужащих. Военное руководство беспокоило

неповиновение целых частей, самосуды и расправы над командным составом, пьянство среди солдат и офицеров. См.: Журавлев В.А. Без веры, царя и отечества: Российская периодическая печать и армия в марте-октябре 1917 года. СПб., 1999. С. 20-21.

14 См.: ЦГА СПб. Ф. 148. Оп. 1. Д. 11. Л. 3.

15 См.: Мулукаев Р.С. Организационно-правовые основы становления советской милиции. М., 1978; Старцев В.И. Очерки истории Петроградской Красной гвардии и рабочей милиции. М.-Л., 1965; Ю.С. Токарев. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в марте-апреле 1917 года. Л., 1976.

16 Ненароков А.П. Великий Октябрь: краткая история, документы, фотографии. М., 1977. С. 77.

17 ЦГА СПб. Ф. 148. Оп. 1. Д. 11. Л. 4.

18 Портнов В.П. ВЧК. (1917-1920 гг.) М., 1987. С. 37.

19 Точка зрения А. Рабиновича представляется нам более правильной. Он пишет: «Первоначально образованные жителями крупных многоквартирных домов непосредственно после Февральской революции, очевидно, прежде всего, для своей защиты, избранные домовые комитеты вскоре стали нести ответственность за соблюдение задач по содержанию дома в целом, за разные гражданские обязанности и за представление интересов нанимателей. После Октября большое число этих комитетов, особенно в более зажиточных районах Петрограда, ... враждебно относились к большевикам и оказывали сопротивление Советской власти. Поэтому в сентябре 1918 года домовые комитеты декретом департамента юстиции Петроградской трудовой коммуны были распущены. Местным Советам было поручено осуществлять надзор за избранием новых «домовых комитетов бедноты». См.: Рабинович А. Петроградский совет 1-го Городского района в период гражданской войны // Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994. С. 190.

20 СУ. 1917. № 97. Ст. 537.

21 Сборник циркуляров МВД. Пг., 1917. С. 60.

22 Отсутствие статистических сведений о преступности в 1917 г. не только в масштабе всей России, но даже в масштабе отдельных губерний, свидетельствует о том, что данные о преступности систематически не собирались и не обобщались. По данным Московской сыскной полиции, в марте-апреле 1916 г. в городе было совершено 1321 преступление, а в те же месяцы 1917 г. - 7230. См.: Герцензон А. Карательная политика и уголовное законодательство Временного правительства // Советское государство и право. 1941. № 2. С. 61-62.

23 См.: Советская милиция: История и современность (1917-1987 гг.). М., 1987. С. 42. В 1913 г. в сыскной полиции Санкт-Петербурга было 113 полицейских надзирателей, из которых 47 были распределены по полицейским участкам города, 46

осуществляли рейды по городу в составе «летучих отрядов» и 20 выполняли различные поручения и дежурили в Управлении сыскной полиции. См.: Зарин А. Кровавые летописи Петербурга. СПб., 1914. С. 73.

24 Сборник циркуляров МВД. Пг., 1917. С. 61.

25 См.: ЦГА СПб. Ф. 74. Оп. 2. Д. 1. Л. 28. Таким образом, при Временном правительстве аппарат уголовного розыска находился в ведении органов юстиции и в состав милиции не входил, а в отдельных губерниях подчинялся непосредственно судебным органам. Поэтому уголовный розыск фактически действовал не самостоятельно, а по заданиям и поручениям следственных и судебных органов. См.: Нормативные акты о советской милиции в 1917-1920 гг. М., 1968. С. 6.

26 См.: Минц И.И. История Великого Октября. Т. 2. М., 1968. С. 281.

27 См.: ЦГА СПб. Ф. 148. Оп. 1. Д. 11. Л. 6.

28 См.: Военные организации российского пролетариата и опыт его вооруженной борьбы. 1903-1917 гг. М., 1974. С. 234.

29 См. там же. С. 11.

30 См.: Звягинцева А.П. Организация и деятельность милиции Временного правительства России в 1917 году: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1972. С. 191.

31 См. там же. С. 191-193.

32 Сборник циркуляров МВД за период март-июнь 1917 года. С. 16. М., 1917. С. 5, 6, 16.

33 Там же. С. 47.

34 См.: Морозов Б.М. Партия и Советы в Октябрьской революции. М., 1977. С. 42-43.

35 Сборник циркуляров МВД за период март-июнь 1917 года. С. 5, 60.

36 Там же. С. 73-74.

37 Эта точка зрения утвердилась и стала официальной с подачи В.И. Ленина, она отражена в двухтомном издании

«Истории советской милиции» (т. 1), ее придерживались все исследователи до перестроечного периода, в т.ч. и автор данной

статьи.

38 Сборник циркуляров МВД за период март-июнь 1917 года. С. 73-74. Положения данного циркуляра в последующем нашли отражение в постановлении СРКО РСФСР от 13 февраля, которым предоставлялось право «поступать на службу в милицию красноармейцам, родившимся в 1891 году и ранее, участвовавшим в боях и эвакуированным из действующей армии в лечебные заведения или получившим отпуска по ранениям и болезням». См.: СУ РСФСР 1920. № 14. Ст. 86.

39 Сборник циркуляров МВД за период март-июнь 1917 года. С. 60, 68-69. В последующем мы увидим, что аналогичные проблемы возникали и после Октябрьского переворота, и руководство советской рабоче-крестьянской милиции принимало такие же меры, опираясь на опыт решения подобных проблем Министерством внутренних дел Временного правительства.

40 См.: История СССР: В 12 т. Т. 7. М., 1967. С. 112.

41 См.: Потехин М.П. Первый Совет пролетарской диктатуры. Л., 1966. С. 26-27; Правда. 1917. 24 июня.

42 Милюков П. Почему большевики взяли верх? // Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? / Под ред. В.П. Волобуева. М., 1991. С. 173.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Старцев В.И. Указ. соч. С. 109.

44 См.: Новая жизнь. 1917. 7 июля.

45 Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. М., 1957. С. 269.

46 См.: Мулукаев РС. Организационно-правовые основы становления Советской милиции (1917-1920 гг.): Учебное пособие. М., 1975. С. 24-25.

47 Токарев Ю.С. Петроградские рабочие...С. 22.

48 Старцев В. Человек с ружьем в Октябре // Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа?.. С. 153.

49 См.: Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Л., 1957. С. 215.

50 Токарев Ю.С Петроградские рабочие. С. 26.

51 Рид. Д. Десять дней, которые потрясли мир. М., 1958. С. 60.

52 ЦГА СПб. Ф. 47. Оп. 1. Д. 9. Л. 127.

53 См.: Герцензон А. Указ. соч. С. 63-64.

54 Политическая история Российского государства: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, А.А. Чернобаев / Под общ. ред. Ш.М. Мунчаева. М., 1998. С. 393.

55 См.: Новая жизнь. 1917. 7 июня.

56 Керенский А. Издалека. Париж, 1922. С. 235.

57 Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1995. С. 107.

58 Красная летопись. 1923. № 6. С. 137.

59 В данной статье не рассматриваются вопросы борьбы за армию, в которой участвовали почти все политические партии. Эта проблема в юридической и исторической литературе разработана достаточно хорошо.

60 См.: Правда. 1917. 26 марта. Многочисленные документы РСДРП(б), глубокие и всесторонние исследования ученых нашей страны свидетельствуют о том, что большевики уделяли огромное внимание созданию Красной гвардии; она появилась в России не стихийно, как утверждает американский историк Р. Уэйд в книге «Красная гвардия и рабочая милиция в русской революции», а в связи с активной работой большевиков по ее формированию и обучению (Wade R. Red Guards and Workers Militias in Russian Revolution. Stanford, 1984).

61 См.: Правда. 1917. № 44. 12 мая (29 апреля).

62 См.: Военные организации российского пролетариата и опыт его революционной борьбы. 1903-1917 гг. М., 1974. С. 236.

63 Верт Н. Указ. соч. С. 105.

64 Верхось В.П. Красная гвардия в Октябрьской революции. М., 1976. С. 176-177.

65 Революционное движение в России накануне Октябрьского вооруженного восстания. С. 352.

66 Борьба за установление и упрочение Советской власти в Петроградской губернии (1917-1918): Очерки и документы. Л., 1972. С. 295-296.

67 См.: Потехин М.Н. Первый Совет пролетарской диктатуры. Л., 1966. С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.