Научная статья на тему 'Правовые основы образования современной налоговой системы России'

Правовые основы образования современной налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1448
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / ФИСКАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / TAX SYSTEM / TAX REFORM / FISCAL ORIENTATION / THE LEGISLATION ON TAXES AND LEVIES / TAX CODE / TAX RULES / TAX CONTROL / BUDGET SYSTEM / FEDERAL TAXES / REGIONAL TAXES / LOCAL TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Леонид Дмитриевич

Рассмотрены правовые основы образования налоговой системы России. На сегодняшний день налоговая система России является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоговая система России стала главным предметом дискуссий о путях и методах её реформирования, равно как и острой критики. Преобразование налоговой системы России тесно связано с развитием и изменением форм государственного устройства. Автор статьи предлагает своё видение образования новой налоговой системы России в условиях экономического кризиса и формирования рыночных отношений. Целью статьи является научное обоснование широкомасштабной комплексной налоговой реформы. Её осуществление позволяет сделать вывод о том, что образованная налоговая система России в основном отражает общераспространенные в мировой практике принципы налоговых систем. Налоговая реформа должна решить две главные задачи: 1) ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей, создать предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов; 2) решить проблему сбалансированности текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal bases of the formation of modern tax system of Russia

The article is devoted to legal bases of education of the Russian tax system. Today the tax system of Russia is one of the most important economic regulators, the basis of the financial-credit mechanism of state regulation of economy. Properly constructed tax system depends on the effective functioning of the entire economy. The tax system of Russia became the main subject of debate on the ways and methods of reforming it, as well as sharp criticism. The transformation of the tax system of Russia is closely connected with the development and change of forms of government. The author offers his vision of education of the new tax system of Russia in conditions of economic crisis and the formation of market relations. The aim of the article is scientific justification for a large-scale comprehensive tax reform. Its implementation allows to conclude that the educated tax system in Russia mainly reflects widespread in the world practice the principles of the tax system. Tax reform has to solve two main tasks: 1) to ease the tax burden on enterprises and organizations, especially on domestic manufacturers, to create preconditions for the recovery of lost working capital; 2) to solve the problem of balancing the current budget for income and expenditure, reducing the deficit.

Текст научной работы на тему «Правовые основы образования современной налоговой системы России»

УДК 342 ББК 67.402

© Кузнецов Л.Д.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

ЛЕОНИД ДМИТРИЕВИЧ КУЗНЕЦОВ,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя,

кандидат юридических наук, E-mail: leonkuzn@mail.ru Научная специальность 12.00.04 — Финансовое право;

налоговое право; бюджетное право. Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены правовые основы образования налоговой системы России. На сегодняшний день налоговая система России является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоговая система России стала главным предметом дискуссий о путях и методах её реформирования, равно как и острой критики. Преобразование налоговой системы России тесно связано с развитием и изменением форм государственного устройства.

Автор статьи предлагает своё видение образования новой налоговой системы России в условиях экономического кризиса и формирования рыночных отношений.

Целью статьи является научное обоснование широкомасштабной комплексной налоговой реформы. Её осуществление позволяет сделать вывод о том, что образованная налоговая система России в основном отражает общераспространенные в мировой практике принципы налоговых систем. Налоговая реформа должна решить две главные задачи: 1) ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей, создать предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов; 2) решить проблему сбалансированности текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая реформа, фискальная направленность, законодательство о налогах и сборах, налоговый кодекс, принципы налогообложения, система налогов и сборов, налоговый контроль, бюджетная система, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.

Annotation. The article is devoted to legal bases of education of the Russian tax system. Today the tax system of Russia is one of the most important economic regulators, the basis of the financial-credit mechanism of state regulation of economy. Properly constructed tax system depends on the effective functioning of the entire economy. The tax system of Russia became the main subject of debate on the ways and methods of reforming it, as well as sharp criticism. The transformation of the tax system of Russia is closely connected with the development and change of forms of government.

The author offers his vision of education of the new tax system of Russia in conditions of economic crisis and the formation of market relations.

The aim of the article is scientific justification for a large-scale comprehensive tax reform. Its implementation allows to conclude that the educated tax system in Russia mainly reflects widespread in the world practice the principles of the tax system. Tax reform has to solve two main tasks: 1) to ease the tax burden on enterprises and organizations, especially on domestic manufacturers, to create preconditions for the recovery of lost working capital; 2) to solve the problem of balancing the current budget for income and expenditure, reducing the deficit.

Keywords: tax system, tax reform, fiscal orientation, the legislation on taxes and levies, tax code, tax rules, tax system, tax control, budget system, Federal taxes, regional taxes, local taxes.

Для цитирования: Кузнецов Л.Д. Правовые основы образования современной налоговой системы России. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):36-39.

В 1991 году возникла экономическая необходи- шей к рынку. Поскольку не было достаточной инфор-мость создать налоговую систему России, переходив- мации о поведении налогоплательщиков в государствах

с переходной экономикой, пришлось взять за образец систему налогообложения в развитых странах, выработать на основе их опыта собственную модель и попытаться ее выстроить. Это и было сделано в 1991-1992 годах.1 Однако до настоящего времени не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России.2 Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже указанных лет, в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. В этот период налоги в России становятся инструментом политической борьбы.3 На территории России был введён особый «суверенный» режим налогообложения — Верховный Совет РСФСР в июле 1990 года принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет. 4

В марте 1991 года в России был принят Закон Российской Федерации № 943-1 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации», который положил начало формированию налоговых инспекций и налоговых органов на территории Российской Федерации. (со вступлением в силу Федерального закона от 08 июля 1999 года №151-ФЗ указанный Закон получил наименование «О налоговых органах Российской Федерации»).

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства.

Таким образом, молодому российскому государству необходимо было создать свою систему формирования доходной части бюджета. 5

Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В России был подготовлен и принят пакет основополагающих законов. Пакет содержал законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» и другие.

В ноябре 1991 года Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). В декабре 1991 г. — утверждено «Положение о налоговой службе Российской Федерации». Таким образом, в декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована. 6

Современная налоговая система России практически была введена в действие с 1 января 1992 года. По своей структуре построения новая налоговая система России в основном отражает общераспространенные в мировой практике принципы налоговых систем. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и

сборов, применявшихся в нашей практике ранее.7

Несмотря на то, что с первых дней своего возникновения налоговая система России развивалась в условиях экономического кризиса, но, тем не менее она обеспечила функционирование всего хозяйственного аппарата страны, что позволило, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности. В основном, созданная система отвечала текущим задачам перехода к рыночной экономике.

Сложившийся в конце 90-х годов в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства Российской Федерации (далее по тексту Правительства РФ) проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, так как она обеспечила более 92% поступлений средств в федеральный бюджет. 8

Налоговая система России (в 1992-1994 гг.) по сравнению с советской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. смена командно-административной системы управления на рыночную потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд пережитков советской эпохи. 9

Главным изменением налоговой системы стало то, что основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в 1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений. Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота на налог на добавленную стоимость и акцизы. Однако, изменив состав и структуру налоговых доходов, налоговая реформа начала 1990-х гг. не смогла коренным образом изменить порядок взимания, а также принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранив практику советских времен. В основе этой практики осталась ориентация налоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных или приватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где основу налоговых поступлений составляет подоходный налог и доходы по социальному страхованию).

Таким образом, для России характерен перекос в сторону корпоративных доходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходы физических лиц и конечное потребление.

Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, который особенно остро проявился в 1993 г., когда в бюджетную систему России было собрано всего 24,7% ВВП. Второй серьезный шаг в реформировании налоговой системы страны был сделан в 1995 г., когда были ликвидированы либо включены в федеральный бюджет все внебюджетные фонды (включая Федеральный дорожный фонд), за исключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования.

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в после кризисной обстановке пытается поправить свое экономическое

положение при помощи корректировки налоговой системы. Важной особенностью 1999 г. стало практически повсеместное введение в регионах страны налога с продаж (в том числе в Москве), налоговая ставка которого варьировалась по регионам в пределах 2-5%. 10

23 декабря 1998 г. Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Государственная налоговая служба Российской11 Федерации была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Это изменение значительно повысило авторитет налоговых органов.

Однако просуществовало министерство недолго. Уже 9 марта 2004 года — Указом Президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее — ФНС России) с передачей соответствующих функций и полномочий. Отдельные функции, в частности по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и по ведению разъяснительной работы по налоговому законодательству переданы Министерству финансов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 28.12.2011) утверждено Положение о Федеральной налоговой службе».12

Анализируя изложенное нельзя недооценивать значения истории развития налоговой системы России, а также дальнейших путей ее совершенствования. Только подробный исторический анализ становления налоговой системы России позволит избежать ошибок при реформировании системы в перспективе.

На сегодняшний день налоговая система России оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах её реформирования, равно как и острой критики. Преобразование налоговой системы России тесно связано с развитием и изменением форм государственного устройства. Важную роль в построения налоговой системы России в условиях рыночных отношений имел Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118 — 1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этот Закон определил, необходимые в то время, общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Следует особо отметить, что каждому закону об отдельном налоге ранее соответствовала инструкция Министерства по налогам и сборам РФ, которая подробно описывала правила налогообложения и регламентировала специфические моменты в сфере налогообложения. Нормативные акты Министерства по налогам и сборам РФ представляли собой огромный пакет документов, иногда противоречащих законам и друг другу. Для решения возникшей проблемы необходимо было принять единый свод законов, регламентирующих основные аспекты налогообложения, поэтому уже с 1995 г. стоял вопрос о принятии Налогового кодекса РФ 13 (далее — Кодекс). Однако первая попытка (1996 г.) не увенчалась успехом. Только 31 июля 1998 года была принята, а с 1 января 1999 года введена в

действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации в форме Федерального закона N 146-ФЗ. Вступившая в силу 01.01.1999 года часть первая Кодекса заменила Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».14

Налоговый кодекс РФ установил систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере.

Согласно статье 12 Кодекса правом установления и введения федеральных налогов и сборов обладает Федеральное собрание. Правом установления и введения региональных налогов и сборов обладают Федеральное собрание и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Правом установления и введения местных налогов и сборов обладает представительные органы муниципальных образований.

Система налогов и сборов Российской Федерации напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством.

Через 2 года после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2001 года была введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации №117-ФЗ. Это специальная часть Кодекса посвящена конкретным видам налогов. Также частью второй Кодекса установлены специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Таким образом, результатом первого этапа реформирования налоговой системы России явилось принятие Налогового кодекса РФ.

В настоящее время налоговая система России в основном отражает общераспространенные в мировой практике принципы налоговых систем.

1 Назаров В.С. Налоговая система России в 1991-2008 го-

дах (http://iqnalog.ru/nalogovaya-sistema-rf-1991-09-gg/)

2 https://www.rnk.ru/nalog-rf

3 http://works.doklad.ru/view/esI6w0bgfL8.html

4 http://mirznaшi.com/a/241890/stanovleшe-razvitie-i-problemy-nalogovoy-sistemy-rossii

5 http://www.cnfp.rU/tax/theory/history/#p2

6 http://www.cnfp.rU/tax/theory/history/#p2

7 http://www.nalog.ru/document.php?topic=&id=5205

8 Толкушкин А.В. История налогов в Росии. — М.: "Юристъ", 201. — 432 с.

9 http://iqnalog.ru/nalogovaya-sistema-rf-1991-09-gg/

10 http://iqnalog.ru/nalogovaya-sistema-rf-1991-09-gg/

11 Указ Президента Российской Федерации № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" // Российская газета, N 245, 25.12.98.

12 Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 28.12.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // Российская газета. 06.10.2004; 13.01.2012.

13 Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

14 Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с изм. от 25.03.2004) // «Российская газета», N 237, 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 08 июля 1999 года №151-ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» (Российская газета N 182, 14.08.92)

3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» («Российская газета», N 56, 10.03.92) (утратил силу)

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

5. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 28.12.2011) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Российская газета. 06.10.2004; 13.01.2012.

6. Бельский К.С. Основы налогового права (Цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) // Гражданин и право. 2006. № 1. С. 54 — 59.

7. Брызгалин А.В. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Установление, введение и отмена налогов // Фигансовое право Российской Федерации: Учебник / отв. ред. М.В. Карасева. — М.: Юристъ, 2012. — С. 324-329.

8. Кучеров И.И. Налоговое право России / И.И. Кучеров. 3-е изд. М.: Центр ЮрИнфоР, 2010. 378 с.

9. Налоговое право: учеб. пособие: 2-е изд. / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Изд. дом «ФБК-ПРЕСС», 2007. 421 с.

10. Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю.А. Крохина; [Н.С. Бондарь, В.В.

Гриценко, А.Ю. Крохина [и др.]. 4-е изд., испр. М.: Норма: Инфра-М, 2011. 719 с.

11. Финансовое право: Учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2009. 553 с.

12. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой, доп. Артемов Н.М., Ашмари-на Е.М., Арефкина Е.И. 5-е, перераб. М.: Юристъ, 2011. 567 с.

References

1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993(as amended. from 25.03.2004) / / Rossiyskaya Gazeta, N 237, 25.12.1993.

2. The Federal law from 08 July 1999 №151-FZ "About tax bodies of the Russian Federation" (Rossiyskaya Gazeta, N 182, 14.08.92)

3. The law of the Russian Federation of 27.12.1991 N 2118-1 "About bases of tax system in the Russian Federation" ("Russian newspaper", N 56, 10.03.92) (repealed)

4. Tax code of the Russian Federation (parts one and two) // Sz the Russian Federation. 1998. No. 31. St. 3824; SZ THE RUSSIAN FEDERATION. 2000. No. 32. St. 3340.

5. The decree of the RF Government dated 30.09.2004 №№ 506 (as amended from 28.12.2011) "About the Position statement about Federal tax service" // the Russian newspaper. 06.10.2004; 13.01.2012.

6. Belsky K. S. Fundamentals of tax law (a series of articles on the theory of tax law of the five parts) // Citizen and law. 2006. No. 1. P. 54 — 59.

7. Bryzgalin AV System of taxes and fees in the Russian Federation. The establishment, introduction and abolition of taxes // Financial law of Russian Federation: Textbook / ed. edited by M. V. Karasev. — M.: Yurist, 2012. — S. 324-329.

8. Kucherov I. I. Tax law of Russia / I. I. Kucherov. 3-e Izd. M.: Center Jurinfor, 2010. 378 p

9. Tax law: textbook. Handbook: 2nd ed. / under the editorship of S. G. Pepeliaev. M.: Izd. home "FBK-PRESS", 2007. 421 S.

10. Tax law of Russia: textbook for universities / ed. ed. Yu. a. Krokhina; [N.With. Bondar, V. V. Gritsenko, A. Krokhina Y. [and others]. 4-e Izd., Rev. M.: Norma, Infra-M, 2011. 719 S.

11. Financial law: the Textbook / under the editorship of E. Yu. Gracheva, and G. P. Tolstopyatenko. M.: Prospect, 2009. 553 p

12. Financial law: the Textbook / Under the editorship of O. N. Gorbunova, EXT. Artemov, N. M. Ashmarina E. M., Arapkina E. I. 5-e, revised. M.: Yurist, 2011. 567 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.