УДК 343.825
DOI 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).4.362-366
НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА МАЛОЛЕТКИНА,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, г. Самара, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ И РЯДЕ СТРАН
Для цитирования
Малолеткина, Н. С. Правовые основы общественного воздействия как средства исправления осужденных в России и ряде стран / Н. С. Малолеткина // Уголовно-исполнительное право. - 2019. - Т. 14(1-4), № 4. - С. 362-366. - DOI : 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).4.362-366.
Аннотация. В статье проводится сравнительно-правовой анализ понятия общественного воздействия как средства исправления осужденных в России и ряде стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Узбекистан и др.), рассматривается правовое регулирование общественного воздействия как основного средства исправления осужденных, осуществляемого как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Выявлено, что в нашей стране и изучаемых государствах исправление осужденных понимается в целом единообразно. Между тем установлены направления развития российского законодательства с учетом зарубежного опыта в изучаемой области.
Ключевые слова: общественное воздействие, осужденные, исправление.
Согласно ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) общественное воздействие в отношении осужденных выступает одним из основных средств их исправления.
В России под понятием «исправление осужденных» принято понимать формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (ч. 2 ст. 7) данное понятие трактует следующим образом: исправление осужденных - это формирование у них го© Малолеткина Н. С., 2019
1^®©© Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
товности вести правопослушный образ жизни. Белорусский законодатель делает упор на слове «готовность», означающую такое состояние осужденного, при котором он готов извлечь пользу из негативного опыта и вести правопослушный образ жизни по истечении отбывания наказания. При этом общественное воздействие выделяется в качестве основного средства достижения целей уголовной ответственности в процессе ее применения в Республике Беларусь с учетом форм реализации уголовной ответственности, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан в ст. 7 определяет исправление осужденного как формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития. К основным средствам исправления осужденного относится, помимо прочего, общественное воздействие.
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения вопросу исправления осужденного посвящает главу 3 «Исправление осужденного». В ней в ст. 16 предлагается рассматривать исправление осужденного как формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, правилам и традициям общежития, а также стимулирование правопослушного поведения в целях закрепления и развития у осужденного здорового образа жизни. Достигнуть указанной цели сотрудникам помогает также одно из основных средств исправления - общественное воздействие (ч. 1 ст. 17 УИК Республики Армения), в связи с чем происходит повышение роли общественности в исправительном учреждении. В законодательстве Республики Армения, по сравнению с УИК РФ, появляется дополнительная составляющая исправления осужденного в виде «закрепления и развития у осужденного здорового образа жизни», что позволяет на законодательном уровне воздействовать и больше обращать внимание на его здоровье и образ жизни со стороны как администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, так и самого осужденного (этому аспекту исправительного воздействия особо уделяется внимание в некоторых публикациях [1]).
Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики (ч. 1 ст. 8), Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан (ч. 1 ст. 14) и Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики (ч. 8.1 ст. 8) предлагают трактовать исправление осужденного следующим образом - формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития (по сути, аналогично российскому подходу). К основным средствам исправления осужденного указанные нормативно-правовые акты также относят общественное воздействие.
Кратко проанализировав определение «исправление осужденного», закрепленное в указанных кодексах, можем констатировать, что базовое понятие у всех одно и то же, только одни сократили его до минимума, другие - немного расширили. Что касается основных средств исправления осужденного, то здесь очевидно их единое видение -во всех кодексах присутствует общественное воздействие как средство исправления.
Уголовно-исполнительное законодательство России не раскрывает понятие, сущность и содержание общественного воздействия на осужденных, однако прямо или косвенно в отдельных положениях указывает на некоторые формы его проявления -ст. 9, 14, 23, 24, 109, 110, 142 УИК РФ. В науке уголовно-исполнительного права только в последние годы были сделаны попытки на теоретическом уровне сформировать понятие «общественное воздействие на осужденных» [2, с. 146].
Общественное воздействие в целом на территории РФ осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов, как Федеральный закон «Об общественных объединениях» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно ч. 3 ст. 23 УИК РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и порядке, которые установлены законодательством РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 23 УИК РФ для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет.
Представляется, что деятельность общественных объединений, помимо прочего, ориентирована на содействие учреждениям и органам, исполняющим наказания, в том числе в решении вопросов спонсорской помощи и налаживании контактов с учреждениями культуры, а напрямую или косвенно влияет на осужденного, тем самым способствуя достижению основной цели - исправлению осужденного в период отбывания наказания.
В современных уголовно-исполнительных законах других вышеуказанных государств также нет конкретного определения понятия «общественное воздействие».
Интересна ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (УИК РК) «Участие общественности в исправлении осужденных», в ч. 1 которой говорится о том, что в исправлении осужденных могут участвовать попечительские и общественные наблюдательные советы, комитеты родителей осужденных, профессиональные союзы, трудовые коллективы, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, общественные и религиозные объединения, общественные и благотворительные фонды, политические партии, другие организации, а также граждане путем участия:
- в мероприятиях по проведению социологических и иных мониторингов;
- обсуждении и непосредственно в разработке проектов нормативно-правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний;
- предоставлении, распределении и наблюдении за использованием гуманитарной и благотворительной помощи осужденным;
- разработке и реализации программ и проектов, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы.
В ч. 2 ст. 8 УИК РК определено, что лица, указанные в ч. 1 ст. 8 данного Кодекса, не вправе разглашать ставшие им известными сведения о частной жизни осужденного без его согласия под угрозой привлечения к соответствующей ответственности.
На наш взгляд, полезным было бы российскому законодателю перенять опыт Республики Казахстан, на законодательном уровне закрепив, в частности, перечень субъектов и способы осуществления общественного воздействия на осужденных.
Для России также весьма актуален вопрос об общественном контроле за соблюдением прав осужденных в исправительных учреждениях в контексте реализации об-
щественного воздействия как одного из основных средств исправления осужденных [3, с. 15-20; 4, с. 95-97; 5, с. 217-220].
Представляется, что в российском законодательстве об общественном контроле за соблюдением прав осужденных должны быть всесторонне охвачены основные аспекты взаимодействия субъектов общественного контроля и учреждений УИС, в том числе четко закреплены их конкретные права и обязанности. В силу этого потенциал правового регулирования взаимодействия субъектов общественного контроля и учреждений УИС по-прежнему не исчерпан [6, с. 12]. В связи с этим обратимся к зарубежному опыту.
Согласно п. 2.4 ст. 2 приказа № 4-Т министра юстиции Азербайджанской Республики от 25 апреля 2006 г. и решению коллегии Министерства юстиции от 29 декабря 2011 г. «Правила участия общественности в исправлении осужденных и осуществления общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания» (далее - Правила) участие общественности в исправлении осужденных и осуществлении общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений обеспечивается Общественным комитетом. Общественный комитет образуется для достижения цели в виде организации участия общественности и неправительственных организаций в исправлении осужденных; много внимания также уделяется осуществлению общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений, занимающихся защитой прав человека, правовым просвещением, образованием, здравоохранением, деятельностью религиозных организаций и их объединений (в состав комитета входят ученые, культурные и общественные деятели и пр.).
К основным формам участия в исправлении осужденных, согласно ч. 4.1 Правил, относятся: оказание осужденным содействия в получении общего образования и профессиональной подготовки; оказание содействия в организации досуга осужденных, привлечении их к общественно полезному труду; осуществление в пенитенциарных учреждениях нравственных, правовых, трудовых, физических и иных воспитательных мероприятий; оказание содействия осужденным в реализации права на свободу совести и вероисповедания; оказание правовой помощи осужденным; проведение с осужденными работы по правовому просвещению; организация встреч осужденных с видными деятелями государства, науки, культуры, искусства и спорта; оказание содействия осужденным в организации художественной самодеятельности; организация для осужденных концертов и иных культурных мероприятий; оказание моральной, материальной и иной помощи осужденным и их близким родственникам; оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищного устройства, трудоустройства, медицинского и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации после освобождения от отбывания наказания; оказание помощи в укреплении материально-технической базы пенитенциарных учреждений.
Представляется, что в России также осуществляются некоторые из вышеуказанных форм участия в исправлении осужденного, но не в полной мере они закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве и реализуются в исправительных учреждениях, что в целом принижает роль общественного воздействия.
Исходя из вышеизложенного хотелось бы отметить, что, кроме сходства в толковании понятий исправления осужденных, общественного воздействия в России и некоторых рассматриваемых государствах, имеются различия в части понимания реализации общественного воздействия как одного из основных средств исправления осужденных. Так, в одних странах общественное воздействие реализуется через общественные комитеты или постоянную работу с религиозными объединениями и общественными ор-
ганизациями, в других - приоритетными являются взаимодействие с правозащитными организациями и работа с близкими родственниками осужденных. Фактически каждое государство таким путем способствует достижению цели исправления осужденных через общественное воздействие.
Представляется, что с учетом зарубежного опыта в уголовно-исполнительном и ином законодательстве России необходимо первоначально закрепить перечень субъектов общественного воздействия на осужденных и средств, с помощью которых оно будет осуществляться.
Библиографический список
1. Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2012. 521 с.
2. Маликов Б. З. Общественное воздействие - средство исправления осужденных и роль в нем религиозного аспекта // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 14(1-4), № 2. С. 146-151.
3. Александров А. С., Баров Ю. А. Обеспечение режима и безопасности в исправительном учреждении при взаимодействии с субъектами общественного контроля: постановка проблемы // Вестник Кузбасского института. 2017. № 1(30). С. 15-20.
4. Белик В. Н. К вопросу об эффективности общественного контроля в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 5. С. 95-97.
5. Громов В. Г Общественный контроль за деятельностью исправительных учреждений // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16-2. С. 217-220.
6. Скиба А. П. Взаимодействие субъектов общественного контроля и учреждений уголовно-исполнительной системы: проблемы правового регулирования // Юрист Юга России и Закавказья. 2015. № 1-2. С. 11-14.